Почему Бог молчит? Почему Бог допускает страдания. Восстановление Царства Божьего на Земле

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
1. В мире совершаются жуткие дела

Если не ошибаюсь, это было в 1937 году я шел по улицам Эссена и встретил 16-тилетнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодежи и поэтому спросил. "Что с тобой?" На что он мне ответил. "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши:

"Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому, что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают. вопросы: "А Бог?" "Где же Бог? Почему Бог молчит?"

В оде "К радости" великого немецкого поэта Фридриха Шиллера есть такая строка: "Братья, в том надзвездном крае жив наш любящий Отец!" Но современный человек склонен сказать: "Братья, в том надзвездном крае мертв наш любящий отец".

Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог?" "Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?"-, у того, возможно, возникнет опасная мысль "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас:

ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, мы - изверги, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе

даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы -один на один друг с другом. Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица. "Человек человеку - волк". Ужасно!

Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом- "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.

Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять. Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит:

"Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.

Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"


2. В корне неправильная постановка вопроса

Во-первых, я должен сказать, что вопрос "Почему Бог молчит?" поставлен превратно. А именно, он поставлен так, как будто в зале судебных заседаний в судейских креслах восседают госпожа Шульце или пастор Буш, а на скамье подсудимых - Бог. И мы говорим: "Подсудимый Бог, как Ты только все это допускаешь9 Почему Ты молчишь?" Я хотел бы Вам со всей ясностью сказать: "Не существует Бога, который позволил бы нам судить в судейских креслах, а Сам бы сел на скамью подсудимых!

Я вспоминаю одну нелепую сцену того времени, когда я был еще совсем молодым пастором. Мне было 27 лет, я только что прибыл в Эссен, где вспыхнула забастовка шахтеров, сильно всех взволновавшая. Однажды я прохожу мимо большой площади. Один человек стоит на ящике из-под мыла и громогласно обращается к людям, стоящим вокруг него. Он говорит о голодных детях, низких заработках и безработице. Вдруг он видит меня, узнает и начинает орать: "А, да вот и пастор! А ну-ка, иди сюда!" Обычно я отзываюсь на приветливое приглашение. Так и на сей раз я подхожу к толпе. Передо мной расступаются, я прохожу к оратору. Вокруг меня столпилось около сотни шахтеров. Мне стало немного не по себе. К такой ситуации меня в университете не подготовили. И он начал: "Послушайте-ка, пастор! Если Бог есть, о чем я не знаю, но возможно Он существует, то тогда я, если умру - предстану пред Ним и скажу,- и он закричал: "Почему Ты допустил кромсать людей на полях битв? Почему Ты допустил умирать от голода детям, когда другие выбрасывали еду, потому, что у них были излишки? Почему Ты допустил чахнуть людям от рака? Почему?! Почему?! И еще я Ему скажу: "Ты, Бог - убирайся! Прочь! Долой!" Так кричал этот человек... И тут я тоже крикнул: "Совершенно верно, долой этого Бога! Долой этого Бога!" Кругом все стихло. Оратор удивленно говорит: "Минутку! Вы же пастор! Вам же не следует кричать: долой этого Бога!" Тогда я ему ответил: "Послушай-ка! Такой Бог, перед которым ты так выступаешь, перед которым ты смеешь разевать свой рот, который должен перед тобой отчитываться, как обвиняемый перед судьей - такой Бог существует только в твоем воображении. Такому и я могу сказать: долой этого Бога! Долой этого глупого Бога, которого сотворила себе наша современность, которого мы можем, по мере надобности, обвинять, устранять или возвращать! Такого Бога не существует! Но я хочу сказать тебе нечто другое: существует иной, настоящий Бог. Перед Ним ты предстанешь, как обвиняемый, и тогда ты даже рта не сможешь открыть, ибо Он тебя спросит: "Почему ты меня не чтил? Почему ты меня не призывал? Почему ты жил в нечистоте? Почему ты лгал? Почему ты ненавидел? Почему ты ссорился? Почему ты...?" Так Oн будет тебя спрашивать. Тогда у тебя слова застрянут в горле! И ты из тысячи ни на один вопрос не ответишь! Такого Бога не существует, которому можно сказать: прочь! Но есть святой, живой, истинный Бог, который однажды может нам сказать: "Прочь от Меня!" Вам я тоже хотел бы сказать: если Вы слышите, что люди упрекают Бога: как Бог это допускает? Почему Бог молчит? - скажите им: "Если бы мы могли обвинять Бога, то это был бы глупый, выдуманный Бог! Существует только один святой Бог, который нас обвиняет, Вас и меня!" Вы соблюдали Божий заповеди? Как же Вы себе представляете? Бог строг по отношению своих заповедей. Мы - обвиняемые, но не Бог! Это первое, что я со всей ясностью должен был Вам сказать: вся постановка вопроса в корне ошибочна! А теперь, второе:

3. Молчание Бога - Его приговор

"Почему Бог молчит?" Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас! Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде диавола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает",- где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.

По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра. города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, там были и пасторы, некий жалкие типы. Но Бога просто не принимали всерьез. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу. но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом" Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах,- отвечали ему люди,- не шути! Ты же не пастор! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. Как это выглядит, мы испытали во время военной бомбежки. Но Бог может это совершить без самолетов Я представляю себе, как люди вскакивали со своих постелей и кричали: "В подвалы!" Но в подвале становится жарко, как в печи. Уже невозможно терпеть. Новые крики: "На выход!" И ринулись наружу. Но снаружи всюду льет дождь из серы и огня Беспомощные люди: выйти они не могут, а в подвалах они, наверняка, задохнутся. Об этом повествует Библия. Я себе представил разноликую толпу людей, находящихся вместе: молодая светская дама, которая до сих пор была безразлична к Богу, считая Его эдаким добряком; пожилой господин, который мог каждую марку вина распознать по вкусу. Он тоже ничего не имел против Бога, но был к Нему полностью безразличен. Такие типы были там в подвале вместе: славные, порядочные люди, честные граждане, исправные налогоплательщики. Все они имели свои темные тайны, как и сейчас каждый человек. В погребе становится все жарче. Они хотели бы выйти, но не могут, потому что вокруг бушует погибель. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот - то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает! Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет? Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога! Третье, что я хотел бы Вам сказать, это:

