Система государственного управления.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны.

В жизнь вторгаются капиталистические отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.

С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.

1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.

2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.

3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.

4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.

5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).

6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.

В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот - систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).

В первой половине 19 века наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.

В России появляются новые виды транспорта: в 1815г. появляется первый пароход “Елизавета”; к 1825г. было построено 367 верст шоссейных дорог; в 1837г. была открыта первая железная дорога Санкт-Петербург - Царское село, а в 1843-51 годах построена железная дорога, связывающая Москву и Северную Пальмиру (Петербург).

Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.

Этот процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств производства, на фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.

Если в европейские государства создавали свое экономическое могущество за счет ограбления колоний, то в России рост капитала шел за счет системы откупов, внешних займов. Россия неотвратно шла к капитализму и отмене “тормоза” - крепостного права.

Внутренняя политика.

Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России.

Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз - это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения.

Но в начале 19 века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.

Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком.

Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. Александр I был убежден в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет”(граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования АлександраI получили свободу лишь 47.000 крестьян.

С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.

С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.

Россия была в эти годы безграмотной страной. Развитие народного хозяйства тормозилось отсутствием образованных людей. Даже губернаторы порой были неграмотны. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета. Создана четырехступенчатая система образования:

1).Приходские одно-классные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;

2).Трехлетние уездные школы;

3).Шестилетние губернские гимназии;

4).Университеты.

К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.

В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.

При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты.

В 1809г. засвечивается проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие - буржуазия. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа. На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен. В 1810г. был лишь создан государственный совет, члены которого назначались царем. Особую ненависть со стороны правящих кругов к проекту Сперанского вызывал его проект финансовой реформы, в котором говорилось, что налоги должны платить все сословия.

После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права.

После смерти Александра I в 1825г. произошло восстание декабристов.

В начале XIX в. Россия в социально-политическом и правовом плане представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Основной политической силой были дворяне. Наиболее же многочисленной частью населения были крестьяне, разделённые на несколько категорий (помещичьи, государственные, «экономические» и др.). Существовавшие политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Объективные, общенациональные потребности государства и субъективные интересы самодержавия, постепенное развитие производительных сил привели к необходимости полномасштабных реформ.

В литературе отмечается, что к началу XIX века система государственного управления Российской империи находилась в состоянии развала. Коллегиальная форма центрального управления себя не оправдывала. Александр I (годы правления 1801 - 1825) надеялся навести порядок в управлении путём введения министерской системы, основанной на принципе единоначалия. Вместо прежних 12 коллегий в 1802 г. было учреждено 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции). Высшим административным органом стал Комитет министров, рассматривавший дела, которые не могли быть решены из-за отсутствия законов, а также связанные с надзором за государственным аппаратом. При Александре I были составлены два проекта Конституции - М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Но эти проекты остались неосуществленными.

Российский абсолютизм, особенно в годы царствования Николая I (1825 - 1855) достиг своего крайнего выражения. Вся власть была сосредоточена в руках императора Всероссийского, который стремился лично вмешиваться в мелочи государственного управления. Конечно, царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без Конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов», - эти слова графа С. Р. Воронцова, относящиеся к 1801 г., выражали сложившееся в российском обществе мнение.

В разработке готовящихся реформ еще в начале царствования Александра I большую роль играл Комитет общественного спасения - придворный кружок советников государя, названный современниками «Негласным комитетом». В него входили: граф П.А. Строганов, граф Н.Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский, граф В.В. Кочубей. В это время были разработаны: Указ о вольных хлебопашцах 1803 г., Устав о цензуре 1804 г., начата реформа образования. Дальнейшие назревшие и так необходимые России государственные реформы связаны с именем Сперанского.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

