Что изучает алхимия. Алхимия и алхимики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

Второе, что это длительный процесс.

И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.

Существует множество версий относительно происхождения слова - алхимия. То же касается и предположений о том где и кем была основана эта древняя наука.

Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как "наука египта". Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).

Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.

Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.

Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и "христианской" каббалой.

Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.

Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают "Изумрудную скрижаль" Гермеса Тримидаста.

Поначалу данным исскуством занимались металурги.

Одним из известных алхимиков был Парацельс, который перевел философию алхимии на новый уровнь заявив, что основной целью алхимии является поиск элексира, лекарства от "болезни", заложив таким образом основы фармакологии.

На обыденом уровне алхимия - прикладная, экспериментальная химия. Но в алхимии присутствует своя особая философия цель которой - улучшить природу вещей до "идеального" состояния.

Мастера алхимии считали природу величайшим алхимиком и огромной лабараторией, так как она (природа) вдыхала жизнь в инертные зерна, способствовала образованию минералов, рождала металлы. И алхимики зачастую пытались повторить в лабораторных условиях те процессы которые происходили в природе в ходе образования минералов или протекания других явлений. Так же алхимики пытались ускорить многие процессы природы в лабораторных условиях, разрабатывая методы обработки металлов, получения необходимых на то время веществ и "препаратов".

Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это излучение Божественного Существа Единого Абсолюта. Таким образом Всё является Одним, а Один является Всем.

2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.

3. Вся физическая материя -, растение ли, животное или минерал (так называемые Три Королевства), имеют три части Душу, Дух, и Тело: три Алхимических Принципа.

4. Вся Алхимическая работа, лабораторный практикум или духовная Алхимия, состоит из трех основной эволюционних процессов: Разделение, Очищение, Синтез. Эти три эволюционных процесса повсеместно наблюдаются в природе.

5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.

6. Квинтэссенция или пятая сущность находится везде с четырмя элементами, но не является одним из них. Это является одним из трех важных принципов, известной как - Философский Меркурий.

7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.

В популярном определении, Алхимия - это эмпирическая наука, которая непосредственно занимается превращением распространенных металлов в золото.

По мнению алхимиков, золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.

Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.

Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

Алхимики духа не искали лишь способ получения золота, они искали как можно получить из "нечистых" элементов получить духовное золото - мудрость.

Для них золото - металл, который никогда, лишается блеска и не может быть испорчен Огнем или Водой, был символом посвящения и спасения.

Алхимия - это Наука о Искусстве превращений.

Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического "языка" заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.

Первоначальная цель алхимии - привести все вещи, включая человечество, к совершенству.

Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.

Задача алхимии - открытие этой Внутренней Мудрости и удаление вуали и преграды между умом и внутренним, чистым Божественным Источником.

Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.

Эта Большая Работа или поиск "духовного золота" который протекает достаточно долго.

Хотя цель и далека - каждый шаг по этому пути обогащает идущего.

Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Алхимические Элементы

Прима - ТЕРРА: Первый Элемент - Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда - АКВА: Второй Элемент - Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция - АЭР: Третий Элемент - Воздух. Сила через связь с элементом Духа.

Кварта - ИГНИС: Четвертый Элемент - Огнь. Превращение вещества.

Три великих принципа

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

В алхимии различают три основные субстанции - принципа, которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль

Сульфур (Сера) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) - душа / то, что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

Принцип Серы

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера - это "Дух огня".

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур - это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур - это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

Принцип Соли

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское - Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию.Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль - это весьма важный принцип который относят к стихии земли.

Принцип Меркурия

(Коптское -Thrim, Греческое - Hydrargos, Латинское - Mercurius)

Это Ртуть. Принцип - водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий - это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

Меркурий и Сера как антагонисты

Две точки тетраксиса - серно - ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) - вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют - Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию - рождение, рост и расцвет.

Алхимические символы

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории?

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория - своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Пять методов анализа алхимического символа

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов - к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" - на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Малый словарь алхимических обозначений.

АЦЕТУМ ФИЛОСОФОРУМ: Синоним "Девственного молока", Философского меркурия, Тайного Огня

АДАМ: Мужская сила. Анимус.

ЗЕМЛЯ АДАМА: Первовешество или истинная суть золота которое можно получить из однородного вещества

АДРОП: Филосовская работа или сурьма.

АЭШ МЕЗАРЕФ: "Очищающее пламя." Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.

АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой

АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.

АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.

АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.

СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.

АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.

АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.

АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.

АН: Отец или Сера.

АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.

