Основные национальные и мировые религии. Национальные религии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Древнегреческий учёный, один из первых географов.

Его сочинения дошли до нас только в фрагментах. Один из самых известных трактатов - «Об измерении Земли».

В день летнего солнцестояния в Сиене (ныне город Асуан в Египте), в полдень солнечные лучи освещали дно глубокого вертикального колодца, в то время как в Александрии, лежащей примерно на этом же меридиане, стержень солнечных часов отбрасывал в полдень короткую тень. Проведя геометрические вычисления, Эратосфен показал, что расстояние между городами, отложенное по поверхности земного шара, должно составлять 1/50 окружности Земли. Отсюда он нашёл длину окружности Земли равной 250 000 стадий, что соответствует приблизительно 39 690 км и отличается от современных и более точных вычислений всего на 80 км…

«Научному успеху Эратосфена способствовала совместная работа в Александрийской Мусейоне с выдающимися учеными того времени, такими, как Архимед , Конон, Аристрах Самосский, Аполлоний Пергский, и др. Эратосфен назвал новую науку «географией» (буквально - «землеописание»), введя термин, ранее не известный его предшественникам. Хр. Паассен обращает внимание на то, что Эратосфен предложил новую науку называть не «ойку- , менографией» (т. е. «описанием обитаемой земли»), а именно «географией», желая этим подчеркнуть, что в задачу новой науки должна входить характеристика всего земного шара - суши и океана, а не только её обитаемой, населенной части».

Дитмар А.Б., Рубежи ойкумены. Эволюция представлений античных учёных об обитаемой Земле и природной широтной зональности, М., «Мысль», 1973 г., с. 72.

Кроме этого: «Наряду с параллелями Эратосфен провёл несколько «меридианов», т. е. прямых линий, перпендикулярных экватору. Расстояния между ними он вычислил на основании сведений о протяженности сухопутных дорог и морских путей. […] Такая сетка параллелей и «меридианов» позволила Эратосфену путем отсчета известных ему расстояний от этих линий вычертить карту обитаемой земли: показать контуры материков, изобразить горные хребты, обозначить реки, города и пр.»

Дитмар А.Б., Рубежи ойкумены. Эволюция представлений античных учёных об обитаемой Земле и природной широтной зональности, М., «Мысль», 1973 г., с. 78.

«Эратосфена часто называют «отцом географии» не только за его заслуги в развитии географических идей - он первым назвал географию географией. Но, как мы уже заметили, многие из тех, кто в значительной степени способствовал становлению географической мысли, не считали себя географами. […] По всей видимости, он окончил и Академию и Ликей.
Около 244 г. до н. э. Эратосфен получил приглашение фараона принять должность наставника его детей; кроме того, ему присвоили титул «первого хранителя» музея в Александрии .

Со смертью главного хранителя (около 234 г. до н. э.) его назначили на этот пост, самый почётный в греческом учёном мире. Он сохранял его вплоть до своей кончины, наступившей в возрасте восьмидесяти лет (около 192 г. до н.э.).

Джордж Сартон приводит ряд интересных дополнительных сведений, показывающих отношение греческих учёных к главному хранителю Александрийского музея.

У Эратосфена было два прозвища: Бета, которое означало, что хотя он и был главным служителем, но учёный получился из него второстепенный, и Пентатлос (Пятиборец), то есть атлет, выступающий в пяти различных видах спортивных игр. Сартон поясняет, что в то время среди древнегреческих учёных возросла роль специализации - феномен, появившийся вновь лишь в XVII веке. Узкие специалисты - тогда, как и сейчас - склонны смотреть с презрением на тех людей, знания которых отличаются широтой. Мы хотим познакомить вас с тем, что говорит Сартон об этой весьма характерной человеческой ситуации: «Первое прозвище, Бета, свидетельствовало о том, что учёные того времени - естествоиспытатели и - гуманитарии - уже вполне овладели наукой зависти и были всегда готовы опорочить тех, чьё превосходство они не хотели понимать и принимать, поскольку оно их оскорбляло. И вот профессионалы-математики смотрели на него как на недостаточно преуспевшего в их сфере деятельности; к тому же их раздражало разнообразие его нематематических интересов. Что же касается литераторов и филологов, то они не могли оценить его географические устремления.

