Курсовая по менеджменту. Менеджмент курсовая

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Введение

1 Развитиеменеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности

1.1 Особенности развития теории и практики управления в России в начале XX века.

1.3 Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

1.1.1 Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и его результаты

1.1.2 Обоснование необходимость радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.

Практическая часть

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Цель выполнения курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента»: систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания студентов по учебной дисциплине и уметь применять эти знания при решении конкретных задач организации в реальных условиях.

Курсовая работа включает теоретическую и практическую часть. В теоретической части раскрывается тема курсовой работы с использованием примеров из литературных источников и действительности. В практической части производится анализ трудовых ресурсов и поступают предложения по совершенствованию их использования

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки

составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них

зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер,

простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные

сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям

государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств

и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных

многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в

государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый

бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая

приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон

технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это

еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и

сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к

малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как

это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о

государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин

– «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы

управления употребляется термин «администрирование».

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить

целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и

становления менеджмента в России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

Выявить основные стадии развития менеджмента в России

Изучить отечественный опыт управления предприятиями

Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

1. Отечественный опыт управления предприятиями

1.1 Особенности развития теории и практики управления в России в начале XX века

Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и «.русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», - об этом напоминает немецкий предприниматель

В России идеи правового государства разрабатывали М. Сперанский, И. Платонов,

И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Запи­ска об устройстве

судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано научное

толкование целей, принципов, функций и структу­ры органов управления в

применении к организации системы управления правительственных учреждений и

производственных подразделений (фаб­рик, заводов и т.п.).

В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов разрабатыва­лись

методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М.

Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степа­нов);

Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались места

и роли управления экономикой в системе государственно­го и общественного

устройства, предмета и методов науки об управле­нии, методологии западных

Особенностью теоретических и методологических изысканий россий­ских ученых

того периода является использование методов научного по­знания для наблюдения

и анализа явлений, установления причинной свя­зи между ними и формирования

принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и

усложнения производства, что вызы­вало потребность в специально

подготовленных управляющих (или менед­жерах), нанимаемых собственниками для

управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами

капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом

крупных предприятий и формированием монополий.

Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями

«культурного государства» подтолкнуло исследование националь­ной культуры,

нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые

легли в основу формирования таких областей науки управления, как

организационная культура, человеческие ресурсы, мотива­ция, управление

персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).

Промышленная революция XIX века кардинальным образом изменила характер экономических организаций - на смену мастерским пришли фабрики, использующие совместную работу значительного числа людей Изменился и характер труда - на смену квалифицированному труду ремесленника пришел механический и бессодержательный труд пролетария, являвшегося, по меткому определению К. Маркса, лишь «придатком машины». Рост масштабов экономических организаций и усиление недовольства условиями труда большинства их работников постепенно заставляли руководителей этих организаций нанимать специалистов, занимавшихся исключительно отношениями с рабочими. На родине индустриального производства - в Англии - их называли секретарями благополучия, в США и во Франции - общественными секретарями. Основные функции первых специалистов по управлению человеческими ресурсами сводились к устройству школ и больниц для рабочих, контролю за условиями труда, противостоянию попыткам создавать профессиональные союзы. Существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в промышленно развитых странах в 20 - 30-е годы прошлого века. Три важнейших фактора предопределили эти изменения - появление и распространение «научной организации труда», развитие профсоюзного движения и активное вмешательство государства в отношения между работниками и работадателями. Теория «научной организации труда» или, точнее, «научного управления», основы которой были заложены в работах Фредерика Тейлора (США), а впоследствии развиты многими другими учеными, совершила «тихую революцию» в управлении организацией в целом и человеческими ресурсами в частности. Теория «научного управления» утверждала, что существуют оптимальные и универсальные для всех предприятий методы управления и организации труда, позволяющие значительно повысить его производительность. В основе этих методов лежало разделение труда и глубокая специализация сотрудников. Сами методы предлагалось разрабатывать на основе использования достижений науки (математики, физики, психологии), систематического изучения существующих рабочих методов и проведения экспериментов. По мере распространения идей «научного управления» на многих предприятиях появились представители новой профессии - инженеры, занимающиеся изучением и оптимизацией рабочих методов. Развитие машинного производства, объединившего массы рабочих в рамках промышленных предприятий и сделавшего их труд механическим и однообразным, способствовало бурному росту профессиональных союзов практически во всех индустриальных странах. Профсоюзное движение стало мощной силой, способной на широкомасштабные и болезненные по своим последствиям действия - забастовки, бойкоты и даже вооруженные конфликты с администрациями компаний. К началу 30-х годов XX века заключение коллективных договоров между профсоюзами и работодателями превратилось в общепринятую практику всех промышленно развитых стран. Значительно усложнившиеся отношения с объединенными в профсоюзы работниками потребовали от многих компаний создания специальных должностей директоров или администраторов, в функции которых входило ведение переговоров с профсоюзами, разбор их претензий, представительство интересов организации в случае судебного процесса. В то же время уровень менеджерской науки оставался на весьма низком уровне, и найти людей с необходимой квалификацией для более совершенной кадровой работы было практически невозможно. Резкое социальное расслоение общества в индустриально развитых странах, происходившее на фоне невиданного прежде роста производительных сил, сопровождалось в первые десятилетия XX века усилением влияния социалистических и коммунистических партий, а также радикальных профсоюзов, что заставило правительства этих стран активно включиться в регулирование отношений между рабочими и работодателями. Вмешательство государства привело к созданию национальных систем социального страхования, компенсации по безработице, установлению минимальной заработной платы, ограничению и сокращению продолжительности рабочего дня. В некоторых странах появились специальные государственные органы для контроля за условиями труда и защиты интересов рабочих. В результате этих законодательных изменений у компаний появилась потребность в специалистах являющихся экспертами в области трудового законодательства, обеспечивающих контроль за его соблюдением администрацией предприятия, а также осуществляющих взаимодействие с государственными органами. Организации начали создавать специальные отделы, занимающиеся этими вопросами. Они, как правило, назывались отделами кадров. В 50 - 70-е годы по индустриально развитым странам прокатилась очередная законодательная волна, значительно усложнившая государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии наемным работникам, устанавливали детально разработанные стандарты охраны труда и окружающей среды. К концу XX столетия трудовое законодательство является сложной, сильно разветвленной отраслью права не только в традиционных индустриально развитых, но и во многих новых индустриальных странах, таких, как Корея, Сингапур, Тайвань, Мексика. Несмотря на разнообразие национальных законодательств, можно выделить две основные модели государственного регулирования трудовых отношений, англо-саксонскую и европейскую (рейнскую). В странах с англо-саксонским подходом к регулированию (США, Великобритания, Тайвань, Сингапур) государство рассматривает работодателей и наемных работников как «равных» участников (игроков) рынка и видит свою роль в создании и обеспечении бесперебойного функционирования необходимых для рынка элементов: конкуренции, ограничении монополий, юридической системы и т.п. Европейская модель построена на предположении, что наемные работники находятся в заведомо худшем (inferior) положении по сравнению с работодателями и нуждаются в государственной защите в виде устанавливаемой на достаточно высоком уровне минимальной заработной платы, универсального социального и медицинского страхования, специальных государственных органов, защищающих интересы работников.