АНИМУС: Мужское начало в женщине.

ЭНСИР: Сын, или Меркурий.

ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.

СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.

Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное "желтое серебро".)

АПР: Пудра или ясень.

АКВА ПЕРМАНЕНС: "Нетронутая или Сдержанная Вода." Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.

АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.

АКВА ФИЛОСОФОРУМ: "Орел философии." Меркурий металлов характеризуется как "металл с природой близкой к первомамтерии."

АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.

АРГЕНТ ВИВЕ: "Тайное пламя" Меркурий философов; так называемое "Живое серебро" - универсальный растворитель металлов.

МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше

АУР: Сияние, свет.

АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.

АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.

БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.

БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.

ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.

БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.

ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.

МЫТЬЕ: Очищение путем путерификации.

МЕДВЕДЬ: Чернота первовещества.

ПЧЕЛА: Солнце. Чистота. Перерождение.

ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ: Познание Духа через страдание и пытки. Разделенность которая присуща физическому телу.

БЕННУ: Египетский Феникс. Символ философского камня.

ЧЕРНЫЙ ДРАКОН: Смерть, разложение, гниение.

КРОВЬ: Дух.

КРОВЬ КРАСНОГО ЛЬВА: Мужские выделения.

КНИГА: Вселенная.

ДУГА: Комбинация мужского и женского.Женский полумесяц, выпускание стрелы как мужской принцип.

ДЫХАНИЕ: Сущность жизни.

КАДУЦЕЙ: Сила трансформации. Единство противоположностей.

КАПУТ МОРТЕ: Продукт смерти вещества. Пустой продукт. Побочный продукт Делания.

КАУДИ ПАВОНИС: Хвост павлина.

КАЭЛЬДРОН (Чаша, Котел, Риторта): Изобилие.Матка. Сила трансформации.

ЦЕПЬ: Связыватель.

ХАОС: Пустота. Четарехкратная сущность первовещества.

ДИТЯ: Потенциал.

CHMO: Ферментыция, брожение

КИНОВАРЬ: Продукт позитивного взаимодействия мужского и женского. Золото Жизни.

ОБЛАКО: Газ или испарение.

КОЛЕУМ: Улучшение существа Жизни. Так же Virtus.

СОЕДИНЕНИЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ: Союз противоположностей.

КОРПУС: Алхимическая субстанция

КРЕСТ: Проявления Духа в материи. Знак мужчины

ВЕНЕЦ: Царствование или верховная власть.

КОРОНОВАННОЕ ЧАДО: Камень философов.

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ШАР: Камень философов.

РАСПЯТИЕ на кресте: Очищение от всех примесей.

КАПЕЛЯЦИЯ: Металлургический процесс для проверки истинности Золота.

КИПАРИС: Смерть. Мужской орган.

КИНЖАЛ: То, которое прокалывает и, разламывает вещество.

DIENECH: Исправленная, уравновешенная Вода.

СОБАКА: Философский Меркурий.

СОБАКА И ВОЛК: Двойная натура Меркурия.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: Мужской и женский Меркурий.

ГОЛУБЬ: Жизненный Дух.

КРОВЬ ДРАКОНА: Киноварь. Сульфид ртути.

ОРЕЛ (Также сокол или сокол): Сублимация. Меркурий в наиболее возвышенном состоянии. Эмблема знания, вдохновения, и знак завершенной Работы

ЯЙЦО: Запечатанный Герметический Сосуд там, где работа завершена. Обозначение сотворения.

ELECTRUM: Металл, содержащий все металлы, отнесенные к семи Планетам.

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ: Получен от Каменя Философа, Эликсир дающий бессмертие и вечную юность.

ИМПЕРАТОР: Король. Активный непостоянный принцип.

ИМПЕРАТРИЦА: Пассивная форма, уравновешенный принцип.

ЕВА: Женский архетип. Анима.

ОТЕЦ: Солярный или мужской принцип.

ГРЯЗЬ: ОТработанное вещество.Конечная смерть. Масса.

РЫБИЙ ГЛАЗ:Камень на ранней стадии эволюции.

МЯСО: Вещество.

ПОЛЕТ: Трансцедентальное действие. Восхождение к высшему уровню.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК: Духовное перерождение. Эликсир Жизни.

ФОЭТУС СПАГИРИКУС: Стадия алхимического процесса, когда вещество наследует Дух.

КУЗНИЦА: Мощность превращения святого Огня печи.

ФОНТАН: Источник Вечной Жизни. Материнский источник.

ФРУКТЫ - ПЛОД: Сущность. Бессмертие.

