Собирает официальные данные о коррупции. Посчитали по низам: о чем говорит рейтинг разгула коррупции в России

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

МОСКВА, 3 авг. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Коррупция для России уже не проблема, а огромная беда, накрывшая страну. Удастся ли покончить с ней в ближайшие годы? Вряд ли. Масштабы бедствия от региона к региону разнятся: в тройке наиболее коррумпированных оказались Курская область, Республика Удмуртия и Астраханская область. Это подсчеты Генпрокураторы, озвученные в докладе об итогах работы органов прокуратуры в первом полугодии 2016.

По данным прокурорской статистики, Курская область - рекордсмен по числу зарегистрированных преступлений, связанных с коррупцией (статьи 290, 291, 291.1 УК РФ). Динамику роста коррупционных преступлений в регионе в ведомстве оценили в 189% по сравнению с прошлым годом. В Удмуртии она превысила 113%. В замыкающей тройку лидеров Астраханской области прокуроры насчитали 74 коррупционных преступлений против 36 прошлогодних (+105%).

© Фото: предоставлено пресс-службой СУ СКР Астраханской области


© Фото: предоставлено пресс-службой СУ СКР Астраханской области

А вот в Камчатском крае, в Архангельской и Смоленской областях, число коррупционных правонарушений снизилось. В целом по стране Генпрокуратуре насчитали свыше 21 тыс. коррупционных преступлений - на 2% больше, чем в прошлом году.

В Генпрокуратуре, впрочем, отметили: данные по росту преступлений в Курской области отражают активизацию работы оперативных служб правоохранительных органов, а не реальную ситуацию с коррупцией в регионе.

Низовой уровень

"Скорее всего, рейтинг учитывает низовую коррупцию - такие уголовные дела о получении/даче взяток заводят на учителей, врачей, и так далее. Вполне возможно, что по таким показателям озвученные Генпрокураторой регионы действительно впереди", — рассуждает юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Денис Примаков.

На то, что составители подобной статистики зачастую основываются именно на объемах низовой коррупции, указывает и председатель правления Общероссийской общественной организации "Безопасное Отечество", член экспертного совета комитета по безопасности и противодействия коррупции Госдумы РФ Дмитрий Жирков. Но, по его словам, помимо сухих цифр, есть еще куча проблем, связанных c государственным заказом, с интересами госкорпораций, таких, как "Газпром", "Роснефть", "Русгидро", отмечает он.

Никита Белых в СИЗО готовит памятку для нового главы Кировской области Никита Белых, обвиняемый в получении взятки, во время своего пребывания в СИЗО пишет для своего преемника в регионе специальную памятку, в которой соберет советы по управлению областью, сообщила заместитель председателя ОНК Москвы Ева Меркачева.

Отсутствие полной картины

Как пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, при составлении подобных рейтингов учитывается несколько факторов, включая рейтинг восприятия коррупции ("то, как граждане определенного региона воспринимают коррупцию"). По мнению Кабанова, зачастую этот рейтинг повышается при появлении большого количества информации об уголовных делах. Второй составляющей коррупционного рейтинга является фактический показатель (реализация требований антикоррупционного законодательства, требования реализации национального плана).

© Фото: пресс-служба УФСБ России по Саратовской области


© Фото: пресс-служба УФСБ России по Саратовской области

"Соответственно, это некий консенсус (указанных показателей). С ним можно соглашаться, с ним можно работать, но при этом с позиции коррупции, как рентного бизнеса, он, конечно, не дает полную картину", — заявил Кабанов.

Интересно, что в топе регионов-взяточников не значится столица. Юрист Transparency указывает на одну из возможных причин: в столице объемы низовой коррупции меньше чем, в регионах. "Все-таки учителя здесь гораздо меньше берут взятки, это благополучный регион", — отмечает Примаков. А вот латентная, или завуалированная, коррупция здесь значительно выше, а она в рейтинге, по его мнению, явно не учитывается.

