I. Введение
В истории математики рассмотренный нами период существования Александрийской школы носит название «Первой Александрийской школы». С начала нашей эры на основе работ александрийских математиков начинается бурное развитие идеалистической философии: снова возрождаются идеи Платона и Пифагора, и эта философия неоплатоников и неопифагорейцев быстро снижает научное значение работ новых представителей математической мысли. Но вес же математическая мысль не замирает, а время от времени проявляется в работах отдельных математиков. Второй период, в который протекала работа Александрийской школы, носит название «Второй Александрийской школы».
II. Герон Александрийский
К числу представителей Александрийской школы в начале второго периода ее существования надо отнести Герона Александрийского , жившего, вероятно, в I в. до н. э. Герон был выдающимся греческим инженером и ученым. Он известен многими своими изобретениями, работами геодезического характера, а также математическими работами, относящимися главным образом к вопросам геометрической метрики. Из его работ, имеющих значение для математики, можно отметить «Метрику» и «О диоптре». В «Метрике» приводятся правила и указания для точного и приближенного вычисления площадей и объемов различных фигур и тел; среди них имеется и формула для определения площади треугольника по трем его сторонам, вошедшая в математику под именем формулы Герона. Кроме того, в этой работе указываются примеры решения квадратных уравнений и приближенного вычисления квадратных и кубических корней. Характерной особенностью «Метрики», выделяющей ее из ряда работ других греческих геометров, предшествовавших Герону, служит то обстоятельство, что в ней обычно правила даются без доказательств, а лишь выясняются на отдельных примерах. Это значительно снижает достоинства работы и, несомненно, является признаком недостаточной научной подготовки её автора. Но в области практических, приложений математики Герон превосходит многих своих предшественников. Лучшей иллюстрацией этого является его работа «О диоптре». В этом труде излагаются методы различных работ геодезического характера, причем землемерная съемка производится с помощью изобретенного Героном прибора диоптры. Этот прибор является прообразом современного теодолита. Главной его частью служила линейка с укрепленными на концах ёе визирами. Эта линейка вращалась по кругу, который мог занимать и горизонтальное, и вертикальное положение, что давало возможность намечать направления как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Для правильности установки прибора к нему присоединялись отвес и уровень. Пользуясь этим прибором и вводя фактически в употребление прямоугольные координаты, Герон мог решать на местности различные задачи: измерить расстояние между двумя точками, когда одна из них или обе недоступны наблюдателю; провести прямую, перпендикулярную к недоступной прямой линии; найти разность уровней между двумя пунктами; измерить площадь простейшей фигуры, не вступая на измеряемую площадку.
Сочинения Герона давали его современникам богатый материал, практическое использование которого вполне удовлетворяло вопросам строительства и земледелия, а потому эти сочинения пользовались большим успехом в продолжение многих столетий.
III. Никомах, Менелай
В конце I в. н. э. надо отметить появление трудов неопифагорейца Никомаха . Его работа «Введение в арифметику» является первым трудом по арифметике, изложенным независимо от геометрии, и потому она оказывала свое влияние на изучение арифметики не менее тысячи лет. Между тем эта работа не содержит в себе ничего особенно оригинального. Основной ее идеей является классификация чисел, причем она проводится на основах, всецело опирающихся на числовую мистику. В числовую классификацию Никомаха входят также и многоугольные числа по образцу пифагорейских. Наиболее интересным в «Арифметике» Никомаха является раздел суммирования числовых рядов. Здесь мы встречаем, например, указание на то, что кубические числа представляют собой суммы последовательных нечетных чисел. Так, 13 = 1; 23 = 3 + 5; 33 = 7 + 9 + 11; 43 = 13 + 15 + 17 + 19 и т. д.
Современником Никомаха надо считать астронома и геометра Менелая Александрийского , который написал трактат о сферических треугольниках, явившихся в свое время как бы фундаментом сферической геометрии. В этом же труде Менелая находится его знаменитая теорема, согласно которой «если какая-нибудь прямая линия пересекает три стороны треугольника или их продолжения, то произведение трех отрезков, не имеющих общих точек, равно произведению трех других отрезков».
IV. Клавдий Птолемей
Ко II в. относится деятельность Клавдия Птолемея . Оп работал главным образом в области астрономии, причем его астрономические наблюдения относятся ко времени между 125 и 151 г. (Как астроном Птолемей разработал геоцентрическую систему мира, согласно которой Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг нее. Эта система была опровергнута Н. Коперником в его гелиоцентрической системе мира, полагающей, что центром Вселенной является Солнце, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты, причем все планеты вращаются вокруг своих осей.) В своих работах он невольно сталкивался с понятиями тригонометрического характера, а потому ему удалось внести значительный вклад и в развитие тригонометрии. В своих астрономических работах Птолемей уже не разделял часы на дневные и ночные, как это делали египтяне, а считал их равными по своей продолжительности. Окружность он разделял на 360 градусов и каждый градус делил еще пополам. Диаметр же окружности он делил на 120 градусов, полагая, таким образом, что длина окружности в 3 раза больше ее диаметра; при этом каждый градус диаметра подразделял на 60 равных частей, а каждую из этих частей вновь разделял на 60 частей. В более позднее время эти подразделения градуса получили у римлян наименования partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает «части меньшие первые» и «части меньшие вторые». От этих латинских слов нами и заимствованы названия для единиц измерения углов и времени - минута и секунда.
