Торговые отношения между японией и китаем. Отношения кнр с японией

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения.

Страница: 7/11

В этом соглашении Токио признал, что правительство Пекина (а не правительство Тайбэя) является единственным законным правительством Китая, заявляя в то же время, что он понимает и уважает позицию КНР в отношении того, что Тайвань – это часть Китая. У Японии на данных переговорах было меньше рычагов давления на Китай из-за отношений КНР с ООН и американским президентом Ричардом Никсоном. Но самой важной проблемой Японии было продление своих соглашений с США о безопасности, ожидая, что Китай осудит этот поступок. Китайские власти очень удивили японцев, заняв пассивную позицию в вопросе отношений Японии и США. Компромисс был достигнут 29 сентября 1972 года. Создавалось впечатление, что Япония согласилась с большей частью требований Китая, включая проблему Тайваня. Это привело к взаимодействию двух стран в отношении быстрого роста торговли: 28 японских и 30 китайских экономических и торговых делегаций взаимно посетили страны друг друга. Переговоры относительно договора о японо-китайской дружбе и мирного договора начались в 1974 году, но вскоре натолкнулись на политическую проблему, которой хотела избежать Япония.

КНР настаивала на включение в договор пунктов антигегемонии, направленных в сторону СССР. Япония, не желавшая быть втянутой в советско-китайскую конфронтацию, возражала, а СССР в свою очередь дал понять, что заключение японо-китайского договора нанесет вред советско-японским отношениям. Усилия Японии найти компромисс с Китаем относительно данного вопроса потерпели фиаско, и переговоры были прекращены в сентябре 1975 года. Положение дел оставалось неизменным до политических перемен в Китае, последовавших за смертью Мао Цзэдуна (Mao Zedong) в 1976 году, приведших к вынесению на передний план модернизации экономики и заинтересованности в отношениях с Японией, чьи инвестиции имели важное значение. Изменив свое мнение, Япония была готова игнорировать предупреждения и протесты СССР, и приняла идею антигегемонии в качестве международного принципа, помогающего выстроить фундамент для заключения мирного договора.

В феврале 1978 года долгосрочное частное торговое соглашение привело к договоренности, в соответствии с которой доход от торговли Японии и Китая должен подняться до уровня 20 млрд. долларов США к 1985 году посредством экспорта из Японии предприятий, оборудования, технологий, строительных материалов, запчастей для оборудования взамен на уголь и нефть. Данный долгосрочный план, давший почву для неоправданных ожиданий, доказал лишь чрезмерную амбициозность, и в последующем году был отклонен, так как КНР была вынуждена пересмотреть приоритеты своего развития и уменьшить свои обязательства. Однако, подписание соглашения повлияло на желание обеих стран улучшить отношения.

В апреле 1978 года вспыхнул диспут в отношении суверенитета островов Сэнкаку (Senkaku), горстки неплодородных островков к северу от Тайваня и к югу от архипелага Рюкю, который угрожал прекращением развивающейся тенденции возобновления переговоров о заключении мирного договора. Способность к приспособлению обеих сторон привела к решительным действиям. Переговоры по заключению мирного соглашения были продолжены в июле, а согласие было достигнуто в августе на основе компромиссной версии пункта об антигегемонии. Договор о мире и дружбе между Японией и КНР был подписан 12 августа и вступил в силу в 23 октября 1978 года.

Развитие комплементарных интересов (1980-е гг.)

В 1980-х годах отношения Японии и Китая достигли значительного прогресса. В 1982 году имели место серьезные политические дебаты по вопросу пересмотра подачи учебного материала в японских учебниках, касающегося войны имперской Японии против Китая в 1930-х и 1940-х годах. В 1983 году Пекин также выразил обеспокоенность в отношении смещения стратегического акцента США в Азии: он переместился от Китая в сторону Японии, где премьер-министром в то время был Накасонэ Ясухиро (Nakasone Yasuhiro), угрожавший возможностью восстановления японского милитаризма.

К середине 1983 года Пекин решил улучшить свои отношения с администрацией президента Рейгана (США) и укрепить связи с Японией. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Яобан (Hu Yaobang) посетил Японию в ноябре 1983 года, а премьер-министр Накасонэ совершил ответный визит в Китай в марте 1984 года. В то время как японский восторг в отношении китайского рынка то возрастал, то падал, дальновидные стратегические соображения 1980-х годов стабилизировали политику Токио по отношению к Пекину. По сути, сильное вовлечение Японии в экономическую модернизацию Китая, отчасти, повлияло на ее решимость поддерживать мирное внутреннее развитие в Китае, втянуть Китай в постепенно расширяющиеся связи с Японией и Западом, уменьшить интерес Китая к возвращению к провокационной внешней политике прошлого, воспрепятствовать любым советско-китайским перегруппировкам против Японии.

Предыдущая страница (6/11) - Следующая страница (8/11)

Переход к странице: [ | | | |

Введение

Глава 1. Основные исторические аспекты развития японо-китайских отношений.

Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация.

2.1 Проблема исторического прошлого.

2.2 Территориальный спор.

2.3 Проблемы взаимовосприятия.

2.4 Военное соперничество

Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений.

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего" . И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одними из ведущих экономически развитых стран в этой части света является Япония и Китай.

