Железногорская тэц сдана в промышленную эксплуатацию.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ЖЕЛЕЗНОГОРСК (КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ), 11 октября (BigpowerNews) — 10 октября 2012 года в 14:00 был произведен запуск в промышленную эксплуатацию Железногорской ТЭЦ, сообщает пресс-служба ОАО «НИКИМТ-Атомстрой».

Теплоэнергия ЖТЭЦ компенсирует то тепло, которое раньше Железногорск получал от работы реактора-наработчика плутония Горно-химического комбината.

Как сообщается, в течение последней недели проводились окончательные подготовительные работы, промывались все трубопроводы протяженностью порядка 24 км, в итоге достигнуты параметры теплоносителя, соответствующие нормам при пуске. Утвержден баланс тепловой энергии Железногорска в отопительный сезон 2012−2013 годов. «ЖТЭЦ выдает мощность 280 Гкал/час до температуры наружного воздуха - 17 градусов по Цельсию, т.е. ровно столько, сколько ранее выдавал реактор ГХК. При температуре ниже - 17 градусов по Цельсию будут подключаться теплоисточники первой котельной СТС ГХК, которая будет нагревать теплосети до требуемой температуры», — поясняется в пресс-релизе.

В сообщении утверждается, что в рамкаха проект создана «практически новая система теплоснабжения и горячего водоснабжения, которая повышает надежность обеспечения жителей теплом и гарантирует безопасную эксплуатацию всех городских систем».

По информации пресс-службы администрации города, глава администрации Сергей Пашков заверил горожан, что тарифы на тепло, установленные для населения с 1 июля, не будут меняться до 1 июля следующего года. «Все взаимоотношения по тарифам касаются только профильных предприятий и бюджетов разных уровней», — отметил Пешков.

В городской администрации отмечают, что месяц назад «НИКИМТ-Атомстрой» получил лицензию на эксплуатацию ЖТЭЦ. В последующем объект на безвозмездной основе будет передаваться в муниципальную собственность ЗАТО г.Железногорск.

«История ЖТЭЦ оказалась длительной, идея рождалась ещё в советское время. И вот сейчас наступил исторический момент для системы теплоснабжения Железногорска, — сказал Глава ЗАТО Вадим Медведев. — Нам предстоит добиваться повышения эффективности работы новой системы теплоснабжения, впереди много работы, связанной с уточнением порядка взаимодействия всех участников. Но самое главное, что с вводом в эксплуатацию ЖТЭЦ мы повышаем надёжность снабжения теплом Железногорска».

Проект строительства Железногорской ТЭЦ был реализован в рамках соглашения между Минатомом России и Минэнерго США от 2003 года о прекращении производства плутония на промышленных реакторах в Северске и Железногорске. Финансирование строительства ЖТЭЦ осуществлялось американской стороной.

ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» являлся как заказчиком-застройщиком, так и генеральным подрядчиком строительства ЖТЭЦ. В отопительном сезоне 2011−2012 годов проводились пуско-наладочные работы, которые были успешно завершены в мае 2012 года. В июле 2012 года было получено разрешение на ввод ЖТЭЦ в эксплуатацию. В сложившихся обстоятельствах НИКИМТ-Атомстрой стал эксплуатирующей организацией. В сентябре 2012 года была получена лицензия на эксплуатацию ЖТЭЦ, поэтому компания остается на площадке, только уже в новом качестве, эксплуатирующей организацией, заказчиком-застройщиком и в качестве генподрядчика. В 2012−2014 годах планируется продолжение работ по развитию инфраструктуры, повышающей безопасность эксплуатации ЖТЭЦ – строительство золошлакоотвала 1А.

Строительство Железногорской ТЭЦ ведется в рамках соглашений 1992 года между Россией и США относительно безопасности хранения и уничтожения ядерного оружия, которое подлежит сокращению по международным договоренностям, а также о прекращении производства оружейного плутония на реакторах в городе Железногорске. (В настоящий момент продолжает работать только один реактор – АДЭ-2.)

Хроника строительства

Оптимальным вариантом для размещения будущей ТЭЦ признали площадку незавершенного строительства Сосновоборской ТЭЦ, замороженной еще в 1990‑х из‑за нехватки средств.

Строительные работы начались в 2005 году. В роли инвестора выступает американская сторона (общая сумма финансирования – более 440 миллионов долларов). Заказчик проекта – ФГУП «Росатомстрой».