Главная работа Птолемея называлась «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» или сокращенно «Мэгистэ» (в пер. с греч. «величайшая»). В историю она вошла под названием «Альмагест», которое дали ей впоследствии арабы.
В «Альмагесте» Птолемей вычисляет величины хорд всех дуг от 0° до 180о, причем значения хорд даны для дуг через каждую 1/2°. Для выполнения этой работы Птолемей вводит свою теорему, которая в истории математики носит название теоремы Птолемея и формулируется так: произведение длин диагоналей вписанного в круг четырехугольника равно сумме произведений длин его противоположных сторон. Из этой теоремы Птолемей подучил следствия, позволяющие по данному диаметру окружности и по двум хордам, стягивающим дуги и , вычислить хорды, стягивающие дуги + и - . Пользуясь полученными соотношениями, а также используя уменье вычислять стороны вписанных в круг правильных фигур (треугольника, квадрата, пятиугольника, шестиугольника и десятиугольника), Птолемей и составил свою таблицу хорд, предшественницу современных таблиц синусов.
В истории математики Птолемей известен также тем, что он первый усомнился в очевидности постулата Евклида о параллельных прямых и делал попытки доказать его справедливость, тем самым положив начало длинному ряду подобных же попыток позднейших геометров, пока Лобачевский не показал безуспешность таких доказательств, разъяснив их невозможность.
V. Папп
Последним крупным геометром Александрийских школ следует признать геометра III в. Паппа . Ему принадлежало, как полагают значительное число сочинении, из которых сохранилось лишь «Математическое собрание», да и то не в полном виде (из восьми книг этого сборника полностью утрачена первая и не хватает части второй).
«Математическое собрание» Паппа имеет для истории математики большое значение: оно содержит обзор трудов предшественников Паппа, развивает некоторые их идеи, комментирует эти труды. Благодаря этому для нас сохранились сведения о многих математических работах древних, которые не дошли в подлинниках до нашего времени. Кроме того, в работе Паппа имеются и некоторые новые и оригинальные открытия. Так как Папп не всегда называет авторов приводимых им теорем, то нам трудно судить, какие теоремы принадлежат ему самому и какие - другим авторам. Но по отношению к некоторым из них считают несомненным, что они принадлежат Паппу. Многие из этих теорем имеют значительный теоретический и практический интерес. Теорема Паппа об инволюции точек читается так: «Если на двух прямых, лежащих в одной плоскости, взять по три точки: на первой прямой точки 1, 5 и 3, а на второй-2, 4 и 6, то точки пересечения пар прямых 1-2 и 4-5, 2-3 и 5-6, 3-4 и 6- 1 лежат на одной прямой МN (рис. 1).
Большое применение имеет теорема, которая впоследствии была переоткрыта Паулем Гюльденом (1577-1643), а потому и носит имя последнего: объем тела, образованного вращением плоской фигуры вокруг какой-нибудь лежащей в ее плоскости прямой, равен произведению площади фигуры на длину окружности, описанной при вращении ее центром тяжести. Интересна предложенная и изученная Паппом спираль, которая описывается точкой, движущейся вдоль дуги четверти окружности, когда эта дуга вращается около диаметра. Из других теорем, доказанных Паппом, приведем ещё такие: «Центр тяжести треугольника принадлежит также другому треугольнику, вершины которого лежат на сторонах данного и разделяют эти стороны в одном и том же отношении»; «Прямая, соединяющая противоположные концы параллельных диаметров двух кругов, имеющих внешнее касание, проходит через точку касания». Паппу приписывается также решение задачи о проведении через той точки, лежащие на одной прямой, трех прямых, образующих треугольник, вписанный в данный круг.VI. Диофант
К числу александрийских ученых относятся алгебраист Диофант , живший, вероятно, в III в. Жил он 84 года. Последнее сведение почерпнуто из эпиграммы некоего Метродора, помещенной в так называемой «Греческой антологии». Содержание эпиграммы таково:
«Диофант прожил 1/6 своей жизни в детстве, 1/12 в юности, следующую затем 1/7 часть своей жизни был холостяком; через 6 лет после женитьбы у него родился сын, который умер на 4 года ранее своего отца и дожил до возраста, вдвое меньшего, чем лета его отца».
Диофант написал сочинение, названное им «Арифметика». Это сочинение резко отличается по своему характеру от известных нам других математических работ древних греков. Главное отличие заключается в том, что изложение его идет чисто аналитическим путем, хотя и вводится иногда геометрическая терминология. «Арифметика» Диофанта включает в себя главным образом вопросы алгебры и теории чисел. Надо отметить, что Диофант не излагает обобщенных методов для решения тех или иных вопросов, а к решению каждого отдельного вопроса подходит с особым методом. Это выявляет огромные математические способности Диофанта, но сильно снижает научную ценность его труда- Из 13 книг «Арифметики» до нашего времени сохранилось только 6. В них Диофант рассматривает решение уравнений 1-й и 2-й степени, причем основное внимание обращает на неопределенные уравнения.
