Кафедральный собор храм христа спасителя. Восстановление Храма Христа Спасителя в XX веке

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство. Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви. Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин. Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся. В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании. Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус. Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Духовенство

За всю историю существования первозданного московского храма Христа Спасителя в нем сменилось 5 настоятелей: А.Соколов, П.Казанский, М.Соболев, В.Марков, И.Арсеньев. В данный момент его руководителем является Патриарх Кирилл.

В церковный клир входят:

  • 3 проиерея, в т.ч. ключарь
  • 2 иерея
  • 3 протодиакона
  • 1 диакон

Где находится и как добраться

Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:

  • на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
  • пешком от Кремля через Старый Арбат

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом - высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени - около 400 тысяч человек - на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня - район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.

Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР - Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан - архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.

Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди - якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.

Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже - Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых - барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас - бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас - «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

5 декабря 1931 года — черная дата в отечественной истории, 85 лет назад в этот день был взорван Храм Христа Спасителя (ХХС) в Москве — Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).


Перед разрушением (Б. Деку, 1931)

Был план построить на месте Храма безбожный коммунистический Дворец Советов.

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов.

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских "строек века", в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой "Вавилонской Башни" с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храм Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва».

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы.

Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни.

Ольга Ваганова/АиФ

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах , там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем . Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон - автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора - Александра II.

В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III . Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга.

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон . Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» - противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов , одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год.

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва» . Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн "Москва". 1980 год.

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя - второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»