Предложения по увековечиванию памяти новомучеников. Состоялось второе заседание церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников церкви русской

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

17 ноября 2015 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской , сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .

Церковно-общественный совет был образован решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года (журнал № 124). Архиерейский Собор 2013 года, поддержав решение Священного Синода об образовании этого органа, возложил на Совет ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» .

Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что второе заседание Совета проходит в преддверии Архиерейского Собора, который запланирован на 2-3 февраля 2016 года. К грядущему Собору предполагается подготовить отчет о проделанной работе.

«Мне хотелось бы сказать несколько слов о значении подвига новомучеников, — добавил Святейший Патриарх. — Мы уже много об этом говорим, но полагаю, что говорить надо так, чтобы было слышно всем — не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация».

«Сегодня очень часто появляются псевдогерои, — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред, — констатировал Предстоятель. — Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями».

«В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу, — продолжил Святейший Владыка. — Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу».

«На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви, — напомнил Предстоятель. — Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников».

«На Соборе была высказана мысль, которую я сегодня хотел бы повторить: сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, — хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическая памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев — святых новомучеников и исповедников Церкви Русской», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад о деятельности Совета.

«Работа Церковно-общественного совета началась в 2013 году. За это время была проведена большая работа по сбору и анализу информации о деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Священный Синод определил основные задачи деятельности Совета. Они заключаются в определении основных направлений и практическом планировании церковной и церковно-общественной работы в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В дополнение к соборному определению «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» Советом были выработаны рекомендации правящим архиереям, способствующие реализации определения Собора. Советом были также определены направления работы в этой области для Синодальных отделов и комиссий», — сказал, в частности, митрополит Ювеналий.

В докладе были подробно рассмотрены результаты работы синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений, а также деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников.

Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета. Святейший Патриарх отметил очевидную практическую пользу создания Совета по столь важному вопросу церковной жизни. Предстоятель также отметил вклад Патриаршего совета по культуре, Синодального информационного отдела, а также телеканала «Спас» в дело увековечения и актуализации подвига новомучеников и исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

Также в ходе заседания обсуждалась проблема включения в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ тем, касающихся богоборчества, периода гонений XX века и подвига новомучеников и исповедников. Были внесены предложения по организации установки мемориальных досок на храмах, где несли свое служение новомученики.

Епископ Егорьевский Тихон сообщил о планах создания постоянной экспозиции на ВДНХ, а также музея новомучеников. Также был обсужден вопрос церковного поминовения невинно убиенных в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.

17 ноября 2015 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы и братия!

Мне хотелось бы сказать несколько слов о значении подвига новомучеников. Мы уже много об этом говорим, но полагаю, что говорить надо так, чтобы было слышно всем — не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация.

Сегодня очень часто появляются псевдогерои — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, —

и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями.

В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу.

На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви. Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников.

На Соборе была высказана мысль, которую я сегодня хотел бы повторить: сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, — хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическое памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев — святых новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что второе заседание Совета проходит в преддверии Архиерейского Собора, который запланирован на 2—3 февраля 2016 года. К грядущему Собору предполагается подготовить отчет о проделанной работе.

Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад о деятельности Совета:

«Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

Работа Церковно-общественного совета началась в 2013 году. За это время была проведена большая работа по сбору и анализу информации о деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Священный Синод определил основные задачи деятельности Совета. Они заключаются в определении основных направлений и практическом планировании церковной

и церковно-общественной работы в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В дополнение к соборному определению „О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших“ Советом были выработаны рекомендации правящим архиереям, способствующие реализации определения Собора. Советом были также определены направления работы в этой области для Синодальных отделов и комиссий, что нашло свое отражение в утвержденных Вашим Святейшеством поручениях и рекомендациях этим учреждениям.

Сегодня мы рассмотрим результаты работы Синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений и ознакомимся с деятельностью епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников и тем, насколько успешно ими были применены выработанные Советом рекомендации.

