Борьба с коррупцией статистика. Отсутствие полной картины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В недавнем отчёте международной организации Transparency International РФ заняла 131-е место в рейтинге восприятия коррупции. Конечно, вполне вероятно, что коррупция в России 2016 года оценивалась организацией не совсем точно, поскольку статистика показывает , а не фактическую проблему.

Как сообщили в Transparency International, "Индекс восприятия коррупции" отражает представления предпринимателей и аналитиков из разных стран об уровне коррупции в государственном секторе. Правозащитники оценивали именно восприятие коррупции, а не уровень преступлений в этой сфере. Безусловно, это нельзя считать сознательной ошибкой международной организации, ведь полицейская статистика не позволяет в полной мере оценить масштаб проблемы (проблема коррупции в России как раз в том, что она находится в тени).

Коррупция в России - итоги 2016 года

boombob.ru

Впрочем, коррупция (место РФ – 131-е или нет) в стране, безусловно, есть.Отрицать это глупо. Как рассказал « » Андрей Белковский (политолог, заместитель главного редактора журнала "Менеджмент в России и за рубежом»), проблемы есть, причём они несут за собой тяжёлые последствия.

«Беда в том, что при отечественном уровне коррупции (который сходно, как беспрецедентно высокий, оценивает не только вполне российское отделение TransparencyInternational, но и российский же PwC, и не менее российский ФБК) цена «коррупционной смазки», которая сама входит в непроизводительные издержки, становится выше, чем экономия от её применения. А это в перспективе угрожает параличу всей рыночной части экономики страны», - считает Белковский.

По его мнению, «апатия» общества объясняется двумя причинами. Примеры показательных расправ со СМИ и сообществами, раскрывавшими коррупционные схемы, читаются как чёткий сигнал государства: сидеть тихо безопаснее.

«Участие каждого совершеннолетнего россиянина в мелких коррупционных схемах вызывает привыкание и даже социальное одобрение … Коррупция в России выступает сильнейшим усилителем социального неравенства и оправдывает сословную подразделённость общества. Из-за этого РФ и её жители понемногу теряют шанс интегрироваться в современный мир. В частности, идеи информационной изоляции страны и цензуры в Сети связаны с «панамскими оффшорами». То есть элита показывает: коррупция сохранится, важно сохранить незнание про истинные фигуры крупнейших коррупционеров, поскольку они одновременно являются правящим сословием России», - подчеркнул политолог.

Коррупционные скандалы


helpprison.ru

Конечно, можно назвать два последних скандала с последующими и растущей тенденцией и повышением уровня борьбы с коррупцией в России. Но если взять всю картину в целом, то вряд ли можно говорить о серьёзных изменениях, считает директор ООО «Регул-Консалт» Николай Жданкин.

«Пример с очень показателен. Это же надо, у полковника МВД изымают почти $300 млн, и это проходит почти незаметно, а у министра «всего» $2 млн, и это вызвало бурю протеста власти. Так что это: действительно борьба или показательные выступления?

В России за последние годы сформировались совершенно новые «стандарты» коррупции, при которых откаты выросли от «общепринятых» 2-5% (помните, у тогдашнего премьера было в народе прозвище «Миша-2%», и это было по-божески) до 50-60% сегодня. Теряем от этого мы все с вами, дело здесь в системе, которая сложилась в последние 10-15 лет, в доверенных лицах власти, которым сама власть «доплачивает» за труды, закрывая глаза на их коррупцию. А если ты выпал из списка доверия, тогда и получай по полной. Но тоже все это избирательно», – прокомментировал борьбу с коррупцией в РФ Жданкин.

Политолог Аббас Галлямов,отвечая специально для «24СМИ» на вопрос «насколько успешно проходит борьба с коррупцией в России», подчёркивает, что силовые структуры попросту забыли, как нужно работать с этой проблемой.

«Главная тенденция 2016 года – силовики перестали быть неприкасаемыми. Их тоже арестовывают и против них возбуждают дела. Конечно, это показывает серьёзность намерений президента, однако в целом скептическое отношение общества пока не преодолено», - отмечает Галлямов.

