Рутенберг пинхас моисеевич. Петр рутенберг

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Осенью 1900 г. восстановлен), который окончил с отличием. В студенческие годы Рутенберг активно участвовал в революционном движении, вначале в социал-демократическом, а с возникновением партии социалистов-революционеров (эсеров) стал членом этой партии (партийный псевдоним Мартын) и был связан с ее Боевой организацией. Для вступления в брак с Ольгой Хоменко (с которой впоследствии имел троих детей) принял православие .

В 1904 г. работал начальником инструментальной мастерской Путиловского завода (крупнейшее индустриальное предприятие Российской империи) и сблизился со священником Г. Гапоном, возглавлявшим организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга». Во время событий так называемого Кровавого воскресенья (9 января 1905 г.) Рутенберг сопровождал Г. Гапона в шествии к Зимнему дворцу, спас его во время расстрела демонстрации, а затем помог бежать за границу. По решению ЦК партии эсеров Рутенберг был назначен руководителем военной организации, занимавшейся боевой подготовкой масс и приобретением оружия. Летом 1905 г. он принимал участие в попытке доставить оружие в Россию на пароходе «Джон Крафтон», которая закончилась неудачей. В начале осени 1905 г. Рутенберг был арестован в Петербурге по доносу провокатора, освобожден из тюрьмы после выхода манифеста 17 октября (см. Россия). В ноябре–декабре того же года Рутенберг возглавлял боевую дружину эсеров в одном из рабочих районов Петербурга. В феврале 1906 г. Рутенберг сообщил представителям эсеровского ЦК о предложении Гапона (вернулся после 17 октября 1905 г.) сотрудничать с охранным отделением и выдать Боевую организацию. ЦК партии поручил Рутенбергу убить провокатора и его непосредственного руководителя, вице-директора Департамента полиции П. Рачковского. Ввиду невозможности осуществить террористический акт в отношении Рачковского, Е. Азеф (агент Охранного отделения, руководитель Боевой организации эсеров), опасавшийся разоблачения, единолично разрешил ликвидировать только Гапона. Группой рабочих и Рутенбером 28 марта Гапон был повешен в Озерках под Петербургом.

Когда затем Е. Азеф отрекся от своего разрешения, а правая пресса обвинила Рутенберга в том, что он такой же агент, как и Гапон, и убил его из-за полицейской конкуренции, Рутенберг разочаровался в своей партии и революционном движении вообще и эмигрировал. В октябре 1906 г. ЦК эсеров в газете «Знамя труда» (№ 15) официально заявил о том, что революционная честь Рутенберга вне подозрений. Об этих событиях Рутенберг написал мемуары (сборник «Былое» №11–12, Париж, 1909; перепечатан в сокращении - «Дело Гапона», журнал «Былое», П., 1917, №2; затем издано отдельной книгой «Убийство Гапона», Л., 1925).

С середины 1906 г. Рутенберг жил в Германии , а в 1907–15 гг. - в Италии (одно время у М. Горького на Капри). Он работал в Северной Италии инженером и специализировался в области ирригации и гидротехники, изобрел новую систему строительства плотин для гидроэлектростанций (запатентовал в 1914 г.). В эмиграции у Рутенберга произошла переоценка ценностей, он вернулся к иудаизму (выполнил по собственной инициативе средневековый суровый обряд покаяния отступника), стал интересоваться еврейскими национальными проблемами и безоговорочно принял сионизм. В начале Первой мировой войны Рутенберг активно пропагандировал идею создания в составе сил Антанты еврейских военных формирований для освобождения Эрец-Исраэль. Чтобы привлечь сионистских лидеров к содействию осуществления этого плана, Рутенберг выезжал в Лондон, а также установил связь с В. Жаботинским , выдвигавшим аналогичные предложения, для обеспечения единства действий. В 1915 г. Рутенберг создал в Италии общество «Про кауза эбраика», которое должно было отстаивать национальные интересы еврейского народа при послевоенном «мировом устройстве» (в обществе участвовали наряду с итальянцами и еврейские деятели, например Б. Борохов). В мае 1915 г. Рутенберг с агитационной целью выехал в США . Там он под псевдонимом Пинхас Бен-‘Амми опубликовал статью «Национальное возрождение еврейского народа» (в 1915 г. напечатана в Нью-Йорке отдельным изданием в переводе на идиш), в которой популяризировал свои взгляды. Рутенберг призывал к созданию Еврейского легиона (в чем встретил поддержку со стороны лидеров По‘алей Цион Д. Бен-Гуриона и И. Бен-Цви), созыву Американского еврейского конгресса , который должен был предъявить национальные требования к послевоенной мирной конференции, боролся с противниками, в основном из среды ассимиляторов (см. aссимиляция) и бундовцев (см. Бунд), возмущенных тем, что известный революционер присоединился к сионистам. В США Рутенберг также подготовил всеобъемлющий план ирригации Эрец-Исраэль.

