Святой амвросий оптинский. Шамордино

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Старец Амвросий Оптинский - один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием - он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же - благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке - за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти - святым.

Когда жил святой Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году - в возрасте 78 лет.

XIX век - какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом - и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено. У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники. Кругом искания, упоение творчеством, и всё - большей частью - отодвигающее Церковную жизнь на задний план.

В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…

Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в - одном из оплотов старчества на Руси.

Старец Амвросий Оптинский: кратко житие

Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.

Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет - стал иноком.

Одна из сторон духовного пути старца Амвросия - это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.

Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.

К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.

Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись - настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, - учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.

В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году - после смерти преподобного Макария, и - не оставлял его почти до самого последнего издыхания.

Чудеса преподобного Амвросия Оптинского

Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий - одним давал совет, других утешал, а иных - мог исцелить.

Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.

У его была своя «особенность» - манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того - легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.

Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».

или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».

или:
«Жить - не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение».

Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.

«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.

Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».

Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».

Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) - один из самых известных классиков русской литературы - был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.

Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций - он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия - это же интересно!»

Лев Толстой.

Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».

Лев Толстой тоже - как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки - в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.

Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители - боясь, наверное, что не будет никем там принят.

Амвросий Оптинский: в чем помогает

День Амвросия Оптинского

Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.

  • 23 октября - это день смерти святого
  • 24 октября - это день памяти всех Оптинских святых
  • 10 июля - в этот день были обретены мощи старца Амвросия

Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:

  • 10 августа - день памяти Тамбовских святых
  • 23 сентября - день памяти Липецких святых

Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Амвросий (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г.

как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.


Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А.

Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.

А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь А. считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения; духовным детям А. чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к А. тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,- шедших к нему со своими бедами и немощами. А. принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. А. стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда в рус. об-ве были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

Все свои необычайные дарования А. покрывал даром смирения, к-рый стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления А. скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, А. еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пуст. При прп. Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под руководством А. и при деятельном участии иером. Климента (Зедергольма), архим. Леонида (Кавелина), прп. Анатолия (Зерцалова), о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам.

С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря, в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина)), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон).

Сочинения: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.

Литература: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223.

Мон. Екатерина (Филиппова)


Иконография, посвященная прп. Амвросию Оптинскому

Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).

В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).

Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода // Русская галерея. 2001. № 1. С. 85-89.

10 ИЮЛЯ: ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ 1988). Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим. ___________________________________ Преподобный Амвросий был третьим по счету самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. О смирении святых как-то очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет перед мощами отца нашего Сергия Радонежского: «Вот всё вокруг слышу Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный». Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии, дед – священник, отец, Михаил Фёдорович, – пономарь. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе запамятовала, в какое именно число он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». Александр был шестым из восьмерых детей в семье. В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но четыре года откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...». Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я - человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь

Оптина Пустынь. Введенский собор Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Это было пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. Когда известный духовный писатель Е. Поселянин потерял любимую жену, и друзья посоветовали ему оставить мир и уйти в монастырь, ответил: «Я рад бы оставить мир, но в монастыре меня пошлют работать на конюшню». Неизвестно, какое послушание дали бы ему, но он верно почувствовал, что в монастыре постараются смирить его дух, чтобы из духовного писателя превратить в духовного делателя. Так и Александру пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю. Некоторое время он был келейником и чтецом старца Льва, который особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Скоро после своего рукоположения, изнуренный постом, он сильно простудился. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!». Пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни, как прп. Амвросий. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария, даже в малейшей вещи давал отчет ему. По благословению старца он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.

