Джулио чезаре корабль. Линкор Giulio Cesare

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Guilio Cesare» — линкор Королевского итальянского флота класса « » , участвовал в Первой и Второй мировой войне. Назван в честь Гая Юлия Цезаря, древнеримского государственного и политического деятеля, полководца и писателя.

Проектирование

Корма линкоров имела закругленную форму с двумя рулями, расположенными в продольной оси корпуса. Корпус был выполнен почти целиком из высокопрочной стали и имел на всем протяжении двойное дно, а так же разделялся 23 продольными и поперечными переборками. На кораблях было три палубы: броневая, главная, верхняя. В нос и корму от башни главного калибра №3 располагались две мачты, далее к оконечностям следовали разнесенные трубы, боевая рубка и симметричный ей кормовой командный пост. Носовые багни главного калибра располагались на палубе полубака, что на ярус выше кормовых.

Поскольку фок-мачта размещалась сразу за дымовой трубой, её марс на ходу постоянно окутывался дымом. Этот недостаток был устранён в ходе ремонта 1922 г., когда фок-мачту срезали и перенесли вперёд от трубы. Основание старой мачты использовали для крепления грузовой стрелы. Более поздние линейные корабли класса « » изначально имели фок-мачту перед трубой.

Корабли имели протяжённый полубак, суженный в районе носовых башен главного калибра, а в центре корпуса переходящий в широкий каземат, ромбовидный в плане, в котором располагались четыре группы 120-мм орудий. Жилые помещения как офицеров, так и кубрики матросов были сильно разнесены по длине корабля, достаточно велики и комфортабельны по меркам тех лет.

Длина по ватерлинии кораблей класса « » состаляла 168.9 метров, общая длина - 176 метров. Ширина корблей составляла 28 метров, а осадка - 9,3 метра. Тоннаж при нормальной загрузке составлял 23 088 тонн, а при глубокой загрузке - 25 086 тонн. Экипаж корабля состоял из 31 офицера и 969 матросов.

Двигатели

Оригинальные машинные отделения для всех трех кораблей состояли из трех турбоагрегатов «Parsons», каждый размещался в своем машинном отделении. В каждом из машинных отделений, расположенных по бокам от средней башни, находился агрегат из турбин высокого и низкого давления, соединенных последовательно и приводящих во вращение внешние грибные валы. Средний турбоагрегат стоял в машинном отделении, расположенном между кормовой котельной группой и средней башней. В него входили параллельно установленные турбины высокого и низкого давления, вращавшие левый и правый внутренние гребные валы.

Пар для турбин вырабатывали двадцать четыре водо-трубных котла системы «Babcock & Wilcox». Котлы располагались двумя группами впереди и позади машинного отделения. «Guilio Cesare» имел 12 котлов чисто нефтяного отопления и 12 котлов смешанного.

При разработке планировалось, что корабли смогут развивать максимальную скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях они смогли развить максимальную скорость в 21,56 - 22,2 узла. Запас топлива кораблей составлял 1 450 тонн угля и 850 тонн нефти, при этом дальность плавания составляла 4 800 морских миль при 10 узлах и 1000 морских миль при 22 узлах. Каждый корабль был снабжен тремя турбогенераторами, которые вырабатывали 150 кВт при 110В.

Вооружение

С момента строительства, основное вооружение кораблей состояло из тринадцати 305 мм орудий 46 калибра, разработанные Armstrong Whitworth и Vickers и располагались в пяти орудийных башнях. Три из которых были трех-орудийными и две двух-орудийными. Двух-орудийные башни располагались над трех-орудийными башнями в носу и корме. Трех-орудийные башни располагались по одной в носу и корме, третья располагалась в средней части корабля. Все орудийные башни были установлены в диаметральной плоскости линкоров так, что в нос и корму могли стрелять по пять орудий, а на любой борт — все тринадцать. При этом на кораблях было на одно орудие меньше чем у Бразильского линкора «Rio de Janeiro» , самого вооруженного линейного корабля в мире. У него было семь двух-орудийных башен главного калибра. Эти орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до +20 градусов и корабль мог нести по 100 снарядов к каждому орудию, хотя при нормальной загрузке норма была 70 единиц. Мнения историков расходятся насчет скорости стрельбы данных орудий и какими снарядами они вели огонь, однако историк Giorgio Giorgerini считает, что они стреляли 452 килограммовыми бронебойными снарядами, со скорострельностью один выстрел в минуту и с максимальной дальностью стрельбы в 24 000 метров. Башни имели гидравлический подъемник и элеватор со вспомогательной электрической системой.

Противоминное вооружение состояло из девятнадцати 120 мм орудий 50 калибра, разработанных той же фирмой и расположенных в казематах по бортам корабля. Вертикальные углы наклона данных орудий составляли от -10 до +15 градусов и их скорость стрельбы составляла шесть выстрелов в минуту. Они могли стрелять 22,1 килограммовыми фугасными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 11 000 метров. Боезапас данных орудий составлял 3 600 снарядов. Для защиты от миноносцев на вооружении кораблей были четырнадцать 76 мм орудий 50 калибра. Тринадцать из них могли быть установлены в верхней части башен, однако они так же могли быть установлены в тридцати разных местах, в том числе на баке и на верхней палубе. Углы вертикальной наводки соответствовали орудиям вспомогательного вооружения и имели скорость стрельбы в десять выстрелов в минуту. Они могли вести огонь 6 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 9 100 метров. Так же корабли были вооружены тремя 450 мм торпедными аппаратами, утопленными на 45 сантиметров. Они располагались по бортам и в корме.

Бронирование

Корабли класса « » имели полноценный броне пояс вдоль ватерлинии, высота его составляла 2,8 метра, он выступал на 1,2 метра над ватерлинией и опускался ниже ватерлинии на 1,6 метра. В средней части его толщина составляла 250 мм, к корме и носу толщина уменьшалась до 130 мм и до 80 мм. Толщина у нижней кромке составляла 170 мм. Выше главного броне пояса располагался броне пояс с толщиной 220 мм и протяженностью 2,3 метра. Между главной и верхней палубой располагался броне пояс с толщиной 130 мм и с протяженностью 138 метров, от носа до башни №4. Самый верхний броне пояс, который защищал казематы, имел толщину в 110 мм. Корабли имели две броне палубы. Главная палуба имела толщину 24 мм и имела два слоя. Ее толщина на скосах, примыкающих к нижней кромке главного броне пояса, составляла 40 мм. Между башнями №1 и №4 проходила броне палуба толщиной 30 мм, шедшая на уровне кромки 220 мм броне пояса и, так же имела два слоя. Верхняя палуба не бронировалась, за исключением участка толщиной 30 мм от кромки 170 мм броне пояса до стенки каземата. Толщина палубы бака над казематами 120 мм орудий составляла 44 мм.

