Полное житие преподобного варсонофия старца оптинского. «Келья инока — всегда поле битвы»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

20 сентября 2015 года отошел ко Господу насельник Свято-Успенского мужского монастыря Орла монах Варсонофий (в миру Степаненко Владимир Прокопьевич), верный служитель Божий, инок-поэт.

Отец Варсонофий родился 13 мая 1950 года в г. Семипалатинске Казахской ССР. В 1973 году окончил юридический Казахского государственного университета. В течение ряда лет работал адвокатом в г. Талгаре Алма-Атинской области.
В 1981 году епископ Алма-Атинский и Казахстанский Серафим (Гачковский) предложил молодому юристу Влади-миру Степаненко принять монашеский постриг. Однако прошло 22 года, прежде чем это благословение исполнилось. Безвременная смерть родителей, смена профессий, переезд в Россию в начале 90-х годов, послушание в Оптиной Пустыни, Рыльском и Бесланском монастырях, духовное руководство старцев Ипполита и Илия - эти вехи жизненного и духовного пути отца Варсонофия. С 2001 года он подвизается в Свято-Успенском мужском монастыре г. Орла. В июне 2003 года принимает постриг в мантию. С июня 2011 по май 2015 года - монах Новосильского Свято-Духова мужского монастыря. В мае 2015 года по состоянию здоровья возвращается в Свято-Успенский монастырь.

В 2006 году при поддержке орловского предпринимателя К.Б. Грамматчикова отец Варсонофий выпускает сборник стихотворений. Публикует стихи в московском журнале «Инок».

Поэзия монаха Варсонофия глубоко народна по своим истокам. В ней звучит, выходит наружу тысячелетний духовный опыт русского народа, взыскующего молитвы и спасения.

Стихи монаха Варсонофия – не для тех, кто ищет в поэзии источник душевного комфорта, они полностью лишены убаюкивающего начала. Стержень его творчества составляет не «золотой сон», но духовное бодрствование.

Пред образом Святым свеча горит.
А в келье – тишина. Душа стремится к Богу,
Молитва в сердце трепетно звучит.
Тьма затаилась у порога…

За каждой строкой стихотворений о. Варсонофия стоит пережитый и осмысленный духовный опыт. Его стихам чужды как умозрительность, так и пылкая игра воображения. Здесь мы имеем дело с плодами трезвения и самособранности. Это – явление духовной реальности. Обращает на себя внимание самобытность интонации, рожденной дыханием молитвы:

Оптина Пустынь. Осень.
В Храме жарко. На улице иней.
Перед ракой Святого Амвросия
Молится старец Илий…

В творчестве отца Варсонофия православная гимнографическая традиция парадосальным образом соединяется с традициями русского раешника – высокое и «низкое» соединяются в пределах одной фразы, но при этом не происходит грубой вульгаризации – благодаря общему молитвенному искреннему настрою, пронизывающему поэтические строки:

Наш пономарь всю жизнь клепал в кампан,
Душа звенела и колокола,
Когда его последний час настал,
Мать Божия к себе его взяла…

Или:
Иисус Сладчайший, Ты меня не брось
И кинь мне спасение, как собаке кость…

Эти строки могут шокировать адептов «умеренности и аккуратности», но сквозь неровную, скачущую и грубоватую форму явственно проступает свет евангельского источника: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Монастырская ограда не может отгородить монахов от боли и страданий мира. Трагическое прошлое и драматическое настоящее России предстают в стихах о. Варсонофия в запоминающихся образах и интонациях:

За Родину – павший – сердечная рана.
Без вести – пропавший – больней…

Или:
Чайки нервно, надрывно рыдали,
Предвещая России беду.
Казаков Семиреченских гнали
По Аральскому, тонкому льду…

Мотивы покаяния и смирения переплетаются с мотивом непрестанной духовной брани, требующей постоянной внутренней мобилизованности и непрестанного умно-сердечного бодрствования:

Иисусову молитву шепчут губы,
Я молюсь, перебирая чётки,
Скоро Ангелы вострубят в трубы,
А меня грехи хлестают хуже плётки…

Духовная битва для отца Варсонофия – не метафора, не мечтание, но реальность, каждодневная явь:

Келья монаха – всегда поле битвы.

Вместе с тем за внешней непритязательностью выражения в ряде случаев скрывается глубина мысли, источником которой является святоотеческое православное предание, пережитое как личный духовный опыт:

Имея волю создания Божия,
Мы сами прыгаем в свою судьбу.

