Мероприятия хрущева и их результаты. Реформы хрущева

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Уже осенью 1953 г. была разработана программа реформирования народного хозяйства, ориентированная на подъем производства предметов потребления и изменение отношений с крестьянством. В связи с этим предполагалось увеличить финансирование сельского хозяйства, снизить налоги, значительно повысить оптовые заготовительные цены, снять ограничения с личных подсобных хозяйств.

В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: в оборот было введено 42 миллиона гектаров пашни, где уже к концу 50-х годов выращивалось до 40% всех зерновых, что позволило отсрочить зерновой кризис, однако привело к необратимым экологическим процессам и отставанию зернового производства в других земледельческих регионах страны.

В конце 50-х годов продолжались крупные экономические реформы. Так, в мае 1957 г. было ликвидировано отраслевое управление народным хозяйством (министерства), и организовано территориальное - через Советы народного хозяйства (совнархозы). Целями этой реформы были децентрализация управления, контроль за деятельностью хозяйственных органов снизу, повышение самостоятельности субъектов производства, которые и обеспечили обеспечившие ее успех на начальной стадии.

Проводились также неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз были увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал.

Однако в целом преобразования в народном хозяйстве не дали того эффекта, на который рассчитывали реформаторы, так как не вводили действенные экономические рычаги: полную хозяйственную самостоятельность предприятий, заинтересованность производителей, совершенно не изменялись формы распоряжения собственностью. В свою очередь крупномасштабная перестройка управления народным хозяйством, предпринятая без предварительных проверок, экспериментов, со временем стала отрицательно сказываться на эффективности экономики.

В середине 50-х - начале 60-х гг. особенно динамичным были развитие машиностроения и химической промышленности, добыча нефти и газа, электроэнергетика. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР. Освоение космоса, самолетостроение химизация народного хозяйства, развитие электроники, атомной энергетики, производство вычислительной техники, многие другие важные научно-технические направления подкреплялись крупными государственными программами, тем самым была заложена основа для достижения в будущем военно-стратегического паритета с США.

В то же время рост легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства был незначительным. Именно здесь особенно ярко проявились импульсивность, непродуманность и даже авантюрность инициатив Н.С. Хрущева. Позитивное содержание мер, направленных на подъем сельского хозяйства, подрывалось такими акциями, как ломка сложившейся структуры посевных площадей, ограничение приусадебных хозяйств колхозников, ликвидация МТС и передача техники в собственность колхозов и т.п., а также проведением административных кампаний, приносивших мало положительных результатов ("кукурузная лихорадка", "догнать и перегнать Америку" по производству мяса и молока и пр.) Стимулы для интенсивного труда у крестьян были уже подорваны и, хотя уровень жизни колхозников значительно вырос, они как не были так и не стали хозяевами земли и результатов своего труда. В сельском хозяйстве резко понизились темпы производства: в 1953 - 1958 гг. в среднем за год они составляли 7,6%, в 1959 - 1964 гг. - только 1,5%. Все это в совокупности привело к аграрному кризису конца 50-х - начала 60-х годов.

Кризис хрущевских реформ. Конец 50-х - начало 60-х гг. стал тем рубежом, когда в СССР была решена задача построения индустриального общества. Своеобразное отражение это нашло в документах той поры. Так, ХХI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР "одержал полную и окончательную победу", а на XXII съезде (1961 г.) была принята программа построения коммунизма в обозримо короткие сроки (к началу 80-х годов).

Построение в СССР индустриального общества объективно потребовало замены как прежнего хозяйственного механизма, так и устаревшей политической системы, радикального обновления социальных отношений для нового витка общественного прогресса. Понимал ли это Хрущев, был ли готов осуществить реформы? В любом случае вероятность окончательного слома системы вызывала опасения у партийной номенклатуры. К тому же началось падение авторитета Хрущева в обществе, при этом именно в 1962-1963 гг. разворачивается идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. В апреле 1964 г. было пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза, а уже в октябре этого же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря и члена Президиума. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

По форме подготовка Пленума носила характер политического заговора, отражая переходное состояние политического режима от авторитарности Сталина к авторитарности “нового типа”. Успеху противников Хрущева в немалой мере способствовала усталость общества от многочисленных новаций этого политического деятеля. Недостаточная глубина преобразований и слабость демократизации общества и экономики стали основой последовавшего вскоре свертывания реформ.

