Творцом философии объективного волюнтаризма был. Волюнтаризм - что это? Волюнтаризм простыми словами

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

02.04.2018 26 582 0 Игорь

Что означает "волюнтаризм"?

Психология и общество

Слово «волюнтаризм» каждый из нас слышал в культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Тогда оно было для всех иностранным, непонятным, а впоследствии стало главным политическим ругательством того времени. С тех пор значение этого слова значительно изменилось. Что же означает «волюнтаризм» простыми словами?

Содержание:



Значение и перевод термина «волюнтаризм»

Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение) – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).

Понятие «волюнтаризм»

Значение слова «волюнтаризм» зависит от того, к какой конкретной эпохе оно относится и в какой сфере жизни человека и общества применяется:

  • в философии – направление, которое первоосновой всего признает волю;
  • в политологии и социологии – поведение индивида, который в своих стремлениях и желаниях пренебрегает обдумыванием причин своих поступков и их последствий;
  • в психологии – утверждение воли в качестве первичной способности, которая определяет все другие психические процессы и явления. С точки зрения психологической науки, обоснованием волюнтаризма является следующее: воля сильнее всего в мире, она может изменить сам мир, воля сильнее разума, который способен только лишь подтвердить то, что диктует ему воля;
  • в экономике – человеческие действия, пренебрегающие всеми реальными законами природы и общественного развития, а также советами и рекомендациями специалистов-экспертов (пример последствий экономического волюнтаризма – изменение русла рек, загрязнение водоемов промышленными отходами, возведение электростанций и водохранилищ вызывают различного рода аномалии климата).




Применение в философии

Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).




Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:

  • теологическое: Бог первичен, все живое подчиняется именно ему, а не разуму или познанию, он всесилен и всемогущ, поэтому его действия не поддаются рациональному объяснению (Августин Блаженный);
  • метафизическое: бессознательность и иррациональность господствуют над разумом (А.Шопенгауэр, З.Фрейд, Ф.Ницше);
  • гносеологическое: для воли вера стоит во главе угла по сравнению с познанием (Ф.Шеллинг, И.Фихте);
  • политическое: задача власти – руководствоваться потребностями и желаниями народа, а не правящей верхушки. Если правительственное кресло занимал жестокий тиран или человек с неуравновешенной психикой, жители страны имели право и возможности в тот же час его свергнуть (Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).

Применение волюнтаризма в психологии

Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.

Основные идеи:

  • никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
  • разум и желания нельзя объективно измерять;
  • чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
  • применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.

Волюнтаризм Хрущева

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.



Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Важно! Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.

Применение волюнтаризма в либертарианстве

Либертарианство – это современное течение, главным постулатом которого является убеждение в том, что каждый человек в мире имеет право жить так, как он хочет, если при этом он не затрагивает чужие интересы и не мешает жить другим людям. Это течение очень тесно связано с главной идеей волюнтаризма.



Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • при создании любого общественного союза необходимо добровольное желание на принятие в нем участия каждого его члена (неприятие тоталитаризма большинства);
  • неприкосновенность частной собственности;
  • табу на насилие и принуждение к чему-либо;
  • упразднение государства как политического института по причине того, что оно применяет насилие для защиты национальных интересов;
  • исключением на табу применения силы и оружия является самооборона;
  • принцип равноправия и всеобщности ресурсов и власти.

Крайним ответвлением данной идеологии является правый фашизм.

Важно! Сегодня значение слова «волюнтаризм» претерпело значительные изменения. На Западе волюнтаризм сейчас приравнивают к свободе мнений, действий, выбора. Необходимо помнить, что свободолюбие – явление положительное, без него невозможно построить будущее и прививать в обществе уважение к каждому индивиду. Однако не стоит забывать и об объективных законах человеческого и исторического развития и, принимая решения, учитывать объективные законы природы и общества.

) - течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIXв. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

  1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра.
  2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.


Волюнтаризм (лат. - воля) - одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма - (см.), (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.

Мы находим его ещё в писаниях «отцов церкви»: у Августина Блаженного (354-430), придававшего воле решающее значение и сочетавшего волюнтаризм с учением о божественном предопределении, у известного философа средневековья Дунса Скота, признававшего примат воли над разумом, случая - над необходимостью и зависимость человека от воли божьей. Реакционный характер волюнтаризма выявил себя, таким образом, у самых истоков его возникновения. Волюнтаризм уживался с фаталистическими учениями о божественном предопределении и воле божьей. В новой философии направление волюнтаризма связано, как показал Ленин в « » (см.), с линией (см.), (см.), с кантианской формулой рассудок диктует законы природе. Ярким примером такого «волюнтаристического идеализма» является махизм (см.), отрицающий объективные законы природы и признающий мир творением воли. У народников, у анархистов, у эсеров волюнтаризм философски обосновывает лженаучные субъективистские теории о «сильных личностях», якобы направляющих общественный процесс.

У неокантианцев волюнтаризм служит целям затушёвывания неизбежности гибели капитализма. У Ницше волюнтаризм означает оправдание насилия господствующих классов, порабощения, угнетения масс. Волюнтаризм - философия воинствующих мракобесов, стремящихся любой ценой задержать ход истории и спасти капитализм от - неминуемой гибели. Волюнтаризм - спутник политического авантюризма. Так, немецкая фашистская философия считала волю (особенно волю фюрера) определяющей силой общественных событий. Современная философия американо-английских империалистов использует волюнтаризм для «обоснования» политических авантюр новых претендентов на мировое господство. Представители так называемого (см.)пропагандируют реакционную идейку о том, что всё зависит от «воли» человека: фашизм, говорят они, становится «истиной», если люди решают жить при фашизме.