Келия старца Амвросия Оптинского Кроме того он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу: «Посмот­рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает». Когда же старец Макарий преставился, обстоятельства сложились так, что о. Амвросий постепенно занял его место. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. Несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем". "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного". "Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь - сам лопнешь". "Отчего человек бывает плох? - Оттого, что забывает, что над ним Бог". "Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет". "Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, - это и есть жить проще". "Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение". "Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего". "Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви". Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил». Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. Шамординская обитель прежде всего удовлетворяла ту горячую жажду милосердия к страждущем, которой всегда был полон о. Амвросий. Сюда он посылал многих беспомощных. Старец принимал самое живое участие в устройстве новой обители. Принесут, бывало, грязного, полунагого, покрытого лохмотьями и сыпью от нечистоты и истощения ребенка. «Возьмите его в Шамордино», - распоряжается старец (там приют для беднейших девочек). Здесь, в Шамордино, не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь О. Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Как-то раз читали молебный канон Богородице, и один из скитских иеромонахов решился в это время подойти к батюшке. Глаза о. Амвросия были устремлены на небо, лицо сияло радостью, яркое сияние почило на нем, так что священноинок не мог его вынести.

С утра и до вечера удрученный недугом старец принимал посетителей. К нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь, и его обстоятельства, и зачем он сюда пришел. От целодневных докладов келейники, то и дело приводившие к старцу и выводившие посетителей, едва держались на ногах. Сам старец временами лежал без чувств. Иногда, чтобы сколько-нибудь облегчить отуманенную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова. Что касается исцелений, то им не было числа и перечислить их невозможно. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Со всех концов России стекались к хибарке старца бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев (монах Климент), А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и многие другие. В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» - и лошадь послушно поднялась на ноги. Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. И вот - едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Преосвященному советовали вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители - старцы Лев и Макарий. От тела покойного вскоре стал ощущаться тяжелый мертвенный запах. Впрочем, об этом обстоятельстве давно еще он прямо говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос же последнего, почему так, смиренный старец сказал: «Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести». Но то дивно, что чем долее стояло в церкви тело почившего, тем менее стал ощущаться мертвенный запах. И это несмотря на то, что от множества народа, в продолжении нескольких суток почти не отходившего от гроба, в церкви была нестерпимая жара. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Икона над ракой святого старца Амвросия – мироточит. В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь. ___________________________________ Молитва преподобному Амвросию, старцу Оптинскому О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского были обретены летом 1998 года вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего.

Преподобный Амвросий Оптинский


Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых были погребены старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью практически без перерыва. Объем работ был очень велик. И одновременно необходима была максимальная внимательность, чтобы не допустить ошибки при обретении мощей старцев.

К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне мощи преподобных Льва, Макария, Иосифа, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего пребывают в этом храме, а мощи преподобного Амвросия – в левом приделе Введенского собора Оптиной пустыни.


Отец Амвросий, Оптинский старец

Праведники живут вовеки; награда их в Господе и попечение о них у Вышнего.


Премудр. Солом. 5 гл 15 ст.

Народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу.

Премудр. Иис, сына Сирах. 44 гл. 14 ст.

«Священной памяти двенадцатый год» и злополучный девяносто первый год девятнадцатого века принадлежат к числу самых тяжелых для России лет за все минувшее столетие. В оба эти года Всевышний Владыка мира в неисповедимых путях Своего Промысла подвергал нашу Родину особенным жизненным испытаниям... Двенадцатый год был ознаменован Отечественной войною России с Императором Франции Наполеоном (Бонапартом) и его полчищами, а в девяносто первом году Россия страдала от голода и холеры. С этими годами неразрывно связана судьба великого печальника Русской земли, Оптинского старца, отца Амвросия, вся жизнь которого представляет непрерывное испытание и непрестанный труд. В первый из этих двух годов отец Амвросий родился на Божий свет, а во второй из них мирно почил о Господе и отошел в вечность... С уверенностью можно полагать, что Всевышнему Владыке мира угодно было чрез продолжительную и тяжелую болезнь подвергнуть о. Амвросия жизненному испытанию и очистить Своего избранника, как золото в горниле (Захар. 13 гл. 9 ст.), чтобы он явился ревностным делателем на ниве Господней и достойно проходил свое великое служение (2. Тим. 2 гл. 21 ст.).