Учитывая, что одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения, Совет поручил Издательству Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработать список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы, что было ими выполнено и направлено Издательству Московской Патриархии с тем, чтобы Издательство включило в Богослужебные указания полиелейные службы новомученикам, согласно выработанному списку. В соответствии со списком Издательство выпустило Богослужебные указания на 2016 год, включив в них указания о совершаемых праздничных службах новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Одной из важных составляющих патриотического воспитания и религиозного просвещения в плане раскрытия темы новомучеников Церкви Русской для учащихся является содержание учебников истории России для школ. Церковно-общественный совет поручил Синодальному отделу религиозного образования и катехизации разработать темы, касающиеся гонений на Русскую Православную Церковь и подвига новомучеников, с тем, чтобы предложить Министерству образования и науки Российской Федерации включить их в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ. Темы были разработаны и направлены в Министерство. Одновременно Отделом был отрецензирован готовящийся к изданию учебник „История России“ для 6-10 классов. В рецензии было отмечено, что подход к изложению истории Отечества в предполагаемом к изданию учебнике мало чем изменился по сравнению с учебниками прошлых лет. Был выявлен ряд конкретных фактических ошибок, допущенных в учебнике. Выражалось пожелание, чтобы в курсе истории России более исторически правдиво отображалось значение Церкви как социального института. В замечаниях к готовящемуся к изданию учебнику указывалось, что „чем меньше официальная религия присутствует в публичном дискурсе государства, тем глубже и шире в обществе распространяется псевдодуховность, угрожающая духовной безопасности общества, семьи и государства“. Считаем со своей стороны важным продолжить рабочие контакты с Министерством образования для увеличения в учебнике „История России“ объема повествования о Русской Православной Церкви в соответствии с тем значением, которое она имела в истории Российского государства, а также для расширения повествования о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ столетии и новомучениках.

На основании проекта предложений Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества Церковно-общественный совет на своем заседании выработал список поручений Синодальному отделу.

В настоящее время Отдел предоставил список планируемых им мероприятий, касающийся устроения совместно с общественными организациями акций, призванных популяризировать подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. Составлен план мероприятий, посвященных истории России в ХХ столетии, который предлагается осуществить совместно с музеями, библиотеками и выставочными залами. При этом предполагается взаимодействовать с Патриаршим советом по культуре, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Российским православным университетом. Отделом также разработаны паломнические маршруты, экскурсии, осуществлять которые предполагается совместно с Паломническим центром Московского Патриархата. Поскольку в данном случае речь идет лишь о намерениях на будущее, мы можем пожелать Отделу успешного их осуществления. К сожалению, Отделом оказался не выполнен пункт поручения, связанный с созданием базы данных об установлении памятных досок и крестов на месте служения и страдания новомучеников, а также переименованных в их честь населенных пунктов, улиц и площадей. Такая информация позволила бы нам наглядно видеть динамику исполнения 5 пункта постановления Собора 2011 года, касающегося наименований улиц именами новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Церковно-общественный совет дал поручение Синодальному информационному отделу „инициировать создание телевизионных передач и публикаций в СМИ, посвященных новомученикам и исповедникам Церкви Русской“, а также поручение „курировать епархиальные и частные сайты в части размещения на них информации о новомучениках“. В присланном отчете показано, что в 2014 году был проведен конкурс неигровых фильмов и передач на тему: „Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской“. Всего на конкурс было подано 44 работы. В эфире радио „Вера“ с сентября 2014 по май 2015 года вышло 100 выпусков, посвященных новомученикам и исповедникам Церкви Русской. В рамках проекта „Православный вестник“ за этот период вышло 10 статей, а в журнале „Фома“ 14 статей. В рамках сотрудничества с издательством Оптиной пустыни отдельной книгой были выпущены посвященные новомученикам публикации, печатавшиеся ранее в журнале „Фома“, которые в известной степени популяризируют подвиг новомучеников, делая его более близким и понятным для современного читателя. Синодальный информационный отдел направил циркулярные письма в епархии с запросом — сообщить о поручениях, принятых в рамках исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года „О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших“. Ответ на запрос прислали 26 епархий. С положительной стороны можно охарактеризовать работу Бежецкой епархии (размещен 41 материал на ее официальном сайте) и Курской епархии (размещено свыше 40 материалов). В создании телевизионных передач успешно проявила себя Рязанская епархия, ею были подготовлены 50 видеоматериалов, посвященных новомученикам, и Курская епархия, которая совместно с областной телекомпанией „Сейм“ выпустила цикл из трех документальных фильмов о курских новомучениках. В целом, по мнению Синодального информационного отдела, после анализа всех полученных им материалов, работу по размещению материалов можно охарактеризовать как не вполне соответствующую масштабам задачи.

Синодальному отделу по монастырям и монашеству Церковно-общественным советом было дано поручение — направить наиболее известным монастырям письма с предложением установить мемориальные доски, памятные знаки или кресты и, по возможности, создать мемориальные комнаты, экспозиции и музеи, посвященные новомученикам, подвизавшимся в данных обителях. Ответы были получены от двадцати монастырей.

