Что входит в методическую работу учителя. Шпаргалка: Методическая работа в школе

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

;color:#000000">Лекция 2. Методическая деятельность педагога профессиональной школы

;color:#000000">Сущность методической деятельности педагога

;color:#000000">Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

;color:#000000">Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая — заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

;color:#000000">Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

;color:#000000">Цель методической деятельности — ;color:#000000">обслуживание практики обучения.

;color:#000000">Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

;color:#000000">Объектом методической деятельности ;color:#000000">педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

;color:#000000">Предмет методической деятельности ;color:#000000">составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

;color:#000000">;color:#000000">являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

;color:#000000">Продуктами (результатами) методической деятельности ;color:#000000">являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

;color:#000000">Функции методической деятельности:

  1. ;color:#000000">аналитическая;
  2. ;color:#000000">проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  3. ;color:#000000">конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
    педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

;color:#000000">-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

;color:#000000">- исследовательская.

;color:#000000">Таким образом, под ;color:#000000">методической деятельностью ;color:#000000">следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

;color:#000000">Виды методической деятельности

;color:#000000">В ;color:#000000">основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. ;color:#000000">Вид методической деятельности ;color:#000000">— это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

  1. ;color:#000000">анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
  2. ;color:#000000">методический анализ учебного материала;
  3. ;color:#000000">планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
  4. ;color:#000000">моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
  5. ;color:#000000">конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
  6. ;color:#000000">разработку методики обучения по предмету;
  7. ;color:#000000">разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
  8. ;color:#000000">управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
  9. ;color:#000000">рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

;color:#000000">Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

;color:#000000">Освоение методической деятельности проходит через формирование ;color:#000000">методических умений. Умение — ;color:#000000">это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.

;color:#000000">Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

  1. ;color:#000000">Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
  2. ;color:#000000">Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
  3. ;color:#000000">Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
  4. ;color:#000000">Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
  5. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
  6. ;color:#000000">Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
  7. ;color:#000000">Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
  8. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
  9. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

;color:#000000">10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

  1. ;color:#000000">Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
  2. ;color:#000000">Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
  3. ;color:#000000">Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
  4. ;color:#000000">Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
  5. ;color:#000000">Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">6. Умение анализировать методические разработки.

;color:#000000">Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

  1. ;color:#000000">Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
  2. ;color:#000000">Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
  3. ;color:#000000">Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

;color:#000000">Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

;color:#000000">Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

;color:#000000">Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

;color:#000000">Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

;color:#000000">Уровни и формы осуществления методической деятельности

;color:#000000">Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период — неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является ;color:#000000">субъектом непрофессиональной методической работы. ;color:#000000">Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

;color:#000000">Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

;color:#000000">Методическая работа педагога превращается в ;color:#000000">профессиональную методическую деятельность, ;color:#000000">которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения — моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

;color:#000000">Субъектами методической деятельности ;color:#000000">рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

;color:#000000">Педагог-технолог — ;color:#000000">это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

;color:#000000">Объектами деятельности ;color:#000000">такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

;color:#000000">Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности

;color:#000000">Продуктами методической деятельности ;color:#000000">данного уровня являются ;color:#000000">дидактико-методические комплексы, ;color:#000000">содержащие:

  1. ;color:#000000">системы обучения (в том числе системы профессионального
    обучения);
  2. ;color:#000000">региональные стандарты;
  3. ;color:#000000">учебные программы предметов;
  4. ;color:#000000">комплексы средств обучения;
  5. ;color:#000000">методы обучения;
  6. ;color:#000000">методики обучения отдельным предметам;
  7. ;color:#000000">технологии обучения.

;color:#000000">На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.

;color:#000000">Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

“В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя”.

К.Д.Ушинский

Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляятребования (слайд 2):

  1. к результатам освоения основных образовательных программ
  2. к структуре образовательных программ
  3. к условиям реализации образовательных программ.

Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и "урокодателем", а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.

Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа способствует этому развитию.

Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3)

Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Исходя из данного определения, методическое объединение учителей нашей начальной школы наметило пути повышения профессионализма учителей и разработало план действий.

Первоочередной задачей методической работы является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).

Любая работа начинается с анализа реальных возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива. Мы изучили потенциал начальной школы; провели анализ программного оснащения, собрали необходимую нормативно-правовую базу для внедрения Стандартов, разработали перечень мероприятий для их полноценной реализации новых стандартов.

