Понятие абсентеизма. Абсентеизм: понятие и определение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Подобные документы

    Понятие и основные характеристики политического поведения. Содержание и формы политического участия. Политическая иммобильность и абсентеизм: причины и следствия. Во всех развитых демократических странах существуют институты политического образования.

    реферат , добавлен 15.12.2003

    Теоретические и методические аспекты "политического участия" граждан в жизни страны, его сущность, виды и формы протекания. основные характеристики политического поведения. Практические и целенаправленные формы политического участия в современной России.

    реферат , добавлен 20.09.2011

    Изучение особенностей личности политического лидера Д.А. Медведева - российского государственного и политического деятеля, третьего Президента РФ, избранного на выборах 2 марта 2008 г. Анализ политической деятельности, участия в выборах Президента России.

    реферат , добавлен 27.10.2010

    Сущность и стуктура политического процесса. Понятие политического процесса и его формы. Структура и виды. Режимы протекания. Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2002

    Понятие и основные теоретические подходы к изучению абсентеизма, предпосылки его появления и характерные особенности. Проявление конфликтного потенциала в условиях абсентеизма в современном избирательном процессе, его последствия и механизмы преодоления.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Объект, предмет, система категорий социологии политики. Механизм функционирования политической системы. Факторы политического поведения и участия. Институт выборов и его социальные функции. Типы партийных систем. Функции политического лидерства.

    шпаргалка , добавлен 24.11.2010

    Общее понятие политического лидерства. Сложность феномена политического авторитета. Современные теории политического лидерства и их характеристика. Типологизация политического лидерства на основе различных признаков. Особенности лидерства в XXI веке.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Специфика политического сознания, роль в жизнедеятельности общества, источники и функции. Социально-психологические аспекты политики. Роль человека в политике. Типология политического участия. Основные права и свободы. Понятие политической психологии.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2009

    Раскрытие сущности и изучение режимов функционирования политического процесса как упорядоченного действия по реализации властных интересов и целей. Исследование процесса принятия политического решения. Основные способы и формы политического участия.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    Подходы к рассмотрению политического сознания, его функции и пути формирования. Формирование политического сознания личности, его типы (политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое). Типология политического сознания россиян.

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

41. Избирательная система рб

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.

Абсентеизм

Абсентеизм

(лат. absentis - отсутствующий) - одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них; пассив­ный протест населения против существующей фор­мы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеиз­мом можно понимать факт равнодушного отноше­ния населения к политической жизни, обыватель­ское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполи­тичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граж­дане Российской Федерации имеют право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жиз­ни, избирательной кампании. Тем самым абсенте­изм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствую­щего сознания, безразличия к общественно-поли­тическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политичес­кой культурой, человек обязан свободно реализо­вывать свои права в политической жизни. Массо­вый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать населе­ние объектом манипулирования, абсолютно подвлас­тным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: раз­витом и неразвитом, демократическом и тоталитар­ном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институ­тов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Абсентеизм

(от лат. absentia - отсутствие)

неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону; земледельческий: форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Абсентеизм" в других словарях:

    - (от лат. absens отсутствующий). Страсть к путешествиям или к проживанию вне своей родной страны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСЕНТЕИЗМ 1) проживание землевладельцев вне своих поместий; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    абсентеизм - а, м. absentéisme m. <англ. absenteism <лат. 1834. Рей 1998. 1. Продолжительная отлучка, проживание вне своего имения, отечества. Мак. 1908. Оно <правительство> не в состоянии исцелить старинную язву от которой страдало земледелие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (absenteeism) Уклонение от работы без уважительной причины; часто это – однодневное отсутствие на работе в связи с болезнью, но без посещения врача. Абсентеизм наиболее распространен в крупных организациях, где может становиться серьезной… … Словарь бизнес-терминов

    - [сэнтэ], абсентеизма, мн. нет, муж. (от лат. absens отсутствующий) (книжн.). Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких нибудь общественных обязанностей. На последних выборах не замечалось абсентеизма избирателей. Проявлять абсентеизм… … Толковый словарь Ушакова

    Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких л. общественных обязанностей (Ушаков) См … Словарь синонимов

    - (от лат. absens отсутствующий) в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме … Юридический словарь