ЛЯГУШКА: Первое Вещество. Происхождение физического вещества.

КЛЕЙКОВИНА: Женские жидкости.

ГЛЮТИНУМ МУНДИ: Клей мира. То, что обьединяет тело и ум.

КОЗА: Мужской принцип.

ЗОЛОТО: Цель Большой Работы. Совершенство и гармония. Полный баланс

ГУСЫНЯ: Природа.

ГРААЛЬ: Каменный Философов. Бессмертие.

ЗЕРНО (Ячмень, ядро, зерно): Зерно жизни. Обновление жизни. Ядро.

БОЛЬШАЯ РАБОТА: Достижение самой высшей возможной степени совершенства. Объединение Меньшей Вселенной с Большей Вселенной (Микрокосм и Вселенная).

ГЕРМАФРОДИТ: Объединение мужского и женского.

ГЕРМЕС: Меркурий.

ИЕРОГАМИЯ: Божественное объединение. Соединение.

МЕД: Введение. Бессмертие.

ИНКРЕАТУМ: Самовоспроизводство.

ИГНИС АКВА: Огненная Вода. Спирт.

ИГНИС ЛЕОНИ: Стихийный Огонь или "Огонь Льва."

ИГНИС ЭЛЕМЕНТАРИ: Алхимическая сера.

ЛАКТУМ ВИРГИНИС: Молоко девы. Синоним воды меркурия

СВЕТИЛЬНИК: Дух Огоня.

КОПЬЕ: Мужская энергия.

ЛЯПИС ЛЮЦИДУМ АНГЭЛЯРИС: "Краеугольный камень Света." Верховная Сущность.

Есть области человеческих знаний, которые признаны научными, а есть, которые считаются ненаучными. К последнему типу относится и алхимия. Но так ли уж ненаучна она была? И только ли поисками философского камня занимались алхимики? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю возникновения алхимии как науки.

Слово "алхимия" восходит через арабское слово "cheo" к греческому "chemeia", что означает "лью, отливаю". Этимология прямо указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Есть и другое толкование - от египетского иероглифа "хми", означавшего плодородную землю в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, как считают, возникла алхимия.

Впервые термин "алхимия" встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV в. Важнейшей задачей алхимики считали трансмутацию (превращение) неблагородных металлов в благородные. Эта задача вплоть до XVI в. была главной не только в алхимии, но и в химии. Идея возможности трансмутации металлов возникла не на пустом месте, она базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких "первоэлементов", которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Период, когда алхимия зарождалась и процветала (IV-XVI вв), был периодом развития не только "умозрительной" алхимии, но и практической химии. И эти две науки прямо влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она "никогда не была ничем иным, как химией". Можно провести параллель и сделать вывод, что алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Да, астрологию не принимает академическая наука, однако имеется огромнейшее количество доказательств, что астрологические законы работают, и астрологи на самом деле предсказывают будущее.

Средневековые алхимики старались отыскать два неких таинственных вещества, с помощью которых можно было бы достичь желанной трансмутации металлов. Первое, обладавшее свойством превращать в золото не только серебро, но и свинец, ртуть и т. д., носило название философского камня, красного льва, великого эликсира (слово "эликсир" произошло от арабского "аль-иксир" - "философский камень"). Предполагалось, что философский камень не только облагораживает металлы, но и служит универсальным лекарством. Раствор его, так называемый золотой напиток, мог исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.

Другое таинственное вещество, второстепенное, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать все неблагородные металлы в серебро.

Если отбросить все предрассудки, то алхимия не столько наука, сколько высочайшая ступень символического мышления, учение, которое постигает путь "достижения центра всех вещей". Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание "химической модели космического процесса". Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов и затем в своих сочинениях подробнейшим образом описывал все предметы, помогающие ему в этом, и приемы. Для алхимиков вообще было свойственно тщательное отношение к описанию эксперимента (при этом использовалась невероятно символичная терминология). Ведь алхимик ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе, исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса, змея, пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

Любопытно, что и в Европе, и на Востоке алхимия являла собой комплекс из еще двух наук - астрологии и медицины, и воспринималась как путь к духовному совершенству, как стиль жизни и тип человеческого поведения. При этом различались внутренняя и внешняя алхимия. Внутренняя - форма внутреннего делания, она направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя - работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. В основе лежит древнее представление о materia prima (первоматерии), являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы.