Большая часть людей, по его мнению, воспринимает происходящее не как проявление системной борьбы с коррупцией, а как пиар-активность властей или сведение счётов между властными группировками. Во-первых, это связано с недостаточной сфокусированностью кремлёвской информационной политики на данной теме, а во-вторых – с недостаточной системностью самой борьбы.

«На тридцать обвинений приходится одно возбуждённое дело и ни одного приговора… Силовики совершенно разучились вести реальные уголовные дела и собирать убедительные доказательства преступлений. По громким коррупционным делам с участием серьёзных чиновников судьи отказываются им подыгрывать и, страхуясь («дело-то резонансное!»), требуют неопровержимых улик. Предоставить их силовики не в состоянии, вот все и буксует. Долгие годы фабрикации уголовных дел полностью разложили правоохранительную систему», - добавил политолог.

Прогнозы политологов


pixabay.com

Большинство политологов все же сходятся во мнении, что Россия, возможно, и не на одном уровне с теми развивающимися странами, которые указаны в рейтинге международной организации Transparency International, но, как показывает история коррупции в РФ, процесс набирает обороты. Они не отрицают пользы от принятого в РФ закона о чёрном списке людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов, но практика взяточничества де-факто от него не изменилась.

Отсюда простой вывод – масштабы коррупции в ближайшие годы если и снизятся, то только по причине «внутренних разборок» отдельных частей элит и силовых ведомств. О тектонических сдвигах говорить не приходится хотя бы потому, что большая часть чиновников удерживает за собой посты слишком долго, благодаря чему обрастает связями. В один миг сместить их не представляется возможным, поскольку это потрясение будет равнозначно смещению власти, т. е. перевороту, что в итоге может обернуться для страны катастрофическими последствиями. Отсюда следует, что противодействие коррупции в РФ будет по большей мере показательным, чем результативным.

В Как журналисты пропагандируют коррупцию

«Россия продолжает развивать и расширять сферу своего антикоррупционного законодательства, увеличивая число государственных чиновников, которым теперь необходимо раскрывать свои личные доходы и точки потенциального конфликта интересов.

Россия также сосредоточила свое внимание на борьбе с коррупцией как на региональном уровне, взяв под следствие нескольких губернаторов и должностных лиц, так и на межнациональном уровне, репатриировав нескольких известных бизнесменов, чье состояние, как утверждается, было накоплено по мошенническим схемам».

Вы только что прочли выдержку из исследования EY («Эрнст энд Янг»), одной из четырёх самых авторитетных аудиторских компаний планеты. Согласно этому исследованию, коррупция в России находится примерно на уровне Польши и США. В Чехии, Испании и Италии уровень коррупции значительно выше, чем в России, а в Канаде и Великобритании — несколько ниже (страница 44):

Среднемировой уровень коррупции согласно этому исследованию составляет 39%. В России он равен 34%, что ниже среднего.

Уровень коррупции измерялся традиционным лёгким способом — респондентов спрашивали, действительно ли взяточничество и коррупция широко распространены в бизнесе в их стране. В России с этим утверждением согласились 34% участников опроса. Для сравнения, на Украине, которая заняла почётное второе место, наличие массовой коррупции в бизнесе признали аж 88% опрошенных.

Лидерами с другой стороны спектра стали Финляндия и Швеция — страны с ответственными СМИ. Журналисты и блогеры в Скандинавии не используют выражений типа «у нас пьют и воруют» или «погрязшая в воровстве Финляндия», поэтому даже громкие коррупционные скандалы воспринимаются там как единичные, выбивающиеся из общего ряда случаи:

В России, напротив, любой единичный случай журналисты стараются раздуть до правила — хорошие же новости зачастую не публикуются вовсе. Опыт показывает, что если какое-нибудь «деловое» издание и рассказало бы об этом исследовании EY, оно написало бы что-нибудь вроде «Россия в 10 раз коррумпированнее, чем Дания».

