Типы и виды политической элиты. Типы политических элит: понятие, способы формирования

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сущность и роль политических элит в обществе

Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.), получили широкое распространение в XIX-XX в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (Парето, Моска, Михельс) и их последователям (Лассуэл, Джилас, Миллс, Дай, Зиглер, Восленский и др.) политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социологическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.

Основная, развивающаяся на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.

Категорией "политическая элита" обозначают тех, кто принимает непосредственное участие в принятии политических решений; это - граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы.

Важным при определении элитарных слоев является также то, как они идентифицируют себя с господствующими или претендующими на господство идеологиями, программами и доктринами, какие выдвигают стратегии развития страны и определяют многообразные варианты их осуществления, как относятся к народу и учитывают интересы различных социальных общностей, наций, классов. Властвующая элита, по определению Миллса, "состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются" 3 .

Правящей политической элите противостоит оппозиция, контрэлита, которая, соперничая с ней, влияет на процесс обновления и перестройки элитарных структур и групп. В правящей элите можно выделить:

1) высшую, 2) среднюю, 3) функциональную. В первую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. Во вторую - руководители из региональной элиты. В третью - находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.

При личностном и ценностном подходах к анализу политических элит сущность "элитарности" объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это - и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций, и тому подобное. Большинство из этих способностей присущи профессиональным политикам. Уже Вебер в 1919 г. в работе "Политика как призвание и профессия" заметил "превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знания ее методов, созданных современной партийной системой" 4 . В политических элитах сосредотачиваются и концентрируются все, кто обладает этими навыками и политической культурой. При ситуативном подходе к анализу политических элит подчеркивается, что элитарная позиция - результат овладения конкретной ситуацией, довлеющей над всеми и расставляющей всех политических игроков. Политик лишь выбирает разнообразные средства, варьирует и изменяет свои способности, стремясь войти в политическую элиту. Макиавеллисты даже оправдывают любые средства - аморальные, насильственные, негуманные - в борьбе за господство в политической сфере и за ведущие элитарные позиции.

При системном подходе политические элиты изучаются как подсистемы, интегрированные в социальные системы. В этих подсистемах выделяются взаимосвязанные "роли" как элементы, представляющие собой стандартизированные действия тех или иных субъектов политики. От согласования действий и ролевой совместимости, входящих в политическую элиту граждан, зависит устойчивость и эффективность как самих элитарных слоев, так и властных структур. В обществе существуют правовые способы санкционирования ролевых действий, дополняющихся и другими (экономическими и т.п.) мерами воздействия на всех представителей политических элитарных групп с целью побуждения их поступать "политически оправданно", "в государственных интересах" и т.д.

Интеграция ролей и связанных с ними ожиданий закономерно поддерживается процессом институционализации. Для выполнения в политической элите роли "лидера партии" должен существовать институт "политической партии". Без функционирования "института президентства" невозможно исполнение "президентской роли" даже при желании большинства граждан. Создание и развитие демократических институтов (парламента, правительства и т.п.) - основа выполнения таких "ролей", как "депутат", "лидер фракции", "премьер-министр" и др. Ролевая структура системно взаимосвязана с институционально-должностной.

Хотя элитарные слои и группы дифференцируются ролевыми компонентами, они реализуют взаимодополняющие и взаимообусловленные программы действий, стремятся к достижению одобренных политических целей. При этом деятельность политических элит складывается как результат взаимодействия всех, играющих определенные роли. Согласно закону системности, интегрированное целое качественно выше суммы частей. Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью консолидации в целостные самостоятельные политические образования. Поэтому характеристика всех, входящих в политические элиты, как "отборных", "отобранных", "избранных" связана с тем, что субъектами этой своеобразной селекционной деятельности являются также и сами элиты.

Развитие элитарных слоев чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором случае элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих "высших" слоев, так и классов.

Вебер писал, что политика - это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" 5 . Политические элиты как объединения подобных групп оказывают решающее воздействие на эти распределительные процессы. Многие политологи и социологи подчеркивали и подчеркивают особенно в настоящее время, когда властные структуры стали чрезвычайно сложными и разветвленными, что в политические элиты входят те, кто способны играть формализованную, нормативно и законодательно закрепленную социальную роль в политической системе. Именно степень освоения этой роли определяет поведение каждого и принимаемые им решения, его поддержку гражданами. Главное в том или ином представителе политической элиты не только и не столько набор определенных качеств, а то, как изменяются, совершенствуются, преобразуются эти качества в зависимости от выполняемой ими роли.