Лобовая броня башен главного калибра 280 мм, по бокам 240 мм и 85 мм на крыше. Их барбеты имели толщину над баком в 230 мм, от бака до верхней палубы она уменьшалась до 180 мм, ниже главной палубы броня имела толщину 130 мм. Стены боевой рубки имели толщину 280 мм, а запасного командного поста - 180 мм. Общий вес бронирования корабля составлял 5 150 тонн, а общий вес защитной системы составлял 6 122 тонны.

Модернизации

До 1925 года серьезных работ по усовершенствованию линкоров не производилось. В 1925 г. на корабли « » и «Guilio Cesare» установили на полубаке катапульту для запуска гидросамолета Macchi M.18. Линкор «Leonardo da Vinci » не проходил модернизацию, так как он затонул в 1916 г. и в 1923 г. был разобран на металлолом. Так же была переделана и перенесена вперед от трубы фок-мачта, ставшая четырехногой. К началу 1930-г. оба корабля потеряли боевое значение, и поскольку Франция имела на вооружении столь же устаревшие линкоры, работы по модернизации не планировались. Однако ситуация резко изменилась, когда во Франции были начаты работы по строительству быстрого линкора «Dunkerque» . Ответ Италии был довольно быстр, однако вместо строительства новых линкоров в конце 1932 г. было принято решение о коренной модернизации имеющихся линкоров.

В середине 1933 г. Комитет по проектированию подготовил план модернизации. Он предусматривал демонтаж и замену около 60% первоначальных конструкций: замена механизмов, смена вооружения, переделать корпус и оборудовать противоторпедную защиту.

Директива о модернизации обоих кораблей была подписана Вице Адмиралом Францеско Ротунди в октябре 1933 г. В это же время корабли встали на модернизацию - «Guilio Cesare» в Генуе, а « » в Триесте.

В ходе реконструкции оба корабля полностью поменяли силуэт - вместо типичного дредноута с двумя широко расставленными дымовыми трубами и относительно небольшими надстройками в 1936 г. верфь покинули современные корабли с близко поставленными дымовыми трубами, высокой обтекаемой надстройкой и элегантным «яхтенным» форштевнем. Их корпуса удлинили - наибольшая длина возросла с 179,1 до 186,4 метров. Интересная особенность: новую носовую секцию, как чулок, надели на старую - таранный форштевень так и остался внутри корпуса вместе с частью наклонного киля. Полубак продлили приблизительно на 3/5 корпуса. Центральную башню главного калибра убрали, благодаря чему разместили более мощные механизмы. Турбины были заменены новыми. Если старые турбины раньше развивали суммарную мощность в 31 000 л. с., деля ее на четыре вала, то теперь мощность в 75 000 л. с. распределялась только на два внутренних вала, внешние же были ликвидированы.

Новая энергетическая установка состояла из 8 котлов «Yarrow» и двух турбозубчатых агрегата «Belluzzo», для которых приняли эшелонное расположение, с элементами шахматного. Применительно к правому борту от носа в корму шло первое отделение, а за ним четыре котельных. Для левого борта - наоборот, сначала четыре котельных, а затем - машинное отделение.

На ходовых испытаниях 12 декабря 1936 г. «Guilio Cesare» достиг хода в 28,24 узла при мощности 93 430 л.с.

Новые 320 мм орудия были получены путем рассверливания старых 305 мм стволов и получили обозначение «320-мм/44 орудие модели 1934 г.». Так как толщина стенок после этого уменьшилась, а вес снаряда вырос, то итальянские конструкторы снизили начальную скорость снаряда. Башенные установки, так же были модернизированы, в результате чего угол возвышения вырос до 27 градусов, а дальность стрельбы до 154 кбт.

Противоминная артиллерия теперь состояла из двенадцати 120 мм орудий 55 калибра расположенных в шести двух-орудийных башнях, обеспечивающих найбольший угол возвышения в 42 градуса.

Зенитное вооружение состояло из восьми 102 мм орудий 47 калибра Минизини, они были спарены и установлены со щитами и могли вести огонь 13,8 кг снарядами со скорость стрельбы - восемь выстрелов в минуту. Легкое зенитное вооружение включало шесть спаренных 37 мм установок 54 калибра с автоматами фирмы «Бреда» и такого же числа спаренных 13,2 мм пулемета той же фирмы.

Главное изменение в схеме бронирования кораблей заключалось в появлении внутренней цитадели между броневой и главной палубой. Толщина ее равнялась 70 мм. Была усилена защита всех палуб. На плоском участке, по бокам от цитадели, толщину броне палубы довели до 50 мм. Главная палуба в пределах внутренней цитадели имела толщину 80 мм над механизмами и 100 мм над погребами, в остальном она остался неизменной. Верхняя палуба получила усиление вокруг барбетов в 43 мм.

Противоосколочное бронирование носовой надстройки вне боевой рубки составляло 32-48 мм. Боевая рубка имела толщину стен - 240 мм, крыши - 120 мм и пол - 100 мм. Толщина лобовых плит башен была снижена до 240 мм. Защита барбетов была увеличена, за счет установки плит толщиной 50 мм с небольшим зазором.

Противоторпедная защита кораблей была концентрической, где главным элементом служила полая труба, проходящая через отсек заполненный жидкостью. Труба имела тонкие стенки и была «мягкой», что позволяло поглотить большую часть энергии и ослабить удар на противоторпедную переборку. Толщина противоторпедной переборки составляла 40 мм. Водоизмещение увеличилось до 26 400 т., из-за чего главный броне пояс полностью ушел под воду.

Во второй половине 1940 г. на линкорах все 13,2 мм пулеметы были заменены на 20 мм автоматы 65 калибра «Бреда».

В 1941 г. на линкоре «Guilio Cesare » число 20-мм и 37-мм автоматов увеличили до 16 (8х2).

Служба

В начале Первой мировой войны «Giulio Cesare» находился на базе в Таранто и входил в состав 1-й дивизии линейных кораблей. Итальянский флот на момент объявления войны представлял собой внушительную силу, однако ему не хватало современных легких кораблей, способных противостоять австрийским крейсерам класса «Novara» и эсминцев класса «Tatra» . Так же английские офицеры считали, что «итальянцы строят корабли лучше, чем умеют на них воевать». По этим причинам союзники отправили в итальянские воды свои соединения кораблей. 27 мая 1915 г. на линейном крейсере « » в Таранто состоялась встреча командующих флотами - Гэмбла, Абруцкого и Лаперейра (Франция), а также командующего эскадрой британских линкоров контр-адмирала Тернсби.

Итальянские линкоры, в том числе и «Giulio Cesare» должны были противостоять Австро-Венгерским дредноутам класса « » , в противном случае в бой вступать они не должны. Однако из-за угрозы нападения подводных лодок, которые за первую неделю июля 1916 г. потопили три броненосных крейсера, заставила командующего итальянского флота держать все линкоры в гаванях.

