«Поклоняемся Страстем Твоим, Христе…» Пассия. Служба страданиям Христа Спасителя

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

. Кому достанется приз читательских симпатий – определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

«Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей»

Каждый храм – это дом Божий на земле. И маленькая деревенская церквушка с хором старушечьих голосов, и величественная Лавра с многочисленными церквами и множеством паломников и туристов – место особого присутствия Господа. Вспоминаются слова из одной статьи. Там говорится, что не Богу нужны рукотворные здания для поклонения, а нам, чтобы проявить любовь к Нему. Он не нуждается в наших молитвах, но нам необходимо иметь место, куда можно принести свои горести и радости и в разговоре с Богом показать, что мы к Нему стремимся душой.

Когда мы любим кого – то, то только о нем и говорим, и спешим туда, где можно встретить дорогого нам человека. А хоть и вездесущ и бесконечен, но в церкви Он особо близок к нам, грешным. Мы идем в храм не потому, что любим Господа, нам нужно этому еще научиться. Мы будем постигать эту совершенную науку Любви всю свою жизнь, и каждый достигнет в свою меру. Благодать преображаться и становиться лучшими, сила трудиться над собой дается за смирение, а не за труды. Но вначале, когда мы еще духовные младенцы, мы должны хотя бы сделать шаг навстречу Творцу, чтобы Он, увидев наше желание, Сам взял за руку и повел дальше.

Каждый, кто пришел к вере в сознательном возрасте, заметит, что все события, которые приближали нас к Богу и которые мы называли случайностями или совпадениями, на самом деле были маленькими камешками, созидающими крепость веры в нашей душе.

Я живу на западной Украине, в г. Тернополь. Уже позже я узнала, что наш город – один из первых в Украине по количеству « культовых сооружений», а истинный храм Божий (православная церковь Московского патриархата) в нем один.

Сначала я по незнанию ходила недолго в раскольнический «Киевский патриархат», потом – к греко – католикам (их церковь в 5 – ти минутах ходьбы от дома). Вообще, Тернополь, хоть и является областным центром, небольшой, до 300 тыс. населения, компактный и зеленый. А каждый микрорайон окружен со всех 4 сторон храмами разных конфессий.

Когда я только начинала ходить в свой храм, то часто слышала от людей фразы типа: «У меня церковь во дворе дома, а я еду именно сюда, через весь город». Меня это удивляло, ведь для меня это была просто одна из самых близких к дому церквей. И энтузиазма ездить через весь город я не разделяла.

По странной случайности наш кафедральный собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен через дорогу от римо – католического костела, настоящего, с органом. Два полюса, две дороги и два противоположных мировоззрения, истина и ложь как будто смотрят друг на друга. Как бы там ни было, при сложной религиозной ситуации в регионе и прочно закрепленном за нашим храмом

названии « москальськая церковь», многие называют нашу церковь не иначе как « та красивая, с золотыми куполами».

В храм я хожу уже более 7 лет. Никаких особых поисков смысла жизни у меня не наблюдалось. Но откуда – то я знала, что Бог есть. Моя мама начала молиться, когда я часто болела в переходном возрасте. Но в то же время она говорила, что это неправильно – ходить в церковь « по расписанию»(по воскресеньям имелось ввиду). Она считала, что туда нужно идти, когда «душа просит». И вот когда я уже ходила вместе с мамой в нашу церковь и заявила о такой точке зрения батюшке на исповеди, он сумел меня убедить в том, что воскресные богослужения – это наш долг Богу. Мы и в школу, и на работу не каждый день хотим идти, но это наша обязанность. Так же и здесь. Еще он сказал, чтобы на мне обязательно всегда был крестик.

Я послушалась. С этого времени исправно посещала церковь в воскресенье. Многого не понимала, но мне нравилось там. В то время у меня были молитвы типа « чтоб удался мой день рождения» и т. п. Позже, когда открылась библиотека и мама начала приносить духовные книги, мне открылся новый интересный мир. Конечно, очень долгое время церковь была сама по себе, в праздники и в воскресенье, а моя молодая студенческая жизнь с дискотеками, короткими юбками и дружба с парнями – сама по себе. Все изменилось после массы прочитанных книг и нескольких паломнических поездок. Я поняла, что нужно меняться внутренне.

Так что свой сознательный возраст в церкви я могу ограничить 3 –мя годами, не больше.