В июле 1917 г. (после Февральской революции) Рутенберг вернулся в Россию, где А. Керенский назначил его заместителем губернского комиссара (введена вместо должности губернатора) Петрограда по гражданским делам. Совместно с И. Трумпельдором и С. Ан-ским Рутенберг участвовал в создании Национально-социалистической группы, которая по общим вопросам приняла эсеровскую программу, а по национальному - левых Це‘ирей Цион . В октябре 1917 г. Рутенберг был помощником Н. Кишкина, назначенного особоуполномоченным правительства по «водворению порядка в Петрограде». В дни октябрьского переворота Рутенберг предлагал арестовать и казнить В. Ленина и Л. Троцкого , чтобы предотвратить захват власти. Во время штурма Зимнего дворца Рутенберг вместе с членами правительства был арестован и около шести месяцев провел в Петропавловской крепости; освобожден по ходатайству М. Горького и А. Коллонтай. Переехал в Москву , где работал в центральном аппарате кооперативного движения. После объявления советскими властями «красного террора», поводом к которому послужили совершенные 30 августа 1918 г. покушение Фанни Каплан (1890–1918) на В. Ленина и убийство Л. Каннегисером М. Урицкого , Рутенберг бежал в Киев - столицу независимой тогда Украины , а затем в Одессу , где руководил отделом снабжения во французской военной администрации.

В середине 1919 г. Рутенберг навсегда оставил Россию, придя к выводу, что антисемитизмом заражена даже революционная среда, и в ноябре приехал в Эрец-Исраэль. При поддержке Сионистской организации Рутенберг осуществил обследование водных ресурсов страны, главным образом реки Иордан . Эта работа была предварительным условием для получения от английских мандатных властей концессии на использование водных ресурсов для снабжения страны электроэнергией. Свои предложения по этому вопросу Рутенберг представил Всемирной сионистской конференции (Лондон, 1920). Вместе с В. Жаботинским он организовал еврейскую самооборону в Иерусалиме во время арабских беспорядков в апреле 1920 г. В 1921 г. Рутенберг стал главой Х аганы в Тель-Авиве , а также был советником англо-французской комиссии по демаркации границы на севере страны. Преодолев с помощью крупных политических и финансовых деятелей Великобритании - лордов А. М. Мелчетта (см. Монд, семья), Г. Л. Сэмюэла , Р. Д. Рединга (см. Рединг, семья) и других - большие финансовые и политические трудности, в 1923 г. Рутенберг учредил Палестинскую электрическую компанию, которой власти предоставили концессию на использование вод Иордана и Ярмука для электроснабжения подмандатной Палестины. Поглощенный делами электрической компании и строительством электростанций в Тель-Авиве, Хайфе , Тверии , Рутенберг не принимал активного участия в политической жизни ишува . Однако в период кризиса, вызванного трагическими событиями 1929 г. (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк), Рутенберг был приглашен занять пост председателя выборного центрального исполнительного органа ишува - Ва‘ад леумми (с сентября 1929 г. по февраль 1931 г.). После сложения председательских полномочий Рутенберг вышел из Ва‘ада леумми (вновь вошел в него в 1939 г.; см. ниже).

В июне 1932 г. была пущена гидроэлектростанция Нах араим, построенная на территории Трансиордании по проекту Рутенберга на участке в шесть тысяч дунамов , подаренном эмиром Абдаллах ом ибн Хусейном электрической компании. Эта электростанция полностью удовлетворила потребности страны в электроэнергии. Рутенберг также был одним из инициаторов создания национальной авиакомпании «Нетивей авир эрец-исреэлим» и строительства тель-авивского морского порта.

В 1930-х гг. Рутенберг сотрудничал с И. Л. Магнесом , М. Новомейским , М. Смилянским и другими с целью выработать программу арабо-еврейского взаимопонимания, приемлемую для обеих сторон, и хотя эмир Абдаллах прислушивался к мнению Рутенберга, эти попытки окончились неудачей. Рутенберг пытался также сгладить острые разногласия между сионистско-социалистическим рабочим движением и ревизионистами (см. Сионисты-ревизионисты); благодаря его посредничеству их лидеры Д. Бен-Гурион и В. Жаботинский пришли в 1934 г. к соглашению, которое, однако, в 1935 г. не было одобрено референдумом членов Х истадрута .

В сентябре 1939 г., в период критической ситуации, вызванной, с одной стороны, политикой Великобритании , осуществлявшей ограничительную программу Белой книги (май 1939 г.), а с другой - начавшейся Второй мировой войной, Рутенберг (по общему признанию - сильная личность, способная подняться над партийными интересами и привести ишув к консолидации) был избран президентом Ва‘ада леумми.

В августе 1940 г. он ушел в отставку, так как, не будучи членом какой-либо партии и не имея поэтому политической поддержки, не мог принимать самостоятельных решений. В своем публичном обращении «К ишуву» (ноябрь 1940 г.; вскоре опубликованном в прессе), которое он написал по-русски, а затем учил наизусть переведенный для него на иврит текст с огласовками, Рутенберг призывал ишув к национальному единению, выступал против классовой борьбы, против х истадрутовской «власти кулака» и требовал равных прав для жителей ишува, не принадлежащих к рабочему движению.