Следует понимать, что чернуха в СМИ — это отнюдь не полезный раздражающий фактор, как думают некоторые любители покритиковать родную страну. Исследования показывают, что подражательный рефлекс у людей очень силён. Процитирую гениального Роберта Чалдини:

История открытия феномена Вертера является пугающей и одновременно интригующей. Более двух столетий тому назад великий немецкий писатель Иоганн фон Гёте опубликовал роман, озаглавленный «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers). Книга, главный герой которой, Вертер, совершает самоубийство, имела громадное воздействие на читателей. Она не только сделала Гёте знаменитым, но, кроме того, вызвала волну самоубийств по всей Европе. Этот феномен был настолько мощным, что власти в некоторых странах запретили роман.

Филлипс изучил влияние феномена Вертера на людей в прошлом и в наше время (Phillips, 1974). Проведенное им исследование показало, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Это, как считает Филлипс, говорит о том, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, убивают себя в подражание ему. Это еще одна иллюстрация принципа социального доказательства — люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах, на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие трудности.

Филлипс внимательно изучил статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах с 1947 по 1968 год. Он обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве в среднем совершалось на пятьдесят восемь самоубийств больше, чем обычно. В определенном смысле каждое сообщение о самоубийстве убивало 58 человек, которые могли бы продолжать жить. Филипс также выяснил, что тенденция самоубийств порождать самоубийства имеет место главным образом в тех областях, где первый случай самоубийства широко освещался в прессе; причем чем шире была огласка, которую получил данный случай, тем больше было число последующих самоубийств.

Вполне очевидно, что если журналисты способны толкнуть читателей даже на такой страшный поступок, как самоубийство, работает эта система и со взятками. Если из каждого утюга рассказывать гражданам, что кругом взяточники, они также захотят брать взятки и раздавать их направо и налево.

Разумеется, нельзя запретить журналистам писать о коррупции — во-первых, мы живём в свободной стране, а во-вторых, страх потерять репутацию является для многих взяточников более сильным сдерживающим фактором, чем даже риск попасть в тюрьму.

Однако ответственным журналистам стоит брать пример со своих финских и шведских коллег — писать о примерах коррупции не как о правиле, а как о единичных случаях. Люди будут гораздо менее охотно участвовать в мутных схемах в том случае, если будут осознавать: в России давать друг другу взятки не принято.

Что в первые девять месяцев 2016 года в производстве его следователей находились 24,8 тысяч уголовных коррупционных дел (около пяти тысяч дел оставались нерасследованными с прошлого года). В 2015 году их было чуть больше - 25,3 тысячи. Если судить по опубликованным данным, в 2016 году, как и раньше, чаще всего поводом для возбуждения дела становились дача и получение взяток, мошенничество, растрата и злоупотребление должностными полномочиями.

Следователи СКР подчеркивают, что среди фигурантов коррупционных дел есть не только чиновники, но и лица, обладающие особым правовым статусом. В 2016 году в суды были направлены дела в отношении 427 таких лиц, это сотрудники органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, прокуроры, адвокаты, судьи, сотрудники самого СКР, а также: 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 депутатов органов законодательной власти.

Среди обвиненных в коррупции, есть высокопоставленные бывшие чиновники: губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Кировской области Никита Белых, глава республики Коми Вячеслав Гайзер, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и заместитель губернатора Челябинской области Николай Сандаков, мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников. Расследуются дела высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко и директора ФСИН России Александра Реймера.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ:

По данным портала, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток . Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье – Забайкальский край (207). Далее по списку следуют Ростовская область, Татарстан, Башкирия, Волгоградская область, Воронежская область, Челябинская область и Алтайский край. При этом в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе за год не зафиксировали ни одного случая получения взятки. Единичные случаи взяточничества удалось выявить в Ненецком автономном округе, Мурманской области, Ингушетии, Якутии, Камчатском крае, Тамбовской области, в Карачаево-Черкессии, Калмыкии и Республике Тыва, Карелии и Севастополе.