Все народы Российской империи являлись подданными монарха. Мужское население (от 20 лет) обязано было присягать на верность императору. Автономию имело Великое княжество Финляндское (1809—1917) и Царство Польское (1815—1830), а также Бессарабская область (1818—1873). Они сохраняли внутреннюю автономию, но не имели права вести самостоятельную внешнюю политику.
Основными административно-территориальными единицами дореформенной России оставались губернии и уезды. В начале XIX в. Россия делилась на 48 губерний, в каждую из которых в среднем входило 12 уездов. Каждый уезд делился на волости. В середине столетия Россия, благодаря территориальным приобретениям, делилась уже на 69 губерний и областей (часть присоединенных территорий на окраинах страны делилась на области).
В ряде случаев несколько губерний составляли генерал-губернаторства и наместничества.
Структура и функции системы государственных учреждений, созданных в XVIII — первой половине XIX в., получили законодательное оформление в Своде законов Российской империи (1832, 1842, 1857). Его издание имело большое значение, поскольку государственные учреждения получили правовые основы своей деятельности, а введение принципа «законности» в управление государством означало беспрекословное исполнение закона, изданного законодателем, и его проведение в жизнь всеми государственными структурами.
Усложнение задач управления страной вызвало необходимость создания высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного совета, Комитета министров, Совета министров, Собственной Его императорского Величества канцелярии, высших межведомственных комитетов и комиссий, а также превращения Сената в высший орган суда и надзора, создания министерств. В XIX в. прежде всего оформился законодательный механизм российской монархии. Законодательная инициатива принадлежала императору, разработка законопроектов происходила в министерских комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и на общем собрании Государственного совета. После царской устной или письменной санкции законопроект становился законом, который обнародовался первым департаментом Сената.
Государственный совет был создан 1 января 1810 г. как высшее законосовещательное учреждение при царе (приложение 20). В его состав входили все министры, а также лица, назначаемые монархом пожизненно из высших сановников. Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императором (если же на заседаниях присутствовал царь, то он занимал место председателя).
Комитет министров — высшее административное и законосовещательное учреждение, коллегиальное совещание высших чиновников по всем вопросам государственного управления. Он был учрежден 8 сентября 1802 г. В него входили министры, главноуправляющие отдельными ведомствами, председатели департаментов Государственного совета (с 1810). До 1806 г. в Комитете министров председательствовал император. В 1806—1812 гг. в его отсутствие кресло председателя занимали члены Государственного совета по старшинству, проводя по четыре заседания каждый. В 1812 г. была учреждена должность председателя Комитета министров.
При всем многообразии законов, рассматривавшихся в Комитете министров, в первой половине XIX в. особое место занимали социальные вопросы — жалобы помещиков на крестьян, крестьянские волнения и т.п. Неофициально с осени 1857 г., а официально с ноября 1861 г. стал действовать новый правительственный орган — Совет министров, который состоял из министров, главноуправляющих, председателей Комитета министров, Государственного совета и ряда лиц, близких к монарху. Председателем Совета министров являлся император: ему принадлежало право выносить вопросы на рассмотрение. В отличие от Комитета министров, в ведении которого остались текущие административные дела, Совет министров рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. В него поступали материалы и заключения о работе отдельных комиссий, комитетов и учреждений, разрабатывающих законопроекты реформ, а также сведения о распоряжениях отдельных ведомств, требовавшие общего согласованного действия. Совет министров рассматривал годовые отчеты министров, а также их «всеподданнейшие» доклады с предложениями преобразований и реформ.
Одно из центральных мест в системе органов высших государственных учреждений занимал Правительствующий Сенат, изменивший свои функции и структуру. С учреждением в 1802 г. министерств Сенат превратился в высший орган суда и надзора, во главе которого стоял генерал-прокурор — эту должность занимал министр юстиции. По указу 1805 г. Сенат делился на девять (позже на 12) департаментов. Для рассмотрения крупных политических процессов создавались высшие чрезвычайные органы: Верховная следственная комиссия и Верховный уголовный суд по делу декабристов в 1826г., Верховная военно-следственная комиссия по делу петрашевцев в 1849 г.
Священный Синод — высший законосовещательный административный и судебный орган управления Русской Православной Церковью, состоявший из шести—семи высших духовных иерархов (коллегия Синода), — был связан со светской властью через обер-прокурора. Обер-прокурор (из числа военных или гражданских лиц) назначался императором и осуществлял надзор за деятельностью Синода. Он имел канцелярию, в которой решались все наиболее важные вопросы по делам Церкви. На протяжении XIX в. значение коллегии Синода уменьшалось, а роль обер-прокурора, напротив, возрастала. Постепенно он превратился в своеобразного министра по духовным делам.
Большую роль в системе органов власти в первой половине XIX в. стала играть Собственная Его императорского Величества канцелярия, которая возникла в конце XVIII в. как личная канцелярия Павла I. Общегосударственные функции она приобрела при Александре I в 1812 г. Ее окончательная структура определилась позже и включала в себя шесть отделений. / отделение ведало назначениями, наградами, увольнениями и пенсионными делами высших чиновников. // отделение занималось кодификацией законов. Именно в нем под руководством М.М. Сперанского (рис. 9.2) в 1828—1830 гг. было подготовлено и издано Полное собрание законов Российской империи, состоявшее вначале из 45 томов (последний — 55-й том Собрания был издан в 1883 г.). Действующее законодательство уместилось в 15 томах, в которых законодательные нормы распределены по восьми разделам. Последующие издания Свода были предприняты в 1842 и 1857 гг.
3-е отделение императорской канцелярии являлось, прежде всего, органом политического сыска и следствия, но имело гораздо более широкую компетенцию. Оно составляло ежегодные отчеты, содержавшие обзоры общественного мнения, осуществляло надзор за иностранцами, приезжавшими в Россию, за религиозными сектами, боролось с фальшивомонетчиками, заведовало общегосударственными тюрьмами, рассматривало крестьянские дела, контролировало деятельность центральных и местных органов власти. Органы государственного управления в России в начале 19 века.
