Важнейшие проявления политической жизни в обществе. Понятие и признаки политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими ин­тересами. Общество резко усложнилось, и поэтому по­явилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основ­ной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наибо­лее влиятельных классов и слоев общества.

Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в со­циальной жизн и общества. Речь идет прежде всего о со­циально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями по­литиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Политические потребности и интересы являются по­будительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступа­ют имущественные интересы людей, их идеалы и чес­толюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и прохо­димцев. Политическая жизнь - это всегда отстаива­ние своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.

Политическое сознание людей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включа­ет в себя как чисто житейские представления о полити­ке и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноцен­ной политической жизни в целом. Имея знания и пред­ставления о политике (пусть даже и самые простей­шие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки конкрет­ным фактам и явлениям политики, делать выбор в поль­зу собственных интересов.

Субъекты политической жизни есть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и прак­тических действий. Изучая политическую жизнь общест­ва, философия обращает внимание на политическую куль­туру субъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников поли­тики. Философия отмечает также высокую степень субъ­ективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.

Институты (органы) политической жизни представ­ляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ас­социации и организации. Основным инструментом по­литики является конечно же само государство как офи­циальное выражение власти в обществе. Наличие на­званных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средст­ва для цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Собственно политика есть, по определению В.И.Ле­нина, «участие в делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности чело­века наряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими. Она выполняет не только лишь функцию завое­вания власти и ее упрочения, но может быть направле­на также и на достижение гражданского согласия (кон­сенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как кон­структивный диалог, компромисс (соглашение на ос­нове взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в по­литике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика - это «гряз­ное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жес­токость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, поря­дочности и других позитивных социальных ценностей.

Политические отношения - это те связи и зависи­мости, которое складываются между индивидами и груп­пами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявля­ется, например, в формах солидарности, сотрудниче­ства, компромисса. Но эти отношения нередко сущест­вуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.

Политическая культура представляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической де­ятельности, раскрытия его политических качеств. Поли­тическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). по­литическая культура является инструментом для созна­тельного участия человека в политике и выполняет раз­нообразные функции. Кроме названной выше функции участия в политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, тра­диции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объедине­нию (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив - разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов полити­ческого мышления и знаний о политике.

Политические принципы и нормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для полити­ческой деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевре­менно разрешали назревающие социальные конфлик­ты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и на­циональное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отра­жает интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специаль­ные институты (органы) - партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций поли­тической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных соци­альных групп и слоев. Основная функция политичес­кой жизни есть, следовательно, отражение и реализа­ция социально-экономических и иных интересов лю­дей.

Появление на свет такого явления как «политика» обусловлено тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.

Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «... человек по природе своей есть существо политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.

Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что известный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.

«Политика» - одно из наиболее распространенных и многозначных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же время коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвестными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «. если нечто становится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский писал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пониманию термина «политика».

Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.

1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уровень существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.

Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда используется в нескольких смыслах.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика».

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т. е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.
С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.

По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.

По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.

По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.

Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группами людей по поводу реализации своих политических интересов.

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:
1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.
5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.
8. Организационная.
9. Контрольно-распределительная.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы:
политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
политическая организация - совокупность институтов политической власти;
политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
мегауровень - международная и мировая политика;
макроуровень - высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
мезоуровень - органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба;
микроуровень - непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Известно, что политика существовала не всегда. Долгое время люди жили без политики. Их жизнь носила общественный, а не политический характер. Это объяснялось тем, что общество было социально однородным, а людей объединяли общие интересы. В первобытном обществе при наличии примитивных орудий труда главной заботой людей было, как выжить, а выжить можно было только сообща, всем вместе. Целостность общества поддерживали обычаи, традиции, нравы, религиозные обряды и верования, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов. Но с ростом производительных сил и материального производства резко усилилась дифференциация общества: социальная, религиозная, этническая. Произошло разделение людей на классы и слои с разными, нередко противоположными, интересами и потребностями. Возникла угроза самому существованию общества. Чтобы не допустить распада общества и сохранить человеческую цивилизацию, постепенно возникают специальные институты (вожди, князья, советники, суды), высшей формой которых стало государство. Государство путём принуждения смогло снять и урегулировать имеющиеся социальные конфликты и противоречия, а также защитить население своей страны от внешних врагов. Таким образом, политика появилась как инструмент сознательного саморегулирования общества.

В древней Греции главной формой социально-экономической и общественной жизни был «полис» (город-государство), а ведение государственных и общественных дел в полисе именовалось «политикой» . В процессе исторического развития определение политики неоднократно менялось. Приведём лишь некоторые примеры в толковании этого понятия. Так, например, Платон определял политику как «искусство управления людьми». Однако ученик Платона Аристотель не согласился со своим учителем, заявив, что политика – это «обеспечение наивысшего блага граждан государства». Своеобразная трактовка политики даётся французским драматургом XVIII века Бомарше: «Политика – это искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей, выгода – её цель, интрига – средство». Прудон считал, что «политика – это наука о свободе». В.И. Ленин утверждал, что «политика – это фактическая судьба миллионов людей».

В настоящее время существуют десятки определений политики, отражающих ту или иную черту, свойство, аспект или функцию политики, включая всё богатство и сложность политики как общественного явления. Несмотря на кажущиеся различия в определении политики, это многообразие можно свести к четырём подходам.

