Теоретический или практический вопрос требующий разрешения называется. Решение проблем или принятие решений

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

О том, что такое проблема в понятийном смысле, человек, наверное, никогда не задумывается. Ведь главное - решить ее, а не озадачиваться вопросом о смысле термина. Но, на самом деле, "проблема" - очень интересное понятие, которое можно рассматривать в разных аспектах.

Немного философии

Если обратиться к различным справочникам и словарям, то можно выяснить достаточно четко, что перевод слова "проблема" с древнегреческого языка означает "задача". С точки зрения философии - это понятие характеризует вопрос практического или теоретического плана, требующий решения, причем путей и результатов решения может быть несколько. Именно этим проблема отличается от задачи, решение которой можно осуществить только одним путем. С этой же позиции следует учитывать верность постановки проблемы, ведь она может быть заключена в неверных вопросах, которые получат неверный ответ, а результат не станет решением конкретной проблемы.

Жизненные ситуации

Как часто люди говорят в сердцах: "Тебе бы мои проблемы!", совершенно не задумываясь о конкретном смысле понятия "проблема". Определения слова можно рассматривать в бытовом ключе, когда перед человеком стоит определенная задача, которую он по каким-то причинам считает трудноразрешимой или же затрудняется выбрать правильное решение из множества вариантов. Причем для каждого индивида проблема или комплекс проблем носит свой особый характер. Для решения любой задачи, даже в бытовом и профессиональном плане, необходимо сначала увидеть цель, к которой должно привести решение проблемы, затем уже можно выбирать пути. Активность человека, его саморазвитие, а также изменение внешних условий его жизни оказывают свое влияние на появление проблем. Есть поговорка, ярко характеризующая эту особенность: "Маленькие детки - маленькие бедки". И дело не в размерах проблем, а в их характере и количестве.

Как классифицируются проблемы?

Для получения адекватного, качественного результата необходимо правильно установить суть проблемы. Именно этот аспект может подсказать направления ее решения. Сами же проблемы подразделяются на несколько категорий, соответствующих различным ситуациям. По системным уровням (масштабности в рамках человечества) их можно разделить на следующие проблемы:

  • глобальные;
  • стран;
  • регионов;
  • городов;
  • организаций;
  • улиц;
  • семейные;
  • личностные.

Каждая категория включает в себя несколько видов, характерных для конкретного масштаба. Так, к примеру, глобальные мировые проблемы можно разделить на следующие категории:

  • разрыв между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность (так называемая проблема "Север-Юг");
  • снижение биоразнообразия;
  • обеспечение мира во всем мире (угроза термоядерной войны);
  • несанкционированное распространение ядерных технологий;
  • радиоактивное загрязнение окружающей среды;
  • катастрофическое загрязнение природы;
  • исчерпание пресной воды, цветных металлов, нефти, угля, природного газа, древесины, цветных металлов и, как следствие, проблема обеспечения человечества этими ресурсами;
  • глобальное потепление;
  • озоновые дыры;
  • проблема смертельных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, онкологические болезни и СПИД;
  • неравномерное демографическое развитие развитых и развивающихся стран, как следствие, возможный голод;
  • терроризм;
  • социальное неравенство;
  • возрастающая безработица;
  • насилие и организованная преступность;
  • загрязнение морей и океанов;
  • парниковый эффект;
  • кислотные дожди;
  • опасность падения или катастрофического сближения с Землей астероидов;
  • глобальные техногенные катастрофы;
  • развитие недружественного человечеству искусственного интеллекта.

Уменьшение масштабности проблемы не означает увеличение простоты ее решения и снижение числа категорий, на которые ее можно подразделить. Из личностных проблем складываются проблемы всего человечества.

Проблема или нет?

Синоним к слову "проблема" - задача. Если подойти тщательно к пониманию этих двух терминов, то окажется, что они обозначают разные категории - задачу можно решить, пройдя конкретным путем и достигнув цели. А вот проблему следует сначала разобрать на цели, подобрать верный путь решения, только затем пройти его, желательно не слишком сильно уклоняясь от намеченного пути, лишь потом только получить результат. Если конкретные вопросы определены неверно, то результат может быть совершенно противоположным, чем должно было бы получиться. В этом-то и проявляется вариативность проблемы.

Проблема в проблеме

Понятие слова "проблема" трактуется разными областями науки по-разному. Так, с точки зрения философии, проблема - отношение человека к миру в целом и в частности. Именно на ее решении основывается мировоззрение каждого индивида. Философия разных эпох и течений сходится во мнении, что для каждого конкретного мировоззрения существуют свои причины. И именно в определении причин и основ мировоззрения слагается проблема философии. Отсюда же можно сделать вывод о том, что проблемы можно разделить по сложности и возможности сделать прогноз ее развития и потенциального решения.