Элитарные группы всегда связаны с должностным статусом во властных структурах, с институционализацией их функций, с обязательным наделением властными полномочиями. Однако многое в их статусном положении зависит не только от места в политической иерархии, но и от массовой поддержки, оказываемой без угрозы применения силы. Это и обеспечивает продолжительность и стабильность властвования элит: те, кто управляют, ожидают, что их командным установкам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера и содержания решений, приказов, законов и нормативных актов.

В XXI в., анализируя ход истории, многие политологи и социологи признают несостоятельность как аристократических элитарных воззрений, в которых отстаивается постулат о поголовной предрасположенности по крови и происхождению всех благородных и знатных к эффективному руководству, так и утопичность популистских идей о возможности "каждую кухарку" научить управлять государством и подготовить ее в высшую политическую элиту.

В истории человечества практически невозможно обнаружить общество, в котором элиты были бы абсолютно закрытыми. Никогда не существовали и не будут созданы общественные структуры, в которых все

политические элитарные позиции станут общедоступными. Большинство теоретиков и идеологов элитизма отмечают, что важнейшая задача общества - совершенствовать каналы социальных перемещений и постоянный контроль за ними для того, чтобы они способствовали обновлению состава высших слоев и их пополнению элитным человеческим потенциалом, а также препятствовали бы накоплению неспособных, потерявших соответствующие качества политиков в элитарных группах и слоях. Необходимо своевременное, обоснованное и закономерное возвышение граждан по вертикали, иначе при появлении и концентрации

прогрессивных, элитных элементов в низших слоях возможны протестные выступления.

Многое в преобладании положительной или отрицательной тенденции в развитии элитарных групп зависит от исторической обстановки, социальной среды. Однако теоретики элитизма, оппонируя идеям социального детерминизма, а также критикуя представления о политике как надстройке над неким фундаментом общества, постоянно и традиционно выделяют значение элит как активных, свободных субъектов политических и социальных отношений, лично ответственных за все направления их развития: прогрессивные и регрессивные, революционные и тупиковые.

Типология и функции политического лидерства

Большинство в политических элитах составляют те, кто занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников. Политическое лидерство, опирающееся на широкую социальную основу - это одна из целей деятельности каждого входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в элитарной иерархии.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их консолидации. С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние "превращаются" в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как "избранные" по политическим предпочтениям.

Политическое лидерство, подчеркивал Блондель, - это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям" 6 . Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер - это и центр власти, и "мозг", и "визитная карточка" тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.); харизматическоеЛ которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.); на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.); авторитарное,преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.); диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание ("вожди народа" Гитлер, Сталин и др.). Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных^ виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов,содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется. При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства - над обществом. Функция вождя - центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся - уничтожают.

При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера - важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма. При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

Характеризуя особенности политического лидера демократического типа, А.С. Панарин выделяет среди них главную: "В отличие от традиционного носителя наследственной авторитарно-патриархальной власти современный политик - это предприниматель, который не владеет властью по праву рождения, а вынужден непрерывно производить власть в условиях ожесточенной конкуренции. Современная политическая этика - это предпринимательская этика, ориентированная на конкурентную среду и связанная с готовностью "вступать в игру" вместо того, чтобы сторониться или запрещать ее, рассматривая власть как свою монопольную собственность"1 7 .

Российская политическая элита постсоветского периода В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральном уровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном - в ряде законодательных и исполнительных органов.Политических лидеров коммунистического направления (Зюганов, Купцов, Лукьянов, Куваев и др.) поддерживают 20-25% избирателей современной России.

Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне.

Сотни российских лидеров прошли через международно-признанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения.

В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс.

Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России - социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт.

В прикладной политологии при изучении элитарных слоев той или иной страны используют четыре главных измерения - власть, образование, доход, престиж. Власть как возможность оказывать воздействие на других измеряется количеством людей, на которых распространяются принимаемые решения. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает индивид в течение определенного периода времени, скажем, одного года. Престиж - это уважение элитарной позиции, сложившееся в общественном мнении.

Во всех этих измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами. Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.

В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит .

Типология политической элиты

Способ отбора

(рекрутирования)

элиты
  • Открытая (антрепренерская) элита;
  • закрытая элита (гильдии)
Род деятельности
  • Политическая;
  • экономическая;
  • военная;
  • бюрократическая;
  • культурно-информационная
Место в политической системе
  • Правящая;
  • оппозиционная (контрэлита)
Характер

внутриэлитных

отношений

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

  • разъединенная (с низкой степенью инте-
грации)
Степень представительности
  • С высокой степенью представительности;
  • с низкой степенью представительности

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита ) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.



Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата ), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный);2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).

16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности .

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан .

Тоталитарный режим : полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация

- Тотальный контроль властей

- Репрессивная

- Однопартийная

- Подавление инакомыслия

Разновидности : фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …

Авторитарный режим

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

Разновидности : абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.

