Черты абсолютная монархия и ограниченная.  Государственный строй - География - справочник

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору». В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец». Людовик XIV говорил: «Государство- это я!», подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

1.1.2. Ограниченная монархия.

Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)» в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

· парламент избирается населением;

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы­борах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

· лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

· своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

· монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

· назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

· монарх имел право роспуска парламента;

· глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871-1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

1.1. Монархия.

Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением».

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· представительство государства монархом по своему усмотрению;

· независимость монарха от мнения населения государства;

· монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

· юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем не менее монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной формы они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.

Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору». В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец». Людовик XIV говорил: «Государство- это я!», подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

1.1.2. Ограниченная монархия.

Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)» в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

· парламент избирается населением;

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы­борах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

· лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

· своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

· монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

· назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

· монарх имел право роспуска парламента;

· глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871-1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Нетрадиционные монархии – особые виды монархий, которые не подпадают не под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Также необходимо отметить квази-монархию в Британском Содружестве. В нем главой государства является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции осуществляются правительством. Особо стоит отметить теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.

За всю историю монархической власти существовало несколько ее типов и вариаций. Все зависело от того, насколько сильной была власть правителя в каждой из них. Особняком в этом списке стоит монархия абсолютная, зародившаяся в XVI веке и имевшая как положительные стороны (например, объединение земель в централизованное государство), так и отрицательные – это безграничная власть самодержца.

Понятие и сущность монархии

Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока – в Междуречье, Египте, Индии и Китае. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Главным судьей в государстве был правитель, он же был главнокомандующим войсками и, что самое главное, объявлялся сыном какого-либо бога, чаще всего Солнца. Такая форма правления называется деспотией. Монархия абсолютная имеет ряд совпадающих с ней характеристик.

В средневековье, с зарождением и развитием феодальных отношений, власть землевладельцев усилилась, а власть правителя, наоборот, была в какой-то мере ущемлена. Такое положение в Европе сохранялось вплоть до XVII века. Абсолютно представительная монархия ограничивала действия правителя.

Предпосылки появления самодержавия

Монархия абсолютная появилась не на пустом месте, и этому были свои причины. В развитом средневековье в Европе не было государств с сильной властью единого правителя. В то время – в XIV-XV вв., существовало господство феодалов и церкви. В колыбели абсолютизма Франции во власти короля находилось меньше половины земель государства, и назывались они одним словом - домен. В отдельных случаях феодалы даже могли принудить монарха подписать тот или иной закон. Что касается власти церкви – она была безграничной, и король не осмелился бы с ней идти на конфликт.

Однако нужно сказать, что развитое средневековье является временем возникновения буржуазии, для успешной деятельности которой просто необходим был порядок и сильная власть центра.

В результате установился порядок вещей, при котором старая аристократия хотела оставить все как прежде, не теряя своей власти и не давая господства королю. Новые же слои буржуазии чувствовали бы себя намного увереннее при абсолютной власти монарха. Церковь тоже была на стороне последних, так как предполагала, что она и государственный аппарат сплетутся в единое целое, что еще более усилит положение в обществе первого лица. Абсолютная монархия во Франции представляла именно такой симбиоз.

Возникновение абсолютной монархии

До эпохи абсолютизма существовала сословно-представительная монархия. Государственные органы при таком виде власти: во Франции – Генеральные Штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы и т. д.

Колыбелью абсолютной монархии являлось Французское королевство. Именно там в XVI веке король стал безграничным правителем. Все земли стали государственными, а власть Парижа - непререкаемой. Короли на престол стали короноваться именно Папой Римским, что означало богоизбранность монарха. А в средневековье религия была неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Таким образом, подданные считали короля помазанником Бога.

В период абсолютной монархии во Франции произошло сращивание церкви с государством. Отныне высокие государственные посты могли получить только представители духовенства. А крупные феодалы и другие зажиточные слои населения отдавали своих детей обучаться преимущественно в духовные учебные заведения, т. к. понимали, что именно через церковь те смогут построить себе карьеру. Самым знаменитым церковником и при этом государственным деятелем эпохи абсолютизма был Ришелье, занимавший во Французском королевстве более 30 постов одновременно, и по влиянию не уступавший королю.