Раньше, больше 15 лет назад, наш красивый старинный храм был в самом центре города. Но в начале 90 –х его насильно отобрал « Киевский патриархат». Службы долгое время проходили во дворе бывшей нашей церкви в малюсеньком доме священника. В то время на Тернопольскую и Кременецкую кафедру был назначен молодой епископ Сергий. На его плечи и упали первые гонения и испытания. Храм взламывали, священников избивали, иконы били. И сам Владыка подвергался нападениям и вынужден был жить, скрываясь у одной благочестивой прихожанки. Я знаю об этих событиях по рассказам очевидцев, т. к в то время еще не ходила в церковь. Но спустя 15 лет какой радостью наполняются сердца всех нас, прихожан, а особенно тех, кто пережил страшное время гонения, когда мы молимся в нашем красивейшем храме.

Здесь только чудо и бесконечная милость Божия: в маленькой каморке отбивались от нападков «патриотов – националистов» 15 – 20 человек, а сейчас большой храм и даже весь двор не вмещает всех молящихся. Бог даже из человеческого несчастья может сделать благо: если бы не построился новый храм, то нам всем было бы очень тесно в бывшем.

« Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине »

Тогда, в начале 90-х, у Владыки, клира и малочисленной паствы, не было ничего, кроме упования на помощь Господа и Пресвятой Богородицы. Был участок под строительство нового храма и крепкая вера, что не оставит Бог надеющихся на Него.

Сначала построилось епархиальное управление с храмом на втором этаже в честь новомучеников и исповедников Русских. Храм занимал 2 небольшие комнаты, клирос был прямо у людей над головами. Наверное, такой горячей и благодарной молитвы, как тогда, у прихожан потом не было. Их было мало и беда сблизила незнакомых людей.

Потом появился нижний храм в здании собора в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.В то время я и пришла в церковь. Помню большие красивые иконы, торжественное благоговейное служение Владыки и песчаный пол под ногами. С потолка капала вода, а мне казалось, что здесь происходит что – то важное и я не должна обращать внимание на неудобства. Иногда все становились на колени. Была весна, наверное, Великий Пост

Особенностью нашего храма является то, что мы имеем счастье постоянно, практически каждый день, видеть нашего дорогого владыку Сергия. В субботу он служит Всенощную, а в воскресенье – позднюю Литургию. Кроме того, в будни, если он не на приходе и не в отъезде, то присутствует на Литургии, не служа, в алтаре. После богослужения выходит, благословляет присутствующих и уходит в свой кабинет. Каждый день десятки людей приходят за архипастырским советом и вразумлением. Очереди как таковой нет, Владыка сам вызывает из многих того, кому наиболее нужна помощь и поддержка. Но никогда не уходит, пока не примет всех.

Владыка Сергий был насельником Свято – Успенской Почаевской Лавры, потом несколько лет служил в Смоленске. Сейчас к нам на престольный праздник свв. мучениц каждый год обязательно приезжает автобус смолян. Паломники немного побаиваются нашего западного региона, зная, что здесь не любят русских. Но когда их удается разговорить, признаются, как ждут они визита к нам и встречи с Владыкой, как они хотели бы, чтоб их правящии архиереи были так же близки к людям.

Мы очень любим нашего Владыку и боимся, что его могут перевести на другую кафедру.Но, думаю, церковное руководство понимает, как он нужен здесь, а нашем неспокойном регионе. Его твердость в отстаивании единства церкви, его стояние в истине Православия, молитвы укрепляют людей и защищают нас от всего злого.

Очень поразил меня один эпизод. В 1993 году моя мама хотела освятить пасхальный кулич. Но пришла в церковь поздно. В сам праздник, после службы. В храме не было никого, кроме послушника. Все отдыхали после Светлого Пасхального ночного богослужения. И тот человек, видя двух женщин (мама была с соседкой), которые не знали, когда освящают куличи, сжалился над ними, позвонил Владыке домой и получил благословение привезти их к нему домой, где и освятил куличи им двоим, не желая никого оставить без светлой пасхальной радости. Они тогда даже не знали, как благословение взять. Владыка подарил им открытки, подписал и сказал отвезти обратно в город.

Вот такое проявление любви к заблудшим, ничего не смыслящим. Но и после этого не сразу мама пришла в церковь. Но удивлялась долго.

Помню, когда освящали купола, Владыка сам поднимался в корзинке подъемного крана на высоту полета птиц и оттуда окроплял святой водой кресты. Радость тогда была необычайная на душе.