В мире совершаются жуткие дела!
Если не ошибаюсь, это было в 1937 году: я шел по улицам Эссена и встретил 16-летнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодёжи и поэтому спросил: "Что с тобой?" На что он мне ответил: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали. Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают вопросы: "А Бог? Где же Бог? Почему Бог молчит?"
Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог? Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?" у того, возможно, возникнет опасная мысль: "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас: ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы - один на один друг с другом! Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица: "Человек человеку - волк". Ужасно!
Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом: "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.
Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять, Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит: "Мои мысли не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.
Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"
Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас!
Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде дьявола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает", - где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.
По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра, города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу, но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом! Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах, - отвечали ему люди, - не шути!! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот-то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает!
Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет?
Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога!
Если мы замечаем, что Бог молчит, то мы, возможно, находимся слишком далеко от Него!
Недавно ко мне подошел один молодой человек и говорит: "Пастор Буш, Вы меня нервируете! Вы постоянно говорите о Боге. Когда я встречаюсь с Вами на дороге. Вы тотчас опять начинаете о Боге. Я Бога не слышу и не вижу. Как же Он говорит? Я ничего не слышу!" Я ему ответил: "Молодой человек. Вы знаете историю с блудным сыном!" - "Так, приблизительно!" - ответил он. - "Так, приблизительно - это значит, Вы ничего о нем не знаете. Я расскажу Вам эту историю, которую Иисус сам рассказал. У одного богатого человека было два сына. Один был немного легкомысленный. Дома ему было слишком тесно, слишком несовременно, его это просто не устраивало. В один прекрасный день он заявил отцу: "Старик, дай мне мое наследство, выплати мне его уже сейчас, я хочу отправиться по белу свету". Отец отдал ему просимое, и он отправился. Дальше о нем сказано: "Он расточил имение свое, живя распутно". Вы себе это, конечно, представляете - в большом городе очень быстро расходятся деньги. И, как нарочно, в это же время наступает голод и безработица. Безвыходность заставляет его, в конце концов, пасти свиней. В Израиле свиньи считались нечистыми животными. Для израильтянина быть свинопасом означало самое худшее, что могло произойти. Но так как в то время царил голод, то он был рад питаться тем, что находил в корытах свиней. Голоса отца он там слышать не мог. Он находился слишком далеко от него. Блудный сын мог сказать:
"Я не слышу голоса отца". И это ясно. Он, конечно, его не слышал! Разрешите мне дополнить эту историю, хотя в Библии об этом и не говорится: вот сидит беглец возле своих свиней. Его мучает голод, и он обвиняет своего отца: "Как он только может допускать то, что я так страдаю!" Таким мне представляется современный мир. Он покинул Бога, но вот, когда над ним разражается бедствие, он кричит: "Как Бог все это допускает? Почему Он молчит?!" Но Иисус иначе рассказывает историю о блудном сыне: в его жизни наступает час, когда тот как бы спохватывается: "Я же беглец, безумец! У моего отца хлеба в достатке, а я погибаю от голода. Встану и пойду к отцу моему и скажу ему: "Отец, я согрешил!" И он встает и возвращается! Отец узнает его еще издали и бежит ему навстречу. Блудный сын же говорит ему: "Отец, я согрешил!" Отец заключает его в объятия и повелевает: "Принесите ему лучшие одежды и перстень, и обувь на ноги его!" Теперь сын слышит голос отца. "Если Вы не слышите голоса Бога, то Вы вдали от Него! Вам следует обратиться. Вы прекрасно это знаете!" - сказал я тому молодому человеку.
Люди могут быть очень далеки от Бога, вплоть до свиных корыт, как было с блудным сыном.
За свою жизнь мне пришлось пережить страшные часы в нацистской тюрьме и во время бомбежки. Я вспоминаю один из самых страшных моментов. Крик ужаса застрял в моем горле, когда во время бомбежки меня завели в один двор. Вокруг меня лежало около 80-ти трупов, которые были вытащены из бомбоубежища. Вообще-то, подобные ужасные картины мне приходилось видеть и на полях битвы в первую мировую войну. Но это было еще более ужасным. Здесь лежали не солдаты, а старики, натруженные женщины и - дети: детки, похудавшие за долгую войну. Дети! Что было общего у них с этой сумасшедшей войной? И когда я стоял посреди этих многочисленных трупов, лицом к лицу с ужасом, один в этой мертвой тишине, тогда сердце мое кричало: "О Боже, где же Ты? Почему Ты молчишь?" И вдруг в мыслях моих предстало слово из Библии: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего". Сам Бог, должно быть, послал мне это слово в моем отчаянии. Тогда вдруг мне предстал голгофский крест, на котором Сын Божий истек кровью ради нас!
Я не понимаю Бога. Я не понимаю, почему Бог допускает много подобного. Но существует сигнал, знак, памятник Его любви. И это - крест Иисуса. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" Так говорит апостол Павел. Так оно и есть: когда я у креста Иисуса нахожу мир с Богом, тогда у меня больше нет вопросов.
Когда дети мои были еще маленькими, они понимали не все, что я делал, но они доверяли: "Отец все правильно сделает!" Когда я нахожу мир с Богом у креста Иисуса, когда я становлюсь дитем Божиим, то я тоже доверяю Небесному Отцу: Он все совершает верно. И у меня вопросов больше не возникает. В состоянии ли Вы послушать меня еще пять минут? Я должен сказать Вам еще кое-что очень важное.
Можно часами дискутировать о том, почему Бог допускает то или иное, но вопрос все же всегда становится по-настоящему актуальным и острым, когда он коснется тебя лично. Не так ли? Во все ужасные, мрачные времена моей жизни я находил просвет только возле креста Иисуса.
Недавно одна молодая девушка совершенно разочарованно сказала мне: "Я больше не могу жить!" Не знаю, в каком состоянии находитесь Вы, но если в Вашей жизни мрак, то я хотел бы Вам сказать: все дело в том, что Вы спрашиваете: "Почему? Почему? Почему?", а следовало бы спросить: "Для чего?" По этому поводу, в заключение, я должен рассказать вам следующее.
Несколько десятков лет тому назад я был пастором в одном шахтерском округе, где происходили жуткие дела. Однажды я услышал, что с каким-то рабочим произошел несчастный случай. Камень упал ему на поясницу, нижнюю часть его тела парализовало, и он не имел ни малейшей надежды на выздоровление. Ужасно! Я его навестил, но посещение это было жутким. Это было самое жуткое посещение из всех, которые я когда-либо имел. Его комната была полна шахтеров. На столе стояли бутылки с водкой. Парализованный сидел в своей коляске. Когда я вошел, поднялся страшный крик: "Ты, черный дрозд, не входи! Где же был твой Бог, когда камень упал мне на поясницу! Почему же Бог молчит?" А затем последовали ругательства. Ну сущий ад! Я не мог вымолвить ни слова и вышел. У меня было несколько друзей среди шахтеров этого округа. На следующий вечер, при беседе в узком кругу, я рассказал им о своем посещении. Неделю спустя, когда я как раз собирался начать беседу в нашем узком кругу, дверь с грохотом отворилась и закатилась коляска с парализованным. Друзья-шахтеры взяли его с собой на беседу. Я даже не знаю, долго ли они его уговаривали, но, по-видимому, - нет. И вот он сидел передо мною. Тогда я говорил на тему: "Ибо так возлюбил Бог мир", - не для того, чтобы нам здесь хорошо жилось, но, "что Он Сына Своего отдал". Я говорил об Иисусе - последнем Слове Бога, которое нам надлежит послушать и продолжал: "...дабы всякий, все, верующие в Иисуса, не погибли". А человек этот слушал! Впервые слышал он об Иисусе! И вдруг он увидел свет. Короче, через четверть года он стал достоянием Господа Иисуса. Я не могу Вам даже рассказать, насколько у него все обновилось. Его жилье было приведено в порядок. Там, где раньше были слышны ругательства, теперь звучали песни об Иисусе. Старых друзей больше не было, зато приходили новые. Бутылки с водкой исчезли, на столе лежала Библия. Этого я никогда не забуду. У него было очень нежное имя Амзель. Он не обидится, что я привожу здесь его имя, так как он сейчас уже в вечности. "Амзель, - спросил я его, - как дела?" - "Ах, - ответил он, - с тех пор, как моя жизнь принадлежит Иисусу, с тех пор, как мне прощены грехи, с тех пор, как я стал дитем Божиим, с тех пор в моем доме, - тут он на мгновение задумался, но продолжил: каждый день - как будто накануне Рождества". А затем последовало незабываемое, он сказал: " Я скоро умру, это я чувствую". Мы с ним разговаривали на "ты", потому что стали хорошими друзьями. "И тогда, пройдя через врата, я предстану пред Богом. Мне совершенно ясно, что смерть - это еще не все. И когда я там, в вечности, предстану пред троном Его, то паду ниц и буду благодарить за то, что Он сломал мне позвоночник". - "Амзель, - испуганно прервал я, - что это ты говоришь?" А он мне ответил: "Я знаю, что говорю. Если бы этого не случилось, если бы Бог оставил меня на безбожном пути, то я бы пришел прямо в ад, в вечную погибель. Поэтому Богу в Своей спасающей любви пришлось круто вмешаться в мою жизнь и сломать мне позвоночник для того, чтобы я мог найти Его Сына, Иисуса, через Которого я стал счастливым дитем Божиим. За это я хочу Его благодарить!" Затем последовали слова, неизгладимо врезавшиеся мне в память: "Лучше быть парализованным и принадлежать Иисусу, ставши дитем Божиим, чем с двумя здоровыми ногами бежать в ад!" Тогда я ему сказал: "Дорогой мой Амзель! Бог послал тебе большие затруднения. Вначале ты противился, говоря: где был Бог? Почему Он молчит? А сейчас ты понял, для чего Бог это послал: Он хотел тебя привести к Иисусу, чтобы Иисус мог привести тебя к Нему!"
Теперь Вы видите? Нам не следует спрашивать: "почему?", а напротив, - "для чего?" И еще я хочу Вам сказать: я верю, что все затруднения в нашей жизни существуют для того, чтобы Бог через Иисуса мог нас привлечь к Себе!