В этих строках мы имеем дело со своеобразной образной формулой, выражающей суть православного взгляда на свободу воли и судьбу человека. Преподобный Амвросий Оптинский любил говорить: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

Вершиной духовной лирики отца Варсонофия, безусловно, являются его стихотворения, посвященные Матери Божьей. Благоговейное трепетное отношение к Царице Небесной, Заступнице и Покровительнице нашей тихим светом струится в поэзии монаха:

Богородица, Дево Пречистая,
Ты раба твоего сохрани.
Силу злобную, силу нечистую
От меня навсегда отжени…
*
С любовью Дево смотрит на меня,
На грешника, безгрешная и чистая.
Трепещет сердце, полное огня.
Спаси меня, смой грязь с меня, Пречистая…
*
Дево Пресвятая и Пречистая,
Утоли моя печали, утоли.
Ты моя Стена Необоримая,
Мне нечаянную радость подари…

Кончина инока-поэта последовала во время всенощной в канун Рождества Пресвятой Богородицы

16.12.2015

Инок и поэт… Непривычное сочетание. Но именно такими словами характеризуют почившего в сентябре нынешнего года монаха Варсонофия (Степаненко), насельника Успенского мужского монастыря Орла. О нем рассказывает заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета профессор Борис БОБЫЛЕВ.

Владимир Степаненко родился 13 мая 1950 года в городе Талгаре Алма-Атинской области Казахской ССР. После обучения в Казахском государственном университете работал адвокатом в Талгаре.

В 1981 году епископ Алма-Атинский Серафим (Гачковский) предложил молодому юристу принять монашеский постриг. Однако прошло 22 года, прежде чем это благословение исполнилось. Безвременная смерть родителей, смена профессий, переезд в Россию в начале 90-х годов, послушание в Оптиной пустыни, Рыльском и Бесланском монастырях, духовное руководство старцев Ипполита и Илия – это вехи жизненного и духовного пути отца Варсонофия. С 2001 года он подвизается в Успенском мужском монастыре города Орла. В июне 2003 года принимает постриг в мантию. С июня 2011 по май 2015 года он – монах Новосильского Свято-Духова мужского монастыря, а затем по состоянию здоровья возвращается в Успенскую обитель. В 2006 году при поддержке предпринимателя К.Б. Грамматчикова выпускает сборник стихотворений. Публикует стихи в московском журнале «Инок».

За каждой строкой стихотворений о. Варсононофия стоит пережитый и осмысленный духовный опыт. Его стихам чужды как умозрительность, так и пылкая игра воображения. Здесь мы имеем дело с плодами трезвения и самособранности. Это явление духовной реальности.

Мотивы покаяния и смирения переплетаются с мотивом непрестанной духовной брани, требующей постоянной внутренней мобилизованности и непрестанного умно-сердечного бодрствования. Значительная часть стихотворений монаха Варсонофия посвящена Пресвятой Богородице. Знаменательно, что кончина монаха-поэта последовала в канун Рождества Пресвятой Богородицы, во время всенощной.

Вот некоторые из стихотворных произведений отца Варсонофия.

Пред образом святым свеча горит.
А в келье - тишина. Душа стремится к Богу,
Молитва в сердце трепетно звучит.
Но тьма таится, злая, у порога...

И Ангел осенил меня крылом,
И духи мрака в бездне растворились.
Предстало всё мне под иным углом.
И тайны вечности в сей час мне приоткрылись.

Сливаются псалмы с звенящей тишиной,
Трепещет огонек моей лампады.
И в келье воцаряется покой,
Дарует Бог душе моей усладу...

И смотрит Спас с иконы на меня
Он смотрит кротко, ласково и строго.
И в миг один, поняв все и прияв,
Я затихаю, в сердце чуя Бога.

Шепчутся липы у Храма о Боге,
Матери Божьей. Над Храмом – Покров.
В монастыре у проезжей дороги
Грешным дала Богородица кров...

Ты, Богородице, Дево Пречистая,
Грешным рабам Твоим милость яви.
Пусть Твоя Пустынь, Святая и Чистая,
Станет обителью братской любви...

Келья монаха – всегда поле битвы.
Жди нападенья лукавых врагов.
Пусть Бог услышит наши молитвы,
Матери Божьей над нами Покров...

В монастыре у проезжей дороги,
Там, где струится источник Святой,
Шепчутся липы у Храма о Боге,
Взвился над куполом крест золотой.