Единственной операцией, в которой принимали участие «Giulio Cesare» , « » и « » , была оккупация базы Курцола на полуострове Саббионцела в Италии, она началась 13 марта 1916г. В составе дивизии перешел в Валону, а затем вернулся в Таранто. В декабре 1916г. стоял на рейде острова Корфу, однако угроза подводной атаки вынудила линкор вернуться в гавань.

В марте 1917-го все дредноуты находились в районе южной Адриатики и Ионического моря. В конце войны «Giulio Cesare» находился в Таранто, так ни разу не встретившись с противником и не совершив ни одного выстрела. За всю войну линкор провел в море 31 час на боевых заданиях и 387 часов на учениях.

В 1922 г. прошел незначителную модернизацию, в ходе которой была изменена фок-мачта.

В 1923 году « » , « », «Guilio Cesare» и « » отправились в боевой поход на остров Корфу, где шли бои с греческими войсками. Линкоры были отправлены для разгрома греческих войск в знак мести за расправу над итальянцами в Янине. Итальянское правительство потребовало от Греции принести извинения и допустить итальянские корабли в порт Афин, но, не дождавшись ответа, отдало приказ отправить итальянскую эскадру на Корфу. 29 августа 1923 г. года корабли разрушили старинный форт на острове Корфу, и греки вскоре немедленно приняли корабли в порту Фалерон недалеко от Афин.

Во время ремонта в 1925 г. была заменена система управления огнем и была установлена катапульта на полубаке для запуска гидросамолета Macchi M.18. С 1928 - 1933 гг. был учебным артиллерийским кораблем, а с 1933 - 1937 гг. проходил кардинальную модернизацию в Генуе.

К моменту начала Второй мировой войны, в итальянском флоте лишь два линейных корабля были готовы к бою: « » и «Guilio Cesare» . Они составляли 5-й дивизион 1-й эскадры.

9 июля 1940 г «Guilio Cesare» в составе 1 эскадры был вовлечен в бой с основными силами Британского средиземноморского флота. Англичане сопровождали конвой из Мальты в Александрию, в то время как итальянцы сопроводили конвой из Неаполя в Бенгази, Ливия. Средиземноморский флот попытался выстроить свои корабли между Итальянской эскадрой и их базой в Таранто. Экипажи кораблей визуально увидели друг друга в середине дня, в 15:53 итальянские линкоры открыли огонь с дальности в 27 000 метров. Два ведущих линкора Британии, «HMS Warspite» и «Malaya» открыли огонь через минуту. Спустя три минуты, как линкоры открыли огонь, снаряды с «Guilio Cesare» начали падать на «HMS Warspite» который сделал небольшой разворот и увеличил ход, что бы уйти из зоны обстрела итальянских линкоров, в 16:00. В это же время 381 мм снаряд выпущенный с «HMS Warspite» попал в «Guilio Cesare» с расстояния в 24 000 метров. Снаряд пробил броню возле задней дымовой трубы и разорвался, образовав пробоину длиной в 6,1 метра в поперечнике. Из-за осколков образовалось несколько пожаров и четыре котла пришлось остановить, так как обслуживающий персонал не мог дышать. Это снизило скорость линкора до 18 узлов. После этого итальянская эскадра успешно вышла из зоны поражения Британских сил.

31 августа 1940 г. «Giulio Cesare» вместе с линкорами: « » , « » и десятью тяжелыми крейсерами отправился на перехват британских соединений, шед-ших из Гибралтара и Александрии для снабжения. Из-за плохой работы разведки, особенно воз-душной, перехват не удался. Англичане же успешно довели опе-рацию до конца. 1 сентября эскадра отправилась в Таранто.

11 ноября 1940 г. во время ночной атаки английской авиации на Таранто, повреждений не получил и на следующий день перешел в Неаполь. 27 ноября «Giulio Cesare» вместе с линкором «Vittorio Veneto» и шестью тяжелыми крейсерами участвовал в бою у мыса Спартивенто (в итальянской классификации Бой у мыса Теуланд). В это время британское Соединение «Н» выполняло ряд задач, в том числе сопровождение конвоя из трех транспортов на Мальту и встреча кораблей Средиземноморского флота Великобритании. Итальянский флот предпринял операцию по перехвату британского соединения. После соединения британских сил, итальянский адмирал принял решение об отходе на свои базы. В итоге бой состоял из кратковременной перестрелки крейсерских флотов, в ходе которой был поврежден британский крейсер «Bernwick» и итальянский эсминец.

При реорганизации итальянского флота в декабре 1940 г. «Giulio Cesare» и « » составили 5-ю дивизию линкоров, но в боевых действиях практически не участвовали. В ночь на 9 января 1941 г., во время налета британских бомбардировщиков на Неаполь, линкор получил повреждения от близких разрывов трех авиабомб. В результате чего, ремонт занял один месяц.

9-10 февраля 1941 г. «Giulio Cesare» вместе с линкорами « » и «Vittorio Venetto» , тремя тяжелыми крейсерами и десятью эсминцами искали в Лигурийском море Соединение «Н», включавшее линкор «HMS Malaya» , линейный крейсер «HMS Renown» , авианосец «HMS Ark Royal» , крейсер и 10 эсминцев, обстрелявшие Геную. Однако из-за плохой погоды, нечетко работавшей связи итальян-ские корабли не смогли перехва-тить англичан. Из-за запрета, вышедшего 31 марта, на действия линейных кораблей вне зон истребительного прикрытия в течении нескольких месяцев не участвовал в боевых операциях.

С 13 по 19 декабря 1941 г. «Giulio Cesare» осуществлял дальнее охранение конвоя М42 в составе линейных кораблей «Littorio» , « » , 2 тя-желых крейсеров и 10 эсминцев. 17 декабря был обнаружен английский конвой шедший на Мальту и дальнее охранение вступило в бой. Однако из-за большой дистанции между кораблями противника и позднему обнаружению английского конвоя ни одна из сторон не понесла потерь. Участие «Giulio Cesare» было чисто номинальным, так как из-за большой дистанции линкор огонь не открывал. Данное сражение известно как «Первое столкновение в заливе Сирт».

С 3 по 5 января 1942 г. линкор совершил последний боевой поход, прикрывая конвой в Северную Африку, после чего был выведен из боевого состава флота. Помимо нехватки топлива выяснилось, что из-за недостатков конструкции линкор мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его в условиях господства союзной авиации в воздухе было рискованно. С января 1943 г. находился в Полу где использовался в качестве плавказармы. За всю войну «Giulio Cesare» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, израсходовав 12 697 т нефти.

После заключения перемирия линкор с неполным экипажем и без эскорта перешел на Мальту, куда прибыл 12 сентября. В условиях постоянной угрозы нападения немецких торпедных катеров и авиации этот переход можно считать единственной героической страницей в истории «Giulio Cesare» . Сначала союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем, но в июне 1944 года трём самым старым, включая «Giulio Cesare» , разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста для использования в учебных целях. 18 июня прибыл в Аугусту, а 28 июня перешел в Таранто, где оставался до конца войны.

