Если иуды нет, его надо родить. Тайна избрания иуды

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Лучше бы не рождаться

Как Симона Вейль, Иуда Незаметный символизирует тех, кто олицетворяет себя с бесплодным фиговым деревом: «Я не могу читать историю о бесплодном фиговом дереве без трепета, - однажды поведала Вейль. - Мне думается, что это мой портрет. В нем так же природа была бессильна, и все же оно не было прощено. Христос проклял его» (52). Основанный, как и этот обвиненный и лучше бы не рождавшийся Иуда, на библейских фрагментах, этот единственный пример в Библии, предположительно узаконивающий прерывание беременности, не может быть исключительным плодом воображения модернистских писателей. Всплывая на поверхность в их труде, он дает ключ к гораздо более ранним и более поздним изобразительным и стихотворным произведениям о двенадцатом апостоле, рассуждающим о вызывающей отвращение дисфории отвращения к самому себе. Иуда без мотива или с утраченным мотивом испытывает неприязнь или отвращение к самому себе - жертве сил, неподвластных ему. Для некоторых художников и писателей современности, как, впрочем, и более раннего времени, мотив «лучше бы не рождавшегося Иуды» говорит в пользу его преследования и тем самым высвечивает затуманивание вины или ответственности. Сам преданный, он предает, но разве он мог не предать? Помимо этого, Иуда «лучше бы не рождавшийся» показывает недостаточность категорий, которыми я оперирую, - особенно четкое разграничение между чудовищем и злодеем, - поскольку Иуда Незаметный является чудовищем в силу того, что сам он ощущает, что был создан стать злодеем. Другими словами, изменение в перспективе представляет изменившееся понимание образа социального изгнанника.

Терзаемый муками Джуд Харди и непокорный Иуда Йейтса таинственным и роковым образом возвращают нас к самым ранним изображениям Тайной Вечери. Один неизвестный художник из древнего Регенсберга, к примеру, разместил всех апостолов и Иисуса с нимбами за дальней стороной стола, тогда как Иуда у него ест в одиночестве на переднем плане. Как и на многих других изображениях, его рот открыт, а над куском хлеба витает черная птица, предзнаменование или символ демонической одержимости, которой он вот-вот заразится (ок. 1030-1040 гг.). Напоминая зрителю о вхождении сатаны в Иуду (Лука 22:3) и наставлении Иисуса «что делаешь, делай скорее» (Иоанн 13:27), спокойные, безмятежные лица Иисуса и одиннадцати учеников намекают на то, что они получают удовлетворение, свидетельствуя грядущее событие, как исполнение предопределенного Божьего промысла. Однако - особенно потому, что Иуда здесь выглядит так, как будто он пытается заставить себя рыгать - что могло бы означать для Иуды то, что он один должен принять в себя зло, чтобы совершить низкий поступок, на которое оно его обрекает? Если безразличные или зловредные всемогущие силы побуждают или принуждают Иуду взять на себя грех, Харди мог бы спросить нас, почему мы тогда возлагаем всю ответственность на него? Если Иуда - необъяснимо и вопреки своим интересам - не может воспрепятствовать необходимости или страстному желанию взять на себя грех, Йейтс спросил бы нас менее убедительно, можем ли мы считать его ответственным за то?

Даже частично антисемитские изображения Иуды могут быть истолкованы с точки зрения заманенного в ловушку или непостижимо чувствующего отвращение и вызывающего отвращение Иуды Незаметного. Примером тому - «Тайная Вечеря» Ганса Гольбейна Младшего (1524-1525 гг.). Со своим крючковатым носом, горбатой спиной, торчащими рыжими волосами, желтым одеянием и сандалиями, - притом что все остальные не носят обуви, следуя заповеди Иисуса, - Иуда Гольбейна выглядит неандертальцем, уродливым безнравственным существом. Низкого роста, с грубыми, крупными чертами и непропорциональными конечностями, он являет собой удачный образчик для изучения кретинизма (гипотироидизма). Одной рукой сжимая лавку, на которой он сидит, а другой свой подбородок, отдаленный от яркого голубого неба снаружи, он вполне мог бы напомнить затаившего злобу искалеченного человека, пришедшегося не к месту, которому не рады на празднике. Подобно маленькому «Старичку» Харди, он напоминает «старость, маскирующуюся под юность», или «порабощенное и умаленное божество» (332). Те, кто не является избранником, не участвуют в обществе и не имеют друзей среди верующих. Напряженный Иуда Гольбейна, поглощенный своими собственными мыслями, страдает от унижения достоинства сморщенного калеки, настолько деформированного, что никто из расслабленных и веселых апостолов не может смотреть на него. Точно также его страдание лишает его свободы смотреть на любого из тех, в обществе кого он находится.

Подобно писавшим Тайную Вечерю художникам, упомянутым в третьей главе, Гольбейн подчеркивает изоляцию, одиночество Иуды, противопоставленного восьми апостолам, поглощенными общением с Учителем или друг с другом. Включение мною его картины в контекст размышлений на тему Иуды Незаметного оправдывается очевидным горем, которое испытывает его Иуда, без каких-либо явных указаний на то, что оно им заслужено (на картине Гольбейна нет кошеля, зубов или демона, нет намеков на самоубийство или съедание Иудой хлеба). Совсем как покинутый Богом истец из Псалма 21 чувствует себя, как «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (7), злодей Гольбейна, возможно, ощущает то же: «все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей./Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (15-16). То, что это горестное стенание мы читаем в псалме, начинающемся со знаменитых слов «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?», намекает на то, что страждущий Иуда Незаметный парадоксально разделяет участь обвиненного в преступлениях, подвергнутого остракизму и в конечном итоге принесенного в жертву Христа.