Латентная коррупция, Москва и Кавказ

Москву, на которой завязаны почти все субъекты экономической деятельности, по уровню коррумпированности эксперты уверенно ставят на первое место.

"Это финансовый центр государства. Там, где финансы сталкиваются с государственными интересами, там всегда получается коррупция, причем та, которая доходит до высших эшелонов власти", указывают в Transparency.

В латентной коррупции в дело вступают политические мотивы.

"Хотя, конечно, даже исходя из численности населения - в Москве более 10 млн человек, рядовых дел о коррупции низового уровня и должно быть гораздо больше, чем в той же Курской области. Это тоже вопрос к составителям рейтинга, — рассуждает Примаков.

"Москва - на одном из первых мест, здесь крутятся самые большие деньги в стране, здесь самые большие объемы взяток, и аппетиты чиновников соответствующие", — добавляет Жирков.

Столица больше подвержена риску возникновения коррупции по сравнению с другими российскими регионами, так как здесь — крупные проекты и большое количество денежных средств, считает Кабанов. К наиболее подверженным риску коррупции регионам эксперт отнес также Санкт-Петербург и регионы, "где есть большие целевые программы".

По мнению Жиркова, не стоит забывать и о регионах Кавказа — там тоже не все так хорошо, как у них на бумаге. "В нашем рейтинге Чеченская республика на первом месте по непрозрачности госзакупок. А сейчас, с учетом кризиса, это, наверное, одно из последних мест, где есть деньги - по крайней мере, для предпринимателей", — отметил он.

Кто следующий

В последнее время, едва успеет отгреметь одно коррупционное дело, его сразу же сменяет другое. Значит, борьба идет.

"Смотрите, какая сейчас волна крупных чиновников, которых обвинили в коррупции - в первую очередь, губернаторы. Что говорить, если один из высших руководителей Следственного комитет (замглавы управления Следственного комитета РФ по Москве Денис Никандров — Ред.) брал взятки в миллионы долларов", — говорит Жирков.

В конце июня Следователи СК поймали с поличным экс-губернатора Кировской области Никиту Белых в одном из ресторанов Москвы. Следствие полагает, что Белых лично и через посредника получил взятки на €400 тыс. Сейчас он находится под стражей в столичном СИЗО "Лефортово", его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере.

Трех высокопоставленных офицеров Следственного комитета — главу управления собственной безопасности ведомства Михаила Максименко, его заместителя Александра Ламонова и замначальника столичного главка Дениса Никандрова, — арестовали в конце июля. Никандрова и двух руководителей подозревают в получении взятки в €500 тыс. за освобождение из-под стражи криминального авторитета Александра Кочуйкова, известного в криминальных кругах как Итальянец, приближенный "вора в законе" Шакро Молодого.

Ярославская область в списке коррумпированных регионов не упоминалась. Но 3 августа мэр Ярославля Евгений Урлашов получил 12 с половиной лет колонии строгого режима. Ему выписали и штраф - 60 млн рублей. Мэра обвинили в получении взяток от предпринимателей. Уголовное дело мэра Ярославля стало одним из наиболее громких в России. Чиновника задержали в июле 2013 года. Свою вину Урлашов в суде не признал.

Встречающаяся повсеместно и затрагивающая все аспекты жизни граждан. Столкнуться с коррупцией можно практически на каждом шагу: в полиции, в образовательных учреждениях, в поликлиниках и больницах, на руководящих постах. Попробуем разобраться, какая статистика взяточничества в России?

Что понимается под термином «коррупция»

Под коррупцией подразумевается дача взятки или ее получение, то есть коммерческий подкуп чиновника или злоупотребление должностными полномочиями с целью получения выгоды для себя или третьих лиц. Коррупция преследуется по закону. Любое проявление взяточничества – это преступление против государства или общества. Мелкое взяточничество – получение взятки, сумма которой не превышает 10 тыс. руб.