В начале 1941 г. у Рутенберга обнаружили онкологическое заболевание, и он был перевезен из Хайфы, где жил, в Иерусалим. Свое весьма значительное состояние он завещал на создание Фонда Рутенберга, который должен был способствовать просвещению еврейской молодежи (позже эти средства были использованы на строительство Хайфского университета). В доме Рутенберга на горе Кармел открыт Молодежный центр.

Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг - инженер, политический деятель и бизнесмен, активный участник русских революций 1905 и 1917 гг., впоследствии один из руководителей сионистского движения и организаторов и Американского еврейского конгресса (1914-1915).

В 1920-е добился от британских властей концессии на электрификацию , построил первые электростанции, создал и возглавил существующую и поныне в Израиле .

Детство и молодость

Пинхас Рутенберг родился 24 января (5 февраля) 1870 г. в городе Ромны (тогда Полтавская губернии Российской империи, сейчас Украина) в еврейской семье.

Отец - Моше Рутенберг, купец 2-й гильдии. Мать - Батья-Малка Рутенберг (урождённая Марголина), дочь кременчугского раввина Пинхаса Марголина. Кроме маленького Пинхаса в семье были и другие дети, пять сыновей и две дочери.

Рутенберг получил традиционное еврейское образование, в детстве ходил в хедер, изучал священное писание и еврейские законы. В возрасте 11 лет он поступил в реальное училище в своём родном городе. Затем он приехал в Петербург, где поступил Петербургский технологический институт. Здесь он увлекается идеями тираномахии, к сионизму же относился безразлично.

Журналист Горелик пишет, что духовными «наставниками» Рутенберга были такие личности, как Николай Кибальчич, Вера Фигнер, Софья Перовская, Андрей Желябов и другие. Среди его учителей был Георгий Плеханов, даже после его смерти Рутенберг поддерживал связь с его женой, Розалией. Во время учёбы в институте, под влиянием идей народничества, формируется Рутенберг-революционер.

В 1899 г. он принял участие в студенческих волнениях охвативших столицу империи, за особо активное участие в протестах Пинхас был отчислен из института и выслан в Екатеринослав, где работал чертёжником на металлургическом заводе, а позже на железной дороге. В Екатеринославе он сблизился с социал-демократами.

В начале 1900-ых Рутенберг влюбился в Ольгу Николаевну Хоменко, которая была старше его и принадлежала, также как и сам Рутенберг, к революционной интеллигенции. Чтобы жениться на Ольге Хоменко Рутенберг, по законам империи, должен был принять христианскую религию. В браке они нажили троих детей, двух сыновей (Женя и Толя) и одну дочь (Валя).

Несмотря на то, что Рутенберг был эсером-активистом и был близко знаком многими известными террористами того времени с такими, как Евно Азеф, Григорий Гершуни, Иван Каляев и с другими, он не участвовал в боевой организации эсеров.

Убийство Гапона

Окончив институт, Рутенберг начал работать младшим инженером на крупнейшем в Петербурге Путиловском заводе.

9 января 1905 г. по заданию партии принял участие в организованном священником Георгием Гапоном шествии рабочих к Зимнему дворцу, с целью вручения царю Петиции о нуждах народа. Во время последовавшего за шествием расстрела демонстрации солдатами, Рутенберг проявил самообладание и фактически спас Гапону жизнь, выведя его из-под огня.

До конца 1905 г. Гапон и Рутенберг скрываются за границей, где встречаются с такими видными социалистами, как Плеханов, Ленин, Кропоткин, Жорес, Клемансо.

За границей Рутенберг стал ближайшим другом Гапона, и, благодаря близости к этому популярному лидеру рабочих, превратился в заметную фигуру в партии эсэров. Затем Рутенберг, а вслед за ним и Гапон, возвращаются в Россию.

В начале 1906 г. Гапон признался Рутенбергу в своих связях с полицией и попытался его завербовать, утверждая, что, будучи двойными агентами, они смогут оказать большую помощь рабочему делу.

Рутенберг сообщил о провокации руководителям партии - Евгению Азефу (который сам впоследствии оказался провокатором и двойным агентом) и его заместителю Борису Савинкову. Азеф потребовал казнить Гапона.

26 марта Рутенберг пригласил Гапона на снятую заранее дачу в посёлке Озерки под Петербургом, где тот был повешен на крюке вешалки боевиками партии.

Сам Рутенберг писал, что Гапон был приговорён к смерти товарищеским судом рабочих, которые подслушивали его разговор с Гапоном, спрятавшись в соседней комнате на даче.

После того, как Гапон несколько раз повторил предложение Охранки о сотрудничестве, Рутенберг неожиданно позвал слышавших всё товарищей, а сам вышел на террасу. Когда он вернулся, Гапон был мёртв.

Руководство партии эсеров, однако, отказалось взять ответственность за преступление, заявляя, что Рутенберг действовал по собственной инициативе, исходя из личных мотивов.

Рутенберг в начале 1900-х гг.