После выхода Италии из войны, по решению Тройственной комиссии, «Giulio Cesare» передали по репарациям СССР. Советский Союз претендовал на новые линкоры класса «Littorio », однако ему достался лишь устаревший линкор. В конце войны в Советском Союзе в строю остались лишь два старых линкора: « » и « » . Но, не смотря на это, СССР имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей и для обучения экипажей планировалось использовать «Giulio Cesare» . Несмотря на решение тройственной комиссии сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign» , получивший в советском флоте название «Архангельск» . В 1948 году, после того, как «Giulio Cesare» отправился в советский порт, «Архангельск» был возвращён Англии для разделки на металлолом.

Передача линкора состоялась 3 февраля 1949г. в порту Влера(Валона). 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. 5 марта линкор был переименован в «Новороссийск» .

Полученный корабль находился в очень плачевном состоянии, так как с 1943 - 1948 гг. стоял на приколе и с минимальной командой, так же сказалось отсутствие надлежащего технического обслуживания. Перед передачей корабля СССР на линкоре провели небольшой ремонт электромеханической части. В рабочем состоянии находилась основная часть вооружения и основная энергетическая установка. На корабле полностью отсутствовала радиосвязь, радиолокаторы и зенитное вооружение полностью отсутствовало. Так же в нерабочем состоянии находились аварийные дизель генераторы. Кроме этого эксплуатационная техническая документация и документация по непотопляемости практически отсутствовала, а то что имелось было на итальянском языке. Условия жизни на линкоре не соответствовали климатическим особенностям региона и организации службы советского флота. В связи с этим в середине мая 1949 г. «Новороссийск» поставили на ремонт в Северный док Севморзавода (г. Севастополь).

В июле 1949 «Новороссийск» принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. При этом вооружение не соответствовало требованиям времени, механизмы в результате отсутствия ухода были в запущенном состоянии, а системы жизнеобеспечения нужно было приспособить под новые стандарты.

Командир трюмной группы Ю. Г. Лепехова вспоминал: «В таких условиях командованием флота была поставлена задача в трёхмесячный срок привести корабль в порядок, создать и отработать на совершенно незнакомом иностранном корабле (линкоре!) боевую и повседневную организацию, сдать курсовые задачи К-1 и К-2 и выйти в море. О возможности выполнения предписанного в установленный срок могут судить только те, кому довелось служить на больших кораблях в период их постройки и сдачи. Вместе с тем политическая обстановка требовала продемонстрировать способность советских моряков быстро освоить полученные итальянские корабли. В итоге, после очередной штабной проверки командующий эскадрой контр-адмирал В. А. Пархоменко, убедившись в невыполнимости поставленной задачи, устроил офицерскому составу линкора грандиозный разнос, объявил кораблю „оргпериод“ и вслед за тем через пару недель, так и не приняв у корабля фактически ни одной курсовой задачи, в первых числах августа буквально „вытолкнул“ линкор в море. В составе эскадры мы подошли к турецким берегам, дождались появления самолета НАТО, убедившегося, что „Новороссийск“ плавает, и вернулись в Севастополь. Так и началась служба в составе Черноморского флота корабля, непригодного, по сути дела, к нормальной эксплуатации».

В течение последующих шести лет с 1950 - 1955 гг. линкор семь раз находился в ремонте. На корабле был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств.

В ходе восстановительных работ на линкоре установили 24 37-мм спаренных зенитных орудий В-11 и 6 37-мм автоматических пушек 70-К, а так же радиолокационную станцию «Залп-М». Кроме этого переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой орудий главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов. Благодаря замене турбин на отечественные турбины Харьковского завода, линкор показал скорость в 27 узлов.

Из-за работ по модернизации корабля вызвало увеличение его массы на 130 т и ухудшение остойчивости. В мае 1955 г. «Новороссийск» вошел в состав Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. Хотя «Новороссийск» был сильно устаревшим кораблем, на тот момент он был самым сильным боевым кораблем в Советском Союзе.

Вечером 28 октября 1955 г. линкор вернулся из похода для участия в празднованиях в честь 100-летия обороны Севастополя. Корабль пришвартовался на бочке №3 в районе Морского госпиталя. Глубина в этом месте составляла 17 метров воды и 30 метров вязкого ила. Да и сама швартовка прошла нештатно, так как линкор проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа убыла на берег.

29 октября в 01:31 под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус корабля, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м2. В результате взрыва сразу погибло от 150 до 175 человек. А через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина 190 в м2.

Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

В катастрофе погибли 614 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.

Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора методом продувания. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м³ свободного воздуха в минуту. Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года, и с 30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем — сначала носовая оконечность, а потом корма. Днище поднялось над водой примерно на 4 м. При подъёме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Многие за участие в спасательной операции получили награды и были отмечены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ, в том числе и Валентин Васильевич Мурко.

14 (по другим данным, 28) мая корабль отбуксировали в Казачью бухту и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища.

В настоящий момент существует пять версий гибели линкора «Новороссийск»:

    Донная мина .

    Официальная версия, выдвинутая комиссией во главе с Вячеславом Малышевым и в дальнейшем доказываемая Н. П. Муру в книге "Катастрофа на внутреннем рейде" является взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем M-1, поставленной в период Великой отечественной войны. Прямым подтверждением версии взрыва мины Н. П. Муру считает то, что после катастрофы тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых 3 находились в радиусе 100 м от места гибели линкора. Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными.

    Детонация корабельного боезапаса .

    Данная версия отпала после обследования корпуса: характер разрушений указывал на то, что взрыв произошёл снаружи.

    Намеренный подрыв .

    По конспирологической версии автора НВО Олега Сергеева, подрыв корабля был произведён «отечественными спецслужбами с ведома руководства страны во внутриполитических целях» для дискредитации затратной программы адмирала Кузнецова по широкомасштабному строительству надводных кораблей.

    Взрывчатка на корабле .

    По предположению Юрия Лепехова причиной взрыва послужили немецкие магнитные подводные мины. При этом он полагает, что характер разрушений корпуса линкора, указывает на то, что взрыв мины вызвал детонацию заряда, который был заложен на корабле итальянцами ещё до его передачи советской стороне.

    Диверсия .

    В выводах комиссии не исключалась возможность диверсии. В Италии накануне передачи линкора СССР открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Силы и средства для диверсии в послевоенной Италии имелись. Во время войны на Чёрном и Средиземном морях действовали итальянские подводные диверсанты из Xª MAS — 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал «чёрный князь» Валерио Боргезе.