Эратосфен, возможно, был на вторых ролях во многих областях знания, но неоспоримо его первое место в геодезии и географии; и по сей день он считается величайшим географом всех времен.

Те, кто осуждали его, не могли этого даже предположить, и вот результат - они «просмотрели» его.

Жил среди них гениальный человек, но в своей ограниченности и глупости они не увидели этого, потому что он работал в новой, ещё не изведанной сфере знаний.

Как обычно бывает в подобных случаях, они доказали этим не его, а свою собственную посредственность».
Быть может, наибольшую известность приобрёл Эратосфен своим вычислением окружности Земли.
Он сумел сделать это скорее всего потому, что, обладая незаурядной фантазией, первым из учёных интуитивно осмыслил решающее значение двух независимых наблюдений местоположения Солнца над горизонтом во время солнцестояния.

Одно из наблюдений было привязано к местности вблизи Сиены (Асуан). В русле Нила непосредственно ниже первого порога, напротив Сиены, находился остров, на котором был глубокий колодец. В дни летнего солнцестояния в воде колодца можно было увидеть отражение солнечного диска. Этот колодец был хорошо известен с давних времен, и, конечно, туристы древности специально поднимались вверх по Нилу, чтобы увидеть это удивительное зрелище, повторявшееся каждый год. Оно означало, что в этот день солнце, несомненно, находится прямо над головой. Второе наблюдение было сделано во дворе Александрийского музея , где стоял высокий обелиск.

Использовав его в качестве гномона, Эратосфен измерил длину полуденной тени в день солнцестояния, что позволило ему определить величину угла между обелиском и лучами Солнца. Имея эти сведения, Эратосфен затем прибег к хорошо известной теореме Фалеса , гласившей, что на крестлежащие углы, образовавшиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны между собой. Параллельные линии представляли падавшие на Землю лучи Солнца. Солнечные лучи, вертикальные к земной поверхности в Сиене, можно было мысленно продлить до центра Земли. Так же до центра Земли можно было продлить и линию обелиска, стоявшего тоже вертикально, но в Александрии. Тогда угол между солнечными лучами и вертикальным обелиском должен быть таким же, как и угол у центра Земли. Теперь нужно было решить, какую часть окружности составляет дуга, стягивающая угол.

Эратосфен определил, что она равна 1/50 всей окружности. После этого оставалось лишь величину расстояния между Сиеной и Александрией, которая равнялась примерно пятистам милям, умножить на 50. Таким образом, Эратосфен пришёл к выводу, что окружность всей Земли равна примерно 25 000 миль (как стало известно теперь, окружность Земли, проходящая через полюса, составляет 24 860 миль».

Престон Джеймс, Джеффри Мартин, Все возможные миры: история географических идей, М., «Прогресс», 1988 г., с. 58-61.

Эратосфен вклад в развитие географии, великого греческого математика, астронома, географа и поэта изложен в этой статье.

Эратосфен вклад в географию. Что открыл Эратосфен?

Ученый являлся современником Аристарха Самосского и Архимеда, которые жили в III веке до н. э. Он был ученым-энциклопедистом, хранителем библиотеки в Александрии, философом, корреспондентом и другом Архимеда. Также прославился как геодезист и географ. Логично, что он должен подытожить свои знания в одном труде. И какую книгу написал Эратосфен? О ней бы не знали, если бы не «География» Страбона, который упомянул о ней и ее авторе, измерившем окружность шара Земли. И это книга «География» в 3 томах. В ней он изложил основы систематической географии. Кроме этого, его руке принадлежат следующие трактаты — «Хронография», «Платоник», «О средних величинах», «О древней комедии» в 12 книгах, «Месть, или Гесиод», «О возвышенности». К сожалению, они дошли к нас небольшими урывками.

Что открыл Эратосфен в географии?

Греческого ученого по праву считают отцом географии. Так что сделал Эратосфен, дабы заслужить этот почетный титул? В первую очередь, стоит отметить – именно он в научный оборот ввел термин «география» в современном ее понимании.

