Воспитательное значение подвига новомучеников и исповедников российских. О нравственном значении подвига новомучеников и исповедников российских для воспитания молодежи

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви священника Александра Мазырина, сделанный им на «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории (18-19 мая 2012 г.).

2012 год знаменателен многими юбилеями в отечественной истории. 400-летие изгнания поляков и изменников из Москвы и преодоления Смуты XVII века, 200-летие отражения нашествия «галлов и двунадесять язык». Эти события — в ряду самых славных страниц в истории Государства Российского, когда единство православного народа обеспечивало ему великие победы. В то же время, на этот же год приходятся и менее круглые даты событий, вызывающих скорбь. 775 лет назад на Руси началось тяжелое монголо-татарское иго, когда разобщившийся в своих уделах русский народ не смог дать должного отпора восточным завоевателям. И, пожалуй, самые мрачные события произошли в России 75 лет назад, ставшие в 1937 году апофеозом нового ига, когда предержащая власть обрушила на свой народ жесточайший террор, подобного которому не было в отечественной истории. Одних только расстрелянных по приговорам, согласно статистике НКВД, в период «Большого террора» 1937-1938 годов было около 700 тысяч человек . Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом в Год Российской истории — год торжества по поводу наших великих побед? Ответ простой, хотя, быть может, для кого-то и неожиданный: в кровавом 1937-м у нас в России тоже свершилась великая Победа.

Объяснение этому можно увидеть в словах одного из расстрелянных в том году — митрополита Петроградского Иосифа (Петровых): «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» . Еще раньше в истории Церкви эту мысль выразил христианский апологет Тертуллиан. «Мы побеждаем, когда нас убивают, — обращался он к римских языческим правителям в III веке. — Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя» («Апология», гл. 50). Никому, очевидно, не придет в голову назвать победителями «ленинских гвардейцев» Бухарина, Каменева, Зиновьева или «сталинских наркомов» Ягоду и Ежова — вдохновителей и проводников большевистского террора, ставших в конце 1930-х его же жертвами. Сломленные и раздавленные системой, ими же выстроенной, униженно кающиеся перед «товарищем» Сталиным за уклонение от «генеральной линии партии», они вызывали отвращение и у «своих», и у «чужих». Иное дело христианские мученики, имена которых составили вечную славу Церкви. За последние 20 с небольшим лет Русской Церковью поименно прославлено более 1700 новомучеников и исповедников . И это — лишь малая часть беспорочно пострадавших за Христа в период большевистских гонений, общее число которых многократно превзошло число подвижников эпохи Святой Руси. Можно сказать, что в духовном отношении, в плане числа явленных святых, годы «Большого террора» стали временем наивысшего расцвета для Русской Церкви, а значит и для России. Это и дает основания говорить о нашей Победе в 1937 году.

Внешне, однако, в результате сталинского гонения Русская Церковь умалилась как никогда. К началу Второй мировой войны на всей территории СССР на кафедрах осталось всего четыре архиерея Русской Православной Церкви: митрополиты и и по одному викарию у того и другого. Десятилетием ранее их было около двухсот, то есть в 50 раз больше. Из примерно 50 тысяч храмов, бывших у Русской Православной Церкви до революции, к концу 1930-х незакрытыми оставалось несколько сот (официально — несколько тысяч, но в большинстве из них служб не было, поскольку из-за террора некому было служить). «В результате наших оперативных мероприятий, — похвалялся Ежов перед Сталиным в конце 1937 года, — почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало церковь» .

К «достижению» богоборцев можно было отнести и то, что в результате их целенаправленной политики, проводившейся с начала 1920-х годов, Русская Церковь претерпела целый ряд разделений. От церковного единства отпали украинские «самосвяты», обновленцы, григориане и целый ряд других менее значительных расколов. В самой Патриаршей Церкви с конца 1920-х годов появилась сильная «правая оппозиция» Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), тогда же административное единство с Московской Патриархией прервала и . «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство», — обличал так называемых «народных комиссаров» в 1918 году . За разделениями в народе последовали и разделения в Церкви. Богоборческая власть понимала, что уничтожать Церковь легче по частям, поэтому всячески провоцировала внутренние нестроения в ней. Перед церковным сознанием такая злонамеренная политика власти ставила вопросы: как сохранить единство Церкви и что должно лежать в основе этого единства.