    - (от латинского absentia отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах президента, парламента и др. Обычно составляет около 15% избирательного корпуса … Современная энциклопедия

    Земледельческий, форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли … Современная энциклопедия

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Голосование на выборах - наиболее важная и массовая форма политического участия. Посредством выборов происходит формирование правительства и обеспечивается тот механизм, с помощью которого общественные установки отражаются на государственной политике. Кроме того, выборы выполняют определенные латентные функции. Они легитимируют власть, сдерживают политические и социальные конфликты. Пока политическое поле остается “прозрачным”, нет необходимости в применении силы, ибо социальные группы могут выражать свои нужды через институт выборов. Акт голосования позволяет индивиду ощутить свою принадлежность к обществу, почувствовать себя способным повлиять на правительственную политику - пусть даже на практике его роль крайне мала. Тем самым голосование содействует интеграции политической системы, воспроизводству ее базовых принципов и поддержанию демократического режима в целом.

Голосованию, как виду политического участия, противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и доля апатичных людей, свидетельствует о серьёзном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе её норм и ценностей.

Тенденция снижения активности избирателей сейчас отмечается во всём мире. Невозможно говорить о "всенародном избрании", если за кандидата голосует лишь несколько процентов избирателей, то есть уменьшается степень легитимности власти, победившей по итогам выборов. Выборы перестают быть средством достижения консенсуса в обществе Гельман В.Я. 2000. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение. - Голосов Г.В., Мелешкина Е.Ю. (ред.) Политическая социология и современная российская политика. СПб. 275с. .

В связи с вышесказанным, очевидно, что отказ избирателей от участия в голосовании создает серьезные проблемы для демократии. Между тем в современном мире отмечается неуклонное снижение явки на выборы всех уровней. Россия здесь не исключение: если на президентских выборах 1991 г. средний уровень явки составлял 76,15%, то в первом туре выборов 1996 г. - 69,85% Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. - Полис,. 1997. № 4. - С. 57. . При этом важно отметить, что решение не голосовать, как правило, очень устойчиво. Вероятность того, что во время избирательной кампании абсентеисты изменят свою установку, весьма невелика. Это еще один аргумент в пользу подробного изучения данного феномена Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Далее кратко рассмотрим факторы, влияющие на политическую активность и являющиеся причинами абсентеизма. К таким факторам исследователи чаще всего относят возраст и уровень доходов. Так, Е. Сергеева, опираясь на данные отечественных социологических центров, утверждает, что наиболее аполитичны люди с наименьшими доходами. Основными факторами, определяющими характер политического участия и политические ориентации, она считает личностно-психологическую типологию избирателей и политических лидеров, принадлежность избирателей к определенным социально-профессиональным и демографическим группам, уровень доходов, национальность и место проживания, соответствующую деятельность государственных, политических институтов и СМИ, а также характер системы в стране на момент выборов.

Гончаров объясняет политическое участие действием трех основных факторов - индивидуализированных условий социализации, мобилизацией индивидов со стороны организованных политических сил, социально-экономическим развитием наций. Он прослеживает отчетливую зависимость между степенью вовлеченности и показателями статусных и иных социально-демографических характеристик индивида. Как утверждает автор, связь между социально-экономическим развитием и уровнем участия отражает модель “стандартной социоэкономической мобилизации”. Повышение уровня социально-экономического развития приводит к усложнению гражданских установок индивидов и затем к расширению масштабов участия. Положительное влияние оказывают рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы профессиональных ролей и структуры занятости Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования //Полис. - 1999. - №5.С. 18-25. .

Таким образом, абсентеизм - это уклонение граждан от участия в политической жизни страны, в том числе и в голосовании. Учащение отказа в голосовании является индикатором напряженной обстановки в государстве, недоверия населения властным структурам. Основной причиной абсентеизма, по мнению многих исследователей, является социально-экономическое положение граждан, а также общая политическая культура в стране.

Электоральный абсентеизм - это сложное и многомерное явление, его проявления, причины и последствия нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, рост абсентеизма свидетельствует о нестабильности политической системы, снижении легитимности политической власти, недоверии людей к властным институтам, имитационном представительстве интересов в органах в власти. Значительное число абсентеистов может являться признаком неэффективности политических институтов, отсутствии "прозрачности" в деятельности государства, низком уровне политической конкуренции.