Вся продолжительная и самоотверженная жизнь отца Амвросия, отданная на служение родному народу, снискала ему всеобщую любовь. Его светлый образ должен вечно и свято храниться в благодарной памяти потомства. Черты его жизни и деятельности глубоко назидательны и могут служить спасительным маяком для многих в жизненной борьбе и тяжелых испытаниях их жизни... Столетняя годовщина со дня рождения приснопамятного отца Амвросия нравственно обязывает нас, благодарных учеников старца, привести на память его жизнь и воспользоваться её уроками в руководство себе и другим...

Отец Амвросий, в мире Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большой Липовице Тамбовской губернии и происходил из духовного звания (сословия). Он был сыном пономаря (псаломщика) и внуком священника названного села Тамбовского уезда. Мирское имя свое отец Амвросий получил в честь Святого Великого князя Александра Невского, блаженная кончина которого Святою Церковью празднуется в день его рождения, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя - ангела. Древний жизнеописатель Святого Великого князя Александра Невского говорит: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства»... Этими же чертами отличался в юности и А. М. Гренков.

Первые годы жизни отца Амвросия протекли в родной семье, под благотворным влиянием глубоко-религиозных и христиански настроенных его отца, матери, деда и других родственников. Школьное образование он получил в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской духовной семинарии. Из свидетельства об окончании училищного курса А. М Гренкова, от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, Российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катихизису и священной истории - отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению - препохвально, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном«. Курс наук в Духовной Семинарии он окончил в 1836 году с званием студента.

Во время обучения в Тамбове А. М. Гренков жил на частной квартире вместе с своими братьями Николаем и Петром Михайловичами Гренковыми (у родителей Ал. Мих. были четыре сына и четыре дочери). Бывший ученик отца Амвросия по Липецкому духовному училищу, живший во время своего семинарского образования на той же квартире (В Пантюшинской или Приютской улице, в доме вдовы Феодосии Ефимовны Феодоровой, в котором обычно жили двенадцать учеников в двух комнатах) вместе с другими учениками, сообщает, что «хозяйка квартиры всегда вспоминала Гренковых, «три брата, все студенты, - говорила она, - набожны, уважительны, смиренны» и ставила их нам в пример (Сообщение заштатного священника Павла Марк. Преображенского, от 9 октября 1912 года).

По окончании курса в Духовной Семинарии А. М. Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года Епархиальным Начальством он определен был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов этого училища и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катихизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. В первом классе у него обучались 26 учеников, во втором классе - 39 учеников и в низшем классе сто четырнадцать (114) учеников. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, - передает тот же ученик, обучавшийся у него в первом и втором классах училища, - в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению... Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, все умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам... Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали... Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его». К сожалению, не долго учительствовал Александр Михайлович в г. Липецке, всего только полтора года (до 7 октября 1839 г.). «Судьбы человеческие все в руках Божиих», говорил неоднократно сам старец Амвросий и наглядно доказал это своею жизнью. Очевидно, в путях Божественного Промысла А. М. Гренкову суждена была не мирская жизнь и не военная служба, о которой в юности он лелеял мысль, как сам признавался, а суровая, аскетическая жизнь подвижника Он покорился воле Всевышнего Мироправителя, отказался от мира по обету, данному им во время тяжкой болезни, и в иночестве с честью прошел свой жизненный путь. Не будучи мирянином, он жил для мира и показал собою пример высших христианских добродетелей, возможных для особенных избранников Божиих...

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, А. М. Гренков оставил Липецк и, согласно указанию Троекуровского старца Илариона, направился в Оптину Пустынь Калужской губернии (в 70 верстах от Калуги и в 3 верстах от Козельска), где и начал свое монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова). Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник, Александр Михайлович не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в Пустыни. Он ревностно и с любовию исполнял все, возлагаемые на него, обязанности в монастыре келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне. Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной Пустыни продолжалась пятьдесят два года...

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского, знаменитого отца Христовой Церкви IV века (340 г. - 397 г.,), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботливостью о благе Святой Церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал. ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года он посвящен в иеромонаха Калужским Преосвященным Николаем (Соколовым), лично знавшим его, как своего ученика по Тамбовской духовной семинарии, в которой он состоял пять лет ректором (1826 г. - 1831 г.).