1.2 Становление и развитие менеджмента в России.

Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет

нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования

российского менеджмента ментальности придается различное значение.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его

становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства.

Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству.

Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же

время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и

технологического развития общества. Так, революция в системе управления,

произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к

машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к

конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим

автоматизированным и информационным технологиям.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает

особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в

готовом виде и использовать ее в управлении экономикой..

Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и

монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные

положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в

силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она

несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной

к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”,

ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию

при осуществлении данной концепции.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет

особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление

западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная

проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы

управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из

данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать

теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования

экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность

их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм

западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного

срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным

явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему

национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями,

“несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской

действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета

особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта

управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного

опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента.

И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще

А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность

конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины”. На наш

взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент.

Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание,

формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы

управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным

отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе

управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила

три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

· внесение отдельных элементов рынка в сущест­вующую командно-

административную систему управления;

· быстрый переход к рынку без какого-либо госу­дарственного регулирования;

· создание системы управления на основе регули­руемой рыночной экономики.

Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал

предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу,

получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс

мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа

многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой

системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена

программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение

административно-командной системы управле­ния. С ноября 1991 г. начался

процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при­остановить развала

экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает

ухудшать­ся. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин

сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства

правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции.

Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует

управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма

управления страной. Оте­чественный менеджер в своей практической деятельности

сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному

менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает

получение нового знания по искусству управления.

1.3 Обоснование необходимости радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям

Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране -

проблема управленческих кадров.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной

специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего

называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”)

преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей

имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же

время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение

знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических

До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в

систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора

конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для

первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую

очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых

невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят

обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени

усвоения пройденного материала, или же решение практических задач,

позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс

менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов

по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших

предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна

составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это

не менее 3.0 млн. человек.

Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача

исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики,

предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто

сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль,

в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно,

зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и

переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта

управления, по применению достижений управленческой науки на

практике.

Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта

стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным

аспектом этого опыта в XXI веке является сфера деятельности и область знаний,

охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже

интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и

людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу

творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и

обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

В совокупности структура предприятия и система управления образуют

организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая

переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней

начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием.

Исходя из этих соображений, структуру менеджмента укрупненно можно представить

следующим образом:

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Генеральный директор Чебоксарского Завода электроники и механики (ЗЭиМ)

Станислав Ляпунов в шутку называет себя «красным директором», построившим на

своем предприятии капитализм. В действительности после проведенной им

реструктуризации из советского планового производства ЗЭиМ превратился в

динамичную рыночную компанию и стал одним из лидеров электротротехнической

отрасли. Международная организация труда даже рекомендует использовать опыт

Ляпунова другим реформирующимся компаниям.