Проектная мощность Железногорской ТЭЦ должна составить более 110 мВт электроэнергии и больше 400 Гкал/час теплоэлектроэнергии. «Строительство ТЭЦ позволит не только полностью заместить мощности реакторов, но и в полной мере обеспечить регион энергией, – говорит Артем Бутов, генеральный директор «Росатомстроя». – Кроме того, выход теплоэлектроцентрали на полную мощность стимулирует развитие угольной промышленности края». Намеченный срок сдачи первой очереди Железногорской ТЭЦ – не позднее конца 2008 года, второй очереди – 2010 год.

Как рождаются опасения

Тем временем из Железногорска начали приходить сообщения о недовольстве местной общественности. Первое громкое открытое письмо, информация о котором разошлась по всей России в августе минувшего года, было направлено в адрес президента России, а также первого вице-премьера Сергея Иванова. Авторы письма, в том числе депутат Государственной Думы академик РАН Михаил Залиханов и доктор физико-математических наук Рэм Хлебопрос, руководитель Центра исследования экстремальных состояний организма при президиуме Красноярского центра СО РАН, подчеркивали, что строительство угольной ТЭЦ негативно отразится на экологической обстановке в Железногорске, в отличие от использования ядерной генерации. (За ядерный вариант высказались даже некоторые специалисты, в прошлом известные как принципиальные противники атомной энергетики, о чем ЭПР писала в августовском номере прошлого года.)

По‑видимому, заверения «Росатомстроя» и других участников железногорского проекта относительно безопасности строящейся ТЭЦ кажутся недостаточно весомыми. Доказательство – открытое письмо № 2 (конец января 2008 года), вновь направленное в адрес первых лиц страны, а также председателя совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева.

Основанием для опасений и критики стал дефицит информации о характеристиках будущей ТЭЦ плюс неофициальная информация о проблемах, сопровождающих строительство ТЭЦ и способных повлиять на срок ее пуска. «Не помогли прояснить ситуацию и общественные слушания, проходившие при минимальном участии ответственных лиц и самой общественности», – говорит директор железногорского филиала Гражданского центра ядерного нераспространения Александр Мамаев. Результатом становятся опасения экологического характера, приведенные в открытых обращениях в адрес власти. «Сжигание канско-ачинских углей, отличающихся высокой зольностью и повышенным содержанием радиоактивных элементов (именно под такие угли спроектирована Железногорская ТЭЦ) приведет к росту вредных выбросов и соединений, прежде всего ртути и серы, – подчеркивает Р. Хлебопрос. – По самым скромным подсчетам, эти выбросы превысят ПДК самое меньшее в 10 раз».

Спорным представляется не только качество топлива, но и площадка, выбранная для строительства ТЭЦ, и технология сжигания угля. «Железногорск расположен в природном «лотке», образованном поймой реки Енисей. Ветры направлены вдоль этого «лотка» в сторону Железногорска, – отмечают авторы открытого письма № 2. – Склон, находящийся рядом с ТЭЦ, согласно принятой методике, обязывает при расчете приземной концентрации применить умножающий коэффициент, равный трем. Установить с наветренной стороны города ТЭЦ, сжигающую в сутки 280 вагонов бурого угля, – все равно, что выхлопные газы от автомобиля завести в кабину».

«При выбранном проектировщиками ТЭЦ варианте ветер, доносящий выбросы с ТЭЦ, 350 дней в году будет дуть в сторону Железногорска, – говорит Александр Базай, больше 25 лет возглавлявший железногорское МП «Гортеплоэнерго». – Вопросы вызывает и схема строительства золоотвалов. Как раз под будущими золоотвалами находятся водоносные пласты, которые снабжают весь город питьевой водой. Проектировщики ТЭЦ предлагали обезопасить подземные запасы воды с помощью залитого бетоном водоупорного слоя. Но риск все равно остается».

Три альтернативы: газ, атом и снова уголь

Какие альтернативные варианты предлагают оппоненты? Первый – газовая генерация. Это предложение опирается на заявления «Газпрома» относительно газификации Красноярского края. «В будущем году газ придет в наш регион, при этом труба будет протянута как раз между Железногорском и Красноярском», – отмечает А. Базай. При этом нет необходимости строить газовую генерацию – достаточно вовлечь работающие на мазуте котельные Красноярска и Железногорска, которые можно перевести на газ с минимальными затратами, добавляет он. Другой вариант связан с использованием энергии «мирного атома» и кадрового потенциала работников Железногорского ГХК.

