Государство является центральным институтом политической системы. Три особенности государства как центрального института политической системы.…

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Понятие и признаки политического института. Политический институт как идеальная модель системы политических отношений и как организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.

Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.

Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России. Федерализм в России: проблемы и тенденции.

Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Политическая партия: определение, типы роль в механизме политической власти. Понятие политической партии. Основные отличия политической партии от других политических институтов. Признаки и типы политических партий. Генезис и процесс формирования современных политических партий. Основные тенденции в эволюции партий. Функции партии в механизме политической власти. Методы и формы влияния партий на политическую жизнь.

Сущность и разновидности партийных систем. Понятие «тип партийной системы». Однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Альтернативные и неальтернативные партийные системы. Партийные объединения, движения и блоки. Оппозиция и ее роль в политической жизни. Партийные системы стран Западной Европы, США и Китая.

Общественно-политические движения. Признаки общественно-политических движений. Типология общественно-политических движений. Взаимоотношения общественно-политических движений и партий.

Становление многопартийной системы в России. Социальная база и типология российских политических партий. Общая характеристика партийной системы в России. Тенденции развития многопартийной системы в современной России.

1. Понятие государства и его природа.

1.1. Факторы, обусловливающие возникновение государства.

1.2. Признаки государства.

1.3. Функции государства.

2. Формы правления и территориального устройства государства.

2.1. Формы правления. Монархии. Республики.

2.2. Государственно-территориальное устройство. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация.

1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.

1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;

2) возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);

3) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);

4) демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);

5) психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);

6) антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);

7) географические факторы (естественные границы, ландшафт, водные пути);

8) экологические факторы (климатические условия, плодородие почв);

9) внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).

Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

1.2. Основные признаки государства:

· отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;

· суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;

· территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;

· монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);

· исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· право на взимание налогов и сборов с населения.

Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.

1.3. Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.

Внутренние:

· консолидация общества на основе общих интересов граждан;

· принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;

· необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;

· защита и укрепление существующей политической системы;

· обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;

· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;

· духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.

· защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;

· участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.

В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.

2.1. Формы правления.

По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.

Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

1) абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);

2) конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией и парламентом. 2 разновидности:

· дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);

· парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.

Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.

Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.

Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.

Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).

2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарная форма территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.

Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).

Вопросы и задания к теме:

1. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т. д.?

2. Раскройте содержание понятия “суверенитет”.

3. Какие функции призвано выполнять государство?

4. Что понимается под устройством государства?

5. Чем федерация отличается от унитарного государства?

6. Чем был СССР – федерацией или унитарным государством? Аргументируйте свой ответ.

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.

3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2)органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство - США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.

Конституционное государство является объектом сознатель­ного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономичес­кую, культурную, религиозную и политическую активность и ог­раничивается лишь выполнением функций, делегированных граж­данами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства свя­зан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмеша­тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Пер­вое из них, часто обозначаемое термином «реальная конститу­ция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «По­литике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная консти­туция - это государственный строй, устойчивая модель государ­ственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он мо­жет иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются теку­щие законы государства. Понимаемый в этом значении кон­ституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя­зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпо­ху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или норма­тивный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относи­тельно стабильных правил (законов), которые определяют ос­нования, цели и устройство государства, принципы его орга­низации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение лич­ности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного до­говора», заключаемого между гражданами и государством и рег­ламентирующего его деятельность. Она придает государству со­временного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифици­рованного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязу­ются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших час­тей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных влас­тей, правила взаимоотношения парламента, президента, прави­тельства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав чело­века и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных ак­тов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита­ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют кон­ституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлин­ной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукос­нительно исполняется органами власти, учреждениями и граж­данами. Завершенность процесса формирования конституци­онного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое госу­дарство».

Центральным институтом политической системы является государство. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях, В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском, итальянском государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до ХУ11 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Б.Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями. В них эти понятия разделяются не только содержательно и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйствен-ного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство возникло тогда, когда воспроизводство самого человека и материальных основ его жизни переросло рамки замкнутой в себе общины. Происхождение государства - это не одноразовый акт, а длительный процесс распада первобытного самоуправления.

Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства. Это: а) теократическая, которая трактует государство как творение Бога; б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую; в) договорная, которая трактует государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; г) насилия, завоевания, которая объясняет возникно-вение государства завоеванием одних групп, племен другими; д) идеалистическая,

Например, для Гегеля государство есть духовная идея, которая проявляется в форме человеческой воли и свободы; е) социальноэкономическая - возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи, в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными. В этом смысле государство - уникальная ценность, без властноорганизущей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире.

Как специфический институт политической власти государство обладает рядом признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).

4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.

5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.

Государство представляет всё общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличает его от других политических институтов, делает его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

Важнейшая и исходная характеристика демократического государства

Это народовластие. Это означает, что действительным источником государственной власти и её изначальным социальным субъектом является народ и только народ.

Демократическое государство - это государство, в котором обеспечено неукоснительное соблюдение и гарантированное осуществление личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, широкое участие каждого члена и всех социальных слоев общества в управлении государственными и общественными делами в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О политическом режиме демократического государства речь специально пойдёт в одной из глав учебника.

Правовое государство - это государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Адекватной социальной основой правового государства является гражданское общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов, отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Доктрина правового государства вместе с тем исходит из недопустимости противопоставления их друг другу, из признания необходимости достижения их гармоничного

Взаимодействия на правовой основе.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

Наличие гражданского общества;

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти;

Приоритет в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено всё то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

Права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и её периодическим кризисам, жёсткой эксплуатации, обострению неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны, прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех

Образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200.

Государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Элементами формы государства являются:

Форма правления, под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве;

Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;

Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.

Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена (напр. Саудовская Аравия, Бруней и др.). Монархия ограниченная, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (напр. Парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальна, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.

Республика, где все высшие органы власти избираются или формируются на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо. Роль президента в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым оно и несёт политическую ответственность, В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и другие.

В некоторых странах имеет место смешанная форма правления, т.е. сочетающая черты президентской республики, где глава государства избирается населением, он назначает правительство; и парламентской республики, где правительство несёт ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом. К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия и другие.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы - унитарное и федеративное государство, а также переходную форму - конфедерацию.

Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира (более 85%) являются унитарными. К ним относятся такие государства как Испания, Китай, Италия и другие.

Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующий органы власти членов (субъектов) федерации. Наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. 24 государств имеют федеративный характер. Среди них крупнейшие по территории страны - США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, а также Мексика, Пакистан, Нигерия, Швейцария, ОАЭ, Бельгия и др. Составляя всего лишь 3% от общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.

Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. Конфедерации существовали в США (1776 - 1787гг.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 -1867гг.) и некоторых других странах. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.

Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.

Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»