Один из немногочисленных в то время русских зарубежных апологетов Московской Патриархии профессор И.А. Стратонов выдвинул на этот счет следующую теорию: «Единство Церкви представлено единой церковной властью. Единение с Церковью охраняется только послушанием этой власти. В этом отношении, во избежание церковной анархии, совесть человека, члена Церкви, связана. Никакое положение в Церкви отдельного лица не освобождает его от обязанности подчинения церковной власти и только усугубляет ее» . Идея, в общем-то, понятная и подкупающая своей простотой. По сути дела, на этом принципе — единой церковной власти — уже много веков строит свою экклесиологию Римо-Католическая Церковь.

В 1931 году митрополит Сергий опубликовал в небольшой богословский трактат «Отношение Церкви к отделившимся обществам», в котором, в частности писал: «Обновленческая и григорьевская и им подобные современные иерархии, несомненно, берут свое начало от православных архиереев; само производство хиротонии не вызывает в большинстве случаев особых возражений. Однако после запрещения, наложенного на вождей нового раскола, мы признаем эти иерархии безблагодатными и таинства их недействительными (кроме крещения). […] В таком же положении находятся и заграничные расколы, напр. Карловацкий» . Кого митрополит Сергий зачислял в подобные обновленцам и григорьевцам безблагодатные «современные иерархии», можно понять из определения его Синода, приятого в июле 1929 года. В этом определении в числе «раскольников» упоминались «последователи бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых], бывшего Гдовского епископа Димитрия [Любимова], бывшего Уразовского епископа Алексия [Буя]» , то есть те, кого обобщенно называли тогда «иосифлянами». Наложение на них запрещения в священнослужении, согласно митрополиту Сергию, автоматически делало их священнодействия недействительными (кроме крещения), то есть отторгало их не только от административного, но и от благодатного церковного единства.

Проблема, однако, заключалась в том, что в реалиях того времени высшая церковная власть в лице митрополита Сергия в наложении канонических прещений была далеко не свободна. Так, в декабре 1927 года начальник 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ (отвечавшего за борьбу с «церковной контрреволюцией») Е.А. Тучков просил сообщить своим ленинградским «товарищам» (в совершенно секретном порядке, разумеется): «Мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиц[ионных] епископов» . И действительно, вскоре после этого заявления Тучкова митрополитом Сергием и его Синодом было наложено запрещение в священнослужении на двух оппозиционных ленинградских епископов — Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина), последователей митрополита Иосифа (Петровых), после чего их, по учению митрополита Сергия, следовало считать безблагодатными. Получалось, таким образом, что действие благодати находилось в прямой зависимости от административных актов Московской Патриархии, которая сама пребывала под сильнейшим влиянием ОГПУ. То есть, упрощенно говоря, чекист Тучков оказывался в итоге своего рода «распределителем благодати». Если же вспомнить, что в задачу ОГПУ входило всемерное разложение Церкви изнутри, дробление ее на максимальное число частей, нетрудно понять, чем оборачивалась «дисциплинарная экклесиология» митрополита Сергия и его апологетов для церковного единства.

Теория и практика митрополита Сергия, однако, не встречала поддержки у лучших представителей российской православной иерархии. Так, самый авторитетный иерарх Русской Православной Церкви того времени — первый, согласно завещанию святого Патриарха Тихона, кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя, занять которую ему не дала богоборческая власть, — священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) писал в 1929 году: «Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою эту совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указания этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало» . То есть в «дисциплинарную экклесиологию» митрополита Сергия митрополитом Кириллом вводилась существенная поправка на «иерархическая совесть». Без учета велений этой совести церковная дисциплина могла превращаться из средства укрепления единства Церкви в средство его разрушения.