Творчество как символ эпохи

Слово "проблема" можно определить, как многовариантная по решению и результату задача, хотя конкретика задачи состоит, наоборот, в единственно верном решении, которое, несомненно, может получиться разными методами решения. Сферы науки и творчества, мировоззрение каждого конкретного человека сталкиваются с проблемами постоянно. Например, литература - эта область творчества, которая объединяет воедино тему и проблему. Эта связь прослеживается из века в век, объединяя разные эпохи развития человечества. Для конкретного времени стоит определенная проблема и тонкая натура пытается ее решить с помощью творчества - литературы, прозы, поэзии. Этим же вопросом заняты и другие области искусства - изобразительное, хореография, скульптура. Если задаться целью и проанализировать произведения искусства, то можно для себя определить, каким путем была раскрыта, а возможно даже решена определенная проблема. Значение слова в этом контексте будет совпадать с темой и подтемами самого произведения.

Препятствия в бизнесе как философское понятие

Еще одна сфера жизнедеятельности человека, с которой каждый обыватель сталкивается регулярно, - способ добывания средств к существованию, то есть денег. Что такое проблема в бизнесе? Это препятствия, стоящие на пути к получению материального блага. Причем здесь есть еще один аспект - риски. Они затрудняют прогнозирование развития проблемы. Также проблема бизнеса выражается в невозможности ее решения использованными ранее способами в связи с изменившимися обстоятельствами. Понимание этих особенностей позволяет ставить определенные цели на пути получения конкретного результата.

Научные проблемы

Особо следует помнить о проблемах науки. Здесь совершенно неважно, к какому виду принадлежит сфера познания действительности: естественному, техническому, гуманитарному или общественному. Основная проблема этой области - подмена понятий научного исследования и научного знания. Главная область такой работы - незнание, поиск определенных компонентов знания, способных сделать понимание окружающего мира более полным. Решение научной проблемы - целый комплекс задач, требующих ответа на конкретные вопросы. Полученные знания предыдущих поколений не всегда воспринимаются как аксиома, иногда в пути решения конкретной задачи приходит понимание ошибочности предыдущего знания. В этом случае также проявляется вариативность проблемы - принять новое или же опираться на прошлые знания. Важную роль играет методология определенной научной сферы, основанная на целеуказании, проведении научных исследований и проверки полученных знаний в комплексе с применением их на практике.

Главное - вопрос

Если в какой-либо области жизнедеятельности возникла проблема, то следует для начала уяснить, насколько она масштабна и на какие составляющие ее можно разложить, чтобы достичь желаемой цели. Основной этап решения каждой проблемы, какой бы масштабной она ни была, правильно сформулировать вопрос каждого компонента, затем необходимо дать ответ на него, решив конкретную задачу. Только тогда, пройдя всю последовательность, можно справиться с конкретной проблемой. Всегда следует помнить, что вопрос должен быть поставлен максимально точно, от этого зависит конечный результат. В решении каждого вопроса главное действие - мыслительный процесс, даже если задача прикладная, не требующая определенных познаний, хотя даже навыки и умения приобретаются через определенные научные познания.

Как решать?

Что такое проблема? Это требующая решения задача, подразумевающая потенциальную многовариантность исхода. Чтобы справиться с такой ситуацией, необходимо вычленить конкретные задачи и решить их. Каждая задача имеет в решении три ступени:

  • постановка проблемы;
  • конкретизация задачи;
  • поиск решения.

Задача может быть решена как при помощи мыслительного процесса, так и с помощью определенных физических действий, что зависит от поставленной цели для выхода из сложившейся ситуации.

Народное творчество о сложностях решения

Что такое проблема в обыденной жизни? Это определенное препятствие на пути получения чего-то желаемого, но не имеет значения - материально осязаемого или чего-то духовного. Люди издавна старались относиться к появляющимся в каждодневной жизни проблемам с некоторой долей иронии, исподволь опираясь на часто цитируемую сегодня фразу, приписываемую царю Соломону: "Все проходит, и это тоже пройдет". Сегодня чаще всего о проблемах говорят афоризмами, получившими известность, взятыми из художественных произведений, высказываний медийных личностей или же приписываемых мудрецам древности. Например, фраза, сказанная, как говорят, Буддой: "Если есть проблема - ее нужно решить. Если ее решить нельзя, не стоит делать из этого проблему". Или же слова Вольтера: "Не бывает больших дел без больших проблем", многими познаются на собственном опыте. Впрочем, слово "проблема" каждым человеком воспринимается именно из своего жизненного опыта и опыта профессиональной деятельности.