Тот же Преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве...

Быстрое возвышение отца Амвросия по степеням иноческого священнослужения и его усовершенствование в аскетических подвигах и в развитии духовной жизни далеко не соответствовали физическому здоровью подвижника. Он жестоко и терпеливо страдал в это время от крайнего изнеможения, вследствие изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля, бессонницы и других болезней... После медицинского освидетельствования в своей тяжкой болезни, отец Амвросий, по его прошению, 29 марта 1848 года был освобождень от всяких обязанностей, исключен из штата братии Оптиной Пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании...

К истинному счастью для России, тяжелая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода и Господь сохранил жизнь его еще на многие годы.

После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года, о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу, или старцу. В монастыре старец не несет официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братиею и вообще монастырскою жизнью. К старцу, как вдохновенному руководителю, обращаются все верующие - иноки и миряне обоего пола - в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях, тяжелых положениях, когда не знают, что делать, и просят по вере указания...

Отец Амвросий, как старец, отличался особенною опытностью, безграничною широтою взгляда, кротостью и детским незлобием. Молва о его мудрости духовной росла и к нему стекался народ со всей России, а за народом пошли к нему великие и знатные мира.... У него были Великий князь Константин Константинович, Обер-Прокуроры Святейшего Синода, граф Александр Петрович Толстой и Владимир Карлович Саблер, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные Калужские епископы. К нему приезжали Абиссинская царевна, графиня Протасова, сенатор Соломон, греки, датчане, черкесы и другие инородцы России. Посещали старца знаменитые русские писатели и ученые Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Феодор Михайлович Достоевский. Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

И всякий, приходивший к старцу, выносил от него сильное, неизгладимое впечатление. В нем было что-то, действовавшее неотразимо...

Аскетические подвиги и труды о. Амвросия подорвали его здоровье, но до последних минут жизни он никому не отказывал в совете... Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления... Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна... Только часть его писем издана Оптиною Пустынью в трех книгах большого формата, содержащих в себе более шестисот страниц... На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещенный светом истинного Православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были необыкновенны.

Не редко старец обнаруживал дар прозорливости и исцелений. Многочисленные случаи подтверждают это. Дар прозорливости о. Амвросия проявился, например, в его предсказаниях будущей судьбы многим лицам, в предсказании близости своей кончины и будущего развития основанной им Шамординской женской общины, а также и во многих других случаях.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является высокая христианская любовь, - та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1 Коринф..13 гл. 1 ст.). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил на служение нуждающимся и обремененным и на облегчение тяжелой жизни несчастных, особенно же вдов и сирот... Он отрекся от личного благополучия и явил собою пример самоотверженного, любвеобильного, бескорыстного и мирного служения на пользу Русского народа.

Изведав горьким опытом всю тяжесть материальных лишений и бедности в своем детстве и в последующей жизни и пережив глубокую скорбь от нравственной неудовлетворенности, вследствие холодности и равнодушия окружающих его лиц, старец Амвросий отличался необычайною отзывчивостью ко всякому человеческому горю и нуждам. Благотворительность старца не имела границ и не знала пределов. Все многочисленные пожертвования, поступавшие к старцу, он употреблял исключительно на дела благотворения. Для облегчения людских страданий он принимал деятельное участие в создании многих благотворительных учреждений. В г. Козельске благодетель-старец нанимал особый дом для призрения лиц женского пола, не имевших полного рассудка. Его попечением устроена женская община в Кромском уезде Орловской губернии (в 50 верстах от г. Орла и в 12 верстах от г. Кром), Много забот он употребил на устройство и обеспечение Ахтырской женской общины в Камышинском уезде Саратовской губернии. По его благословению и указаниям устроялась Николо-Тихвинская женская община в Бирюченском уезде Воронежской губернии. Больше же всего старец Амвросий потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной Пустыни и в 25 верстах от г. Перемышля), где он провел свои последние дни и где мирно скончался... В этой общине старец устроил, при содействии благотворителей, кроме помещений для сестер-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки - все установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца. Ей он пророчески предсказал процветание в будущем... Это предсказание в совершенстве сбылось с поразительною быстротою и точностью.. Шамординская община, открытая при нескольких десятках сестер-монахинь 1 октября 1884 года, в последнее время представляет собою уже один из многолюднейших женских монастырей в России (в нем, по сообщению настоятельницы его, игумении Валентины, от 12 августа 1912 года, монашествовали семьсот восемнадцать сестер) и является одним из лучших культурно-просветительных и благотворительных учреждений. В этом монастыре, владеющем 1398 десятинами 1200 квадр, саженями земли, успешно ведется сельское хозяйство. Кроме того, в монастыре устроены мастерские: живописная, чеканная, золочения по дереву, металлических изделий, золотошвейная, коверная, переплетная, башмачная, швейная, фотография и типография. Все эти мастерские заведены для получения доходов на содержание монастыря. Успехи сестер в различных отраслях искусства, как нельзя более, утешают их. Отличаясь благоустройством во внешней и внутренней жизни, монастырь оказывает благотворное влияние в нравственно-воспитательном и экономическом отношениях на сестер обители и на окрестное население. В память о своем основателе монастырь получил название «Казанской Амвросиевской женской Пустыни»...

