Ламеллярный доспех из бирки. Ламеллярный доспех из вороненой стали

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

История названия

Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella - "пластинка", "чешуйка"). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

Броня из бронзы

В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

Какая была броня в Древней Руси?

До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

Археологические работы 1948-1958 годов

После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Что собой представляет ламеллярная броня?

Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем - вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

Описание

Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

Способы крепления

С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

Форма

Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» - одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Как сделать ламеллярный доспех?

Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

  • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
  • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

Что понадобится для работы?

  • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого. Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350-400 пластинок размером 3х9 мм.
  • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни. Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать или шелковый шнур. Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

Как происходит процесс?

  • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться. Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

  • Отбивка пластин. Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

  • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон. Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную - просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.
  • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска. Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.
  • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи. Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.
  • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются. Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.
  • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик - такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.
  • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.

Доспехи из маленьких металлических пластинок имеют давнюю историю. Начиная со II-I тысячелетий до н. э. в Передней Азии и на Ближнем Востоке уже сформированы пластинчатые доспехи (чешуйчатый и ламеллярный) разного вида . Следует отметить, что на протяжении целого тысячелетия, начиная с эпохи Ахеменидов, в данном регионе ранние ламеллярные доспехи уступили место чешуйчатым , а в Центральной и Восточной Азии предпочтение отдавалось ламеллярным .

В VII-IX вв., после появления кочевых племен из Азии, в Византийской империи и прилегающих регионах начинается противоположный процесс. Под влиянием аваров, хазар, венгров и прочих номадов степей ламеллярные доспехи становятся популярными в Византии , где они особо широко распространяются в X веке.

Византийская технология была составной частью военной технологии евроазиатского пространства, для изучения которой большое значение имеет изучение вооружения соседей . Многие исследователи прибегают к данному методу и в большинстве случаев он единственный дает возможность основательно изучить византийское военное снаряжение.

К сожалению, скупая информация о кавказских соседях Византии не дает возможность исследователям использовать данный метод и в их отношении, и ввести новые данные в научный оборот . Цель данной работы состоит в том, чтобы хотя бы частично искоренить этот недостаток и, одновременно, она содержит определенные соображения о происхождении и этапах эволюции пластинчатых доспехов.

Чешуйчатые доспехи

На Ближнем Востоке чешуйчатые доспехи распространяются с середины второго тысячелетия до нашей эры и используются на протяжении тысячелетий .

Чешуйчатые доспехи состоят из металлических пластинок, прикрепленных к основе из кожи или ткани черепицеобразно . Часто пластинки U-образные . Пластинки доспехов всегда (!) направлены вниз, что является характерным признаком. Ряды чешуйчатых доспехов на 1/3 перекрывают друг друга и образуют многослойную поверхность, похожую на рыбью чешую. Форма пластинок соответствующая - один край округленный и удлиненный, а другой - прямой .

Для обеспечения эластичности чешуйчатых доспехов использовали вываренную кожу лучшего качества . Для крепления чешуйчатых пластинок к кожаному субстрату, как правило, использовали тонкие ремешки . Также возможно было прикрепить пластину металлическими заклепками или металлической проволокой, которую пропускают через парные отверстия чешуи .

Благодаря эластичности и своеобразию конструкции у чешуйчатых доспехов могли быть и длинные рукава, тогда как у более жесткого ламелляра они были только короткие. Рукава чешуйчатого доспеха требовали более жесткого крепления и в средней или нижней части чешуек делали дополнительные отверстия . Обычно, на местах сгиба доспехов пришивали чешуйки более мелкого размера , а грудь, живот и спина были покрыты более крупными .

По сравнению с ламелляром чешуйчатые доспехи более эластичны, поскольку пластины свободны с трех сторон . Лишь кольчатые доспехи являются более гибкими, чем чешуйчатые . Данные современных реконструкторов свидетельтсвуют, что правильно изготовленный чешуйчатый доспех отличается почти такой же гибкостью, как кольчатый и может иметь такие же длинные рукава и юбку .