Дево Пресвятая и Пречистая,
Утоли моя печали, утоли.
Ты моя Стена Необоримая,
Мне нечаянную радость подари...

В скорби и печали Утешение,
Ты меня с пути погибели сведи,
Теплым и святым твоим молением,
Ты согрей меня и огради...

Я к Тебе, Владычице, взываю
И о помощи одну Тебя молю,
Пресвятое Твоё имя призываю:
Спаси душу грешную мою...

Мне у Сына вымоли прощение,
От грехов меня очисти, отмоли,
Преблагая, всех скорбящих Утешение,
Утоли моя печали, утоли.

Скоро Ангелы вострубят в трубы,
А меня грехи хлестают хуже плётки
Иисусову молитву шепчут губы
Я молюсь, перебирая чётки...

Ну,Исайя предсказал,как умрет Христос,за?00 лет до события.Пророк Даниил назвал год рождения Христа за 500 лет.Там пророки много чего предсказали.И практически все сбылось!Остались лишь пророчества,касающиеся появления Антихриста и Второго пришествия.А в 18 веке в России.жил такой монах-Авель.Стал знаменит после того,как предсказал точную дату смерти Екатерины Великой.Более того,он предсказал,что удар с ней случится,когда она будет сидеть на толчке.За что и загремел в острог.Спустя какое-то время Павел прослышал про этого монаха и призвал его к себе.При личной беседе.он предсказал всех будущих русских царей,назвав их по именам(!) и кратко дав характеристики каждому.И они сбылись на все 100!Он точно предсказал,сколько у власти продержатся большевики.Так же предсказал бардак времен ЕБНа.И вслед за Бориской предсказал приход "царя-холода".Он и расшифровал это прозвище-в том смысле,что принимать решения он будет не руководствуясь эмоциями,а на основе скрупулезного холодного расчета.А уже после него,при его приемнике,Россию ожидает небывалый расцвет(период с 2025 по 2040).Ждать недолго Сможешь проверить.Тем более секретарь Павла запротоколировал все,потом запечатал в конверт и написал:"Вскрыть моему потомку через 100 лет".Его прочел Николай Второй.Так что он знал,какая его ждет судьба,и потому был сравнительно невозмутим.Да и семья его знала.Так что покинули сию земную юдоль с достоинством.Что,кстати,не отрицал и Юровский,и что его очяень удивило.Ибо он ожидал,по его признанию,другой реакции.

|

Видишь ли, было бы пророчество, исполнители всегда найдутся.😂

|

А как же!На "Курске" испытание новой торпеды затеяли только для того,чтоб сбылось предсказание Ванги начала 80-х.Почитайте Книгу Ионы.Основная мысль-пророчество можно отменить при соблюдении определенных условий.Но в 99 случаях из ста люди ведут себя в соответствии со своей греховной природой.Потому и пророчества сбываются.Здесь показательна Книга Есфири.Ее основной рефрен:Будь ты супер-пупер исключительным-все может пойти не так,как ты планировал.Пример из истории-Наполеон с Гитлером.Бонапарт считал себя гением в военной науке.Адик считал немцев сверхрасой.И на того,и на другого работала вся Европа+армии шестерок.Поставить на колени "нищую " Россию(как они считали)-плевое дело.Оба дошли до Москвы(Наполеон ее даже взял:"Взяв Петербург,я поражу Россию в голову.Но взяв Москву-я поражу ее прямо в сердце").И...Дальше рассказывать?Уже на острове Св.Елены Бонапарт напишет в своих мемуарах:"При Бородине французы показали чудеса храбрости.А русские стяжали право быть непобедимыми".Кстати,про явление Девы Марии при португальской Фатиме слыхал?Тогда она предсказала,что Мировая война скоро закончится и что в России произойдет революция.А третье пророчество Ватикан засекретил.И лишь недавно приоткрыл тайну третьего пророчества,и лишь частично.А в нем говорилось,что Россия не исчезнет-ибо это Ее удел и она находится под Ее покровительством.Но ее будут наказывать-для исправления.Можно вспомнить апостола Павла:Ибо Бог кого любит-того и наказывает.Как сказал рабби Гилель:"Отец,жалеющий розги для сына-воспитывает из него вора".На примере Украины очень хорошо заметно.