Никита Сергеевич Хрущев – тот советский лидер, который в массовом сознании ассоциируется с «оттепелью» и «хрущевками». Однако, далеко не все знают, что социальные и политические реформы этого советского лидера, фактически, заложили «бомбу» под весь советский строй и государственность.
Неспособность нашего государства и общества справиться с государственным переворотом 1991 года, ошибки Горбачёва в ходе «перестроенных реформ» и крайне слабая дееспособность позднесоветской власти в принципе – наследие именно Никиты Хрущева.

Даже то, что довольно быстро, через десять лет после прихода к власти, Хрущева свергли методом уже «тихого переворота» не помогло СССР оправиться от «реформ». Настолько глубокие изменения в обществе и системе власти они заложили.

Команда Хрущева

Придя к власти в 1954 году Никита Хрущёв начал весьма своеобразно формировать свою «команду». Нет, кадровое обновление было необходимо с политической точки зрения. Очень многие в тогдашней номенклатуре относились к новому генсеку весьма негативно.

Но подбирая «новые и лояльные кадры» Никита Сергеевич, в первую очередь, смотрел именно на лояльность, часто игнорируя такой критерий, как профессионализм.

Эту систему в свое время очень точно охарактеризовал советский экономист Дмитрий Шепилов: «Почему министр икс заменен игреком? Почему на этот важный пост поставлен такой совершенно неподходящий человек, как зет?» - следовали ответы: «С игреком Никита Сергеевич работал на Украине... зета Никита Сергеевич знает по совместной работе в МК партии».

Эти отношения и ставка на лояльность сразу стали характерной чертой всей политической системы до самого низового партийного и политического уровней. Тем более, что последовали и официальные реформы, которые по сути, нивелировали понятие «политического профессионализма».

Школьная реформа

Речь идет, например, о так называемой школьной реформе и о законе от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этот закон предполагал упор на трудовое воспитание, а после школы выпускники обязаны были два года отработать на производстве и только потом могли продолжать учебу. Проблема была только в том, что зарплата даже неквалифицированного рабочего была выше, чем студенческая стипендия.

А потому новоиспечённые рабочие не горели желанием продолжать обучение. Правда, именно из этих кадров вследствие еще одной реформы и начали формироваться политические элиты хрущевского периода.

Доярки-рекордсмены

По инициативе Никиты Сергеевича, теперь, главными претендентами на социальные лифты стали выходцы из рабочей молодежи. Грубо говоря, доярка-рекордсмен, которая превышала норму надоев, могла запросто стать заместителем председателя колхоза и продвинуться по партийной линии. И таких доярок, трактористов, шахтеров и прочих молодых рабочих в Стране Советов были миллионы. В общем, было кому заместить «устаревшую» партийную элиту, которая по словам самого Хрущёва «задержалась на ярмарке».

В качестве повышения политических знаний ей, этой новой элите, предлагались партийные курсы, но никак не систематическое образование. И вот эти самые «доярки» в итоге и пришли к власти в СССР. Да, они были практиками, но теоретический багаж, знания о политике, у этих людей были минимальны.

Из комбайнеров в политики

Самый известный и печальный пример такого карьерного роста явил собой Михаил Сергеевич Горбачев, который был отличным комбайнером и попал под хрущевские кадровые и социальные реформы. И кто бы спорил, что с комбайном у него получалось отлично.

А поскольку это получалось отлично, то пошёл и партийный, и карьерный рост. Только не по специальности, а именно в политической сфере, который и привел в итоге Михаила Сергеевича к власти в СССР, в стране, о политическом устройстве которой он понимал крайне мало.Поэтому у него с ней как-то не задалось.

Необразованные элиты

В тот же период в СССР возникла своеобразная система «нравственных приоритетов». Теперь та самая «рабочая, трудовая молодежь» крайне негативно относилась к образованным специалистам и профессионалам. Потому что те были всего лишь «теоретиками», тогда как новые «элиты» стали сугубыми практиками социализма и коммунизма. Они его строили в буквальном смысле, своими руками. К политической грамотности это, впрочем не имело никакого отношения. Однако Никиту Сергеевича это интересовало в минимальной степени.

