Политические реформы м с горбачева кратко. Реформы М

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

После прихода к власти либерально настроенного Горбачева в обществе, в экономической и политической жизни страны, началась так называемая «перестройка».

В 1985--1986 гг. проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. Однако никаких существенных перемен в жизни страны в этот период не происходило. Кардинальные реформы были начаты лишь после январского пленума 1987 года, когда перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Вскоре появились новые термины, преобразовавшиеся в устойчивые выражения, характеризующие основные направления политической деятельности Горбачева: «кадровая революция», «ускорение», «гласность», «реабилитация», «новое политическое мышление».

Реформа политической системы

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В 1985-1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. За 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне - до 70%. Одновременно усилилась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

В январе 1987г. ЦК КПСС впервые принял меры. Способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: альтернативные выборы партийных секретарей, открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, летом 1988 года. Её решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей, создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил создать новый орган власти - съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий «парламент». Было изменено избирательное законодательство. Предполагалось также создать Комитет конституционного надзора, который должен следить за соблюдением Конституции страны.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским при сохранении в них партийного влияния.

Весной 1989 года были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь) 1989г. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Следует отметить, что дебаты по кандидатуре председателя проводились в жесткой полемике. Решение было принято уже не единогласно. Депутаты вступали в прения, появились признаки политической борьбы. Это было уже в диковинку: речь шла уже не о краткой процедурной формальности, а о длительном ожесточенном столкновении мнений.

В политической биографии Михаила Сергеевича первый день работы первого Съезда народных депутатов СССР стал одним из самых памятных экзаменов. Причем по мере приближения к концу заседания этот экзамен все более усложнялся. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

Концепция политической реформы в 1990-1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства в СССР, где обеспечивается равенство всех перед законом. Для этого III Съезд народных депутатов в марте 1990 года счел целесообразным ввести пост Президента СССР. Этот пост вводился под Горбачева и явился, если так можно выразиться, знаковым: его учреждение ознаменовало крупные преобразования в политической системе, связанные, прежде всего, с отказом от конституционного признания руководящей роли КПСС в стране.

Первым и последним Президентом Союза Советских Социалистических Республик стал Михаил Сергеевич Горбачев.

Президентская система власти не могла органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность. Это открывало возможность для легальной многопартийности в СССР.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Появилось либеральное направление, представленное «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами и либеральными демократами. Наиболее заметными на политической арене стали «Демократическая партия России», «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». А также «Социалистической партией».

Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались народные фронты Прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 году, вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Одним из политических просчетов лидеров перестройки было то, что реформирование КПСС сильно отставало от процессов демократизации общества. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС, который стал последним в её истории, правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к тому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС. В особенности её первичных организаций, способствовал его усугублению. Выход из партии стал массовым. За 1985 - 1991 численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июне 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.
В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось
89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.

Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР - отношения с социалистическими государствами - перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.

Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).



Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).



Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочая тетрадь учебник История Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.56.

Основные понятия: «перестройка», «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», демократизация, плюрализм.

Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг.

Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию “человеческого фактора” через процессы демократизации.

Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.

Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.

Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.

Слайд№1

Показ слайдов сопровождается рассказом преподавателя

Ход урока

I .Организационный момент

Приветствие присутствующих, проверка наличия обучающихся, готовность группы к занятию, сообщение темы и цели урока:

Тема урока: Реформы М.С. Горбачева

Цели урока :
Образовательные:
Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Обозначить этапы экономических, политических реформ СССР за годы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; установить причины неудач в реформировании экономики и политики в середине 80 – х. и 90 – х. годах.

Воспитательные:
Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

II . Подготовка к восприятию новой темы: Слайд№2
Изучение материала будет происходить по плану:

План изучения нового материала

    Путь к перестройке.

    Экономические реформы.

    Политические реформы.

    Итоги реформирования.

Слайд№3

1.Путь к перестройке.

Осознание необходимости реформ, пришло к советскому руководству еще в начале 1980-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.Андропова в 1982-1984гг. на посту Генерального секретаря. Андропов официально признал, что сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» и коррупция приобрели немалый размах. Реформы Андропова носили административный характер. Решить проблему без правоохранительных органов невозможно, поэтому началась борьба с коррупцией в МВД.

С 1984-1985г Генеральным секретарем стал К.У.Черненко, его политика привела к приостановке попыток произвести какие-либо перемены.

Слайд№4, 5,6,7

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, представителем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. С избранием в М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

Началась перестройка. Как заявил в то время М.С. Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году.

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева.

Задание обучающимся: Слайд №8

В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.

Одна : не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Вторая : кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.

Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

Вопросы:

Что вы думаете по этому поводу?

К какой точке зрения вы склоняетесь?

Аргументируйте свой ответ. (перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью)

Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ, который записывается в тетради.

    В экономической сфере –сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.

    В социальной сфере – достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).

    В политической сфере – Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Слайд №9,10

2.Экономические реформы.

Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания , которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество не улучшилось.

Слайд №11,12

Итог «ускорения» :

1.Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников, успехов не принесла.

2. Усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям.

Слайд №13

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение союзных преобразований в экономике,- Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

Отказ от монополии внешней торговли;

Более глубокая интеграция в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).
Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г.

Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии», согласно которому предусмотренное реформой расширение прав предприятий вступало в силу с 1 января 1989 г. Закон, однако, предусматривал выполнение производителями государственного заказа; лишь после этого они могли вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Воспользовавшись этим положением, аппарат отраслевых министерств установил госзаказ практически на всю выпускавшуюся продукцию, сократив до минимума возможную самостоятельность предприятий. Кроме того, централизованным оставалось снабжение предприятий материальными ресурсами (а значит - и зависимость от центральных органов управления). Не изменилась и система ценообразования, в основе которой лежали госдотации и соответствующий государственный контроль.

Слайд №14

Одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн.- индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок тысяч новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики».

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Его все более открыто обвиняли в «предательстве дела социализма», в «реставрации капитализма». В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства из названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лини. 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это не только свидетельствовало о непоследовательности и половинчатости горбачевских начинаний в экономике, но и вело к дисбалансу между различными ее секторами, углублению экономического кризиса.

Слайд №15

С большим опозданием Горбачев приступил и к реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый характер. Так и не решившись на передачу земли в частную собственность, серьезное увеличение приусадебных участков, Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. В результате к лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной, опекой районных властей..

С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве , с 1990 г. - в промышленности . Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11 % валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т.

Слайд №16,17

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.

Слайд №18

Задание для обучающихся Вопросы:

1.Перечислите основные экономические преобразования М.С.Горбачева?

2.Каков результат реформы «ускорения» ?

3.Перечислите итоги экономической реформы 1987 г.?

4. К чему привела реформа сельского хозяйства?

Материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней».

Для закрепления материала обучающимся нужно заполнить таблицу: Слайд№19

ДОКУМЕНТЫ

Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности.
Из доклада М. С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. 16 июня 1986 г.

Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления... Основную часть ответственности за решение практических вопросов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений.
Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобренных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.
Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.

Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности.
Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.

3.Политические реформы.

Слайд №20

Причиной неудач экономических преобразований реформаторское руководство КПСС объявило консерватизм политической системы и в 1987г.-1988г. приступило к проведению перемен и в этой сфере.

В стремлении преодолеть скрытое сопротивление партийного аппарата реформаторское крыло КПСС попыталось заручиться поддержкой широких слоев общества, прежде всего творческой интеллигенции, способной оказывать сильное влияние на умы и души людей. Для этих целей должна была послужить политика гласности.

Политика гласности – это возможность свободного и публичного обсуждения актуальных общественных проблем и относительное свободомыслие.

Слайд №20,21,22

Ранее искусственно ограничивавшийся тираж популярных литературно-художественных перевалил теперь за миллион экземпляров. Публиковались запрещенные произведения: Е. И. Замятина, А. П. Платонова, Б.Л. Пастернака, В.С. Гроссмана, сочинения старых и новых эмигрантов И. А. Бунина, А. И. Солженицинына и др. На экран вышли ранее запрещенные фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к советской истории: общество хотело «знать всю правду» о прошлом.

Слайд №23

В 1988 г. XIX конференция КПСС приняла решение разрешить выборы в новый орган власти – Съезд народных депутатов.

Слайд №24,25,26,27

Если в начале перестройки главным инициатором перемен выступало реформаторское крыло КПСС с Горбачевым во главе, то теперь лидеры демократического движения (А.Д.Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А.Собчак и др.) призывали к радикальным преобразованиям, чем те, на которые были способны сторонники Генерального секретаря. Ставился вопрос о введении многопартийной демократической системы и рыночной экономики.

Слайд №28, 29

Реформа политической системы СССР

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

- Радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов

Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране - Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из числа депутатов Съезда

Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюза и др. общественных организаций

- Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент

- Создание нового органа правового контроля - Комитета конституционного надзора

Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи конституции, закреплявшей руководящую роль партии в обществе

- Начало становления многопартийной системы

-Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С.Горбачева

Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту.

В условиях горбачевской “перестройки” начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Например, в 1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).

Слайд № 30

Задания для обучающихся вопросы:

1. Как вы понимаете термин «гласность», в годы перестройки прочно вошедший в политический лексикон?

2.Перечислите основные преобразования политической системы под руководством М.С.Горбачева?

3. Какие внутриполитические достижения вы можете назвать?

(осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

4.Какие проблемы этапа вы можете назвать?

(продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

Для закрепления материала о политической реформе 1988 г. обучающимся необходимо вычеркнуть те положения, которые были приняты раньше или позже политической реформы 1988 г. Слайд№31

С целью закрепления знаний основных политических событий 1985-1991 гг. можно предложить привести в соответствие данные таблицы. Слайд№32

Слайд № 34

4. Итоги реформирования.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завершения и не дала положительных результатов.