Ему принадлежит создание математической и физической географии. Ученый высказал следующее предположение: если от Гибралтара плыть на запад, то можно достичь Индии. Кроме того, он попробовал рассчитать размеры Солнца и Луны, исследовал затмения и показал, как от географической широты зависит длительность светового дня.

Как Эратосфен измерил радиус Земли?

Для того, чтобы измерить радиус, Эратосфен использовал исчисления, сделанные в двух точках – Александрии и Сиене. Он знал, что 22 июня в день летнего солнцестояния, небесное светило освещает дно колодцев ровно в полдень. Когда Солнце в Сиене находится в зените, в Александрии оно отстает на 7,2°. Для получения результата ему нужно было изменить зенитное расстояние Солнца. А какой инструмент использовал Эратосфен +для определения размера? Это был скафис — вертикальный шест, укрепленный на дне полусферы. Поставив его в вертикальное положение, ученый сумел измерить расстояние от Сиена до Александрии. Оно равно 800 км. Сопоставив разницу зенита между двумя городами с общепринятой окружностью в 360°, а зенитное расстояние с окружностью земли, Эрастосфен составил пропорцию и высчитал радиус — 39 690 км. Он ошибся всего на самую малость, современные ученые подсчитали, что она составляет 40 120 км.

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен,
живший в III в. до н. э.

Он первым ввел термин "география". Ведь именно так назвал он свой трехтомный
труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел.

Эратосфен является основоположником научной географии. В его Географии в 3 книгах содержалась история географических открытий, а также рассматривался ряд физических и математических проблем, связанных с географией, включая указание на сферическую форму Земли и описание ее поверхности.


Карта Эратосфена.

Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму,
что утверждал еще Пифагор. Эратосфен вычислил ее окружность и радиус.


Путешествуя по Египту, ученый обратил внимание, что в городе Асуане
в полдень во время летнего солнцестояния это светило находится прямо над
головой, освещая дно даже глубоких колодцев,


В то время как в Александрии, где он жил, солнце стоит гораздо ниже, и все предметы, им освещаемые, отбрасывают небольшую тень.

Эратосфен изготовил нехитрый прибор в виде полукруглой чаши, на дне
которой в самом центре укрепил вертикальный стержень (гномон). Внутри
же чаши через основание стержня он провел черту, разделив ее на 180
равных частей - градусов.


Дождавшись летнего солнцестояния, 22 июня в полдень Эратосфен установил, что тень от стержня на его приборе, все время сокращаясь, упала на 7,2 гр., после чего стала удлиняться. Если рассуждал ученый, в Асуане солнце в это время стоит в зените, то эти
города удалены друг от друга на 7,2 гр., что составляет примерно /50 земной кружности. А так как расстояние между ними составляет 5000 древнегреческих стадий (по нашей мере каждая стадия 158 м, а расстоя-ние между городами 780 км), то перемножив 5000 стадий на 50, Эратосфен и получил протяженность окружности земного шара, которая в наших мерах составила 39500 км, а радиус - 6287 км.

В современном мире существует множество религий. Условно их можно поделить на следующие группы: мировые, национальные, племенные. Последние распространены в рамках одной общности, группы людей. Это самая древняя форма религии. Сегодня она сохранилась в некоторых районах Африки и Азии. Служителями племенных религий являются жрецы, шаманы, колдуны. Они пользуются авторитетом и наделены некоторой властью.

Основные религии мира являются также мировыми. К ним относятся христианство, буддизм, ислам. Их отличительная черта - распространенность среди народов, проживающих в разных странах и на разных континентах. Самые значительные исторические события связаны с мировыми религиями. Из-за них возникали конфликты, войны на протяжении многих веков.

Например, в протестантских странах вступление в брак разрешается с более позднего возраста, а получить развод достаточно просто. С одной стороны это не дает возможности молодым людям совершать необдуманные поступки. Но с другой - не способствует сохранению брака. Национальные религии стран Латинской Америки, Испании разрешают женщинам вступать в брак с 12 лет, а мужчинам с 14 лет. Еще 30 лет назад получить развод католику было практически невозможно. Сегодня это обычный процесс, не требующий значительных усилий и времени.