Китай и Япония оказывали сильнейшее влияние друг на друга на протяжении более двух тысячелетий. Отношения между этими странами не всегда были безоблачными и представляют собой клубок сложных вопросов в межгосударственных отношениях. По уровню сложности их можно сравнить только с англо-французскими отношениями.

Эти страны, как говорится, - «нации одной расы и одной культуры». Географическая близость двух стран; огромное воздействие, которое было оказано на японское общество в прошлом китайской культурно-исторической традицией; их культурно-расовая общность; «а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая) и, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай»; стремление Японии к западной цивилизации и концепция «отрыв от Азии и вход в Европу», возникшая в Японии - все это определило необычную судьбу взаимоотношений Китая и Японии.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в XXI в. Япония и Китай являются самыми мощными экономическими державами Азии, влиятельными игроками мировой и региональной политики. В текущем году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай перегнал Японию. От состояния отношений между двумя странами во многом зависит экономическая и политическая стабильность в Восточной Азии, влияют они и на мировую политику.

Объект исследования: внешняя политика Китая.

Предмет исследования: китайско-японские отношения.

Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации китайско-японских отношений, выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его.

Задачи исследования:

Проанализировать основные аспекты истории китайско-японских отношений.

Проследить тенденции развития отношений «соперничества - сотрудничества» Китая и Японии.

Проанализировать отдельные достижения и трудности в китайско-японских отношениях по их основным направлениям: политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.

Наметить перспективы развития китайско-японских отношений.

Глава 1. Основные исторические периоды развития японо-китайских отношений.

При анализе современных отношений между Китаем и Японией интересно обратиться к прошлому и рассмотреть, какие представления друг о друге складывались у них в процессе длительного взаимодействия. Очевидно, что на формирование этих представлений оказывали влияние многие факторы, прежде всего характер общественных отношений в каждой из стран, характер отношений между странами, наконец, традиции.

Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая), наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай, предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании.

В эволюции китайско-японских отношений можно наметить три крупных периода:

1) период «традиционного общества» (условно от установления межгосударственных контактов до второй половины XIX в.);

2) период «переходного общества» в Китае, одновременно становления и развития Японии как империалистической державы (вторая половина XIX – первая половина XX вв.). Здесь можно выделить два этапа: от японо-китайской войны 1894-1895 гг. до предъявления Китаю «21 требования» в 1915 г. и от «21 требования» до разгрома Японии во второй мировой войне;

3) период послевоенного развития Китая и Японии (точнее от образования КНР до настоящего времени). В свою очередь здесь можно было бы наметить несколько этапов: пятидесятые годы; конец пятидесятых – начало семидесятых годов; со второй половины семидесятых до сегодняшнего времени.

В представленной курсовой работе не будет заостряться внимание на первом периоде, а представится более объемно второй и третий периоды в предложенной периодизации. Рассмотрение китайско-японских отношений в рамках этого временного отрезка позволяет выделить противоречивый образ Японии, выявившийся на стыке XIX-XX веков, который в значительной мере сохраняет свои основные параметры вплоть до сегодняшнего дня, что дает возможность наметить перспективы китайско-японского диалога.

В истории китайско-японских отношений период «традиционного общества» в Китае и Японии в целом характеризуется преобладающим влиянием Китая, находившегося на более высоком уровне общественного развития к моменту начавшихся на рубеже нашей эры контактов между двумя народами. Это влияние со стороны более высокой (китайской) цивилизации ограничивалось преимущественно сферой культуры.

Япония с самого начала оказалась частью ареала, в котором, прежде всего распространялось сильное культурное влияние Китая, являвшегося одним из наиболее крупных очагов древней цивилизации. Благодаря китайскому влиянию японское общество имело возможность заимствовать отдельные элементы культуры других стран и народов. Ханьские императоры, например, претендовали на принятие даров от «народа во» (японцев), усматривая в этом выражение зависимости от Китая, но не стоили каких-нибудь планов военной экспансии на Японские острова. В этот период Япония не представляла большого интереса для китайских правителей, поддерживавших (вплоть до установления официальных государственных отношений в VII в.) лишь эпизодические связи с вождями японских племенных союзов. Временем наибольшего культурно-политического воздействия Китая на японский социум за всю историю китайско-японских отношений можно без преувеличения считать эпоху династии Тан.

В процессе исторической эволюции в этом периоде наметились две противоречивые тенденции, действующие, условно говоря, в направлениях взаимного притягивания и одновременного отталкивания. С одной стороны, мощное влияние китайской цивилизации на Японию создали стереотип общности двух народов, который наряду с факторами и географической близости и принадлежности к одной расе имел достаточно прочную основу благодаря формированию представления об особых отношениях и общей судьбе двух стран. Параллельно со стереотипом общности существовали иные представления. Так, в восприятии китайской феодальной элиты эта общность была иерархической, при которой доминирующая, главенствующая роль принадлежала Китаю. Не трудно понять, что такое отношение было одним из источников зарождения чувства превосходства и высокомерия в отношениях Китая.

Отношения Японии и Китая имеют длительную и насыщенную событиями историю. В V-VI вв. Япония поддерживала оживленные связи с феодальным Китаем, в V в. японцы заимствовали у Китая иероглифическую письменность, в середине VI в.