Выборы являются самой массовой формой участия населения в политике и управлении. Вместе с тем, население рассматривает участие в выборах не столько как канал вовлечения в выработку и принятие управленческих решений или как инструмент диалога с властью по согласованию интересов и курсов политики, а скорее как способ выразить свою поддержку или протест властям и политикам. Отсюда и высокий потенциал абсентеистского типа поведения, а также протестного голосования на выборах.

С другой стороны, абсолютное участие граждан в выборах - это отнюдь не свидетельство гармоничного развития демократической политии. Так, почти стопроцентное участие граждан в выборах в СССР не явилось гарантией стабильности и эффективности режима власти. Добровольное участие всех граждан, обладающих активным избирательным правом, в демократических выборах представляется неким абсолютом, достижение которого невозможно и не нужно по ряду причин. В любое время и в любом государстве будут граждане, не участвующие в выборах по объективным причинам (физическая немощь, внезапная болезнь, другие жизненные обстоятельства, делающие невозможным посещение избирательного участка). Кроме того, явка на выборы во многом зависит от уровня политической культуры и гражданской позиции избирателей, которые в настоящее время в российских условиях нуждаются в совершенствовании.

В любом случае речь идет о множественности причин, порождающих электоральный абсентеизм. Такое сложное явление имеет под собой различные основания, которые коренятся в социально-политических процессах, в народном менталитете и рациональном выборе.

Рассмотрев основные характеристики абсентеизма, можно сделать вывод, что большой процент отказа от участия в выборах влечет за собой негативные последствия. В связи с этим очевидно, что необходимо изучать данный феномен и искать меры его предотвращения.

абсентеизм российский политическое поведение

Теоретическую базу изучения абсентеизма представляет ряд исследователей, которые, в первую очередь, изучали общую концепцию политического участия.

Прежде всего, рассмотрим рациональные модели электорального поведения. Одной из ранних моделей указанного типа является модель “расчета голосования" Э. Даунса, согласно которой в своем электоральном поведении индивид исходит из рациональных оценок собственных перспектив в случае прихода к власти того или иного кандидата либо партии. В рамках такой модели голосование - это “вклад”, сделанный ради получения желаемого результата. Принимая решение относительно участия или неучастия в выборах, индивид учитывает два фактора: полезность для него ожидаемого исхода выборов и собственные затраты на голосование (время и силы, которых потребует получение и анализ информации о кандидатах, а также само посещение избирательного участка). Если последние оказываются слишком высокими, индивид воздерживается от голосования.

Дополняя модель Даунса, некоторые авторы указывают на то, что величина затрат, связанных с принятием избирателями решения, зависит от социально-демографических характеристик. У образованных людей эта величина ниже, так как им проще получить и освоить информацию. Уровень образования коррелирует также с наличием так наз. “гражданских навыков" которые дают коммуникационные и организационные возможности, необходимые для политической активности. Отсюда следует вывод: по мере роста образования явка на выборы должна повышаться, так как сокращаются затраты на принятие электорального решения.

В соответствии с концепцией М. Фиорины, пересмотревшего ряд постулатов Даунса, основным фактором, определяющим предпочтения избирателей, выступает состояние экономики. В зависимости от способа оценки такого состояния возможны два типа голосования: эгоцентрическое и социотропное. При эгоцентрическом голосовании избиратель оценивает собственное экономическое положение, при социотропном - результаты работы народного хозяйства в целом Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис, 1997. № 4.С. 56-71. .

О влиянии макроэкономических условий на итоги выборов пишут многие авторы. Тем не менее, пока не удалось выяснить, насколько значимо это влияние и какими именно экономическими переменными оно определяется. Кроме того, как показывают компаративные исследования, в “экономическом” голосовании есть кросснациональные различия.