Алхимия работала в системе четырех модусов первоматерии - первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии - всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философскими элементами: соли, серы и ртути. Ртуть (Меркурий) - пассивное женское начало (инь) - представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение. Сера выступает как активное мужское начало (аналогия янь в китайской алхимии) - более тонкая очистка: разум, интуиция. Великое делание или преображение (киноварь) - алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и янь): "Тот, кому не удается "стать двумя в одном теле", станет двумя в одном духе" (Де Оливье).

Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини - символа женского аспекта - с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро.

Да, получение философского камня или эликсира жизни было для алхимиков самоцелью. Однако философский камень обозначает, прежде всего, глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Такая хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии с ее универсальным языком занимать одно из ведущих мест вплоть до наших дней не только внутри себя, но и в современной литературе, театре, мистических учениях. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Поэтому-то в некоторых странах алхимия легализована христианской идеологией, там она считается белой магией. В тех же странах, где алхимия выступает в своем языческом качестве (черная магия), она признается неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

Существовало несколько школ алхимии: греко-египетская, арабская и западноевропейская. Во времена эллинизма существовало такое направление алхимии, как герметизм. Это было религиозно-философское течение, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Этот период представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту. Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе, им пропитаны труды Парацельса, он повлиял даже на Джордано Бруно и Исаака Ньютона.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем этой науки (его отождествляли с египетским богом Тотом, а в Древнем Риме - с Меркурием), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса - отсюда пошло выражение "герметически закрытый". Существовало предание, что искусству обращать "простые" металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в "Книге Бытия" и "Книге пророка Еноха" в Библии.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г. до н.э. новая столица Египта Александрия очень быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Александрийскую академию основал Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 г. до н.э.) царем Египта. Эта академия вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей - Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) - просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С ней связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.

На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической - т.е. закрытой для непосвященных. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть металлом не считалась, поскольку не упомянута в Библии.

Несмотря на мистические философствования, ныне признанные ненаучными, алхимики, тем не менее, в процессе своих поисков добились очень многого для развития академической химии. Например, еще греко-египетские алхимики открыли такое явление, как амальгамирование металлов. Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Они же начали применять амальгаму золота для позолоты, ими был разработан способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

При этом, помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой (киновари), которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску - от красной до синей.

Примерно в те же времена было открыто и получение латуни - желтого сплава меди с цинком. Правда, знаменитый тогда алхимик Болос считал, что латунь являлась золотом.

К сожалению, об александрийском этапе алхимии известно очень мало, так как Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешевого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, которую христиане считали ересью. В 529 г. папа римский Григорий I запретил чтение древних книг и занятие не только алхимией, но и математикой и философией. В итоге христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи, которая стала распространителем алхимических идей в Европе в IV в. (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

После того, как арабы в VII в. завоевали Египет, они принесли наследие александрийской школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе.

В VII в. началось победоносное шествие новой мировой религии - ислама - что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке - в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире - были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся ученых. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым. Кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трем обязательным исламским догматам - вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская алхимия.

Среди арабских ученых, занимавшихся алхимией, выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037). Однако он подходил к вопросу крайне нестандартно: он явился первым в истории критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной. Основной задачей алхимии Авиценна считал приготовление лекарственных средств.

Однако арабский период алхимии обогатил человечество такими основополагающими аспектами, как создание основных теорий алхимии и химии, лабораторной техники и методики эксперимента. Арабскими алхимиками был разработан и понятийный аппарат. Они добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна: мистические элементы в ней представляли собой, скорее, дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание фармацевтики, развившей традиции античной медицины.

После XII в. по ряду как внутренних, так и внешних причин арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его предшественников. Центр научной мысли перемещается в Европу.

Алхимия развивалась и в Китае. Начало китайской алхимии восходит к IV-III вв. до н.э. Самый ранний из известных нам письменных источников - алхимический трактат "Цань тун ци" ("О единении триады") относится ко II в. Китайская алхимия через индусов и арабов повлияла даже на средневековую европейскую алхимию. В III в. алхимическими влияниями становится затронутой и Индия. Индийская алхимия работала с идеей колеса с шестью спицами, делящими поле на шесть планетных царств, шесть классов существ, шесть человеческих состояний, шесть металлов. Точка в середине соответствует царю - на земле, солнцу - на небе и золоту.

Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 г.). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам.

В XII в. начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения - университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII в., можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII вв. алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

При этом между арабской и европейской алхимией имелись весьма существенные различия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догмам, было делом весьма небезопасным. Поэтому алхимия в Европе находилась на полуподпольном положении. В 1317 г. Папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако любопытно, что европейские властители (и светские, и церковные), объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвященным. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Альбертус Магнус). Он первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, поэтому ему иногда приписывают его открытие.