«По хорошему, решение о строительстве замещающих атомных мощностей следовало бы принять самое меньшее год назад», – считает Р. Хлебопрос. Сами специалисты ГХК относятся к этой альтернативе несколько иначе. «Конечно, мы бы хотели иметь атомный энергоисточник, но, в любом случае, Железногорская ТЭЦ будет достроена, хотя бы как источник тепла на время переходного периода, – комментирует Борис Рыженков, заместитель начальника отдела по связям с общественностью железногорского ГХК. – Реактор АДЭ-2, проработавший более 40 лет, необходимо выводить из эксплуатации, а чтобы построить атомную станцию, необходимо около 8 лет, включая срок на подготовку технико-экономического обоснования, экологическую экспертизу и прочие согласования. Теоретически котельные горно-химического комбината вырабатывают достаточно тепла, чтобы обогреть город, но «мазутное» тепло – очень дорогое удовольствие. Кроме того, в сильные морозы котельные будут работать без резервирования, с мощностями, загруженными до предела, и при этом будет ощущаться дефицит тепла. Нужен ли Железногорску такой риск?»

Сдача первой очереди Железногорской ТЭЦ в 2008 году вполне реальна, добавляет Б. Рыженков: «Буквально только что решен вопрос о строительстве ускоренными темпами теплоцентрали, которая будет подавать тепло от строящейся ТЭЦ».

Возможность компромисса

В крайнем случае критики строительства Железногорской ТЭЦ согласны и на угольную генерацию – при условии, например, что для сжигания канско-ачинских углей будет выбрана другая площадка или другая технология.

«Для обогрева Железногорска может использоваться городская котельная № 1, тем более что там уже есть вклады, готовые подъездные пути, персонал, – считает А. Базай. – В 2008 году будут введены в строй два газо-мазутных котла, после чего мощности котельной № 1 будет достаточно для обогрева города. Альтернативный строительству Железногорской ТЭЦ проект предполагает установку еще двух котлов производительностью по 100 Гкал/час. После введения этих котлов в эксплуатацию город будет обеспечен теплом с учетом перспективы его развития на ближайшие 15‑20 лет. Установленные на котельной № 1 котлы являются газо-мазутными, поэтому реконструкция с мазута на газ возможна без больших материальных затрат, при этом она позволит снизить себестоимость производимого тепла в четыре раза, улучшит экологическую ситуацию».

«Чтобы предотвратить хотя бы часть экологических проблем, связанных с применением канско-ачинских углей, следовало избрать более современную технологию их сжигания, такую, например, как технологии серии «Термококс» компании «Сибтермо» (Красноярск), – считает Р. Хлебопрос. – Эти технологии, которые уже применяются у нас в Красноярске, основаны на процессе неполной газификации бурого угля, позволяющей получать на выходе кокс или сорбент, горючий газ и горячую воду, со снижением удельных вредных выбросов на единицу генерируемой энергии в несколько десятков раз и исключением образования золошлаковых отходов».

Железногорская ТЭЦ работает уже почти 5 лет. Решение о её строительстве было принято ещё в 1996 году, однако к исполнению приступили в 2007-м. ЖТЭЦ должна была стать теплозамещающим источником после остановки последнего в мире ядерного реактора, нарабатывающего оружейный плутоний, - АДЭ-2. Запуск планировался на 2010 год, но ещё два года ушли на пуско-наладочные работы. Две зимы Железногорск отапливался мазутной котельной ГХК. В апреле 2016-го Железногорская ТЭЦ перешла в эксплуатацию к АО «КРАСЭКО». О том, как сейчас работает ЖТЭЦ (ООО «КЭСКО»), какие перемены произошли за последний год и как формируется тариф на тепло - нам рассказал исполнительный директор Алексей ПУЗИК.

Алексей Николаевич, у железногорцев после всех скандалов с затяжным строительством и запуском ТЭЦ сложилось мнение, что ТЭЦ вырабатывает недостаточно тепла?

Комплекс КЭСКО включает в себя две котельные - угольную и мазутную. Суммарная мощность этих котельных порядка 800 Гкал - таким образом, можно обеспечить качественное теплоснабжение городов Железногорск и Сосновоборск. Кроме того, мы постоянно направляем властям предложения. Например, не так давно предложили оставить расходы теплоносителя на том же уровне, что не приведёт к изменению гидравлического режима в городе, но увеличить температурный график. То есть, отпускать теплоноситель с температурой не 134, а 142 градуса. Мы дополнительно без всяких затрат можем увеличить отпуск тепла порядка 45-47 Гкал. Пока договорились провести перед началом отопительного сезона испытания, дальше посмотрим. Пытаемся убедить Гортеплоэнерго и администрацию, что мы это можем, и предпринимаем для этого практические действия.