Чебоксарский завод электроники и механики работает с 1958 года. В 1992 году

предприятие было приватизировано. Контрольный пакет акций сосредоточен в

руках группы физических лиц, входящих в состав руководства холдинга РУСЭЛ,

8,4% принадлежит министерству имущественных отношений Чувашской республики,

оставшиеся акции распылены среди сотрудников предприятия. Основное

направление деятельности ЗЭиМа - промышленное приборостроение. В рамках

дочерних компаний развиваются дополнительные направления - инжиниринг,

автомобильная электроника, микроэлектроника, бытовые товары. Сбытовая сеть

охватывает Россию, страны СНГ и Балтии, Юго-Восточную Азию и балканские

государства. В 2002 году общий объем продаж завода и дочерних компаний

превысил 550 млн рублей. Штат завода насчитывает более 1400 человек. Всего в

компании с учетом дочерних предприятий работают 1800 сотрудников.

ЗЭиМ - одно из старейших в стране предприятий по производству

Ежегодно высшие учебные заведения выпускают тысячи специалистов, которые затем безнадежно пытаются найти работу, соответствующую их квалификации в дипломе. Если в былые времена эта проблема запросто решалась путем государственного распределения, и от юных сотрудников требовалась усердная работа и четкое следование указаниям наставника, то теперь ситуация в корне изменилась. Человек самостоятельно вершит свою судьбу, в том числе и карьеру. Поэтому крайне важно при поступлении в вуз серьезно подойти к выбору факультета и профиля обучения, дабы иметь представление, в каком направлении впоследствии искать работу.

Что означает менеджмент?

Менеджмент - довольно новое слово в обиходе у соотечественников, однако оно быстро снискало себе популярность. Открыв газету или сайт с описанием требуемых специалистов, всегда можно заметить, что компании нуждаются в менеджерах. Попробуем разобраться, что же под собой подразумевает это понятие, и кем можно работать по специальности "менеджмент организации".

Человек, никогда не сталкивающийся с этим понятием, часто думает, что оно обозначает управление. В некотором роде так и есть, ведь понятие «менеджмент» происходит от латинского manus (рука), что нашло отражение в английском глаголе to manage - "руководить". Однако управление - более широкое понятие, которое подразумевает возможность руководить любыми системами, в том числе и автоматическими, в то время как менеджмент - искусство создавать продукт руками других людей. Это означает, что менеджер - лицо, которое управляет людьми и обладает при этом

Менеджмент организации. Кем можно работать, получив эту специальность?

Биржи труда переполнены запросами о поиске толковых управленцев. Это обусловлено развитием отечественного бизнеса.

Любой руководитель понимает, насколько важно для компании иметь квалифицированный кадровый состав, чтобы во главе каждого подразделения стоял незаурядный лидер, способный увеличивать торговую прибыль организации. Это возможно в двух случаях: когда менеджер правильно выбрал свой жизненный путь, а его личностные качества полностью соответствуют и когда он умеет грамотно распределять ресурсы компании.

Перспектива управлять компанией или быть руководителем отдела приводит многих студентов и их родителей к выбору специальности «менеджмент организации». «Кем можно работать в реальности с данной профессией?» - вопрос, который должен волновать абитуриентов в первую очередь. Самое интересное, что единого ответа на данный вопрос нет. Бизнес-среда претерпевает постоянные изменения, а это означает, что, возможно, по окончании студентами пятилетнего срока обучения от них будут требовать владение новыми компетенциями, которые изначально не предполагались в профиле их должности.

На данный момент в научной литературе существуют определения, которые подразумевают, что организация менеджмента на предприятии - сфера управления, направленная на планирование деятельности компании, пошаговая система обеспечения ее жизнедеятельности, контроль над функционированием отдельных подразделений и умелое распределение временных, трудовых, информационных и

Менеджер и владелец фирмы - в чем разница?

Отечественный бизнес не всегда поспевает за иностранными нововведениями, поэтому очень часто возникает конфуз при трактовке тех или иных понятий. пришла в нашу страну с Запада и быстро охватила все сегменты рынка, однако для многих до сих пор остается загадкой: чем отличаются между собой владелец предприятия и менеджер, если обе эти персоны по своему определению являются лицами, принимающими решение. Фактически разницы между этими субъектами нет никакой. В их обязанности входит один и тот же перечень задач, однако разделяет их разница в уровне полномочий. Иными словами, менеджер - наемный сотрудник, который призван вести умелое управление организацией, в то время как ее владелец - лицо, вложившее собственные средства в ее развитие, но при этом не обязательно осуществляющее руководство. Однако, как показывает опыт зарубежных компаний, любой владелец фирмы априори обязан быть хорошим менеджером.

Обязанности менеджера

Система менеджмента организации подразумевает, что в каждой компании имеются функциональные подразделения, во главе которых должно находиться лицо, принимающее решения. На практике менеджер чаще всего выступает в среднего звена, в непосредственные обязанности которого входит:

  • планирование и внедрение мероприятий по модернизации работы предприятия;
  • совершение анализа работы компании;
  • повсеместный контроль за выполнением поставленных перед персоналом задач;
  • создание благоприятного климата в коллективе.

Цель менеджера как сотрудника - повышение эффективности работы предприятия, поэтому для него крайне важно уметь видеть ситуацию в целом и понимать, как работа его отдела может повысить KPI всей компании.

Качества, которыми должен обладать менеджер в современном мире

Окончить университет, получить диплом и, может, даже опыт - далеко не определяющие факторы успеха для работника в сфере управления. Помимо вышеуказанных нюансов, каждый менеджер должен работать над совершенствованием личностных характеристик и развивать в себе следующие навыки и качества:

Руководство ценит в наибольшей мере тех специалистов, которые умеют быстро и эффективно распределять ресурсную базу фирмы, а также с наименьшими затратами добиваются максимальной прибыли, именно поэтому не последнюю роль на предприятии занимает организация финансового менеджмента.