В четырех обителях в настоящее время устроены музеи, и в одном — установлен памятный крест, в остальных пока планируется это осуществить.

Церковно-общественный совет обратился к Фонду „Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви“, занимающемуся изучением подвига новомучеников и подготовкой и изданием житий новомучеников и исповедников Церкви Русской, с предложением подготовить учебное пособие для средней школы. Пособие подготовлено. Оно предназначено для учителей-предметников, в том числе по основам православной культуры, истории, литературы, а также для классных руководителей, педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием школьников. Пособие может использоваться в государственных общеобразовательных школах, а также в семинариях, духовных училищах и в православных гимназиях.

Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской можно сказать следующее. Если в 2014 году из 147 епархий, предоставивших отчеты, удовлетворительно работа велась лишь в 54 епархиях, некоторые епархии только-только начинали свою деятельность в этой области, а другие ее еще и не начинали, то в 2015 году из 144 епархий, предоставивших отчеты, уже 76 епархий проводят работу по сохранению памяти новомучеников.

В 40 епархиях при храмах, где служили новомученики, созданы экспозиции, посвященные их жизни и подвигу, а также установлены мемориальные доски; в 35 епархиях организовано совершение крестных ходов, посвященных памяти новомучеников, с освещением этих событий в СМИ; в 30 епархиях пишутся или уже написаны и находятся в храмах иконы новомучеников, где они в свое время служили, а также распространяются их жития; в 22 епархиях ведется работа по созданию телепередач о новомучениках на местном телевидении; в 16 епархиях создаются передвижные выставки, посвященные церковной жизни во времена гонений и подвигу новомучеников; в 11 епархиях разработаны маршруты паломнических поездок, связанных с новомучениками, и имена новомучеников присвоены воскресным школам и духовно-образовательным центрам; 9 епархий активно содействуют видеосъемкам церковных мероприятий, посвященных новомученикам; в 6 епархиях, используя историко-церковный потенциал епархиальных комиссий, занимающихся исследованиями подвига новомучеников, устраиваются выездные заседания по благочиниям для организации и сбора историко-краеведческих материалов по теме гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. Взаимодействие с властями по вопросу о переименовании улиц и площадей в честь новомучеников не дало результатов.

За этот период лишь в городе Омске была названа улица в честь священномученика Сильвестра (Ольшевского), вероятно, как не имевшая ранее другого наименования. Учитывая выдвигаемые аргументы о практической сложности переименования уже названных улиц, можно рекомендовать правящим архиереям инициировать наименование новых улиц и площадей в честь новомучеников.

Не вдаваясь в подробности, хотел бы сказать, что в Московской епархии все рекомендации Собора и нашего Совета неуклонно проводятся в жизнь.

В целом анализ присланных материалов, касающихся реализации определения Архиерейского Собора 2011 года „О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших“, показывает умеренно положительную динамику в деятельности епархий. Мы полагаем, что те правящие архиереи, которые направили нам планы мероприятий, которые они собираются исполнить в ближайшем будущем, успешно их осуществят, способствуя этим претворению в жизнь решения Архиерейского Собора.

Благодарю за внимание».

Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета. Святейший Патриарх отметил очевидную практическую пользу создания Совета по столь важному вопросу церковной жизни. Предстоятель также отметил вклад Патриаршего совета по культуре, Синодального информационного отдела, а также телеканала «Спас» в дело увековечения и актуализации подвига новомучеников и исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

Также в ходе заседания обсуждалась проблема включения в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ тем, касающихся богоборчества, периода гонений XX века и подвига новомучеников и исповедников. Были внесены предложения по организации установки мемориальных досок на храмах, где несли свое служение новомученики.

Епископ Егорьевский Тихон сообщил о планах создания постоянной экспозиции на ВДНХ, а также музея новомучеников. Также был обсужден вопрос церковного поминовения невинно убиенных в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.

13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собору Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.

Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии.

Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем – в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор.

Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса…

Вот относительно новомучеников такой критерий не стоит. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI в.), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось. То есть даже тогда, в XI веке, отсутствие чудес не являлось препятствием к почитанию. И относительно новомучеников XX века этот критерий, если и есть, то на последнем месте. Основной критерий – это мученическая кончина, в которой прослеживаются напрямую признаки исповедничества. Тоже очень тонкий критерий. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых много об этом говорит, у него есть специальный доклад «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских». Он настаивает, что канонизация мучеников первых веков и канонизация мучеников ХХ века – это разные вещи, и здесь совершенно разные критерии должны быть применимы. Для него, например, один из важнейших критериев канонизации новомученика ХХ века – это святость всей его жизни. Среди древних святых мы порой видим гонителей христиан, которые, видя мужество мучеников, сами обращались ко Христу и тоже принимали мученическую смерть. Игумен Дамаскин считает, что так нельзя походить к мученикам ХХ века. Потому что Россия была христианской страной, и люди должны были буквально с детства показывать себя христианами. Эта его позиция разделяется не всеми, но она у нас принята как официальная.

- С какими трудностями сталкивается комиссия в своей работе?

Колоссальной сложности проблема в том, что основными документами для канонизации являются архивно-следственные дела, «мученические акты XX века». Это следственные дела ОГПУ - НКВД, в которых должно быть налицо исповедническое поведение человека. То есть он не должен был оклеветать себя – а обвинения предъявлялись все сплошь клеветнические – «контрреволюция», «создание террористической группировки», «распространение контрреволюционных слухов» – вплоть до 1937 года всё какую-то контрреволюцию искали. Как мы знаем, следователями активно применялись пытки. И в этих условиях человек должен был не сломаться, не сознаться в ложных обвинениях: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Это первое. Второе – он не должен был никого оклеветать. А это настолько тонкое понятие… Вот, например, почти все протоколы начинаются словами: «Назовите ваших знакомых». Что в этой фразе особенного? По сути дела, ничего. Но если человек говорит: «Я знаю такого-то, такого-то и такого-то», – через три листа мы уже видим их арестованными, и дело уже переквалифицируется в групповое. А групповое дело – это всегда планка наказания в два раза выше, чем по индивидуальному делу. И, конечно, опытные люди, те, кто сидел не первый раз, никаких знакомых вообще не называли. Здесь тоже очень тонко: как это интерпретировать – оклеветал, не оклеветал людей, если просто назвал своих знакомых? И третье условие, выполнить которое сложнее всего, и на чем настаивает отец Дамаскин (тут я с ним полностью согласен). Мы должны – а это едва ли возможно – исследовать весь пласт архивов современного ФСБ, которое является наследником КГБ-НКВД-ОГПУ, и связать воедино тысячи нитей людей, проходивших в качестве обвиняемых. Допустим, передо мной лежит расстрельное дело священника 1937 года. Но откуда я знаю – не привлекался ли он в 1928 году в качестве свидетеля по делу совсем другого священника? И это могло быть вовсе не в Саратове – он мог сменить пять, шесть городов за это время, священники часто переезжали ввиду гонений, ссылок. Соответственно, я, зная, что он расстрелян в Саратове в 1937, могу ли быть уверен, что он в 1928 где-нибудь в Иванове не свидетельствовал на другого как обвинитель? Нужно всё исследовать, составить всю номенклатуру в масштабах страны – кто, где, когда проходил по какому делу. Это задача в настоящее время невыполнимая – и по своей трудоемкости, и потому, что ведомственные архивы ФСБ закрыты. Но это – принципиальная позиция отца Дамаскина: пока не будет засвидетельствовано, что человек ничем не скомпрометирован, – не о чем разговаривать. По сравнению с 1990-2000-ми годами условия канонизации сейчас ужесточились, и это правильно.

А почему не был канонизирован в соборе святых протоиерей Геннадий Махровский, настоятель Свято-Троицкого собора, расстрелянный в 1919 году вместе с епископом Германом (Косолаповым) и священником Михаилом Платоновым? Насколько я знаю, его вообще не допрашивали, так что каких-то «неправильных» показаний он дать не мог.

Он был расстрелян как заложник. Все сорок с лишним человек, расстрелянных в октябре 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова, – это заложники, взятые в ходе красного террора в ответ на убийство большевика Загорского. Тут достаточно сложные критерии. Но относительно людей, легших в братскую могилу на Вознесенском кладбище – мы ведь тоже подавали на них документы на канонизацию. И отказ был мотивирован недостатком материалов, свидетельствующих об их исповедническом подвиге. Другое дело – судебные протоколы владыки Германа и отца Михаила: там видно, как они себя ведут, что говорят. Видно, в чем их обвиняют, видно, что их хотят убить просто потому, что они «черные вороны и их надо отправить на небо». И они отвечают «Для вас небо пусто, для нас – нет. Отправьте нас туда, потому что мы верующие, и для нас там – всё, новая жизнь». А вот про священника Геннадия Махровского ничего подобного у нас нет. А раз нет – комиссия воздерживается от подобного рода канонизаций.