Случаев дачи взяток за то же время было зафиксировано немного меньше – 4593. Лидером по этому виду преступлений стала Волгоградская область (221 случай), далее следуют опять же Москва (191), Московская область (179), Татарстан, Свердловская область, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край и Санкт-Петербург. И вновь: в Чукотском автономном не было зарегистрировано ни одного случая дачи взятки. Единичные случаи дачи взяток обнаружены в Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Камчатском крае и республике Хакасия, в Республике Тыва, Ингушетии и Еврейской автономной области.

Преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями было зарегистрировано 2037. Больше всего их выявлено в Татарстане (205 случаев). Далее с большим отрывом следуют Вологодская область (100), Краснодарский край (98), республика Крым (65) и Москва (61), Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. И напротив, такие преступления редко выявляют в республике Алтай, Смоленской, Ярославской и Калининградской областях, в Алтайском крае, Тыве и Псковской области. В Чукотском автономном округе, Хакасии, Орловской области, Магаданской области и Ненецком автономном округе зафиксировали только по одному случаю злоупотребления должностными полномочиями.

Довольно много выявленных коррупционных преступлений при этом так и остаются нераскрытыми. По данным Портала правовой статистики, на октябрь 2016 года числятся нераскрытыми 106 случаев получения взятки и 79 случаев дачи взятки; нераскрытыми считаются 78 случаев злоупотребления полномочиями, из них 18 -- в республике Крым и 8 в Севастополе.

Мы уже писали, что в ближайшее время понятие коррупции может быть существенно . СКР вновь напомнил, что ведомство подготовило ряд законопроектов, касающихся противодействия коррупции, и в частности злоупотреблений при приватизации и вывода капитала за рубеж для ухода от налогов. Глава СКР Александр Бастрыкин не раз говорил, что считает необходимым восстановить в Уголовном кодексе конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за корыстные преступления, соответствующий законопроект также ждет рассмотрения в Думе (сегодня конфискация - это мера уголовно-правового характера, конфисковано может быть то имущество, деньги и ценности, которые получены или использовались для совершения преступления).

Пока же по данным СКР, стоимость арестованного имущества обвиняемых в коррупционных преступлениях составляет всего семь миллиардов рублей, а фигуранты расследований возместили ущерб на сумму около трех миллиардов рублей. Для сравнения: по оценкам Генпрокуратуры, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2015 году составил 43 млрд рублей, а в первой половине нынешнего года - около 28,5 млрд рублей.

Объем ущерба, как видим, не снижается, и значит наши по борьбе с тягой к взяточничеству по прежнему актуальны. Если же кто-то из ваших коллег стал фигурантом дела о коррупции, придерживайтесь разумной поведения.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2004 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.

Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией».

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективнвми. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они не дали.

В основном это объясняют отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию взяточников и мздоимцев, а также отсутствием закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность госвласти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех – элиту, общество, страну. А потому она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения. Они структурированы и организованы. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы. Элитам осталось только иметь сильную волю, чтобы искоренить причины и условия, которые порождают коррупцию. Но, чтобы иметь сильную волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные силы, верить в российский народ и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно больше, чем выгоды от законности. И даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены теневым образом. Глобализация требует от российской элиты становиться все более легитимной, а для этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность и организовать совместно с обществом эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность? Потому что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов. У многих россиян в результате беззакония госвласти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации. Исследования ВЦИОМ показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы. Так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян(72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной для не более, чем 2 – 4 % граждан. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то в стране зависит, у нас не будет сильного гражданского общества.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными ресурсами. Но главное – элиты должны обеспечить правовые условия для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

В связи с этим, выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»

В связи с этим уместно заметить, что Межрегиональной общественной организацией «Общественный антикоррупционный комитет» разработан ряд законопроектов, которые позволят в случае принятия их Федеральным Собранием Российской Федерации установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью власти. Анализ данных законопроектов приводится в «Основным направлениях общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

В целом научной экспертной общественностью проделана значительная работа по обобщению мирового и отечественного опыта борьбы с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики. Представляется актуальным кратко остановиться на данных работах.