Во-первых, политика как деятельность по достижению поставленной цели (Платон, М. Вебер, Г. Лассуэл, Т. Парсонс).

Во-вторых, политика как средство реализации интересов и потребностей людей с использованием институтов государственной власти (М. Дэбре, Б. Корчак).


В-третьих, политика как отношения людей, их организаций по поводу власти (Н. Макиавелли, В.И. Ленин, Р. Даль, К. Шмитт).

В-четвёртых, определение политики через её функции: поддержание стабильности и порядка, распределение ценностей, разрешение конфликтов, контроль над людьми (Ж.Ж. Руссо, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Дюверже).

Все эти многообразные проявления политики позволяют выделить её главную сущность, ибо, как говорил Гегель: «сущность является, явление существенно». Сущность политики – это вопрос о власти. Любой общественный процесс, событие или явление становятся политическими лишь в том случае, если затрагивают вопрос о власти. Никакая политика не может существовать отдельно от власти, как и власть не может существовать без политики. В итоге политика это отношения и деятельность людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Не случайно классик политической мысли М. Вебер подчёркивал, что политика – это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».

Политика имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. В качестве её элементов можно выделить:

– субъекты и объекты политики;

– политические отношения и деятельность;

– политическое сознание (это не только ценностные ориентации и установки индивидов, но и политические взгляды и теории);

– политическая власть и политический режим. Присущие политической власти принуждение и волевое воздействие придают политике характер господства и подчинения, консенсуса и сотрудничества. Политическая власть с помощью имеющихся у неё средств может влиять и даже изменять поведение не только отдельных людей и групп, но и общества в целом.

Политика в зависимости от характера, содержания и целей имеет множество конкретных форм проявления, которые условно можно разделить на две группы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика – это деятельность государства и других политических сил, направленная на сохранение, реформирование или коренное переустройство общества. К ней относится экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д. Внешняя политика – это деятельность государства за пределами своих национальных границ. Внешняя политика, как правило, продолжение внутренней политики. Её задача – создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития, обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны.

Политика имеет множество конкретных форм проявления. Можно говорить о политике государственной, партийной, профсоюзной, публичной и внутриорганизационной. В государственной политике выделяются внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности органов государственной власти в экономической, демографической, социальнокультурной, правовой, уголовноисполнительной, информационной и других сферах жизнедеятельности общества. В этих сферах государство использует широкий набор средств, направленных на закрепление или изменение существующих отношений путем согласования интересов, объединения сторонников проводимого курса. Государство как институт в разных странах с различной степенью активности участвует в управлении экономикой, сохранении или реформировании отношений собственности, применяя налоговые рычаги и осуществляя таможенную, валютную, эмиссионную политику. Для обеспечения общественной поддержки властвующая элита влияет на создание общественных статусов. Используя различные способы (экономические, пропагандистскоидеологические или репрессивные), государство поддерживает порядок, регулирует занятость, стимулируя создание рабочих мест; основывает систему социального воспитания, общего и специального образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Для поддержания правопорядка организуется розыскная и следственная, судебная и пенитенциарная системы, система работы адаптации и реадаптации лиц с девиантным поведением и т. д. Основой внутренней политики является соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития. Внешняя политика включает в себя стратегию и тактику государства в отношениях с другими государствами и межгосударственными объединениями. Выделяют внешнеэкономическую политику, внешнюю культурную политику, в том числе поддержание связей с соотечественниками за рубежом, внешнюю военную политику. Внешняя политика как бы делится по секторам в зависимости от ориентации на те или иные регионы мира и международные организации: европейская политика, политика в отношении США, ЮгоВосточной Азии, прежде всего Китая, Японии, политика в отношении стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. В отношении международных организаций выделяются политика в ООН, в Совете Европы, в отношении НАТО, Европейского Союза. В основе внешней политики лежит создание союзов государств, которые способствуют изоляции недружественных стран и созданию выгодного положения на мировой арене. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой, поскольку и та, и другая, в конце концов, должны быть направлены на поддержание целостности государства, стабильности положения различных классов и слоев общества, связь поколений, реализацию общих интересов. Современная политика невозможна без хорошо разработанной стратегии и тактики, которые бы отражали исторические запросы и текущие интересы общества. В стратегии заложены долгосрочные цели и задачи, направленные на диссоциацию сил внутри страны и на международной арене. Тактика в зависимости от конкретных условий текущего момента корректирует данные направления, реализуя оперативнотактические задачи. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно, как и ее отдельные формы. Они сменяются с каждым поворотом истории, но их принципиальная структура неизменна. Она построена как оппозиция «друг – враг», объединяющая исходя из этого различные социальные и политические силы.

Еще по теме Конкретные формы проявления политики:

  1. 1.5. Инфляция: сущность, формы проявления, последствия. Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
  2. ГЛАВА III. Формы проявления диспозитивности в уголовном процессе
  3. § 1. Формы проявления диспозитивности в досудебном производстве
  4. § 3. Формы проявления диспозитивности в иных стадиях уголовного процесса
  5. § 2. Формы проявления диспозитивности при производстве в суде первой инстанции
  6. Конкуренция и формы ее проявления в отрасли. Конкурентоспособность предприятий отрасли
  7. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»