Не чувствование, но отвращение или безразличие разжигает сильное несчастье, наш страх или ужас неисцелимого. Пригвожденный к кресту самого себя, с точки зрения Кьергарда, Иуда испытывает причиняющее страдания воплощение, которое вызывает страх среди благополучных восьми апостолов Гольбейна, которые мирятся с его присутствием, и все же избегают любого потенциально заразного или оскверняющего контакта. С прикрытыми глазами, Иисус кажется ушедшим в себя, тогда как другие апостолы заняты друг другом. По крайней мере, для зрителя XXI в. образ Иуды-изгоя качнулся в сторону образа исключительного чудовища отчасти из-за необъяснимого, но резкого контраста между его обликом и обликом всех остальных, отчасти из-за его очевидного подавленного настроения. Более ранние интерпретаторы образа Иуды подчеркивали, что его муки были заслужены и в действительности оправданы: Джон Кальвин, например, считал Иуду прототипом грешников, «привязанных к своим злым, нечистым желаниям, которые гниют в мучении, которого они не могут избежать. Таким образом… Бог мстит за их упрямство» (175). Если для Кальвина неисправимый Иуда оправдывает отношение Бога к человеку, и в особенности к грешному человеку, соответственно «лишенного милости Божьей» (175), то в эпоху секуляризации неисправимый Иуда страдает от отсутствия надежды на исправление или от нарушения Божьего завета.

Особенно после так называемого исчезновения Бога в конце XIX в., а затем - вновь - после Освинцима, несчастье уже не могло больше трактоваться ни как необходимо заслуженное (как для Иуды-изгоя), ни как неизбежно облагораживающее (как для героического Иуды). Таким образом, Иуда Незаметный подсказывает вопросы о неумышленном соучастии Иисуса в измене Иуды, на чем в 1850-е гг. заострил внимание философ Поль Тили. Поскольку Иисус призвал Иуду в свой избранный круг особо приближенных учеников, обосновывает свою точку зрения Тили-, «невинный [Иисус] становится трагически виновным в отношении того самого [Иуды], который способствовал его смерти на кресте» (133). «Экзистенциальная отчужденность в «двусмысленности жизни, которой не может избежать ни одно человеческое существо - и даже человек, являющийся одновременно Богом, - означает, что «Иисус был вовлечен в трагический элемент вины настолько, чтобы сделать своих врагов неизбежно виновными»: «Он становится трагически ответственным за вину тех, кто убил Его», - был убежден Тилли (133). Апостол, осужденный на «вечную смерть, смерть без надежды на воскресение», будучи до того использован как «важное орудие в руках Бога»: такая фигуpa пробуждает справедливое негодование проповедующих кальвинистов, но вместе с тем и трагические размышления современных художников, таких, как Марио Брелих, Джефф Тодд и Фрэнк Бидарт, анализом трудов которых я и хочу завершить эту главу.

Проклятие необходимого помощника: так примерно можно кратко выразить сложный вывод «Дела о предательстве» Марио Брелиха (1975 г.), философско-умозрительного романа, написанного изначально на итальянском языке. Брелих эксгумирует выдающегося вымышленного эксперта - заимствованного у Эдгара Алана По детектива Огюста Дюпена, доказавшего свою сверхъестественную проницательность раскрытием убийства на улице Морг, тайны смерти Мари Роже и, конечно же, нашумевшего дела об исчезновении похищенного письма. Как и многие мыслители, упомянутые в этой «культурной биографии» Иуды, Брелих пытается объяснить «поведение Иуды, остающееся окутанным туманом»; он вовлекает непревзойденного сыщика Эдгара По в расследование, основанное на допущении, что «действительная роль [Иуды] в аресте и обвинениях, выдвинутых против Иисуса… никогда не получала правдоподобного, подкрепленного фактами объяснения» (16). Тайну путаного и загадочного «дела Иуды» мог раскрыть только тот, чье необычное логическое мышление могло объяснить теологические толкования того, что Новый Завет оставил нераскрытым: «Святое Писание не содержит элементы, требующие осветить ни то «почему», ни то «как» случилась измена нечестивого апостола» (17, 15).

Сначала путем ряда изощренных философских допущений Дюпен доказывает, что Иуда «прямо и просто отождествлялся со Злом, он сам был Зло» (136). И все же позднее детектив заявляет, что Иисус приблизил надвигавшееся предательство, допустив свою непреодолимую потребность в двенадцатом апостоле, равно как и чувство вины за использование Иуды в качестве средства для спасения Себя Самого и человечества: зависимый Иисус Дюпена в конечном итоге реагирует на опасное ощущение Иудой виновности, говоря предателю: «Я ли прощаю тебя? Это Я должен задать тебе этот вопрос» (236). В ходе своего расследования Дюпен разрабатывает, но быстро отбрасывает идею о «макиавеллиевском или «иезуитствующем» Иисусе, для которого величественный конец оправдывает жестокие средства» использования сделанного жертвой Иуды, обманутого ради исполнения намеченной цели (33). Иисус был вынужден утвердить одного из Своих апостолов на роль предателя, «приняв во внимание преступные наклонности ученика»; однако Дюпен отвергает подобную версию в силу «всеобщего отвращения», которое она могла вызвать у тех, кто с благоговением почитает Сына Божьего (34-35). Чтобы не чернить Иисуса, Дюпен подчеркивает «Его человеческий облик»: Иисус не осознал бы Своей божественной природы, если бы она не открылась Ему для доказательства» (53).

В результате целого ряда хитроумных допущений Дюпен представляет Иуду, исполняющим роль вероломного врага по любви к Иисусу и вере в Его божественность, которую надлежало бы явить миру во всей силе и величии. «Дело о предательстве» полностью объясняет ловушку, в которую попался двенадцатый апостол. Желая раскрыть призвание своего Учителя, горемычный Иуда - «несчастнейший из всех смертных» (217) - оказывается в «Ловушке 22»: если он пойдет к храмовым начальникам, он будет проклят за убийство Иисуса; но если он не пойдет к храмовым властям, он будет проклят потому, что «все будут прокляты» (234). В таком случае неудивительно, что мятущийся и встревоженный Иисус не может просто простить Иуду после Своего последнего и тщетного раскаяния из-за «непрощаемого греха» в саду, а вместо того должен просить прощения у своего ученика. И вновь нам представляется уместным одно из рассуждений Симоны Вейль: «Окажись я на месте человека, который знает, что, повинуясь Божьей воли, он обрекает себя на проклятие, а ослушиваясь Бога, он себя спасает, - высказывает догадку Вейль, - я бы все же выбрала путь послушания» (6).