Несмотря на множество положительных качеств (гибкость, хороший уровень защиты, технологичность) у чешуйчатых доспехов есть и недостатки. Во время движения пластины чешуйчатых доспехов приподнимаются, что делает доспехи уязвимыми к ударам колющего оружия . Для чешуйчатых доспехов особенно опасны колющие удары снизу . Это весьма важно для всадника, по отношении к которому копье пешего воина всегда направлено снизу вверх.

В Средние века чешуйчатый доспех, широко распространенный еще в скифскую эпоху, постепенно уступает место ламелляру, хотя не исчезает и продолжает существовать параллельно, особенно в комбинациях с другими видами доспеха . Последние открытия свидетельствуют, что чешуйчатый доспех даже в самой Европе (где он никогда не пользовался особой популярностью) применялся в пятнадцатом, а по некоторым данным, и в шестнадцатом веке .

Ламеллярный доспех .

Первые бронзовые образцы ламеллярного доспеха обнаружены в Египте, Сирии-Палестине, Месопотамии и Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Ламелляр был широко распространен в Азии, особенно в ее центральной и восточной частях и использовался вплоть до 19-го века .

Ламеллярный доспех состоит из пластин прямоугольной формы , которые связаны друг с другом сначала по горизонтальным рядам, а затем вертикально, с помощью шнуров. В отличие от чешуйчатого доспеха, ламеллярные пластины не прикреплены к одному целому субстрату, это пластины, связанные в параллельные ряды, а потом и вместе .

Форма ламеллярных пластин, количество отверстий и, исходя из этого, методы крепления отличаются друг от друга. На протяжении веков, на огромном континенте Азии ламеллярный доспех постоянно развивался и эволюционировал, хотя основной принцип - связывания пластин шнурами - оставался неизменным.

Для уменьшения вероятности повреждения ламеллярный доспех завязывали одним или двумя шнурами так, чтобы длина шнура с наружной стороны была минимальной. В случае разрыва одного шнура, пластину держал другой. При таком креплении любой воин мог заменить поврежденную пластину даже в полевых условиях . Метод крепления панцирных пластин шнурами - основной, но не единственный метод. Пластины скрепляли между собой металлической проволокой или заклепками. Такая конструкция была более прочной, но менее подвижной .

По сравнению с чешуйками ламеллярные пластины более крупные , удлиненной формы, на каждой из них больше отверстий, которые распределены по всей поверхности пластины.Для данных отверстий характерно парное расположение . Часть ламеллярных пластин выпуклые. Пластина такой формы лучше отражала и ослабляла удары стрелы, копья или иного оружия .

Изготовление пластинчатого (ламеллярного и чешуйчатого) доспеха было довольно трудоемкой работой, но с технологической точки зрения оно не представляло особенной сложности .

Вес ламеллярного и чешуйчатого доспеха почти одинаковый . Вес полного комплекта пластинчатого доспеха толщиной 1-1,5 мм составляет 14-16 кг . Его пластины расположены внакладку и по защитным свойствам намного превосходят кольчугу. Ламеллярная кираса, сделанная из 1,5мм пластинок, весит 5 кг. Такой доспех довольно хорошо противостоит колющему оружию . Ламелляр также хорошо защищает от стрел, и именно из-за этого на протяжении долгого времени он был весьмапопулярен как среди кочевников Евразии, так и среди их соседей . Сила ударного оружия «рассеивалась» на пластинах доспеха и тело воина оставалось невредимым. Разрыв шнуров (ремней) в результате удара меча может вызвать повреждение ламеллярного доспеха . Реконструированный ламелляр довольно стойкий почти ко всем видам ударов и свидетельствует об особых качествах данного вида доспеха .

С конца пятнадцатого века на Ближнем Востоке ламеллярные доспехи исчезают и появляются кольчато-пластинчатые доспехи.