Сферы работы после получения специальности «Менеджмент организации»

По итогам статистики вузов, предлагающих абитуриентам стать студентами и осваивать профессию менеджера, их выпускники работают в следующих сферах:

  • государственная служба;
  • ресторанный и гостиничный бизнес или, как его сейчас называют, HoReCa;
  • оптовая и розничная торговля;
  • банковские и страховые услуги;
  • финансовые учреждения;
  • информационные технологии;
  • промышленность;
  • образование.

Среди часто встречающихся вопросов есть и такой: «Менеджмент организации - кем можно работать?» Это неудивительно: компании предлагают невероятно обширный список вакансий для потенциальных сотрудников. Конечно, большинство ребят мечтает об открытии собственного бизнеса, однако при агрессивной конкурентной среде желательно иметь предварительный опыт, поэтому многие следуют проверенному годами пути: устраиваются наемными сотрудниками.

Сегодня существует столько возможностей для проявления собственных способностей, что для каждого найдется работа. Менеджмент организации как специальность охватывает достаточно широкий горизонт направлений деятельности, которые позволят удовлетворить амбиции каждого, кто готов приложить усилия. Рассмотрим самые перспективные направления для реализации своего потенциала.

Консалтинговые услуги

На сегодняшний день это весьма привлекательная область деятельности, где могут найти применение своим навыком не только предприниматели, имевшие ранее успешный опыт ведения бизнеса, но и новички, которые готовы на первых порах ассистировать руководителю. Чтобы в консалтинговое агентство, нужно обладать навыками в сфере предоставляемых услуг и иметь хорошие коммуникационные навыки, так как работа предполагает повсеместное общение с людьми и умение доносить до них информацию разной сложности.

Маркетинг и рекламные услуги

Сегодня это одна из самых перспективных сфер деятельности. Она динамична, требует креативности от менеджеров и идеально подходит тем ребятам, которым нравится демократичная организация управления. Менеджмент внутри такой компании должен строиться на умении четко планировать деятельность и рекламные кампании, позиционировать себя на рынке, знании основ ценообразования и схем финансирования, умении находить рынки сбыта и навыках продвижения собственного продукта.

Управление персоналом

В первую очередь менеджмент изучает рычаги воздействия на людей, позволяющие ими эффективно управлять. Многие компании давно пришли к выводу, что их самый ценный ресурс - люди, и поэтому они фокусируют внимание на создании благоприятного микроклимата в коллективе. Тимбилдинг и обучение на базе предприятия, всевозможные социальные гарантии и удобные условия работы - это вовсе не гуманное желание руководства сделать больше добра в мире, а детально спланированная акция. Именно поэтому на крупных предприятиях повсеместно открываются вакансии HR-менеджеров - людей, которые заботятся об эффективности работы каждого сотрудника. Эти специалисты призваны мотивировать сотрудников с целью повышения их личных производительных результатов. Чаще всего на эти позиции набирают девушек, которые, помимо бумажной аналитической работы, занимаются также организацией корпоративных мероприятий и прочими программами развития персонала. Тем, кто желает получить подобную должность, следует обратить пристальное внимание на изучение КЗоТа, специального программного оборудования, делопроизводства и психологии, так как HR-менеджеры часто участвуют в подборе персонала.

Если у кого-то до сих пор возникают вопросы "что будет, если поступить учиться на менеджмент организации", "кем можно работать по окончании университета", то стоит задуматься о своих личностных качествах и фантазиях. Эта специальность настолько обширна и открывает перед людьми столько возможностей, что ее по праву можно назвать универсальной.

Курсовая по менеджменту относится к числу тех студенческих работ, которые требуют не только теоретических знаний, но и умения анализировать и применять теорию на практике. Особую сложность представляет грамотное раскрытие темы и написание практической части с упором на конкретную организацию.

В современных российских ВУЗах требования к курсовой по менеджменту базируется на том, что работа направлена на углубленное изучение функций управления, их взаимосвязи и влияния на процесс управления. В основе курсовой должны лежать актуальные современные подходы в менеджменте, особенно процессный и системный.

В процессе написания курсовой работы по менеджменту необходимо учитывать, то, что любая курсовая по менеджменту опирается на актуальные научные исследования в области науки управления.

При работе над практической частью курсовой студент должен учитывать современные российские и зарубежные реалии и тенденции развития науки управления. Кроме того, студент должен осознавать, что предложенные им в курсовой по менеджменту мероприятия и рекомендации должны быть обоснованы и осуществимы в условиях конкретного предприятия, на базе которого выполняется исследование.

Процесс написания курсовой работы по менеджменту достаточно длительный и, если подходить к написанию ответственно, трудоемкий. Потребуется много времени и терпения, чтобы написать хорошую курсовую по менеджменту.