- В настоящее время комиссия готовит материалы для канонизации?

Сейчас этот процесс перенаправлен в другую сторону. Он направлен на развитие почитания подвига новомучеников, что отражено в синодальном документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», на сбор и более кропотливое изучение материалов об этих людях – не только прославленных, но и всех пострадавших за веру в годы гонений. Главная задача, которая перед нами сейчас стоит – это увековечивание памяти новомучеников. Канонизация - это начало, а вот то, что мы, по благословению Владыки Лонгина, смогли и праздник такой установить, как Собор Саратовских святых – это уже продолжение. И очень важно, что этот праздник у нас так торжественно отмечается, что центром его по очереди становятся все города нашей епархии. В издательстве Саратовской митрополии готовится к изданию прекрасная книга о Соборе Саратовских святых, подготовленная секретарем нашей комиссии священником Максимом Плякиным и членом комиссии Валерием Тепловым. Такие издания очень нужны для того, чтобы память о подвиге новомучеников сохранялась, чтобы люди знали о них. Этим же занимается наше общество «Возрождение», объединяющее потомков репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Внуки, правнуки этих людей по крупицам в архивах разыскивают сведения о своих предках. (о 4-й конференции общества «Возрождение» читайте на стр… – Ред.). Особенно отрадно, что к нам всё время приходит молодежь: значит, это дело не умрет с внуками репрессированных, которым уже многим самим за 70 лет, оно будет продолжаться. Стремление больше узнать о новомучениках, неравнодушие к ним – вот это и есть, на мой взгляд, настоящее их почитание.

- Что еще входит в работу комиссии?

У нас очень много ответов на запросы. Ко мне приходят просьбы от людей, которые ищут материалы о том или ином священнике. Это либо его родственники, либо местные краеведы. Немало школьников, которые пишут работы о репрессированных священниках своего родного села - разумеется, если рядом окажется верующий учитель. Материалов у нас много, и, если в моей базе данных есть соответствующие документы я с удовольствием их высылаю. Такие запросы приходят к нам со всей страны.

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Беседовала Оксана Гаркавенко

Оксана Гаркавенко «Главная задача – увековечение памяти новомучеников» (Беседа с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.)//Газета «Православная вера» № 18

15 ноября 2017 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает Патриархия.ru .

В начале заседания владыка митрополит выступил с докладом об итогах исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Перед нами стоит задача — рассмотреть итоги исполнения в текущем году епархиями Русской Православной Церкви и Синодальными отделами постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», а также высказать свои предложения, каким образом можно сделать более успешным выполнение соборного постановления.

В ответ на мой запрос относительно того, что сделано в текущем году для исполнения постановления Архиерейского Собора были получены ответы от 154 епархий. Сообщают, что продолжилось строительство и освящение храмов в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Большая часть из них посвящена либо Собору новомучеников, либо собору благочиния, реже храмы освящаются в честь конкретного святого. При реставрации порушенных святынь, один из имеющихся приделов зачастую освящался в честь новомученика.

В настоящее время в большинстве епархий Русской Православной Церкви достаточно регулярно совершаются бденные, полиелейные и славословные службы в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Многие архипастыри составляют графики такого служения на текущий год, определяют место и время соборного служения духовенства. За дату празднования в благочинии обычно берется день памяти одного из новомучеников, либо назначается переходящий день празднования. При этом вечерняя и утренняя служба в эти дни служится по возможности во всех храмах церковного округа.

Совершаются крестные ходы — как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, а среди них и те, кто прославлен Церковью. Там также устанавливаются поклонные кресты. К этим местам совершаются и паломничества. В этом отношении общецерковное значение имеет Бутовский полигон, где погребены многие новомученики.

В определенные дни совершаются панихиды по всем невинно пострадавшим, например, в день памяти жертв политических репрессий, 30 октября, когда в храмах епархий совершаются панихиды по невинно убиенным в годы гонений, а за Литургией возносятся о упокоении их душ особые прошения. После богослужения произносятся проповеди, в которых разъясняется содержание и значение подвига новомучеников. Одним из удачных нововведений можно назвать установление билбордов с изображениями новомучеников и с цитатами из их творений. Только три епархии сообщили, что они пользуются этим методом просвещения населения. Наиболее успешен опыт города Старый Оскол в Белгородской митрополии.