Рис. 1. На юбке св. воина в Тимотесубани тени под пластинами изображены мастером коричневыми линиями, а на ламеллярной кирасе одновременно видны и тени, и полосы (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 2. а) Пластины доспеха, обнаруженного в Береле, по В. Радлову, Ь) обхваченные кожей ламеллярные пластины Усть-Ишима , по А.И. Соловьеву

Византийско-грузинские доспехи

В последние годы существенный вклад в изучении византийского ламеллярного доспеха внес Т. Доусон, в очерках которого теоретические знания сочетаются с практическим опытом реконструктора.

Как правило, пластины ламеллярных доспехов перекрывают друг друга горизонтально. По наблюдению Т. Доусона, к концу X века в Византии появляется ламелляр нового типа, который широко распространяется в XI веке. Пластины этого ламелляра не перекрывают друг друга, они лишь тесно прилегают друг к другу и прикреплены к коже .

На византийских изображениях встречается ламелляр, ряды которого разделены узкими полосами . По мнению Т. Доусона, это кожаная полоса, помещенная между рядами пластин, которая разделяет пластины и нейтрализует вызванный их движением эффект ножниц, который может перерезать ремни . В дальнейшем Т. Доусон, продолжая свои наблюдения, пришел к выводу, что в византийских ламеллярных доспехах между пластинами помещена не узкая, а широкая кожаная полоса, которой полностью выстлан пластинчатый ряд. Такие доспехи более гибкие горизонтально и их легко изготовить. В дальнейшем изготовление доспехов стало еще легче, благодаря заклепкам, которыми вместо шнуров прикрепляли пластины . Т. Доусон считает, что клепка пластин ламелляра в Византии распространилась в одиннадцатом веке .

В ХІ-ХІІ веках помимо клепанного возникает «перевернутый» ламелляр: рукава и юбка доспехов комплектуются «перевернутыми» пластинами (направленными сверху вниз). Обычно пластины ламелляра перекрывают друг друга снизу вверх, поскольку так наилучшим образом защищают тело от колющих ударов, которые, как правило, направлены вверх. Но удары по конечностям тела направлены сверху вниз. На конечностях, защищенных «перевернутым» ламелляром, удар скользит вниз и причиняет меньше вреда .

Соображения Т. Доусона насчет появления полосатых ламеллярных доспехов с одиннадцатого века подтверждаются и данными грузинских ученых: на изображениях десятого века представлены обычные ламеллярные доспехи, а с одиннадцатого века появляются полосатые . Данное явление не осталось неза меченным и среди искусствоведов в Грузии (хотя, объяснение этого явно выходило за рамки их компетенции). Еще в 80-х годах прошлого века Т. Шевякова писала, что узкие полосы между пластинами доспехов появляются в Грузии с XI века .

Тщательное изучение византийских и грузинских изображений ламеллярных доспехов позволяют заключить, что следует отличать т.н. полосатые и линейные доспехи. Поскольку появление этих двух типов доспехов не совпадает и по времени (полосатый ламеллярый появляется в одиннадцатом веке, тогда, как линейный неоднократно встречается и в десятом), трудно взвалить существующее между ними различие полностью на воображение и интерпретацию исполнителей. Будет лучше считать, что между ними существовало определенное различие по конструкции и мы постараемся установить эти различия. По нашему предположению, одна линия между пластинами видна в том случае, когда ряд пластин выстлан кожей только сзади , а в случае полосатых доспехов кожей выстлана обратная и, в то же время, обхвачена нижная передняя часть пластин (рис. 3с).

Додуматься до этого метода наверно не представляло особой трудности. Он объединяет старый метод ламеллярной конструкции, распространенный в Азии (когда кромки пластин обхвачены кожаной полосой) , и сравнительно новый метод (пластины выстланы кожей сзади) (рис. 3). Комбинация этих двух методов дает полосатый ламелляр, когда полоса четко видна (край кожи, которым обхвачена нижняя передняя часть верхней пластины создает верхнюю линию полосы, а верхний край кожи под нижнюю пластину создает нижнюю линию полосы). В это время ремни максимально защищены от пластин, не повреждается и поддоспешник; широкая кожа, которая охватывает пластины ламелляра и спереди, обеспечивает большую устойчивость доспехов. Следует отметить, что самый нижний ряд пластин ламелляра, прилегающий к кремасмате, отмечен полосой, что наверно указывает на кожаную подкладку, обхватывающую и переднюю поверхность пластин .