Аудиозапись можно прослушать и скачать.

Ваши комментарии - наша награда!

К этому материалу их могут оставить только зарегистрированные пользователи на этой странице сразу после текста.

Примеры страданий

Пример апостола Павла:

Второе послание к Коринфянам 12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть , ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Другой пример - страдания Господа Иисуса. Его истерзанное тело было выставлено на всеобщее обозрение.

Когда нам тяжело, хочется облегчения, мы начинаем просить Бога: "Открой нам Лицо Свое! Что нам нужно сделать? Дай нам правила! Покажи нам, в чем мы ошиблись? Тогда я буду уверен, что у меня все будет хорошо."

Но все это уже было - во времена Ветхого Завета. Бог уже давал Израилю Закон после исхода из Египта. Перед этим Он сделал явные чудеса: разделил море, сыпал с неба манну, давал воду из скалы. Но все это привело только к жалобам, ропоту и бунту. У евреев было четкое руководство и явные чудеса, но любить Господа они от этого не стали.

Бог ограничил Себя

Когда Бог создавал людей, Он пошел на риск, давая свободную волю: захотят ли они любить Его? не отвернутся ли? будут ли слушать? Бог дал свободу и может научить каждого, что делать. Но выбор остается за людьми. Адам и Ева использовали свободу для мятежа, и с тех пор страдания и зло вошли в жизнь человечества.

Страдания Иова

Есть мнение, что вся эта книга посвящена страданиям и обсуждению этих страданий. Но, думаю, она на самом деле о Самом Боге.

С самого начала говорится о человеке по имени Иов, который был непорочен перед Богом, которого не за что было наказывать.

В книге Иова 1:6-12 начинает происходить что-то из ряда вон выходящее: Господь заключает с сатаной пари! Они хотят проверить, благословит ли Иов Бога, если забрать у него все, что у него было? С сатаной понятно, это его природа. Но как же может наш человеколюбивый и милостивый Бог так поступать с человеком, который столько времени был Ему послушен?!

Здесь мы видим то, что происходит за кулисами скрытого для нас духовного мира.

Духовная война

В Книге Даниила 10:1-13 описывается еще одно событие на земле, и то, что происходило в это время в духе: по молитве Даниила ему был послан ангел. Но он не мог прийти сразу, потому что князь царства Персидского (имеется в виду бесовский дух) двадцать один день стоял против него. И только после того, как с небес был послан архангел Михаил на помощь, ангел смог прорваться к Даниилу.

Часто мы молимся, но не слышим ответа. Тоже самое было у Даниила. На самом деле его молитва была услышана сразу, но из-за того сражения ответ задержался. Где-то по нашим молитвам происходят духовные сражения. Духовный и физический мир тесно связаны. Иногда Бог показывает, что происходит, иногда нет.

Испытания в жизни Иова

В результате того пари сатана получил доступ сначала к имуществу и семье, а потом и к телу Иова: его детей убили, его стада украли, он сам заболел проказой. Тот не мог понять, в чем же дело. Он начал делать то же, что делаем в похожих ситуациях мы: начал вопить к Богу. К нему пришли его друзья и пытались его "утешить": не жалуйся, наверное, ты согрешил, и поэтому Бог тебя так жестоко наказывает. Иов не соглашался.