Допуская возможность того, что кто-то мог бы послушаться Бога и обречь себя тем на проклятие, портреты Иуды Незаметного намекают на то, что жертвоприношение Иисуса было несовершенным, поскольку оно делало причастным Бога или Сына Божьего к прегрешению двенадцатого апостола и его последующему осуждению и поношению.

С образами, проклятыми внешним давлением или внутренним принуждением, никто из авторов Иуды Незаметного не соглашается под идеей, что всемогущее и безгранично доброе божество создало или правит миром. Один современный художник передает необъяснимое чувство одиночества и боль Иуды Незаметного, когда он олицетворяет тех, на кого не распространяется божественная справедливость и милость. Крушение надежды характеризует отвергнутого всеми Иуду Джеоффа Тодда. В его «Предательстве» (1995 г.) проливающие слезы, кровоточащие и полные сострадания глаза Иуды напоминают Эдипа Софокла или Глукестера Шекспира, слепых, хотя и зрячих. Аскетический Иуда Долоросо уничтожает буквы своего имени, возможно, выражая свой протест или протестуя против самого себя, а, возможно, также и из более обобщенного принципа уничтожения, живущего в человеческой душе. В серо-черной палитре образ Иуды у Тодда подчеркивает вину, раскаяние, убеждение в своей собственной никчемности. Не демон, а скорее монах или нищий, Иуда, искупающий вину в одиночестве и тишине, ясно показывает, каково это - быть Иоанновым «сыном погибели» (17:12), анафемой.

Что значит решиться на жертву и не заставить другое человеческое создание взять на себя грех предательства или соучастия? Современный поэт Фрэнк Бидарт отвечает на этот трудный вопрос без колебаний. Бидарт начинает и завершает свое стихотворение «Жертва» с предписания, что Иуда, сочиняющий «историю ОДИНОЧЕСТВА», должен указать смерть персонажа, которому он пишет элегию: Мэри Кенвуд. Подобно тому, как Харди поступает с маленьким Джудом, название стихотворения, ставшее названием поэтического сборника Бидарта, изданного в 1983 г., навевает в памяти образы Иуды-Джуда-Иова, чтобы высветить то, что могло бы быть богатой добычей для бульварных газет, а именно судьбу некоей «Мисс Мэри Кенвуд; которая без чьей-либо помощи, одна, надела на голову полиэтиленовый пакет и затем заперлась в рефрижераторе» (75). Бидарт предполагает, что, как и «Старичок» Харди, Мэри Кенвуд покончила с несправедливым страданием путем самоубийства, нанеся своего рода «ответный удар» в борьбе с разрушительным воздействием болезни (в данном случае). Во второй строфе элегии сцена, возвращающая читателя в события прошлого, объясняет, почему могла случиться ее шокирующая смерть. Не только что Мэри оказалась свидетельницей болезненной кончины своей матери шестью месяцами раньше, но осознание того, что ее мать «хочет умереть», дало Мэри осознание своей невиновности в беспомощности, но и вселило в нее чувство глубочайшей вины за свою неспособность помочь.

Третья часть «Жертвы» связывает кончину Мэри с ее толкованием Драмы Страстей Господних:

«Христос знал тайну. Предательство

Необходимо; и горе тому, кто предает.

Решение, Мэри понимает, наконец,

Должно быть вынесено ею самой.

Смывая наши грехи, Христос обагрил кровью нас Своей;

Но, в жертву принести Себя решив, грехом предательства

Иуду запятнал, и лишь потом ВЗЯЛ НА СЕБЯ ВИНУ ЛЮДЕЙ;

…О, дай мне мужество в Иуде не нуждаться». (75-76)

Христианка, умирающая, следуя примеру Иуды Матфея, Мэри Кенвуд, прибегает к такому ужасному самоубийству, чтобы исполнить миссию, которую она почерпнула из Евангелий - необходимость стать предательницей самой себя. По мнению Мэри Кенвуд, жертвенная кровь Христа не всякого очищает или спасает: Иисус в Новом Завете признает, что Его ученики «чисты, но не все» (Иоанн 13:10); Иисус в стихотворении Бидарта приносит «горе тому, кто предает». Оправдывая свое имя, Мэри Кенвуд решается не привлекать соучастника, чтобы не запятнать его своей кровью, Подобно Тиллиху и Брелиху, Бидарт размышляет над тем, что для Иисуса значило, что Иуде, содействовавшему его самопожертвованию, был принесен только вред.

И все же, разве полиэтиленового пакета было недостаточно Мэри, чтобы покончить с собой наверняка? Зачем ей нужно было еще и закрыть над собой дверь рефрижератора? Подобно тому, как мать в этом стихотворении должна была бороться со своим неистовым желанием умереть, страдая от невыносимой боли, так и она, возможно, должна была преодолеть свое истовое желание жить, выстрадав мучительную смерть. Вопрос вины здесь очень усложнен. Не потому ли Мэри лишает себя жизни, что возлагает на себя ответственность за желание ее матери умереть и обвиняет себя в смерти своей матери? Или Мэри Кенвуд виновата в том, что предала свою мать страданиям, не избавив ее от боли, не убив ее? Чувствуя себя неспособной на преданность, доброту или верное поведение, терзаемая муками Мэри Кенвуд наблюдала гротескное страдание плотского воплощения, материального тела своей матери со всеми его болезнями, и не могла совладать со всеми противоречивыми моральными обязательствами, которые это возлагало на нее. Любое мыслимое вмешательство или невмешательство могло ощущаться ею как предательство. Стихотворение Бидарта побуждает нас задаться вопросом - а есть ли такие драматические ситуации, когда убийственные действия оборачиваются актами милости, милосердия, актами убийств из сострадания?