Фактически, именно при Хрущеве и сформировался механизм продвижения во власть самых наглых, напористых, но лояльных и необразованных, который в историографии принято называть «отрицательный отбор».

Уже после отстранения Хрущёва от власти, новый генсек, Леонид Ильич Брежнев столкнулся с острейшей кадровой проблемой. Профессионалов от политики, действительно образованных специалистов, было меньшинство. К тому же хрущевский фаворитизм продолжал превалировать в советской системе. А потому эти самые редкие специалисты и сформировали уже брежневскую геронтократию, а после и «застой». Адекватной смены попросту не было, да и не очень хотелось пускать её во власть.

Но в итоге эти самые «хрущевские кадры» ввязли свой реванш уже после смерти Брежнева, а потом и Андропова с Черненко. И чем этот реванш закончился мы все прекрасно помним. Это был грандиозный крах величайшей страны.

Стоит отметить, что этот крах устроило именно поколение «перспективных кадров» Хрущева. Ведь и Михаил Горбачёв, и Борис Ельцин – это люди, которые полностью сформировались именно в СССР. Они родились, выросли, обучились и воспитались только по советским лекалам.

Даже у Брежнева было три класса гимназии в Царской России. И он, надо сказать, не разрушил Советский Союз. Разрушили его полностью советские люди. И «спасибо» за это в первую очередь можно сказать Никите Сергеевичу Хрущеву.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Хрущева.
Рубрика (тематическая категория) Промышленность

После смерти в марте 1953 года Сталина развернулась борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. В борьбе за власть победил Хрущев. С сентября 1958 года Хрущев совместил поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совмина. Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:

– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;

– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;

– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.

В результате этих реформ ему удалось вывести из партийной бюрократии сторонников Сталина и провести на их места своих приверженцев.

А) сельское хозяйство. Политика Сталина сильно укрепила тяжелую промышленность и разорило сельское хозяйство. Хрущев решил укрепить село. Для этого:

– были уменьшены налоги;

– усилена финансовая поддержка;

– начато освоение целины в Северном Казахстане.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 ᴦ. Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства:

Увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию,

Ввести авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

В конце 1958 ᴦ. по инициативе Н.С. Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники, находившейся в распоряжении МТС, колхозам. Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу купить тракторы и комбайны и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Отрицательным последствием продажи техники была также фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников.

Находясь с визитом в США в 1959 ᴦ. Хрущев побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Хрущев пришел к выводу, что поднять уровень развития советского животноводства можно, решив проблему кормопроизводства. С его точки зрения, крайне важно было перейти к широким и повсœеместным посœевам кукурузы, которая будет давать зерно и зелœеную массу на силос. Огульное внедрение этой идеи, без учёта природных и климатических особенностей, привело к её дискредитации.

Б) Промышленность.

За счёт строительства атомных и крупных гидроэлектростанций увеличена мощность энергосистемы СССР, завершена электрификация страны, началась продажа электроэнергии за границу. Предприятия начали переоснащаться новой техникой.

В) Бюрократия. Все реформы Хрущев начинал с изменения систем управления. Целью реформ было сделать Главной задачей всœех проводимых в стране реформ Хрущев считал ускоренное развитие экономики с целью обгона темпов роста экономики США. Из-за неправильно поставленных задач были неправильно выбраны методы (двигателœем реформ стала бюрократия, положение которой было очень неустойчивым). Проводились реформы в спешке и не имели четкой организации. Бюрократия материально в реформах не была заинтересована и работала ради отчетов. По этой причине всœе реформы оказались неудачными. В итоге к серединœе 1960-х годов:

– кризис в сельском хозяйству углубился;

– начался кризис в промышленности;

– бюрократия прекратила поддержку Хрущева;

– из-за перебоев с продовольствием и введения карточек в стране начались волнения.

систему управления более эффективной.

Реформы Хрущева. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Хрущева." 2017, 2018.

  • - Последние реформы Хрущева.

    Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. В июле 1964 г. на Пленуме ЦК он выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания т.н. специализированных... .


  • - Реформы Хрущева

    Он неясно представлял средства для достижения поставленных целей. В экономике Хрущев видел задачу в основном в изменении методов руководства министерствами, Госпланом, но не смог подняться до осознания необходимости глубоких структурных реформ. Не был готов Хрущев к...