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Свя-той Вар-со-но-фий про-ис-хо-дил из Егип-та. Это был ве-ли-кий по-движ-ник. Необык-но-вен-ность его по-дви-га со-сто-я-ла в том, что он уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с од-ним из сво-их ду-хов-ных дру-зей и за-тво-рил-ся в ке-ллии. 18 лет про-жи-ли они вме-сте в ке-ллии, а по-сле смер-ти сво-е-го дру-га Вар-со-но-фий пре-дал-ся со-вер-шен-но-му без-мол-вию, на-ру-шая его толь-ко для бла-га церк-ви. Скон-чал-ся он в 563 г.

Пре-по-доб-ные Вар-со-но-фий Ве-ли-кий и Иоанн Про-рок жи-ли в VI ве-ке, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на I (483-565). Они под-ви-за-лись в мо-на-сты-ре ав-вы Се-ри-да, в Па-ле-стине, близ го-ро-да Га-зы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий ро-дил-ся в Егип-те (год его рож-де-ния неиз-ве-стен). С юных лет он стал ве-сти жизнь по-движ-ни-че-скую. Из-вест-но, что, при-дя в мо-на-стырь ав-вы Се-ри-да, он устро-ил се-бе ма-лую кел-лию вбли-зи мо-на-сты-ря (кел-лии на Во-сто-ке ча-сто вы-ру-ба-лись в ви-де пе-щер). Позд-нее в этой кел-лии про-жил 18 лет - до сво-ей кон-чи-ны - уче-ник пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, пре-по-доб-ный Иоанн, под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю в без-мол-вии, по-дви-гах и усво-е-нии доб-ро-де-те-лей. За дар про-зор-ли-во-сти он по-лу-чил на-зва-ние Про-ро-ка. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий через неко-то-рое вре-мя пе-ре-шел в дру-гую тес-ную кел-лию, то-же близ мо-на-сты-ря. Для пол-но-го без-мол-вия уда-лив-шись от лю-дей, не ви-дя ни-ко-го, пи-та-ясь толь-ко хле-бом и во-дой, пре-по-доб-ный про-вел 50 лет в тру-дах и по-дви-гах.

Ко-гда услы-шал о по-движ-ни-ке пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Ев-сто-хий, об-раз жиз-ни пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия по-ка-зал-ся ему неве-ро-ят-ным. Он ре-шил убе-дить-ся в нем лич-но. Для это-го ве-лел тай-но про-ник-нуть в кел-лию пре-по-доб-но-го. Од-на-ко пы-тав-ши-е-ся сде-лать под-коп в тес-ное по-ме-ще-ние свя-то-го бы-ли опа-ле-ны вы-рвав-шим-ся пла-ме-нем. В сво-ем за-тво-ре пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий все-це-ло пре-дал-ся мо-лит-ве и до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. О жиз-ни, по-дви-гах и бла-го-дат-ных да-ро-ва-ни-ях свя-тых Вар-со-но-фия и Иоан-на со-хра-ни-лись сви-де-тель-ства в ру-ко-пи-сях. В сла-вян-ских спис-ках XV-XVII вв. на-хо-дим их на-став-ле-ния в фор-ме от-ве-тов на во-про-сы, ко-то-рые им за-да-ва-ли уче-ни-ки и мир-ские лю-ди. В XVIII в. ста-ра-ни-я-ми из-вест-но-го мол-дав-ско-го стар-ца, схи-ар-хи-манд-ри-та († 1794) бы-ли най-де-ны на Афоне наи-бо-лее пол-ные две древ-ней-шие пер-га-мен-ные гре-че-ские ру-ко-пи-си "От-ве-тов" пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на. Они бы-ли при жиз-ни стар-ца Па-и-сия пе-ре-ве-де-ны на мол-дав-ский и сла-вян-ский язы-ки. Из-да-ние этих ру-ко-пи-сей, так же как и пе-ре-вод на рус-ский язык, бы-ло осу-ществ-ле-но в XIX ве-ке стар-ца-ми Вве-ден-ской Оп-ти-ной пу-сты-ни. На-став-ле-ния пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на яс-но по-ка-зы-ва-ют сте-пень их нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства, люб-ви к лю-дям, со-дер-жат ску-пые фак-ты их жиз-ни. Нам неиз-вест-но точ-ное вре-мя кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия: од-ни на-зы-ва-ют го-дом его смер-ти 563, дру-гие го-во-рят бо-лее осто-рож-но - до 600 го-да.