В «Жертве» Иуда становится воплощением неискупленного человеческого страдания. Бидарт завершает его утверждением, что «другу, который открыл/рефрижератор, показалось,/будто смерть побеждена: еще до смерти» (76). Эту последнюю строку можно было прочитать и по-другому: «жизнь побеждена; еще до жизни». Но, возможно, Мэри Кенвуд каким-то образом победила смерть или свой страх смерти не потому, что приняла близко к сердцу горе апостола, она предпочла самостоятельное лишение себя жизни мучительному существованию, обремененному чувством вины. Другой толкователь этого стихотворения воспринимает его так: «Мэри знала даже еще большую тайну, чем Христос: смерть можно таинственно победить, не проливая свою кровь на других и не обременяя их чувством вины, умирая» (Dyer, 10). Выдавая эту тайну, Бидарт подступает к волнующей теме, а именно: был ли двенадцатый апостол использован таким бессовестным образом? Должен ли был сострадательный Спаситель или всемогущий Мессия дозволить своему приверженцу принять столь горестный удел? Известное этическое правило, моральный принцип Эммануила Канта - относись к другим так, как ты хотел бы, чтоб к тебе относились другие - был ли нарушен он Богом или Сыном Божьим, когда Иуда подверг опасности свою душу, чтобы послужить орудием или средством для свершения распятия и воскресения?

Двенадцатый Иуда апостол позволяет писателям и художникам подвергать сомнению справедливость сил, что распоряжаются человеческими судьбами.

Из книги Брошюры 1-6 и Выпуск №4 Российское Философское общество РАН автора Лайтман Михаэль

Стал чуть лучше человек – стал чуть лучше мир Ноах – следующий после Адама человек. Человек, с которого начался весь путь на Земле. Земля на иврите «эрэц» – это наше внутреннее желание «рацон». Невозможно начать путь на Земле, то есть преобразовать что-либо в себе, если не

Из книги Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения автора Клири Томас

Лучше, чем цветы Как-то весной поэт Басё решил отправиться в славящееся своими видами место, чтобы полюбоваться цветами. По пути ему случилось услышать рассказ о бедной крестьянской девушке, слава о благочестивости и почтительности которой распространилась по всей

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Кто лучше? Однажды все жизненные силы заспорили о том, кто из них лучше:- Я лучше! Я лучше! - говорила каждая.И тогда они пришли к своему отцу Праджапати10 и сказали:- Почтенный, кто из нас лучше?Он ответил им:- Тот из вас, после чьего ухода тело окажется в наихудшем

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

«Но практика ещё лучше» Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы.- Обход ступы - хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика ещё лучше.Человек подумал: «Ну, значит надо читать священные книги».Так он и

Из книги Разочарование в Боге автора Янси Филипп

«Чем я лучше других?» Цзянь У спросил Суньшу Гордого:- Что вы делаете со своим сердцем? Вы трижды были советником чуского царя, но не кичились; трижды были смещены с этого поста, но не печалились. Сначала я опасался за вас, а нынче вижу - лицо у вас весёлое.- Чем же я лучше

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

4. Будут ли рождаться люди после победы над антихристом? Вопрос:Будут ли рождаться люди после победы над антихристом? Сказано, что после победы над антихристом смерти уже не будет. А, вот будет ли рождение? То есть, будут ли рождаться новые люди или те, которые спасены Богом,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Чем это лучше? С самого начала этой книги я решился на предельную искренность, ведь я пишу о людях, ставших жертвами чрезмерных ожиданий и разрушенных надежд. Должен откровенно признать: разочарованным людям трудно разделить энтузиазм новозаветных авторов. Так, Ричард

Из книги Еще один шанс автора

Будут ли рождаться люди после победы над антихристом? иеромонах Иов (Гумеров)Господь Спаситель сказал: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф.22:30). На Небе не будет продолжения рода. Поэтому не будет

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; 3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; 4. время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; 5. время

Из книги Где ты, Салли? автора Фринсел И. Я.

1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4.

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст

Из книги автора

Никогда не рождаться не умирать Шукадева Госвами продолжал: Вдруг Аджамила увидел трех наводящих ужас существ: волосы на их уродливых телах стояли дыбом, а лица были перекошены от ярости. Они держали наготове путы, чтобы связать его и увести в обитель Ямараджи. В смятении

Из книги автора

Чем меньше, тем лучше Жена собирается в город за покупками. Муж-архитектор, увлёкшись работой, взятой на дом, протягивает ей свой кошелёк.Жена в дверях спрашивает мужа:- Из этих денег тебе что-нибудь оставить, дорогой?- Чем меньше, тем лучше, - не отрываясь от чертежей,

Из книги автора

23. Лучше пастора Впервые в своей жизни Фрек собрался пойти в церковь.Он еще никогда не был в подобном здании. Да, вместе с Салли он как-то проходил мимо одной церкви, двери которой стояли открытыми, и тогда они заглянули вовнутрь.Помещение ему показалось немного

Из книги автора

683. Где лучше? N.N.! Очень приятно слышать, что несмотря на многое, нравящееся вам в А., вы все же предпочитаете для своей оседлости избрать Д. И я тех же мыслей. Батюшка о. Серафим, коли взглянет на вас ласково, то вам нечего более желать. В этом одном - полное вам обеспечение на

Из книги автора

1017. Где лучше Милость Божия буди с вами! Я помянул вам о ските Задонском только потому, что вы расписывали жизнь свою там так, как будто жили в раю. А если там есть свои неудобства, то и думать нечего о нем. Все одно терпеть; но лучше терпеть то, что само собою встречается на

Фамарь: грустный анекдот

В Рождественский пост инокиня Евгения (Сеньчукова) в цикле статей расскажет обо всех женщинах, попавших в число земных предков Спасителя.

В родословии Господа Иисуса Христа упоминается всего несколько женщин. Иногда с ними связаны некрасивые и неудобные эпизоды, очень подробно изложенные в Ветхом Завете, чуждом ханжества и умолчаний.

Иуда и Фамарь. Фердинанд Балтасарс Боль

Вообще самое первое женское имя, которое мы встречаем в Евангелии, принадлежит даже не Божией Матери, а Фамари – персонажу Ветхого Завета. «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» (Мф 1:3). Иуда – понятно, один из патриархов и родоначальников еврейского народа, один из двенадцати сыновей Иакова. А кто такая Фамарь? Постараюсь кратко напомнить о ней читателю.

Эта довольно мутная история про изобретательную «черную вдову» описана в 38-й главе Книги Бытия. Два мужа этой несчастной Фамари, сыновья Иуды Ир и Онан, умерли в браке с ней. Иуде все это очень не понравилось, поэтому третьего сына он ей не отдал, рассудив, что если эта женщина приносит несчастье, то последнюю надежду на обретение потомства следует осуществить с другой.