Отличительные особенности абсолютной монархии

Раньше всего абсолютизм возник во Франции. Произошло это во время смены эпох: новая промышленная буржуазия наращивала свои позиции в обществе и государстве, оттесняя, таким образом, старую землевладельческую аристократию. Король в это время не растерялся и на волне противостояния двух преобладающих классов увеличил свое влияние. С этого момента законодательная, фискальная и судебная ветви власти находились в руках одного человека – монарха. Для поддержания своего статуса королю необходима была сила - создается регулярная армия, целиком подчиняющаяся напрямую королю.

Если раньше монархия была дворянской, т. е. опорой была землевладельческая аристократия, то с возникновением абсолютизма король «становится на две ноги»: к феодалам присоединяется класс буржуазии, который включает в себя деятелей торговли и промышленности. Сложившийся статус-кво взяла на вооружение абсолютная монархия, век которой наступил в XVII столетии и был назван эпохой «классического абсолютизма».

По принципу Левиафана, абсолютизм характеризовался следующими словами: власть в интересах какого-либо сословия делегируется в руки государства (в лице монарха), и всем подданным остается подчиняться.

Аппарат управления государством

Монархия абсолютная стала точкой, с которой началось разрастание аппарата управления – бюрократизация государства. До эпохи абсолютизма большинство земель были розданы феодалам, и управление ими осуществлялось самими землевладельцами. Королю же оставалось только собирать налоги.

Когда вся власть сосредоточилась в руках монарха, возникла необходимость четкой организации управления на всей территории страны. Именно поэтому стали появляться бюро с огромным количеством новых должностей. Большую роль при этом стали играть секретари всех рангов. Города лишились самоуправления. Должности мэров, бывшие ранее выборными, стали назначаемыми. Король по своему усмотрению жаловал титул правителя города какому-либо богатому человеку, т. к. чаще всего выбор монарха зависел от солидной суммы, которую ему предлагал претендент на должность мэра. Только деревне было даровано самоуправление, которое тоже существовало недолго.

Возникновение самодержавия в России

Россия шла немного иным путем развития политической системы, но это не помешало ей примерно в то же время, что и в Европе, перейти к абсолютизму. В XVI веке у власти в Москве был Иван IV, которому дали прозвище «Грозный». Именно он стал основателем на Руси абсолютной монархии и первым русским царем. Власть Ивана IV была безграничной. В своей деятельности он опирался только на себя и преданных ему людей. При нем произошло усиление государства, расширение границ, началось развитие экономики и финансовой системы.

Продолжателем дела укрепления единоличной власти царя стал Петр I. Абсолютная монархия в России в годы правления Петра приобрела окончательный, сформировавшийся вид, и ей было суждено существовать практически без изменений в течение 200 лет, до момента падения самодержавия в 1917 году.

Особенности абсолютизма в России

При правлении царя Ивана IV создается избранная Рада. Она включала в себя представителей всех сословий, приближенных к царю. После этого создается Земский Собор. Целью этих действий было ослабление роли старой аристократии, являвшейся преградой на пути становления абсолютизма. Были созданы новые законы, стрелецкое войско, введена система налогообложения.

Если на Западе абсолютизм возник в результате противоречий старых и новых порядков, то в России причиной стала необходимость объединения для защиты от внешних угроз. Поэтому власть была деспотической, ставившей царей на один уровень с правителями первых цивилизаций Египта и Месопотамии.

Абсолютные монархии в современном мире

На начало 2016 года в мире абсолютными монархиями являются: Ватикан в Европе; Свазиленд – в Африке; Катар, Оман, Бруней, Саудовская Аравия – в Азии. Во главе этих стран стоят правители с разными титулами, но всех их объединяет неограниченность власти.

Таким образом, абсолютная монархия, зародившаяся еще в XVI веке как необходимость для обеспечения экономического прогресса или защиты от внешних факторов, прошла длительный путь развития и сегодня имеет место в 6 государствах мира.

Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах.

С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Раннефеодальная монархия в настоящее время исчезла бесследно, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом виде.

Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия , от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству . В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше, существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистической и парламентарной монархии. Абсолютная монархия также существует ныне в двух формах - светской и теократической (Ватикан).

Итак, абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава -- “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается коран ), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе , пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией , имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная) монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией , но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии . Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.
Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические (Китай) и буржуазные (Франция). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.
Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Бахрейн, Катар и некоторые другие.
Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».
Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).
Великобритания - самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.
Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.
Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх - глава церкви. Примером теократической монархии является Ватикан.
Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»