Про-ве-дя дол-гое вре-мя в за-тво-ре, пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий по-сле то-го и до кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Иоан-на Про-ро-ка, о чем сви-де-тель-ству-ет (па-мять его 5 июня), стал слу-жить лю-дям, на-став-ляя их на путь спа-се-ния. Из-вест-но, что свои от-ве-ты во-про-шав-шим свя-той Вар-со-но-фий пе-ре-да-вал через пре-по-доб-но-го Иоан-на, ино-гда по-ру-чая ему да-вать от-ве-ты, а так-же через игу-ме-на ав-ву Се-ри-да, ко-то-рый за-пи-сы-вал от-ве-ты свя-то-го. В от-ве-тах пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия и Иоан-на Про-ро-ка, став-ших ру-ко-вод-ством к ду-хов-ной жиз-ни не толь-ко для их совре-мен-ни-ков, но и по-сле-ду-ю-щих по-ко-ле-ний, яс-но мож-но ви-деть по-сте-пен-ное ду-хов-ное вос-хож-де-ние "от си-лы в си-лу" пре-по-доб-ных. По-дви-гом по-ста, без-мол-вия, хра-не-ния серд-ца, непре-стан-ной мо-лит-вы пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий до-стиг вы-со-ты сми-ре-ния, рас-суж-де-ния и ог-нен-ной люб-ви. Гос-подь дал ему дар про-зор-ли-во-сти, пред-ви-де-ния и чу-до-тво-ре-ния, а так-же власть мо-лит-вой очи-щать от гре-хов ду-ши лю-дей. Ино-гда он брал грех дру-го-го на се-бя. Пре-по-доб-ный знал сер-деч-ные рас-по-ло-же-ния, по-это-му на-став-лял со-об-раз-но с на-прав-ле-ни-ем мыс-лей каж-до-го. Име-нем Гос-по-да он вос-кре-шал мерт-вых, из-го-нял де-мо-нов, ис-це-лял без-на-деж-ных боль-ных; ве-щи, им освя-щен-ные, по-да-ва-ли по-мощь (на-при-мер, ку-коль снял го-лов-ную боль ино-ка). По мо-лит-ве пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия Бог по-сы-лал дождь на зем-лю, сни-мая Свой гнев с мно-же-ства лю-дей; пред-ска-за-ния пре-по-доб-но-го все-гда ис-пол-ня-лись. Так, он пре-ду-пре-дил без-молв-ни-ка то-го же мо-на-сты-ря - стар-ца Ев-фи-мия, что тот бу-дет по-ло-жен с ним в один гроб, что и сбы-лось, как и мно-гое дру-гое. Все эти ве-ли-кие да-ро-ва-ния пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий при-об-рел по-сле мно-гих лет тер-пе-ли-во-го пе-ре-не-се-ния ве-ли-ких ис-ку-ше-ний и бо-лез-ней. (Кро-ме Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го, пра-во-слав-но-го по-движ-ни-ка, по-чти в од-но вре-мя с ним жил дру-гой Вар-со-но-фий - ере-тик, мо-но-фи-зит. О нем го-во-рил в сво-ем "Ис-по-ве-да-нии ве-ры", по-слан-ном на VI Все-лен-ский Со-бор, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский.)

Ко-гда при-шел в оби-тель ав-вы Се-ри-да и от-ку-да был ро-дом пре-по-доб-ный Иоанн Про-рок, уче-ник свя-то-го Вар-со-но-фия, оста-лось неиз-вест-ным. Сле-дуя на-став-ле-ни-ям пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, Иоанн до-стиг вер-ши-ны со-вер-шен-ства, став по-доб-ным во всем сво-е-му учи-те-лю. Но, по сво-е-му сми-ре-нию, об-ра-щав-ших-ся непо-сред-ствен-но к нему с во-про-са-ми он по-сы-лал к ав-ве Вар-со-но-фию. Мно-гое про-ви-дел и пред-ска-зал пре-по-доб-ный Иоанн, так же и свою кон-чи-ну, по-сле-до-вав-шую за кон-чи-ной ав-вы Се-ри-да. Мо-ло-дой игу-мен то-го мо-на-сты-ря - Ели-ан - умо-лял пре-по-доб-но-го по-жить еще хо-тя бы две неде-ли, чтобы на-учить его уста-ву и управ-ле-нию мо-на-сты-рем. Пре-по-доб-ный Иоанн ис-пол-нил его прось-бу и дей-стви-тель-но умер через две неде-ли. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий Ве-ли-кий пе-ре-жил сво-е-го уче-ни-ка и дру-га. Об этих двух по-движ-ни-ках мы зна-ем из кни-ги "Пре-по-доб-ных от-цев Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го и Иоан-на ру-ко-вод-ство к ду-хов-ной жиз-ни в от-ве-тах на во-про-ше-ния уче-ни-ков". Эта кни-га бы-ла из-вест-на мно-гим свя-тым, жив-шим в бо-лее позд-нее вре-мя, о чем сви-де-тель-ству-ют со-чи-не-ния пре-по-доб-но-го (па-мять 11 но-яб-ря и 26 ян-ва-ря), свя-щен-но-и-но-ка Ни-ко-на Чер-но-гор-ца († 1060), пре-по-доб-но-го (па-мять 12 мар-та) и дру-гих пра-во-слав-ных по-движ-ни-ков и пи-са-те-лей ().

Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Схимонах Варсонофий (в миру Василий Алексеевич Юганов) родился в 1838 году в одном из сел Донской области. Он был сыном дьякона сельской церкви. Отец готовил его в священники и с детства приучал к церковной жизни, но Бог решил по-другому привести его в свой храм.

Началась Крымская война, и в 1855 году 17-летний Василий был призван в армию. Он показал себя очень храбрым воином, чем привлек внимание своих начальников. После Крымской войны ему пришлось участвовать и в военных операциях при подавлении восстания в Польше.

Здесь с ним произошел один случай, о котором впоследствии сам рассказывал: «В 1859 году находился я на военной службе в Польше. Когда я был в Варшаве, то заболел. Сия болезнь развилась у меня до такой степени, что я харкал сукровицей с примесью гнили. Ни пить, ни есть, ни горячего, ни холодного я не мог из-за сильной боли в груди. В таком состоянии я выехал из Варшавы до Бердичева по железной дороге, а из Бердичева на почтовых домой на Дон.

Ехать следовало мне через Киев. И вот по приезде в Киев я отправился прямо в Киево-Печерский монастырь. Там и остановился с той целью, чтобы поговеть и, покаявшись в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Начал я говеть, ходить в церковь к утрени, обедне... Чтобы приготовить себя к принятию Святых Христовых Таин, думал, что надо поговеть хотя бы неделю. Так я и сделал.

В это время у меня явилось особенное желание к молитве, явились слезы и раскаяние в грехах. Умирать не хотелось, хотя я знал, что чахотка - болезнь неизлечимая. В груди у меня рана, а ведь ее, как доктора мне сказали, не залатаешь. Но все-таки, подумал я, избавиться милостью Божией можно и от нее. А потому всю свою надежду возложил на милость Божию и Царицу Небесную. Начал усердно и слезно молиться Ей, просить Ее помощи и заступления. Просить, чтобы Она - Пресвятая Богородица исходатайствовала у Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы еще мне пожить сколько можно подольше на сем свете.

Так я молился Божией Матери, просил милости Ее и заступления о мне, грешном, чтобы Господь благословил мне пожить. В субботу я приобщился Святых Христовых Таин, пришел из церкви в свой номер, наскоро расстегнул у себя чекмень (военная униформа - Ред.), ибо чувствовал сильную боль в груди, лег на койку лицом вверх и сейчас же забылся. Когда я заснул, то увидел, как на воздухе против моей груди явился в серебряном кивоте и в серебряной ризе образ Божией Матери. Лучи света от этого образа ударили прямо в мою грудь, в больное место на мою рану. И от лучей на груди на самой ране образовался из серебряной нити крест величиной вершка в три, зашел в мою рану...

Очнувшись, я встал, и у меня сейчас же начался особенный какой-то кашель и харканье. С кашлем у меня вышел какой-то комок с сукровицей и гнилью, и я сразу почувствовал легкость в груди, сердечную радость и почти не ощущал никакой боли, до того стал здоров, что даже забыл совершенно о болезни. Грудь моя стала как каменная, как будто и никогда не болела».

Этот случай полностью изменил жизнь Василия Алексеевича. Он воспринял происшедшее с ним чудо как призыв Господа и решил оставить бренный мир и полностью посвятить себя Богу. Но осуществление своего решения ему пришлось отложить почти на 30 лет. Он был связан военной обязанностью и мог осуществить свою мечту только после увольнения со службы. После войны по рекомендации военного руководства его приняли в военное училище, которое располагалось в Москве.