В эмиграции

Вынужденный отправиться в эмиграцию, Рутенберг поселился в Италии. Он отходит от политической деятельности, сосредотачивается на инженерной работе и осваивает гидротехнику. Тогда же он впервые обращается к специфическим еврейским проблемам и приходит к выводу, что они могут быть решены только путём национальной организации еврейского народа.

Он вернулся к иудаизму, выполнив по собственной инициативе средневековый суровый обряд покаяния отступника. В 1907 г. проживал в Англии.

С началом мировой войны большинство сионистских лидеров выступают в поддержку стран Антанты. Рутенберг берётся за создание еврейской боевой организации, задачей которой будет помочь союзникам освободить Палестину. Он посещает ряд европейских столиц, встречается с видными политиками и руководителями сионистского движения и вступает в контакт с и , которые также работали над организацией «Еврейского Легиона».

По согласованию с Жаботинским, Рутенберг в мае 1915 г. отправляется в Америку с целью агитации.

В Нью-Йорке идёт политическая борьба еврейских организаций вокруг создания структуры, способной отстаивать требования сионистов после победы союзников в войне. Рутенберг в основном поддерживает связь с лидерами левых организаций, такими, как .

Вместе с Хаимом Житловским он участвует в создании Американского еврейского конгресса. Тогда же Рутенберг под псевдонимом Пинхас Бен-Ами издаёт на идиш свою книгу «Национальное возрождение еврейского народа», написанную им по-русски в Италии.

В Америке Рутенберг разработал детальный план использования гидроэнергии в Палестине и ирригации Палестины. Претворение этого плана в жизнь становится его мечтой.

В Петрограде с Керенским

В феврале 1917 г. царский режим в России пал. Рутенберг был одним из многих эмигрантов, приветствовавших революцию и желавших вернуться в Россию.

В июле 1917 г. он уже в Петрограде, где его тепло встретил соратник по партии эсеров Александр Керенский, возглавлявший Временное правительство. Несмотря на 12-летнее отсутствие в России, уже через несколько дней Рутенберг был назначен заместителем главы города.

К осени возглавлявшийся Троцким петроградский Совет рабочих депутатов стал органом власти, противостоящим рутенберговской городской Думе. Было ясно, что Советы намечают захватить власть и сместить правительство.

3 ноября Керенский объявил о создании Высшего совета в составе трёх человек, наделённого чрезвычайными полномочиями с целью сохранения законности и порядка, и включил в него Рутенберга.

Во время штурма Зимнего дворца 7 ноября 1917 г. Рутенберг был в числе защитников резиденции Временного правительства. Он был арестован вместе с министрами последнего Временного правительства и посажен в Петропавловскую крепость.

В марте 1918 г., когда немецкие войска приблизились вплотную к Петрограду, большевики освободили многих заключённых, в том числе и Рутенберга.

Он отправился в Москву, где занял пост в кооперативном движении. Однако, после неудачного покушения на Ленина в августе 1918 г. был развязан «красный террор» против эсэров. Рутенберг спешно покидает Москву.

В Одессе

Не позднее 1 февраля 1919 г. Рутенберг приехал в Одессу. Там он вошел в сформированный 23 марта командованием занимавших в это время Одессу французских войск Комитет обороны и продовольствия.

По воспоминаниям К. И. Глобачева Рутенберг играл в Совете обороны решающую роль и «подавлял прочих членов Совета обороны своей наглостью, безапелляционностью своих решений и авторитетом своей партийности».

В ночь со 2 на 3 апреля Рутенберг присутствовал при встрече представителей одесского Совета рабочих депутатов с французским командованием, на которой были оговорены условия перехода власти в городе от французов к большевикам.

Уже когда стало известно о скорой эвакуации французских войск, Рутенберг настаивал на аресте рабочих организаций города, на что не соглашался ранее. По мнению Глобачева, такие действия Рутенберга имели провокационный характер. 10 апреля 1919 Рутенберг эвакуировался из Одессы на пароходе «Кавказ».

В 1919 г. он уже в Париже, и вместе с другими руководителями сионистского движения участвует в подготовке предложений к Версальской мирной конференции.

В это же время он возвращается к своей идее электрификации Палестины. По рекомендации престарелого его сын, британский финансист Джеймс Ротшильд, выделяет средства на этот проект.

Электрификация Земли Израиля

В конце 1919 г. сорокалетний Рутенберг приезжает в Палестину и сразу сталкивается с антиеврейскими выступлениями палестинских арабов, которые вскоре переросли в погромы.

Жаботинский, Рутенберг и Трумпельдор создают отряды еврейской самообороны «Хагана» - ядро будущей Армии обороны Израиля.

В 1921 г. Рутенберг - командир « » во время беспорядков в районе Тель-Авива.

Рутенберг не прекращает работы по получению концессии и поиска инвестиций для строительства электростанций. Вначале он представил проект осушения болот и строительства каскада гидроэлектростанций в .

Этот проект играл роль ключевого аргумента в переговорах 1920 г. между Англией и Францией, в результате которых долина Верхнего Иордана (т.н. Галилейский выступ) была включена в состав подмандатной Палестины.