    Историк-исследователь Октябрь Бар-Бирюков считает, что в гибели линкора виноват князь Валерио Боргезе бывший командир Xª MAS. Якобы во время передачи линкора Советскому Союзу, бывший командир Xª MAS князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и взорвать линкор «Джулио Чезаре» во что бы то ни стало. В течении года шла подготовка к диверсии. Исполнителями были наняты восемь боевых пловцов, за плечами у каждого была боевая диверсионная школа на Чёрном море. Каждый диверсант прекрасно знал место проведения операции. В бухту, диверсанты проникли на мини-субмарине «Пиколло» которую доставил итальянский транспортный пароход. Данный пароход был оснащен тайным люком в днище, в котором располагалась мини-субмарина. После подрыва линкора диверсанты на мини-субмарине вышли в открытое море, где их и подобрал пароход.

    В июле 2013 года ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» в составе итальянской Xª MAS, экс-сотрудник итальянской службы военной разведки, немецкой СД и эксперт по шифрованной связи Уго Д’Эспозито признал, что боевые пловцы из расформированной ранее итальянской Xª MAS причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск» в 1955 году, после того как восемь боевых пловцов, выполнявших поручение итальянских служб и действовавших от имени НАТО, установили заряды на киль корабля.

На момент взрыва командир линкора капитан 1 ранга Кухта находился в отпуске. Обязанности его исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа съехала в увольнение. На борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор.

29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля - вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт.

В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.

К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.

В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ.

"Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора.

К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой.

К утру 13 ноября американская эскадра, потеряв половину кораблей и обоих адмиралов, покинула район Гуадалканала. Японская эскадра отошла к северу и готовилась к выполнению главной задачи - обстрелу аэродрома Хендерсон-Филд. Однако флагман адмирала Абэ линкор «Хиэй» оказался серьёзно повреждён в бою с американскими кораблями и теперь медленно отходил на север.

На рассвете 13 ноября линкор «Хиэй» с адмиралом Абэ на борту находился севернее острова Саво. С ним оставался только лёгкий крейсер «Нагара». Остальные японские корабли во главе с линкором «Кирисима» успели отойти ещё севернее.

Лёгкий крейсер «Нагара».
tokkoro.com

Ночная стрельба велась на предельно малых дистанциях в 15–20 каб, и в «Хиэй» попало более 130 американских снарядов калибром от 127 мм - в том числе три десятка 203-мм с тяжёлых крейсеров. Ни один из снарядов не сумел пробить броневую цитадель линкора, и лишь один 203-мм снаряд проник за 76-мм пояс в корме. Но это попадание оказалось исключительно удачным, вызвав затопление румпельного отделения и выведя из строя электромоторы рулевого управления. В итоге управление рулями удалось восстановить лишь с помощью ручного привода.

Некоторые источники утверждают, что руль линкора заклинило в положении на правый борт, а управлять кораблём удавалось с трудом и исключительно машинами. Это опровергается японской схемой маневрирования линкора, описывавшего большие дуги то вправо, то влево. В любом случае корабль плохо держался на курсе и сильно снизил скорость. Причины снижения скорости не вполне ясны, так как нет никаких свидетельств повреждения силовой установки в ночном бою; возможно, это произошло из-за общего нарушения работы систем управления кораблём, а также ранения большинства высших офицеров.


Линкор «Хиэй» в 1940 году.
S. Breyer. Schlachtschiffe und Schlahtkreuzer 1905-1970. Munchen, 1993

Град снарядов малого и среднего калибров нанёс огромные повреждения надстройкам и системам управления стрельбой. Из-за повреждения электрооборудования на некоторое время оказались обездвижены башни главного калибра. Директоры главного калибра были разбиты, корабельная радиостанция вышла из строя, а носовую башенноподобную надстройку линкора охватило пламя, так что командир корабля капитан 1-го ранга Нисида был вынужден перенести свой пункт управления в третью башню.

Теоретически ни одно из этих повреждений не угрожало живучести линкора, сохранил он и боеспособность - вторая и третья башни имели индивидуальные 8-м дальномеры и могли управлять огнём других башен. Это подтвердил инцидент на рассвете, когда около 6 часов утра в юго-восточном секторе горизонта обнаружились американские корабли. Это был лишившийся хода эсминец «Аарон Уорд» и только что подобравший его буксир «Боболинк» (позднее он также пытался спасти «Атланту»). До противника было 140 каб, в 6:07 «Хиэй» открыл огонь кормовыми башнями и с третьего залпа добился накрытия. Возможно, эсминец был бы потоплен - но тут в небе появились американские самолёты.


Буксир «Боболинк».
ibiblio.org

Воздушные атаки

На помощь американским кораблям подоспели шесть (по другим данным - пять) пикировщиков SBD-3 «Даунтлесс» из 142-й морской разведывательно-бомбардировочной эскадрильи (VMSB-142) с аэродрома Хендерсон-Филд, до которого было всего полсотни километров. Самолёты атаковали в 6:15 и добились попадания одной 450-кг бомбы рядом с бортом линкора. Зенитчики линкора заявили, что сбили один самолёт.

Через час над «Хиэй» появились четыре торпедоносца TBF «Эвенджер» из 131-й эскадрильи (VMSB-131) с Хендерсон-Филд. Они были атакованы тремя патрулировавшими над линкором истребителями «Зеро» с авианосца «Дзуньё» - японцам удалось повредить один бомбардировщик. Американцы доложили о попадании в линкор одной торпеды (японцы это отрицают). О повреждениях, полученных линкором в это время, информации нет, но можно предполагать, что близкий разрыв повлиял на его скорость и управляемость - иначе непонятно, почему «Хиэй» не двинулся к северу, а остался возле острова Саво. Более того, согласно японской отчётной карте, как раз в это время «Хиэй» резко ушёл влево, описал почти полную циркуляцию и лёг на курс вест.


Пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».
collections.naval.aviation.museum

Сразу же после воздушного налёта к линкору подошёл эсминец «Юкикадзэ», флагман 16-го дивизиона эсминцев. За следующие два часа сюда прибыли эсминец «Тэрудзуки», а также 27-й дивизион эскадренных миноносцев - «Сигурэ», «Сирацую» и «Югурэ», не участвовавшие в ночном бою. Одновременно над линкором появились ещё шесть истребителей «Зеро», висевших над ним чуть больше часа.

Поскольку радиостанция «Хиэй» не работала, в 8:15 адмирал Абэ со штабом перешёл на эсминец «Юкикадзэ» и перенёс на него свой флаг. Одновременно он по радиостанции эсминца связался с «Кирисимой» и приказал линкору возвращаться к острову Саво, чтобы взять повреждённый «Хиэй» на буксир. Это было запоздавшее решение - помощь требовалось оказать гораздо раньше, ещё ночью.

В 9:15 начался мощный налёт: «Хиэй» атаковали девять «Даунтлессов» и три «Эвенджера» под прикрытием семи истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» . Поскольку японские истребители уже улетели, «Уайлдкэты» проштурмовали линкор, стремясь подавить его зенитные автоматы. Тем не менее ни одного попадания американцы не добились.