Следует отметить, что изучение грузинских материалов предоставляет возможность наблюдать за эволюцией пластинчатых доспехов, за ее определенными стадиями и многочисленными экспериментами, которые рассмотрены ниже.

Рис. 3. Пластина ламелляра, вид сбоку: a) с кожей, обхватывающей кромку пластины, b) с кожаной подкладкой сзади, c) с кожаной подкладкой и обхваченной передней нижней частью пластины Рис. 4. Св. Георгий в традиционной ламеллярной кирасе в Тимотесубани (фото С. Сарджвеладзе)

Для иллюстрации путей развития византийско-грузинских ламеллярных доспехов было бы неплохо представить его прототип, изначальную конструкцию ламелляра. Для этого вполне подходит изображение святого воина из росписи церкви Тимоте-субани (рис. 4) . На изображении воин одет в традиционную ламеллярную кирасу. Ламеллярные ряды состоят из пластин без заклепок, которые скреплены ремнями и перекрывают друг друга справа налево; ряды ламелляра, со своей стороны, связаны друг с другом многочисленными подвесными шнурами и перекрываются снизу вверх. Таким был типичный ламелляр, конструкция которого почти одновременно изменялась в Византийской империи и Грузии.

В десятом веке в Грузии наблюдается несколько нововведений (отказ от горизонтального перекрытия пластин, появление кожаной подкладки и заклепок), которые можно считать первыми шагами на пути эволюции пластинчатых доспехов. Не исключена более ранняя датировка этих экспериментов, но мы можем с уверенностью говорить только о десятом веке, когда они уже часто отображаются в произведениях искусства.

Применение кожаной подкладки под рядами ламеллярных пластин четко отображено на доспехах св. Георгия и св. Федора, изображенных на триптихе Богоматери (X в.) церкви Чукули (рис. 5) . Видны пластины обычного ламелляра со шнуровкой на кожаной подстилке, пластины не перекрывают друг друга по горизонтали, а плотно прилегают друг к другу. Ламелляр, изготовленный по такому методу, более гибкий, его легко изготовить и экономится 15-20 % материала, соответственно, уменьшается и вес доспехов .

В десятом веке подтверждается применение заклепок, которые, по-видимому, использовались в обоих типах пластинчатых доспехов (чешуйчатом и ламеллярном).

Св. Георгий и св. Федор на триптихе Богоматери церкви Чихареши (рис. 6) и два св. Федора на предалтарном кресте Сакдари

Рис. 6. Св. Георгий из Чихареши в двухзаклепочном доспехе, по Г.Н. Чубинашвили

Икона св. Георгия из Накуралеши (рис. 7) показывает пластины с двумя заклепками (верхней и нижней) уже в виде ламеллярных доспехов, где ряды перекрывают друг друга снизу вверх. Можно предположить, что подвесные ремни рядов прямо прикреплены к шнурам крепления, расположенным на нижнем краю пластин . Хотя можно найти и более простое объяснение, если предположить, что в чеканных иконах пластины отображены в немного упрощенном виде и им не хватает подвесных ремней.Пластины такого же вида встречаются в 60г миниатюре Малого «Синаксаря» Эквтиме Мтацминдели , переписанного в 1030 г. в Константинополе (рис. 8). Только на пластинах доспехов Св. Прокофия уже различимы центральные линии, которые можно считать подвесными ремнями и которых, наверно, не хватает на изображениях чеканных икон.

Рис. 7. Св. Георгий из Накуралеши в двухзаклепочном ламелляре, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 8. Св. Прокофий в двухзаклепочном ламелляре. Рукопись А648, стр. 60г, Национальный Центр рукописей Грузии

Данные типы доспехов с заклепками можно было бы приписать фантазии художника или ошибочному изображению, если бы не одно обстоятельство: существование такого типа заклепочных пластин подтверждается материалом рубежа I-II тысячелетий, найденным русскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что прикрепление пластин доспеха к коже верхними и нижними заклепками было общепринятым методом. Этим методом пользовались, например, енисейские киргизы (рис. 9).