Вскоре после окончания училища он женился и с женой проживал по разным гарнизонам. Участвовал в Русско-турецкой войне, где за храбрость был возведен в звание полковника и награжден многими орденами. Василий Алексеевич так и остался бы военным человеком, если бы не понимание со стороны жены, которая была очень набожной женщиной и знала тайные устремления души своего мужа. Она согласилась отпустить его в монастырь.

В 1888 году Василий Алексеевич прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Через два года, а именно 21 марта 1890 года, он был пострижен в рясофор с именем Варсонофий, а еще через четыре года, 8 апреля 1894 года, в мантию. Послушание отец Варсонофий проходил в канцелярии. Все удивлялись его смирению и кротости. Ведь человек, привыкший на протяжении 30 лет командовать, видевший много жестокости и крови, теперь готов был выполнить любое послушание, любую просьбу брата.

За смирение Господь сподобил отца Варсонофия нового чудесного видения, которое он описал впоследствии так: «Летом 1893 года пришел я из церкви после повечерия в свою убогую келью. Помолился Богу и сел на койку с целью возлечь на своем убогом одре и заснуть до утреннего звона. Как только сел на койку, то мне пришло в голову, что вот, мол, я столько времени живу в обители (уже семь лет), каждый день бываю в церкви Божией, каждую неделю исповедуюсь и приобщаюсь Святых Христовых Таин, а значит, уже кое-что да заработал у Всевышнего Творца.

А жена-то моя Л. ... в церковь не ходит, Богу не молится, живет скверно, срамно и даже пасквильно. Что же ее ожидает? Конечно, вечная мука, огонь неугасимый, червь неусыпаемый, ад - и больше ничего! О горе, горе, что ее ожидает, несчастную, на том свете за ее скверную, безобразную жизнь. С этими мыслями я лег и как бы забылся, заснул. Что же я вижу: вдруг засияло в келье, стало светло как днем, отворяются двери, входит какой-то молодой человек, среднего роста, блондин, на голове волнистые волосы, одет он весьма благообразно: голубая рубашка и такового же цвета кушак, белые панталоны... Берет он меня за правую руку и говорит: «Пойдем, я покажу тебе твое место».

Я встал и пошел за ним. Вышли мы из кельи. Как только вышли, то нам открылось зеленое поле, по нему-то мы и пошли без дороги прямо по хорошей мягкой зеленой траве, устланной различными цветами с хорошим запахом. Шли как бы в гору, подымаясь все выше и выше к небу. Наконец, добрались до вершины сей горы. Когда взошли на гору, то на востоке воссияло солнце. До этого солнца видно не было, но все-таки было очень светло. Я смотрел прямо на солнце, и оно не слепило мне глаза.

С вершины этой горы открылась прекрасная равнина. На ней росла высокая трава, цветы. Попадались кустарники и деревья, по которым с ветки на ветку перепархивали мелкие птички. Только прекрасное пение этих птиц нарушало тишину. К великому своему удивлению, вижу среди сей громадной, а может быть, и бесконечной степи сидит на стуле одна-одинешенька моя жена, и никого больше нет. Сидя, она наслаждается благоприятным воздухом и пением райских птиц. Скрестив руки на груди, благодушно смотрит на восток. Одета она в хорошо знакомую мне блузу. И вся одежда ее выглядела прилично.

Увидел я ее еще издалека, так как место было ровное. Когда мы проходили мимо нее, то я невольно посмотрел на себя. И что же вижу? Одет я в давно изношенный, порванный под мышками военный мундир. На ногах изорванные брюки и нечищеные, дырявые сапоги. Стыдно стало мне идти мимо своей жены таким оборванцем. Она меня в таком виде никогда не видела. Что же, думаю, делать? Хоть бы нам миновать ее каким-нибудь образом, свернуть в сторону, чтобы пройти мимо нее, не быв ею замеченным, а то вовсе срам. Только я это помыслил, как мой провожатый разгадал мой помысел, взглянул на меня, как бы улыбнулся и направился вправо, чтобы мы прошли мимо так, чтобы она нас не увидела. Она же пристально смотрела на восток. Как будто кого-то ждала оттуда.

Шли мы по сей прекрасной степи долго. Наконец, оказались среди сухой, песчаной, каменистой и невзрачной местности. Подошли к большому длинному чугунному погребу с чугунной громадной дверью, на которой висел большой плоский замок. Был у этой двери также и внутренний замок. Спутник мой открыл наружный плоский замок, а затем и внутренний. Двери же как бы сами собой отворились. Мы вместе вошли в небольшое помещение. Там оказалась другая дверь с такими же замками. Спутник мой отпер и эту дверь. Когда мой провожатый открывал дверь, то взял левой рукой за верхний железный угол, из-за большой тяжести с трудом отворил ее, а правой рукой молча указал мне, чтобы я вошел внутрь, переступив через порог, который был очень высок.