Бог Творец

Тогда вступил в разговор Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, только он не рассуждал, виновен Иов или нет. Он говорил о Боге как Творце, Вседержителе. С ним уже никто не спорил, но Сам Бог вступил в разговор:

Иов 38:1,2 Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Господь никак не ответил на все вопросы и стоны Иова, но описывает творение Вселенной, как бы спрашивая его: кто ты, что подвергаешь Мои действия суду, как ты можешь это делать? Неужели ты, заключенный в свое ограниченное тело, своим разумом можешь охватить Мой грандиозный замысел?!

Этот ответ полностью удовлетворил Иова, он больше ничего не спрашивал:

Иов 42:3-6 ...Так, я говорил о том, чего не разумел , о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле .

Раньше Иов знал о Господе, теперь он увидел и узнал Его . Теперь он уверен: все, что делает Бог - правильно . От этого может быть больно, но все подчинено Божьему замыслу.

Почему Бог допускает страдания

И все таки, зачем все это было нужно? Была ведь какая-то цель и результат. Мы знаем, что Иова Бог благословил потом еще больше, чем раньше.

Наказание за грехи?

Когда с нами происходит подобное, мы не знаем, какой будет результат. Мы страдаем за наши грехи? Если да, зачем тогда умирал Иисус? Он принял на Себя все последствия наших грехов - прошлых, настоящих и будущих. Наша ответственность - как можно быстрее покаяться.

Восстановление Царства Божьего на Земле

С самого грехопадения идет война за восстановление Царства Божьего на земле. Вся жизнь Иова до его страданий была подготовкой к решающей битве. А потом его бросили на самый трудный участок, как самого верного, самого храброго, самого стойкого.

Мы тоже являемся Божьими солдатами. Наша цель - восстановление задуманного Богом Царства . После, казалось бы, незначительного поступка Адама и Евы на земле происходит столько зла: войны, эпидемии, голод и пр. Как положить этому конец? Каждый из нас может что-то сделать для этого. Кому-то достается трудный участок, как Иову, и это - только доказательство нашей верности.

Господь ожидает от нас верности в любой ситуации. Мы можем искать обходных путей и начинаем просить: "Господи отмени". И часто Господь отменяет. Но, бывает, что нет. А на наши жалобы отвечает: "Посмотри на все творение. Неужели ты думаешь, что сможешь управлять им лучше Меня?" Нам нужно быть послушными, независимо от того, согласны мы или нет.

Условная и безусловная любовь

Когда мы только приходим к Богу, обычно все для нас легко: Бога слышишь, ответы на молитвы получаешь, чудеса происходят. Но потом наступает момент, когда вдруг перестаем слышать. Тогда проверяется наша вера и любовь.

Любить Господа можно по-разному. Дети, например, любят своих родителей условно: подарили что-то хорошее - любят, наказали - не любят. Такая любовь нормальна до определенного возраста.

Господь называет нас Своей Невестой. Она уже должны любить без условий. Это значит, что мы уже достаточно знаем нашего Жениха, видели много Его дел, уже можем делать что-то сами.

Теперь уже мы достаточно обучены для ведения войны. Он дал нам для этого оружие: вера, Слово, молитва, любовь, свидетельство, прощение, милость. Противник наш, дьявол, бессилен против этого оружия. Его способы: ложь, страх, депрессия.

Соработники Бога

Господь говорит каждому: радуйтесь! Вашим терпением и послушанием, верой отвоевывается еще один участок Царства Божьего. Мы - соработники у Бога, не Он Один будет исправлять этот мир.

В испытаниях наш характер закаляется, тогда нам можно доверить самые ответственные участки.

Победители

Иов стал в конце концов победителем в своем сражении. И Сам Бог сказал, чтобы друзья его покаялись и просили Иова молиться за них, потому что они неправильно свидетельствовали. Они представляли Господа не любящим Отцом, а экзекутором, который только и ищет, за что бы наказать. Бог - прежде всего Отец, а потом Судья.

Возлюбить Бога все сердцем - заповедь, которая звучит так: "Даже если ты болен, поднимись! Пусть ты томишься от жажды, пой от радости! Иди вперед на сломанных ногах!" Мы должны Его любить всегда и везде, даже посреди пустыни! В особенности в пустыне! В этом наша победа. Господь с нами и за нас. Он проведет нас через испытания победителями!

В 1-м Послании апостола Иоанна представлено одно из самых важных утверждений Библии: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Это главная весть, которую Господь Бог провозгласил о Себе. Однако, вглядываясь в окружающий мир со всем его злом и страданиями, человек не может удержаться от вопроса: «Есть ли в этом мире место Богу любви?»

Бунтарь и богоборец Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» рассказывает брату Алексею историю о генерале, который запер на всю ночь в чулане дворового мальчика, а потом натравил на него свору борзых и собаки загрызли ребенка на глазах у матери. Вина мальчика состояла в том, что он, играя камнем, зашиб ногу любимой генеральской гончей. И Господь не вмешался, не прекратил несправедливость. Иван заявил, что не хочет быть с таким Всевышним, а потому «возвращает Богу билет в Царствие Небесное».

«Я не Бога не принимаю… я мира, Им созданного, мира то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять… Я взял одних деток, для того чтобы вышло очевиднее. Об остальных слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра – я уж ни слова не говорю… Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»!.. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно… Это и делаю».

В нашем мире трагедии происходят непрерывно. У каждого из нас бывали моменты, когда жизнь теряет смысл из-за каких-то нелепых, несправедливых вещей, будь то развод, болезни, потеря работы, смерть близких людей.

Мы стараемся понять, почему Господь не помог нам или нашим близким в трудной ситуации?! Если Бог есть любовь, почему Он тогда ничего не сделал, чтоб предотвратить террористические акты, уносящие жизни ни в чем неповинных людей, почему допускает, что ураганы, землетрясения, цунами стирают с лица земли целые города?! Какой нам прок в том, что Бог всесилен, если Он все равно не употребляет Свое могущество, когда мы больше всего нуждаемся в Его защите? Или мы безразличны Богу?

Однажды библейский пророк Аввакум задал подобный вопрос: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2). Псалмопевец Давид взывает:

«Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). Мы рассчитываем на Бога, Который готов в нужный момент «закатать рукава» и решительно вмешаться в мою жизнь. Если же вмешательства не происходит, нам кажется, что нас предали, обманули и бросили на произвол судьбы. Человека постигает разочарование, а затем сомнение в Боге, Его любви и доброте, и, наконец, утрата веры.

Можем ли мы дать разумное объяснение тому, что происходит в нашем мире? Многие люди, разочаровавшиеся в Боге, не желают читать Библию. Но как же узнать, что говорит Бог, если не предоставить слово Ему Самому? Именно в Библии Господь открывается нам в истинном свете. Из Священного Писания мы сможем лучше понять, почему порой Бог допускает страдания и кто несет ответственность за зло на планете Земля.