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»

Сейчас я, Божией милостью, уже больше двух лет пою в церковном хоре. Раньше был только архиерейский хор, потом появился детский – юные школьницы только постигали премудрости церковного пения, но прихожанам казались ангельскими их тоненькие голоски. Теперь сестрички – хористки подросли, и в хоре есть и студентки, и такие, как я, 25 – летние девушки, но хор по – прежнему называют детским. Иногда это немножко смешно звучит. А в прошлом году стараниями диакона Иоанна (в данный момент уже иерея) и его матушки, был создан третий хор – братский – из прихожан мужчин. Мне лично очень нравится мужское пение, особенно монашеское. Братия только учатся, но очень много занимаются, поэтому идут вперед семимильными шагами. Их пение очень торжественно и проникновенно. Одно время мы на 2 хора пели воскресную Литургию. Пока братский хор на вынужденных каникулах, т. к. батюшку отправили на приход и хор остался без регента. Но среди парней есть люди с музыкальным образованием и пока они нарабатывают материал, а в службах не участвуют. А хор, в котором пою я, тоже остался без регента в прошлом году – в связи с радостным событием – замужеством и рождением ребенка у нашей дорогой Наташи. Но так как мы поем уже дольше, то обязанности регента поочередно выполняют 3 девушки. Одна – наша гордость, прекрасный голос и канонарх Ирина – в хоре с 10 лет. Знает устав и гласы и, даже не имея специального музыкального образования, прекрасно нами руководит. Это талант от Бога. Вторая – Мария – студентка музыкального училища; в какой – то мере исповедница, потому что терпит притеснения и несправедливое к себе отношение от некоторых преподавателей только за то, что отказывается по воскресеньям ходить петь в католический кафедральный собор. А третья – Светлана – просто имеет слух и давно поет в хоре. Но мы с нетерпением ждем выхода из декрета нашей Наталии. Внизу люди сразу чувствуют ее появление. Мы становимся как солдаты, увидевшие своего генерала, и поем лучше.

« Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой»

Еще одной нашей огромной радостью можно назвать ночные Литургии, которые Владыка благословил служить в Великий Пост в ночь на субботу. Уже второй год прихожане собирались ночью к 3 часам в храм. В прошлом году всегда служил Владыка, в этом он, видимо, убедившись, что нас больше не надо « привлекать», присутствовал не всегда. Да и был не очень здоров.

Это поразительное зрелище и ощущение: молитва среди спящего города. Служили, не зажигая света, только при свечах, как в монастыре. Тишина способствовала вниманию и благоговейности. Храм всегда был полон, все старались приобщиться этому маленькому подвигу веры и любви, потрудиться для Господа. Всегда было много причастников. Характерно, что если в прошлом году приходилось просыпаться среди ночи, прямо вытаскивая себя за волосы, то в этом, слава Богу, сон легко убегал от нескольких звуков будильника. В этом, наверное, подтверждение тому, что если мы ленимся, то виноваты сами, так как не выработали хороших привычек. А если приучить себя к чему – то полезному, хоть и трудному, то потом будет значительно легче себя побеждать.

На каждой ночной Литургии были родители с маленькими детками. Я поражалась мужеству родителей и твердости их намерения воспитать достойных граждан Царствия Небесного, а также тому, что они не жалеют деток, а учат их служить Богу с самого раннего возраста.

При церкви есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.

Здорово и душеспасительно открывать на занятиях каждый раз что – то новое в знакомых вещах и словах, в толковании непонятного в Евангелии, в дискуссиях и обсуждении разных житейских ситуаций в свете Православия.

Каждое лето дети отдыхают в летнем лагере. На природе, резвясь и отдыхая от школы они одновременно не оставляют и молитву, так как с ними занимается послушник Георгий. А те из родителей, кто свободен в это время, тоже едут с ними, помогают обустраивать быт и сами становятся на время детьми, подчиняясь порядку лагеря.

Еще детки учатся делать нехитрые сувениры своими руками к праздникам.

В храме есть несколько многодетных семей. Как это ни странно, но именно мамы, имеющие 3, 4 детей самые активные в приходской жизни. Они не только успевают помогать на церковном огороде, но и каждый год устраивают для своих чад рождественскую елку, придумывают все новые сценарии и костюмы. Ими восхищаемся мы, незамужние девушки, которым вечно не хватает времени, и мы считаем себя загруженными работой или учебой и имея одно послушание в хоре.