  • Весной 1953 г. были осуществлены из-менения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев - известный партий-ный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторгани-зациями страны. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

    Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани-мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секрета-ря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга-нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа-билитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабили-тированы около 16 тыс. человек.

    Большое значение в начавшейся либерализации общественно-поли-тической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев с докладом "О культе личности и его последст-виях". В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации наро-дов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с куль-том личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

    Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочис-ленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Ста-лина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляе-мая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыта-лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов "коллективного руково-дства" и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Одна-ко открытое сопротивление части партийных и государственных руко-водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру-щева.

    Во второй половине 1953 г. нача-лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче-ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение бла-госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст-венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за-готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в аг-росферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. - лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го-сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб-ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни-ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

    С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Си-бирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре-стьяне, специалисты).

    В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про-дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра-лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

    Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде-ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя-тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй-ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко-номику многих хозяйств.

    Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп-нения колхозов и расселения неперспективных деревень. Осуществля-лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо-зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на-ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили-лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам - по его на-стоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

    Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен-ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

    Переориентирование эко-номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. восстанавли-вался принцип приоритетного развития производства средств производ-ства. На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы "А". Высокими тепами развивались машиностроение и приборо-строение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи-тельство.

    В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен-ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 эконо-мических районов на базе существующего административного деления.

    Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер-ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес-публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

    В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хруще-вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи-тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру-ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче-ские и социальные структуры удалось лишьотчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором - Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

    После смерти Сталина перешли к выходу из «мобилизационного социализма» с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Первым шагом, укрепившим позиции нового руководства, была очень популярная акция: были арестованы, осуждены и расстреляны министр внутренних дел Л.П. Берия и его подручные, творившие произвол и проводившие массовые репрессии. Были проведены сокращение на 12% штатов МВД и большая чистка (раздельные МВД и Министерство госбезопасности были слиты в марте 1953 г.).

    В свете особого внимания к проблеме репрессий были внесены изменения в уголовное право . Велась большая и кропотливая работа по пересмотру дел жертв репрессий и реабилитации невиновных. Началось восстановление государственных образований депортированных народов.

    Укрепилась социальная база села . В 1964 г. был принят Закон СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов , который завершил создание общей, единой системы государственного пенсионного обеспечения.

    Основные изменения в праве. После войны, во время которой договорные связи были значительно ослаблены, вновь получает широкое распространение договор как средство правового оформления хозяйственных связей. 8 декабря 1961 г. утверждены Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик - общесоюзный законодательный акт, содержавший основополагающие нормы гражданского права.

    Изменились некоторые нормы семейного права . В 1965 г. был упрощен порядок развода. Теперь вопрос о расторжении брака решал нарсуд.

    Сразу после войны были ликвидированы чрезвычайные нормы трудового права военного времени .
    27 октября 1960 г. был принят Закон об охране природы в РСФСР. 13 декабря 1968 г. Верховный Совет принял Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

    В 1956 г. эволюционная «десталинизация» сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX съезда КПСС Н.С. Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина . Это был первый принципиальный шаг к разрушению легитимности Советского государства. Речь шла не об «исправлении ошибок и восстановлении истины», а о крупной акции политической борьбы. С того времени тема репрессий стала главной в психологической войне (концепция которой была развита как часть холодной войны).

    Но главное, что было достигнуто действиями Хрущева, - десакрализация Советского государства : принижение и очернение его символов и образов, устранение из них их «священных» смыслов. Разрушение идеократической основы государства велось и через «приземление идеалов» - замену далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными («Догнать Америку по мясу и молоку»).



    В области государственного устройства попытка радикальной «десталинизации» свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления . В 1962 г. совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43) и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 г. - Высший совет народного хозяйства СССР, которому были подчинен Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты.

    В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был освобожден от должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сразу после смены руководства было проведено объединение промышленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций, восстановление единства Советов и отраслевого принципа управления промышленностью.

    СССР стал супердержавой , позиция которой определяла равновесие сил в мире. Невозможность для США ликвидировать революционный режим (с 1959 г.) на Кубе оказала на весь мир большое впечатление и повлияла на многие мировые процессы.

    59. Политическое противоборство партийных лидеров 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.