Зло пришло в совершенный мир

Господь – Творец всего, от небесных светил до бабочки. Однако часто можно слышать вопрос: «Если Бог мудрый и добрый, почему Он создал такой несовершенный мир?»

Как выглядела Вселенная в день сотворения мира? Первые страницы Библии повествуют о том, что Господь создал совершенный мир. Окончив шестидневный труд творения, Господь посмотрел на Свое произведение, «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Господь не создавал зла! В самом начале не было ни греха, ни его разрушительных последствий. Жизнь первых людей не омрачали страх, страдания, болезни, Адам и Ева не ведали смерти. У них был совершенный характер и идеальные отношения.

Как же случилось, что наш мир коренным образом изменился, став местом раздоров, страданий и несчастий? Вторая и третья главы книги Бытие повествуют о том, как зло и грех вошли в наш мир. Спустя некоторое время после того, как Бог сотворил совершенный мир, сатана пришел в Эдемский сад, чтобы склонить Адама и Еву к непослушанию Творцу. Господь ограничил сферу влияния дьявола, позволив ему находиться только в месте, где росло дерево познания добра и зла, чьи плоды Адаму и Еве было запрещено употреблять в пищу.

Однажды Ева, прогуливаясь по саду, подошла к этому дереву. Дьявол под видом змея незамедлительно завел с ней разговор: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Адам и Ева знали прежде только добро и были совершенно счастливы. Однако им захотелось узнать и зло, что, по словам дьявола, сулило большие преимущества. Первые люди ослушались Бога, пренебрегли Его настоятельным предупреждением относительно запретных плодов и позволили дьяволу обмануть себя. Человек захотел узнать, что такое зло, и вот мы познали зло во всей его полноте.

Господь сказал Адаму: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Проклятие грехопадения распространилось на всё творение. Труд стал для человека тяжелым бременем, появились болезни, зависть, злоба, вражда. Самым трагичным последствием греха стало то, что вместе с ним в наш мир вошла смерть.

Итак, откуда в прекрасном Божьем мире взялись боль и страдания? Всё зло – результат неправильного выбора человека, непослушание воле Бога. Вот что говорит Священное Писание о возможных причинах наших бед: «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).

Сделав выбор жить без Бога, не желая быть послушным Его воле, человек выбирает и последствия своего выбора. Вот как об этом говорил Господь через пророка Исаию: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3:9).

Не Бог, а мы сами порой навлекаем на себя зло. Именно по вине человека происходят многие беды. Мы часто сетуем на Бога: «Почему Бог, если Он благ, не остановит всех ужасов нашего столетия?» Герой романа Герберта Уэллса «Джоан и Питер» спрашивает Бога:
– Почему в мире так много зла?
– А что? Вам, людям, это не нравится? – спросил Бог.
– Конечно, нет.
– Тогда измените все это, – был ответ.
Истинная свобода выбора подразумевает возможность совершать зло и от нас самих зависит, чтобы этого зла стало меньше.

Кто такой дьявол?

Если дьявол довел человека до грехопадения и вверг мир в пучину страдания и боли, спрашивают многие, то откуда взялся дьявол? Если Бог создал весь мир, может быть, сотворил и дьявола?

Бог не творил дьявола. Он сотворил совершенного ангела, о котором сказано: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Дьявол первоначально носил имя Люцифер, что означает «светоносный». Именно так он назван в книге пророка Исаии – «денница, сын зари» (Ис. 14:12). Библия говорит нам о том, что Люцифер занимал самое высокое положение на небе и предстоял перед троном Вседержителя: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14,15). Как указывает Библия, когда в Люцифере обнаружилось беззаконие, то ангел света и добра стал противником Бога, сатаной.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этом тексте названо имя первого грешника и время, когда он совершил первоначальный грех. В книге Откровение противник Бога фигурирует как «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9).

Почему Люцифер согрешил?

В Священном Писании сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-14). Как говорит Библия, в сердце Люцифера стали развиваться честолюбивые планы. Семя тщеславия породило в нем мысль стать подобным Творцу. Гордость превратила ангела, занимавшего самое высокое положение на небе, в противника Бога – сатану. Об этом сказано в Библии так: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:17).

Сотворенные Богом существа наделены свободой выбора – любить Бога и доверять Ему, либо отвернуться от Него. Бог знал, что когда-нибудь Его творения могут избрать путь противления. И дьявол был первым во Вселенной, кто сделал этот ужасный выбор. Трагедия греха берет свое начало с него.

Для того чтобы занять престол Бога, дьявол должен был опорочить характер и волю Бога и настроить ангелов против Него. Люцифер убеждал небожителей, что Бог что-то скрывает от них, Закон Божий слишком ограничивает их свободу, а Сам Творец – жесткий и несправедливый правитель. Сатана открыто клеветал на Бога, характер Которого выражен одним словом – «любовь». Вот почему люди обвиняют Бога в несправедливости: дьявол и сегодня внушает людям сомнения в доброте и сострадании Бога.

Каким же образом разрешился конфликт на небе? «И произошла на небе война: Михаил (с древнеевр. – «кто как Бог?» – одно из имен Иисуса Христа) и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Чтобы сохранить мир и гармонию на небесах, дьявол и третья часть ангелов, которые присоединились к нему в восстании против Бога, были низвержены с неба. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). Попав на землю, дьявол обманул Адама и Еву и стал смертельным врагом человека.

Почему Бог не уничтожил сатану?

Почему же Бог не уничтожил дьявола в самом начале, чтобы исключить в будущем возможность его разрушительной деятельности?

Если бы Господь уничтожил сатану, это не упростило бы проблему и не остановило бы распространение греха, а наоборот, усложнило бы дело. Люцифер поставил под сомнение премудрость, любовь и справедливость Божественного правления. И если бы Господь подавил восстание и незамедлительно уничтожил зачинщика, то даже верные поклонники Бога задумались бы: может быть, сатана прав? Все небожители стали бы поклоняться Богу скорее из страха, нежели из любви. Неверие и сомнение распространились бы до самых отдаленных пределов Вселенной. Сотворенные существа жили бы, сомневаясь, действительно ли Бог есть любовь, а его Закон справедлив. Кто прав? Кому теперь можно доверять? Зло стало бы вечным, было бы поставлено на карту само существование Вселенной.

Каким же образом небожители и все сотворенные существа могли узнать, каков Бог на самом деле? На этот случай у Бога был план: предоставить сатане возможность продемонстрировать свои принципы правления, чтобы всем стало ясно, кем он на самом деле является. Более короткого пути не было. Дьявол настолько искусно маскировал свои истинные намерения, что потребовалось время, пока вся Вселенная ни убедилась, насколько разрушительна его деятельность.