Его современник, английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292) в своих трактатах дает подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон дал классическое определение алхимии: "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения".

Как и в сочинениях арабских алхимиков, в работах Альберта Великого и Роджера Бэкона доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской.

В итоге мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии. И тем не менее, в XIV-XV вв. европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 г. итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV в., осталось неизвестным - он подписывал свои сочинения именем Гебера (под таким именем в Европе был известен выдающийся арабский ученый и алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815)). Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты - серную и азотную. Использование концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело к существенному росту знаний химиков и алхимиков о веществе.

Этими и другими учеными были открыты отделение золота от серебра при помощи азотной кислоты, получение мышьяка в чистом виде, серного эфира, соляной кислоты, многие соединения мышьяка и сурьмы, способность селитры взрываться благодаря горящему углю, способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней). Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ", Иоганн Рудольф Глаубер открыл сульфат натрия (глауберову соль). Он, правда, считал ее тем самым философским камнем. Джамбаттиста делла Порта изготовил оксид олова, Блез Виженер открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу человечеству.

Многие открытия носили без преувеличения сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел камень, который был настолько тяжел, что Касциароло заподозрил в нем наличие золота. В итоге был открыт новый элемент - барий. В середине XVII в. алхимик из Гамбурга Хенниг Бранд, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Так был повторно получен фосфор. Чуть позже благодаря поискам алхимиков был создан саксонский и мейсенский фарфор.

Большую роль в распространении алхимических сочинений сыграло книгопечатание (первая типография была открыта в Майнце в 1450 г.). Так как печатание было тогда достаточно дорогим, многие анонимные алхимики для придания авторитета своим сочинениям издавали их под именами известных ученых древнего мира - Платона, Пифагора, Демосфена и т.п. Также появились во множестве переводы якобы с арабского языка, хотя впоследствии эти рукописи нигде не были обнаружены.

К середине XVI в. в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны - вырождающиеся мистики, по-прежнему пытающиеся осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - представители набирающих силу рациональных течений. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия (поиски долголетия и бессмертия) и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Если обобщить достижения того периода, то его главным результатом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако нельзя не признать, что алхимии изначально были присущи очень серьезные отрицательные черты, которые и сделали ее тупиковой ветвью развития естествознания и химии. Во-первых, это ограничение исследований трансмутацией металлов, ведь все алхимические операции были подчинены лишь этой главной цели. Во-вторых - мистицизм. В-третьих - догматизм теории, лежащий в основе идеи трансмутации, который принимался за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

Основоположником ятрохимии (от греческого "ятро" - "врач") принято считать немецкого врача и алхимика Филиппа Теофраста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельса (1493-1541). Алхимия Парацельса фокусировалась на микрокосме, решая вопросы универсальной медицины в поисках Меркурия (эликсира жизни). Подобно Авиценне, Парацельс негативно относился к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств: "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".

Вторая половина XVII в. оставила самые причудливые воспоминания о людях, которые выдавали себя не только за алхимиков, врачей, магов, но и за знатоков всех проблем, волнующих человека. Эта плеяда авантюристов, шарлатанов добивалась титулов, почета, известности, хотя иногда кончала свой жизненный путь весьма печально. Кто не слыхал таких имен, как граф Сен-Жермен, Калиостро, Джон Лонг? При этом истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью. (Тем не менее, Данте в своей "Божественной комедии" определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом.) Целью для них был именно сам философский камень (хотя камень - это понятие условное, чаще его представляют либо порошком, либо раствором порошка - тот самый эликсир жизни) и духовное освобождение, абсолютная свобода.

После распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности, и у И.В. Гете, который несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.

Если резюмировать все данные об алхимии и алхимиках, то можно сказать, что европейский алхимик - это одновременно теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и истинный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять ее как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

Алхимия, рассадник безумцев или лоно современной науки?

Некоторые считают алхимию наукой, другие - магией и даже обычным обманом. Однако нет никаких сомнений в том, что на протяжении веков многие ученые изучали эту область.

Почему алхимия вызывает такие эмоции? Была ли алхимия чем-то большим, чем просто безумием сумасшедших умов? Есть много признаков того, что удивительная тайна мира связана с алхимией, открытие которой позволяет человеку совершать настоящие чудеса.

Что такое алхимия?