Возвращаясь теперь к заявленной в названии доклада теме подвига новомучеников, следует сказать, что они в те годы и были людьми, старавшимися до последнего держаться велений христианской совести, даже тогда, когда могло казаться, что для сохранения церковной организации правильнее пойти и на определенное лукавство. Глава Русской Православной Церкви того времени — Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), заместителем которого, собственно, и был митрополит Сергий, — год за годом, начиная с конца 1925-го, проводил время в одиночных камерах и дальних ссылках. Ему предлагали получить свободу в обмен на секретное сотрудничество с ОГПУ. С таким предложением к нему обратился сам Е.А. Тучков. Митрополит Петр отказался, объяснив это председателю ОГПУ так: «Нечего и говорить, что подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре» . Выполнению того, что было противно его совести, митрополит Петр предпочел новые тюремные муки, закончившиеся расстрелом в 1937 году. Митрополит Сергий же, насколько можно судить, предпочитал действовать по-другому. Согласно показаниям архиепископа Питирима (Крылова), бывшего управляющего делами Синода, «митрополит Сергий Страгородский сам давал установки архиереям не только не отказываться от секретного сотрудничества с НКВД, но даже искать этого сотрудничества. Это делалось в интересах церкви, т.к. митрополит Страгородский понимал, что архиерей, заручившийся доверием местного органа НКВД, будет поставлен в более благоприятные условия по управлению подведомственной ему епархией, у него не будет особых неприятностей с регистрацией и вообще создастся какая-то гарантия от возможности ареста. […] Само собой разумеется, что архиереи понимали установки Страгородского как маневр, направленный к сохранению церкви в тяжелых для нее условиях» .

Сохранить Церковь от физического разгрома в годы «Большого террора», однако, «маневры» митрополита Сергия, как уже было сказано, не смогли. Тем более, с их помощью невозможно было сохранить церковное единство. Напротив, своим коллаборационизмом Заместитель Местоблюстителя отталкивал православных ревнителей от Московской Патриархии. «Вся Церковь почувствовала, что митрополит Сергий совершил преступление, что он сдал управление Церковью власти безбожников, и действует, и будет действовать впредь под диктовку ГПУ», — писал в 1931 году бежавший из России священник Михаил Польский . Политика митрополита Сергия по отношению к власти далеко вышла за рамки понятия «лояльность». Один из представителей внутрироссийской «правой» церковной оппозиции так разъяснял это в 1930 году своему зарубежному знакомому, который пытался оправдывать Заместителя: «Церковь была и будет по отношению к власти лояльной, не будет бороться с ней, будет подчиняться, признавать и пр. Но Вы не хотели понять и увидеть… разницу между посланиями, письмами и пр[очим] Патриарха и м[итрополита] Петра и актами м[итрополита] Сергия. Там была полная лояльность, признание, подчинение не формальное, а по существу, религиозное (власть от Бога), но там не было услужения, не было отказа от церк[овной] внутренней свободы и независимости, не было забвенья о правде Божией; там было разделение кесарева и Божьего. Патриарх, как известно, сам поминал власть, но зато он никогда не совершал актов, позорящих достоинство Церкви, ограничивающих Ее свободу. Назначая епископов, он не спрашивал никого санкции ГПУ, неугодных Правительству он не подвергал церковным репрессиям, наоборот, вопреки воле Правительства, он настаивал на поминовении сосланных епископов и сохранял за ними кафедры. Тоже делал и Петр. И сколько из-за этого ГПУ выслало народу. Ведь существует грань, Вы не станете спорить с эти, где кончается лояльность и начинается услужение (во вред церк[овному] делу), начитается холопство, лакейство. Эту грань м[итрополит] Сергий и переступил — это так ясно, что очевидно, что диву даешься, что Вы этого не понимаете» .