лгебра Диофанта должна быть отнесена к так называемому периоду «синкопированной алгебры», то есть к тому времени, когда в алгебр переходили от чисто риторического изложения (то есть словесного) к использованию более кратких записей при помощи сокращенных слов и некоторых символов. Так, для изображения неизвестного числа Диофант вводит обозначение S", а когда это неизвестное употребляется во множественном числе, то упомянутое обозначение удваивается. Для каждой степени неизвестного вводились соответствующие синкопированные обозначения. Для обозначения вычитания употребляется знак, а для равенства - буква I. Уменьшаемое писалось раньше вычитаемого, а числовые коэффициенты - после неизвестных. Непосредственное следование одной записи за другой означало действие сложения.Отрицательные числа Диофанту известны не были, но когда приходилось умножать разность двух чисел на разность двух других чисел, то Диофант пользовался, правилом: «отнимаемое число, будучи умножено на отнимаемое, дает прибавляемое, а, будучи умножено на прибавляемое, дает отнимаемое».
При решении уравнений Диофант признавал только положительные рациональные ответы, и притом для квадратного уравнения он всегда вычислял только один ответ, если уравнение имело два рациональных и положительных корня. Каким методом он решал квадратные уравнения, неизвестно, так как в сохранившихся до нашего времени книгах этого объяснения не дано. Для решения уравнения 1-й степени Диофант прибегал к приемам, описанным им следующим образом: «Если теперь в какой-нибудь задаче те же степени неизвестного встречаются в обеих частях уравнения, но с разными коэффициентами, то мы должны вычитать равные из равных, пока не получим одного члена, равного одному числу. Если в одной или в обеих частях есть члены вычитаемые, то эти члены должны быть прибавлены к обеим частям так, чтобы в обеих частях были только прибавляемые. Затем снова нужно отнимать равные от равных, пока не останется только по одному члену с каждой стороны». Таким путем Диофант достигал того, чего мы добиваемся перенесением известных членов в одну сторону равенства, а неизвестных - в другую, приведением подобных членов и делением на коэффициент при неизвестном. При этом надо отметить, что Диофант, как и все древние математики, избегал действия деления, заменяя его повторным вычитанием.
VII. Теон и Гипатия
Учеными, завершившими цикл математиков Александрийской школы, были Теон (IV в.) и его дочь Гипатия (370-415).
Теон проделал большую работу, комментируя труды Евклида и Птолемея. Что же касается Гипатии, то, по отзывам историков, она обладала большими знаниями в области математики и философии и комментировала труды Архимеда. Диофанта и Аполлония. Она является первой известной в истории математики женщиной-математиком. Ей принадлежат также философские труды по толкованию Платона, Аристотеля я других греческих философов. До нашего времени не сохранилось ни одного из трудов Гипатии. Высокая ученость и красноречие, которыми обладала Гипатия, ее деятельное участие в общественных делах города создали ей популярность в Александрии, но вместе с тем вызвали ненависть со стороны христианских религиозных фанатиков к ученой «язычнице». В 415 г. она по подстрекательству епископа Кирилла была растерзана толпой христианских изуверов. Последователи и ученики Гипатии, которым удалось спастись от преследования, бежали в Афины.
VIII. Упадок Александрийской школы
Папп и Диофант явились последними представителями александрийских математиков, внесших в математику новые идеи. В дальнейшем значение александрийских ученых снижается все более и более. Это объясняется как внутренними, так и внешними условиями работы в Александрийской школе. Государственный строй, в условиях которого развивались науки в Афинских и Александрийских школах, строй, основанный на рабском труде, не мог способствовать дальнейшему росту научных знаний. В первые годы существования Александрийской школы Птолемея были созданы весьма благоприятные условия для научной работы, так как это было выгодно для правящих классов: надо было создать сильное и богатое государство, приносящее и личную выгоду Птолемеям.
Развитие техники военного дела, астрономии, географии, торгового дела и промышленности требовало и быстрого развития математики, а потому математика и имела все данные для своего роста и вширь и вглубь. Но когда материальные потребности правящих классов были удовлетворены достигнутыми успехами наук, то не стало и стимула для поощрения дальнейшего роста научных знаний. Таковы внутренние условия, вызвавшие упадок математических наук в Александрии. Но, кроме них, существовали и условия внешнего характера. Уже задолго до начала нашей эры стало все более сказываться притязание Рима на овладение территорией, на которой была расположена Александрия. В 47 г. до н. э., во время войны ЮлияЦезаря против Александрии, была сожжена ее замечательная библиотека. Затем она была восстановлена; но когда Рим окончательно овладел Александрией, началась жестокая вражда между христианами и язычниками. Религиозная рознь отозвалась и на науке, так как, во-первых, в науку стала проникать христианская мистика (что отозвалось, например, на творениях Никомаха), а, во-вторых, христианские фанатики стали преследовать все языческое, в том числе и «языческую» науку. По приказанию патриарха Теофила в 391 г. в Александрии был разрушен храм бога Сераписа, а вместе с храмом погибла и библиотека. Дни Александрийской школы были сочтены.
Таков был конец Александрийской математической школы.