Как написать курсовую по менеджменту

Курсовая работа по менеджменту – это не просто серьезная студенческая работа, это индикатор уровня знаний студента. Грамотно написанная курсовая работа по менеджменту даёт студенту возможность:

  1. продемонстрировать высокий уровень знаний по предмету
  2. показать научному руководителю то, что студент обладает умениями и навыками самостоятельной работы
  3. выделить актуальность и важность выбранной темы курсовой по менеджменту
  4. показать уровень умения делать самостоятельные выводы на основе соответствующего анализа и вносить предложения по совершенствованию управленческой деятельности в рамках организации (предприятия).
Содержание курсовой работы должно отвечать общим требованиям, установленным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Курсовая работа по менеджменту выполняется, в первую очередь, на основе материалов лекций, практических занятий, рекомендуемой научной литературы и публикаций. Именно на основе теоретических трудов пишется обзор литературы и выделяются ключевые проблемы в рамках темы курсовой. Все авторы, чьи работы изучены в процессе написания курсовой по менеджменту, упоминаются во введении. Кроме того, введение курсовой работы обязательно включает в себя актуальность, цель, задачи, предмет, объект.

Очень важна в курсовой работе по менеджменту практическая часть. Именно она является показателем умений студентов решать конкретные задачи в организации. Практика в курсовой по менеджменту выполняется на базе собственных наблюдений, изучении основ управления конкретной организацией, анализе системы управления в изучаемой организации и выявленных проблемных аспектах управленческой деятельности.

В практической части курсовой по менеджменту необходимо:

  1. спроектировать основные составляющие процесса управления по функциям планирования для анализируемого предприятия/организации,
  2. составить или отразить закрепленную в документах оргазации структуру,
  3. наглядно изобразить схемы уровней управления и определение функций отдельных подразделений,
  4. проанализировать и отразить в курсовой работе информационные связи в организации.

Для того, чтобы максимально повысить шанс на успешную защиту курсовой по менеджменту, необходимо следовать рекомендациям, отраженным в методических указаниях, которые можно взять у научного руководителя или на кафедре.

Методические указания содержат требования к выполнению курсовой по менеджменту, соблюдение которых является обязательным при её подготовке и последующей защите.

Выполняется, опираясь на базовый принцип менеджмента: процесс управления непрерывен и предполагает взаимосвязанные действия управленческого персонала с учетом меняющихся условий хозяйствования.

Этапы написания курсовой по менеджменту

После того, как написано введение к курсовой, студент должен приступить к работе над теоретической частью курсовой работы. В ней необходимо вкратце рассмотреть процессный подход как концепцию современного научного управления. Затем определить основные положения и теоретические основы в зависимости от темы. После чего следует переходить к выполнению практической части.

Существует ряд правил , следуя которым Вам практическая часть получиться актуальной и полезной. Вот два ключевых аспекта:

  1. Для написания курсовой по менеджменту необходимо тщательно проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию с учетом особенностей момента и характера деятельности организации.
  2. Следует изучить систему управления предприятием. Затем необходимо охарактеризовать проблемные аспекты, выявленные в ходе изучения фирмы, и предложить мероприятия, рекомендации или предложения для их устранения.

Практика в курсовой по менеджменту

Практика в курсовой работе по менеджменту начинается с краткого описания базового предприятия. Далее нужно дать краткую характеристику организации и разработать организационную структуру, рассмотрев принципы делегирования полномочий, указать полномочия основных руководителей и функции отдельных подразделений согласно организационной структуре.

Затем необходимо в общих чертах сформулировать миссию организации и стратегическое видение, определить систему целей, определить их иерархию, выделить среди них цели долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Следующим этапом нужно провести анализ сильных и слабых сторон организации, оценить угрозы и благоприятные возможности со стороны внешней среды (SWOT-анализ) и выбрать одну из стратегических альтернатив. В конце этого раздела необходимо описать общие пути реализации выбранной стратегии.

Эффективность деятельности организации во многом определяется заинтересованностью работников в результатах труда. Это зависит от системы мотивации как процесса побуждения к деятельности для достижения целей организации.

Помимо всего вышесказанного, в курсовой работе по менеджменту, если тема построена на анализе предприятия, следует:

  1. изучить кадровый потенциал и штатное расписание,
  2. рассмотреть основные принципы построения системы стимулирования работников организации, способствующих созданию условий для эффективного труда,
  3. спроектировать систему стимулирования для основных групп работников.

При анализе системы контроля в курсовой по менеджменту надо рассмотреть принципы контроля над деятельностью организации, этапы процесса контроля, техническое обеспечение и установить основные показатели, которые необходимо контролировать в процессе управления.

План курсовой по менеджменту

Курсовую работу по менеджменту невозможно написать качественно без правильно составленного плана. В качестве примера ниже представлен один из шаблонов для составления плана курсовой.

Введение

1. Теоретическая часть (название в зависимости от выбранного аспекта менеджмента в курсовой)

1.1 Роль менеджмента и процессного подхода в современных условиях

1.2-1.4 Базовые понятия менеджмента исходя из темы курсовой

2. Практическая часть (на примере конкретной организации)

2.1 Краткая характеристика организации

2.2 Система управления в организации

2.3 Анализ внешних и внутренних факторов

2.4 Мероприятия по совершенствованию системы управления

Заключение

Список литературы

Придерживаясь данного плана, курсовая будет выполнена с тщательным подходом, а исследование охватит все необходимые вопросы для раскрытия темы.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»

ОСП №2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 40.02.01)

Фрязино, 2016

Брыксина Н.М. Практические работы по менеджменту (специальность 40.02.01). УМК. Фрязино, 2015 г., 19 с.