Если говорить о том, кто из иерархов больше всего сделал для сохранения внутреннего единства Патриаршей Церкви в 1920-1930-е годы, то это, без всякого сомнения, священномученик митрополит Петр (Полянский). 12 лет он возглавлял Русскую Православную Церковь — самые тяжелые 12 лет — с 1925-го по 1937-й. Из этих 12-ти лет более 11-ти он провел в заключении вдали от людей. Однако, несмотря на свою изолированность, Патриарший Местоблюститель продолжал играть колоссальную роль в жизни Русской Церкви. Он являл собой символ исповеднического стояния, символ духовной непорабощенности богоборческой властью. И это стояние в истине объединяло вокруг его личности всю Русскую Церковь. И «сергиане», и «иосифляне», и «карловчане», — все они продолжали видеть главой Русской Церкви именно митрополита Петра. И таким образом, несмотря на внешнее разделение, нелепые обвинения в «безблагодатности», внутренне Русская Церковь оставалась единой. В значительной степени это было результатом подвига митрополита Петра. Ему многократно предлагали свободу в обмен на отречение от его звания, от местоблюстительства. Но в случае такого отречения Русская Церковь потеряла бы всеми признанного своего Предстоятеля, и нестроения внутри нее стали бы еще более тягостными. Ценой своих невероятных страданий митрополит Петр хранил единство Русской Церкви.

«Экклезиологии дисциплины» митрополита Сергия митрополит Петр, митрополит Кирилл, митрополит Иосиф и те, кто шел за ними, предпочитали «экклезиологию исповедничества». Они не считали, что в условиях жесточайших гонений надо «спасать» Церковь разного рода сомнительными «маневрами» (а митрополит Сергий именно так и заявлял: «Я спасаю Церковь!» ). Их вера состояла в том, что Господь Сам силен спасти Свою Церковь, от них же требуется сохранять Ему верность, стоять в Истине до конца. И действительно, как и в первые века, кровь мучеников стала новым семенем христианства. Благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских, Русская Церковь не исчезла, а выстояла и возродилась. Благодаря им произошло и восстановление нарушенного в конце 1920-х единства Русской Церкви. Расточая свои «канонические» прещения, митрополит Сергий мало кого из несогласных с его политикой смог удержать в подчинении. Разделение ме;ду Московской Патриархией и Зарубежным Архиерейским Синодом длилось десятилетиями, и трудно было представить, что удастся его уврачевать. Но память о новомучениках жила в сознании церковных людей и в России, и за границей. В 1981 году Собор новомучеников и исповедников был канонизирован в Русской Зарубежной Церковью. В 1989 году, когда агонизирующий коммунистический режим оказался уже не в силах сдерживать религиозное возрождение в России, в Москве был прославлен глава сонма новомучеников и исповедников — святой Патриарх Тихон. В 1997 году был канонизирован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр, которого, как было сказано, равным образом признавали главой Русской Церкви и в Отечестве, и за границей. Наконец, в 2000 году Архиерейским Собором Московского Патриархата был прославлен весь Собор новомучеников и исповедников Российских. Вскоре после этого началось стремительное сближение двух частей Русской Церкви, закончившееся восстановлением их канонического общения, 5-летие чего мы в эти дни торжественно празднуем. Воссоединение же двух частей Русской Церкви символически ознаменовало прекращение Гражданской войны в России. Таким образом, народное единство, разрушенное революцией, подвигом новомучеников восстановилось.

Подводя итог, можно сказать, что сила и единство любого народа, его способность давать ответ на бросаемые ему вызовы, определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания — это святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Возможно, конечно, собрать людей и под знаменами идей ложных, проникнутых ненавистью, таких как, например, коммунизм или фашизм. Но такое человеческое объединение не будет долговечным, чему мы видим яркие исторические примеры. Подвиг же новомучеников имеет непреходящее значение. Сила святости, явленная ими, победила злобу большевиков-богоборцев. Почитание новомученников и исповедников на наших глазах объединило Русскую Церковь, внешне, стараниями тех же богоборцев, разделившую в конце 1920-х годов. 70-летнее богоборческое пленение России до предела расшатало духовные основы общественной жизни. Без возвращения к истинным ценностям, идеалом которых является святость, наше общество останется обреченным. Если у народа нашей страны есть будущее, то только в следовании той Истине, верность которой явили наши святые, ближайшие из которых к нам — новомученики и исповедники Российские.