В этом году в подавляющем большинстве епархий прошли также конференции, посвященные теме «1917-2017: уроки столетия», в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. В докладах говорилось о новомучениках и исповедниках как известных общецерковно, так и служивших или пострадавших в конкретном регионе. Были опубликованы буклеты с описанием жизни и подвига новомучеников, которые раздаются участникам мероприятий. В Московской епархии совместно с подмосковным Министерством образования была издана книга «Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной» для бесплатной раздачи школьникам.

Во многих епархиях устраиваются выставки, посвященные подвигу новомучеников. Некоторые экспозиции — передвижные, что позволяет демонстрировать их на многих приходах, в зданиях школ и библиотек. Устраиваются книжные выставки. На регулярной основе священниками проводятся беседы с педагогами общеобразовательных школ, колледжей, профессиональных лицеев по теме «новомученики и исповедники», устраиваются конференции педагогических работников и руководителей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. В воскресных школах регулярно проводятся уроки, посвященные памяти новомучеников. В некоторых епархиях уже созданы музеи новомучеников.

Имеется опыт проведения в епархиях имеющих зачастую межрегиональный характер конкурсов проектных и исследовательских работ, посвященных духовно-нравственному развитию детей и молодежи. На них стала все чаще звучать тема: «Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской».

Отдельным пунктом решения Архиерейского Собора прописано составление епархиальными богослужебными комиссиями служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в епархии. Только четыре епархии сообщили, что составленные ими чинопоследования направлены в Синодальную богослужебную комиссию.

В одной из епархий 45 из 81-й воскресной школы названы в честь новомучеников. Такая практика есть и в других епархиях. Однако по-прежнему трудно исполняемым является решение Собора о наименовании в честь новомучеников улиц, площадей, бульваров, скверов. Власти под разными предлогами уклоняются от сотрудничества в данной области. В настоящее время во многих епархиях ведутся переговоры о возможности, по крайней мере, присвоения имен мучеников за Христа улицам в новостройках.

В постановлении Архиерейского Собора содержится пожелание включить изучение подвига новомучеников в учебные планы семинарий и училищ, вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации сообщает, что к 1 июля 2017 года ответ на поручение, касающееся проведения какой-либо работы с детьми и подростками по теме новомучеников в общеобразовательных организациях дали только 25 епархий. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве епархий такая работа не проводится. Правда, практически во всех отчетах (а это 188 епархий в России и за рубежом) говорится о проведении регионального этапа Рождественских образовательных чтений на тему «1917-2017: уроки столетия», круглых столов «Новомученики и исповедники России», семинаров для преподавателей «Основ православной культуры».

В 2016/2017 году Синодальный отдел религиозного образования и катехизации продолжил работу по популяризации подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Было подготовлено учебно-методическое пособие для образовательных программ и просветительских проектов в образовательных организациях общего и дополнительного образования. Оно предназначено для организации изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе, а также может быть использовано и в вузах в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации научно-исследовательской работы молодых ученых. Специалистами Синодального отдела были разработаны также «Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской». Они были изданы тиражом 7 тысяч экземпляров и розданы участникам ХХV Международных Рождественских образовательных чтений.

Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом Синодальный отдел религиозного образования и катехизации организовал общероссийскую олимпиаду по Основам православной культуры «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений», приуроченную к 100-летию Поместного Собора Русской Церкви и восстановлению Патриаршества.

Архиерейский Собор 2011 года отметил особую значимость средств массовой информации в деле ознакомления с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской. В связи с этим мы обратились в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с запросом о рекомендациях относительно взаимодействия епархий со светскими СМИ в целях просветительской деятельности в области увековечения памяти новомучеников. Полученный ответ предлагает сосредоточить внимание на

освящении храмов и часовен в честь новомучеников;

общецерковных и епархиальных мероприятиях, посвященных памяти новомучеников: экспозициях, презентациях, конференциях, круглых столах, форумах, семинарах, конкурсах, грантах, лекциях ученых по названной теме, показах документальных фильмов и т.п.;

присвоении имен новомучеников церковным социальным учреждениям;

вечерах памяти жертв политических репрессий, когда одним из аспектов таких вечеров является изучение подвига новомучеников;

открытии памятных досок в местах жизни, служения или гибели новомучеников с соответствующим размещением в СМИ конкретной информации о них.

На Архиерейском Соборе 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с просьбой о создании кратких буклетов с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета — руководить данным проектом. Издательством в настоящее время уже выпущен ряд таких брошюр, и эта работа будет продолжена.