Подобно Шамординской общине развились и благоустроились Кромская, Ахтырская и Николо-Тихвинская общины, над которыми трудился старец Амвросий, и все они обращены в монастыри. Все эти монастыри хорошо обеспечены в материальном отношении, имеют значительное число сестер (в них всего около пятисот сестер) и благотворно влияют на окрестное население. При всех четырех монастырях о. Амвросия имеются церковно-приходские школы, в которых обучаются около двухсот девочек, и при двух из них устроены общежития для учащихся, бесплатные для бедных. Много труда положил и много сделал добра о. Амвросий для назидания и материального обеспечения сестер Троекуровского и Сезеновского монастырей Лебедянского уезда, родной ему, Тамбовской губернии, а также и сестрам Козельщанской обители Полтавской епархии и Белевского монастыря Тульской епархии.

После краткого воспоминания о благотворительной и просветительной деятельности о. Амвросия приведем несколько советов и наставлений его. Наставления эти крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны... На вопрос: как жить? - Старец говаривал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». - «Если будешь принимать людей Бога ради», - поучал старец, - «то, поверь, все к тебе будут хороши». - О лености и унынии он говорил: «Скука - унынию внука, а лени - дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». - На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, он отвечал; «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «со святыми упокой!».

Самоотверженная любовь о. Амвросия ко всем людям и искренняя преданность его служению на благо человечества, естественно, сопровождались тою любовию и благоговейным почтением, какими он окружен был при жизни и какие выразились после его смерти.

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесять девятом году своей многотрудной и многополезной жизни. Кончина его была истинно христианскою. В вечную жизнь он был напутствован причащением Святых Таин Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души.

Отпевание старца Амвросия совершено было 28 священниками, с Калужским Преосвященным Виталием во главе. На заупокойной литургии и при погребении о. Амвросия были произнесены одно прекрасное и глубоко-назидательное слово и три глубоко-прочувствованные речи, в которых проповедники - ораторы (Преосвященный Виталий, иеромонах Григорий и иеромонах Трифон нарисовали светлый духовный образ почившего старца и указали его значение для Русского народа... У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей и с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати верст, от Шамордина в Оптину Пустынь, не смотря на сырую, ветреную и холодную погоду. Она возносила горячие молитвы об усопшем старце и проливала непрерывные сыновние слезы, выражая самую искреннюю и чистую любовь свою к отцу - благодетелю. Вся православная Русь заговорила о великом подвижнике - старце и запечалилась о кончине его...

Над могилою отца Амвросия Оптина Пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана глубоко поучительная надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» или - в переводе на русский язык - «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Коринф. 9 гл. 22 ст.). По стенам часовни висят святые иконы Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и Св. Амвросия, епископа Медиоланского. Перед иконами теплятся неугасимые лампады... На могиле старца Амвросия, охотно посещаемой многочисленными его почитателями, служатся панихиды об упокоении праведной души его...