В Японию проникает буддизм. Китай оказал огромное влияние на развитие японской культуры. До начала ХV в. Япония активно торговала с Китаем. В период закрытия Японии от внешнего мира (1639-1854) связи между двумя странами прерываются, хотя торговля в незначительных объемах осуществлялась. Период с конца ХІХ по 1945 г. в истории японо-китайских отношений был самым мрачным: обе страны дважды воевали между собой (18941895) и (1937-1945), с 1931 по 1945 г. северо-восточная часть Китая (Маньчжурия) была оккупирована Японией. Китай за это время понес огромные жертвы. По данным китайских источников, только в войне 1937-1945 гг. погибли и получили ранения около 35 млн китайских солдат и мирных граждан. Прямые экономические потери Китая составили свыше 10 млрд долл., косвенные - около 50 млрд долларов.

С образованием Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) отношения двух стран находились в «замороженном состоянии». В 50-60-е годы ХХ в. Япония, следуя политике США, проводила курс так называемого «сдерживания» Китая. Однако в начале 1970-х гг. в политике Японии, как и в политике США, в отношении Китая наметился поворот. В сентябре 1972 г. в Пекине было принято Совместное заявление правительств КНР и Японии, которое декларировало установление дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же Япония официально признала правительство КНР в качестве «единственно законного правительства Китая» и разорвало дипломатические отношения с Тайванем, что открыло путь к широкому развитию межгосударственных связей и повышению значения китайского фактора в глобальной политике Японии. С тех пор японо-китайские отношения развивались быстрыми темпами. В течение 1973-1978 гг. был заключен ряд договоров и соглашений, которые подвели международно-правовую базу под японо-китайские отношения. Среди них: торговое соглашение, предусматривавшее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, соглашение о прямом воздушном сообщении и мореплавании, об обмене представителями СМИ, об учреждении консульств, соглашение о рыболовстве.

Важным событием в двусторонних отношениях явилось подписание в августе 1978 г. в Пекине Японо-китайского договора о мире и дружбе, который открыл широкий путь к развитию двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. В политической области за прошедшие годы состоялись взаимные визиты высших руководителей двух стран. В октябре 1992 г. император Японии Акихито впервые в истории двусторонних отношений посетил Китай.

Особенно большое развитие получили торгово-экономические связи. В 2004 г.

Китай вышел на первое место как торговый партнер Японии, опередив США. Японо-китайский товарооборот достиг более 213 млрд долл, а японо-американский 196,7 млрд долл. В последующие годы происходил дальнейший рост двусторонней торговли. В 2011 г. он составил 301,9 млрд долл. Как свидетельствует статистика, общий торговый оборот между Китаем и Японией в 2013 году составил 312,55 млрд долл. Можно уверенно предположить, что торговоэкономические связи Японии и Китая будут расти и в дальнейшем.

Активно развиваются культурные и гуманитарные связи. Здесь сказывается сильное влияние китайской культуры и обычаев на культуру Японии, которые были заложены еще в древние времена. Нельзя не учитывать также и многочисленную китайскую общину, проживающую в Японии (более 560 тыс. чел.). Между двумя странами очень развит туристический обмен.

Однако между Японией и Китаем существуют и серьезные разногласия, среди которых «историческая память» и территориальный спор. Китайцы не могут простить японцам их агрессию во время войн, человеческие жертвы и унижения, которым они подвергались. Когда высокопоставленные деятели Японии посещают синтоистский храм «Ясукуни», то это вызывает бурные протесты, так как этот храм в Китае считается символом японского милитаризма.

В последние годы японо-китайские отношения обострились из-за территориального спора вокруг необитаемых островов Сенкаку (по- китайски Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море. Например, в сентябре 2013 г. Япония выразила КНР протест в связи с появлением семи китайских патрульных кораблей в районе спорных островов Сенкаку. В октябре 2013 г. два дня подряд истребители сил самообороны Японии поднимались по тревоге из-за полета четырех китайских самолетов между островами Окинава и Миякодзима. Воздушное пространство Японии нарушено не было, но в обоих случаях истребители военно-воздушных сил самообороны были подняты в воздух по тревоге. Ранее Китай фактически пригрозил Японии военным ударом. Сделал это накануне официальный представитель министерства обороны КНР. Он заявил, что если Япония собьет китайский беспилотник, то удар по самолету даже без человека на борту будет «актом войны, и мы дадим отпор этому решительными мерами».

Попытки решить эту проблему путем переговоров Токио и Пекин предпринимали несколько раз, однако результатов они не принесли, поскольку ни одна из сторон пока не выразила готовность пойти на компромисс. Япония доказывает, что острова принадлежат японской стороне с 1895 г., согласно Симоносекскому договору, юридически закрепившему победу Японии в войне с Китаем. Позицию Японии в этом споре поддерживают США.

Исходя из геополитических и стратегических интересов двух стран в этом регионе, по всей видимости, подобное противостояние будет продолжаться и в дальнейшем.