Была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей

К концу 1990г. экономические трудности усугублялись, слабели позиции СССР и на международной арене. Не продуманные и стихийно проводившиеся реформы спровоцировали центробежные тенденции внутри Союза.

Перед страной встал призрак экономической катастрофы.

III . Закрепление материала(тестирование)

Тест «Перестройка и гласность»

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1. Курс на «перестройку» был провозглашен в:

1) 1964 г.
2) 1977 г.
3) 1985 г.
4) 1991 г.

2. Появление терминов «перестройка», «ускорение», «гласность» связано с именем:

1) Н.С. Хрущева
2) Л.И. Брежнева
3) Ю.В. Андропова
4) М.С Горбачева

3. «Ускорение» социально-экономического развития СССР во 2-й половине 1980-х годов планировалось достичь, в том числе за счет:

1) ужесточения трудовой дисциплины
2) перехода к рыночной экономике
3) политики террора и массовых репрессий
4) установления свободных цен на продукцию промышленных предприятий

4. В 1988 году были приняты важные законы, которые:

1) позволяли начать реабилитацию жертв сталинских репрессий
2) разрешали создание кооперативов и частнопредпринимательскую трудовую деятельность
3) запрещали продажу и вывоз нефти и нефтепродуктов за границу
4) упраздняли министерства и вводили смешанную территориально-отраслевую систему управления народным хозяйством

5. Одной из причин неудачи «перестройки» в сфере экономике во 2-й половине 1980-х годов было:

1) отсутствие целостной концепции экономических реформ
2) нежелание советских граждан участвовать в частнопредпринимательской деятельности
3) успешное функционирование системы плановой экономики
4) повышение мировых цен на нефть

IV . Подведение итога урока: выставление оценок.

V . Домашнее задание: параграф 56 стр.338

История 11 класс Чудинов А.В., Гладышев А.В. 2011год.

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе.

Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Положение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 109..

Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению - о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей - М.С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 148..

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11-го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек.

Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старого Президиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 142..

Конституция дополнялась идеей разделения законодательной и исполнительной власти с судебной путем учреждения нового органа -- Комитета конституционного надзора (ККН). Избираемый съездом, он в своей деятельности опирался только на Конституцию. Его задачей был надзор за союзным и республиканским законодательством в плане соответствия его Основному Закону. Комитету, однако, не были поднадзорны акты, принятые СНД СССР, и он не вправе был отменять их, даже если они противоречили Конституции и законам СССР. Он мог лишь констатировать это противоречие Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2009. - с. 139..

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Конституционное закрепление получил принцип альтернативных выборов (из нескольких кандидатов). Для предварительного отбора кандидатов в депутаты от округов создавался фильтр в лице окружных предвыборных собраний.

В нововведениях содержался крупный порок -- отступление от демократических принципов избирательной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР заменялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заменять новыми. Члены руководящих органов общественных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали большим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте -- июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая--9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил председателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков). Дополнений и изменений в Конституцию съезд не внес, но вопрос о развитии конституционной реформы затронул Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев предостерег депутатов от поспешной корректировки действующей Конституции, поскольку она «слишком важный политический документ, чтобы приспосабливать его текст к тем или иным возникающим ситуациям» Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 127..

Одновременно он заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Горбачев сразу оговорился, что «сейчас, в разгар реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, которые должны найти отражение в новом Основном Законе» Деркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. - М.: ПрозаиК, 2009. - с. 85.. Странную логику председателя ВС прояснило постановление съезда: одновременно решать обе задачи -- и дополнять действующую Конституцию, и безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем -- А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии были представителями высшего партийного руководства -- секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата.

Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных -- один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), -- Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассматривать их «на равной основе». Съезд не поддержал это предложение. Тем не менее Сахаров как один из сопредседателей МДГ взял на себя инициативу и к декабрю 1989 г. подготовил свой проект Конституции. Комиссия же во главе с Горбачевым, включавшая крупных юристов, под руководством которых работали целые институты, не смогла разработать проект за несколько лет.

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. МДГ представила «конституцию Сахарова» -- радикальный проект, предлагавший кардинально перекроить национально-государственное устройство, ликвидировать иерархическую структуру СССР и превратить в субъекты Союза («структурные составные части») все существовавшие в то время национально-государственные и национально-административные образования числом более 50. Из Российской Федерации выводились все автономии, а оставшаяся часть делилась на четыре округа (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь) «с полной экономической самостоятельностью». Хотя формально «конституция Сахарова» сохраняла территориальную целостность государства, на деле попытка такой трансформации СССР привела бы его к еще более скорому распаду Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 97..

II Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона:

1. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов.

2. Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам» Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об учреждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения кандидатов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, принятые СНД. II Съезд поручил Верховному Совету СССР принять серию конституционных законов и представить очередному съезду предложения о внесении в Конституцию СССР связанных с этим изменений и дополнений.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю. На втором этапе борьба за власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострения социально-экономической ситуации в стране. Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. -- произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.

За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны -- Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку.

В октябре -- ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 109..

Председатель Комитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления -- он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т. е. вводил смешанную форму правления История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 155..

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»