По официальным данным, в 1937 году к высшей мере было приговорено 353.074 человека, в 1938-м — 328.618 (см.: Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности. Статистические сведения о деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ (1918-1953): Монография. 2-е изд., расш. и доп. М., 2011. С. 458, 462.

«Я иду только за Христом…»: Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год / Публ., вступл. и примеч. А.В. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 9. С. 405.

По данным официального сайта Московской Патриархии за 1989-2011 годы к лику святых Русской Православной Церкви были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских (см.:

Цит. по: Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. М., 2010. С. 408.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 149.

Стратонов И. Документы Всероссийской Патриаршей Церкви последнего времени // Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1928. № 14. С. 30.

Сергий (Страгородский), митр. Отношение Церкви к отделившимся обществам // Журнал Московской Патриархии. 1931. № 3. С. 5.

Акты… С. 644.

«Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1927-1928 годы / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 10. С. 369.

Акты… С. 636.

Там же. С. 883.

ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 151-152.

[Польский] Михаил, свящ. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. С. 52.

Акты… С. 538. .

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО

ИКОНА СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ

ИКОНА СОБОРА КЕМЕРОВСКИХ СВЯТЫХ

ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЦЕРКВИ. На исходе второго христианского тысячелетия Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий - великий сонм святых мучеников и исповедников Российских XX века. Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Церковь во многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби и преследования, и мученическую смерть лучших ее служителей. Господь укреплял учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут (Мф. 10, 28). И вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Это помогало христианам мужественно встретить мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою желали принять смерть за Христа. Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал, что ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35). Многие из тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. Святой Патриарх - исповедник Тихон писал: “...Если пошлет Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”. Сбылись чаяния исповедника веры святителя Тихона - на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших. Боголюбивая полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончины иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем (Рим. 14, 8). Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Они прославили Господа своими подвигами. Возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем сердцем, всем помышлением, всею силою, они были столпами веры святой Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду Воскресения. Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, - если он не христианин. Жизнь новых мучеников Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или к чему-нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно - как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке) незамутненными. Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство пред Богом. И ныне в раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

2 февраля 2011 года Архиерейский Собор принял документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии и семинарии, в интервью интернет-изданию «Татьянин день» прокомментировал некоторые положения этого документа.

Отец Владислав, на прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Какие из положений этого документа кажутся Вам наиболее важными и интересными? Что в документе является принципиально новым?

На мой взгляд, постановление о посвящении храмов и часовен памяти новомучеников по-прежнему актуально и важно. На Соборе впервые прозвучало предложение именовать в календаре мучеников по месту подвига, по кафедре или по фамилии. А призыв в конце документа подражать новомученикам в стойкости и верности в мире, удаляющемся от Христа, - это не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.

В документе говорится о том, что «епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию». Кто будет составлять сами службы? Разве возможно написать богослужебный текст «на заказ»?

Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким образом они будут работать — коллегиально или поручив это тому, у кого есть соответствующий дар, а затем редактируя, - это по-разному может быть устроено. Но, как правило, службы и составляются «по заказу», а не по вдохновению, посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась служба святому, или сразу после канонизации «поступал заказ» на написание службы.

Как предполагается решать проблему литургического почитания новомучеников, имея в виду их большое количество и малое число составленных им служб, с одной стороны, и непростые проблемы соединения их памяти с памятью древних святых, с другой?