Приход к власти в Японии в 2006 году кабинета Абэ был использован Пекином для возобновления китайско-японских контактов на высшем уровне и улучшения политической атмосферы отношений. Китай сыграл на встречном интересе Японии к проведению многовекторной дипломатии в целях повышения глобальной роли Токио. Отставка Абэ и избрание в 2007 году новым японским премьером Фукуда не притормозило китайской активности на японском направлении, свидетельством чего стал визит Ху Дзиньтао в Токио в мае 2008 года Солнцев В. Ясуо Фукуда о «возвышенных устремлениях» японской дипломатии // Компас. - 2008. - № 5. - С. 23..

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 18 ноября 2006 г. в Ханое провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

На встрече Ху Цзиньтао отметил, что их вторая встреча за этот период, насчитывающий чуть больше одного месяца, демонстрирует общее желание Китая и Японии улучшать и развивать двусторонние отношения, а также знаменует собой новый этап в развитии двусторонних отношений. В настоящее время китайско-японские отношения находятся на важном этапе развития. На плечах руководителей двух стран лежит ответственность за то, чтобы двусторонние отношения развивались в правильном направлении, исходя из стратегической высоты и с учетом общей ситуации, в целях того, чтобы двусторонние отношения и в дальнейшем сохранили хорошую тенденцию развития.

По его словам, на их встрече, состоявшейся в Пекине в октябре этого года, обе стороны указали на необходимость рассмотрения китайско-японских отношений, исходя из стратегической высоты и с перспективных позиций, а также важность приложения максимума усилий по осуществлению общих целей мирного сосуществования двух стран, поддержания дружественных связей из поколения в поколение, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. В ходе встречи стороны достигли консенсуса по широкому кругу вопросов - углублению взаимного доверия в политической сфере, укреплению взаимовыгодного сотрудничества, активизации обменов между сотрудниками и содействию сотрудничеству в международных и региональных делах.

На встрече Ху Цзиньтао указал, что перед странами встает новая задача налаживания всестороннего, многопрофильного и многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Для выполнения этой задачи обе стороны должны прилагать усилия в следующих направлениях: Во-первых, определить направление развития китайско-японских отношений. Стороны уже достигли единства мнений по установлению стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Это будет содействовать выведению двустороннего взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень. Министерства иностранных дел двух стран должны провести глубокие обсуждения и как можно скорее достичь консенсуса, чтобы еще лучше планировать и направлять развитие двусторонних отношений. Во-вторых, углублять дружбу между народами двух стран. Стороны должны расширять гуманитарные контакты, в особенности, контакты между молодежью, укреплять обмен в культурной и других областях, создавать благоприятную среду общественности, содействовать установлению близких отношений между народами двух стран, непрерывно упрочивать основы дружбы между двумя странами. В-третьих, практическим образом содействовать взаимовыгодному сотрудничеству. Стороны должны полностью проявить роль уже существующих механизмов сотрудничества, выработать среднесрочную и долгосрочную программу по укреплению сотрудничества в области торговли, инвестиций, информатики, энергетики, охраны окружающей среды и финансов, предпринять эффективные меры и упрочить узы общих интересов. В-четвертых, совместно содействовать миру, стабильности и развитию в Азии. В духе сотрудничества и обоюдного выигрыша проводить контакты и согласование по таким важным темам, как обеспечение безопасности в Северо-Восточной Азии, укрепление регионального сотрудничества в области энергетики, продвижение строительства интеграционного процесса Восточной Азии, и отдать силы делу содействия прочному миру и совместному процветанию в Азии. В-пятых, надлежащим образом урегулировать актуальные проблемы деликатного характера. Проблемы истории и Тайваня затрагивают политические основы двусторонних отношений, поэтому их необходимо надлежащим образом урегулировать. Стороны должны, оставив разногласия, проводить переговоры и диалоги на основе принципа взаимной выгоды и взаимного благоприятствования, стремиться к совместному развитию, ускорять процесс консультаций по проблеме вокруг Восточно-Китайского моря и добиться скорейшего урегулирования этой проблемы, с тем чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ в свою очередь сказал, что его успешный визит в КНР, состоявшийся в октябре этого года, был встречен с приветствием со стороны народов двух стран и всего международного сообщества. После этого, продолжал он, отношения между двумя странами получили хорошее развитие. Стороны договорились продолжать усилия по установлению японо-китайских стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Он выразил надежду на то, что стороны сохранят контакты на высоком уровне и будут прилагать совместные усилия по дальнейшему развитию двусторонних отношений. Синдзо Абэ предложил сторонам как можно скорее положить начало механизму встреч министров экономики по координации торгово-экономического сотрудничества; начать диалог между энергетическими ведомствами двух стран по укреплению сотрудничества в области экономии энергии и охраны окружающей среды; совместно способствовать активизации гуманитарных контактов, укреплять сотрудничество в туристической области; претворять в жизнь достигнутые договоренности, начать совместное изучение исторических вопросов; прилагать совместные усилия и укреплять консультации с тем, чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества; интенсифицировать взаимодействия между Японией, Китаем и Республикой Корея, активизировать обмены между тремя странами в области инвестиций, охраны окружающей среды и туризма; укреплять координацию и совместно содействовать региональному сотрудничеству в Восточной Азии Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ указал, что Япония будет, как и прежде, относиться к тайваньской проблеме в соответствии с принципами, предусмотренными в Совместном японо-китайском заявлении, и эта позиция Японии не претерпела никаких изменений.