Последний кратковременный расцвет математических наук в Греции отмечается в V - VI вв. в Афинах. Афинская школа этой эпохи работала главным образом над толкованием работ математиков прежних веков: Евклида, Архимеда и др. Но и эта школа в 529 г. была закрыта по распоряжению императора Юстиниана как «языческая мерзость».
IX. Заключение
Из приведенного выше очерка развития математических знаний в Древней Греции можно видеть, что за более чем полуторатысячелетний период времени математическая наука в Греции имела значительные достижения. Это относится главным образом к элементарной геометрии, которая в трудах Фалеса, Пифагора, Платона и в особенности Евдокса, Евклида и Архимеда приобрела то содержание, которое сохраняется и в настоящее время. В этой области греческие математики сумели построить вполне научную основу и дали строго дидактическое изложение теории. От греков мы получили и основы всей геометрической терминологии. Что жекасается других разделов математики (арифметики, алгебры и тригонометрии), то в них были заложены некоторые основы науки, но полного развития эти разделы у греков не получили. Как мы видели ранее, греки в своих арифметических исследованиях отрывались от практического счета, строго отделяя арифметику от логистики, и это в значительной мере тормозило развитие арифметики, так как никакая наука не может развиваться в отрыве от практики. Развитию алгебры препятствовало то, что еще недостаточно вошли в употребление символические записи, намек на которые мы впервые встречаем в трудах Диофанта, пользовавшегося лишь отдельными символами и сокращениями записи. Свое значение алгебра приобрела много позднее, когда в связи с развитием символики смогла помочь и практическим расчетам, и научным обобщениям. По отношению к тригонометрии мы можем сказать, что в Греции тригонометрия не получила самостоятельного значения, а являлась лишь вспомогательным вычислительным аппаратом для астрономических наблюдений.
Однако если рассматривать развитие в Древней Греции элементарной математики в целом, то мы должны признать, что обязаны грекам очень большими достижениями на этом пути.
X. Список используемой литературы
Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967
Стройк Д. Краткий очерк истории математики. М.; Л.: Наука, 1990
Колмогоров А. Н. Математика // БСЭ. 2-е изд. Т. 26, 464 - 483
Особой чертой творчества Н.Л. Бердяева была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.
В своей системе и ее исходных идеях Н.О. Лосский весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему "интуитивизм", либо "идеал-реализм", либо "органическое мировоззрение". Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа "Обоснование интуитивизма" посвящена вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к "всеобъемлющему" синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения.
Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии – Премудрости Божией – как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер – одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.
И.Л. Ильин разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др.
Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал "философию трагедии", обращаясь к Священному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.
В философии Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии.
Иудея в 1 веке до н.э.
Борьба за независимость. Антигон
В Риме середина I века до н. э. была отмечена постоянной борьбой за власть. Цезарь и Помпей, Кассий и Брут, Антоний и Октавиан… Всем им требовались деньги, надежные союзники и военная поддержка. Гиркан II и Антипатр всегда готовы были помочь новым хозяевам. Когда в Риме началась борьба между Помпеем и Цезарем, евреи надеялись, что с разгромом ненавистного Помпея падет и власть Антипатра. Но как только Антипатр понял, что Цезарь побеждает, он предложил ему свои войска, уговорил египетских евреев поддержать нового правителя и лично сражался за победу Цезаря. В знак благодарности Цезарь утвердил Гиркана II в должности первосвященника и правителя, разрешил восстановить стены Иерусалима, отменил решение о разделении Иудеи, введенное Габинием и даже вернул Иудее некоторые территории. Сыновья Антипатра - Ирод и Фасаил - получили в управление Иерусалим и Галилею.
Особенно старался угодить римлянам Антипатр, ставший фактическим правителем Иудеи. За свои услуги он получал от каждого нового властителя Рима подтверждение своих полномочий и надежду на то, что рано или поздно власть в стране перейдет к его сыновьям. Рост влияния семьи Антипатра вызвал недовольство еврейской аристократии Иерусалима. В 43 г. до н. э. Антипатр был отравлен, но власть в Иудее удержали его сыновья.
Надежды на свержение власти эдомитов большинство иудеев связывали с именем Антигона - сына Аристобула II, который вместе со всей семьей многие годы провел в римском плену. Традиционные враги Рима - парфяне - могли помочь Антигону в борьбе за власть. В 40 г. до н. э. они вторглись в Сирию. Антигон посчитал это удобным поводом для захвата престола в Иудее. Он уговорил парфянских военачальников направить в Иудею вооруженный отряд для захвата Иерусалима. По мере их продвижения к Иерусалиму крепла поддержка со стороны простых жителей Иудеи, а в самом городе вспыхнуло вооруженное восстание против сыновей Антипатра и их сторонников. Но взять город не удалось, и парфяне предложили Гиркану II и сыновьям Антипатра начать переговоры. Это было ловушкой. Гиркана схватили и для того, чтобы он больше никогда не мог претендовать на пост первосвященника, отрезали ему уши (человек с телесными недостатками не мог быть первосвященником). Фасаил покончил с собой. Ироду удалось бежать из крепости. После долгих скитаний он прибыл в Рим.