    Наверное, все-таки в 50 - 60-х годах ХХ столетия))

    Период 50-х - середина 60-х годов является одним из переломных этапов в истории советского государства, временем перемен и потенциальных возможностей обновления. Общество реально ощутило потребность в преодолении иллюзий в оценке своего развития, в переосмыслении пройденного пути. Преобразования объективно и субъективно были направлены на ослабление административно-командной системы.

    Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 года положила начало изменениям во многих сферах общественной и государственной жизни. Отсутствие легитимных механизмов передачи власти, которая в течение более двух десятилетий находилась в руках диктатора, вызвало после его кончины затянувшийся кризис власти.



    Кандидатуры «единственного наследника» у Сталина не было и не могло быть, так как он не был заинтересован в сильном преемнике, а довольствовался лишь окружением послушных исполнителей. Но и среди них постоянно раздувались распри, возникало недоверие друг к другу, что явно усиливало борьбу за лидерство в правящей верхушке.

    После смерти Сталина ситуация соперничества продолжала сохраняться, периодически обостряясь. Стержень этой борьбы в основном определяли отношения между сподвижниками вождя, и прежде всего между Г.И. Маленковым, Н.С. Хрущевым и Л.П. Берией . Компромиссным вариантом власти на данном этапе было провозглашение курса на коллективное руководство. Выступая на Пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года, Г.М. Маленков говорил, что никто один не смеет, не может, не должен и не хочет претендовать на роль преемника. Преемником Сталина является сплоченный, монолитный коллектив руководителей партии. Само это положение о коллективном руководстве в известном смысле отражало временное согласие в правящей верхушке.

    Маленков, Берия и Хрущев принадлежали к тому поколению номенклатуры, которое сформировалось в результате кадровых перестановок, партийных чисток 20-30-х годов, в условиях режима личной власти Сталина. И в этой ситуации они усвоили именно сталинскую модель организации власти. Однако смерть Сталина уже сама по себе внесла серьезные коррективы в весь процесс развития советского государства. Реформы, необходимость которых ощущалась сразу же после окончания Второй мировой войны, вновь встали как первоочередные задачи. Экономическое и политическое положение внутри страны, обстановка «холодной войны» на международной арене создали ряд узловых проблем, решать которые так или иначе пришлось бы любому руководству, вставшему у власти в 1953 году.

    После смерти Сталина на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР руководящие посты распределялись следующим образом : Г.М. Маленков - Председатель Совета Министров СССР, Л.П. Берия - первый заместитель председателя СМ СССР и министр внутренних дел, В.И. Молотов - первый заместитель председателя СМ СССР и министр иностранных дел, К.Е. Ворошилов - Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Н.С. Хрущев - секретарь ЦК КПСС, Н.А. Булганин-первый заместитель председателя СМ СССР и министр обороны.

    Вместе с тем, несмотря на провозглашенный принцип коллективного руководства, приоритет власти все-таки существовал. Занимая пост Председателя Совета Министров, Г.М. Маленков как глава государственного аппарата был первый среди равных. Н.С. Хрущев в этой иерархии имел менее значительное место, возглавив в качестве секретаря ЦК партийный аппарат.

    Сложную позицию в данном союзе политических деятелей занимал Л.П. Берия , сосредоточив в своих руках огромную власть. Он возглавил Министерство Внутренних дел, объединенное с Министерством госбезопасности и одновременно являлся первым заместителем председателя Совета Министров. Одним из первых в правящей верхушке он попытался представить свою точку зрения на изменение ряда аспектов государственной политики. Он предлагал способствовать объединению Германии даже на буржуазных началах, был сторонником примирения с Югославией, считал необходимым расширить права республик СССР, ставил под сомнение необходимость усиления партийного руководства в жизни советского общества. Осуществление своих идей Берия мыслил проводить посредством подчиненных ему силовых органов, еще более поднимал их роль. В связи с этим такой союзник представлял большой интерес в борьбе за власть. Но страх перед этой фигурой, перед бесконтрольными действиями МГБ-МВД с целью устранения политических конкурентов и стремление каждого претендента укрепиться во власти привели к единому выступлению против него всей правящей партийно-государственной коалиции.