Остановившись на ядерной проблеме Корейского полуострова, Ху Цзиньтао констатировал, что Китай и Япония должны настаивать на денуклеаризации Корейского полуострова и мирном урегулировании ядерной проблемы полуострова путем диалога во имя сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. В нынешней сложной ситуации, отметил далее Ху Цзиньтао, соответствующие стороны должны проявлять сдержанность и сохранять хладнокровие во избежание дальнейшего ухудшения ситуации. Санкции не являются целью и не могут привести к урегулированию проблемы. Шестисторонние переговоры по-прежнему являются реальным и эффективным механизмом для урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога. Китайская сторона готова приложить совместные с другими сторонами усилия по содействию скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров для осуществления в конечном итоге денуклеаризации Корейского полуострова. КНР, как заявил Ху Цзиньтао, готова проводить контакты и согласование с японской стороной.

Синдзо Абэ сказал, что Япония выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и урегулирование его ядерной проблемы путем диалога. Он выразил удовлетворение по поводу согласия всех сторон на возобновление шестисторонних переговоров, дал высокую оценку усилиям, прилагаемым китайской стороной в этом направлении, и выразил надежду на достижение успеха на переговорах. Синдзо Абэ также подчеркнул, что "три неядерных принципа" /не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие/ являются неколебимым политическим курсом японского правительства Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Китайско-японские отношения развиваются по схожему сценарию формирования пределов ухудшения отношений и схожести позиций по проблемам безопасности, но со своей спецификой. Китаю и Японии не удастся полностью изменить негативное взаимное восприятие из-за различий в трактовке истории. Тем не менее, приход в 2012 г. к власти «пятого поколения китайских лидеров», многие представители которого получили образование на Западе, и омоложение японской политической элиты за счет политиков послевоенного поколения способны к середине 20-х гг. ослабить исторический негатив в пользу взаимодействия сторон. Интересы сотрудничества будут работать на создание трехстороннего формата «США - Япония - Китай» по вопросам региональной безопасности и развития.

Китай возложил на Японию ответственность за инцидент

Последнее обострение китайско-японских отношений, произошедшее из-за инцидента с задержанием китайского рыболовецкого судна, вновь высветило целый комплекс неразрешенных между странами проблем. Под угрозой срыва оказались все договоренности, достигнутые Пекином и Токио по проблеме нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море, а пропагандистская кампания в китайских СМИ заметно подогрела антияпонские настроения в обществе, "дремавшие" в последние несколько лет на фоне некоторого улучшения отношений между странами.

Началось все 7 сентября с задержания патрульными кораблями японской береговой охраны китайского рыболовецкого траулера. В китайских СМИ сообщалось лишь о незаконных действиях японской стороны, а также о столкновении рыболовецкого судна с японскими патрульными кораблями. Подробности в информационном пространстве КНР не уточнялись. В японской печати, напротив, давалась широкая картина произошедшего. По официальной версии, китайское судно врезалось сначала в японский корабль "Ёнакуни", а затем в патрульный корабль "Мидзуки". Китайский траулер попытался скрыться от японских пограничников после того, как те потребовали его остановки для проверки законности ведения им промысла в районе островов Дяоюйдао, которые являются предметом территориального спора Пекина и Токио. Япония заявила, что китайское судно вело незаконный рыбный промысел в ее территориальных водах.

Реакция Китая последовала незамедлительно. В этот же день на брифинге для журналистов официальный представитель МИД КНР Цзян Юй заявила о том, что Пекин оставляет за собой право на ответные действия в связи с этим инцидентом. "Официальный Пекин выражает серьезную озабоченность данным инцидентом, – подчеркнула китайский дипломат, – и уже сделал соответствующее представление японской стороне". "Остров Дяоюйдао и прилегающие к нему территории издревле принадлежат Китаю, который выступает против ведения там японской стороной так называемой деятельности по обеспечению правопорядка и призывает Токио воздержаться от действий в этом районе, угрожающих безопасности китайских граждан", – сказала Цзян Юй. "В связи с данным происшествием мы оставляем за собой право на ответные действия," – резюмировала официальный представитель внешнеполитического ведомства КНР.

Спустя всего несколько часов 7 сентября заместитель министра иностранных дел Китая Сун Тао вызвал посла Японии в КНР и сделал ему серьезное представление в связи с задержанием китайского рыболовецкого судна в районе островов Дяоюйдао /Сенкаку/. В разговоре с послом замглавы МИД КНР потребовал, чтобы "японские патрульные корабли прекратили незаконную деятельность по задержанию китайских рыболовецких судов". Это было началом целой серии протестов и жестких заявлений Пекина. Япония, в свою очередь, объявила о намерении судить капитана китайского рыболовецкого траулера по своим законам.
В последующие несколько дней заявления Китая становились все более жесткими, в протестах МИД КНР начали звучать предупреждения о возможном негативном влиянии этого инцидента на дальнейшее развитие двусторонних отношений. "Мы требуем от японской стороны без всяких условий освободить китайское рыболовецкое судно, чтобы избежать дальнейшего осложнения ситуации", – заявила представитель китайского внешнеполитического ведомства Цзян Юй на очередном брифинге. "Острова Дяоюйдао с древности являются частью китайской территории", – напомнила она официальную позицию Пекина. В этой связи, подчеркнула она, "задержание китайского рыболовецкого судна японской стороной на основании японских законов – не имеет силы и незаконно". "Китайская сторона этого принять не может", – сказала она. Отвечая на вопрос журналистов о том повлияет ли этот инцидент на совместную китайско-японскую разработку газовых месторождений в районе спорных островов Дяоюйдао, Цзян Юй отметила, что "вопрос принадлежности территории является очень чувствительным, японское правительство само понимает насколько серьезное влияние он может оказать на двусторонние отношения в целом".