Так, в 40 г. до н. э. Хасмонеи вернули себе иудейский престол. Четыре года (с 40 по 36 гг. до н. э.) продолжалось царствование Антигона. Но с первых дней его правления Ирод вел ожесточенную борьбу за престол. Он надеялся на поддержку Рима. Антоний и Октавиан рассматривали Антигона как бунтовщика, отнявшего власть у законных правителей. Сенат торжественно провозгласил Ирода другом и союзником римского народа и передал ему правление над Иудеей.
Весной 39 г. до н. э. Ирод высадился в Птолемаиде (Акко) и повел войну против Антигона. Три года Антигон успешно противостоял римским легионерам. Но силы армии Антигона таяли, и весной 37 г. до н. э. он отступил в Иерусалим.
Ирод, как ранее Помпей, расположился лагерем к северу от города и начал его осаду. Защитники Иерусалима терпели лишения; люди гибли от голода. После трехмесячной обороны город был взят. Многие его жители - противники Ирода - были уничтожены. Антигон попал в плен и был казнен. Погиб последний из царей династии Хасмонеев.
Начало правления Ирода
В результате на царский престол вступил потомок эдомитов (две корневые согласные в ивритском варианте слова "эдомит" позволяют переводить это слово и как "земля", и как "красный", "кровавый"). Ирод был возведен на царский трон римскими солдатами, и его зависимость от Рима стала главной особенностью иродианской эпохи.
Первые годы правления Ирод вел постоянную борьбу с возможными претендентами на трон. Это было время многочисленных казней и конфискаций имущества. Установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Санѓ едрина. Теперь роль Санѓ едрина сводилась до уровня религиозного суда, который уже не оказывал влияния на практическое законодательство. Сам Ирод не мог занять пост первосвященника, поэтому он стремился максимально обезопасить себя от возможного конкурента. Ирод присвоил себе право назначать и смещать первосвященников по своему усмотрению. Теперь первосвященниками становились люди малограмотные и послушные Ироду. Вскоре евреи Иудеи окончательно перестали уважать служителей Храма.
Больше всего Ирод опасался претендентов на престол из рода Хасмонеев. Чтобы создать хотя бы видимость законности своей власти, Ирод женился на внучке Гиркана II, Мирьям. За остальными представителями царского рода велось постоянное наблюдение.
Чувствуя, что иудеи его не любят, Ирод окружил себя греками и римлянами и распределил между ними важнейшие должности в государстве.
Начало правления Ирода совпало с гражданской войной в Риме между Октавианом и Антонием. Ирод поддержал Антония, но этот шаг оказался недальновидным. В знаменитой битве при Акции в 31 году до н. э. Октавиан разбил Антония и сделался единственным повелителем римского государства, приняв титул императора. Как только Октавиан высадился в Египте и двинулся на восток, Ирод решил незамедлительно явиться к нему с повинной. Он вошел в палатку императора и сложил перед ним свою царскую корону. Это смирение понравилось Октавиану, который нуждался в надежных союзниках. Ирод был утвержден в царском сане и даже получил в подарок некоторые пограничные города, отобранные у Иудеи Помпеем. Владения Ирода теперь приближались по размерам к территории Иудеи времен расцвета династии Хасмонеев. |
Политика эллинизации при Ироде
Период правления Ирода считается эпохой экономического расцвета Иудеи. Он активно строил в Иудее эллинистические города. Ирод возродил Шомрон и дал ему имя Себастия (греческий эквивалент слова "Август" - в честь Октавиана Августа). Небольшое поселение на морском побережье было превращено в роскошно отстроенный греческий город с большой гаванью и названо Кейсарией (Цезарея). Раз в четыре года здесь проводились спортивные игры в честь императора. Ирод продолжал политику эллинизации, которую проводил Рим в своих восточных владениях и против которой боролись Хасмонеи.
Одним из первых правителей на Востоке он занялся внедрением культа римского императора. По инициативе Ирода в Эрец Исраэль были возведены три храма в честь Августа: в Себастии, Кейсарии и Пании.
Ирод вводил в обиход римские игры и зрелища, старался приучить иудеев к римскому образу жизни. В Иерусалиме он устроил роскошный театр, а за городом - цирк. Бойцы и наездники, актеры и музыканты наполнили священный город. На площадях устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои.
Несомненно, одним из крупнейших архитектурных достижений Ирода была реконструкция Храма. Возможно, так Ирод хотел поднять свой авторитет среди евреев Иудеи. И они многое готовы были простить ненавистному эдомитянину, но история с орлом еще раз показала, насколько далек был Ирод от народа, которым управлял.
Ирод строил великолепные общественные сооружения не только в Иудее, но и в греческих полисах Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Он помогал греческим гимнасиям, давал деньги на организацию Олимпийских игр, за что получил звание пожизненного их председателя.
И двор Ирода имел ярко выраженный эллинистический характер. Большинство видных чиновников и советников царя, учителя и воспитатели детей царя, писатели, философы и художники были греками. Историк Николай Дамасский был ближайшим советником Ирода. Греческий язык не только служил языком международных переговоров, но и был широко распространен при дворе, среди чиновников и в армии.
Традиционная судебная система, основанная на законах Торы, серьезно пострадала во времена Ирода. Казни, ставшие теперь частым явлением, обычно производились без суда, а в некоторых случаях смертные приговоры выносились особым судом, который состоял из приближенных царя. В глазах простого народа правление Ирода являлось жестокой тиранией.