Область распространения коррупции


По данным Transparency International РФ входит в число 50 наиболее коррумпированных государств. Как показывает статистика взяточничества в России, этот вид преступлений наблюдается в разных сферах деятельности:


  • – выражается в системных выплатах торговым сетям за прием и реализацию от производителей. Этот вид оброка в итоге ложится на плечи покупателя, так как входит в стоимость товара;
  • авиаперевозки – менеджеры авиакомпаний не раз были уличены в получении взяток (так называемых «откатов») от зарубежных авиастроительных предприятий за покупку их техники, в ущерб отечественному самолетостроению;
  • таможенные службы – выражается в возможности пропуска запрещенных товаров через границу за определенную плату, в возврате изъятых вещей и валют. А также в необоснованной задержке грузов, отсрочке сборов, занижении пошлин;
  • налоговые органы – за плату должностным лицам, возможно, уплатить в неполном объеме, вернуть НДС, а также остаться безнаказанным за налоговые ;
  • правоохранительные органы – взятки, как правило, даются в качестве вознаграждения за прекращение или возбуждение уголовного дела, за направление на доп. расследование. Нередки случаи, когда представителю закона дают деньги за то, чтобы то или иное правонарушение осталось безнаказанным;
  • образовательные учреждения – коррупция в этой отрасли выражается в покупке дипломов, при поступлении в с малым багажом знаний, а также завышение итогов экзаменов;
  • бюрократия – взятки за оформление документов, справок и разрешений;
  • политика – в этом случае стоит отметить «политический рэкет». Чиновники нередко требуют деньги с предпринимателей за прекращение развернутых акций протеста в их отношении.

50% опрошенных в 2005–2006 годах признали, что главной причиной препятствующей экономическому подъему нашей страны, является коррупция.

Большинство граждан России не считает взяточничество преступлением: более половины опрошенных лиц сами хотя бы раз давали взятку должностному лицу.

Ответственность за взяточничество

Этот вид наказывается штрафом. Его размер составляет от 60 до 80-кратной суммы взятки. Дополнительно осужденное лицо утрачивает право занимать прежнюю должность. Предусмотрено и иная мера: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с взысканием штрафа в размере 50-кратной суммы взятки.

Антикоррупционные меры

Правительство РФ периодически вводит новые меры борьбы с коррупцией, направленные на предотвращение подобных правонарушений:

  • нормативно-правовые указы и акты;
  • принятие закона «О противодействии коррупции»;
  • составление Плана противодействия коррупции;
  • надзор за выполнением вышеуказанных мер.

Однако по заключению специалистов за последние 5 лет принятые меры не принесли результата.

Наиболее коррумпированные сферы деятельности в РФ

Статистика взяточничества в России за 2016 показывает, что наиболее коррумпированными считаются:

  1. Органы местного самоуправления – 36%.
  2. ГИБДД – 32%.
  3. Полиция – 26%.
  4. Суды – 21%;.
  5. Медицина – 17%.
  6. – 14%;.
  7. Образование – 13%.

Взяточничество: статистика 2016 года

Статистика взяточничества в России давно перешла из привычной проблемы в категорию катастрофы государственного масштаба. Лидерами по подсчетам Генпрокуратуры за первое полугодие 2016 признаны три региона:

  1. Курская область.
  2. Республика Удмуртия.
  3. Астраханская область.

Росстат одновременно сообщает о регионах, в которых уровень снизился по сравнению с 2015:

  1. Камчатский край.
  2. Архангельская область.
  3. Смоленская область.

Статистика взяточничества в России содержит информацию о возбуждении 21 тыс. дел по коррупционным преступлениям в 2016 году. Этот показатель на 2% больше по сравнению с предыдущим годом. Причиненный государству материальный ущерб представлен в таблице:

За прошедшие 1,5 года удовлетворено исковых заявлений со стороны потерпевших и прокуроров на сумму около 11 млрд. руб. (по сообщению ген. прокурора РФ Юрия Чайки).