Особенно хочется рассказать об одной женщине – Надежде, которая вырастила семерых детей. Две дочери стали женами священников, две поют в хоре, а сын учится в Почаевской семинарии. Трудная жизнь и работа раньше времени состарили ее, но, думаю, в будущем веке, в блаженной вечности, она будет одной из красивейших. Всю жизнь она посвятила служению другим и воспитанию своих детей. У нее не было времени на отдых и на себя. И даже сейчас, когда у детей свои семьи, и осталось выучить двух дочерей, она не жалеет себя ни для какой работы. Я была поражена одним ярким примером этого буквально недавно. В один из светлых пасхальных дней в храме было соборное богослужение, съехались священники со всей епархии, до 30 человек. Естественно, б ыла и праздничная трапеза. После нее женщины собрались на кухне, чтобы помочь убрать тем, кто там работает. Старшая кухни усадила всех за стол, чтобы вместе покушали, а потом убрали. Для всех это приятный момент, угощения готовились очень вкусные. А Надежда уже начала мыть посуду. Она, конечно, слышала, что все должны сесть за стол. Никто не обратил внимания, что ее нет с нами. И пока мы беззаботно наслаждались прекрасной трапезой и не спешили приступать к работе, Надежда перемыла всю посуду, то есть выполнила львиную долю этой самой работы. Эта женщина не считает, что она устала и заслужила отдых, а просто трудится во славу Божию. Мой друг, услышав, что меня удивляет, резонно заметил, что она трудится не ради себя, а ради своих детей, чтобы Бог им помог.

На праздники к нам приезжают семинаристы из Почаева, и поют на богослужении.

Мне особенно запомнился праздник святых мучениц в 2003 году. Тогда была первая Литургия в верхнем, просторном, с высоким потолком и аркообразными окнами, храме. Иконостас был простой, из фанеры, наверное, иконы не новые, золоченые, в богатых киотах, а писанные, в обыкновенных деревянных рамках. Пол был бетонный. Ночью мы с мамой, как и многие другие прихожане, несли из дома ковер, чтобы покрыть пол. Меня тогда обрадовало, что наш ковер попал прям под ноги Владыке, по центру, под его кафедру. До сих пор следы воска на нем напоминают мне ту первую Литургию 30 сентября 2003 года. Я только вернулась из паломнической поездки по России. Не зная ничего о батюшке Серафиме, я попала прямо на 100- летие его прославления в лике святых. Очень хочется рассказать о поездке, но тема другая. Одно я знаю точно – именно в те радостные дни паломничества я узнала, что такое благодать, может быть, впервые. В то утро 1 августа, Святейший Патриарх служил на улице, в построенном летнем алтаре. Богослужение транслировалось еще и на большом экране, так как множество народа не могло следить за ним вблизи. На территории места не оказалось, я стояла прямо посреди сада справа от Троицкого собора, под ногами были кусты с ягодами, сбоку – ветки плодовых деревьев. Я не все слышала, но такого трепета и умиления, как тогда, я не забуду. Когда вся многотысячная толпа богомольцев запела « Верую», у меня ком стал в горле, слезы покатились по щекам и петь я не могла. Точно так в своем нововозведенном храме, при намного скромнейшей обстановке, чем на торжествах в Дивеево, меня переполняло необъяснимо радостное и светлое чувство. « Верую» я, конечно же, не пела.

Раньше, возможно, я обращала внимание на внешнее благолепие. В воскресенье, пока не пела в хоре, ходила на позднюю Литургию, которую служит Владыка чинно, торжественно, благоговейно. А хор, в котором я пою сейчас, поет раннюю. Сначала было трудно подниматься в 6 утра, потом привыкла. И стала понимать, что богослужение – это не театр, и не надо быть падким на видимую красоту. И на соборной Литургии, и когда служит один священник, Бог не меняется. Он невидимо присутствует в церкви. Мы идем в храм к Нему, а не к Владыке или любимому священнику.

Работа мне позволяет быть на Литургии в будни. В это время поют двое певчих – Алла и Лариса. Молодые и богобоязненные, они хотели идти в монастырь, но в то время как раз организовывался наш приход и Владыка их пригласил на это нелегкое послушание. Казалось бы, не так тяжел их труд. Любят Бога, нравится петь, пой себе в удовольствие. Деньги небольшие платят, еда и кров над головой есть. Но так думаешь, пока не попросят они заменить их на несколько дней, когда нужно подлечиться, или к родителям поехать. Ведь 5 – 6 часов на ногах каждый день – не каждому под силу. А между богослужениями похороны, венчания и др. требы. За пару дней уже и в храм не тянет. А они так живут круглый год. А сами маленькие, хрупкие, болеют часто, да и голос садится. Они всегда рады, когда кто – то в будни приходит к ним петь. Пение на два голоса не так звучит, как в три или четыре. А при хорошем составе можно и песнопения покрасивее выбирать. Как они терпимо и любовью, без раздражения выдерживают ошибки новеньких, которые только учатся петь, и кандидатов – чтецов (это те парни, которые проходят у нас годовой испытательный срок перед экзаменами в семинарию), которые осваивают церковно – славянский язык.