В мусульманских странах религия поощряет ранние браки, многоженство, многодетность. В отличие от нее иудаизм запрещает вторичные браки и, соответственно, разводы.

Некоторое время назад большая часть девочек-подростков в Индии выходила замуж до 14 лет. Эта традиция сохранилась и на сегодняшний день. Возраст вступления в брак немного увеличен, но, как правило, не превышает 18 лет.

В прошлом существовало и поныне наличествует множество вероучений (их насчитывают несколько тысяч), а также возникших на их основе религий. Для того чтобы как-то разбираться в этом многообразии, используется систематизация, с помощью которой выделяют типы религий . Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии и вероучения в соответствующие группы или семейства. Типология характеризует определенные историко-религиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Бытуют разные типологические схемы и соответственно различают религии «языческие и откровенные», «естественные и «богодухновенные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические» и т.д. С точки зрения социальных критериев религии бывают государственно-образующие и культуросозидательные, и наоборот, не имеющие таких признаков. Выделяют также родо-племенные, народностно-национальные и мировые религии.

Родо-племенные языческие религии сложились в условиях первобытно-общинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родо-племенные религии формировались под влиянием условий жизни рода и племени, срастались с развивавшимися типами этносов и одухотворяли (сакрализовывали) их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций . Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родо-племенного строя из многих духов мог возвышаться образ одного духа - покровителя, который приобретал черты племенного языческого бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. Власть этих языческих богов не переходила за границы их этнической области, вне которой правили другие боги.

По мере развития общества, народностей, наций возникают народностно-национальные и мировые религии . Однако более развитые религии, сохраняя свою сущностную уникальность, содержат многие элементы родо-племенных. В ряде случаев складываются синкретические или эклектические системы , в которых причудливо переплетаются верования и культы религий разных исторических и духовных типов. Это явление свойственно сектам. В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и связаны с общественными структурами, в силу каких-либо их особенностей застывших в своем историческом развитии.

Народностно-национальные религии впитали в себя некоторые историко-культурные черты родо-племенных, но в отличие от последних складывались и развивались в период становления классового общества. Носителями народных и национальных религий являются в основном представители соответствующего этноса, хотя лица иной этнической принадлежности могут, при определенных условиях, стать их последователями. Этим религиям свойственно законничество - детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - связаны в той или иной мере с родо-племенными и народностно-национальными религиями, заимство-вали некоторые их внешние этнокультурные элементы, но в то же время существенно отличны от них. Имеются также определенные духовно-исторические связи между мировыми религиями. Мировые религии появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. Поэтому в появлявшихся вероучениях и религиях находи-ли отражение образы жизни многих социальных структур.

Мировым религиям в той или иной степени свойственны миссионерство и проповедническая активность, имеющие межэтнический и космополитический характер, обращенные к различным социально-демографическим группам. В этих религиях проповедуется идея равенства людей (понятие «ближний») по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей. В сатанизме понятие «ближний» отвергается вообще.

Можно выделить национальные религии двух типов.

Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии (в том числе и на доктринальном уровне). К этим религиям относятся иудаизм (вера в богоизбранность иудеев и замкнуто-общинный характер этой религии, смягчавшийся лишь в краткий период прозелитизма в эпоху раннего эллинизма и резко усилившийся в талмудический период), индуизм (в строгом смысле быть индуистом означает принадлежать к определенной варне и касте, т.е. родиться в Индии, в индийской семье) и синтоизм, ориентированный исключительно на Японию даже в своей «священной географии».

Национальные религии второго типа не связаны так жестко с национальной принадлежностью и социальными институтами общества своего происхождения и теоретически при определенных условиях могли бы стать мировыми. Причины, не приведшие к этому, как правило, имеют субъективный характер: историческая обстановка в данное время и в данном месте, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.

Для примера можно привести джайнизм, зороастризм и манихейство (последнее весьма успешно распространялось в III-- IV вв. в Римской империи, но не выдержало конкуренции с христианством). К таковым можно также отнести конфуцианство и даосизм.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»