    В июле 1953 года Берия был арестован, обвинен в государственной измене и попытке заговора с целью захвата власти, объявлен врагом народа и приговорен Верховным Судом СССР к расстрелу в декабре 1953 года. Следует отметить, что из всех «дворцовых переворотов» послесталинского периода дело Берии является самым запутанным. Как у любого заговора у него нет документального следа, свидетельства очевидцев и участников данных событий весьма противоречивы и субъективны. Несомненно, что все эти действия были следствием борьбы за власть.

    Однако даже в таких условиях стали очевидными изменения в общественно-политической жизни страны. В новой ситуации обострилась проблема системы ГУЛАГ а, сохранение которой в неизменном виде стало угрожать политической стабильности. Смерть Сталина привела ГУЛАГ в движение. Уже летом 1953 года в МВД начала поступать информация о неповиновении, бунтах, выступлениях в ряде лагерей и колоний. От власти требовалось не просто пересмотреть репрессивную политику, а решать более серьезно вопрос о либерализации внутреннего курса в целом. Главным в этом плане можно считать отказ от наиболее жестокого проявления тоталитаризма, снятие ситуации чрезвычайщины. Не случайно процесс либерализации коснулся, прежде всего, деятельности репрессивных органов. Новым руководством были предприняты первые шаги по реабилитации жертв сталинского террора, прекращено «Дело врачей», начатое в 1952 году, произошла смена персонального состава органов МВД при ограничении их полномочий и подчинении партийному аппарату, были расформированы внесудебные органы (особые совещания при МВД СССР), восстановлен прокурорский надзор за следственными органами госбезопасности. На правительственном уровне поднимался вопрос о необходимости экономических преобразований и изменений во внешней политике. Наметившиеся процессы свидетельствовали об ослаблении тоталитаризма и были связаны с именем Г.М. Маленкова. Они отражали и личную позицию лидера первого после-сталинского руководства, и понимание этим руководством необходимости ощутимых перемен. Вместе с тем не следует и переоценивать происходившие процессы. Единства в трактовке и особенно в выработке государственно-политического курса в высших эшелонах власти не было. Компромиссная политика коллективного руководства как реакция на вакуум власти после смерти Сталина не могла оставаться стабильной и длительной.

    Г.М. Маленков предпринял попытку изменить сложившееся положение. Он стремился к некоторому разделению функций между высшей государственной и партийной властью со смещением ее приоритета в сторону правительства. Однако эти намерения были изначально обречены на неудачу, так как все нити управления шли через партийный аппарат, который в связи с ослаблением роли репрессивных органов и тоталитарного режима в целом стал усиливаться. Центр власти перемещался к партийному руководству. В сентябре 1953 года Первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев . Его выдвижение диктовалось рядом моментов и прежде всего тем, что он приобретал популярность у нового поколения партийных работников, не отождествлялся в полной мере с ближайшим окружением Сталина. Кроме того, Н.С. Хрущев отличался притягательными личными качествами, доступностью, способностью говорить просто и доходчиво. В то же время и сталинские сподвижники еще воспринимали его достаточно близким к своим кругам. В течение 1954 года влияние Хрущева становилось преобладающим в политической жизни. Им был изменен стиль и содержание работы партийных органов. Регулярными стали заседания Президиума ЦК партии, пленумы ЦК, менялась их тематика, расширялись права партийных организаций на местах. Инициатива в проведении наметившихся преобразований прочно перешла в руки Н.С. Хрущева. Под его руководством был взят курс на последовательную реабилитацию жертв сталинизма.

    Возникшая расстановка сил обусловила очередной виток соперничества за власть. Данный этап был связан с оттеснением Маленкова . Задача облегчалась тем, что он восстановил против себя партийно-государственный аппарат, подвергнув его резкой критике и требуя жесткой борьбы с бюрократизмом. Маленкова обвинили в игнорировании приоритета тяжелой промышленности над легкой, в пораженчестве в международных вопросах в связи с его высказываниями о необходимости смягчения внешнеполитического курса и поиска компромиссов, так как третья мировая война может быть гибельной для человечества.

    Умело используя ситуацию и определенную пассивность Маленкова в борьбе за власть, манипулируя интересами партийно-государственной номенклатуры, Хрущеву удалось сместить его с поста главы правительства и добиться предоставления ему незначительного поста министра электростанций. Последовавшие перестановки дали возможность реформаторской части партийного аппарата во главе с Н.С. Хрущевым расширить и создать условия для проведения XX съезда КПСС, санкционировавшего пересмотр многих аспектов внутренней и внешней политики.