Конечно, лучше, чтобы были службы, посвященные конкретному святому, но за отсутствием таковых - и это уже сложившаяся традиция - используется общая минея, где размещены службы разным чинам святых, разным ликам святости: священномученикам, преподобномученикам, исповедникам. Если совершается служба новомученику (а она должна совершаться там, где он пострадал, или там, где он совершал служение) и при этом нет написанной ему службы, то за основу берется служба из общей Минеи. В ее тексте будет прославляться не конкретный святой, а данный «вид святости». Новомучеников, действительно, много. Если открыть календарь, мы видим, что практически на каждый день приходится память какого-либо новопрославленного святого. Но службы им совершаются редко. Наверно, невозможно совершать службы всем им во всех храмах. Во всех храмах нужно праздновать лишь избранных из них - как в случае со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, например, - а остальных поминать соборно.

А вот память святых, известных в своих епархиях, очень хорошо и правильно было бы совершать во всех храмах епархии - если речь идет об архиерее, или в приходах или монастырях - если речь идет о святых, известных в какой-то местности. Что касается соединения служб, то Типикон предусматривает возможность соединения памяти древнего святого с памятью новопрославленного святого, и здесь не должно возникнуть проблем.

В документе рекомендуется «продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан». Как сейчас строится работа с архивами? Что уже достигнуто?

Без сотрудничества с архивными работниками, хранителями архивов наша деятельность невозможна. Работа в этом направлении ведется, нужные нам документы более или менее доступны. Как правило, это архивы спецслужб, и так просто они не выдаются, на их просмотр необходимо получить разрешение. Копировать также можно не все. Ограничения, которые устанавливают архивы, касаются не защиты репутации следственных и судебных органов, ведь и так понятно, что там было много преступного, этот факт уже никто не пытается упрятать. А были другие лица, которые в них фигурируют, причем в неблаговидном виде. К примеру - свидетели обвинения, информаторы. Мало кто из них может быть жив на сегодняшний день, но у них есть дети, внуки, и их интересы государство защищает. Есть такое понятие - «охрана прав граждан, которые могли бы быть скомпрометированы публикацией архивных документов». Таким образом, посторонние лица, принимавшие, однако, непосредственное участие в судьбе репрессированных, остаются под охраной государственной тайны. И поэтому документы попадают к нам с какими-то купюрами.

И все же в перспективе возможно улучшение ситуации. На этот счет есть особое законодательное положение: через 75 лет после кончины человека его репутация уже более не охраняется. Это уже не факт личной жизни, а факт истории. Тогда архивные документы, как бы они ни выставляли это лицо, могут публиковаться. Даже самые потаенные уголки истории XVIII века уже для всех открыты. А если мы говорим о репрессиях 30-х годов, со времени кончины этих людей чаще всего 75 лет еще не прошло. Так что вопрос открытия архивов - это теперь вопрос времени.

В документе упоминаются и новомученики, и «все невинно от богоборцев в годы гонений пострадавшие». В чем будет заключаться церковное поминовение жертв репрессий? Будет ли учрежден день особого поминовения этих усопших (подобно дню поминовения погибших в годы Великой Отечественной войны)?

Это решение обращено скорее к обществу, чем к Церкви. Церковное поминовение христиан - не новомучеников, но пострадавших от репрессий - может быть как персональное, так и общецерковное - через требы. Но для тех, кто пал жертвой репрессий, не принадлежа при этом к Церкви, речи о поминовении не может идти. Церковное поминовение лиц, не принадлежавших к Церкви, невозможно, и здесь никаких поправок быть не может. В соответствующем пункте документа выражено скорее уважение к жертвам репрессий и пожелание принимать какие-то общественные, государственные меры - акции, которые бы способствовали увековечению памяти пострадавших в те годы, чем стремление каким-то образом изменить церковную практику поминовения усопших.

В документе говорится и о том, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Как можно рассказывать о новомучениках в школе? Не вызовет ли это общественный протест, как было с «Основами православной культуры»?