Следующим шагом Пекина стало повышение уровня официальных заявлений. 10 сентября протест выразил министр иностранных дел КНР Ян Цзечи. Для этого во внешнеполитическое ведомство страны в очередной раз был вызван посол Японии в Китае. Ян Цзечи потребовал от японской стороны "немедленного и без всяких условий освобождения рыболовецкого судна вместе с капитаном и командой".

Япония сохраняла хладнокровие в ответ на все эти жесткие заявления китайского внешнеполитического ведомства и продолжала настаивать на необходимости ответа капитана перед японским законодательством. Ситуация начала постепенно меняться после того, как Китай в качестве одной из ответных мер 11 сентября объявил о решении приостановить переговоры с Японией по вопросам Восточно-Китайского моря, касающимся совместной разработки нефтегазовых месторождений в спорных районах. Переговоры между двумя странами касались принципов общего понимания проблем Восточно-Китайского моря, в том числе и вопросов территориального размежевания, их второй тур был назначен на середину сентября. "Японская сторона проигнорировала неоднократные решительные представления и твердую позицию Китая, и упрямо решила подвести дело капитана китайского судна под так называемую "юридическую процедуру".

Китай выражает по этому поводу крайнее неудовольствие и самый серьезный протест", – говорилось в заявлении МИД КНР.
На следующий день после этого заявления с требованием освободить капитана рыболовецкого траулера выступил член Госсовета КНР Дай Бинго, претензии которого к Токио также пришлось выслушивать послу Японии в Китае, вызванному "на ковер" уже поздно ночью, что также было призвано продемонстрировать всю серьезность недовольства Пекина складывающейся ситуацией. Дай Бинго не был многословен, вслед за требованием освободить всех задержанных китайских граждан он выразил надежду на то, что Япония "примет мудрое политическое решение".

Настойчивые требования Китая вынудили Японию пойти на первые уступки, и 13 сентября 14 членов экипажа рыболовецкого траулера были освобождены, а капитан судна остался в Стране восходящего солнца в ожидании окончания судебного разбирательства. В последующие несколько дней Китай не ослаблял напора, возлагая на уровне официальных заявлений ответственность за обострение двусторонних отношений на Японию. Параллельно в СМИ велась активная пропаганда, подогревающая накал страстей вокруг этого инцидента и антияпонские настроения в обществе.

После десяти дней непрерывных заявлений, официальных протестов и требований освободить задержанного капитана китайского рыболовецкого траулера Пекин принял решение пойти дальше и объявил о своих суверенных правах на разработку нефтегазового месторождения "Чуньсяо" в районе Восточно-Китайского моря, который является предметом территориального спора с Японией. "Китай обладает полным суверенным правом и правом юрисдикции на нефтегазовое месторождение "Чуньсяо", – сказала представитель МИД КНР Цзян Юй. В ответ на просьбу журналистов подтвердить информацию о том, что Китай направил в этот район оборудование для ремонтных работ на комплексе "Чуньсяо", Цзян Юй заявила: "Действия китайской стороны в районе месторождения "Чуньсяо" являются абсолютно законными".

Тем самым, была затронута проблема, которая уже долгое время является камнем преткновения в отношениях Пекина и Токио. Китай и Япония много лет не могут договориться по вопросам, касающихся разработки нефтегазовых месторождений и разграничения районов контроля в Восточно-Китайском море. Пекин не признает предложение Японии о разделении зон контроля по срединной линии и настаивает на том, чтобы его права распространялись до границ материкового шельфа Китая, который заканчивается почти у южного японского острова Окинава.

Одним из самых жестких ответных мер Пекина на заержание Токио капитана рыболовецкого траулера стало заявление о прекращении контактов с Японией на министерском уровне, прозвучавшее 19 сентября. "Китайская сторона неоднократно подчеркивала, что, так называемое, судебное разбирательство японской стороны в отношении капитана китайского судна является незаконным и бесполезным", – говорится в заявлении представителя МИД КНР Ма Чжаосюя. По его словам, Пекин "требует, чтобы японская сторона незамедлительно и без всяких условий освободила китайского капитана". "Если японская сторона продолжит действовать по-своему и добавлять к имеющимся ошибкам новые, то китайская сторона предпримет жесткие ответные меры ", – сказал Ма Чжаосюй, подчеркнув, что "вся ответственность за последствия будет лежать на Японии".

Следует отметить, что в самом заявлении китайского внешнеполитического ведомства о прекращении министерских контактов с Японией ничего не говорилось. Данная информация появилась на ленте агентства Синьхуа со ссылкой на источник в МИД КНР. Японская сторона, в свою очередь, заявила, что так и не получила соответствующего уведомления от Китая.