Очень радует, что богослужения у нас не сокращенные. Всенощная в субботу и под праздники заканчивается к 21 – 22 часам. И Владыка всегда каждого (!) благословит. Пока благословение получишь, пока домой дойдешь. Мне повезло – 10 минут и дома, а кто подальше, да с детьми, то это уже подвиг так подвиг. Когда людей было совсем мало, в самом начале, кто – то предлагал не служить все полностью, что – то пропустить. Но Владыка сказал: «Пусть в храме будет 2 человека, пусть даже ни одного, но сокращать не благословляю». И люди все равно шли, и их становится все больше и больше. Если кто и ропщет, то это те, кто вынужден отстоять Литургию, чтобы быть на панихиде по знакомым или родственникам.

Ходатайством владыки Сергия к нам привозят чудотворные иконы. Уже 2 или 3 раза нас навещала хранительница иконы Державинская (Лик Спасителя весь залит кровью) и мироточивых икон Пречистой Девы и святителя Николая с этим всемирным чудом и одновременно сокровищем. Когда я в очереди, чтобы приложиться к чудотворным иконам отстояла совершенно легко, не замечая течения времени, 7 (!) часов, то поняла, что здесь присутствовала Божественная сила и помощь. Долгое время 3 – 4 – часовые богослужения давались мне очень трудно. Я все время думала о ногах и спине. Тогда я ясно прочувствовала, Кто мне дал эти силы…

Каждый год на престольный праздник из Почаева прибывает чудотворный список древней Почаевской иконы Божией Матери (оригинал находится над Царскими Вратами Успенского собора и никогда не покидает своего места. Паломники могут приложиться к нему каждый день перед ранней Литургией, когда икону опускают для поклонения). В прошлом году посещала нас и Державная икона Пресвятой Богородицы, которая сейчас находится в Киево – Печерской Лавре.

В такие дни прихожане стараются остаться в храме на ночь, помолиться, побыть возле великих святынь, приобщиться благодати. Как это везде бывает, есть активисты, состав которых в такие ночи почти не меняется. Как правило, это женщины среднего возраста. Поражаюсь их силе воли и усердию. Когда молодежь уже мирно спит на коврике на клиросе, они еще читают акафисты. Проводят целые ночи в молитве, не щадя себя, не думая о заботах и трудах наступающего дня.

В храме мы – как в школе. Надо здесь научиться любить, прощать, снисходить к другим. Но если школа дает только знания, а от нас требуется и труд, и терпение, то Церковь Божия – сама источник благодатной живительной силы. Мы не только узнаем новое о праздниках, святых, исполняем свой долг по отношению к Богу (в том, что касается почитания воскресных дней и праздников), но и получаем крепость и помощь в исполнении своих повседневных дел, но главное – в деле всей нашей жизни – в деле спасения бессмертной души.

Не всегда хочется идти к богослужению, и нечасто молитва бывает горячей и искренней, и не раз по нашим грехам Господь не дает почувствовать благодать в храме Своем. Но все равно для меня это единственное место в городе, которое дорого, которое боишься потерять. Напряжённая ситуация была перед выборами президента Украины. Мы знали, что один из кандидатов поддерживает отлученного от церкви « патриарха Филарета» и ратует за объединение церквей в Украине. При частых случаях захватов канонических православных храмов на западе страны и нарушениях прав верующих Московского патриархата, мы ожидали новой волны беззаконий. Владыка благословил держать пост, проводить крестные ходы и дежурить в храме тем, у кого есть время. Тогда прихожане старались постоянно читать в храме акафисты, служились молебны… В душе была одна молитва: « Господи, Матерь Божия, не оставьте нас сиротами без матери – Церкви». Мы готовы были защищать свою святыню, но знали, что должны смириться под крепкую руку Божию. Владыка в те дни нас очень укреплял и поддерживал. Слава Богу, мы пережили это испытание. Но я не забыла фразу, сказанную когда – то нашим священником, о том, чтоб мы дорожили этими минутами общения с Богом, чтобы читали духовную литературу, которой сейчас много, в т. ч. и в нашей церковной библиотеке, пока есть время, потому что такое благоденствие не может продлиться долго.