На сегодня есть две проблемы: локальные котельные в посёлках, которые нужно присоединить к ТЭЦ трубопроводами (а это определённые затраты), и тот самый пресловутый вопрос надёжности. Обеспечивается ли надёжность в случае, если трубопровод повреждён? Сможет ли город до ремонта отапливаться без тех котельных, которые внутри города, если их законсервировать?

В схеме теплоснабжения на Железногорск указано, что на замещение теплоснабжения необходимо строительство трубопроводов. Но мы рассматриваем разные варианты, ищем техническо-экономические обоснованные варианты обеспечения надёжности. Сейчас на рассмотрении находится несколько проектов. Мы уверены, что в ближайшем будущем найдём оптимальный вариант.

- А сколько будет стоить строительство трубы до Подгорного?

Мы эти цифры рассчитывали. Готовы построить трубу в рамках существующего тарифа и даже предполагая его снижение, в том числе и за счёт присоединения новых потребителей. Например, Химзавод заинтересован в нашем тепле. Завод будет потреблять до 50 Гкал.

А тот тариф на тепло, который сейчас в Железногорске вы как оцениваете? Почему у нас тариф - 2355 рублей за ГКал, если от вас он выходит 1263 рублей за Гкал?

Безусловно, тариф высокий. Таким он выходит из Гортеплоэнерго. Мы даём 93-95% тепла, эта цифра официально изложена в схеме теплоснабжения города Железногорска, это публичный документ. Это доля тепла Железногорской ТЭЦ, остальное - мазутные котельные.

В Железногорске говорят: ну, снизят они нам тариф на 300 рублей, но зато три месяца летом не будет горячей воды, как в Красноярске.

В Красноярске горячей воды не бывает не более двух недель - этот срок установлен законодательно. Полное прекращение теплоснабжения может быть продолжительностью не более 14 дней.

Теплоснабжение, ГВС (горячее водоснабжение) в период так называемого «нулевого останова» Железногорской ТЭЦ осуществляется от котельной СТС. Если мы будем управлять имущественным комплексом СТС, то для железногорцев ничего не изменится. Мы действительно никуда не уйдём от полного нулевого останова без реконструкции.

Инвестиционная программа реконструкции на 2018-2020 годы сейчас рассматривается в министерстве промышленности энергетики и торговли края. В составе этой инвестпрограммы предусмотрены мероприятия, позволяющие не отключать режим ГВС Железногорска в летний период. Но пока мы не проведём реконструкцию, мы будем вынуждены останавливаться на краткий период в две недели летом. Это нам необходимо, чтобы отремонтировать оборудование, не отключаемое в течение года в отопительный сезон.

Слышала, есть решение одновременно тепловой и мусорной проблемы. Достройка на базе вашей ТЭЦ котла для сжигания мусора. Возможно ли в рамках действующего предприятия рассмотрение таких вопросов? Тема мусора для Железногорска актуальна. Мусор вывозить некуда, действующий полигон незаконный, возить до Красноярска очень дорого, есть предложение довозить его досюда и сжигать.

Ограничений к этому нет никаких. Большие площади, источники энергоресурсов - всё под боком. Можно запроектировать, построить и эксплуатировать.

- Это дорого? Проект, слышала, уже есть.

- А экология не пострадает? Там же формальдегиды будут выделяться.

При высокотемпературном сжигании (порядка 1600 градусов) выгорает всё. Если уж вы заговорили про экологию, то у нас каждый котёл снабжён электрофильтром. Он осуществляет очистку уходящих газов от котла на уровне 98-99%. Если вы заметили, в Красноярске на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 уходящие газы серо-коричневого цвета. Здесь вы увидите всегда белый парок.

А мы-то, помню, переживали, что снег у нас станет чёрным, как в Красноярске. Что «роза ветров» понесёт угольную пыль в Железногорск.

Станция работает уже пять лет, вы заметили за эти пять лет чёрный снег? Вот видите. По сравнению с ТЭЦ-1, у нас ситуация с экологий благополучная. Здесь стоят над каждым котлом электрофильтры.

- Эксплуатирующая организация КРАСЭКО здесь с апреля 2016-го. Что изменилось за этот год?

Начали наводить порядок - с персоналом, со смежными организациями, вкладывать деньги в ремонт, в реконструкцию. Затраты сокращаем. Планируем для организации конкуренции на рынке угля покупать более калорийный уголь. Сжигая в смеси уголь Бородинского разреза и более калорийный уголь в пропорции 50 на 50, мы планируем достичь экономии и снижения затрат.