Здесь даже меньше оснований для возражений, чем было при попытке ввести предмет «Основы православной культуры». Мы говорим о факте имевших место репрессий. Это необходимо молодому поколению просто для объективного знания истории - независимо от того, является ли школа церковно ориентированной или это обычная средняя школа. И о том факте, что среди пострадавших и репрессированных было много священнослужителей и просто православных христиан. Это не значит, что школьники, не принадлежащие к Православной Церкви, должны из таких уроков выносить убеждение об их святости. Мы считаем, что рассказ о новомучениках даст школьнику, независимо от его принадлежности к определенной конфессии, более объективное представление об исторических фактах, чем дают современные школьные учебники.

Беседовала Дарья Куликова

Ильина Зинаида Дмитриевна,
д. ист. н., зав. кафедрой Курского государственного сельскохозяйственного университета,
Пигорева Ольга Владимировна,
к. ист. н., доцент Курского государственного сельскохозяйственного университета

«Учебное пособие “Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе”»

В третьем разделе авторы, исходя из твердого убеждения, подтвержденного практикой, доказывают, что изучение житий новомучеников и исповедников Церкви Русской имеет огромный потенциал для формирования исторической памяти региона . Организация исследовательской работы со школьниками, основанная на использовании методов локальной и устной истории, способна помочь воспитанию у молодого поколения любви к своему Отчеству. Как показал наш опыт, привлечение учащихся к исследовательской работе способствует тому, что материал о жизни и подвиге новомучеников и исповедников перейдет в сознании школьников из категории отвлеченных теоретических посылов в знания по истории своей страны и родного края .

Такую работу предлагается вести на каждом уроке, подведя ее итоги на заключительном уроке «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – урок потомкам», который целесообразно организовать в форме защиты исследовательских проектов: 1) экскурсии «Святые места памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской в родном крае», 2) классного часа «Жизнь и подвиг новомученика (назвать…)» , 3) проекта «Судьбы православных земляков в ХХ в.», когда ученики собирают воспоминания членов своих семей или знакомых (хорошо, если эта работа ведется совместно с родителями).

Откорректировав большое количество школьных исследовательских проектов, авторы посчитали необходимым организовать научно-методическую деятельность по поиску исторических источников с преподавателями школ, средних специальных учебных заведений, которые руководят подготовкой школьных и студенческих научных работ. Эффективным средством стало ежегодное проведение методических семинаров. Так, в 2014 году в рамках конференции «ХI Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края» проводился методический семинар «Изучение в школе и вузе жизни и подвига новомучеников»; в 2015 году – методический семинар «Агиография как жанр древнерусской и современной литературы. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в школе и вузе»; в 2016 г. — «Локальная история в научной и учебно-воспитательной работе школы и вуза по изучению жизни и подвига новомучеников российских ХХ века». Учитывая заинтересованность педагогов и хорошие результаты, авторы рекомендуют организовывать в регионах подобную деятельность.

В четвертом разделе учебно-методического пособия размещены конспекты всех девяти уроков , которые содержат цель урока, материал для рассказа учителя и для работы с терминами, вопросы и задания для изучения нового материала, повторения и закрепления изученного, отрывки из художественных произведений, возможные формы организации исследовательской работы учащихся по методам локальной и устной истории и др.

Материал в уроках подан с позиций историчности в хронологической последовательности , включает характеристику эпохи, факты из истории страны и региона (в данном случае – на примере Курской области).

Не случайно определена и последовательность уроков. Учитывая сложность темы «Новомученики и исповедники Церкви Русской» и ее новизну для российского общества, авторы посчитали необходимым на первых двух уроках дать ученикам исторические сведения по проблеме на примерах конкретных судеб новомучеников, а затем, после знакомства с историей жизни и подвига священномучеников, на третьем уроке провести обобщение на примере Собора новомучеников. Ведь не имея представления о том, кто такие новомученики и исповедники, какие трагичные события отечественной истории повлекли их мученическую смерть, школьники могли бы испытывать затруднения.

На первом уроке ученики знакомятся с началом гонений на Русскую Православную Церковь после октябрьской революции 1917 г. на примерах истории жизни и подвига священномучеников Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, и Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского.