18. Демократия: понятие, принципы .

Демократический режим

1. Источник власти – народ .

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова .

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

19. Политические режимы и их сравнительный анализ .

1. Демократический режим : либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

Источник власти – народ .

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

Реальная свобода слова .

Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим : сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

3. Тоталитарный режим : крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия . Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим : захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

Сосредоточенность власти в руках военных .

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм .

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования .

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата ), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов :

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти .

Виды избирательного права :

2) Пассивное – право избираться .

Принципы избирательного права :

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании . Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.

21. Избирательные системы и их виды .

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов .

Три основных вида :

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция . Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства .

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды .

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония .

22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции .

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки :

Наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

Наличие права , системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

Наличие определённой территории , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

Исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции :

1. Внешние:

-защита общества от внешних врагов

-развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

-организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

-культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства :

1. Патриархальная теория (древняя Греция ): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция : государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора . Локк, Гоббс, Руссо : государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата» . Гумплович, Каутский : государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция : государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция : государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен .

23. Формы государственного правления и их характеристика .

1. Монархия : формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия .

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр .

2. Республика : формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство .

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь .

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР .

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта , Сенегамбия – Сенегал и Гамбия .

25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства .

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью .

Принципы :

1. Незыблемость конституции , которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства ; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством : полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов , подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.

26. Гражданское общество: понятие и характерные черты .

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки :

Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

Обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.

27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти .

Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.

В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях - король или королева, в Японии - император .

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции .

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением . РБ – Совет министров.

Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.

Функции :

Приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,

Осуществляет оперативное управление государственными делами,

Обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.

Формируются двумя основными способами :

1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.

Полномочия :

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики ;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии ;

Осуществляет управление федеральной собственностью ;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности , реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан , охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий .

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении .

Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти . Есть детальная политическая программа иустав . Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях .

Типы :

По социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные , крестьянские , рабочие и пр.);

По идеологическому признаку (консервативные , либеральные , социалистические , коммунистические , националистические , клерикальные (религиозные) и пр.);

По организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);

По ориентации , методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).

По отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).

Функции :

Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;

Участие в формировании правительства;

Выработка курса социально-политического развития страны;

Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.

30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси .

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС ). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации.

2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы . Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв.

3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров.

В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.

Ответим на вопрос, кого можно отнести к основным субъектам политики. Выделим разновидности политических элит. Выясним, чем отличаются политические партии и политические движения, каковы их функции. Подумаем над тем, какую роль в политической системе играют средства массовой информации.

Конспект занятия "Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе"

Обществознание ЕГЭ, занятие 20

Занятие 20. Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе

Политическая элита

Политическая элита (от фр. еlite – лучшее, отборное) – это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Причины существования политической элиты:

        необходимость профессионального управления обществом;

        неравенство способностей и возможностей людей;

        престижность управленческого труда, возможность получения различных привилегий;

        политическая пассивность большинства населения.

Характерные черты политической элиты:

        небольшая социальная группа, обладающая высоким социальным статусом;

        значительный объём государственной и информационной власти, непосредственное участие в осуществлении власти;

        организаторские способности и талант.

Функции политической элиты

        Определение политической программы действий, генерация новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

        Осуществление на практике выработанного политического курса.

        Укрепление стабильности и единства общества, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

        Представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.

Классификация политических элит :

        по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита);

        по уровню компетенции – общенациональная, региональная, местная;

        по выражаемым интересам – профессиональные, этнические, религиозные и др. элиты;

        по результатам деятельности (эффективности) – элита, псевдоэлита, антиэлита;

        • псевдоэлита – «элита», не выполняющая своих функций, её деятельность ведёт к ослаблению общества, государства;

          антиэлита – ставит своей целью свержение действующих элит, но не способна выступать в качестве достойной их замены;

        по способу отбора (рекрутирования) – закрытая и открытая.

Критерии эффективности деятельности политической элиты:

        достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;

        политическая стабильность общества и национальная безопасность;

        оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Политические партии и движения

Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, группа) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Отличительные признаки политической партии :

        нацеленность на завоевание и осуществление власти;

        носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека;

        наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии;

        наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии);

        наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Классификации политических партий :

        по идеологической направленности – консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистическое, клерикальные, националистические;

        • консервативные : сохранение существующего строя, опора на традиционные ценности, опека и контроль над гражданами со стороны государства;

          либеральные : личная свобода как высшая ценность, невмешательство государства в экономическую жизнь, равенство лишь перед законом;

          социал-демократические : защита интересов людей труда, социальная справедливость, сильная социальная политика государства;

          коммунистические : уничтожение частной собственности, построение бесклассового общества;

          националистические : приоритет интересов нации над интересами личности;

          клерикальные : увеличение роли церкви в управлении обществом.