    60. Преобразование государственного аппарата 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.

    В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров.

    Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная армия - в Советские вооруженные силы, ВКП(б) - в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров - генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

    В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

    Реорганизация госаппарата

    В начале 50-х гг. страна столкнулась с рядом проблем, накопившихся в предыдущий период развития.
    Первоочередные проблемы Назрела необходимость реорганизации и сокращения гигантского репрессивного аппарата с МВД-МГБ и ГУЛАГом в центре системы (после смерти Сталина в ряде лагерей произошли бунты заключенных, имели место факты массового неповиновения). Эти преобразования должны были привести к общей либерализации режима.

    Другой проблемой оставался аграрный вопрос . Повышение сельскохозяйственного налога и укрупнение колхозов приводили к массовому уходу колхозников в города (несмотря на строгий паспортный режим).

    Тревожная ситуация складывалась в ряде регионов страны: Прибалтике, западных областях Украины и Белоруссии. Политика советизации В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк - управление - отдел - сектор. В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Произведено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного).

    И коллективизации наталкивалась здесь на активное сопротивление националистических сил.
    Кроме того, после смерти Сталина возник затяжной кризис власти, в ходе которого претенденты на верховную власть (Г.М. Маленков, Л.П. Берия и Н.С. Хрущев) вели друг с другом жестокую борьбу, что еще больше осложняло политическую ситуацию в стране.

    Территориальный принцип

    В области управления промышленностью отраслевой принцип управления в 1957 г. был заменен территориальным , созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы подчинялись непосредственно Советам Министров союзных республик. При совнархозах на правах совещательных органов действовали Технико-экономические советы. Совнархозы получали право издавать постановления и распоряжения на основе действующего законодательства.

    Упразднялась Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР, ее функции передавались Госплану. Создавалась система научно-технических комитетов при правительстве и совнархозах. Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться.

    В октябре 1954 г. было принято решение об изменении структуры министерств и ведомств , в мае 1955 г. - о расширении функций и прав союзных республик в области планирования, капитального строительства, по вопросам бюджета, труда и заработной платы, а также в сфере образования фондов предприятий. Оба начинания были нацелены на перестройку, управления промышленностью и строительством по территориальному принципу - с 1957 г. начинают возникать совнархозы .

    Вскоре выявились проблемы в отношениях совнархозов друг с другом: ранее сложившаяся система производственной кооперации вступила в противоречие с «местническими» интересами совнархозов. Для преодоления хозяйственной раздробленности вновь потребовалось создание центральных координирующих и управляющих органов, напоминающих упраздненные министерства. Сначала были образованы государственные комитеты Совета Министров , затем (в ряде республик) республиканские Советы народного хозяйства (1960), Совет народного хозяйства СССР (1963 г.) и, наконец, Высший Совет народного хозяйства СССР (1963 г.), возглавивший систему органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).

    В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено , в марте 1963 г. вновь воссоздавалась централизованная система управления.

    В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации . Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953-1954 гг.

    Аграрная политика 1953 г. была направлена на переориентацию экономики и изменение отношений между промышленностью и сельским хозяйством. Решением Верховного Совета СССР предусматривались меры, ведущие к снижению налогов, норм обязательных поставок сельхозпродукции, списанию задолженностей за прошлые годы.

    В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР глава правительства заявил о необходимости пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой и легкой промышленности, сформировать социальные программы в области жилищного строительства, торговли и здравоохранения.

    Закон о сельхозналоге (август 1953 г.) вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они заменялись государственными закупками, а закупочные цены повышались.

    Однако уже с середины 50-х гг. началось новое наступление на личные подсобные хозяйства колхозников . В марте 1956 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было запрещено увеличивать размеры приусадебных участков за счет общественных земель, более того, было рекомендовано их сокращать. Ограничивалось количество скота, находящегося в личной собственности колхозников. Постановлением правительства колхозникам запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах. Предполагалось, что личные подсобные хозяйства исчезнут в процессе строительства коммунистического общества в стране.

    Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание колхозных союзов , по идее «способных эффективно развивать индустриальную базу». Это преобразование позже стало проводиться в рамках идеологии «сближения города и деревни» .