До последней минуты я думал, что и он последует за мной внутрь, но ошибся. Лишь только я переступил порог, то он, глядя в полуотворенную дверь и придерживая ее левой рукой, говорит мне: «Вот твое место». И вместе с этими словами захлопнул дверь. Слышу: щелк, щелк, щелк - замок закрылся, а я, несчастный, остался в этом таинственном погребе, где чугунная дверь и чугунные же стены. Тут я почувствовал невыносимую вонь, смрад. Услышал страшный гул, неистовые крики, увидел дым, от которого дышать мне не было возможности. Я закрыл себе лицо руками и залился горькими слезами со словами: вот это твое и есть место.

Видя свое безысходное положение в этой кромешной тьме, наполненной невыносимым смрадом, долго я проливал слезы. Насытившись ими, очнулся немного, стал рассматривать этот погреб, думая: может, можно найти из него выход. Затем захотел узнать: что это слышится за шум, откуда исходит огонь, дым. Рассмотрел, что вниз ведет лестница, а в конце ее, левее, большое отверстие, из которого по временам выскакивают языки пламени и клубы дыма. Я осмелился осторожно спуститься по ней к отверстию и заглянул вовнутрь.

Там я увидел громадную бесконечно горящую печь, а в ней множество людей. Они располагались в печи кто сидя, кто лежа, кто стоя. И все эти несчастные кричали разными голосами от невыносимых страданий. От них-то из сей печи и исходил такой крик, что он сливался в дикий, неистовый гул. Я про себя подумал: выходит, что я нахожусь как бы на пороге этой страшной печи. Поднялся я опять по лестнице и вижу при входе в дверь, на правой стороне, величиной со старинный медный пятак круглое окошко. Только через него ко мне исходит свет. Я взглянул в него и вижу опять свою жену, сидящую на том же месте, где я ее, проходя мимо, оставил. Мне представилось ее наслаждение. А я-то, несчастный, нахожусь во аде. Она этого не знает.

И я опять залился слезами, жалея о том, что не показался ей, когда проходил мимо. Если бы я сказал ей, то уж она, наверное, подошла бы к сему окошечку и хотя бы утешила меня чем-нибудь. А может быть, отомкнула каким-либо образом в этом погребе дверь и освободила меня из сего критического положения. Вот до чего довели меня мои мечты. Вот мой загробный заработок. А лучше всего считать себя хуже любой твари. Одному Творцу ведомо наше загробное положение. Так я очнулся. И не знаю, вышел ли я из этого погреба или нет!»

Отец Варсонофий так комментировал свое видение: «Так вот жена моя и сидит теперь в сей чистоте и приличной блузе в прекрасной степи, наслаждаясь приятным воздухом и пением райских птиц. А я-то, окаянный мечтатель, где? Во тьме кромешной! Вот мое место. Теперь о том, почему я шел в своем старом военном мундире. Что это за изорванный военный мундир и как он на мне очутился.

Помню, что когда-то, еще в молодости, пожертвовал я его своему товарищу. Послал ему его. На, мол, товарищ, тебе то, что мне не негоже. Так вот в этом пожертвованном рваном мундире я и увидел себя. Теперь о блузе, в которой была моя жена. Хочу сказать, что она пожертвовала ее одной нищей старушке. Случилось сие так. Была у нее старенькая блузка. Она ее постирала, высушила, выгладила утюгом, обложила рюшью, и в тот момент, когда закончила все свои дела, мимо приходила нищая старушка, которая просила милостыньку и просила дать ей что-нибудь из старого платья.

Жена спросила у нее: «А что у тебя в доме есть ли кто-нибудь из молодых?» Та отвечала, что у нее есть внучка - невеста. Тогда моя жена взяла, завязала эту самую блузу в узел, вложила туда же белье, чулки, свои полусапожки, да и отдала ей, говоря: «Вот на все сие твоей внучке». Старуха осталась весьма довольна, поблагодарила ее и ушла».

12 февраля 1896 года отца Варсонофия постригли в схиму. После этого он еще девять лет прожил в обители, проводя жизнь в покаянии и смирении. Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Публикуется по книге: « Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков» .
Серия « Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»