В 1923 г., преодолев многочисленные препятствия, при поддержке министра колоний Уинстона Черчилля, Рутенберг получает концессию на производство электроэнергии и создаёт Палестинскую электрическую компанию.

Тогда же появилась первая электростанция, и электричество пришло сначала в Тель-Авив, а затем в , и другие города.

В 1930 г. строится сравнительно крупная электростанция в Нахараиме, при впадении реки в Иордан. Через несколько лет река проложила в мягких грунтах новое русло, обойдя плотину, которая оказалась на иорданской территории.

«Старик из Нахараима» - под таким прозвищем стал известен Рутенберг среди еврейских колонистов. Рутенбергу удалось привлечь в совет компании многих именитых британских политиков: лордов Самуэля, Хирста.

Социалистическое прошлое Рутенберга сближало его с левым лагерем в сионизме. В то же время он сохранял тесные связи с Жаботинским и «ревизионистским» правым течением.

Рутенберг не принадлежал ни к одной из партий, но обладал огромным авторитетом и связями как в Палестине, так и среди европейских и американских политиков. Всё это делало его человеком, способным «наводить мосты» и сближать позиции разных групп.

В 1929 году. произошли в Иерусалиме, у Стены плача. Главный раввин Палестины, рав Кук обращается к Рутенбергу с просьбой использовать своё влияние среди англичан, чтобы обеспечить безопасность в этом святом месте.

Рутенберг назначается главой Национального Совета (Ваад Леуми, орган еврейского самоуправления).

Совместно с Моше Смилянским, Рутенберг пытается договориться с арабами о взаимопонимании и использует при этом своё знакомство с эмиром Трансиордании (позже королём Иордании) Абдаллой, возникшее на строительстве в Нахараиме. Переговоры эти, однако, не имели успеха.

В 1934 г. он пытается преодолеть разногласия между Бен-Гурионом и Жаботинским. При посредничестве Рутенберга они пришли к соглашению, которое, однако, не было утверждено правлением Всемирной сионистской организации.

Британские власти использовали Рутенберга для установления неформальных контактов с Муссолини: во время одной из многочисленных поездок в Европу Рутенберг встречался в Риме со своим давним знакомым, теперь итальянским диктатором.

С началом Второй мировой войны Рутенберг вновь становится главой Национального Совета. Он пытается принять меры для спасения немецких евреев. Однако здоровье его ухудшается, и в 1942 г. Рутенберг умирает в Иерусалиме.

Перед смертью он обращается к еврейской молодёжи с призывом к единству.

Людям, интересующимся российской историей ХХ века, известно имя Петра Моисеевича Рутенберга – одного из лидеров партии социалистов-революционеров, друга и соратника священника Гапона, а впоследствии – его убийцы. В Израиле хорошо знают Пинхаса Рутенберга – известного инженера и сионистского деятеля, благодаря которому в Палестине были построены первые электростанции. Однако до недавнего времени не было практически ни одной книги, где жизнь «Петра» и «Пинхаса» описывалась бы в равной степени обстоятельно. Как справедливо заметил Владимир Хазан,

все жизнеописания Рутенберга страдают хронической однобокостью – информационной, а нередко и концептуальной. В зависимости от того, кто берется за рассказ о нем – российский или израильский автор, та или иная сторона его двойственной личности и деятельности – революционера-террориста или, наоборот, еврейского политического и общественного деятеля, инженера-электрификатора и пр. – начинает выпирать подобно флюсу. Зачастую здесь сказывается элементарное незнание противоположными сторонами языка друг друга.

Исследование Хазана - едва ли не первая попытка исправить эту историческую несправедливость. Впрочем, уместить всю жизнь Рутенберга под одной обложкой автору все равно не удалось. В результате получился двухтомник: первый том заканчивается 1919 годом, когда Рутенберг навсегда покинул Россию, и посвящен в основном Рутенбергу-«террористу»; во втором описана его сионистская деятельность – поездка на Версальский конгресс в составе сионистской делегации, электрификация Палестины, участие в политической борьбе между различными сионистскими партиями.

Самый известный эпизод в жизни «Петра» Рутенберга, разумеется, его «роман с Гапоном» , которого Рутенберг сначала спас во время Кровавого воскресенья, а затем убил на даче в Озерках как агента охранки. Поэтому естественно, что Хазан посвятил этой теме целую главу, где подробно проанализировал историю взаимоотношений между революционером и священником, роль партии эсеров и лично Евно Азефа в решении казнить бывшего священника, а также другим аспектам этой трагической истории.