Практическая работа №1 по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Использование принципов управления на практике»

Цель занятия: изучить принципы управления по А. Файолю и их применение на практике.

Задание:

    Изучить и проанализировать производственную ситуацию «Форд вчера, сегодня и завтра».

    Дать развёрнутый обоснованный ответ на вопрос:

Какие принципы управления (по А. Файолю) использовались Генри Фордом при управлении фирмой «Форд мотор»?

    Сделать вывод о том, каким образом применение принципов управления помогает организации добиваться успехов.

Производственная ситуация «Форд вчера, сегодня и завтра»

Генри Форд был великим руководителем. Он представлял архетип авторитарного предпринимателя прошлого. Склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, Форд считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, он обычно лишался работы. На фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остаётся чёрным».

Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешёвой, что её мог купить практически любой работающий человек.

Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долларов, и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 долларов в неделю. Так много людей купили модель «Ти», что в 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой рынок.

Форд, как уже отмечалось, был несгибаемо жёстким, своевольным и интуитивным человеком. «Человек не должен шляться взад вперёд», – говорил Форд. Напротив, на каждого руководителя были возложены определённые обязанности, и дана была свобода делать всё, что необходимо для их выполнения.

В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность чёрной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал Моторс» ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг её руководителей сильно снизился. В 1927 г. Фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило «Дженерал Моторс» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив фирме «Форд Мотор» менее 10%.

Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте «Дженерал Моторс», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удержалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства её спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд. долларов, который Форд скопил в удачные времена.

Практическая работа №2 по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Принятие решений»

Производственная ситуация «Привычное место»

Компания «Сатурн» вот уже почти десять лет занималась издательской деятельностью. Все это время во главе фирмы стоял генеральный директор Иван Иванович, уже пожилой, но полный энергии и энтузиазма человека. В 1996 г. он создал это издательство, дав себе слово, что будет издавать только серьезную, научную литературу и никогда не издаст детектива. И это обещание самому себе он твердо держал на протяжении всего времени.

Книги издательства «Сатурн» нашли своего читателя, и многие институты обращались к Ивану Ивановичу с заказами на издание своих книг. Появились партнеры среди крупных издательств, которые поддерживали «Сатурн» и помогали ему оставаться на плаву. Но, несмотря на значительную поддержку, Иван Иванович всегда придерживался своих принципов и издавал только то, что считал нужным, и так, как хотелось ему, хотя со стороны партнеров были попытки навязать ему свое мнение. В начале своей деятельности Ивану Ивановичу удалось получить в аренду помещение на очень выгодных льготных условиях, пусть небольшое, но расположенное в центре Москвы, недалеко от метро. Помещение было оформлено по-домашнему и создавало теплую, непринужденную обстановку. Все сотрудники издательства чувствовали себя как дома, что хорошо влияло на работу и на атмосферу в коллективе. Необходимость задержаться на работе воспринималась без обид, а иногда и с радостью.

И вот приближалось 10-летие издательства. Все сотрудники, основная часть которых работала в издательстве с самого ее создания, с предвкушением ожидали праздника и уже планировали, как отметить столь знаменательное событие. Только Иван Иванович ходил задумчивый и неразговорчивый. После окончания очередного срока договора аренды потребовалось почти полгода, чтобы оформить все документы на пролонгацию. Получив проект договора, Иван Иванович обратил внимание на то, что срок аренды три года, а не пять, как было раньше. Причина была ему неизвестна, а исполнитель в Москомимуществе пожимала плечами и ссылалась на распоряжение «сверху».

И вот от достоверных источников Иван Иванович узнал, что готовится постановление правительства о приватизации всех помещений. Арендаторам предлагалось выкупить арендуемые ими помещения. В случае отказа помещения «пускались с молотка».

В одном из разговоров с директором крупного издательства Иван Иванович рассказал о своей проблеме. Директор с радостью предложил оказать финансовую поддержку для решения этого вопроса. Казалось бы, теперь все будет хорошо, деньги найдены, издательство сохранит свое привычное место. Но Иван Иванович чувствовал какую-то тревогу. Он понимал, что, если согласиться на эту помощь, ему придется считаться с мнением своего партнера. Время уходило, а предполагаемой суммы на выкуп помещения у Ивана Ивановича не было, да и не могло появиться. Потеря родного помещения все больше беспокоила директора «Сатурна».

Задание:

    Изучить и проанализировать производственную ситуацию «Привычное место».

    Сформулируйте проблему, с которой столкнулся директор издательства.

    Определите альтернативы решения и оцените их, заполнив ниже приведенные таблицы.

Иван Иванович соглашается на предложение партнера

Плюсы:

Минусы:

Иван Иванович откажется от предложения партнера и будет искать другое помещение

Плюсы:

Минусы:

Издательство закроется

Плюсы:

Минусы:

Иван Иванович возьмет кредит в банке и выкупит помещение

Плюсы:

Минусы:

4. Какие критерии оценки альтернатив можно предложить?

Практическая работа №3 по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Деловое общение»

Деловая игра: «Проведение деловых переговоров»

Цели деловой игры:

1.Приобретение опыта делового общения.

2. Овладение социальными нормами формальной коммуникации.

3 Формирование положительной, атмосферы проведения переговоров.