Алхимия является предварительной научно-философской традицией. Практикуется по всей Европе, Африке и Азии. Комбинированные элементы, содержащиеся в таких современных областях как химия, физика, металлургия, медицина, искусство, психология, парапсихология, астрология, мистика и религия.

Обычно алхимия известна изучением методов трансмутации неблагородных металлов (например свинец) в благородные, главным образом в золото. Кроме того, алхимики концентрируют свои усилия на создании или поиске философского камня, эликсира бессмертия и лекарства от всех болезней.

Было принято несправедливое мнение, что алхимия - это «искусство делать золото». Напомним, что алхимия была наукой, основанной на опыте, на эмпирическом исследовании природных явлений. Благодаря этому были открыты и испытаны свойства многих веществ, введены в производство процессы дистилляции, ферментации, сублимации и т.д. Однако, поскольку рецепты и описания практических экспериментов были пронизаны «секретным знанием», потому что составы были полны аллегорий, алхимики не внушали доверия многим современникам.

Стоит отметить, что алхимия не фокусировалась только на физическом аспекте нашей реальности. Алхимики придавали большое значение духовным вопросам. Они стремились не только к совершенству тела, но и к развитию духа.

Современные дискуссии по алхимии делятся на изучение ее практических применений и эзотерических духовных аспектов. Первые проводятся историками физических наук, изучая предмет с точки зрения достижений древних ученых, а также философский и религиозный контекст, в котором эти события имели место.

Духовные аспекты алхимии представляют интерес для исследователей в различных эзотерических областях, спиритуалистов, а также психологов и некоторых философов. Следует помнить, что алхимия также оказывает постоянное влияние на литературу и искусство.

Этимология понятия алхимия.

Слово «алхимия» было заимствовано от старого французского слова «алкемия», которое, в свою очередь, заимствовано из арабского языка (al-kimiya). Арабское слово заимствовано из позднегреческого chemeia (что означает «смесь» и относится к фармацевтической химии).

Это древнегреческое слово происходит от раннегреческого названия Египта (Хемия), основанного на египетском названии Египта - keme (означает «черная земля», противоположная красному песку пустыни).

История алхимии.

Алхимия включает в себя несколько философских традиций, которые развивались около четырех тысячелетий на трех континентах. К сожалению, в этих традициях обычно используется символический язык, который часто кодируется, что значительно усложняет отслеживание их взаимного влияния и взаимоотношений.

Можно выделить как минимум три основных направления алхимии, которые кажутся в значительной степени независимыми, по крайней мере, на ранних стадиях:

Китайская алхимия - сфокусирована на Китае и его сфере культурного влияния (тесно связана с даосизмом);
Индийская алхимия - ориентирована на индийский субконтинент (связанна с дхармическими верованиями);
Западная алхимия - развивается в бассейне Средиземного моря, центр которого на протяжении тысячелетий перемещался от территории Египта, через греко-римскую культуру и исламский мир к средневековой Европе. Западная алхимия разработала свою собственную философскую систему, которая была в значительной степени независимой от религии, хотя она оставалась под ее влиянием.

До сегодняшнего дня мы не знаем, имеют ли эти три ветви алхимии какое-либо общее происхождение, или они влияли друг на друга в некоторой степени.

Календарь развития алхимии:

3-й век до н.э. - великое развитие алхимии во времена правления Птолемея II в Александрии (285-246 гг. до н.э.). В это время развивались новые алхимические идеи (в том числе концепция философского камня, эликсира жизни).

1-й век н.э. - деятельность пророка Марии, которой приписывают изобретение аппарата для дистилляции.

Второе столетие нашей эры - первое упоминание о превращении обычных металлов в золото, встречающееся в буддийских текстах.

Третье столетие нашей эры - греческий алхимик по имени Зосимос, который жил в Панаполисе (Верхний Египет). Написал двадцать работ, в которых изложил все алхимические знания. Зосимос утверждал, что алхимия происходит со времен Древнего Египта (со времен фараонов), где она была областью священства (в настоящее время нет никаких доказательств).

250 год - так называемая дата папируса из Лейдена (также известный как папирус из Стокгольма), один из важнейших алхимических документов, сохранившихся до наших дней.

283-343 г. - самый старый китайский алхимик, оставивший свои знания на бумаге, - это Хе Хун. В своей книге (Пао Пу Идзу) он описал алхимические превращения, позволяющие создать средство для обеспечения бессмертия.

760-815 г. - жизнь и творчество арабского алхимика по имени Джабир ибн Хаян (известный на Западе как Гебер), считается величайшим алхимиком своего времени. Он значительно изменил теорию четырех элементов Аристотеля (земля, воздух, огонь, вода), к которым он добавил серу и ртуть.