Проблема в том, что по тогдашним социальным нормам Иуда был в корне не прав. Хочешь – не хочешь, а овдовевшую невестку надо передавать младшему сыну. И Иуда, и Фамарь об этом прекрасно знали. Фамарь решила исполнить свой долг перед тестем – дать ему потомство – весьма своеобразным способом. Она переоделась в проститутку, прикрыв лицо, села у дороги, и пристала к Иуде, шедшему с поля. Денег у него не было, и он пообещал женщине за оказанную услугу прислать козленка, а в залог оставил печать, перевязь и трость. Однако несколько часов спустя Фамарь уже была у себя дома во вдовьей одежде, так что козленок остался при Иуде.

Через несколько месяцев ко всеобщему удивлению безутешная вдова оказалась беременной, и Иуда – вполне в духе эпохи – приказал ее сжечь за блуд. Однако увидев свои вещи у Фамари, он быстро понял, что вообще-то это он крайне некрасиво обошелся с невесткой, отказавшись выдавать за нее младшего сына. Иуда извинился перед обиженной женщиной, никаких отношений с ней не продолжал, но детей ее, близнецов Фареса и Зару, принял как своих. Фарес и стал предком Спасителя.

Этот эпизод мог бы остаться просто анекдотом из жизни древних евреев, причем анекдотом довольно пошлым. Имя Божье в этой главе, кстати, ни разу не упоминается, что для библейских сюжетов – редкость. И вообще вставлена она в текст Бытия совершенно искусственно – в предыдущей и следующей главах рассказывается история проданного в рабство дорогими братьями Иосифа. За композицией явно никто не гнался. У библеистов и богословов есть свои версии происхождения сюжета, а мне бы хотелось просто поразмышлять о нравственных уроках эпизода про Фамарь.

Казалось бы, они лежат на поверхности: врать и блудить грешно – попадешь в смешное и глупое положение при всем честном народе. Проблема в том, что соврали и соблудили здесь оба, причем Фамарь оказалась обманщицей гораздо более изощренной, чем ее тесть – а правда все равно на ее стороне. И даже апостол и евангелист Матфей не забывает подчеркнуть, что Фареса Иуда родил именно от Фамари. Вот о том, что Иуда родился у Иакова от нелюбимой и оттого совершенно несчастной жены Лии – ни слова, а нечестной женщине место в Благой Вести есть.

На самом деле главный нравственный урок этого анекдота касается не столько лжи и блуда, сколько вообще отношения к закону и заповеди. И именно поэтому он косвенно цитируется в Новом Завете – в котором мы получаем закон Любви.

Иуда наказан, а Фамарь оправдана вовсе не потому, что допустимо блудить для достижения своих целей и недопустимо – просто так. Иуда наказан, потому что он хотел жить по тогдашнему закону, не имея для этого самого главного – сочувствия к ближнему, в данном случае – к овдовевшей невестке. Я не знаю, любила ли Фамарь своего первого мужа, Ира. Но потеря супруга – это всегда горе. Бездетная, одинокая, плачущая женщина… должна выполнять свой долг: продолжать род Иуды и его первенца. И ее подкладывают (другого слова найти не могу) другому – Онану, чтобы исполнить закон своего времени – оставить потомство умершему Иру. Онан же просто не хочет, чтобы его дети считались детьми его покойного брата, чего добивается очень простым, естественным путем. Но от Бога не скроешься, и Онан умирает. И кажется мне, не только за отказ от продолжения рода наказывает Бог Онана – а за то, что он со своей женой поступал примерно так же, как позже поступил его отец, – использовал ее, по сути, как блудницу, для своего собственного удовлетворения.

Напрасны надежды Фамари на спокойное семейное счастье. Иуда отправляет вдову в дом ее отца – тоже стандартная практика традиционного общества. Она как человек его больше не интересует: просто приносящий несчастье «антиамулет». Вот только замуж она с таким бэкграундом уже не выйдет никогда. Тем более что, по идее, ее ждет следующий супруг из того же семейства.

Я не удивлюсь, если от подобного бесчеловечного отношения Фамарь попросту тронулась умом. Попытайтесь вообразить подобную историю в реальности – правда, она отдает каким-то безумием?

Зато главный вывод в коротком напоминании «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» звучит сквозь века и тысячелетия: соблюдение или нарушение закона, заповеди, традиции, социальной нормы не имеет ни малейшего значения без любви и уважения к ближнему.

Нет, наверное, более противоречивого новозаветного персонажа, чем Иуда Искариот. В канонической традиции предатель Христа несомненное олицетворение зла, в апокрифах его образ более сложный, а в глазах ученых Иуда – жертва обстоятельств.

Замалчиваемая личность

Несмотря на то, что фигура Иуды Искариота одна из ключевых в понимании сущности Христианства, тем не менее, в новозаветных книгах ему уделено не столь много внимания. В каждом из четырех Евангелие он упоминается всего пять раз: во время помазания Иисуса миром, при сговоре с первосвященниками, на Тайной вечере, в момент предательства Христа и накануне самоубийства.

Евангелисты не раскрывают нам образ Иуды, не указывают своего отношения к нему, лишь вскользь замечая, что он вор и предатель. Писатель Дмитрий Мережковский по этому поводу писал: «Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самих Евангелиях, "Воспоминаниях Апостолов", а может быть, и раньше, ещё до евангельских записей. Кажется, действительной причины Иудина предательства евангелисты не знают, не помнят или не хотят вспоминать».

Кто его нарек?

Известно, что апостолы получали от Христа вторые имена. Так, Петра Спаситель стал называть «скалой», Симона – «ревнителем», Иакова и Иоанна – «сынами грома». Но кто дал Иуде прозвище «Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того, это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.

Толкователи более позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как «муж» или «человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Согласно другим гипотезам, «Искариот» может переводиться как «лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется значениями «красный» или «рыжий».

Перевод основного имени предателя Христа – Иуды (Йехуды) – содержит Библия: «хвала или прославленный» (Быт. 29:35). Примечательно, что он единственный среди двенадцати апостолов был родом из Иудеи, все остальные – галилеяне. Это дает повод некоторым авторам усматривать в общине конфликт, вылившийся в дистанцирование Иуды от других учеников Христа.