Посредничество во взяточничестве: статистика

Под вышеуказанным термином подразумевается передача денег по поручению или пособничество как в даче, так и приеме денег. Наказание за подобное правонарушение: штраф в размере 10 или 20-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 5 лет с обязательным штрафом. К сожалению, официальная статистика о посредничестве в коррупции сегодня не ведется.

Transparency International опубликовало данные о том, что по сравнению с 2012 годом негативное отношение к коррупции в Украине значительно усилилось. Согласно опросам 72% граждан Украины не видят особых усилий государства в борьбе с коррупцией. 42% опрошенных утверждают, что обязательно сообщат о коррупционных действиях, если такое будет иметь место.

В мировом рейтинге коррупции за 2016 год Украина заняла 131 место из 176 (в 2014 году она занимала 142 место). Если рассматривать статистику за последние 10 лет, то ситуация с коррупцией в стране сильно изменилась. В 1998 году Украина была на 69 месте мирового рейтинга.

Статистика коррупции в РБ

За 2015 год больше всего коррупционных преступлений зарегистрировано в таких регионах:

  1. Витебск (52 случая).
  2. Новополоцк (33 случая).
  3. Оршанский район (30 случаев).

Сумма общего ущерба составила BR 4,7 млрд. За 2016 год был зарегистрирован 271 случай злоупотребления властью и служебными полномочиями (снижение по сравнению с 2015 годом на 2,9%), а также 897 случаев служебного подлога (увеличение на 3,9% в сравнении с предыдущим годом).

Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда ее представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.

Причины явления

Коррупция присуща всем странам, поэтому практически нереально ее полностью уничтожить. Возможность эффективно бороться с ней существует до тех пор, пока не поражены институты власти. Статистика коррупции в России свидетельствует, что ее росту способствует:

  • низкий уровень развития страны;
  • отсутствие политической конкуренции;
  • несовершенное законодательство и судебная система;
  • большой разрыв уровня разных групп ;
  • слабость или отсутствие общественных институтов;
  • безнаказанность чиновников высокого уровня.

ИВК в России


По статистике уровень коррупции в России растет с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.


Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он вычисляется на основании независимых опросов, проводимых международными экспертами из финансовых и правозащитных институтов, и отражается в отчете международной неправительственной организации Transparency International.

По состоянию на 2016 год статистика коррупции в России вывела ее на 131 место из 176 стран мира. В первом квартале 2017 года отмечено снижение экономического характера на 8%. Хотя, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные объекты.

Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок – более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растет противодействие коррупции – статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных . Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов.

Хищения в армии

Совсем недавно были обнародованы огромные суммы хищений в военном ведомстве. Статистика коррупции в достигла чудовищных размеров. Именно здесь наблюдаются самые крупные злоупотребления, так как по этой статье идет большая часть бюджетных издержек. Некоторые оборонные заводы вынуждены отказываться от госзаказов из-за значительных откатов.

Структуры МВД

Среди осужденных более 90% лиц виновно в получении или даче взяток до 1 млн. руб. То есть правоохранительные органы избирательно реагируют на рост коррупции в России. Статистика по преступлениям на сумму свыше миллиона рублей равна лишь 1,3%.

Для успешного противодействия проблеме необходима гражданская активность населения. В 2016 было инициировано более 20 дел. Материалы по шести из них были собраны общественными организациями. Но статистика по борьбе с коррупцией в РФ показывает, что только 20% таких дел признаются прокуратурой обоснованными.

Республики бывшего СССР

Сегодня коррупция приобрела глобальное значение в мире. Периодически в разных странах разгораются коррупционные скандалы. Статистика стран по коррупции касается и бывших республик Советского Союза. Согласно ИВК:

  • в 2015 году Казахстан занял 123 место в таблице – ниже Сьерра-Леоне;
  • в 2016 – уже 131.