Большое значение имеют публикации международно-правовых документов, которые позволяют не только выявить пробелы и несовершенство российского законодательства по борьбе с коррупцией, но и устранить их, приведя законы в соответствие с современными мировыми реалиями.

Следует выделить группу исследований, в которых проблематика борьбы с коррупцией в мире и России рассматривается во взаимосвязи.

Большое значение для разработки предложений по формированию антикоррупционной политики в стране имеют обобщающие работы В.В. Астанина, Ю Болдырева, В.П. Воротникова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, И.М. Клямкина, А.А. Мухина, Л.М. Тимофеева.

Значительный интерес для выработки предложений по формированию антикоррупционной политики в России представляют труды, в которых раскрываются политические, социальные, экономические и правовые проблемы развития коррупции в стране.

Обращают на себя внимание работы, которые анализируют специфику региональных проблем коррупции в Российской Федерации.

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка ЦСР, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения».

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ).

Существенную роль в разработке проблематики противодействия коррупции в России играет Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».

Определенный вклад в разработку предложений по общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России вносит Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет».

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

МОСКВА, 3 авг. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Коррупция для России уже не проблема, а огромная беда, накрывшая страну. Удастся ли покончить с ней в ближайшие годы? Вряд ли. Масштабы бедствия от региона к региону разнятся: в тройке наиболее коррумпированных оказались Курская область, Республика Удмуртия и Астраханская область. Это подсчеты Генпрокураторы, озвученные в докладе об итогах работы органов прокуратуры в первом полугодии 2016.

По данным прокурорской статистики, Курская область - рекордсмен по числу зарегистрированных преступлений, связанных с коррупцией (статьи 290, 291, 291.1 УК РФ). Динамику роста коррупционных преступлений в регионе в ведомстве оценили в 189% по сравнению с прошлым годом. В Удмуртии она превысила 113%. В замыкающей тройку лидеров Астраханской области прокуроры насчитали 74 коррупционных преступлений против 36 прошлогодних (+105%).

© Фото: предоставлено пресс-службой СУ СКР Астраханской области


© Фото: предоставлено пресс-службой СУ СКР Астраханской области

А вот в Камчатском крае, в Архангельской и Смоленской областях, число коррупционных правонарушений снизилось. В целом по стране Генпрокуратуре насчитали свыше 21 тыс. коррупционных преступлений - на 2% больше, чем в прошлом году.

В Генпрокуратуре, впрочем, отметили: данные по росту преступлений в Курской области отражают активизацию работы оперативных служб правоохранительных органов, а не реальную ситуацию с коррупцией в регионе.

Низовой уровень

"Скорее всего, рейтинг учитывает низовую коррупцию - такие уголовные дела о получении/даче взяток заводят на учителей, врачей, и так далее. Вполне возможно, что по таким показателям озвученные Генпрокураторой регионы действительно впереди", — рассуждает юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Денис Примаков.

На то, что составители подобной статистики зачастую основываются именно на объемах низовой коррупции, указывает и председатель правления Общероссийской общественной организации "Безопасное Отечество", член экспертного совета комитета по безопасности и противодействия коррупции Госдумы РФ Дмитрий Жирков. Но, по его словам, помимо сухих цифр, есть еще куча проблем, связанных c государственным заказом, с интересами госкорпораций, таких, как "Газпром", "Роснефть", "Русгидро", отмечает он.

Никита Белых в СИЗО готовит памятку для нового главы Кировской области Никита Белых, обвиняемый в получении взятки, во время своего пребывания в СИЗО пишет для своего преемника в регионе специальную памятку, в которой соберет советы по управлению областью, сообщила заместитель председателя ОНК Москвы Ева Меркачева.

Отсутствие полной картины

Как пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, при составлении подобных рейтингов учитывается несколько факторов, включая рейтинг восприятия коррупции ("то, как граждане определенного региона воспринимают коррупцию"). По мнению Кабанова, зачастую этот рейтинг повышается при появлении большого количества информации об уголовных делах. Второй составляющей коррупционного рейтинга является фактический показатель (реализация требований антикоррупционного законодательства, требования реализации национального плана).