После скандала, вызванного казнью Гапона (эсеры объявили, что это убийство было личной инициативой Рутенберга и что партия к нему непричастна), бывший террорист поселился в Италии, где впервые серьезно задумался о своем еврействе. По воспоминаниям Рутенберга,

уже тогда, задолго до войны, меня стал преследовать неотвязный вопрос: отчего я, цивилизованный человек, имеющий определенное представление о жизненных ценностях, стыжусь своего еврейского происхождения и всячески стараюсь скрыть его от неевреев? И почему так поступает множество евреев, людей, обладающих высоким чувством собственного достоинства и самоуважения?
Эти размышления дали плоды в годы Первой мировой войны. В 1915 году Рутенберг оказался одним из немногих, кто поддержал план Владимира Жаботинского по созданию еврейского вооруженного отряда, который бы принял участие в войне против Турции на стороне Антанты. Жаботинский и Рутенберг встретились, чтобы создать план совместных действий:

В Бриндизи мы с П.М. Рутенбергом пришли к трем выводам:
Первый вывод: создать контингент - дело вполне возможное; человеческий материал найдется - в Англии, во Франции, в нейтральных странах околачиваются сотни и тысячи еврейской молодежи, по большей части российского происхождения, в штатском платье; и хоть Америка далеко, а все-таки есть и Америка.
Второй вывод: лучший партнер для нас, конечно, Англия, в этом отношении александрийские волонтеры наши поступили правильно; но «лучший» не значит «единственный». Италия вся ходуном ходит, порываясь воевать, и скоро сорвется; а Италия и тогда, в то время, когда о Муссолини еще никто не думал, уже успела развить в себе здоровый и широкий аппетит ко всем побережьям Средиземного моря. Еще важнее Франция: для нее Палестина и Сирия - мечта пяти столетий, если не больше. Поэтому надо пробовать всюду: в Лондоне, в Париже, в Риме.
Третий вывод: в Риме будем работать вдвоем; потом мне ехать в Париж и в Лондон, а Рутенбергу - в Америку.

Вскоре после этого Рутенберг действительно уехал в США, где агитировал в пользу создания еврейского легиона, а также выпустил брошюру «Национальное возрождение еврейского народа», в которой изложил свои новые взгляды. Однако «Пинхас» не смог убить в нем «Петра». И после февральской революции Рутенберг вернулся в Россию, где с головой окунулся в местную политическую жизнь. В июне 1917 он стал заместителем губернского комиссара (губернатора) Петрограда, а 3 ноября того же года вошел в наделенный чрезвычайными полномочиями Высший совет из трех человек, назначенных Керенским с целью сохранения законности и порядка. Во время большевистского переворота Рутенберг оказался в числе защитников Зимнего, был ранен и вместе с министрами-капиталистами заключен в Петропавловскую крепость.

Из заключения Рутенберг вышел через 6 месяцев по ходатайству лично знавшего его Максима Горького (многолетним отношениям между писателем и революционером посвящена одна из глав книги). А еще через год навсегда покинул Россию. Вся его дальнейшая деятельность будет связана исключительно с Палестиной и сионизмом – создание Палестинской электрической компании, работа в Национальном совете (центральном исполнительном органе еврейской Палестины), поиски путей примирения между евреями и арабами… Однако, став «Пинхасом» в политике, Рутенберг остался «Петром» по языку и культуре. Как пишет Хазан,

&&Рутенберг регулярно бывал в Европе, в центрах эмигрантского рассеяния – в Париже, Берлине, Праге, Лондоне, и даже если эти визиты носили по большей части характер стремительных налетов – совершались спонтанно, попутно, проездом, это не отменяет самой его вовлеченности в жизнь определенной части российской диаспоры (а в ранние советские годы – не только диаспоры). Он постоянно встречался с друзьями прошлых лет, присутствовал на различного рода собраниях, посещал концерты и вообще в глазах русских парижан был едва ли не равноправным членом эмигрантской колонии, лишь живущим в иных широтах.
Поэтому главы о Рутенберге-инженере или политике перемежаются у Хазана не менее обстоятельными и при этом захватывающими главами о его участии в общественной и культурной жизни русского зарубежья.

Хазан использовал огромное количество источников: мемуары самого Рутенберга и его современников, документы из российских и израильских архивов, исследования российских и зарубежных историков. Некоторые наиболее интересные документы – отчеты Департамента полиции, переписка с Савинковым и будущим израильским премьером Чертоком Шаретом приведены отдельным приложением в конце 2-го тома.

Среди соратников Рутенберга по партии эсеров евреев было немало. Эти люди полностью посвятили себя русскому делу. После победы большевиков они вынуждены были прозябать в эмиграции, не имея возможности для какой-либо созидательной работы. Рутенберг оказался одним из немногих еврейских революционеров, в ком "Петр" все-таки не смог вытеснить "Пинхаса". Благодаря этому послереволюционное время стало самым продуктивным периодом в его жизни. А будущим поколениям он смог оставить не только мемуары, но и конкретные плоды своих трудов.

Затраты на безопасность в 2012 году могут быть включены в пассажирские тарифы железной дороги. Эти затраты будут включены не отдельной строкой, а в его так называемую инфраструктурную составляющую. Если затраты на безопасность появятся в тарифе, то и стоимость перевозки для пассажира повысится незначительно, но, по крайней мере, так говорят чиновники Минтранса. Эксперты же говорят, что билеты могут подорожать на 1,5-2% к плановой индексации. Так ли это, мы сейчас узнаем в у начальника Управления контроля, транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы России Дмитрия Рутенберга.