Своеобразным венцом экспериментов этого века можно считать две иконы, которые содержат в себе множество признаков эволюции. Изображение св. Георгия и св. Федора на иконе Мравалдздли (вторая половина X века) (рис. 10) и икона св. Георгия из Парахети (рис. 11) конца X века показывают ламеллярные пластины с двойными заклепками и двойными подвесами на кожаной подкладке. Пластины не перекрывают друг друга, а плотно прилегают. Здесь практически в завершенном виде представлены все основные компоненты эволюции ламеллярных доспехов; не видно лишь широкой полосы ламелляра, из-за чего данные доспехи относятся к категории линейных ламелляров .

Ламелляром называют доспех, состоящий из пластин, сплетенных между собой при помощи шнура.Название это происходит от слова lamella — пластинка, чешуйка.
Ламеллярный доспех был широко распростарнен на Востоке с глубокой древности, особенно в Центральной и Восточной Азии, и продолжал преобладать в эпоху раннего средневековья, дожив в Монголии, Тибете, Китае и Японии вплоть до XIX - начала XX в. Изготовление небольших металлических или кожаных чешуек не требовало такой высокой технологии обработки металла, как производство готического или миланского доспеха.

Мы очень любим ламеллярные доспехи за сочетание прекрасной подвижности, великолепные защитные свойства и разумный вес.

Базовые характеристики следующие:

  • Чешуя из вороненой стали 1 мм., отформована в 2-х плоскостях (ложечка).
  • 780 чешуек на полный доспех (зависит от веса)
  • Шнур - нейлоновый корд. Естественно он перетирается, но легко чинится. По желанию возможны дополнительные разгрузочные ремешки внутри (для увеличения срока жизни шнура). Корд можно заменить на кожаные ремешки - если Вам дорога историчность материалов
  • Каждый ряд чешуи обернут по краю спилком - для уменьшения износа и увеличения ударопоглощающих свойств
  • Доспех состоит из защиты корпуса, плечей (6 р чешуи) пологов (4 ряда)

Пожалуйста, снимайте мерки поверх поддоспешной или иной одежды, на которую Вы предполагаете надевать доспех.
КАК СНЯТЬ МЕРКИ

Как снимать мерки для изготовления доспехов: Для изготовления доспехов снимайте мерки поверх поддоспешной или другой одежды, на которую Вы планируете носить доспех. Если же Вы заказываете и поддоспешник и доспех на нашем сайте, то нам понадобятся Ваши фактические мерки. Для сабатонов нужно снимат мерки поверх обуви, в которой Вы планируете их носить.

Появление первых доспехов произошло задолго до появления военного дела, войны как таковых, а следовательно солдат и армии. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных. Доспехи часто ассоциируются с чем-то металлическим, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Шкуры стали прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Кожа защищала первых людей во время охоты. Конечно подобная броня не могла спасти от серьезных ран, ведь для придания прочности кожу надо было обрабатывать, а такие технологии появятся лишь тысячелетия спустя. Да и боевые доспехи были ни к чему, орудия тогда были крайне простыми, а стычки с себе подобными — редкими.

Античные доспехи

Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.

Египетские доспехи

Древний Египет не сильно отличался по климату от нынешнего Египта, что накладывало отпечаток на то, какую броню использовали египтяне. Из-за невыносимой жары и относительной дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Они использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и часто имели деревянную основу. Это было некое подобие шлема, который мог смягчить удар популярного в то время оружия – булавы или палицы. Бронзовые топоры были достаточно редким оружием, а уж про мечи и говорить не стоит. Такое было по карману только особам, приближенным к Фараону. То же можно сказать и про доспехи, даже из ткани и кожи. За многие годы раскопок почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. Визитной карточкой египетской армии, да и многих армий того периода, были конечно же колесницы, поэтому все знатные, хорошо обученные войны сражались верхом на колеснице. В основном выступали они в роли мобильной кавалерии и стреляли из лука . Подобного рода действия требовали немалого умения, в связи с чем воины на колесницах обязательно носили тканевый или кожаный доспех, потому что потеря такого умелого солдата стоила недешево. Не говоря уже о том, что зачастую это были знатные люди.