Снижение на восемь позиций в рейтинге указывает на рост коррупции в Казахстане. Статистика подтверждается громкими процессами о миллиардных хищениях. Подобная ситуация сложилась в Украине, которая занимает 130 место в ИВК. Социологический опрос, проведенный в прошлом году, подтвердил, насколько высока коррупция в Украине. Статистика дает следующие данные:

  • за последние годы ее уровень вырос на 18 %;
  • в системе обычно участвуют оффшорные ;
  • сумма ущерба за два года составила более 300 млн. гривен.

Достаточно актуальна проблема и для РБ. Статистика коррупции в Беларуси показывает рост по годам:

  • за три года с 2008 по 2011 он составил около 33%;
  • в 2012–2013 рост увеличился также на треть.

Другие страны

Из стран Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее заметную антикоррупционную политику, прозванную «убийством тигров и мух» проводит Китай. Но, несмотря на предпринимаемые меры, статистика коррупции в Китае по данным ИВК отражает снижение с 40 до 36 баллов.

Показатели стран Западной Европы более стабильны и высоки. Однако, по данным антикоррупционного агентства OLAF, каждый год ЕС теряет треть своего бюджета. Причиной является коррупция в Европе. Статистика ее значительно выросла за последние годы.

В таблице ИВК Германия занимает одну из лидирующих позиций. Но и здесь иногда возникают скандалы. По статистике коррупция в Германии побеждена не до конца. Многие еще не забыли самое громкое дело последних лет, в котором был замешан президент Вульф.

74 баллами в таблице ИВК характеризуется коррупция в США. Статистика ставит страну на 18 место в таблице. По информации правоохранительных органов с 2013 года арестовано более двух тысяч сотрудников федеральных и низовых ведомств за различные случаи бытовой коррупции.

По статистике коррупция за рубежом имеет многолетнюю историю борьбы с этим явлением. Положительный опыт имеет Япония, Сингапур и другие страны, которые можно использовать с учетом национальных факторов.

Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2004 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.

Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией».

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективнвми. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они не дали.

В основном это объясняют отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию взяточников и мздоимцев, а также отсутствием закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность госвласти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех – элиту, общество, страну. А потому она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения. Они структурированы и организованы. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы. Элитам осталось только иметь сильную волю, чтобы искоренить причины и условия, которые порождают коррупцию. Но, чтобы иметь сильную волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные силы, верить в российский народ и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно больше, чем выгоды от законности. И даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены теневым образом. Глобализация требует от российской элиты становиться все более легитимной, а для этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность и организовать совместно с обществом эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность? Потому что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов. У многих россиян в результате беззакония госвласти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации. Исследования ВЦИОМ показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы. Так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян(72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной для не более, чем 2 – 4 % граждан. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то в стране зависит, у нас не будет сильного гражданского общества.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными ресурсами. Но главное – элиты должны обеспечить правовые условия для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

В связи с этим, выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»

В связи с этим уместно заметить, что Межрегиональной общественной организацией «Общественный антикоррупционный комитет» разработан ряд законопроектов, которые позволят в случае принятия их Федеральным Собранием Российской Федерации установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью власти. Анализ данных законопроектов приводится в «Основным направлениях общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

В целом научной экспертной общественностью проделана значительная работа по обобщению мирового и отечественного опыта борьбы с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики. Представляется актуальным кратко остановиться на данных работах.

Большое значение имеют публикации международно-правовых документов, которые позволяют не только выявить пробелы и несовершенство российского законодательства по борьбе с коррупцией, но и устранить их, приведя законы в соответствие с современными мировыми реалиями.

Следует выделить группу исследований, в которых проблематика борьбы с коррупцией в мире и России рассматривается во взаимосвязи.

Большое значение для разработки предложений по формированию антикоррупционной политики в стране имеют обобщающие работы В.В. Астанина, Ю Болдырева, В.П. Воротникова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, И.М. Клямкина, А.А. Мухина, Л.М. Тимофеева.

Значительный интерес для выработки предложений по формированию антикоррупционной политики в России представляют труды, в которых раскрываются политические, социальные, экономические и правовые проблемы развития коррупции в стране.