Подлинная сущность дьявола и подлинный характер Бога

По словам Христа, дьявол является родоначальником греха во Вселенной, отцом лжи и убийцей: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он - лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Основная цель его деятельности на земле заключается в том, чтобы «украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). Сегодня «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Таким образом ответственность за все зло и страдания лежит не на Боге, а на зачинщике восстания против Бога.

Люди часто обвиняют Бога в своих потерях, сомневаются в Его любви. В такие моменты мы поддаемся обману «отца лжи». Но по-настоящему разглядеть любовь Бога можно только на Голгофском кресте: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это самый поразительный акт смирения и любви, когда-либо проявленный в истории человечества.

Когда Иисус был распят на кресте, все ангелы и обитатели других миров увидели подлинное лицо сатаны, который побуждал людей убить невинного Сына Божьего. Смерть Христа на кресте полностью раскрыла намерения сатаны перед всей Вселенной. Именно на кресте Христос решительным образом победил врага. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Крест раскрыл подлинный характер сатаны, но также и явил подлинный характер Бога.

Крест – это откровение для наших измученных сердец о том, как сильно Господь возлюбил нас. Из того, что Божья любовь побудила Всевышнего отдать Своего Сына на смерть ради нашего спасения, следует, что Богу не безразличны наши нужды, Он глубоко страдает вместе с нами, переживает вместе с нами нашу скорбь.

Господь заверяет нас в Своей любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих…» (Ис. 49:15,16). Весь мир может забыть нас, дожди и ветры могут стереть наше имя с могильного камня, но ничто не в силах стереть это имя со скрижалей сердца Бога. «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3), – говорит Господь. Когда нас охватывает щемящее чувство растерянности и смущения, существует только одно прибежище, где мы можем обрести покой и утешение, – сердце Господа.

Бог обеспокоен решением проблемы греха и страданий, возможно, даже больше, чем мы можем себе представить. Бог обещал однажды и навсегда уничтожить грех и дьявола через очищение земли огнем. В пророческом откровении апостолу Иоанну была показана сцена уничтожения дьявола и его слуг: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное…» (Откр. 20:9,10).

Почему Господь допускает страдания?

Почему Господь все же допускает в нашей жизни суровые испытания и, несмотря на Свое всемогущество, порой не ограждает нас от козней дьявола?

В 4 главе книги Бытие повествуется о том, как сын Адама и Евы, Каин, убил своего брата. Несмотря на обличения Бога, Каин так и не раскаялся в содеянном грехе. После чего сказано: «И пошел Каин от лица Господня…» (Быт. 4:16). Печальные слова. Сколько «каинов» ходят сегодня по нашей истерзанной грехом земле!

Цель человека, который ушел «от лица Бога», – сделать жизнь за пределами Эдемского сада похожей на рай, но при этом обойтись без Всевышнего. Одна из самых больших проблем греховного человека заключается в том, что он не испытывает нужду в Боге, хотя, на самом деле, отчаянно в Нем нуждается. Человек ждет даров Бога, но не ищет Самого Бога. Господь говорит: «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (Ос. 13:6).

Мы порой относимся к Богу, как авиатор к своему парашюту: берет его с собой в полет на случай аварии, но надеется никогда не воспользоваться. Бог, сотворивший нас, знает, что наше счастье без Него невозможно. Какие средства использует Господь, чтоб достучаться до своенравного и строптивого сердца человека? В Священном Писании сказано: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз… Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих… Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:14,19,29,30).

Клайв Люис заметил: «До тех пор, пока то, что мы именуем «нашей собственной жизнью», остается сносным, мы не хотим предавать себя Богу. Что же тогда остается Ему предпринять в наших интересах, как ни сделать «нашу собственную жизнь» менее сносной и отнять у нас возможные источники ложного счастья?»

И далее автор ссылается на собственный жизненный опыт: «Ужасная необходимость испытаний совершенно очевидна… Стоит Богу на мгновение вложить этот меч в ножны, и я веду себя, как щенок, когда с ненавистным купанием покончено, – я, как могу, отряхиваюсь насухо и мчусь прочь, чтобы вновь обрести свою привычную чумазость, если и не в ближайшей куче навоза, то, по крайней мере, в ближайшей клумбе. И поэтому испытания не могут прекратиться до тех пор, пока Бог не увидит, что мы либо переродились, либо ожидать от нас перерождения уже бесполезно».

Скорби этого мира, состояние беспокойства – это вечный зов Господа, колокол, набат, посредством которого Он обращается к сознанию человека и побуждает человека искать Бога. В известной притче Христа о блудном сыне, который оскорбил отца и с принадлежащей долей наследства ушел из дома, рассказывается, что юноша осознал свою вину по отношению к отцу и свою нужду в отце только после того, как всё потерял и оказался на дне жизни. Только тогда, сказано: «Придя же в себя, сказал: “…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою”» (Лк. 15:17,18).

К сожалению, переоценка ценностей, здравый смысл, осознание нужды в Боге и зависимости от Него порой приходят только в кризисные моменты жизни. Именно боль и страдания зачастую отрезвляют человека и побуждают его оставить гордыню, грех, искать нечто более ценное – искать Господа. Скорби и страдания могут стать бесценным опытом, если взглянуть на них глазами Бога с точки зрения неба и вечности. Пророк Исаия говорил о Боге: «…ибо, когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:17,18).

Об этом же говорит и автор Послания к Евреям: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:6,11). Вот почему Священное Писание сравнивает жизненные трудности с плавильней, в которой под воздействием высокой температуры очищается золото. В книге пророка Исайи Господь говорит: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10).

Итак, мы видим, что Небесный Отец допускает страдания не потому, что Ему нет дела до нас, а наоборот, потому что Богу крайне небезразлично состояние нашей души, потому что Он любит нас. В Священном Писании сказано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Бог под судом

Тема страданий особенно раскрыта в библейской книге Иова. На русский язык ее переводил Ломоносов, а Пушкин специально изучал древнееврейский язык, намереваясь читать этот текст в подлиннике. Во многих произведениях Достоевского есть рассуждения о проблеме страдания, которая поднимается в книге Иова.

В этой книге описано, как Иов в одночасье потерял почти все свое имение, несколько тысяч голов скота. Погибло множество слуг, затем дети – семь сыновей и три дочери. Последним ударом для Иова была потеря здоровья: он покрылся струпьями проказы с головы до пят. Книга Иова повествует о самом худшем, что могло произойти с самым лучшим человеком.