Почитание святых зачастую связано с местом, где они служили или пострадали, а также с местом, где пребывают их мощи. Святейший Патриарх Кирилл благословил изготовить пять ковчегов с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, в которые были вложены 54 частицы мощей мучеников и исповедников. Ковчеги на протяжении года доставлялись в епархии. В храмах, где пребывали святыни, совершались Божественные литургии, зачастую архиерейским чином, а между службами — молебны. Практически во всех епархиях наблюдалось особое усердие богомольцев и отмечалась незаурядность этого церковного события. Сотни тысяч верующих собрались у мощей новомучеников, чтобы помолиться им, обратиться к заступничеству ближайших к нам по времени святым ходатаям перед Богом.

Есть случаи, когда в епархиях не проводятся мероприятия по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской на том основании, что там нет прославленных новомучеников. Следует на это заметить, что прославление святых для общецерковного почитания касается всей канонической территории Русской Православной Церкви. Исповедничество, мученичество, верность Христу даже до крови есть высшая форма христианского подвига. Разъяснение духовного значения страданий за веру имеет огромное воспитательное значение для всех православных людей.

Новомученики, еще до наступления гонений, зачастую нарочито старались осознать высоту подвига мученичества, некоторые даже завидовали древним мученикам, живя в то время, когда вроде бы и не было возможности переживать подобные страдания. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, писал из тюремной камеры незадолго перед мученической кончиной: «Я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали. Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец».

Мы видим, что духовный опыт древних святых пришлось переживать совсем еще недавно нашим новомученикам. Через их страдания мы можем прикоснуться к опыту Древней Церкви. Этому способствуют и издание житий, и написание икон новомучеников, и проповедь, в особенности архипастырская, о значении подвига новомучеников, и служение молебнов, чтобы даже в тех епархиях, где нет прославленных новомучеников, люди знали о них, проникались их подвигом, обращались к ним в своих молитвах.

1 февраля 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал № 1) образовал Организационный комитет по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь. В ходе состоявшегося 7 марта 2017 года заседания Организационного комитета был внесен ряд предложений, которые были одобрены на заседании Священного Синода 9 марта (журнал № 4) и затем последовательно реализовывались в течение этого года.

Следует в связи с этим особо отметить состоявшуюся в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 16 июня под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла церковно-научную конференцию «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь». Она была организована Московской и Санкт-Петербургской духовными академиями и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Святейший Патриарх Кирилл, давая на конференции оценку современным церковным исследованиям, отметил, что «в последние годы развернулась исследовательская и издательская деятельность, связанная как с нашей Церковью в минувшем столетии в целом, так и историей конкретных монастырей и храмов… прежде всего новомучеников и исповедников», и «вполне правомерно поставить вопрос: «А может быть мы уже приближаемся к тому времени, когда нам потребуется фундаментальный академический труд «История Русской Православной Церкви в ХХ веке»?» Такова высокая оценка Святейшим Патриархом исследований, предпринятых в последнее время.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал мне поручение как председателю Церковно-общественного совета на предстоящем Архиерейском Соборе сделать доклад о ходе исполнения решений Архиерейского Собора. Прошу членов Совета высказать свои предложения, которые я смог бы сообщить членам Архиерейского Собора».

По окончании доклада состоялась дискуссия по вопросам работы Совета.

Архиерейским Собором 2011 года был принят документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших" . Для координации осуществления этого постановления в 2012 году был образован Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возглавил митрополит Ювеналий.

Он сообщил о том, что в масштабах всей Русской Православной Церкви была развернута широкая программа многообразных мероприятий, связанных с воспоминанием новомучеников и периода гонений. В большинстве епархий совершаются богослужения в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Имеется практика установления дней празднования Соборов новомучеников в благочиниях, где некогда подвизалось несколько святых.

Владыка Ювеналий рассказал о крестных ходах и паломничествах как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, об освящении храмов и приделов во имя новомучеников и исповедников, об установке мемориальных досок, организации выставок, беседах с педагогами и учащимися. В течение года прошел ряд научных форумов, важнейшим из которых стала церковно-научная конференция "100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь" .

Как отметил докладчик, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла было изготовлено пять ковчегов с честными мощами 54 новомучеников и исповедников. Они на протяжении года доставлялись в епархии, с тем чтобы при совершении богослужений и крестных ходов православные верующие могли молитвенно обратиться к предстательству подвижников веры.

Информационная служба Архиерейского Собора

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Архиерейским Собором 2011 года было принято постановление "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Для координации осуществления этого постановления в 2012 году был образован Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который мне было благословлено возглавить.