Приказ адмирала Абэ

В 10:10 над «Хиэй» появились семь «Эвенджеров» с аэродрома Хендерсон-Филд, а через несколько минут - ещё девять таких же машин с авианосца «Энтерпрайз» . Одному из торпедоносцев «Энтерпрайза» удалось попасть в носовую часть линкора. Повреждения оказались незначительными, но именно в этот момент адмирал Абэ потерял присутствие духа. Видимо, на него повлияло и сообщение о том, что «Кирисима» атакован неизвестной подлодкой и получил попадание двух торпед (позже оказалось, что они не взорвались).

Абэ решил больше не испытывать судьбу и приказал «Кирисиме» вновь поворачивать на север, а командиру «Хиэй» капитану 1-го ранга Нисиде - направить линкор к Гуадалканалу и выброситься на берег у Камимбо. Нисида возразил, заявив, что повреждения линкора не смертельны, он ещё держится на воде, и его можно спасти. На этот раз адмирал Абэ уступил.


Бомбардировщики-торпедоносцы TBF «Эвенджер».
pacificeagles.net

В 11 часов линкор безрезультатно атаковали три «Эвенджера» с Хендерсон-Филд, а через 10 минут над «Хиэй» появились 14 «Летающих крепостей» B-17 из 11-й тяжёлой бомбардировочной группы с острова Эспириту-Санто. Самолёты шли на высоте свыше 4000 м - попасть оттуда в корабль было весьма затруднительно, однако бомб у «Летающих крепостей» имелось много, вдобавок линкор на малой скорости представлял собой удобную цель. Одна из 56 бомб весом по 227 кг всё-таки угодила в «Хиэй» - она не причинила больших повреждений, но вода вновь стала поступать в кормовые отсеки линкора.

В 11:20 линкор атаковали шесть «Даунтлессов» 132-й эскадрильи, их пилоты заявили о трёх попаданиях 453-кг бомбами - правда, достоверность этих докладов вызывает сомнения. Ещё через 10 минут над «Хиэй» одновременно появились два «Даунтлесса» из 132-й эскадрильи и четыре «Эвенджера» из 8-й эскадрильи торпедоносцев с авианосца «Саратога». Именно последние добились серьёзного успеха, поразив линкор двумя торпедами: одна попала в среднюю часть корабля, ещё одна - в нос с левого борта. Налёт торпедоносцев пришлось отбивать огнём орудий главного калибра - теми самыми снарядами «Тип 3», приготовленными для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд и на самом деле предназначавшимися для стрельбы по воздушным целям.

Последний шанс

Около полудня к «Хиэй» прибыли шесть истребителей «Зеро» - они патрулировали небо над кораблём целых полтора часа. К этому времени на линкоре наконец удалось исправить рулевое управление и на какое-то время дать ход в 15 узлов. Из румпельного отделения было выкачано две трети воды.

К половине третьего кормовые отсеки удалось осушить почти полностью, а пожар в районе носовой башенноподобной надстройки стал гаснуть. Казалось, теперь корабль удастся спасти. Правда, верхняя палуба линкора была серьёзно повреждена, а три из восьми котлов вышли из строя из-за бомбардировки.


Линкор «Хиэй» перед войной.
IJN Warship Album Battleships & Battle Cruisers. Tokyo, 2005

Однако около половины третьего, сразу после ухода истребителей «Зеро», линкор вновь атаковала большая группа самолётов. Описания этой атаки крайне противоречивы. По японским данным, она состоялась уже после 14:30 - этим временем датируется запись в журнале адмирала Абэ о том, что пожар взят под контроль, управление рулём налажено, и есть шансы спасти корабль. Согласно этому журналу, линкор атаковало 12 торпедоносцев, которым удалось добиться двух попаданий. Одна торпеда попала в центральную часть корпуса с правого борта, другая угодила в корму.

По американским данным, налётов было два. В 14:00 «Хиэй» атаковали 14 самолётов с аэродрома Хендерсон-Филд (восемь «Даунтлессов» и шесть «Эвенджеров») под прикрытием сразу 14 истребителей «Уайлдкэт». Они претендовали на два точных и два предположительных торпедных попадания. В 14:35 появились ещё четыре «Эвенджера» с авианосца «Энтерпрайза» - их пилоты заявили о двух торпедных попаданиях.


Истребители F4F-4 «Уайлдкэт».
airandspace.si.edu

Так или иначе, «Хиэй» получил как минимум две торпеды. Капитан Нисида дал максимальный ход, пытаясь уклониться от атак, однако то ли от резкой перекладки руля, то ли от торпедного попадания только что исправленное рулевое управление опять вышло из строя. Вдобавок в машинное отделение начала поступать вода, линкор накренился на правый борт и заметно осел на корму. Шанс спасти корабль был утрачен.

Команда покидает линкор

За восемь часов «Хиэй» атаковали в общей сложности около 70 самолётов. Линкор ещё держался на плаву, машины работали, но корабль окончательно потерял управление, а поблизости не было никого, кто мог бы взять на буксир гиганта в 30 000 т. В 15:30 вице-адмирал Абэ вновь приказал капитану Нисиде покинуть корабль. На этот раз приказ был отдан в письменном виде и отправлен на линкор катером. Нисида подчинился и начал переводить экипаж линкора на эсминец «Юкикадзэ». Впрочем, он не торопился - видимо, надеясь на чудо и приближавшуюся ночь.


Маневрирование линкора «Хиэй» ночью и днём 13 ноября 1942 года.
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Чуда не произошло. В 17:45 над «Хиэй» вновь появились шесть «Даунтлессов» с аэродрома Хендерсон-Филд. На этот раз в линкор американцы не попали, но положили одну бомбу рядом с бортом «Юкикадзэ», принятого ими за лёгкий крейсер. Одновременно Нисида получил известие о том, что машинное отделение полностью затоплено. Только тогда он отдал окончательный приказ покинуть корабль. В 18 часов Нисида оставил свой пост управления в третьей башне и спустился на эсминец «Тэрудзуки», предварительно забрав с собой портрет императора. Остальную часть команды сняли эсминцы 27-го дивизиона. Абэ приказал эсминцу «Сигурэ» потопить опустевший линкор торпедами.

В 18:38 на «Юкикадзэ» был получен приказ адмирала Ямамото: ни в коем случае не топить «Хиэй»! Некоторые историки трактуют этот приказ как последнюю попытку спасти линкор, другие считают, что Ямамото просто хотел, чтобы оставшийся на воде корабль ещё какое-то время отвлекал внимание противника.

В 19 часов эсминцы, завершив приём и перераспределение спасённых, оставили линкор и взяли курс на восток. К этому моменту «Хиэй» имел крен в 15° на правый борт, а кормой осел в воду почти до палубы квартердека. Видимо, кингстоны открыты не были, и корабль затонул только через шесть часов - в час ночи на 14 ноября. Это случилось в пяти милях к северу от острова Саво.