Методическую работу в нашей школе мы строим с учетом ряда особенностей:

1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей .

В нашей начальной школе работают учителя с разным педагогическим стажем. И что очень приятно для нас, трое из них являются бывшими выпускниками нашей школы. 36% учителей имеют 1 и высшую квалификационную категорию.

2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании , и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.

Главная функция нашего методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя. Именно учитель призван дать ребенку качественное образование, помочь ребенку стать успешным в окружающем его информационном мире, научить его учиться.

Эту задачу можно решить в первую очередь через такую форму работы, как современный урок, поэтому тема , нашей методической работы : “Педагогические ресурсы современного урока в начальной школе в достижении нового качества образования”.

Для реализации методической темы перед собой мы поставили следующие задачи:

  • Анализ, обобщение, распространение как прогрессивного опыта, так и опыта, рожденного в коллективе.
  • Формирование инновационной направленности, обогащение новыми педагогическими технологиями.
  • Повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки учителей.
  • Организация работы по изучению новых образовательных документов и стандартов второго поколения.
  • Оказание научно-методической помощи.

Я руковожу методическим объединением уже 5-й год. За это время в нашей начальной школе сложился дружный творческий коллектив, команда единомышленников.

Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель нашего коллектива работает над повышением своего профессионализма.

Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства (слайд 5):

1. Посредством самообразования.

2. За счет осознанного, обязательно добровольного участи учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях называемой методической работой .

1. Самообразование (слайд 6):

Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.

Это и становится основой самообразования , которое реализуется через разные формы:

Мы считаем, что в наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому наши учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью . И что очень приятно, на сегодняшний день все наши учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а все кабинеты оснащены АРМ учителя. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход.

Каждый учитель в нашей школе работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио , проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.

Так же продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей: посещение семинаров, мастер-классов. Наши учителя работают в сетевых сообщества х, т аких как: Начальная школа - детям, родителям, учителям, Сеть творческих учителей, Учительский портал и др., Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.

Я вам хочу предложить адреса Сетевых сообществ в Интернете, чтобы все желающие учителя также стали активными пользователями этих сообществ (слайд 7).

2. Методическая работа (слайд 8, 9):

Вторым путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы проводим через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование . При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года , с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.

Мы четко понимаем, что на первое место выходят не формы работы, а задачи , которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченых задач.

Перед вами тематика отдельно взятых заседаний, для достижения задач которых мы использовали различные формы: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).

Хочу остановиться на некоторых формах работы.

  • Изучая тему: “Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя”. Учителями была проведена самодиагностика по определению профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. А ученикам 3-4 классов было дано задание написать сочинение на тему: “Каким я хочу видеть своего учителя”. На заседаниибыла проведена деловая игра. У чителя были разделены на ролевые группы: учителей, родителей, учеников. Путем Мозгового штурма каждая группа составила портрет учителя, и при сопоставлении этих ответов, результатов самодиагностики и анализа сочинений был создан портрет идеального учителя, а также уточнено понятие “педагогическое мастерство” и определены критерии учительских достоинств и недостатков.
  • Так как не у каждого человека есть возможность послушать деятелей науки, встретиться с представителями высшего педагогического общества, мы на последнем заседании по теме: “Подготовка к внедрению ФГОС. Формирование УУД ” прослушали дистанционную лекцию , профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Карабанову Ольгу Александровну.
  • Кроме работы в методическом объединении, нам помогают перенять опыт, знание и умение своих коллег посещение педагогический мастерских и мастер классов .
  • Мы также распространяем свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах.
  • Наши учителя проводили мастер-класс для студентов МГПИ по теме: “Использование интерактивной доски в процессе обучения младших школьников”, в этом году были проведены два окружных семинара для молодых специалистов по теме: “Современный урок. Планирование. Структура. Самоанализ урока” и “Кабинет – лаборатория учителя”.
  • Одно из направлений в нашей методической работе - многолетнее систематическое применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Каждый учитель создает собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами.
  • Внутри нашего методического объединения ежегодно создаются Творческие микрогруппы и Проектные команды учителей, состав которых меняется в зависимости от цели создания. Так были созданы группы для:
    • организации проектно-исследовательской деятельности;
    • для подготовки к конкурсу “Учитель года”;
    • для создания современного кабинета начальной школы;
    • для совместной работы учителей по определенному УМК.
  • Традицией в нашей школе стало проведение тематических недель . Кроме традиционных предметных недель мы проводим и такие как:
    • Неделя родного города
    • Неделя Эстетики
    • Театральная неделя
    • Неделя Великих людей России.
  • Одной из современных форм методической работы учителя является создание сайта класса в Интернете.
  • Так же необходимой формой методической работы является Создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя (слайд 10).