Обращают на себя внимание работы, которые анализируют специфику региональных проблем коррупции в Российской Федерации.

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка ЦСР, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения».

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ).

Существенную роль в разработке проблематики противодействия коррупции в России играет Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».

Определенный вклад в разработку предложений по общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России вносит Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет».

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

О коррупции в нашем государстве говорят много и часто. Эта тема является актуальной и на сегодняшний день. Наши специалисты помогут разобраться в таком вопросе, как коррупция в России, ее проявления в 2019 году.

Термин «коррупция»

Само слово «коррупция» не русского происхождения, а латинского. В дословном переводе оно означает несколько понятий сразу:

  • подкуп;
  • порчу;
  • продажность;
  • моральное разложение.

В «Большом юридическом словаре» этот термин трактуется более подробно, так, как его понимает большинство россиян. Коррупция представляет собой опасное явление в обществе государства чаще всего в сфере политики и государственного управления. Такое явление выражается в том, что представители государственной власти стараются умышленно использовать свой служебный статус, чтобы получить какие-то блага в любой форме. В России понятие «коррупция» не является уголовно-правовым, оно выступает в роли собирательного термина, в который входит множество правонарушений самых разнообразных видов (то есть это могут быть и дисциплинарные нарушения, и уголовно-правовые).

В нашем государстве существуют антикоррупционные нормы, которые устанавливаются на официальном уровне в УК:

  1. Статья № 285 – злоупотребление должностными полномочиями.
  2. Статья № 286 – превышение должностных полномочий.
  3. Статья № 290 – получение взяток.
  4. Статья № 292 – служебный подлог.

В «Экономическом словаре» термин «коррупция» объясняется как подкуп или дача взятки для того, чтобы оказывать влияние на госслужащих и политических деятелей. А вот «Юридическая энциклопедия» это понятие трактует, как сращивание в экономической сфере госструктур с преступным миром (сюда же относят и взяточничество).

Специалисты объясняют, что коррупция проявляется в возникновении конфликтной ситуации между непосредственными действиями должностного лица и интересами государственной системы или между действиями выборного лица и интересами нашего общества. Также следует упомянуть: со словом «коррупционный» чаще всего связывают не только правонарушение, но и преступление, поведение, служебный проступок и даже неэтическое поведение.

Основные направления в российской коррупции

Специалисты констатируют следующий факт: коррупция в России имеет сложный, можно сказать, комплексный характер. Это позволяет разделить ее на четыре основных направления:

  1. Отклонение от правовых норм поведения госслужащих (в том числе и служебных, и этических) – сюда относят взяточничество.
  2. Связь с социально-экономическими отношениями – представлена как элемент купли-продажи (то есть торг).
  3. Экономический и политический захват власти на всех уровнях (начиная с криминального теневого бизнеса) – на данный момент можно наблюдать такое коррупционное направление в нашей стране как в явном, так и неявном проявлении:
  4. Борьба за право управлять слоями населения (в широком смысле) в корыстных целях с помощью муниципальных властей и их административного аппарата – в данном случае коррупционером будет выступать служащий/чиновник.

Любое ее проявление на местах влечет за собой негативные результаты, которые не замедлят проявиться в бесконтрольности административного аппарата руководящих работников, бюрократизацию общества и произвол в администрации. Но если коррупционные отклонения в системе законодательства нашего государства начать контролировать с постоянной регулярностью, то их можно обратить в пользу общества и всей страны.

Наличие в России коррупции и ИВК

Дело в том, что давно доказано следующее: наша страна отстает во многих сферах от других более развитых держав из-за неэффективного ведения управленческой деятельности. Такое состояние России на сегодняшний день объясняется наличием коррупции и правонарушений с ней связанных.

Если говорить о статистике таких коррупционных правонарушений, то на ее показатели влияют:

  • вид деятельности;
  • вид субъекта противодействия;
  • стадии расследования уголовных дел, связанных с коррупцией.