Эсминец «Юкикадзэ» после вступления в строй в 1939 году. На этот корабль перенёс свой флаг адмирал Абэ.
Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers. Kure Maritime Museum

«Хиэй» стал первым японским линкором, потопленным во Второй мировой войне. Всего на нём погибло 188 человек, ещё 151 моряк был ранен. Долгая «Пятница, 13-е» завершилась победой американского флота. Эта победа обошлась американцам очень дорого: они потеряли два лёгких крейсера и четыре эсминца, ещё два тяжёлых крейсера были серьёзно повреждены. Было убито и утонуло примерно 1560 американских моряков (безвозвратные потери японцев составили около 600 человек).

Расследование

Получив сообщение о гибели «Хиэй», адмирал Ямамото уже 14 ноября отстранил Абэ от должности командира 11-й дивизии линкоров. Вслед за этим вице-адмирал Абэ Хираокэ и капитан 1-го ранга Нисида Масатакэ были отозваны в Японию, где предстали перед специальной комиссией, расследовавшей причины потери линкора «Хиэй». Оба были признаны невиновными, но уволены со строевых должностей: 53-летнего Абэ перевели на канцелярскую работу в Морской Генеральный штаб, а 10 марта 1943 года уволили в отставку. Нисиду сначала перевели в запас, но затем вновь призвали на службу: он командовал авиационными соединениями, но на кораблях более никогда не служил.

Бои 13 ноября завершились, однако 12 японских транспортов с частями 38-й дивизии и 8-й бригады морской пехоты всё ещё шли к Гуадалканалу. Несмотря на потерю одного из линкоров, вице-адмирал Кондо был полон решимости продолжить операцию и атаковать аэродром Хендерсон-Филд. В следующие два дня к северо-западу от Гуадалканала разгорелось новое морское сражение.

Продолжение следует

Источники и литература:

  1. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
  2. Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  3. Э. Тулли. Гибель линкора «Хиэй»: артобстрел или воздушный налет? // ФлотоМастер, 2003, №3
  4. Корабль Японского императорского флота «Хиэй». Хроника // ФлотоМастер, 2003, №2
  5. https://www.history.navy.mil
  6. http://www.combinedfleet.com
  7. http://www.ibiblio.org

Теперь предлагаю посмотреть фото корабля.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». Сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign», получивший в советском флоте название «Архангельск». В 1948 году, после того, как «Чезаре» отправился в советский порт, «Архангельск» был возвращён Англии для разделки на металлолом.

Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".


"Джулио Чезаре" в достройке, Генуя осень 1913 года

"Джулио Чезаре", построение команды на корме 1925-1926 гг

"Джулио Чезаре" на маневрах, 1926 год

"Джулио Чезаре" в Таранто, октябрь 1937 года

"Джулио Чезаре" после модернизации, 1940 год

Повреждения надстроек "Джулио Чезаре" от попадания 381-мм снарядов с линкора "Уорспайт" в бою 9 июля 1940 года

Линейный корабль "Джулио Чезаре", 1941 год

37-мм спаренные автоматические установки на "Джулио Чезаре", май 1941 года

"Джулио Чезаре" в бассейне Маре Пикколо, Таранто ноябрь 1948 года


Линкор "Новороссийск" в Севастополе, 1949 год

"Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х годов

На палубе линкора "Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х годов

Главный калибр линкора "Новороссийск"

На палубе "Новороссийска", 1954 год

Линкор "Новороссийск" и танкер "Фиолент", 1954 год

Подъем линкора "Новороссийск", май 1957 года

Вопрос о сроке жизни самолёта, корабля или автомобиля, разумеется, точного ответа не имеет. Кто-то третий десяток лет ездит на своем любимом «Бьюик Роудмастер», другие меняют машины каждые четыре года. Это рассказ о боевом корабле с непростой историей, двух его жизнях и неожиданной гибели.

Почти 60 лет назад, 29 октября 1955 года, произошла катастрофа, завершившая долгий и сложный путь одного из самых знаменитых кораблей в истории. В Северной бухте Севастополя от взрыва затонул итальянский линкор «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), который, впрочем, к моменту гибели давно стал флагманом Черноморской эскадры Советского Военно-морского флота и ходил под новым именем «Новороссийск». Погибло боле шестисот моряков. Долгое время подробности этих событий не разглашались, версии трагедии держались в секрете – совершенно неудивительно, ведь крайне странные события в Севастопольской бухте привели к перестановкам в командовании ВМФ СССР.

«Джулио Чезаре»

Линкору «Новороссийск» на момент катастрофы исполнилось сорок четыре года – весьма почтенный срок для боевого корабля. Большую часть жизни он был известен под именем «Джулио Чезаре» – и долгое время плавал под флагом итальянских ВМС.

Дредноут «Джулио Чезаре» на стапеле, 1911 год.

История «Юлия Цезаря» началась 27 июня 1909 года, когда Италия решила провести модернизацию боевого флота и утвердила масштабный проект по постройке трёх крейсеров, двенадцати подводных лодок, а также дюжины эсминцев, тридцати четырёх миноносцев и, наконец, трёх линкоров дредноутного типа по проекту 1908 года. Так в 1910 году в Генуе были заложены будущие «Леонардо да Винчи», «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре», который изначально и подразумевался как флагманский корабль.

Англичане любили шутить по поводу итальянского флота, мол, итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать. Шутки шутками, но Италия всерьёз рассчитывала на свои новые линкоры в грядущем европейском конфликте, и к началу Первой мировой войны «Джулио Чезаре» находился в главной военно-морской базе Таранто, постоянно проводя учения и стрельбы. Доктрина линейного артиллерийского боя подразумевала, что линкоры должны вступать в бой только с линкорами противника, и артиллерийская подготовка экипажа велась самая серьёзная. В 1916 году корабль перевели к берегам Корфу, в декабре 1917 – в южную часть Адриатики, и к концу войны он вернулся в Таранто. Весь багаж опыта «Цезаря» за Первую мировую состоял из 31 часа на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни одного столкновения с противником не последовало.


Спуск на воду в Генуе, верфи Ансальдо. 15 октября 1911 года.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. «Эпитафия великой мечте». Харьков, 2007

В межвоенный период «Джулио Чезаре», оставаясь гордостью итальянского флота, активно совершенствовался и дорабатывался. В 1922 году ему изменили фок-мачту, в 1925 – систему управления огнём и установили катапульту для гидросамолётов. Наибольшие преобразования корабль претерпел в 30-х годах во время капитального ремонта – на тот момент ему было уже более двадцати лет! Водоизмещение линкора достигло 24 000 тонн, максимальная скорость – 22 узлов. Начальное вооружение включало 13 305-мм орудий, 18 120-мм орудий, 13 76-мм орудий, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулемёты, в результате модернизации основной калибр был рассверлён до 320 мм.

