Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Жанна Кочерга
Примеры дидактических игр (подборка)

Дидактические игры с предметами (игрушками) .

«Посмотри и запомни» . На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет асе предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали» . Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.

«Наведи порядок» . В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.

Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.

В младшей группе, кроме дидактических игр «Угадай, что спрятали» , «Чудесный мешочек» (ребенок вынимает предмет и называет его, проводятся дидактические игры с предметными парными картинками.

«Найди и принеси» . Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

В этой игре, как и в других дидактических играх , возможны различные, более сложные варианты :

1) воспитатель только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;

2) вместо картинок воспитатель раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.

В старшей и подготовительной к школе группах проводится игра «Угадай, что изменилось» . В этой игре воспитатель так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова : впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.

1. «Назови цвет»

Цель : Учить детей различать цвета, называть их, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать речь, внимание, логическое мышление, усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета. Например , взрослый берёт карточку с машиной синего цвета и просит малыша найти любой другой предмет на карточке такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета.

«Одинаковые предметы»

Цель : Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование : 24 карточки с предметами основных цветов.

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти одинаковые предметы.

Например , взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит малыша найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на машину красного цвета и пояснив, что на карточках изображены машины разного цвета.

2. «Что лишнее»

Цель : Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь детей.

Оборудование : 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .

Возраст : 2 - 4 года.

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний» , объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.

Словесные дидактические игры .

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило : отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая) . Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый) . А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .

Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие) . А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)

Дидактическая задача : Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих : 4-6 детей

Игровое правило : внимательно слушать собеседника

Игровое действие : Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк» . Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше : «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит : («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик» .) Козлята … (впустили зайчика) . Они угостили его (капустой, морковкой) . Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться) . Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали) .

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих : подгруппа детей

Игровые правила : курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие : воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба» . После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба» . Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям : «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают : «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих : неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие : Воспитатель, обращаясь к детям, говорит : «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль» , «Лиса и волк» , «Теремок» и т. д.)

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих : неограниченно

Материал : картинки с овощами и фанты

Игровое действие :

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками» . «Съедобный корень овоща будем называть «корешками» , а съедобный плод на стебле – «вершками» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь!» Дети отвечают : «Корешки» . «Помидор!» - «Вершки» . «Лук!» - «Вершки и корешки» . Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит : «Вершки» , а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

1. «На птичьем дворе» . Цель : закрепить знания о том как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение :

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру

Нам споет - Ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки? гуси?.

Затем детей делят на группы «уточки» , «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

2. «Пчелки» . Цель : упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.

Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.

Слова пчелки-мамы движения

Полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.

Слова пчелок-детей

Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас : ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

Игры для детей средней группы : «Воробушки и автомобиль» , «Кто в домике живет» , «Гуси-гуси» , «Так бывает или нет» , «Каравай» , «Зайка» , «Добавь слово» .

1. «Зеркало» . Цель : развивать речевую и двигательную активность.

Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят :

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют за ним.

2. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое? Цель : уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.

Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.

Длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.

Игры для детей старшей и подготовительной групп :

1. «Назови три (пять) предметов». Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Воспитатель называет слово (например- мебель , бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.

Настольно-печатные дидактические игры .

Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих :

Материал : парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила : Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие : поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих :

Игровые правила : Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие : поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих :

Игровые правила : закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т. е сказке

Игровое действие : находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих :

Игровые правила : Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие : Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих :

Игровое правило : По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие : Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки : петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.

7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Живая и неживая системы.

При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Математика.

При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения

(младший дошкольный возраст)

Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

Цель:

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Изодеятельность.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

Ознакомление с окружающим миром.

В: На что похож светофор?
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
В: Почему на магнитофон?
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Музыкальное воспитание.

В: На что похожа мелодия вальса?
Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

7.3."Теремок" (с 4-х лет).

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры.

1 вариант:

Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

Музыкальное воспитание

(при сравнительной характеристике разных жанров).

1 вариант:


В: Это я, марш. А ты кто?
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.

2 вариант:

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.

Живая природа и неживая природа.

Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.

Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.

Математика

(при закреплении геометрических фигур).

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях.

7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).

Правила игры:

Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.

Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

Математика.

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

Живая и неживая системы.

Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

Неживая природа.

Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
В: А самолет сам летает?
Д: Нет. Его человек ведет.
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

Математика.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

Изодеятельность.

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.

Неживая природа.

В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»