В нашей начальной школе я создала такой кабинет . Ему было присвоено 1 место в окружном смотре-конкурсе “Современный кабинет начальной школы – 2010”.

Современным можно назвать кабинет, сочетающий в себе (слайд 11):

  • Кабинет информационно-коммуникационных технологий
  • Кабинет-лаборатория
  • Методический кабинет, каким является кабинет № 309.

Основное назначение моего кабинета – обеспечить высокий уровень преподавания предметов, формирование у школьников умения и желания учиться, становление личности ребенка, развитие его способностей.

Цель создания этого кабинета: создание современных условий для организации процесса обучения по всем предметам начального образования в соответствии с требованиями Стандартов.

Все это достигается современными формами проведения уроков, эффективным использованием современных образовательных технологий, а так же материально-технической базой.

Для эффективного использования оборудования кабинета в процессе обучения необходима систематизация учебно-методической базы. Такая систематизация помогает любому учителю быстрее и качественнее подготовиться к уроку и подобрать необходимый материал.

Особенностью моего кабинета является то, что вся учебно–методическая база систематизирована не только в тематических папках, записана в паспорте кабинета, а создана единая электронная цифровая база, где через гиперссылки можно открыть любой документ, как из ПК учителя, так и из Интернета. Накоплены ЦОР, созданы файлы, содержащие материалы для подготовки по всем предметам: это задачи и упражнения по темам, фрагменты и целые поурочные разработки, отрывки из пособий, и то же самое по воспитательной работе. Через содержание паспорта можно перейти в необходимое место, открыть документ и пользоваться на уроке.

3. Подводя итог.

Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.

Основными критериямиэффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15):

  • Участие и победы учителей начальных классов в профессиональных конкурсах.
  • Проделанная методическая работа позволила нашим учителям выйти на новый уровень.
    • Нашим накопленным опытом пользуются многие учителя.
    • Мы выступаем на конференциях разного уровня.
    • В несколько раз увеличилось количество публикаций на профессиональных сайтах; в научно-педагогических журналах, в том числе международных; в сборниках научно-практических, международных, всероссийских конференций по материалам очных и заочных выступлений.
  • Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
  • Достижениями наших учеников можем назвать:
    • Увеличение количества призеров на окружных, городских, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
    • Активное участие и победы в сетевых окружных играх.

Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка и родителей повышается заинтересованность, укрепляются традиции семьи и школы, родители с радостью помогают своему учителю, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.

Оценивая нашу методическую деятельность, мы пришли к выводу, что не надо опасаться нововведений. В нашей школе имеются все условия: компьютерные классы, кабинеты оснащены АРМ учителя, есть интерактивные доски, родители всегда идут навстречу, коллеги владеют современными технологиями. А, самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей. И раз время диктует новые стандарты, будем работать по-новому!

Ведущие направления в развитии образования, определенные "Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы", могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений различных типов и видов .

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют разные мнения о сущности методической деятельности.

Во-первых, как отмечает Н.А. Морева, одни авторы методическую деятельность объединяют с методической работой, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

Во-вторых, методическую деятельность относят к работе, связанной с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием . Исходя из этих мнений, мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения. Функции методической деятельности обозначила И.В. Никишина:

Аналитическая;

Проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Исследовательская .

Объектом методической деятельности педагога учреждения профессионального образования является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Преподавательская деятельность, осуществляемая в учреждении профессионального образования, относится к числу профессий, требующих от работника целого ряда качеств. А.С. Кахаров, Н.У. Ярычев отмечают, что он должен владеть содержанием преподаваемого предмета на профессиональном уровне, развивать в себе познавательные потребности и обширные исследовательские интересы, уметь преломлять полученные теоретические знания к реальному процессу подготовки студентов, совершенствовать глубину, гибкость и самостоятельность мышления . Практика показывает, что преподаватель действует тем успешнее, чем более он подготовлен в методическом отношении. Иными словами, речь идет о наличии или зарождении методической системы преподавателя.

Поскольку тема нашего исследования касается системы индивидуальной методической деятельности преподавателя, обратимся к пониманию сущности системы методической деятельности.