Сердечная и чистая любовь, глубокое почтение и искренняя благодарность всех сирых, убогих и несчастных людей, облагодетельствованных старцем Амвросием, а также и всего Русского народа, служат для него лучшим, нетленным памятником на вечные времена...

С полною уверенностью и справедливостью об отце Амвросии можно сказать словами знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина из его стихотворения «Памятник»:

«Он памятник себе воздвиг нерукотворный;.

К нему не зарастет народная тропа!»...

Пусть же духовный образ чудного старца, отца Амвросия, всегда неизгладимо живет в памяти Русского народа, неизменно привлекает к себе своим ь христианским светом и благотворно светит на его земную жизнь!..

Мир праху великого подвижника и незабвенного учителя веры и нравственности Русского народа! Вечная память достохвальному старцу, другу человечества, о. Амвросию, вечная ему память!..

О , великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


По изданию: ОТЕЦ АМВРОСИЙ, Оптинский старец. (1812-1912). - Тамбов, электрическая типография П.С. Москалева, 1912. Книга была издана к столетию со дня рождения преподобного Амвросия.


10 Июля 2018

Будущий старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Федорович, был пономарем, дед, Федор Гренков — священником. О своей матери, Марфе Николаевне, старец говорил как о человеке святой жизни.

В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. Он воспитывался в строго православном духе, соблюдал все посты, установленные Церковью, часто пел на клиросе в местном храме. После окончания Тамбовского духовного училища способный мальчик поступил в Тамбовскую семинарию, где был одним из лучших учеников. Любимым развлечением Александра было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться. Молодому общительному весельчаку, каким был Александр Гренков, никогда и в голову не приходила мысль о монашестве.

В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал Богу обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. В 1837 г. молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком Духовном училище. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Александр послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Он начал проходить обычные монастырские послушания, трудиться в трапезной, переписывать святоотеческие книги. Духовником у Александра был знаменитый старец Лев, у которого молодой послушник научился весьма многому — смирению, ревностной любви к Богу, духовной рассудительности.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал 5 языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Великие труды совершал Амвросий по духовному окормлению как монахов, так и всех тех, кто приезжал к нему со всех концов необъятной России. В день к нему приходило по 30-40 писем, посетителей бывало по несколько сотен человек. И никто не уходил неутешенным...

Все убранство келии Батюшка составляли несколько икон, монашеское облачение, кровать с холщовым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой. В пище он был крайне воздержан. Постоянно пребывал в молитве. Посетители неоднократно видели его лицо в сиянии нетварного божественного и света, а все тело — приподнятым над землей во время молитвы.

Кроме бесед наедине и Исповеди, старец проводил общие беседы, причем желающих набивалась всегда полная келья. Старец вразумлял метким словом, нередко — пословицами, очень понятными тому, к кому они относились. Или рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Нередко отец Амвросий говорил шутливо, хотя за этой веселой формой скрывалось чрезвычайно глубокое содержание. На вопрос «Как жить?» старец отвечал: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», или: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда дело наше будет верно, а иначе выйдет скверно». Подобные наставления глубоко западали в души слушающих и вносили мир в неспокойные сердца. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие.

Мелочей для старца не существовало. Простой крестьянке, у которой почему-то околевали индюшки, он давал совет, как их лучше кормить, после чего они росли хорошо. Помещику, спрашивавшему совета по устройству водопровода, старец начертил схему, которая спустя много лет удивляла инженеров своим техническим совершенством.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Скончался старец 10 октября 1891 г. в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. На отпевание съехалось огромное количество людей. Вначале от тела стал исходить тяжелый запах. Об этом старец говорил еще при жизни: «это мне за то, что я еще при жизни принял слишком много незаслуженной чести». Однако, чем дальше стояло тело в нестерпимой жаре, тем меньше ощущался запах тления, и все сильнее распространялось благоухание, как от свежего меда. Кончина земной жизни не прервала связи старца с людьми, случаи его чудесной помощи исчисляются сотнями.

После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»