Последние годы правления Ирода были связаны с новыми жестокостями. Молва гласит, что Ирод приказал своим приближенным заманить знатнейших иудейских граждан в Иерихонский цирк и убить их всех в день его смерти, чтобы народ поневоле плакал в этот день и не мог радоваться избавлению от тирана. Ирод умер после 33 лет правления в 4 г. до н. э. Иудеи презрительно называли его эдомитянином или полуиудеем, а римляне - Иродом Великим.
Вопросы к главе
1. Почему Антипатр активно поддерживал приход к власти Гиркана II?
2. Какими способами он добивался своих целей?
3. Как ты думаешь, почему попытки Антигона вернуть Иудее независимость были обречены на провал?
4. Подготовь рассказ о приходе Ирода к власти.
5. Опиши процесс эллинизации в Иудее во времена Ирода.
Исторические источники
Юлий Цезарь об управлении Иудеей
Во время чтения отрывка обрати внимание на привилегии, которые получил Гиркан II от Цезаря.
"[…] Юлий Цезарь, вторично император и верховный жрец, постановил на основании решения совета: так как иудей Гиркан, сын Александра, как ныне, так и раньше, во время мира и на войне, являл себя всегда верным и ревностным представителем наших интересов, как то засвидетельствовано целым рядом других полководцев, и ввиду того, что он во время последнего александрийского похода явился к нам на помощь во главе полуторатысячного отряда, а во время отправки его мной к Митридату превзошел всех, бывших в строю, храбростью, то по всем этим причинам я назначаю Гиркана, сына Александра, с потомством иудейскими этнархами.
Желаю, чтобы они навсегда сохранили за собой установленное их законами первосвященническое достоинство, и желаю видеть в нем и его сыновьях наших союзников, которые должны постоянно считаться в числе преданнейших друзей наших. Все дела, касающиеся культа или внутренних отношений иудеев между собой, пусть разрешает он сам или ведают его сыновья. Равным образом, если бы возник какой-либо спор между иудеями, я признаю авторитетность его решения [Гиркана]. Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы. […]"
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 10:3.
1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Цезаря "к внутренним делам" Иудеи?
Иосиф Флавий об Ироде
[…] Видя, что Гиркан медлителен и апатичен, Антипатр назначил старшего из сыновей своих, Фасаила, начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще молодому Ироду, ему было тогда лишь двадцать пять лет, поручил управление Галилеей.
Впрочем, последнему нисколько не мешала его юность; будучи человеком рассудительным, юноша немедленно нашел возможность выказать свою доблесть, а именно, ему удалось захватить Езекию, атамана разбойников, совершавшего во главе огромного отряда набеги на пограничные с Сирией области; затем он казнил его и многих его товарищей по шайке. Это дело вызвало в сирийцах большую симпатию к Ироду, потому что он очистил страну от разбоев, о чем они давно мечтали. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 9:2
1. Какие качества Ирода выделяет Иосиф Флавий?
2. Как ты думаешь, о каких разбойниках рассказывает историк? Каково его отношение к ним? Чем ты это можешь объяснить?
Описание осады Иерусалима римлянами
При чтении текста обрати внимание на трудности, которые пришлось преодолевать осажденным.
[…] Поместили [на валах] осадные орудия, стали поражать стену и пустили в ход все способы, чтобы овладеть городом. […] однако, осажденные нисколько этим не смущались, но, в свою очередь, употребляли все старания, чтобы ослабить начинания врагов; так, например, при своих вылазках они поджигали полуготовые или уже совсем готовые осадные орудия, а в происходивших при этом стычках нисколько не уступали римлянам в смелости, хотя и не обладали их опытностью [в военном деле].
Когда они разрушили первые осадные сооружения [римлян], неприятели воздвигли новые; иудеи приняли, в свою очередь, все меры, сражались под землей с солдатами, занятыми прокладкой подземных подкопов, и вообще, бились в этой войне до крайности, скорее, впрочем, из отчаяния, чем по предварительно строго определенному плану, тем более что их осаждало такое значительное войско, да и донимали их голод и недостаток во всем необходимом, потому что тот год был субботним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 16:2.
1. Что ты можешь сказать об отношении евреев к выполнению законов Торы в военное время? Где еще ты встречал подобные подтверждения?
Иосиф Флавий о преступлениях Ирода
При чтении отрывка попытайся определить отношение автора к поступкам Ирода.
[…] Теперь же, овладев Иерусалимом, Ирод стал собирать все царские драгоценности. При этом он не стеснялся грабить лиц состоятельных. Набрав таким образом множество серебра и золота, он одарил всем этим Антония и его друзей. […]
Вообще делались всякие безобразия ввиду того, что царь отли-чался отчасти большой любовью к деньгам, отчасти очень нуждался в деньгах, потому что ввиду субботнего года земля оставалась совершенно невозделанной. Именно теперь наступил субботний год, когда нам запрещено сеять. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 1:2.
1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Иосифа Флавия к поступкам Ирода?
Эллинизация Иудеи во времена Ирода
Перед чтением отрывка вспомни, как шел процесс эллинизации во времена Селевкидов. Что происходило в Иерусалиме в то время? Кого называли эллинистами и хасидеями?