4.Развитие навыков коллективного принятия решения в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Задание:

1. Изучить и проанализировать заданную ситуацию.

2. Подготовить аргументы в пользу своего предложения.

3. Предусмотреть контраргументы другой стороны и подготовиться к их отражению.

4. Достичь соглашения с представителями фирмы (НИИ).

5. Провести анализ результатов переговоров, отметив положительные и отрицательные стороны.

Практическая ситуация

Лаборатория НИИ Министерства обороны

Ваша лаборатория биологических исследований является одной из ведущих в крупном НИИ, принадлежащем Министерству обороны. В последние годы бюджет НИИ существенно уменьшился и Ваша лаборатория была вынуждена сократить часть персонала. Молодые сотрудники уволились по собственному желанию и зарегистрировали частную фармацевтическую фирму. В Вашей лаборатории остались заслуженные ученые, проработавшие здесь всю жизнь.

Два дня назад Министерство обороны сообщило НИИ о надвигающейся экологической катастрофе. Запасы химического оружия, захороненные на полигоне Сиреневый Бор, дали утечку. Удалось временно предотвратить выброс токсинов в атмосферу, однако через две недели прорыв газов неизбежен. Пострадает население крупного промышленного региона, вся территория которого станет непригодной для проживания на 15-20 лет. Ваши сотрудники, разрабатывавшие это оружие еще во время войны, знают способ эффективной нейтрализации токсинов с помощью специального абсорбента. Его важнейший компонент изготавливается из скорлупы "царского ореха". Этот орех собирают в единственной реликтовой роще на горном юге страны. На улице декабрь, никаких запасов этих орехов в НИИ нет, следующий урожай орехов будет собран только в сентябре. Заменить "царский орех" чем-либо другим невозможно.

Коллеги с юга сообщают, что один из тамошних предпринимателей закупил осенью и до сих пор имеет 120 кг "царского ореха". Этого количества вполне достаточно для изготовления нужных объемов абсорбента и полной нейтрализации токсинов в Сиреневом Бору.

Коллеги дополнительно сообщили, что Ваши уволившиеся сотрудники также начинают переговоры с предпринимателем о покупке всей партии орехов.

Ваши отношения с этими молодыми учеными весьма натянуты. Они судятся с Вашей лабораторией по поводу одного патента, заявку на который Вы подали после их увольнения. Для вас успех с абсорбентом крайне важен, т.к. позволит не только сохранить лабораторию, но и существенно увеличить ее бюджетное финансирование. Ситуация осложняется еще и тем, что денег на приобретение орехов у НИИ нет, а Министерство обороны не может выделить из своего урезанного бюджета более 120 млн. рублей. Вам понятно, что орехи будут проданы тем, кто больше заплатит.

Министерство обороны предложило вам встретиться для переговоров с Вашими бывшими сотрудниками из частной фирмы. Переговоры назначены на полдень...

Ваша цель: достичь соглашения с представителями фирмы.

Молодая частная фармацевтическая фирма

Ваша молодая частная фармацевтическая фирма разработала принципиально новый препарат для лечения заболевания, поражающего новорожденных. Эта совершенно не изученная, недавно возникшая болезнь головного мозга под названием ДИПС неизбежно приводит к смерти в течение двух недель.

Новый препарат, запатентованный Вами на родине и за рубежом, обеспечивает 100% извлечение новорожденных от ДИПС, а в малых дозах может быть использован для вакцинации будущих матерей. Никаких побочных явлений ваш препарат не вызывает. Он сертифицирован Министерством здравоохранения и рекомендован к незамедлительному производству.

Информация о Вашем успехе стала широко известна через средства массовой информации. Телевидение и газеты замучали Вас интервью. Это первый большой успех Вашей маленькой фирмы, костяк которой составили молодые ученые, еще три года назад работавшие в большом НИИ, принадлежащем Министерству обороны. Помимо научного признания, Вы рассчитываете не только вернуть кредит, полученный три года назад через Министерство здравоохранения (срок возврата истек месяц назад), но и получить солидную прибыль.

Два дня назад Министерство здравоохранения уведомило Вас о том, что в стране внезапно началась эпидемия ДИПС. Первые двести восемнадцать новорожденных госпитализированы, ожидается, что болезнь поразит 2 тысячи новорожденных. Зная о Вашем препарате, родители ночуют у Ваших дверей...

Эти события застали вашу фирму врасплох. Препарат производится из ядер «царского ореха», который собирают в единственной реликтовой роще на горном юге страны. Ваши запасы ореха полностью ушли на исследования. На улице декабрь, следующий урожай орехов будет собран только в сентябре. Заменить «царский орех» чем-либо другим невозможно.

Уже два дня Вы «висите на телефоне» и выяснили, что один из южных предпринимателей осенью закупил и до сих пор имеет 120 кг «царского ореха». Этого количества вполне хватит на лечение всех заболевших и на широкую вакцинацию будущих матерей. Вам также стало известно, что «царский орех» лихорадочно ищут бывшие коллеги из оборонного НИИ.

У Вас с ними весьма натянутые отношения. Мало того, что Вы были вынуждены уволиться из НИИ, Вы еще и судитесь с НИИ по поводу одного патента, в основе которого лежали Ваши идеи.

Ситуация Вас не радует еще и потому, что Ваша молодая фирма не может заплатить за орехи более 120 млн. рублей, которые Ваши сотрудники собрали «с миру по нитке». Вам понятно, что орехи будут проданы тому, кто больше заплатит.