850-925 г. - персидский алхимик Мухаммад ибн Закария аль-Рази, один из величайших врачей средневекового исламского мира.

9-й век - с этого периода поступают первые заметки, касающиеся производства пороха, что является одним из важнейших изобретений китайских алхимиков.

1144 год - издание арабской книги под названием «Книга о композиции алхимии».

1193-1280 г. - жизнь и деятельность одного из первых европейских алхимиков Альберта фон Больштадта, более известного как Альбертус Магнус.

1214-1292 г. - жизнь и деятельность Рейгера Бэкона, который проводил много эмпирических исследований.

14-й век - алхимия стала более доступной для европейцев. Алхимический дискурс перешел от чисто научной философской дискуссии к более широкому социальному комментарию. Идеи, связанные с алхимией, также проникли в искусство. Данте, Пирс Пахман или Чосер писали алхимические картины.

1317 год - папский указ, запрещающий практику алхимии.

1403 год - Генрих IV в Англии запретил практику воспроизводства и трансмутации металлов. Однако можно было приобрести лицензию на попытку добычи золота алхимическими методами.

15-й век - развитие эзотерических систем, представляющих собой смесь алхимии с оккультным герметизмом, магией, астрологией. Ключевой фигурой в этом направлении был Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535).

16-й век - период значительного развития алхимии. Яркие представители: Георг Бауэр (1494-1555), называемый Агрикола, Феофраст Бомбастус фон Хоэнхайм (1493-1541), называемый Парацельс.

1527-1608 г. - жизнь и деятельность Джона Ди, английского оккультиста, который также был алхимиком, каббалистом и исследователем тайных знаний. Считается, что он является автором текста «Рукопись Войнича». Ему также приписывают изобретение термина «Британская империя».

1597 год - публикация работы «Алхимия» немецкого ученого Андреаса Либау, также известного как Либавий.

1604 год - публикация произведения «Триумфальная машина сурьмы», выпущенная Иоганном Тельде.

1612 год - смерть императора Рудольфа II Габсбурга, одного из величайших покровителей алхимии. Он сделал свой двор убежищем для всех видов алхимиков, астрологов, колдунов и каббалистов. Он верил в откровения, передаваемые такими людьми.

17-й век - развитие идеи эмпирического исследования постепенно способствовало отказу от существующих целей алхимии. Исследователи начали сосредотачиваться на более общих познавательных целях.

1720 год - впервые было проведено различие между алхимией и химией.

1781 год - Джеймс Прайс (1752-1783) объявил, что он произвел пыль, которая позволила преобразовать ртуть в серебро или золото. Когда его спросили о его откровениях и предложили трансмутацию перед заслуживающими доверия свидетелями, он покончил жизнь самоубийством.

19-й век - возрождение алхимии. Двумя наиболее интересными персонажами этого периода являются Мэри Энн Этвуд и Итан Аллен Хичкок, которые независимо друг от друга опубликовали похожие работы по духовной алхимии. Работа Этвуд повлияла на других оккультных авторов, включая Элифаса Леви, Эдварда Уэйта и Рудольфа Штейна.

1845 год - Барон Карл Райхенбах (1788-1869) опубликовал свое исследование силы Одики, концепции несколько похожей на алхимию.

20-й век - Альберт Ричард Ридель и Жан Дюбуа объединили алхимию с оккультизмом. Исследовательское общество «Paracelsus» популяризировало производство травяных настоек и аналогичных продуктов.

Греческий бог Гермес (Статуя Гермеса на острове Сирое (Греция), рисунок слева), посланник богов Олимпа, получивший прозвище Трисмегист, считался создателем алхимии и магии. Поэтому словом «герметический» стали называть тайные и неявные традиции.

Алхимия была частью образования в Греции и Риме. Занимались алхимическими исследованиями наряду с изучением философии, математики, логики и науки, и в Академии Платона, которая просуществовала с 385 года до нашей эры по 529 год нашей эры, пока не была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Тогда научные трактаты и их ученые авторы рассеялись по исламским землям, где знания высоко ценились. Со временем наука вернулась в Европу.

Алхимик Авиценна (Ибн Сина), магистр алхимии. Иллюстрация из трактата Михаила Майера «Златое алтарное приношение двунадесяти языков» («Symbola aurea mensae duodecim пайопит») 1617. Цель алхимика — превратить основные в золото.

