Основания классификации политических систем. Политическая система общества, ее структура - доклад

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Под политической системой общества понимают совокупность различных
политических институтов, социально-политических общностей, форм
взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется
политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества по достижению
поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4)согласование разнообразных интересов субъектов
политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм
поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к
политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм
поведения, пресечение попыток их нарушения.
Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества.
По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;
2) коммуникативную;
3) нормативную;
4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций
большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.
Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе - несобственно - политических - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.).
Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. На их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.
Наконец, к
третьей групп
е относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по
интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты
воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений. Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм
взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении
политики.
Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей
и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения.
К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь
общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества.
Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций
регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.
Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде,
справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая

психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения,
предрассудки, традиции.
Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных
для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений.

Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и
социальных групп.

Политическая система

Цель: сформировать представление учащихся о структуре политической системы.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Повторение.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 228.

II. Изучение нового материал.

1. Структура и функции политической системы.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

4. Демократические перемены в России.

– совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы

1. Определение задач, путей развития общества.

2. Организация деятельности общества для достижения поставленных целей.

3. Распределение материальных и духовных ресурсов.

4. Согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса.

5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

6. Обеспечение стабильности и безопасности общества.

7. Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

8. Контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая система общества – разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Признаки политической системы общества:

– в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти;

– претендует на монополию легитимного физического насилия;

– обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества;

– обладает относительной самостоятельностью.

Основные элементы политической системы общества

1. Политические принципы и правовые нормы:

– регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы;

– узаконивают политические устои;

– определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации;

– способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества).

2. Политические институты:

– представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом;

– включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.

3. Политическое сознание:

– отражает социальную действительность;

– воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам;

– прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.

4. Политическая культура:

– выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы;

– осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта.

Основания классификации политических систем

1) тип формации и характер социально-экономической структуры:

– рабовладельческая;

– феодальная;

– буржуазная;

– коммунистическая.

2) характер политического режима:

– тоталитарный.

3) социальная основа:

– военная;

– гражданская;

– национально-демократическая;

– буржуазно-демократическая.

4) развитость гражданского общества.

В зависимости от подхода к анализу политических систем в политической науке существуют различные варианты их типологиза- ции и классификации. Выбор варианта определяется также теми признаками, характеристиками или функциями политических систем, которые рассматривается в качестве основных. Наиболее распространена типология, основанная на перенесении признаков основных политических режимов (демократического, тоталитарного, авторитарного) на политическую систему в целом. Поэтому выделяются демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы. Другой вариант, основанный на марксистском подходе, предполагает, что главной функцией политической системы выступает обеспечение стабильности определенного типа отношений собственности, а ее сущность определяется интересами класса, на данном отрезке исторического времени выступающего в качестве господствующего в экономической сфере общественной жизни. Соот- ветственно политические системы классифицируются как рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Альтернативой формационному подходу выступает деление политических систем на традиционные и современные (модернизированные). Для традиционных систем характерно слабое развитие структур гражданского общества, стабильность правящих элит, восприятие власти как главного, стержневого элемента политической жизни, доходящее до ее обожествления в той или иной форме. Эти системы, как правило, обладают значительной устойчивостью, однако они консервативны, трудно воспринимают новации, малоспособны к саморазвитию. Их крушение открывает путь к модернизации, вектором которой выступает становление либеральной демократии, где развито гражданское общество, признается концепция естественных прав человека, а власть выполняет волю избирателей. Предполагается, например, что все человечество может достичь единой, универсальной для всех модели постиндустриализма, которой будет соответствовать типовая либерально-демократическая схема организации политической сферы жизни общества, по достижении которой в мировом масштабе исчезнут острые противоречия. Эта позиция оспаривается теми, кто подчеркивает многозначность терминам «демократия». В разных странах, как отмечается, под демократизмом понимаются различные, часто противоположные, процессы и признаки политической жизни, а также искусственно объединяются неодинаковые политические культуры. Демократическая политическая система характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства граждан в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона, разделением властей, минимальным вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества. Вмешательство в личную жизнь граждан состоит в запрете тех форм их активности, которые могут причинить вред другим членам общества. Для демократической политической системы характерен политический и идеологический плюрализм, многопартийность. Политические партии борются за власть и приходят к власти только на основе правовых норм через участие в свободных выборах. Многие современные политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки являются доиндустриалъными, а часто - авторитарными. Этим политическим системам свойственна смешанная политическая структура: сочетание западных ценностей, собственных этнических и религиозных традиций властвования. Эклектичность политической культуры систем данного типа сильно отличается от фрагментарности политической культуры западно-европейских систем, соединяя в себе самые неожиданные противоположности. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры, партийные решения часто занимают место государственных решений. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие ограничено в лучшем случае местным уровнем. Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, СССР эпохи сталинизма. В системе этого типа не допускаются добровольные политические ассоциации и инакомыслие, вся сила принуждения монополизирована нелегитимным бюрократическим государственным аппаратом, который, в свою очередь, контролируется одной политической партией. Такая политическая система представляется единой (гомогенной), хотя в действительности ее единство является искусственным. В системе тоталитарного типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие весьма своеобразно, декоративно, но массово. Политическая коммуникация строго контролируется центром. Характерны чрезмерная централизация и высокая, хотя и не всегда явная степень насилия. Однако, поскольку социалистическая политическая система, построенная только на принуждении, немыслима, в ней действуют некоторые демократи- чески-ролевые процессы: социальное и имущественное равенство граждан; преобладание принудительных ролей в сочетании с народной инициативой, соревновательностью; использование в процессе властвования только общественной собственности в двух разновидностях - государственной и колхозно-кооперативной; функциональной неточностью властных ролей бюрократии, партии, армии, службы безопасности, которым часто приходится выполнять нехарактерные для них задачи культурно- массовой, хозяйственной и иной деятельности. В тоталитарных системах нет реального делегирования власти и создания иных центров власти, чем партийно-номенклатурные. Функции бюрократического аппарата, армии и секретных служб расширяются или ограничиваются, вводятся новые или отменяются существующие функции, в зависимости от потребностей правящей партии. Существование всякой политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Эволюция политической системы связана в целом с усложнением самой системы и ее подсистем, расширением политического участия масс в жизни общества, реорганизациями отношений власти и народа и т.д. Политические системы могут переходить от открытости к закрытым основам функционирования, и наоборот. Динамизм политической системы отличен от нестабильности. Он определяет способность системы развиваться, приспосабливаться к изменениям в обществе и в мире, реагировать на них. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном итоге за счет общества или насилия. В древних обществах такие системы могли существовать долго и погибали в основном под влиянием чужеземного нашествия. В новое время срок жизни подобных систем сократился. Таким образом, элементы и функции политической системы не являются статичными и пассивными. Они находятся в динамике, активно действуют. Эта деятельность в итоге создает в обществе определенный политический «климат», в котором определяющую роль играет политический режим. Основные понятия Политическая система общества, типология политических систем, демократическая политическая система, тоталитарная политическая система, авторитарная политическая система, смешанная политическая система. 5.3.

Еще по теме Классификация политических систем:

  1. ГЛАВА1.Классификация секторов услуг и подсекторовобразовательных услуг, сопоставлениеее с классификациями, отвечающимизаконодательной и нормативно-правойбазе системы образования РФ и МСКО

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В широком смысле государство, в узком смысле,


Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе - собственно-политическим - относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе - несобственно-политическим - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Субъекты политики

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и пол систем.

Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества.

Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше­нию к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп­ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»