Неожиданный поворот

Апокрифические предания об Иуде дают нам гораздо больше пищи для размышлений. Так, в «Сказание Иеронима о Иуде предателе» (не ранее XI века) родители Иуды после страшного сна, в котором сын становится погибелью семьи, бросают младенца в корзине в морскую пучину. Чудом уцелевший Искариот через много лет возвращается в отчий дом, убивает отца и совершает с матерью грех кровосмешения.

В главе 35 «Арабского Евангелие детства Спасителя» (оригинал – предположительно VI век) сообщается, что Иуда и Иисус росли в одном селении. Однажды мать привела одержимого сатаной сына к молодому Иисусу, уже имевшему дар исцелять. Беснующийся Иуда сначала укусил Иисуса за бок, затем расплакался, после чего пришло исцеление. Согласно апокрифу, впоследствии в этот бок Иисус был пронзен копьем на кресте.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» (конец XV века) говорится, что Бог по молитве Христа преобразил внешность и голос Иуды настолько, что даже апостолы приняли его за Учителя. Именно Иуда Искариот, как утверждает апокриф, подвергся поруганию и осмеянию, а затем был распят. Историк-антиковед Ирина Савицкая отмечает, что в средневековых мусульманских трактатах приводится несколько иная версия, согласно которой Иуда ошибся и вместо Христа выдал солдатам другого человека. Осознав содеянное, он умертвил себя.

Миссия предначертана

В Новом Завете Иисус не раз говорит, что Сын человеческий будет предан, распят, но после смерти на третий день воскреснет (Мф. 17:22-23). Именно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства – не было бы и Голгофы.

Сергей Михайлов, автор книги «Иуда Искариот – предатель или святой», считает, что апостолы не вняли словам Христа. Единственным, по его мнению, кто смог исполнить предначертанное Христом, был Иуда. Он искренне поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова, вера и толкнула Иуду на так называемое «предательство».

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам цену (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы продать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «полное безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

Не менее популярная трактовка предательства объясняет поведение Иуды одержимостью и основывается на высказывании Луки: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22:3). Впрочем, Епископ Михаил (Грибановский) советует не воспринимать слова евангелиста буквально, так как Иуда не стал бесноватым в прямом смысле, дьявол лишь его подвиг к самостоятельному принятию решения.

Первый революционер

В своей реконструкции судьбоносного для всего Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду, замечая, что он своим предательством хотел побудить Христа к более активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер, толкавший себя и своих соратников на большие свершения.

Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот – разочаровавшийся ученик, в отчаянии решивший погубить несостоявшегося религиозного и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство, как попытку избежать гонений, которым, по его мнению, должны были неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.

Кровавые деньги

Сребреник (или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея, 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях, соответственно чтобы получить 30 сребреников, нужно было отработать на винограднике 4 месяца. Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами (весом в 14 грамм серебра), которые ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.

Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров зерна. Матфей нам сообщает, что после того, как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников те, не пожелав хранить запятнанные кровью деньги в храме, купили на них землю горшечника для погребения странников (Мф.27:7).

Если Иуды нет, его надо родить На минувшей неделе американский журнал для деловых кругов «Форбс» (Forbes) опубликовал статью российского экономиста В. Иноземцева «Чёрная метка» российской элите: чем опасен H.R. 3364?».
H.R. 3364 – это идентификатор того самого последнего закона о санкциях против российской экономики и финансовой системы, который стремительно приняли Конгресс и Палата представителей США. И так же быстро – 2 августа – президент Трамп. МЫ УЖЕ говорили о влиянии этого американского закона на мировую систему энергетики. В первую очередь – перспектив добычи и использования в ближайшие десятилетия нефти и газа. Публикация в Forbes заставила взглянуть на этот закон ещё с одной стороны, о которой российские СМИ не сказали ни слова.Начнём с того, что экономист Владислав Иноземцев с некоторых пор живёт в США и пишет о политике и экономике бывшей родины довольно критически. Но в упомянутой статье он выступил с серьёзным предупреждением российским олигархам, губернаторам, госслужащим высшего федерального уровня, включая членов правительства. А также руководителям госкомпаний и членам депутатского корпуса всех уровней. К счастью, не всех, а только тех, кто незаконно, по-воровски, вывез из России за границу десятки и сотни миллиардов американских долларов. Кто положил их на секретные счета в западных банках и офшорах, скупал на них самую дорогую недвижимость в европейских столицах и США, организовывал на эти деньги бизнес на Западе для своих жён, детей и родственников.Все перечисленные категории российских граждан должны отныне знать: изучение масштабов коррупции высшего управленческого звена финансово-политической элиты России ставится отныне в США на законодательный уровень.Для начала немного истории. Первую попытку разоблачить ещё советскую коррупцию на высоком международном уровне предпринял, будучи и.о. премьер-министра РСФСР, Егор Гайдар. Проявилось это в том, что в 1992 году американской фирме KrollAssociates был дан заказ на поиски «золота партии», которое коммунисты якобы вывезли за рубеж перед крахом СССР. Американцы работали год, предоставили четыре тома документов. Как говорил Гайдар, в каждой строчке документа описывались банковские проводки, в которых он ничего не понял. Доклад в России засекретили. Так что – вне всякого сомнения – в США вот уже 25 лет после той истории ведётся досье на российских государственных воров. Расследований было много, в том числе Министерством финансов США. Но все они были засекречены и недоступны публике. H.R. 3364 эту практику меняет.Министерство финансов США вместе с Госдепом и Управлением директора национальной разведки отныне должны ежегодно публиковать доклад о связанных с РФ незаконных финансовых операциях или «отмывании» денег. А также о российских «олигархах и квазигосударственных cтруктурах» – владельцах крупнейших компаний и руководстве госкорпораций. При этом президент может как накладывать на кого-то санкции, так и не делать этого, если такой шаг «отвечает интересам национальной безопасности Соединённых Штатов». То есть от санкций освободят стукачей на российское руководство. Не будешь стучать – отберут у тебя, твоих деток и жён наворованное непосильным трудом и хранимое на Западе.Далее публикация в Forbes напоминает, что ранее санкционные действия касались только тех, кто «нарушал территориальную целостность Украины». Сегодня задачей ставится«выявление наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния». А также выявление «источников дохода данных лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев/сестёр), их активов, инвестиций и бизнес-интересов». И ещё одна цитата: «Министерству юстиции, Управлению директора национальной разведки, Министерству внутренней безо-
пасности вменяется в обязанность значительно увеличить количество расследований, касающихся приобретаемой российскими гражданами или в их интересах американской недвижимости. Более того, все эти меры, по сути, рассматриваются как экстерриториальные, т.к. ст. 252 говорит о том, что Соединённые Штаты будут работать «с отдельными странами в Европе и Евразии», с тем чтобы «гарантировать неиспользование их финансовых систем для сокрытия незаконной финансовой деятельности членов правительства Российской Федерации, наживающихся на коррупции».И вот что любопытно. Первый доклад о «российских олигархах и квазигосударственных cтруктурах» будет опубликован в открытой печати в США 29 января 2018 года – за полтора месяца до выборов президента России. Российским стукачам американскими законодателями выделено 250 млн долларов в год. Таким образом, законH.R. 3364 даёт«старт практически тотальной «охоте» за компроматом на всю отечественную элиту».Вот ведь как получается – воровали наши граждане у государства десятки лет чёртову тучу денег и в ус не дули. Футбольные и баскетбольные клубы скупали, в Куршевель бл…й самолётами завозили и спаивали их шампанским. Самые богатые лондонские кварталы скупали домами и этажами. На Лазурном Берегу Франции места живого не осталось без российских воров. Даже губернаторы и областные министры отметились там. А пентхаусы Нью-Йорка? А земельные латифундии и виллы во Флориде? Всё это завтра изучат не в российском МВД – а в Госдепе США, ФБР и ЦРУ. При этом европейские «органы» будут вынуждены им молча помогать. Спасение для российских воров одно – стать стукачами, желающими попасть в разряд свидетелей, имена которых в «интересах национальной безопасности США открыты не будут».