По заключению С.М. Липсета, при ухудшении состояния экономики или международной ситуации, а также в случае политического и/или социального кризиса активность электората возрастает, т.е. избирателям присуще социотропное голосование. Вместе с тем ряд исследований указывает на наличие прямой зависимости между социально-экономическим статусом избирателей и их электоральной активностью: с повышением этого статуса явка на выборы увеличивается Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Далее рассмотрим экспрессивные модели электорального поведения. В рамках демографического подхода, ставшего исходным для разработки экспрессивных моделeй, участие избирателей в голосовании объясняется с помощью таких переменных, как образование, социальный статус, пол, возраст, место жительства, этническая принадлежность и др. Популярность названного подхода при анализе абсентеизма объясняется тем, что соответствующие данные доступны при изучении явки на выборы любого уровня, а также тем, что их рассмотрение позволяет понять, кто именно воздерживается от голосования.

Наиболее важным среди социально-демографических показателей считается фактор образования, который не только прямо сказывается на участии в голосовании, но и определяет ряд других факторов, влияющих на явку (доход, род занятий, социально-экономический статус). Основной вывод: люди старшего поколения, независимо от уровня образования, более склонны принимать участие в голосовании Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Основы современной экспрессивной теории электорального поведения были заложены в результате исследования, проведенного группой американских ученых под руководством П. Лазарсфельда по материалам президентских выборов 1948 г Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис, 1997. № 4.С. 58. . В соответствии с этой теорией, акт голосования есть не столько свободное волеизъявление человека, сколько проявление его солидарности с группой: “Люди голосуют не просто вместе со своей социальной группой, но и за нее”. Отмечается также, что групповая солидарность способствует увеличению явки на выборы.

Но если электоральное поведение индивида выстраивается под влиянием большой социальной группы, к которой он принадлежит, при анализе такого поведения целесообразно использовать понятие социальной сети. Социальная сеть - это множественность членов общественной системы и совокупность связей между ними. Поведение индивидов, включенных в сеть, определяется скорее структурным давлением, нежели личными установками Градосельская Г.В. Анализ социальных сетей. Москва, 2001.С. 17. .

Социальные сети задают объемы информации, необходимые и доступные индивидам при принятии решений. При этом сети различной плотности по-разному воздействуют на политическое поведение. Чем “гуще" горизонтальная сеть, тем более политически однороден ее состав. Разреженные горизонтальные сети обычно более гетерогенны в социальном и политическом отношениях. В них легче находят прибежище неконвенциональные политические взгляды и нормы поведения. Наличие плотных вертикальных сетей, которые можно охарактеризовать как сети патронажа и клиентелы, способствует конформизму и управляемости электората. При разреженных вертикальных сетях поведение избирателей менее контролируемо.

В группах, объединенных плотными социальными сетями, важную роль играют персональные контакты. Персональное влияние проникает глубже безличностного, и даже если информация, полученная в ходе такого контакта, вызывает сопротивление, сломить это сопротивление при непосредственном общении гораздо проще, чем через СМИ.

Включенность в социальные сети заставляет людей прислушиваться к чужому мнению и подчиняться существующим нормам, в чем, собственно, и проявляется солидарность с группой. В процессе социализации групповые нормы настолько глубоко усваиваются индивидом, что уже не кажутся ему чем-то навязанным извне. В результате формируется относительно гомогенное социальное пространство, где для влияния на электорат требуется значительно меньше усилий, чем в иных ситуациях. Соответственно, среди людей, живущих в социальном пространстве с плотными вертикальными или горизонтальными сетями, явка на выборы, как правило, бывает выше.

Согласно другой, социально-психологической, версии экспрессивной теории, определяющее воздействие на электоральное поведение индивида, в т. ч. на его решение участвовать или не участвовать в голосовании, оказывают установки, формирующиеся в процессе ранней социализации и являющиеся отражением установок его родителей. Весьма существенной в этом плане считается также роль установок, вырабатывающихся в ходе социализации в группе сверстников, коллег и пр. Поскольку у людей, живущих или работающих вместе, в одинаковых условиях, складываются сходные нужды и интересы, для них характерно и сходное электоральное поведение. К важным агентам социализации и, тем самым, к источникам выработки и изменения политических установок относят также политическую систему в целом Алмонд ГА., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4.С. 113-129. .

Итак, можно выделить два основных подхода к изучению политического участия и абсентеизма: рациональный и экспрессивный. Рациональная модель поведения основными мотивами политического участия или отказа от него считает экономическое положение индивида или всей системы в целом. Экспрессивная модель берет за основу социально-демографические показатели и с помощью их объясняет причину отказа от участия в политической жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»