Заведовал отделением начальник (он же шеф жандармов). Исполнительными органами III отделения были подразделения и воинские соединения корпуса жандармов (1827), преобразованного в 1836 г. в отдельный Корпус жандармов. Аппарат Корпуса к 1850 г. состоял из штаба, нескольких окружных жандармских генералов, подчиненных им жандармских штаб-офицеров, жандармских дивизионов в Петербурге, Москве и Варшаве, 126 команд, расквартированных по всем губерниям, и жандармского полка.
IV отделение было создано из канцелярии императрицы Марии Федоровны (жены Павла I). Оно занималось благотворительными учреждениями (детскими приютами, сиротскими домами и т.п.), женскими учебно-воспитательными учреждениями и некоторыми специальными учебными заведениями (в том числе Царскосельским лицеем), находившимися под покровительством царской семьи.
V и VI отделения считались временными. V отделение было учреждено в 1835 г. для реформирования государственной деревни. Оно сохранилось и после учреждения Министерства государственных имуществ и осуществляло контроль за деятельностью этого Министерства. VI отделение появилось в 1843 г. для управления присоединенными к России территориями Кавказа и разработкой административной реформы на этих землях.
Высшие комитеты являлись временными объединениями, включавшими особо доверенных высших сановников, наделенных большими полномочиями. Комитеты подразделялись на несколько групп:
1) по разработке мер по укреплению государственного аппарата;
2) крестьянские комитеты;
3) комитеты по проведению внутриполитических мероприятий;
4) комитеты по высшему руководству управлением отдельными национальными окраинами.
Центральными исполнительными органами управления являлись министерства. Первые из них (всего восемь) было создано по Манифесту от 8 сентября 1802 г. Каждое министерство имело одинаковую структуру: во главе — министр с товарищем (заместителем), при министре образовывались канцелярия и совет. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а те, в свою очередь, — на столы. Вся деятельность министерств строилась на принципе единоначалия, поскольку министры назначались императором и были подотчетны только ему.
Во второй половине 1830-х гг. большинство министров получило право еженедельных докладов императору. Министры по должности были членами Комитета министров и Государственного совета и должны были присутствовать в Сенате. Закон предписывал министерствам подавать обязательные ежегодные финансовые отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о желании усовершенствовать свою работу сообщать самому царю. В последующие десятилетия (до 1861) в этой системе произошли заметные изменения. К 1860 г. в России существовало девять министерств и три главных управления. В министерствах происходили частые реорганизации департаментов, нередко их передавали из одного ведомства в другое. Кроме департаментов, во многих министерствах создавались главные управления и столы для более оперативного делопроизводства.
С начала XIX в. в России сложилась ведомственная (линейная) система управления: все местные должностные лица, кроме наместников и генерал-губернаторов, были закреплены за соответствующими министерствами и ведомствами. Например, МВД были подчинены местная администрация, полиция (тюремные учреждения), жандармерия, приказы общественного призрения, губернские и областные статистические комитеты, продовольственное дело.
Главой местной администрации являлся губернатор. Он назначался непосредственно императором по представлению министра внутренних дел, которому губернатор непосредственно подчинялся, но был обязан подавать на «высочайшее имя» ежегодные отчеты о состоянии дел в губернии. Губернаторы именовались двояко: гражданский губернатор или военный губернатор. Функции их были одинаковы, за исключением того, что военному губернатору, кроме администрации и полиции, подчинялись воинские части и военные учреждения на территории губернии. С конца 1840-х до начала 1850-х гг. существовал институт генерал-губернаторов (в столицах и на окраинах), стоявший вне губернской администрации. Генерал-губернаторы назначались в чрезвычайных ситуациях и подчинялись непосредственно императору. Ясно, что наличие генерал-губернаторов умаляло роль и значение губернаторов обычных.
Губернатору были подчинены канцелярия, губернское правление, приказы общественного призрения, ряд комиссий, комитетов и присутствий. Характерно усиление власти губернаторов, рост их влияния на местные органы всех ведомств, недаром в государственных бумагах губернатор назывался «хозяином губернии». Он не только обладал административными функциями, его власть распространялась и на судебные органы: губернатор наблюдал за их деятельностью, производил ревизию судебных мест и утверждал приговоры уголовных палат. Основным учреждением губернии являлось губернское правление — коллегиальное учреждение под председательством губернатора.
В первой половине XIX в. главой административно-полицейской власти в уезде являлся капитан-исправник, который выбирался 1 раз в три года губернским дворянским собранием. При нем находилось полицейское управление, называемое земским судом. В состав земского суда, кроме капитана-исправника и четырех-пяти дворянских заседателей (также избираемых губернским дворянским собранием), с 1830-х гг. входили два заседателя от государственных крестьян. В уездном городе охрана тишины и порядка возлагалась на городничего. В 1837 г. были учреждены станы как полицейская территориальная единица в уезде (по два на уезд). В каждый стан губернатор назначал становых приставов, которые при осуществлении своих полицейских функций опирались на сельскую выборную полицию удельных и государственных крестьян — сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков. Центром стана являлось местечко или заштатный город.
В ходе реформы государственной деревни П.Д. Киселева в 1837 г. для управления волостью были созданы органы крестьянского самоуправления. Учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа, подчинявшиеся губернским палатам Министерства государственных имуществ. Волости в свою очередь подразделялись на сельские общества.
Неким придатком к местной администрации и полиции была дореформенная судебная система. В каждой губернии сохранились учрежденные губернской реформой 1775 г. общесословные суды — палаты уголовного и гражданского суда, председателем которых с 1831 г. избирались дворяне. Произвол администрации и полиции, сословная неполноценность обвиняемых, отсутствие института адвокатуры, взятки и незаконные поборы, волокита в судебных делах, сложность судопроизводства — все это к середине XIX в. вызывало недовольство во всех слоях общества. Внешняя европеизация политических институтов и правовая регламентация бюрократического управления не изменили практики самодержавного режима. Отношение к народу как к объекту власти являлось неотъемлемой чертой российского самодержавия.