Здание конгресса США Фото Zach Gibson / Reuters

Новые санкции затронут в том числе «наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов», близких к российским властям

В период подготовки к принятию нового закона о санкциях (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364) российские эксперты неоднократно отмечали, что этот документ представляет собой новую веху в западном «наступлении» на Россию: с одной стороны, он не оставляет президенту Соединенных Штатов (а Кремль всегда делал ставку на договоренности с первыми лицами) возможности отменить распоряжения (executive orders) о введении ограничительных мер в любой удобный момент; с другой стороны, он расширяет применение санкций на компании, зарегистрированные и работающие за пределами американской юрисдикции? и при этом существенно снижает количественные пороги ограничений в финансовой сфере и в отношении энергетических проектов.

Существует и ряд других немаловажных новаций – прежде всего тех, что касаются права властей США ограничивать возможности действия и даже приостанавливать ряд лицензий тем финансовым организациям, которые осуществляют вложения в долговые и фондовые инструменты попавших под санкции компаний (ст. 235), а также компаниям и суверенным институтам, которые могут представлять их интересы или действовать к их выгоде (там же).

Всё это действительно так; однако, на мой взгляд, комментаторы упустили из вида одно важное обстоятельство, которое сегодня более всего обсуждается в американских мозговых центрах и лоббистских кругах.

Я имею в виду не столько ограничительную, сколько информационную деятельность, которая впервые прописана в документе такого рода. В прошлом году замминистра финансов США Адам Шубин прямо заявил о том, что американские власти знают о коррумпированности Владимира Путина и о его «давно выработанных приемах и способностях замаскировывать своё истинное богатство», правда, он не привел никаких данных. Все расследования, в то или иное время проводившиеся в Соединённых Штатах, либо оставались секретными, либо исходили от имени неофициальных структур.

Закон H.R. 3364 радикально меняет данную практику, требуя составления и ежегодного апдейта трех докладов: во-первых, доклада о влиянии расширенных санкций на операции с государственными долговыми обязательствами Российской Федерации и производными финансовыми продуктами (ст. 242); во-вторых, доклада о связанных с Российской Федерацией незаконных финансовых операциях (или «отмывании» денег, но отнюдь не только) (ст. 243); и в-третьих, доклада о российских «олигархах и квазигосударственных cтруктурах (parastatal entities)» (ст. 241). Все три части закона важны, на мой взгляд, прежде всего потому, что сам акт устроен специфическим образом: он требует от президента наложения санкций на российские юридические и физические лица, но оставляет ему возможность не делать этого, если такой шаг «отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Судя по всему, указанные доклады должны сыграть роль «связки» между Конгрессом и президентом: в зависимости от того, насколько резонансной окажется содержащаяся в них информация, президент будет решать, можно ли не применять те или иные меры и, что еще более важно, какие последствия соответствующее решение будет иметь для его репутации.

При этом следует отметить, что «исполнителем» по данным пунктам выступает прежде всего Министерство финансов (п. «а» ст.ст. 241-243) – именно та структура, которая испытывает наименьший пиетет по отношению к России и ее правящей элите; «соответственными» названы Управление Директора национальной разведки и Госдепартамент. Эти структуры, в отличие от президента, не могут не выполнить норму нового правового акта и не представить Конгрессу три означенных доклада – при этом специально указывается, что все они (п. «5b» ст. 241, п. «b» ст. 241, и п. «7е» ст. 243) исполняются в общедоступной форме (unclassified form), хотя и могут иметь засекреченные приложения. Соответственно, общественные организации, think-tank"и и пресса станут ретранслятором и усилителем озвучиваемой информации и дополнительным средством давления на президента. Поэтому в ближайшие годы не следует ожидать никакой «успокоенности» в обсуждении российской темы – напротив, она получила гарантию практически бессрочного присутствия в американском информационном поле.