    В связи с этим была проведена реформа структуры правящей партии , органы которой в 1962 г. разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельскохозяйственные. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи
    полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.
    Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. Постановление ЦК КПСС (январь 1957 г.) «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» подчеркнуло усиление роли Советов в хозяйственном строительстве посредством активизации работы их сессий и постоянных комиссий, а также их включения в плановую и бюджетно-финансовую работу.

    В 1957-1960 гг. верховными органами союзных республик были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах , в которых конкретизировались организационные принципы их работы: сроки созыва сессий, функции исполкомов и постоянных комиссий, статус депутата.

    Партийный контроль Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включении в производственный процесс (были определены конкретные задачи - «борьба за экономию», проверка выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой соцбыта и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобрела новые черты и выработала новые механизмы.

    Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны .

    В 1945 г. конфликт между руководством тяжелой промышленности (Маленков и др.) и плановых органов (Жданов и др.) возник в связи с вопросом о демонтаже и вывозе в СССР немецкой промышленности. В 1946-1947 гг. восстановился жесткий государственный контроль над промышленностью и сельским хозяйством , что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.

    В 1945 г. в связи с возможной угрозой властям со стороны военных власти приняли меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших военных чинов . Был увеличен прием в партию демобилизованных военных, ряд высших командиров отправлены на периферию (Жуков и др.).

    Демократизация
    В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.

    Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле.

    В октябре 1952 г. на XX съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах : Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен также состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат.
    В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил частичную амнистию для лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, партработников, хозяйственников и военных. В ряде мест заключения летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась.

    В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности . В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) , были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. (Однако основная масса политических заключенных была освобождена только после XX съезда партии в г.) Сеть военных прокуратур и военных трибуналов сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды.

    В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. издано Положение о дисциплинарной ответственности судей , по которому взыскания на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управлений юстиции, как ранее.

    В мае 1955 г. принято новое Положение о прокурорском надзоре в СССР , в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры : общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы.
    В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же упразднялись управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передавалась соответствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией некоторых ее звеньев: в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.

    61. Основные тенденции права 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.(1965 – 1985 гг.)

    Наверное, все-таки 1965-1985))

    62. Развитие государственного аппарата (1965 – 1985 гг.).

    Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата . Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек).

    В период 1965-1970 гг. руководство осуществило довольно крупную замену местных кадров , выдвинувшихся во времена Хрущева. Вместо них были поставлены опытные функционеры среднего возраста, которые впоследствии составили основной костяк всей структуры власти вплоть до середины 80-х гг.

    XXIII съезд КПСС (1966) исключил из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей парторганизаций . Был зафиксирован лишь абстрактный принцип систематического обновления партийных органов и преемственности руководства. Однако, как правило, включение в состав номенклатуры новых людей шло не за счет естественного обновления, а за счет увеличения ее численности. Это привело к тому, что высшие партийные и государственные органы практически не обновлялись. В 1965-1984 гг. большинство членов Политбюро находились в нем более 15 лет. Их средний возраст в 1970-е годы достиг 70 лет, а состояние их здоровья было зачастую крайне тяжелым. Эти больные престарелые люди в народе были прозваны "кремлевскими старцами". Они не имели физических сил даже участвовать в заседаниях Политбюро, которые теперь продолжались не более 15-20 минут. В 1976 г. Л.И. Брежнев перенес инсульт, и некоторое время, даже находился в состоянии клинической смерти. Никакие усилия врачей в дальнейшем не смогли восстановить его работоспособность. Сохранение личной власти стало единственной целью этого руководства. "Старцы" из всех сил цеплялись за власть и были противниками любых нововведений. Этот этап в развитии советской системы впоследствии был назван "застоем", когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.

    Рост номенклатуры сопровождался расширением ее привилегий . Они по-прежнему включали госдачи, спецпайки, персональные машины, элитное жилье. Все это нельзя было перевести в личную собственность и передать детям, но особое положение в обществе и фактическая неподсудность номенклатуры избавляли ее от большей части моральных запретов. Уровень жизни рядового гражданина и аппаратчика резко различался. Обычным явлением стали злоупотребление служебным положением, коррупция и взяточничество. Нажитое в результате хищений и злоупотреблений даже перестают скрывать, что вызывало общественное недовольство.

    Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. Вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль над деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»