Последним жестким демаршем Пекина перед тем, как японская прокуратура 24 сентября приняла решение освободить из-под стражи капитана рыболовецкого судна, стало заявление МИД КНР, в котором Япония была обвинена в посягательстве на суверенитет Китая. "Незаконное задержание Японией китайских рыбаков и китайского судна в районе островов Дяоюйдао, а также продолжение применения так называемого судебного преследования на основе внутреннего законодательства является серьезным посягательством на суверенитет Китая и открытым вызовом со стороны Японии", – сказала Цзян Юй. Этот инцидент, по ее словам, "всколыхнул китайскую общественность и нанес серьезный ущерб китайско-японским отношениям". "Только в том случае, если Япония немедленно исправит свою ошибку и освободит китайского капитана, можно будет избежать дальнейшего ухудшения двусторонних отношений", – заявила представитель МИД КНР. По ее словам, это требование должно быть выполнено незамедлительно, если Япония "действительно дорожит двусторонними отношениями".

Освобождение китайского капитана обозреватели косвенно связывают с задержанием четверых граждан Японии в провинции Хэбэй на севере Китая за незаконную видеосъемку военных объектов в охраняемой зоне. Информация об этом появилось 23 сентября – накануне соответствующего решения японской прокуратуры. В лаконичном сообщении агентства Синьхуа, говорилось, что "служба общественной безопасности города Шицзячжуан приняла меры в отношении четверых человек в соответствии с законом после получения информации об их незаконной деятельности". "В настоящее время идет расследование этого дела", – заявило управление общественной безопасности города.

С освобождением экипажа рыболовецкого судна и капитана Китай не прекратил жестких выпадов в отношении Японии и потребовал от Токио компенсации и извинений за инцидент в районе островов Дяоюйдао. Задержание китайского рыболовецкого траулера и членов экипажа, подчеркивается в заявлении МИД КНР, "стало грубым посягательством на территориальную целостность Китая, и китайское правительство выражает по этому поводу решительный протест". "В связи с этим инцидентом японская сторона должна принести извинения и выплатить компенсацию", – заявило китайское внешнеполитическое ведомство. При этом МИД КНР подчеркнул, что Китай и Япония являются ближайшими соседями и, что "продолжение развития стратегических взаимовыгодных отношений отвечает интересам народов двух стран". "Обе стороны должны решать имеющиеся в китайско- японских отношениях вопросы путем диалога и консультаций", – говорится в заявлении.

В целом, следует отметить, что всю ответственность за нанесенный двусторонним отношениям ущерб Китай возложил на Японию, от которой требует конкретных шагов для исправления сложившейся ситуации.

Официально Пекин также категорически отрицает многочисленные спекуляции в иностранных СМИ относительно возможной связи между арестом четырех граждан Японии за незаконную видеосъемку военных объектов и освобождением капитана китайского рыболовецкого траулера, которое произошло на следующий день после этого. Китай также четко дал понять, что намерен решать вопрос с задержанными японскими гражданами на основе действующего в КНР законодательства. Ряд экспертов полагают, что Пекин может проявить большую решимость в отношении задержанных японцев, нежели Токио в случае с капитаном китайского рыболовецкого судна.

Самое серьезное обострение отношений за последние годы

Дипломатический скандал между Японией и Китаем грозит стать самым серьезным из тех, что произошли за последние годы.
Китайский рыболовецкий траулер был задержан японской береговой охраной. В ходе задержания он дважды столкнулся с патрульными кораблями, однако в итоге был взят под контроль и отбуксирован в ближайший порт острова Исигаки /префектура Окинава/. Капитан судна был арестован.

Подобный инцидент сам по себе послужил поводом для дипломатического скандала, однако ситуацию усугубило то, что задержание произошло в районе островов, которые являются предметом давнего территориального спора между Японией и Китаем. Необитаемые острова Дяоюйдао упоминаются в китайских летописях как территория Поднебесной с середины XIV века. Архипелаг перешел под контроль Японской империи вместе с Тайванем в числе близлежащих островов после победы над Китаем в войне 1894-1895 года и получил официальное название Сэнкаку.

В 1944 году в Японии произошел внутренний территориальный спор за владение островами между префектурами Окинава и Тайхоку /Тайвань/, который токийский суд решил в пользу последней. Спустя год после этого Япония капитулировала во Второй мировой войне и отказалась от всех своих завоеваний и, в частности, от Тайваня. По логике Пекина, вместе с Тайванем Токио должен был вернуть и Сэнкаку, однако Япония сохранила свой суверенитет над архипелагом. Несогласный с таким решением Китай впервые акцентировал внимание на территориальном споре в 1992 году, объявив острова "исконно китайской территорией". В 1999 году в Восточно-Китайском море поблизости от Сэнкаку обнаружили крупное месторождение газа. Все эти факторы с тех пор поддерживают тлеющий территориальный конфликт, который время от времени обостряется.