У многих людей есть любимый храм. А для меня мой храм – единственный. Я его не искала, не сравнивала с другими. По слову Господа: « Не Вы Меня избрали, а Я вас избрал». Бог просто привел меня сюда, на этот «корабль спасения », чтоб защитить и сохранить от бушующих волн житейского моря. Это наибольшая милость Божия в моей жизни, огромное чудо! Потому что много лет я ходила мимо строящейся церкви по дороге домой, и меня не интересовало,что происходит за ее стенами.

Вера – это не только бесценный дар любящего Бога нам, ничем его не заслужившим. Это еще и подвиг. Подвиг отсечения своей воли, подчинения своей жизни духовным законам, которые не всегда легко исполнить. Но я надеюсь, что благодатью Божией я когда – нибудь смогу искренне, от всего сердца сказать : « Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» .

Наставление, как вести себя православному
христианину в храме Божием

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а субботы, воскресенья и праздники - поясных) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. - Поклон. Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя. - Поклон. Создавый мя, Господи, прости мя! - Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные: Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй! (Трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, - внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам - на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть до земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрева, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и на левое плечи - для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седьмицы Святого Великого поста).

Перед началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерне, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, отче (или Владыко ) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные.

По Достойно на повечерии и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона - поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животварящаго Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении свщеннослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, кода кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая не его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должно порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целование и один после целования святыни; поклоны творить по дню - земные или глубокие поясные, осязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых - в ручку; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в косу власов (А. Горский, К. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий. Книги Богослужебные. Часть вторая. М., 1917, с. 511).

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочинии в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при Храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием пасле их сотворения.

Пение 103-го асалма (предначинательного): Благослови, душе мая, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью - раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещаннаго Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указует, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указует на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает от тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напаминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение Бог Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время пения воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее нам об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной - по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время 3-го и 6-го часов, воспомнается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии преуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются все живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого - три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов по всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в уготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати к Гробу Его.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянных 50-й псалом: Помилуй мя, Боже. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных Христиан говорить про себя: Архирейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царстви Своем. В конце же поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Слова Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите... Пийти от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескоровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или задостойника) священник молится за живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствущие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника - земной поклон. При словах: И всех, и вся - совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней - Отче наш - следует положить земной поклон.

При возгласе священника Святая - святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит воспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающих явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою, приступите! - полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразо (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, - крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежить особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащался за Божественной Литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушать благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображащем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше, выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутсвующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщились Святых Тайн, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающего этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы - Господи и Владыко живота моего, - полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы - Дух же целумудрия - и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы - Ей, Господи Царю - полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования - поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста - молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему - один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся ) совершается три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом алагается делать молый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной - по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во врем я чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они совершаются «по дню» - в дни суббот, воскресений, праздников, предпразднств и попразднств, полиелея и великого славословия совершаются поясные поклоны, в простые же дни полагаются земные. В седмчные дни поклоны прекращаются с вечерни в пятницу от Сподоби, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи.

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни от Сподоби Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день.

Во время чтения паремий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения кафизм, а во время чтения житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившего нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить земной поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное лагочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершаемое за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или делом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

Крест Христов, надежда христиан,
путеводитель заблуждающихся,
пристань носимых бурей, победа в битвах,
вселенной безопасность, болящих врач,
мертвых воскресение, помилуй нас.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека.

Крест - сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог - Бог страдающего мира.

После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времён масштабы этих страданий неизмеримо возрастают.

В то время как мир отдаёт все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке даёт жизнь на каждый день.

Но мы не участвуем в безплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать, чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие - через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью.

Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподаёт нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста - а не тому, чтобы они всё более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» - теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.

Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.

У каждого из нас - свои страдания. Если мы начнём говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому - чтобы у него устроился брак, третьему - чтобы работа была получше, у четвёртого - более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.

Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берёт на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.

У воскресения и смерти - общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла - только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати - к Кресту Христову и Его Воскресению.

Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас.

Вконтакте

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ХРАМЕ БОЖИЕМ:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
(Псалом 5:7-12)

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.
Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Слава, и ныне...
Господи, помилуй! (Трижды) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне,

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.

Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона.
Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение.

На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона.

На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон.

При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, Отче(или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословимполагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения.

Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли.

Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»