Мусульманские ученые использовали методы научного эксперимента и строили теории. Некоторые из них, например аль-Бируни и Ибн Сина, критиковали и опровергали различные идеи алхимии и астрологии. Развитие науки продолжалось, и упорядочивались некоторые процессы, такие как дистилляция и фильтрация, для изготовления лекарств, духов, керосина и мыла.

Алхимии придавали значение в Индии и Китае. Китайские мастера работали с золотом, нефритом и корицей, а также ядовитыми ртутью, серой и мышьяком. В разных странах алхимические приемы имели много общего. Возможно, они передавались от народа к народу. В Европу знания пришли из арабских переводов греческих и римских текстов. Это, например, объясняет, почему Na — символ натрия (от лат. natrium), а К — калия (лат. ка-lium).

Алхимики стремились превратить основные металлы в золото, но их подлинные интересы лежали в духовной сфере. Они хотели создать эликсир жизни, который исцеляет все болезни и обеспечивает долголетие, и искали так называемый философский камень, считавшийся необходимым для достижения любой цели. Камень этот должен был обладать огромной силой, помогать в мистических и философских размышлениях, способствовать обретению совершенства. В те времена основой человеческих ожиданий была изменчивость. Все на свете могло меняться: зерно можно превратить в хлеб, виноград — в вино, а хлеб и вино — в Тело и Кровь Христову (поэтому алхимия не противоречила религии). Считалось, что и короткую, с болезнями и склонностью ко злу, человеческую жизнь можно преобразить в совершенную — здоровую и вечную.

«Изумрудная скрижаль» Авторство «Изумрудной скрижали» — раннего текста, объясняющего задачи алхимии, — приписывается Гермесу Трисмегисту. Самый древний известный источник «Скрижали» — «Книга тайн» («Kitab Sirr al Asrar»), написанная аль-Джилани около 800 года. Вернувшись в Европу, «Скрижаль» оказала огромное влияние на алхимию времен Средневековья и Возрождения. Этот трактат высоко ценился, и среди его переводчиков Альберт Великий, Роджер Бэкон, Михаил Майер, Исаак Ньютон и Алистер Кроу ли.

Розенкрейцеры в 1875 году опубликовали символическое переложение «Изумрудной скрижали». Она вписана в круг — символ единства и единения. Первые буквы слов («VITRIOL») открывают тайну алхимии: Visita (посети) Interiora (внутреннюю) Теггае () Rectificando (в очищении) Invenies (открой) Occultum (оккультный, то есть философский) Lapidem (камень).

Руки символизируют клятву и полярность бытия — двойственность, которую необходимо объединить в «химическом браке».

Над руками изображены семь планет. и вливают в кубок жизненную субстанцию, тем самым объединяя противоположности. Кубок поддерживает , гермафродит (мужчина и женщина одновременно) — еще одно соединение противоположностей.

Великое делание заключается в союзе Солнца и Луны при помощи Меркурия.

Святой Фома Аквинский (см. рис.) размышляет о том, можно ли продавать алхимическое золото как настоящее. Философ считал, что если полученное вещество обладает всеми качествами золота, это допустимо.

Роджер Бэкон — один из переводчиков «Изумрудной скрижали».

Слева расположены и , справа — Венера и . Таким образом, планеты сбалансированы и разбиты на группы.

Три щита отражают три химических : сере соответствует лев, соли — семиконечная звезда, ртути (Меркурию) — орел. Астрологический Меркурий и алхимическая ртуть связаны, но не являются одним и тем же. Кубок символизирует воду, лев -огонь, орел — , звезда — землю.

Две сферы означают небо и землю. В самом центре схемы находится кольцо — круг макро- и микрокосма. Между кольцом и звездой изображен алхимический символ купороса. На противоположной Меркурию стороне кольца, и их соединение создает камень.

Все эти и их соединения обладают богатейшим смыслом для знатоков алхимии. «Изумрудная скрижаль» использовалась для медитаций и визуализации. Считалось, что в ней содержится способ создания алхимического золота и поднятия сознания на очень высокий уровень.

Средневековые алхимики Святой Альберт Великий (1193-1280), монах-доминиканец, вернул в Европу греческую и арабскую науку. Этот очень уважаемый ученый не только проводил эксперименты по биологии и медицине, но и занимался алхимией. Он использовал камни и растения в медицинских целях для повышения нравственности. Самым важным для него была бессмертная душа.

Роджер Бэкон (1214-1292) считался приверженцем традиционных методов. Чтобы процедура была признана, ее необходимо продемонстрировать в лаборатории и подтвердить научно. Благодаря ему алхимия получила логическое обоснование.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»