Однако на этот раз ответные меры КНР на задержание корабля были несколько неожиданными и крайне неприятными для Японии. Помимо целой серии вызовов в МИД посла Японии в Китае Пекин отреагировал немедленным прекращением переговоров о совместной с Токио разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море. Более того, китайская сторона перевезла к району газовых полей неизвестное оборудование, которое могло быть использовано для бурения, что противоречило бы японо-китайсому соглашению. Кроме того, Пекин прекратил экспорт в Японию редкоземельных металлов, а также приостановил совместные проекты по туризму. Все это вызвало серьезную обеспокоенность в Токио.

Тем не менее, японское правительство отвечало на заявления Китая в достаточно привычном для себя ключе, выражая сожаление за недружественные действия Пекина и предлагая спокойно разобраться в ситуации, однако тот идти на диалог отказывался. Не удовлетворило Китай и освобождение задержанного судна, поскольку под стражей в Японии остался капитан корабля, которого власти страны были намерены судить. Согласно японским законам, ему грозило три года тюрьмы или около 6 тыс. долларов штрафа. В конфликте наступила патовая ситуация, которая продолжалась на протяжении двух недель. Все изменилось только после того, как в китайской провинции Хэбэй за незаконную съемку строящегося предприятия по утилизации химического оружия были задержаны 4 сотрудника японской компании "Фудзита" – граждане Японии.
В Токио это задержание восприняли как сигнал со стороны КНР о желании произвести обмен задержанных японцев на капитана траулера. В тот же день решением прокуратуры гражданина Китая освободили из-под стражи и он вернулся в КНР чартерным авиарейсом.

Решение японской прокуратуры отпустить капитана судна- нарушителя получило довольно скептические оценки в японских СМИ. Практически никто не поверил заверениям правительства и лично премьер-министра Наото Кана, что решение об освобождении было принято прокуратурой самостоятельно, а не под давлением со стороны КНР.

В частности, газета "Никкэй" усомнилась в том, что при освобождении китайского гражданина были должным образом выполнены все предусмотренные законом процедуры. "Санкэй" заявила, что произошедшее "нанесло ущерб суверенитету и национальным интересам Японии".
"Майнити" же назвала решение прокуратуры "трудным для понимания" и посчитала "странным для прокуратуры" обоснование своих действий состоянием двусторонних отношений с другим государством.

По общему мнению японских СМИ, руководство Японии повело себя недальновидно, поскольку неправильно распознало цель Пекина в текущем дипломатическом конфликте. Еще в середине сентября видный американский аналитик Ричард Армитейдж во время своего визита в Токио встретился с генсеком японского кабинета министров Ёсито Сэнгоку и обратил его внимание на то, что Китай, обостряя отношения, проверяет позицию Японии на прочность. Об этом говорило и то, что Пекин повел себя неожиданно агрессивно и принял реальные и достаточно серьезные контрмеры, в то время как ранее все случаи обострения территориального спора между Китаем и Японией обычно ограничивались обменом несколькими жесткими заявлениями. Было очевидно, что освобождение китайского гражданина – не единственное, чего пытается добиться Пекин.

И эта версия подтвердилась. КНР не удовлетворилась возвращением на родину капитана траулера и в следующем заявлении своего МИДа потребовала от Японии извинений и компенсаций, поскольку задержание корабля стало "грубым посягательством на территориальную целостность Китая". Более того, Пекин отказался обсуждать вопрос об освобождении четырех сотрудников "Фудзита", чего в Токио ожидали в ответ на возвращение капитана. Таким образом, освобождение китайского гражданина, действительно, стало для Японии дипломатическим поражением, в то время как Китай подталкивал Токио к еще одному – фактическому признанию суверенитета КНР над спорными островами. Разумеется, японский МИД назвал требования Китая неприемлемыми. Премьер- министр Кан заявил, что Япония не будет обсуждать с Пекином принадлежность архипелага.

Тем не менее, сейчас, когда конфликт в очередной раз перешел в стадию ожидания, преимущество находится, скорее, на стороне Китая, поскольку Япония добровольно отказалась от серьезного рычага влияния на КНР.

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от целей, которые ставит перед собой Пекин. Если Китай действительно рассчитывает убедить Токио отдать Сэнкаку, то давление с его стороны продолжится и в японо-китайских отношениях наступит затяжной кризис. Выход из него с минимальными потерями потребует от Токио больших дипломатических усилий. Это может стать едва ли не основной внешнеполитической проблемой, которую придется решать кабинету Наото Кана.

Впрочем, существует еще несколько точек зрения на цели КНР в данном конфликте. Так, как полагает "Майнити", обострение отношений с Токио может быть направлено, прежде всего, на внутреннюю аудиторию. Возможно, китайское руководство играет на национальных чувствах населения своей страны и таким образом укрепляет свой авторитет. В пользу этой версии говорит размах акций протеста, которые несколько раз организовывались у японских дипмиссий по всему Китаю.
Еще одно мнение о конфликте озвучил упоминавшийся выше Ричард Армитейдж. По его словам, действия Пекина – это "предупреждение Вьетнаму, Малайзии, Филиппинам и Тайваню относительно спорных территорий". Со всеми этими странами Китай ведет территориальные споры, добиваясь контроля над Южно-Китайским морем. По мнению аналитика, Пекин старается заранее продемонстрировать свою решительность в урегулировании этих вопросов в свою пользу.

Иван Каргапольцев, Пекин Ярослав Макаров, Токио

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»