Такие авторы, как Т.Г. Буржинская , Н.В. Кузьмина , Т.К. Смыковская считают, что методическая система является разновидностью педагогической системы, а образующие ее элементы выполняют методические функции. На этом основании можно утверждать, что в методической системе преподавателя делается акцент не на его методических знаниях и умениях, а на их применении при выполнении педагогических задач. Такая интерпретация методической системы позволяет увидеть в ней ресурсы для активного использования преподавателем в учебном процессе новых педагогических средств.

Таким образом, методическая система преподавателя учреждения профессионального образования представляет собой идеальную конструкцию, отражающую его представления об организации и осуществления педагогической деятельности. Однако в реальной профессиональной практике каждый преподаватель строит собственную модель методической системы, в которой интегрируются его педагогические идеалы и ценности, внутренняя позиция, опыт профессиональной деятельности, личностные качества и система отношений с коллегами и студентами. В этой связи целесообразно говорить об индивидуальной методической системе преподавателя. Тем более что в качестве важных признаков методической системы следует видеть неповторимость, персонифицированность, обогащенность жизненным и профессиональным опытом (Т.Г. Буржинская , С.Н. Поздняк , Т.К. Смыковская ).

Термин "индивидуальная" в данном случае подчеркивает тот факт, что речь идет о методической системе конкретного преподавателя. В преломлении к методической системе индивидуальный контекст обнаруживается не только в постановке целей, но и в том, что у каждого преподавателя в осуществлении педагогической деятельности имеются вполне определенные представления и предпочтения, своего рода образцы, на которые он склонен опираться. У преподавателей, в том числе и молодых, складывается своеобразный характер взаимоотношения со студентами, формируется отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам. В конечном счете, в дальнейшем это приводит к образованию педагогических пристрастий. Это как раз и указывает на индивидуальный подтекст методической системы преподавателя .

В соответствии с этим под индивидуальной методической системой преподавателя колледжа следует понимать идеальную конструкцию, отражающую представления преподавателя об организации и осуществлении педагогической деятельности, раскрывающую его методические предпочтения, характер взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам, и определяющую, в конечном счете, направленность на результативную учебную работу студентов. Другими словами, индивидуальная методическая система преподавателя раскрывает пути, с помощью которых могут быть определены и реализованы целевые, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов колледжа.

В становлении индивидуальной методической системы большую роль играет активная позиция преподавателя. Система его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций в совокупности с эмоционально-оценочным отношением к педагогической деятельности могут служить движущей силой в направлении совершенствования используемых методических подходов. Это, в свою очередь, может служить источником методического вдохновения и стремления к созданию собственной методической системы.

При этом необходимо заметить, что проектирование индивидуальной методической системы является сложным процессом в силу сложности и неоднозначности представления самой методической системы. В понимании проектирования индивидуальной методической системы преподавателя мы придерживаемся точки зрения Т.К. Смыковской , которая выделяет следующие требования к проектированию методической системы учителя:

1) в проектировании индивидуальной методической системы невозможна точность и однозначность, которая характерна для технического проектирования;

2) проект индивидуальной методической системы должен учитывать не только изменчивость окружающей образовательной среды, но и изменяющиеся особенности преподавателя;

3) совокупность основных принципов проектирования индивидуальной методической системы должна быть относительно целостной и охватывать все важнейшие компоненты и этапы проектировочной деятельности.

Проектируя методическую систему, преподаватель не просто подбирает методы, технологии и средства педагогической деятельности, а создает такой проект, который отражает одну из важнейших характеристик - целостность методической системы. Поэтому от преподавателя зависит, насколько выбор элементов методической системы будет обоснованным, насколько их содержательная интерпретация будет целесообразной.

Ясно, что ресурсы индивидуальной методической системы должны быть не только методически грамотно выстроены, но и отражать специфику и индивидуальное своеобразие педагогической деятельности самого преподавателя. В этой связи принципиальный интерес представляет вопрос о движущих силах подготовки преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы и педагогических средствах, обеспечивающих активизацию таких движущих сил. В качестве отправной точки для решения данного вопроса целесообразно опереться на исследование М.В. Чураковой, которая изучает возможности внутриорганизационного повышения квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателя .

В заключение параграфа, отметим, что методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методическая деятельность педагога [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Методическая работа является индикатором профессионализма современного педагога.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»