[…] Таким образом, Ирод все более и более уклонялся от соблюдения древних установлений и обычаев и введением иноземных начинаний подтачивал издревле сложившийся и собственно ненарушимый строй жизни. Так как все то, что раньше поддерживало в народной массе прежнее благочестие, теперь подвергалось презрению, то мы в результате этого немало пострадали в позднейшее время. Во-первых, он ввел в честь Цезаря через каждые пять лет повторявшиеся общественные игры и построил в Иерусалиме театр, равно как на равнине огромнейший амфитеатр, которых роскошь бросалась всем в глаза, но которые отнюдь не соответствовали мировоззрению иудеев, ибо иудеи были непривычны к такого рода зрелищам. Празднование этих игр он производил с большой торжественностью, приглашая с этой целью зрителей из соседних стран и собирая весь [иудейский] народ на них.
Также и борцы, и всякие другие участники в состязаниях приглашались со всех концов земли, и они являлись в надежде на призы и на славу победы, причем тут участвовали крупнейшие корифеи своего дела. Ирод назначал выдающиеся призы не только участникам в гимнастических состязаниях, но также и знатокам музыки и танцев и тем побуждал также большие призы квадригам, парным экипажам и одиночкам; одним словом все, что […] выдавалось роскошью и блеском, он стремился превзойти еще большей красотой. Кругом всего театра тянулись надписи в честь Цезаря и были воздвигнуты из червонного золота и серебра изображения трофеев его от тех народов, которых он победил на войне. Не было таких драгоценных и прекрасных одеяний и камней, которые бы не показывались зрителям на этих состязаниях.
При театре имелся запас диких зверей, в том числе масса львов и всяких других зверей, отличавшихся чрезмерной силой или особенной редкостью. Этих зверей выпускали на бой как с другими зверьми, так и с присужденными к смерти людьми, причем иноземцам в одинаковой мере предоставляли удовольствие как роскошь обстановки, так и волнение, вызываемое этими опасными зрелищами, тогда как для местных жителей тут было лишь доказательство явного разложения нравов, чистоту которых они так свято соблюдали. Иудеи считали явным безбожием отдавать диким зверям людей для удовольствия других людей и в столь же высокой степени безбожным вводить в свою личную жизнь чужеземные обычаи. Больше всего оскорбляли их трофеи, и они немало печалились, видя в них запрещенные законом изображения вооруженных людей. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 8:1.
1. Чем схожа, а чем отличается описанная ситуация от времен селевкидского правления?
2. Как, по-твоему, Иосиф Флавий относится к нововведениям Ирода?
Иосиф Флавий о реконструкции Храма
Обрати внимание на то, как в украшении Храма сплелись еврейские символы и эллинские традиции.
[…] Срыв древние фундаменты и возведя вместо них новые, он [Ирод] воздвиг на них Храм, длиной в сто локтей, шириной в сто, высотой же в сто двадцать локтей, из которых последние двадцать с течением времени ушли в землю, когда фундамент опустился. […] Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в высоту восемь, а в ширину около двенадцати локтей. Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшей частью являлась середина, так что ее можно было видеть издалека […] Входные двери и их карнизы были, наподобие входа в сам Храм, украшены пестрыми занавесями, на которых были вышиты узорами цветы и которые свешивались со столбов. Сверху над входом с фриза свешивалась золотая виноградная лоза, кисти которой спадали вниз. Зрители поражались в одинаковой мере как величиной, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала. Царь окружил здание рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием Храма. […]
Действительно, царь кое в чем нарушил закон […] Так, например, царь воздвиг над главным фронтоном Храма очень дорогой жертвенный дар в форме огромного золотого орла. Между тем, закон возбраняет своим последователям постановку статуй и вообще изображений живых существ. Учителя потребовали снятия этого орла […] Они (храбрецы) в полдень отправились к Храму, сорвали на глазах у множества бывшего в Храме народа золотого орла и разрубили его на куски. Царский военачальник посмотрел на это серьезнее, чем бы следовало, и явился во главе значительного отряда, достаточного для того, чтобы дать отпор черни, собиравшейся снять священное изображение. Он совершенно неожиданно напал на толпу […]. Тогда царь велел заковать их в оковы и послать в Иерихон. […] Первосвященника […], который поднял бунт, вместе с несколькими его товарищами [Ирод] велел сжечь живьем. В эту ночь произошло лунное затмение. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности, кн. 15, 11:3, кн. 17, 6:3-4.
1. Как, по-твоему, Флавий относится к изображению орла на воротах Храма? Докажи свою точку зрения словами из текста.
2. Кто были те храбрецы, которые отважились разрушить изображение орла? Как относится к ним историк?
А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь
Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля
Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева
ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова
См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов
ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова
Век неспокойного солнца … Википедия
Век вековать
Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка
век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
The Age of Stupid Жанр … Википедия
Книги
- Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
- Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…
Хронология важнейших событий мировой истории
–С древнейших времен по VI век до нашей эры–
VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, прядение, ткачество.
V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельческие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.
IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.
Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.
конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распространение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. Появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился железным веком, наступившим с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия
ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; правление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.
ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шумере. Экономический подъем Шумера,
ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.
ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географические варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского моря - кикладская культура,
ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объединение тем самым под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,
ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.
ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,
ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущества. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,
ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,
ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию современной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,
ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада просачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,
династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превращается в крупное переднеазиатское государство.
ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. Закончился с пережитым Троей землетрясением (1300).
1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,
ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,
ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спицах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.
ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. Завершение объединения Хеттского царства.
1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиление централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Вавилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.
XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и создания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ассирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.
~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,
ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правление трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевропейского массива.
1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII династии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший наступление по заранее намеченному плану. В результате победоносных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образовалась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севера на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платившие ему дань.
ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, сооружены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III - «колоссами Мемнона».
ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахейской культуры, столицы одного из ахейских государств.
ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.
1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную военную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.
1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII династии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».
1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII династии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)
ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апогей военного могущества великой Хеттской державы.
1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ассирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.
1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX династии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.
ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разрушена Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась десятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коалиция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».
1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX династии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.
ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).
ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих племен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.
1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX династии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».
ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.
1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавилонию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.
1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к свержению господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.
1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.
ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.
1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.
ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику создания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Давид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.
969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хирама). Расцвет Тиро-Сидонского царства.
950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вождей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной власти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.
ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем прибывают этруски, вероятно, из Малой Азии.
883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.
864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объединенного Урарту.
825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.
825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.
817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняющихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династией, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.
786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит могущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.
776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отменены в 394 н.э.)
770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китайской культуры (появление философских школ - конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).
753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он основал Рим (753 до н.э.).
745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возлагает на себя корону Вавилона, который остается под ассирийским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиглатпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.
743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захватывают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте половину урожая.
735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменовалось ростом могущества Урарту, однако завершилось окончательным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.
730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.
722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Ассирия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вавилонией.
715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.
705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. Подавление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).
692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало расцвета Лидийского царства.
685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Восставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спартанской общины - илотов.
681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Восстановление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Средиземного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.
669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).
664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.
657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.
650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен гегемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.
636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наивысшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитайской равнине.
632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпийских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).
627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал политику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пережитки, организовал обширное строительство.
ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В союзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), присоединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.
626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.
626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вавилонии.
621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Греции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отличались жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконовские меры»).
616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого гегемона на Среднекитайской равнине, не признающего верховное главенство Чжоу.
612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.
610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По приказу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в истории плавание вокруг Африки.
605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил поход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.
594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачальник и государственный деятель. Солон проводит реформы, способствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.
ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).
590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное затмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).
578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Туллия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.
562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внешнеполитического расцвета Лидии; закончился военной катастрофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий.
560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, организовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).
558 - 530 до н.э. Правление персидского царя Кира II Великого. Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии, значительную часть Средней Азии. Покорил Месопотамию, в том числе Вавилон, низведя его до положения рядовой сатрапии. Основал Персидскую империю.
ок. 551 - 479 до н.э. Жизнь Конфуция, древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства.
ок. 540 - ок. 522 Тирания Поликрата на острове Самос. Проводил политику в интересах торгово-ремесленных слоев: государственная чеканка монеты, строительные работы, создание военного и торгового флота и армии, борьба с городами Малой Азии и островов Эгейского моря за торговые пути.
530 - 522 до н.э . Правление персидского царя Камбиза II. Завоевал Египет (525) и был официально провозглашен фараоном, основав XXVII династию.
525 - 332 до н.э. Египет под властью персов (после 404 до н.э. - с перерывами).
ок. 524 до н.э. Поражение этрусков в морском бою с греками у берегов Кампании.
522 - 486 до н.э. Правление персидского царя Дария I. Подавил восстания в Вавилонии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте и Парфии. Завоевал северо-западную часть Индии (ок. 518). Совершил неудачный поход против скифов (512). Потерпел неудачу в греко-персидских войнах. Провел ряд административных, налоговых и других реформ, осуществил значительное строительство. Расцвет персидской империи, ее границы простираются от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге.
510 до н.э. Афинский демос возглавил Клисфен. Свергнув тиранию Писистратидов, Клисфен провел ряд демократических реформ, закрепивших победу демоса над родовой аристократией.
509 до н.э. Свержение этрусского владычества в Риме и установление Республики. Военно-политическая власть царя перешла к консулам.
508 до н.э. Договором между Римом и Карфагеном признаются исключительные интересы Рима на Апеннинском полуострове и Карфагена в Африке.ок. 505 до н.э. Объединение в Пелопоннесский союз древнегреческих полисов Пелопоннеса (кроме Аргоса и некоторых полисов Ахайи) под гегемонией Спарты.
500 до н.э. Восстание против персидского владычества в Милете, к которому примкнули греческие города на юге и севере Малой Азии. Афиняне посылают на помощь восставшим двадцать кораблей (498), что стало поводом к греко-персидским войнам. Персы наносят поражение грекам (498), захватывают и до основания разрушают Милет (494), а затем подавляют восстание повсеместно (493).
500 - 449 до н.э . Греко-персидские войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Завершились победой греков. Персия лишилась владений в Эгейском море, на побережьях Геллеспонта и Бос- пора, признала политическую независимость полисов Малой Азии.
Admin