Иов сетует: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: «обида!», - и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму… Кругом разорил меня… Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (Иов. 19:6-8,10-12). Слова Иова - это скорее его первая реакция, то же самое испытывает человек, пораженный нежданным ударом судьбы. Так же, как этот библейский герой, мы склонны роптать и видеть в Боге ополчившегося врага.

Иов использует военные термины: «Господь сделался как неприятель». Это агрессивное вторжение и осада произведены несправедливо и без каких-либо оснований. Иов говорит: «Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного… сердцу вдовы доставлял я радость… Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» (Иов. 29:12-16). «Кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?» (Иов. 24:25).

Иов настаивает на своей непорочности. Он скоблит себя черепицей и спрашивает: «Почему это случилось со мной? За что? Что я сделал не так?»

Иов приходит к выводу: Господь несправедлив. И тогда обращается за разъяснением непосредственно к Всемогущему, чтоб Он объяснил причину его страданий.

Иов вызывает Бога на суд, но Небо молчит. Более всего Иова терзает, что его плач остается без ответа. Бог ничего не объясняет. Перед твоим носом захлопывается дверь, ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов – и потом тишина. Иов слышит лишь горькие упреки друзей и пустоту в сердце.

Почти каждый из нас однажды сталкивается с «сокрытостью» Бога. Облако «неведения» способно окутать нас внезапно, без предупреждения, в тот момент, когда мы острее всего нуждаемся в Божьем присутствии. Не понимая, что происходит, нахо¬дясь в тисках отчаяния и разочарования, Господь иногда кажется несправедливым.

Вопрос страдания поднимает проблему теодицеи, то есть богооправдания. Этот термин был введен в оборот в XVIII веке философом Лейбницем. Но сама проблема теодицеи так же стара, как человечество. В конце XVIII века немецкий философ Эммануил Кант следующим образом определил смысл теодицеи: «Под теодицеей обычно подразумевается защита высшей мудрости Создателя от иска, который представляет ей разум, исходя из того, что не всё в мире целесообразно».

Греческому философу Эпикуру приписывается следующая формулировка этого противоречия: Бог или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если хочет, но не может, Он бессилен, что не совместимо с Богом. Если может, но не хочет, Он зол, что также чуждо Богу. Если не может и не хочет, Он бессилен и зол, и значит не Бог. Если хочет и может, что единственно подобает Богу, откуда тогда страдания и зло? Или почему Он их не устраняет? Проблема теодицеи и сводилась к тому, чтобы найти выход из этого логического тупика. Каков же дан ответ на эту проблему в книге Иова?

В первых стихах этой библейской книги представлен образ Иова как богобоязненного и праведного человека. Затем неожиданно перед читателем раскрывается другое измерение – совет на небе и разговор Бога и дьявола. Эта сцена приоткрывает причину страданий Иова. Об этом сказано так: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа» (Иов. 2:1).

В речи сатаны звучит обличение, он упрекает Бога в том, что Иов служит Богу небескорыстно, а из-за материальной выгоды. «И отвечал сатана Господу, и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2:4-7).

В этой сцене показана причина страданий – именно сатана, а не Бог поразил Иова. И даже если это показывает причину страданий Иова, снова возникает трудный вопрос: «Как может Бог делать человека «ставкой в споре с врагом»? И все же Бог позволил сатане наслать на Иова болезнь и страдания. Однако основная проблема заключалась в том, что участники драмы не знают, почему все эти беды обрушились на Иова. Не найдя объяснения молчанию Бога, Иов пытается постигнуть тайну страданий и спрашивает: «Почему?» Содержание книги – три речи друзей Иова, три речи самого Иова и две речи Бога. После того, как умолкают друзья, умолкает Иов и из бури раздается глас Господень. Происходит явление Бога: «Господь отвечал Иову из бури…» (Иов. 38:1).

В первой речи Господь представляет Иову картины творения. «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38:2-5).

Затем Господь говорит о земле и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, дожде, о львах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, китах, слонах и т.д. Этим самым Господь желает сказать: «Можешь ли ты, Иов, создать все существующее так же, как сделал это Я?»

За первой речью следует вторая, Господь продолжает спрашивать Иова: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?.. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя… Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его?.. Сделает ли он договор с тобою и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов. 40:3,4,10,19-21,23,24).

Во второй речи Господь образно указывает на то, что Он не только создал этот мир, но и управляет им. Как видим, явившись Иову, Бог не снимает покрова с тайны и не объясняет, почему Иова постигли страдания. Бог так и не открыл Иову сцену, которая происходила на небе. Господь дает ответ только на основной вопрос, который поднимает Иов: достаточно ли справедлив и соответственно достаточно ли мудр и добр Господь Бог? Можно ли Ему доверять и уповать на Него?

Для этого Он разворачивает перед человеком картины мироздания и задает ему встречные вопросы. В двух речах Бог указывает, что Его безграничная и непостижимая мудрость заключена в способности не только сотворить столь сложную и гармонично устроенную Вселенную, но и управлять этим сложным и многообразным миром природы. Из этого следует, что все пути Творца истинны и праведны, сколь бы загадочны и неисповедимы они ни казались.

После того, как Господь задал все Свои вопросы, Иов смиренно сказал: «Что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Он признался, что не может ответить на вопросы Бога и признает Его правоту, справедливость и мудрость. Иов склоняется пред Богом в смирении и благоговении со словами: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено... Я слышал о тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,5,6). С какими словами сегодня Господь обращается к озадаченному, смущенному человеку, на которого хлынули потоки горя?

Господь и сегодня не объясняет причины наших страданий. Мы не в состоянии многое понять. Тайна останется тайной. Вопрос «Почему?» имеет только один ответ: Господь в Своей мудрости никогда не ошибается, Его пути всегда правдивы и истинны. Все находится под контролем и попечительством Бога. Он всегда ведет нас лучшим путем, все, что происходит в нашей жизни, «содействует нам ко благу» (Рим. 8:28).

Когда нет явного свидетельства присутствия Бога, Господь желает научить человека вопреки всему в смирении довериться Ему. Лев Толстой написал: «Если я верю в Бога, то мне нечего спрашивать о том, что выйдет из моего послушания Богу и веры в Него, потому что я знаю, что Бог – любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может». Даже когда Господь ведет нас по тернистому пути и допускает трудности в нашей жизни, вера придерживается убеждения, что невидимый Бог – добрый и любящий, что на самом деле все обстоит не так, как нам видится, что Всевышний не таков, как нам это кажется.

Когда плотная пелена скрывает от наших глаз Божий лик, Господь не оставляет нас, хотя и может так показаться. Он присутствует в жизни страдающего праведника более чем когда-либо. О страдающих Божьих последователях Исаия говорит: «Во всякой скорби их Он не оставлял их… взял и носил их во все дни древние» (Ис. 63:9).