Доспехи Греции

Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.

Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.

Римские доспехи

Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие варвары с севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.

С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга.
Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.

Доспехи гладиаторов

Доспехи в римскою эпоху носили не только солдаты, но и гладиаторы – воины-рабы, сражающиеся на аренах для развлечения публики. Подтвержденным фактом является участие женщин в боях, но они мало изучены, поэтому мужские доспехи более известны. Доспехи гладиатора были необычны и порой не слишком эффективны, что логично, ведь бои гладиаторов проводятся для публики, внешний вид и зрелищность были на первом месте. Гладиаторы часто использовали шлемы, закрытые полностью, иногда с украшениями и даже с зазубренным или заточенным гребнем для сражения против гладиатора с сетью. Торс чаще всего был открыт, но использование нагрудных пластин и кирас не было явлением необычным. Очень часто можно было увидеть пластичные или кольчужные рукава с наплечником или без, они прикрывали руку без щита или же руку без оружия. Поножи часто выглядели как греческие, иногда изготавливались из плотной ткани. Один из видов гладиаторов, коих было больше дюжины, имел пластичный доспех, покрывающий все тело, и закрытый шлем.

Доспехи раннего средневековья

Падение римской империи и переселение народов знаменуют начало раннего средневековья — отправную точку эволюции европейского доспеха. В это время популярность набирают легкие доспехи. В частности дешевый в производстве и удобный в использование стеганый доспех. Его вес составлял по разным оценкам от 2 до 8 кг, самый тяжелый был среди русских пеньковых доспехов, закрывавший ноги в том числе. Хорошая защита достигалась сшиванием до тридцати слоев ткани. Такой доспех мог легко защитить от стрел и рубящего оружия. Этот вид брони использовали в Европе без малого тысячу с лишним лет, как и на Руси, что неудивительно, ведь отличный доспех из ткани мог сравниться по степени защиты с кольчугой. Доспехи из римской эры, а конкретно ламеллярный доспех, также был популярен в это время. Он был прост в изготовлении и давал должный уровень защиты.

Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.

Шлемы в эту эпоху в основном были похожи на металлические шапки, иногда с подобием защиты для носа или лица, но в большинстве своем защищали лишь голову. В постримскую эпоху начинается достаточно быстрый переход на кольчугу. Германские и славянские племена начинают носить кольчугу поверх одежды или стеганых доспехов. В ту эпоху оружие и военная стратегия предполагали ближний бой, редко в организованном строю, поэтому подобная защита была крайне надежна, ведь слабое место кольчуги — это как раз противостояние копью. Шлемы начинают «расти», закрывая лицо все больше. Кольчугу начинают надевать и на голову, иногда даже без шлема. Длина кольчуги на теле также увеличивается. Теперь боевой доспех выглядит как кольчужное пальто. Броня кавалериста часто включала кольчужную защиту для ног.