Марксистский философский материализм борется против волюнтаризма как реакционной идеалистической выдумки. Не «воля», не выдающаяся личность определяет ход истории, а объективные общественные законы. Подлинная свобода воли людей, свобода их деятельности возможна лишь при том условии, если они опираются на знание объективных законов развития и действуют не вопреки им, а в полном соответствии С ними. Положение марксизма об объективном, характере законов Общественного развития, существующих и действующих независимо от воли людей, целиком. относится и к социалистическому Обществу. Поэтому глубоко ошибочными, волюнтаристическими По своему существу были взгляды ряда советских экономистов, философов, юристов, полагавших, будто Советское государство может по своей воле уничтожать одни экономические законы и создавать другие, отменять и преобразовывать их по своему усмотрению.

Они отождествляли объективные экономические законы с юридическими законами, издаваемыми Государством или отменяемыми им. Вся деятельность Советского государства, всё развитие советского общества определяются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Волюнтаристская трактовка законов опасна тем, что она лишает всякой возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны и наладить хотя бы самое элементарное экономическое руководство. Политика Коммунистической партии является могучим рычагом строительства коммунизма именно потому, что она исходит из объективных экономических законов социализма, базируется на использовании этих законов и мобилизует массы на решение тех задач, которые выдвигаются всем объективным ходом исторического развития. (См. также

Волюнтаризм. Что это означает? В переводе с латинского слово волюнтаризм (voluntas) - это форма субъекта, которая опирается на желания и стремления и игнорирует объективные понятия политической жизни. Волюнтаристы считают политику процессом принятия спонтанных решений, которые не базируются на программе деятельности.

Волюнтаризм - понятие характерно для политических деятелей с линейным движением мысли и действий, которые имеют тенденцию приукрашивать должное, но по большей степени недостижимое. Именно по этой причине волюнтаризм как течение в политике наносит существенный ущерб политической интеграции и консолидации и в целом является деструктивной силой.

Что означает слово "волюнтаризм" в политике?

Политический волюнтаризм берет начало от внешних детерминантов общественного развития. Но в основном в отчужденности народа, социальных групп и слоев от деятельности политиков и власти находятся корни такого течения, как волюнтаризм. Что это, как не крайнее выражение этического релятивизма, основанное на нравственной Термин "волюнтаризм" был впервые упомянут немецким социологом Теннисом в XIX веке. Но волюнтаристские идеи в этике выдвигались и ранее. По мере того, как увеличивались противоречия между человеком и обществом, понимание волюнтаризма стало более распространено.

Слово "волюнтаризм" в психологии и философии

Это течение в философии и психологии противопоставляет волевое начало разуму и объективным законам общества и природы. По сути, волюнтаризм утверждает независимость человеческой воли от действительности, идеализирует роль личности в истории и то, как она влияет на окружающий мир. Идею течения можно проследить от времен средневековья. Но понятие "волюнтаризм" в психологии появилось лишь в конце XIX века благодаря Вундту В. - немецкому психологу, врачу и физиологу.

Различают следующие виды волюнтаризма в психологии:

  • ограничивающийся признанием того, что воля составляет качественно своеобразное явление среди прочих психологических процессов;
  • утверждающий, что на воле основаны все прочие психологические процессы и явления, волюнтаризм, - что это именно воля представляет собой первичную способность, зависящую исключительно от субъекта и не имеющую объективных оснований.

Сторонники волюнтаризма

Согласно немецкому философу и психологу Вундту, психическая причинность выражается в волевом акте, в частности, в апперцепции. Философ и психолог Джеймс утверждал, что за поступки человека отвечает ничем не обусловленное волевое решение. Немецкий психолог Мюнстерберг Г. считал, что воля преобладает над остальными психологическими процессами. Его идеи поддерживали и другие западные психологи того времени. Они не переставали проповедовать то, что человеку присуща способность самостоятельно выбирать цель и способы для ее достижения. В этом случае волюнтаризм выступает как эффект действия, который стоит за актами особой духовной сущности.

Что такое Волюнтаризм? Значение и толкование слова voljuntarizm, определение термина

1) Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

2) Волюнтаризм - (лат. voluntas воля) - направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, " Фатализм "). Он указывает на неустранимость проблемы свободы ("свободной воли") из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле - как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии. В. Е. Кемеров

3) Волюнтаризм - [лат. voluntas - воля ] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума. В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

4) Волюнтаризм - направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

5) Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели. В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

6) Волюнтаризм - (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная " воля к жизни ", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление " у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), " воля к власти " как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко

7) Волюнтаризм - - деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку -- гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: " Закон - это Я" (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: " Государство - это Я"); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож "на местах" и т. п.

8) Волюнтаризм - (лат. voluntas - воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма - ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

9) Волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) - одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении - в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин " волюнтаризм " идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля - осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота ("Voluntas est superior intellectu" - "Воля стоит над мышлением ") и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

10) Волюнтаризм - (от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “ вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

Волюнтаризм

(от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

(лат. voluntas воля) - направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, " Фатализм "). Он указывает на неустранимость проблемы свободы ("свободной воли") из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле - как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии. В. Е. Кемеров

[лат. voluntas - воля ] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума. В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели. В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

(лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная " воля к жизни ", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление " у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), " воля к власти " как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку -- гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: " Закон - это Я" (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: " Государство - это Я"); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож "на местах" и т. п.

(лат. voluntas - воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма - ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

(от лат. voluntas воля) - одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении - в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин " волюнтаризм " идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля - осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота ("Voluntas est superior intellectu" - "Воля стоит над мышлением ") и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “ вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»