Библия говорит, что однажды на небесном суде Господь прольет свет на все тайны нашей многострадальной земли, откроет причины невзгод, которые так нелепо врывались в нашу жизнь. Тогда мы поймем, как «всё устроено к лучшему». Придет день, когда вся Вселенная признает: «…велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Христос – пример доверия Небесному Отцу

Христос знает, что значит быть человеком. Он пришел однажды на нашу землю и нет в нашей жизни ничего такого, чего не пережил бы Иисус. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Иисус изведал одиночество, предательство, богооставленность. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Ни с кем не поступали так несправедливо, как с Иисусом Христом, никто не страдал так тяжело как Сын Божий. Поэтому именно Он способен утешить тех, кого терзают сомнения, кто усомнился в Божьей доброте.

Испуская дух на кресте, Иисус возгласил: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46).

Христос испытал богооставленность – гнев Отца пал на Него, взявшего на Себя грехи всего мира. Христос сошел в бездну смерти, во тьму покинутости, беззащитный и безоружный. Однако тогда Отец не пришел Ему на помощь. Иисус получил в ответ молчание, подобно тому, что пережил Иов.

В тот момент ничего не говорило, что Отец принимает жертву Христа, не было никаких доказательств благоволения Бога. Однако ничто не могло поколебать веру Иисуса в любовь Отца. Вот что сказал Христос в момент, когда небо молчало: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Это были слова веры. У Христа не было никаких доказательств, что Отец Его слышит, но Он хорошо знал доброту и милосердие Отца. Это была победа чистой веры.

Возможно, долгие годы мы не получаем ответ на свои молитвы, возможно, стоим перед неразрешимыми проблемами. Пусть наша молитва сегодня будет исполнена веры: «Господи, в руки Твои предаю своих детей, свои проблемы, свое здоровье! Господи, в руки Твои предаю свой дух!»

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и . «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей ?..

Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками.

Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!

Трудно оправдать . Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

Есть и нечто другое. Спрашивать у Бога решаются немногие. Для кого-то слишком обременительна ответственность, а кто-то просто боится, что Бог не ответит. Однако спрашивать нужно. Это здоровая потребность человеческой души – наполнять жизнь Божиим ответом. Отсутствие ее свидетельствует о духовной болезни – неверии. Это путь смертельно опасный, поскольку такому человеку Бог не нужен, Он чужд для него. Не Спасителем, а собственным «Я» наполнена его жизнь. Следовательно, рано или поздно придется пережить горечь разочарований и в себе, и в мире вокруг.

Есть только один путь, которым можно избежать гибельности разочарования, – жить по Божиему совету, в Его присутствии. Однако для нас часто этот образ жизни, вопрошание Бога оказывается недоступным из-за того, что слишком много собственных ожиданий и надежд наполняют наше обращение к Богу, не оставляя места для голоса Творца.

Незаметно для нас самих вопрос перерастает в требование. Оно кажется нам совершенно невинным, кажется естественным развитием наших чувств и переживаний. Однако первый шаг в сторону уже сделан – мы требуем… Конечно, зачастую это требование звучит не столь самоуверенно. Звучит в форме благочестивого исповедания всемогущества Творца, подобно тому, как некогда в пустыне приступал к Спасителю искуситель: «если Ты Сын Божий…» (Мф. 4: 3, 6). Так же и наше требование к Богу начинается с мысли о всемогуществе Творца, с тайного упрека: «Ведь Ты, Господи, всё можешь, можешь обстоятельства повернуть таким образом, чтобы ответ стал однозначным и очевидным». Да и Сам Спаситель, лукаво подсказывает разум, некогда сказал совершенно определенно: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7: 7).

И человек ждет ответа. Но ответ не приходит, Бог молчит. К сожалению, такое случается в нашей жизни достаточно часто. Мы разговариваем с Творцом на разных языках, не понимая, что и как нам отвечают. Мы ожидаем услышать громоподобный глас Бога Вседержителя, требуем явного ответа на наши молитвы, умоляем разрешить недоумения, а в ответ встречаем обычных людей, погружаемся в обычные обстоятельства, наблюдаем тот же мир, ту же жизнь вокруг. Мир не изменился, кажется нам, в нем не случилось никакого переворота, даже в нашей маленькой скромной жизни ничего не изменилось. Неужели Богу так трудно ответить… прийти… показать?

Наверное, с подобными чувствами ожидал явление Бога, провозвещенное ему Ангелом, пророк Илия в Синайской пустыне. говорит об этом без лишних подробностей, но с достаточной определенностью: «И сказал [Ангел]: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19: 11–12), – и там Господь. Оказывается, в реальной жизни действительно проще увидеть Бога в чем-то чрезвычайном, чудесном, необычном, ярком, чем признать Его Промысл в обыденном… Эти ожидания встретиться со Всемогущим Творцом мира слишком соблазнительны, чтобы так просто от них отказаться и услышать любящий глас Спасителя в совете близкого человека… Мы ожидаем и требуем ответа явного и определенного, не оставляющего места для колебаний и сомнений, а Бог оставляет место для терпения, любви, кротости, смирения…

Подобно нам, отнюдь не на такой ответ от Бога надеялись иудеи, когда ожидали своего мессию, покоряющего народы и восстанавливающего могущество Израиля. Однако с этой позиции Евангелие оказывается совершенно непонятным: неужели не мог Господь Вседержитель явно засвидетельствовать миру о Своем пришествии? Почему всё так сложно? Почему с Елеонской горы прозвучал не голос Владыки, Творца, хотя бы великого полководца, царя, но кроткий, тихий глас Иисуса из Назарета? Почему Господь скрыл Себя от многих людей, разве Он не мог…?

Божий Промысл о нас непрестанен, его не нужно особо искать, стоит лишь прислушаться, остановиться. Это удел нашей веры, ее живое и здоровое проявление – чувство постоянства в уповании на Бога, уверенность в том, что Он отвечает всегда, каждый миг, непрестанно.

Человек призван к поискам . Это единственное, на поиски чего действительно стоит потратить всю жизнь. Ничто иное не может принести ни счастья, ни вечности. Все жизненные проблемы начинаются там, где рядом с Богом появляется еще что-то, чем человек пытается заполнить недостаточность своих усилий в стремлении к Истине.

В жизни нужно дать место Богу. Он насильно не врывается, но стоит у двери и стучит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). И это самый важный факт жизни христианина: Бог отвечает лишь тем, кто ищет Его, кто готов найти для Него место в своей жизни. « Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…» (Иак. 4: 8).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»