"Вести ФМ": Дмитрий Анатольевич, действительно ли могут подорожать билеты на железнодорожный транспорт?

Рутенберг: Смотрите, какая ситуация. Цены на билеты подлежат государственному регулированию. И тарифы на часть сообщений устанавливает или Федеральная служба по тарифам, или местные власти, что касается, допустим, электричек обычно. И естественно, если возрастут затраты предприятий, которые эту услугу предоставляют, они, конечно же, покажут эти затраты регулятора, и регулятор будет вынужден увеличить тарифы, для того чтобы обеспечить какие-то наименьшие потери в работе предприятий.

"Вести ФМ": Дмитрий Анатольевич, а мы-то как? Налогоплательщики должны знать, за что платят. Вот куда пойдут эти деньги, как мы узнаем?

Рубенберг: Я думаю, что простому гражданину - налогоплательщику, пользователю - узнать, куда конкретно пойдут эти деньги, будет весьма затруднительно. Однако вот те решения, которые сейчас проводятся по повышению прозрачности в деятельности субъектов естественных монополий, к каким в том числе относится РЖД, можно будет контролировать, в том числе и обычным гражданам, направление расходования средств. И можно будет увидеть, сколько пошло денег на обеспечение безопасности, сколько на модернизацию тех же самых вокзалов - установку рамок и так далее. Все это можно будет увидеть, проявив при этом определенную любознательность.

"Вести ФМ": Вот о чем мы сейчас говорим об установке рамок, об усилении нарядов милиции на вокзалах, о чем конкретно речь идет, о каком усилении безопасности?

Рутенберг: Я так понимаю... Я сказать конкретно не могу, какой план мероприятий предусматривает РЖД и правоохранительные органы по усилению безопасности на транспорте в сфере железнодорожных перевозок. Но я думаю, что это в первую очередь и охрана вокзалов, и путей.

"Вести ФМ": Вот вы знаете, Дмитрий Анатольевич, рамки стоят, но они стоят для мебели, потому что никто их не контролирует. Там вообще нет ни одного милиционера поблизости. Вот почему я должен платить за то, что стоит для мебели? Вот антимонопольная служба может вмешаться, сказать: ребят, ну, вы давайте, либо работайте с этими рамками, либо пусть пассажиры не платят за это?

Рубенберг: Конечно же, когда будет принято, и если будет принято решение об увеличении тарифа в связи вот с этими мероприятиями, будут взиматься с пассажиров деньги, но ничего меняться не будет, конечно же, можно будет потребовать и пересмотра тарифов, и возврата денег.

"Вести ФМ": Можно будет с помощью Антимонопольной службы?

Рутенберг: В том числе и с помощью антимонопольной службы. Да.

"Вести ФМ": Ага, понятно. А может быть, есть смысл ввести добровольный взнос, как вот страхуемся в поездках, так, может быть, добровольно мы можем платить и за безопасность? Или это бессмысленно?

Рутенберг: Ну, это несколько разные вещи. Плата за безопасность... Один заплатил, другой нет. Это что значит? Какая-то часть пассажиров будет досмотрена, люди, которые проходят на станцию, какая-то нет. Ну, здесь, наверное, плата за безопасность не может быть добровольной. Страхование добровольным быть может, конечно же, да, и должно быть таковым. А плата за безопасность, наверно, добровольной быть не может.

Регулярная статья

П. Рутенберг.

Рутенберг, Пинхас (Петр Моисеевич; 1878, Ромны , Полтавская губерния, – 1942, Иерусалим) - деятель революционного движения в России, сионист , один из лидеров ишува и создателей современной промышленности в Эрец-Исраэль .

Ранние годы

Родился в традиционной еврейской семье, отец - купец 2-й гильдии, мать - дочь раввина Пинхаса Марголина из Кременчуга . Рутенберг учился в хедере , реальном училище, а затем в Петербургском технологическом институте, который окончил с отличием. (Весной 1899 г. исключен за участие в студенческих беспорядках, выслан в Екатеринослав , осенью 1900 г. восстановлен).

Эсеровщина

В студенческие годы Рутенберг активно участвовал в революционном движении, вначале в социал-демократическом, а с возникновением партии социалистов-революционеров (эсеров) стал членом этой партии (партийный псевдоним Мартын) и был связан с ее Боевой организацией. Для вступления в брак с Ольгой Хоменко (с которой впоследствии имел троих детей) принял православие .

В 1904 г. работал начальником инструментальной мастерской Путиловского завода (крупнейшее индустриальное предприятие Российской империи) и сблизился со священником Г. Гапоном, возглавлявшим организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга». Во время событий так называемого Кровавого воскресенья (9 января 1905 г.) Рутенберг сопровождал Г. Гапона в шествии к Зимнему дворцу, спас его во время расстрела демонстрации, а затем помог бежать за границу.

По решению ЦК партии эсеров Рутенберг был назначен руководителем военной организации, занимавшейся боевой подготовкой масс и приобретением оружия. Летом 1905 г. он принимал участие в попытке доставить оружие в Россию на пароходе «Джон Крафтон», которая закончилась неудачей. В начале осени 1905 г. Рутенберг был арестован в Петербурге по доносу провокатора, освобожден из тюрьмы после выхода манифеста 17 октября. В ноябре–декабре того же года Рутенберг возглавлял боевую дружину эсеров в одном из рабочих районов Петербурга.