Синонимы

Синоним к слову "проблема" подобрать не так-то и просто. Сказать "задача", значит, упустить многовариантность решения проблемы. Ведь задача должна быть решена с конкретным результатом, даже невзирая на возможность нескольких путей решения. Использовать слово "трудность" для замены "проблема" тоже не совсем получается, ведь этим словом, скорее всего, правильнее будет обозначить препятствие на пути достижения определенной цели, как бревно поперек дороги. Это же касается и слова "сложность", чаще всего приобретающее прилагательное значение, характеризующее препятствие. Хотя в жизни люди очень часто заменяют слово "проблема" самыми разными словами, не вдаваясь в диалектические особенности каждого термина, начиная от литературных "задача" и "препятствие" и заканчивая народным творчеством, имеющим нелитературный (можно даже сказать неприличный) оттенок.

Так что такое проблема? Это некоторое обстоятельство материального или нематериального плана, требующее решения. Оно имеет возможность многовариантного исхода, зависящего от желания и возможностей людей решить его в свою пользу.

Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.

Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

ПРОБЛЕМА

В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.

ПРОБЛЕМА

от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

Проблема

греч. problcma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

Проблема

греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

ПРОБЛЕМА

проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.

Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.

Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.

В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.

Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.

Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.

Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

Весь ход развития человеч. познания может быть представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный содержания П. отличает их от «псевдопроблем» - вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения П. может служить её неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых П. была поставлена (напр., доказательство неразрешимости П. построения вечного двигателя было тесно связано с формулировкой закона сохранения энергии) . В науч. познании способы разрешения П. совпадают с общими методами и приёмами исследования. В силу комплексного характера мн. П. совр. естествознания и социальных наук определ. для анализа строения и динамики П. приобретают системные методы. Развитие науч. познания нередко приводит к П., приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, филос. уровень их рассмотрения. При этом на первый план выступает материалистич. в своей эвристически-мето-дологич. функции.

Абсолютизация момента проблемности или неразрешимости познават. ситуации приводит к различным формам скептицизма, прагматизма, релятивизма (напр., «проблематизм» У. Спирито, учение о «проблемном сознании» Г. Вайна) .

Основы логико-семантич. истолкования и классификации П. были заложены в работах А. Н. Колмогорова по исчислению задач (1932) , а также в работах С. К. Клини (1945) , Дж. Роуза (1953) и др. Определ. П. получили подробную разработку в совр. формальной логике (напр., задачи с параметрами, имеющие своё решение в некоторой формуле, содержащей эти параметры,- т. н. массовая П.) .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema – задача, задание)

неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению; см. Познание. Проблемное ( которого само является проблемой) связано с тем взглядом, что познания не является абсолютно познаваемым, но является знанием о незнании.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα - преграда, трудность, задача) - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или интерес. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Жизненный, конструктивный характер содержания проблем отличает их от “псевдопроблем” - вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема была поставлена (напр., доказательство неразрешимости построения вечного двигателя было тесно связано с формулировкой закона сохранения энергии). В научном познании способы разрешения проблем совпадают с общими методами и приемами исследования. В силу комплексного характера многих проблем современного естествознания и социальных наук большое значение для анализа строения и динамики проблем приобретают системные методы. Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения.

Абсолютизация момента проблемности или неразрешимости познавательной ситуации приводит к различным формам скептицизма, прагматизма, релятивизма (напр., “проблематизм” У. Спирито, учение о “проблемном сознании” Г. Вайна), Основы логико-семантического истолкования и классификации проблем были заложены в работах А. Н. Колмогорова по исчислению задач (1932), а также в работах С. К. Клини (1945), Дж. Роуза (1953) идр. Определенные классы проблем получили подробную разработку в современной формальной логике (напр., задачи с параметрами, имеющие решение в некоторой формуле, содержащей эти параметры,- т. н. ).

Б. А. Старостин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРОБЛЕМА" в других словарях:

    проблема - ы, ж..problème m., нем. Problem, пол. problema <лат. problema <гр. problema. 1. мат., научн. Теоретический вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Инспектору самому быть обще с архитектором при академии иметь или заставить… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    проблема - (проблема научная) осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч.). Задача, вопрос, предложенный для решения, вопрос, нерешенный в науке; спорный пункт, загадка, трудно разрешимая задача. В фигуральном значении: вещь трудно понимаемая, трудно объясняемая. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. задача... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. проблема вопрос, дело, задача; трудность, предмет внимания, геморрой, засада, осложнение, положение, заморочка, рана,… … Словарь синонимов

    Проблема - Проблема ♦ Problème Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра … Философский словарь Спонвиля

    ПРОБЛЕМА, проблемы, жен. (греч. problema задача) (книжн.). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей.… … Толковый словарь Ушакова

    проблема - ПРОБЛЕМА (греч. problema задача, задание) понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть П. вопрос, ответом… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (от греч. problema задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких либо явлений, объектов,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции … Психологический словарь

    - (греч. problema преграда, трудность, задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как… … Новейший философский словарь

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»