Чтобы лучше понять, что представляла собой Россия в конце 19 - начале 20 века, я хочу привести слова Льва Толстого из его письма Николаю 2 от 16 января 1906 года. Лучше ситуацию в России той эпохи не описал ни один из историков.

Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.

Лев Толстой

Население

Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек. Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн). Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.

Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:

  • Русские - 44,6%
  • Украинцы - 18,1%
  • Поляки - 6,5%
  • Евреи - 4,2%
  • Белорусы - 4,0%
  • Казахи - 2,7%
  • Остальные народы - каждый не более 2%

Официальный язык Российской Империи начала 20 века - русский. При этом притеснений по языковому признаку не было и другие народы могли использовать свой язык для общения.

Сословия

Важная характеристика российского населения начала 20 века - сохранение сословий. Основная масса населения - крестьяне, сословие которых составляло чуть более 80% населения страны. Дворян в России было примерно 1,5%, но это было ведущее сословие, которое скрепляло власть. Дворянство не было единым, подразделялись на потомственное и личное.

Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.

Отдельное важное сословия в России - духовенство. В начале 20 века оно делилось на разряды:

  • Черное (монашествующее). Монахи, которые приняли обет безбрачия.
  • Белое (приходское). Священники, которым позволено иметь семью.

Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.

Автономии

Автономии - это характерная черта развития российского государства. Империя, присоединяя новые земли в свой состав, в большинстве случаев предоставляла этим землям автономию, сохраняя их национальные традиции, религию и так далее. Наиболее полной автономия была у Финляндии, которая обладала собственным парламентом, законодательством и деньгами. Я специально подчеркнул эту систему сохранения автономий, которая была актуальна еще в начале 20 века, чтобы вы сравнили - как присоединяла регионы Россия, и как это делали страны Запада. Достаточно вспомнить, что в результате колонизации Северной Америки европейцами, индейцы (коренное население практически полностью было истреблено, а та часть, что осталась жива, была помещена в специальные резервации - загоны для скота, выбраться откуда невозможно.

Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.

Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).

Территория

В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.

В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.


Мы рассмотрели территорию России в Европе, поскольку это был тот театр, где происходили основные действия той эпохи. Если говорить об Азии - там в составе России также были включены полностью все государства, которые в дальнейшем присоединились к СССР.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.


Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет - совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 - начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник . Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1 , принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять - тот и побеждал в судах.


Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия». По нему - в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками .

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Армия и охрана

Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.

Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире. С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну , чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования также подчеркивает и Первая мировая война , в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения). В реальности же 75% всех потерь той войны были от артиллерии.


Экономика

Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:

Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.


Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина . Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 - начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому. Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом. Получаются следующие даты:

  • 1905 (1893 + 12) - первая революция
  • 1917 (1905 + 12) - февральская и за ней октябрьская революция
  • 1929 (1917 + 12) - начало коллективизации

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли - понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова - крестьяне за землю были готовы убивать.


Международные отношения

После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.

В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно - России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников. Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта. Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.

Традиционный соперник России - Османская империя - переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»