© Фото: пресс-служба УФСБ России по Саратовской области


© Фото: пресс-служба УФСБ России по Саратовской области

"Соответственно, это некий консенсус (указанных показателей). С ним можно соглашаться, с ним можно работать, но при этом с позиции коррупции, как рентного бизнеса, он, конечно, не дает полную картину", — заявил Кабанов.

Интересно, что в топе регионов-взяточников не значится столица. Юрист Transparency указывает на одну из возможных причин: в столице объемы низовой коррупции меньше чем, в регионах. "Все-таки учителя здесь гораздо меньше берут взятки, это благополучный регион", — отмечает Примаков. А вот латентная, или завуалированная, коррупция здесь значительно выше, а она в рейтинге, по его мнению, явно не учитывается.

Латентная коррупция, Москва и Кавказ

Москву, на которой завязаны почти все субъекты экономической деятельности, по уровню коррумпированности эксперты уверенно ставят на первое место.

"Это финансовый центр государства. Там, где финансы сталкиваются с государственными интересами, там всегда получается коррупция, причем та, которая доходит до высших эшелонов власти", указывают в Transparency.

В латентной коррупции в дело вступают политические мотивы.

"Хотя, конечно, даже исходя из численности населения - в Москве более 10 млн человек, рядовых дел о коррупции низового уровня и должно быть гораздо больше, чем в той же Курской области. Это тоже вопрос к составителям рейтинга, — рассуждает Примаков.

"Москва - на одном из первых мест, здесь крутятся самые большие деньги в стране, здесь самые большие объемы взяток, и аппетиты чиновников соответствующие", — добавляет Жирков.

Столица больше подвержена риску возникновения коррупции по сравнению с другими российскими регионами, так как здесь — крупные проекты и большое количество денежных средств, считает Кабанов. К наиболее подверженным риску коррупции регионам эксперт отнес также Санкт-Петербург и регионы, "где есть большие целевые программы".

По мнению Жиркова, не стоит забывать и о регионах Кавказа — там тоже не все так хорошо, как у них на бумаге. "В нашем рейтинге Чеченская республика на первом месте по непрозрачности госзакупок. А сейчас, с учетом кризиса, это, наверное, одно из последних мест, где есть деньги - по крайней мере, для предпринимателей", — отметил он.

Кто следующий

В последнее время, едва успеет отгреметь одно коррупционное дело, его сразу же сменяет другое. Значит, борьба идет.

"Смотрите, какая сейчас волна крупных чиновников, которых обвинили в коррупции - в первую очередь, губернаторы. Что говорить, если один из высших руководителей Следственного комитет (замглавы управления Следственного комитета РФ по Москве Денис Никандров — Ред.) брал взятки в миллионы долларов", — говорит Жирков.

В конце июня Следователи СК поймали с поличным экс-губернатора Кировской области Никиту Белых в одном из ресторанов Москвы. Следствие полагает, что Белых лично и через посредника получил взятки на €400 тыс. Сейчас он находится под стражей в столичном СИЗО "Лефортово", его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере.

Трех высокопоставленных офицеров Следственного комитета — главу управления собственной безопасности ведомства Михаила Максименко, его заместителя Александра Ламонова и замначальника столичного главка Дениса Никандрова, — арестовали в конце июля. Никандрова и двух руководителей подозревают в получении взятки в €500 тыс. за освобождение из-под стражи криминального авторитета Александра Кочуйкова, известного в криминальных кругах как Итальянец, приближенный "вора в законе" Шакро Молодого.

Ярославская область в списке коррумпированных регионов не упоминалась. Но 3 августа мэр Ярославля Евгений Урлашов получил 12 с половиной лет колонии строгого режима. Ему выписали и штраф - 60 млн рублей. Мэра обвинили в получении взяток от предпринимателей. Уголовное дело мэра Ярославля стало одним из наиболее громких в России. Чиновника задержали в июле 2013 года. Свою вину Урлашов в суде не признал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»