Поэтому цифровые показатели различных ведомств, что направлены в своей деятельности на изучение коррупционных правонарушений, имеют некоторые различия.

Сбором статистической информации по коррупции в России занимаются несколько ведомств:

  1. МВД. До 2012 г. это ведомство собирало данные только о взяточничестве, как проявлении коррупционного правонарушения, позже добавили еще и другие преступления той же направленности (согласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, – это взятка, а каждый третий служащий – взяточник).
  2. Росстат. Занимается как регистрацией подобных правонарушений, так и их выявлением, что непосредственно связано с деятельностью все того же МВД и борьбе с преступностью.
  3. Судебный департамент при Верховном Суде нашего государства. Может предоставить информацию об осужденных за коррупцию (взяточничество и правонарушения коррупционной направленности, которые классифицируются по специальному перечню – УК, статьи №№ 141.1, 184, 204, 226, 229, 289 – 291.1).

Международные службы статистики также проводят свои исследования, собирая каждый год данные по всем странам. На основе этих данных производятся расчеты индекса восприятия коррупции (ИВК) непосредственно в самом государстве. Этот индекс представляет собой цифровой показатель распространенности коррупции в отдельно взятом районе/стране, что формируется на опросах и оценивании сложившейся политической и экономической ситуациях. Так, максимальный уровень коррупции составляет «0», а минимальный – «100»:

Эти ИВК соответствуют статистическим подсчетам за 2017 год.

Сферы коррупции в нашем государстве

Как видим из средств массовой информации, на сегодняшний день коррупция все более охватывает самые различные сферы жизнедеятельности россиян. Рассмотрим наиболее коррумпированные из них:

  1. Бытовая направленность:
    • здравоохранение;
    • образование;
    • жилищно-коммунальное хозяйство.
  2. Правоохранительные органы:
    • ГИБДД.
  3. Государственная сфера:
    • госзаказы/госзакупки;
    • сертификационная система;
    • распределение земельных участков (в том числе и земельные отношения);
    • строительство.

Специалисты утверждают: коррупция в России становится своеобразным бизнесом. Это подтверждает сравнение с 90-ми годами – для осуществления свободной предпринимательской деятельности ИП платили «крыше» (преступной группировке). В наше время функции так называемой крыши исполняют должностные лица и чиновники.

Причины появления коррупции в РФ

Если говорить о причинах появления коррупционных правонарушений в нашем государстве, то стоит упомянуть Древнюю Русь. Именно в те времена были зафиксированы первые попытки борьбы с коррупцией, которая проявлялась в образовании олигархического класса торгово-финансовых представителей и их ротации. А вот уже при ССР коррупция не проявлялась в финансовом плане, она была завязана на личных связях, которые давали возможность получать всяческие блага, услуги, привилегии.

Если говорить о причинах ее появления, то специалисты называют три основные, которые заключаются в отсутствии:

  1. Независимые СМИ.
  2. Независимая судебная система.
  3. Политическая конкуренция.

К ним также можно отнести и отсутствие гражданской общественности, имеющей контроль над исполнительной властью. А в целом винить следует российскую законодательную систему, которая является отнюдь не совершенной, поэтому ее нормативно-правовая база не позволяет задействовать эффективные методы борьбы против коррупции. К примеру, в законах нашего государства термин «коррупция» не выделяется, и нет его четкого толкования.

Воздействие коррупции

Коррупционные правонарушения, как правило, имеют воздействие на многие сферы жизнедеятельности граждан нашего государства:

  1. Рост теневого экономического сектора.
  2. Снижение налоговых сборов.
  3. Появление и развитие бюджетного дефицита.
  4. Препятствие эффективной внутригосударственной конкуренции для сбыта готовой продукции производства отечественных предприятий.

Благодаря коррупции в России только некоторые слои населения могут получить доступ к доходам выше среднего уровня, а большая часть россиян терпит убытки. Это отражается и на нецелесообразном использовании государственных бюджетных средств, что в свою очередь ведет к неспособности отвечать по взятым на себя обязательствам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»