Особого внимания заслуживают новации ст.ст. 241 и 243, которые de facto расширяют возможности применения санкций на практически неопределенный круг российских юридических и физических лиц. Если ранее основанием для включения в санкционные списки были действия, нарушавшие территориальную целостность Украины или режим ранее введенных санкций, то теперь задачей ставится «выявление наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния», «оценка отношений между означенными лицами и президентом В.Путиным или другими членами правящей российской элиты», «их вовлечённости в коррупцию», а также «состояния и источников дохода данных лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев/сестер), их активов, инвестиций и бизнес-интересов» (п. А-D ст. 241). При этом американским государственным органам предписывается «обнаруживать, изучать, документировать и пресекать незаконные финансовые потоки, связанные с Российской Федерацией», если таковые затрагивают финансовую систему США или их союзников (п. 1 ст. 243), особенно в Европе (п. 3, там же). Министерству юстиции, Управлению Директора национальной разведки Министерству внутренней безопасности вменяется в обязанность значительно увеличить количество расследований, касающихся приобретаемой российскими гражданами или в их интересах американской недвижимости (п. 5, там же). Более того; все эти меры по сути рассматриваются как экстерриториальные, так как ст. 252 говорит о том, что Соединенные Штаты будут работать «с отдельными странами в Европе и Евразии» с тем, чтобы« гарантировать неиспользование их финансовых систем для сокрытия незаконной финансовой деятельности членов правительства Российской Федерации или лиц в ближайшем окружении президента В.Путина, наживающихся на коррупции» (#C п. 9 ст. 252). Я могу ошибаться, но мне кажется, что подобных формулировок в правовых актах западных стран прежде никогда не встречалось.

При этом наиболее болезненная статья 241 предписывает американским правительственным агентствам подготовить и представить Конгрессу доклад о российских олигархах и квазигосударственных cтруктурах не позднее чем через 180 дней после вступления закона в силу и затем обновлять содержащуюся в нём информацию не реже раза в год. Учитывая, что закон вступил в силу после подписания его президентом Дональдом Трампом 2 августа, доклад должен быть завершен не позже чем к 29 января 2018 года, т.е. в разгар кампании по перевыборам Путина на пост президента Российской Федерации. Вряд ли стоит надеяться, что этот доклад окажется формальной отпиской; скорее речь идёт о полноценном расследовании финансовой деятельности российских политиков, чиновников и руководителей госкомпаний – причём не только их собственной, но и осуществляемой в интересах первого лица государства. Американские законодатели заложили и финансовое обеспечение процесса, определив вознаграждения для информаторов, способствующих получению интересующих их сведений (ст. 323) и учредив Фонд противодействия российскому влиянию (Countering Russian Influence Fund), которому выделяется на 2018 и 2019 финансовые годы $250 млн. (ст. 254) (замечу, ничего подобного не предпринято ни в отношении Ирана, ни в отношении Северной Кореи, санкции против которых прописаны в этом же акте).

Таким образом, новый закон о санкциях опасен для России не столько некоторым ужесточением ограничительных мер в сфере финансирования государственных долговых обязательств, кредитования компаний с госучастием, усилением давления на российских партнёров по энергетическим проектам, сколько тем, что он даёт старт практически тотальной «охоте» за компроматом на всю отечественную элиту – на сообщество лиц, как минимум в десятки раз более широкое, чем подпадавшее ранее под любые санкции или включавшееся в любые списки. Нет большой проблемы в том, что еще десять или двадцать лет газ будет поставляться в ЕС через Украину, а не по Северному потоку-2 – но есть серьёзный риск в том, что внутри самой отечественной верхушки возникнет сомнение в том, на правильной ли «стороне истории» они оказались. Сегодня в Соединённых Штатах и Европе сосредоточено абсолютное большинство активов, приобретённых за рубежом российскими чиновниками и олигархами; никакого «поворота на Восток» в распределении их собственности в последние годы не произошло. Поэтому тысячи представителей российской элиты окажутся в «зоне риска»: внимание на них будут теперь обращать не любители, а профессионалы антикоррупционных расследований. Соответственно у многих, кто знаком с используемыми ныне схемами легализации коррупционных доходов и размещения их в активы на территории США и ЕС от имени разного рода «прокладок», появится огромный соблазн воспользоваться разного рода иммунитетами и защитой, которые предоставляются свидетелям. Наконец, практически наверняка сами политики и олигархи начнут «активные телодвижения» для того, чтобы не оказаться включёнными в новые списки или не профигурировать в докладах и, пытаясь «отмыть» свою репутацию, займутся «саморазоблачением». О попытках «слива» информации на конкурентов или соперников по движению в бюрократической системе я и не говорю.

Нельзя не принять во внимание еще два обстоятельства.

С одной стороны, сегодня вся глобальная финансовая система «завязана» на операции с долларом или бизнесе с Соединенными Штатами. Между тем пп. 7 и 8 ст. 235 угрожают банкам и финансовым институтам, оперирующим фондами «подозреваемых» лиц, ограничениями трансакций с американскими банками, а на такое «скукоживание» бизнеса ради обслуживания российских клиентов не пойдёт ни один западный финансист. Поэтому количество заинтересованных в выявлении интересующей американцев информации увеличивается экспоненциально, а возможности российской стороны повлиять на распространение информации оказываются очень ограниченными.

С другой стороны, даже в случае, если американские власти не применят к российским олигархам и чиновникам каких-либо прямых санкций, само по себе раскрытие информации об их активах и счетах окажется болезненным, так как таковые противоречат принятым не так давно в России законодательным актам, регулирующим нормативы государственной службы (а в период президентской кампании и возможного после её завершения переформатирования правительства такого рода информация несомненно окажется инструментом в аппаратной борьбе). Поэтому многим «неформально богатым» россиянам следовало бы задуматься и об этом аспекте проблемы.

Подытоживая, повторю ещё раз: закон H.R. 3364 опасен для отечественной политико-экономической элиты прежде всего тем, что он дает американским властям поистине беспрецедентные возможности для изобличения не столько её попыток подорвать территориальную целостность Украины, поучаствовать в сирийском конфликте или нанести ущерб информационной безопасности США и стран Европейского Союза. Он позволяет на постоянной основе дискредитировать элиту России, изображая банальную продажность и коррумпированность отдельных ее представителей. И эти месседжи адресованы не только западной аудитории, но и российскому народу, что намного опаснее.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»