В нынешнем году исполнилось сто лет с начала трагической эпохи в истории России и Русской Православной Церкви, когда наступила длительная эпоха гонений на веру. В связи с этим незадолго до начала нынешнего заседания Архиерейского Собора мною были запрошены все правящие Преосвященные. В результате пришли ответы из 157 епархий. На их основе Церковно-общественный совет подвел итоги того, как исполняется вышеуказанное решение Архиерейского Собора 2011 года.

Общая картина такова: в масштабе всей Русской Православной Церкви развернулась широкая программа многообразных мероприятий, связанных с воспоминанием подвига новомучеников.

В большинстве епархий регулярно совершаются богослужения в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Существует практика составления графика богослужений на целый год, а также установления дней празднования Соборов новомучеников в благочиниях, где некогда подвизалось несколько святых.

Совершаются крестные ходы и паломничества к местам служения новомучеников и массовых захоронений жертв репрессий. Общецерковное значение в связи с этим имеет Бутовский полигон, где 27 сентября, по благословению Вашего Святейшества, мною был освящен "Сад памяти". Это созданный по инициативе Церкви и усилиями частных лиц уникальный мемориал, на стенах которого высечены имена более 20 тысяч человек, убитых в 1937-1938 годах на этом полигоне, в том числе многих новомучеников.

Президент России Владимир Владимирович Путин 30 сентября открыл в Москве мемориал памяти жертв политических репрессий "Стену памяти", где принимали участие Ваше Святейшество, религиозные, государственные и общественные деятели. Таким образом, деятельность Церкви, направленная на увековечение памяти новомучеников, получила государственную поддержку. Об этом свидетельствует, например, и то, что в соответствии с законом "О праздничных днях и памятных датах Московской области" в Подмосковье установлен "День памяти новомучеников Подмосковных" 17 февраля.

По благословению Вашего Святейшества, было изготовлено пять ковчегов с честными мощами 54 новомучеников и исповедников. Они на протяжении года доставлялись в епархии с тем, чтобы при совершении богослужений и крестных ходов православные верующие могли молитвенно обратиться к предстательству наших подвижников веры.

Повсеместно освящались храмы или приделы в честь новомучеников и исповедников. На церквях, где они совершали свое служение, или на домах, где проживали, были открыты мемориальные доски. Есть также практика установки памятных поклонных крестов. Пишутся иконы новомучеников. Продолжается, хотя и не очень активно, гимнотворческая деятельность, направленная на составление им богослужебных последований.

Заметны плоды научных изысканий, связанных с историей Церкви в минувшем столетии. Это нашло отражение как в многочисленных публикациях, так и в проведении научных форумов. Важнейшим из них стала прошедшая в Москве в июне под председательством Вашего Святейшества церковно-научная конференция "100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь" в Храме Христа Спасителя.

В епархиях стали чаще устраиваться выставки, посвященные подвигу новомучеников, причем некоторые из выставочных экспозиций делаются передвижными, что позволяет демонстрировать их на многих приходах и в зданиях библиотек.

Говоря об издательской деятельности, следует отметить, что выходили в свет жития новомучеников и их творения.

Уделялось должное внимание включению темы подвига новомучеников в образовательные программы, как церковные, так и светские. С этой целью в подавляющем большинстве епархий прошли конференции, посвященные теме "1917-2017: уроки столетия", в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. Для помощи педагогам Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил необходимые учебно-методические материалы.

Во многих епархиях именами новомучеников называются церковные социальные учреждения и воскресные школы, однако по-прежнему трудно преодолимой проблемой остается наименование городских улиц и площадей именами новомучеников.

Есть случаи, когда в епархии не проводятся мероприятия по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской на том основании, что в ней нет прославленных новомучеников, на что следует заметить, что прославление святых для общецерковного почитания касается всей канонической территории Русской Православной Церкви, и само разъяснение духовного значения страданий за веру уже имеет огромное воспитательное значение для всех православных людей.

Подводя итог, можно сказать, что вдохновленные призывом Святейшего Патриарха Кирилла епархии нашей Церкви, подчас во взаимодействии с работниками образования и культуры, сделали очень многое для того, чтобы подвиг новомучеников и исповедников оставался в памяти народной. Страдальцам за веру, соли нашей земли (см. Мф. 5:13) таким образом воздавалось должное почитание, как молитвенным предстателям перед престолом Божиим за народ и Отечество наше.

Благодарю за внимание.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»