        по участию в осуществлении власти – правящие и оппозиционные;

        по характеру членства – кадровые и массовые;

        • кадровые : немногочисленны, нет фиксированного членства и обязательных членских взносов, деятельность активизируется во время выборов;

          массовые : проводят систематическую работу со своими сторонниками и по привлечению новых членов, разветвлённая организационная структура и партийный аппарат, фиксированное членство, членские взносы.

        по шкале политического спектра – левые, центристские, правые;

        по способу деятельности – реформистские, революционные;

        по социальной базе – рабочие, буржуазные, крестьянские и др.;

        по отношению к закону – легальные и нелегальные.

Функции политической партии :

        борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

        участие в осуществлении власти;

        участие в формировании власти;

        выражение интересов социальных групп;

        политическое воспитание;

        подготовка кадров политиков.

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийный систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная

Политическое движение - добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов

Отличительные признаки политического движения

        Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

        Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

        Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

        Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

        В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок

Средства массовой информации

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

    печатные и сетевые издания, теле и радиоканалы, теле, радио, видео или кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным названием.

Функции СМИ :

        информационная;

        выражение общественных интересов;

        формирование общественного мнения;

        образование и социализация граждан;

        осуществление общественного контроля за действиями власти;

        объединение граждан.

Основные последствия появления СМИ в политике

        Прямое общение политических лидеров с населением  ненужность участия в этом процессе политических партий  потеря значения партий в политической системе.

        Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

        Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Решение заданий

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия в обществе.

2) Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно может допускать в свою среду представителей других слоёв.

3) В зависимости от идеологии выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.

4) Политическая элита может мобилизовать граждан и взять под контроль общественные институты.

5) Деятельность политических элит непосредственно определяется только интересами населения.

В государстве Z появилась новая политическая организация. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработка определённой идеологии

2) издание газеты

3) использование Интернета для обеспечения массовой поддержки

4) сбор средств на благотворительные цели

5) принятие устава и программы

6) активное участие организации в парламентских выборах

Найдите в приведённом списке функции политической партии в демократическом обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

2) участие в судопроизводстве

3) руководство министерствами и ведомствами

4) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

5) политическое просвещение граждан

6) регулирование правовых отношений

Найдите в приведённом ниже списке типы политических партий, сформированные по признаку методов политической борьбы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) реформаторские партии

2) легальные партии

3) региональные партии

4) кадровые партии

5) революционные партии

6) правящие партии

В государстве Z зарегистрирована политическая партия. Она имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям».

Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) либеральная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) массовая

6) консервативная

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Задания 21–24

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты.

Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)

22. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

23. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

24. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

Задание 26

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

Задание 27

В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна». (Г.К. Лихтенберг)

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

Задания по теме для самостоятельного решения

Задание 1

(2 балла)

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание (без пробелов между словами и каких-либо знаков препинания).

Президент страны, депутат парламента, политическая элита, губернатор области, лидер партии.

Задание 2

(3 балла)

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего наиболее авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3) Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4) Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

Задание 3

(3 балла)

Найдите в приведённом ниже списке средства массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) телеканал ОРТ

2) радиостанция «Хит-FM»

3) детектив-бестселлер

4) газета «Московский комсомолец»

5) учёные записки государственного университета

Вразных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.

1. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой.

2. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту , то есть пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

3. Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования.

Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах . В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила ) и состоит из четырех групп.

· Высшую элиту составляют руководители властных структур . Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например, начальник охраны президента, его личные друзья и т.п. Величину высшей элиты в западных демократиях П. Шарон оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны , но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.

· В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения страны.

· В маргинальную элиту входят те группы, у которых отсутствует один из трех показателей. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту.

· Административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

4 . По сферам жизни выделяются:

· Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная .

· Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.



· Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

· Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

· Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

По уровням:

а) высшая – принимающие значимые для всего государства решения (1 человек из 20 тысяч);

б) средняя – выступающая барометром общественного мнения (5% населения);

в) административная – служащие-управленцы.

По выражаемым интересам:

а) профессиональные;

б) демографические;

в) конфессиональные;

г) этнические.

Причины сохранения элитарности современного общества :

– психологическое и социальное неравенство, неодинаковые способности людей, возможности и желание участвовать в политике;

– закон разделения труда, который предполагает существование труда управленческого в качестве профессии;

– широкие возможности использования привилегий и распределение материальных ресурсов;

– невозможность полностью контролировать элиту из-за пассивности масс

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»