Впоследствии на протяжении почти 600 лет доспехи не меняются, увеличивается лишь длина кольчуги, которая в 13 веке становится чуть ли не второй кожей и закрывает все тело. Однако качество кольчуги в этот период, пусть и превосходило раннюю кольчугу, все равно отставало от качества оружия. Кольчуга была крайне уязвима для копий, стрел с особым наконечником, ударов булавы и подобного оружия, и даже тяжелые мечи могли принести фатальное увечье воину. А что уж говорить про арбалетные болты, которые пробивали кольчугу как бумагу, и были крайне распространены в европейских армиях. В связи с этим был лишь вопрос времени — когда появится броня, способная решить эти проблемы. С конца 13-го века в Европе получают распространение латные доспехи – венец кузнечного дела средневековья, самые прочные доспехи в мире. Броню делали из стальных листов, и они покрывали сначала тело, а через короткое время руки и ноги, а после — полностью заковывали воина в сталь. Оставались открытыми лишь несколько точек для того, чтобы можно было вообще двигаться, но и они впоследствии стали закрываться. Это был золотой век тяжелой кавалерии, от вида которой у пехоты начиналась паника. Легендарные доспехи рыцарей, сделанные качественно, были практически непробиваемы для оружия ополченцев. Бывало, что рыцаря, сбитого с коня во время атаки, просто не могли добить. Само собой такой комплект доспехов мог стоить дороже, чем небольшая деревня с поместьем, и был доступен лишь аристократии и рыцарскому сословию.

Закат доспехов

Тяжёлые европейские средневековые доспехи становятся пережитком истории с повсеместным внедрением огнестрельного оружия и артиллерии. Первые образцы огнестрела были крайне ненадежны, эффективность была десятки метров, перезаряжать их нужно было до второго пришествия, поэтому тяжелые доспехи не сразу ушли со сцены театра войны. Однако уже в эпоху ренессанса латные доспехи можно было увидеть разве что на церемониях и коронациях. На смену латному доспеху приходит кираса. Нагрудные доспехи нового дизайна позволяли пулям и длинным пикам рикошетить от брони, для этого на кирасе создавалось так называемое ребро, фактически доспех как бы вытягивался вперед и создавал угол, который и должен был способствовать шансу рикошета. С появлением более современных видов ружей в конце 17 века, кираса окончательно потеряла смысл.

Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы — кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров.
Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.

Доспехи на Руси

До прихода монголов, русские доспехи эволюционировали примерно по такой же схеме, что и в Европе. Кольчужные доспехи оставались основной защитой русского война, вплоть до появления стрелкового оружия. Как и в Китае, эпоха рыцарей и тяжелой бронированной конницы так и не наступила. Русский воин всегда должен был оставаться подвижным и «легким». В этой связи средние доспехи выглядели более разумным выбор в борьбе с кочевыми армиями, опирающимися на мобильность и конных лучников, поэтому русские доспехи так и не перешли в латы. Доспехи конника могли быть более тяжелыми, но все же оставались в средней категории. Так, помимо стандартных кольчуг, боевые доспехи на Руси принимали форму чешуи, кольчуги с металлическими пластинами, а также зерцальных доспехов. Такие доспехи надевались поверх кольчуги и представляли собой металлическую пластину – зерцало, создавая некое подобие кирасы.

Японские доспехи

Японский воин в доспехах, именуемый самураем , известен всем. Его оружие и броня всегда были очень выдающимися в «толпе» средневековых лат и кольчуг. Как и в других регионах самураи не пользовались латами. Классическая броня самурая была в основном ламеллярной, но также использовались нагрудные пластины и кирасы. Различные части доспеха могли быть выполнены в «кольчужных тонах». Японская кольчуга отличалась от Европейской не только видом, но и более мелки плетением. Классические японские доспехи состояли из:

  • шлема, закрывавшего полостью голову и часто лицо, обычно оно закрывалось устрашающей маской, шлем часто имел рога;
  • ламеллярного доспеха, иногда укрепленного пластиной, наподобие зерцала или с кирасой сверху;
  • поножи и наручи, металлические или ламеллярные, под ними могли быть кольчужные рукавицы и обувь;
  • доспехи на плече, изготавливались из разных материалов, но их интересной особенностью было удобство в ношении для лучников. В Европе лучник никогда не носил наплечники, потому что они сильно мешали стрельбе, а то время как в Японии наплечник как бы сползал назад при натягивании тетивы и возвращался когда самурай сделал выстрел.

Такой доспех так же, как и в случае с рыцарями, был показателем статуса и богатства. Рядовые солдаты использовали более простые доспехи, иногда кольчужные или смесь.

Современные доспехи

Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»