- Говорят, что сократили на ТЭЦ всех людей, оставили 6 человек, обслуживать котлы некому.

У нас штатное расписание порядка 506 человек. Недавно мы сократили 49 человек персонала, потому что этот резерв был. Мы перераспределили функции между работниками и таким образом сэкономили на благо тарифа для Железногорска. Текучка у нас - порядка 14%, связано это с неудобным транспортным расположением ЖТЭЦ для работников. Город Сосновоборск, ближе всего располагающийся к нашей станции, обеспечивает 70% работников, 14% - Железногорск, 16% - Красноярск. Ездить сюда сложно, хотя мы обеспечиваем доставку и из Красноярска двумя маршрутами, и из Железногорска, но не каждый красноярец готов ехать час пятнадцать на работу и час пятнадцать - с работы. Мы оптимизируем свою деятельность, но никоим образом не ухудшаем качество и количество теплоносителя. Условия труда персонала тоже никак не ухудшаем. Мы ищем более оптимальные приёмы и методы работы.

Вы сокращаете расходы, второй год подряд снижается тариф в Железногорске, в то время как во всём крае он растёт. Первый раз большое снижение было - 19%, второе - на 3%, а на выходе получилось почти то же самое, потому что приплюсовывается очень дорогое мазутное тепло. А вы, кстати, давно работаете на ЖТЭЦ?

С 2013-го года. Начинал ещё в АО «НИКИМТ-Атомстрой» (Красноярский филиал). А вообще в энергетике с 1998-го года.

- Значит, вы можете сравнить, что было до прихода КРАСЭКО в качестве эксплуатирующей организации, и после?

Могу. Во-первых, сразу - увеличение ремонтной программы. Сейчас ремонтная программа составляет 156 млн, она выросла на 35% по сравнению с АО «Железногорская ТЭЦ» и ожидается полное стопроцентное её исполнение. Мы покупаем ТМЦ, заменяем изношенное оборудование, составные части. Второе - это инвестиционная программа. Компания вкладывается в модернизацию оборудования, мы модернизируем тепловую схему предприятия, станция была построена с некоторыми недочётами. Сейчас мы перенаправляем потоки для того, чтобы более оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Мы, например, планируем получить дополнительный ресурс по теплообменникам до 50-60 Гкал, у нас будет резерв по теплообменникам.

- Мы сейчас проехали вдоль трубы «тысячки», там чистят и косят, рубят кустарники…

Не только чистим и косим, но и в рамках инвестпрограммы достроили одну из опор теплосети, чтобы предотвратить разрушение теплосети. Мы и охраняем её должным образом. На теплосети несколько павильонов, каждый оборудован сигнализацией. Информация о проникновении поступает на пульт охранного предприятия, тут же направляется группа быстрого реагирования (ГБР). На всём протяжении сети работает три ГБРа (потому что три участка теплосети) - это автомобиль и два охранника, вооружённые спецсредствами. Время реагирования ГБР - не более 7 минут.

- Оптимизация их не затронула? Там ничего не сокращали?

Нет. Более того, мы увеличили количество постов по сравнению с предыдущей эксплуатирующей организацией. У нас на охране комплекса задействовано 23 поста. Периметр предприятия оборудован сигнализацией «Дельфин» - то есть, птичка села на провод - сигнал поступил на пульт охранного предприятия, с ближайшего пункта охранник выдвигается для проверки сигнала.

Сейчас много разговоров про создание единого теплового узла. Для чего он нужен? Какая необходимость его создавать?

Единый тепловой узел - это большой проект. ТЭЦ, имея возможности, может покрыть потребности и Железногорска, и Сосновоборска, также захватить посёлки Подгорный и Первомайский. Единый тепловой узел - это увеличение количества продаваемой продукции при тех же условно-постоянных затратах, что ведёт к снижению стоимости единицы продукции.

- Создание единого теплового узла - это единственный способ снижения тарифа?

Возможно, есть другие, но никто их не озвучивает, нет иных предложений. Пока реальный путь предлагаем только мы. И всё делаем для того, чтобы понизить тариф: оптимизируем расходы по всем направлениям. Я помню цифру трёхлетней давности - тариф был 1550 рублей. Несмотря на инфляцию, сейчас тариф 1 263 рублей. Снизили на 250 рублей. Мы постоянно ищем пути решения проблемы и в первую очередь, думаем о потребителе - жителях Железногорска.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»