Утром Вам позвонили из Министерства обороны и вызвали на переговоры с представителями того самого НИИ. Переговоры назначены на полдень...

Ваша цель: достичь соглашения с представителями НИИ.

Семинар по дисциплине «Менеджмент» на тему:

« Карьера как процесс личностного и профессионального развития человека»

Цель занятия : закрепление и расширение знаний по теме: «Управление персоналом».

Форма проведения : семинар.

Вопросы для обсуждения:

    Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. В чем заключается успех в профессиональной деятельности?

    Раскройте стороны и уровни профессионализма .

    Каковы психологические закономерности становления профессионализма?

    Система управления карьерным процессом.

    Понятие и этапы деловой карьеры.

    Кадровый резерв предприятия.

    Правила управления деловой карьерой.

    Направления реализации внутриорганизационной карьеры, ее цели и задачи.

    Роль карьеры в жизни руководителя.

    Факторы, способствующие продвижению по служебной лестнице.

    План карьеры руководителя и специалиста.

    Изучение карьерного потенциала сотрудников.

    Образование и карьера.

    Женщина и карьера.

    Управление карьерой как часть системы управления персоналом.

    Деловая карьера: цели, этапы; факторы и стадии карьерного роста.

    Управление служебно-профессиональным продвижением в организации.

    Основные черты управления карьерой в организации (на примере конкретного предприятия)

    Особенности деловой карьеры, ее планирования и развития на конкретном предприятии

Практическая работа №4 по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Разработка системы мотивации членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями»

Практические задания

    Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника».

    Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования:

    быстрого выполнения задания;

    риска;

    изобретения;

    самостоятельности в работе;

    точности и актуальности;

    новых идей?

    Внимательно прочитайте описание практической ситуации и ответьте на вопросы.

Практическая ситуация

В середине 1990-х гг. в России стало очевидным: примитивные механизмы мотивации не работают, возможности простого материального стимулирования исчерпаны.

Характерным примером является история с медицинскими представителями. Именно в это время на российском рынке появились многочисленные частные фармацевтические компании, которые торговали медикаментами. Остро встал вопрос подбора персонала, имеющего соответствующую квалификацию. Развернув активную деятельность, фирмы набирали большой штат медицинских представителей, которые должны были содействовать продажам фармацевтических препаратов. Эти сотрудники, по сути, были продавцами. Основная задача такого работника заключалась в том, чтобы убедить врачей выписывать рецепты на предлагаемые ими лекарства, а аптеки - заказывать соответствующую продукцию.

Фармацевтические компании отбирали наиболее квалифицированных медицинских работников. Многие обладали учеными степенями, имели большую клиническую практику, могли говорить с врачами и провизорами на профессиональном языке. Новая работа гарантировала существенное (часто десятикратное) увеличение оклада, поэтому от соискателей не было отбоя.

Однако энтузиазм, на первых порах подогреваемый достойным материальным вознаграждением, спустя 3-4 месяцев сменился унынием, а через полгода-год у медицинских представителей начался период глубокой депрессии. Работа в качество продавца быстро надоела образованным, творческим людям.

Действительно, квалифицированные медики постепенно стали осознавать, что оставили интересную основную профессию, которой долго учились и в которой имели опыт работы. В результате начался отток таких специалистов из торговых компаний.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Насколько велика роль менеджера в создании системы мотивации труда персонала?

2. Какие факторы мотивации (кроме заработной платы) вам известны?

3. Анализируя изложенные причины снижения основного фактора мотивации - денег, предложите свой вариант комплексной системы мотивации труда для медицинских представителей фармацевтической компании. Каким образом менеджеры фармацевтических компаний могут сохранить квалифицированных специалистов?

Задание 4.

Для большинства из нас работа имеет жизненно важное значение как источник средств к существованию. В таком случае, почему управленческий персонал должен с таким вниманием относиться к проблемам мотивации служащих?

Тест «Определение степени мотивации личности к успеху»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше

сделать быстрее, чем отложить на определенное время?

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100%

выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю

решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дел, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к

другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то полом сурово

осуждаю себя, так как знаю, что, выполняя его, я добился бы

успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя мечта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я

занят.

14. Порицания меня больше стимулируют, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. Во мне легко пробудить честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем

другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и

квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно

работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем

другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать

это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда меня считают ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших

результатов, чем другие.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для

доказательства своей правоты я предпринимаю меры вплоть до

крайних.

Ключ.

Поставьте себе по одному баллу:

за каждый ответ «да» на вопросы

No 2, 3, 4, 5, 7. 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32,

37, 41;

и за каждый ответ «нет» на вопросы:

No 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

32 – 28 баллов.

У Вас очень сильная мотивация к успеху, Вы

упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые

препятствия.

27 – 15 баллов.

У Вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у

большинства людей. Стремление к цели приходит к Вам в форме

приливов и отливов. Порой Вам хочется все бросить, так как Вы

считаете, что цель, к которой Вы стремитесь, недостижима.

14 – 0 баллов.

Мотивация к успеху у Вас довольно слабая, Вы

довольны собой и своим положением. На работе «не горите»,

убеждены, что независимо от Ваших усилий все пойдет своим

чередом.

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»