На втором уроке в соответствии с хронологией событий школьники получают знания об усилении репрессий в отношении священнослужителей и верующих в конце 1920-х гг., об истории Соловецкого лагеря; знакомятся с жизнью и подвигом священномученика Иоанна Стеблин-Каменского, находившегося в заключении на Соловках.

Третий урок направлен на формирование у учеников понимания важности сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.. Для изучения школьникам предложен материал об установлении дня церковного празднования памяти мучеников ХХ в. , иконографии и смысловом содержании иконы «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», восстановлении житийной традиции в ХХ в. В рамках настоящего урока целесообразно дать ученикам знания о необходимости обращения при изучении темы только к достоверным источникам информации.

Четвертый и пятый уроки разработаны в контексте региональной тематики и направлены на формирование у учеников понятия о Соборе Курских святых и значимости подвига новомучеников и исповедников, прославивших родной край. Ученикам предлагается познакомиться с историей жизни и подвига курских архиепископов – священномучеников Дамиана (Воскресенского) и Онуфрия (Гагалюка). Они оба были арестованы, а затем расстреляны (священномученик Дамиан в 1937, а священномученик Онуфрий в 1938 гг.). Современным жителям и гостям города напоминает о них памятная доска на доме № 10 по ул. Челюскинцев г. Курска: в этом доме в конце 1920-х – начале 1930-х гг. жил архиепископ Дамиан, а позже – и архиепископ Онуфрий, расстрелянные в годы репрессий. Памятная доска была открыта 16 февраля 2014 г., а место расположения архиерейского дома установлено на основании архивных данных.

Шестой урок построен на материалах общероссийской и региональной истории: на примере Бутовского полигона (Московская область) и урочища Солянка (г. Курск) ученики знакомятся с историей «святых мест памяти» – мест совершения массовых расстрелов и захоронений в период репрессий 1930-х гг. Также изучается история жизни и подвига курян, расстрелянных на Бутовском полигоне в 1937 г.: священномучеников Афанасия (Докукина) и Павла (Андреева), преподобномучениц Александры (Червяковой) и Анны (Ефремовой); ведется подготовительная работа к поездке школьников в урочище Солянка.

Седьмой урок, не нарушая общего исторического контекста, направлен на формирование у учеников понимания значимости исповеднического подвига. Для изучения предлагается житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

На восьмом уроке ученики работают над осмыслением женского христианского подвига в ХХ в., изучают истории жизни и подвига мученицы Татианы (Гримблит) и исповедницы Хионии Архангельской. У них – разные женские судьбы: исповедница Хиония – жена священника и мать, а мученица Татьяна –образованная талантливая девушка, в годы политических репрессий нашла свое предназначение в помощи заключенным. На вопрос следователя о носимом ею на шее кресте Гримблит отвечала: “За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно”.

На девятом уроке, который проводится в интерактивной форме – в форме разработки исследовательского проекта «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – урок потомкам», обобщаются полученные в процессе изучения всех уроков знания о гонениях на Русскую Православную Церковь и репрессиях в отношении духовенства и православных мирян, закрепляется сформированное у школьников на предыдущих уроках осознание значения подвига новомучеников и исповедников в истории страны и роли земляков в сохранении православной культуры в крае.

Концептуальный подход к изучению темы «Новомученики и исповедники Церкви Русской» основывается на понимании того, что обращение к нравственным ценностям и культуре Православия во многом определено исторически сложившимися культурными традициями. Православие и как религия большинства жителей России, и в контексте исторических традиций нашего государства, и как основа русской национальной культуры может и должно изучаться в школах.

Авторы убеждены в необходимости использования исторического опыта Православия на русской почве в системе школьного образования; изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской может выступать важной составляющей духовно-нравственного воспитания школьников и способствовать изучению отечественной истории.

Надеемся, что учительская интеллигенция воспримет настоящее издание не только как учебно-методические рекомендации для организации работы в школе, но и как материал для личных размышлений об обретении ценностных основ жизни и значимости традиционных национальных православных ценностей в современном мире.

ПРИМЕЧАНИЯ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»