В феврале 1906 г. Рутенберг сообщил представителям эсеровского ЦК о предложении Гапона (вернулся после 17 октября 1905 г.) сотрудничать с охранным отделением и выдать Боевую организацию. ЦК партии поручил Рутенбергу убить провокатора и его непосредственного руководителя, вице-директора Департамента полиции П. Рачковского. Ввиду невозможности осуществить террористический акт в отношении Рачковского, Е. Азеф (агент Охранного отделения, руководитель Боевой организации эсеров), опасавшийся разоблачения, единолично разрешил ликвидировать только Гапона. Группой рабочих и Рутенбером 28 марта Гапон был повешен в Озерках под Петербургом.

В мае 1915 г. Рутенберг с агитационной целью выехал в США . Там он под псевдонимом Пинхас Бен-Ами опубликовал статью «Национальное возрождение еврейского народа» (в 1915 г. напечатана в Нью-Йорке отдельным изданием в переводе на идиш), в которой популяризировал свои взгляды. Рутенберг призывал к созданию Еврейского легиона (в чем встретил поддержку со стороны лидеров Поалей Цион Д. Бен-Гуриона и И. Бен-Цви), созыву Американского еврейского конгресса , который должен был предъявить национальные требования к послевоенной мирной конференции, боролся с противниками, в основном из среды ассимиляторов (см. Ассимиляция) и бундовцев , возмущенных тем, что известный революционер присоединился к сионистам. В США Рутенберг также подготовил всеобъемлющий план ирригации Эрец-Исраэль .

В революционной России

В июле 1917 г. (после Февральской революции) Рутенберг вернулся в Россию , где А. Керенский назначил его заместителем губернского комиссара (введена вместо должности губернатора) Петрограда по гражданским делам. Совместно с И. Трумпельдором и С. Ан-ским Рутенберг участвовал в создании Национально-социалистической группы, которая по общим вопросам приняла эсеровскую программу, а по национальному - левых Цеирей Цион .

В октябре 1917 г. Рутенберг был помощником Н. Кишкина, назначенного особоуполномоченным правительства по «водворению порядка в Петрограде». В дни октябрьского переворота Рутенберг предлагал арестовать и казнить В. Ленина и Л. Троцкого , чтобы предотвратить захват власти. Во время штурма Зимнего дворца Рутенберг вместе с членами правительства был арестован и около шести месяцев провел в Петропавловской крепости; освобожден по ходатайству М. Горького и А. Коллонтай.

Переехал в Москву , где работал в центральном аппарате кооперативного движения. После объявления советскими властями «красного террора», поводом к которому послужили совершенные 30 августа 1918 г. покушение Фанни Каплан (1890–1918) на В. Ленина и убийство Л. Каннегисером М. Урицкого , Рутенберг бежал в Киев - столицу независимой тогда Украины , а затем в Одессу , где руководил отделом снабжения во французской военной администрации.

В Стране Израиля

В середине 1919 г. Рутенберг навсегда оставил Россию, придя к выводу, что антисемитизмом заражена даже революционная среда, и в ноябре приехал в Эрец-Исраэль . При поддержке Сионистской организации Рутенберг осуществил обследование водных ресурсов страны, главным образом реки Иордан . Эта работа была предварительным условием для получения от английских мандатных властей концессии на использование водных ресурсов для снабжения страны электроэнергией.

Свои предложения по этому вопросу Рутенберг представил Всемирной сионистской конференции (Лондон , 1920). Вместе с В. Жаботинским он организовал еврейскую самооборону в Иерусалиме во время арабских беспорядков в апреле 1920 г. В 1921 г. Рутенберг стал главой Ѓаганы в Тель-Авиве , а также был советником англо-французской комиссии по демаркации границы на севере страны.

Преодолев с помощью крупных политических и финансовых деятелей Великобритании - лордов А. М. Мелчетта , Г. Л. Сэмюэла , Р. Д. Рединга и других - большие финансовые и политические трудности, в 1923 г. Рутенберг учредил Палестинскую электрическую компанию , которой власти предоставили концессию на использование вод Иордана и Ярмука для электроснабжения подмандатной Палестины.

Поглощенный делами электрической компании и строительством электростанций в Тель-Авиве , Хайфе , Тверии , Рутенберг не принимал активного участия в политической жизни ишува . Однако в период кризиса, вызванного трагическими событиями 1929 г. , Рутенберг был приглашен занять пост председателя выборного центрального исполнительного органа ишува - Ваада леуми (с сентября 1929 г. по февраль 1931 г.). После сложения председательских полномочий Рутенберг вышел из Ваада леуми (вновь вошел в него в 1939 г.; см. ниже).

Дом Рутенберга, в котором он жил с 1939 г.

В июне 1932 г. была пущена гидроэлектростанция Наhараим, построенная на территории

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»