Первый серьёзный бой итальянский линкор провёл после начала Второй мировой войны. 6 июля 1940 года у мыса Пунта Стило «Чезаре» вступил в перестрелку с флагманом британской эскадры линкором «Уорспайт», но, к сожалению, не смог показать себя с лучшей стороны: попадание (большинство историков сходятся на мнении, что оно было случайным) 381-мм снаряда вызвало пожар на «Чезаре», погибло 115 членов экипажа, были разрушены лёгкие орудия и повреждены четыре котла. Кораблю пришлось отступать.


«Джулио Чезаре» в 1917 году

В ноябре 1940 года британская авиация атаковала итальянские линкоры в гавани Таранто, в результате чего «Чезаре» был переведён сначала в Неаполь, потом в Сицилию. Второй серьёзный бой линкор провёл с английским конвоем на Мальту 27 ноября. Корабли противоборствующих сторон получили незначительные повреждения, итальянцы отступили при приближении вражеской авиации. В 1941 году «Чезаре» опять не повезло: корабль пострадал от очередного британского авианалёта и был отправлен на длительный ремонт. К 1942 году стало понятно, что 30-летний корабль безнадёжно устарел. Из-за недостатков конструкции он мог погибнуть от одного торпедного попадания, а также был не способен всерьёз сопротивляться вражеской авиации.

До конца боевых действий линкор оставался в гавани, служа в качестве плавучей казармы.


«Джулио Чезаре» в бою у Пунта Стило. Фото сделано с линкора «Конте ди Кавур»

«Новороссийск»

Италия капитулировала в 1943 году. Согласно условиям союзников, итальянский флот должен был быть поделён между странами-победителями. СССР претендовал на новые линкоры, поскольку из линейных кораблей в строю советских ВМС остались лишь дореволюционные дредноуты «Севастополь» и «Октябрьская революция», но в условиях назревающей холодной войны ни США, ни Британия не стремились усиливать флот потенциального противника, и вместо линкора типа «Литторио» постройки второй половины 30-х годов СССР был передан только старый «Джулио Чезаре». Учитывая возраст корабля, советское командование решило использовать его для подготовки экипажей. Что касается более новых итальянских линкоров, они были возвращены Италии в рамках партнёрства по НАТО.

9 декабря 1948 года бывшая гордость итальянского флота линкор «Джулио Чезаре» вышел из Таранто и спустя 6 дней прибыл в албанский порт Влёра. В феврале 1949 года он был передан советской комиссии под командованием контр-адмирала Левченко. 26 февраля линкор пришвартовался в Севастополе, а приказом от 5 марта 1949 года – переименован в «Новороссийск». Началась новая жизнь «Джулио Чезаре».


Таранто, 1948 год. Одна из последних фотографий линкора под итальянским флагом.
Источник: Айзенберг Б. А., Костриченко В. В., Таламанов П. Н. «Эпитафия великой мечте». Харьков, 2007

Как отмечают исследователи, корабль был принят в крайне запущенном состоянии. Серьёзного ремонта или замены требовали трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы, то есть всё, что не подверглось капитальному ремонту 30-х годов. Перед сдачей корабля итальянцы отремонтировали только электрику, чтобы корабль как минимум добрался до нового порта приписки. При этом восстановление «Новороссийска» в Севастополе затруднялось тем, что в СССР практически не было специалистов, владеющих итальянским языком, на котором была составлена вся документация по кораблю. Более того, технические документы были предоставлены не в полном объёме, что ещё более усложняло ремонтные работы.

Несмотря на трудности с эксплуатацией корабля, уже в августе 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Он ещё не стал полноценной боевой единицей, и до полного восстановления было далеко, но советское командование хотело продемонстрировать успехи в освоении итальянского корабля. Разведка НАТО убедилась, что «Новороссийск» вошёл в строй ЧФ СССР, а это уже был достаточный результат.


Линейный корабль «Новороссийск» в Северной бухте Севастополя, 1949 год

Последующие шесть лет линкор провёл в постоянных ремонтах. За это время на нём установили 24 зенитных автомата калибра 37-мм, новые радиолокационные станции, средства связи и заменили итальянские турбины. Тем не менее, эксплуатация корабля осложнялась крайне некомфортными условиями для экипажа, постоянными поломками и изношенностью систем.

Октябрьская катастрофа

28 октября 1955 года корабль вернулся в гавань и занял место в Северной бухте Севастополя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина составляла 17 метров, плюс около 30 метров вязкого ила.

Трагедия произошла спустя сутки. На борту «Новороссийска» находилось более полутора тысяч человек: часть экипажа (не ушедшие в увольнение), новое пополнение, курсанты и солдаты. Поминутная реконструкция происшедшего впоследствии была создана на основе показаний выживших очевидцев.


29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу произошёл мощный взрыв. В подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, с левого борта и вдоль киля – вмятина более двух метров. Общая площадь повреждений подводной части около составила 340 квадратных метров на участке в 22 метра. В пробоину сразу хлынула вода, образовался крен на правый борт.

В 01:40 о взрыве сообщили командующему флотом, в 02:00 был отдан приказ буксировать корабль на мель. 02:32 – зафиксирован сильный крен на левый борт, к 03:30 на палубе выстроились незанятые моряки, у борта линкора стояли спасательные суда, но эвакуация не начиналась. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он «не счёл возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасён, и не было мысли, что он погибнет». «Новороссийск» начал опрокидываться, моряки спасались на шлюпках, или просто прыгали в воду, многие остались внутри линкора.

К 04:14 корабль лёг на левый борт, и к 22:00 29 октября полностью исчез под водой. За несколько часов погибло 609 человек: от взрыва, накрытые корпусом корабля в воде, в затопленных отсеках. По воспоминаниям водолазов, только к 1 ноября замурованные и обречённые на смерть моряки перестали подавать сигналы.

В мае 1957 года корабль подняли, отвели в Казачью бухту, изучили и разобрали на металл.

Не всё так однозначно

Для выяснения причин взрыва была создана специальная правительственная комиссия, которую возглавил заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Малышев. Современники отзывались о нём как об инженере высочайшей эрудиции, высококлассном специалисте в судостроении, который, что характерно, ещё в 1946 году рекомендовал отказаться от приобретения «Джулио Чезаре». В соответствии с назначенными жёсткими сроками, комиссия выдала своё заключение через две с половиной недели. Официальная версия гласила, что взрыв был вызван немецкой магнитной миной, оставшейся после Второй мировой войны, с зарядом силы 1000–1200 кг в тротиловом эквиваленте. Прямыми виновниками гибели людей объявили Пархоменко, и.о. командира линкора капитана Хуршудова и члена Военного совета Черноморского флота вице-адмирала Кулакова.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»