Икона божьей матери «почаевская. Почаевская икона божией матери

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы является Почаевская икона Божьей Матери. Пред ней возносят молитвы не только православные верующие, но и представители иных христианских направлений. Более четырёхсот лет она хранится в Почаевской лавре — этой несокрушимой цитадели православия. В монастырских книгах остались многочисленные свидетельства чудес, явленных по молитвам перед этой иконой. Чтобы начать разговор о ней, нам придётся вернуться на шестьсот с лишним лет назад, в далёкий XIV век.

Явление Божьей Матери почаевским отшельникам

Предание доносит нам, что в 1340 году два благочестивых монаха, желая в уединении предаться молитвам и аскетическим подвигам, поселились в пещере горы — там, где сейчас находится знаменитая Почаевская лавра. Дни и ночи пребывали иноки в служении Господу, и в награду за это были удостоены Божественного откровения. Однажды на вершине горы в огненном столпе им явилась Пресвятая Богородица, стоящая на камне. Кроме монахов узреть Божью Матерь сподобился также пастух, пасший неподалёку стадо. Когда видение рассеялось, то на том месте, где стояла Пресвятая Дева, остался на камне след её стопы. Он был полон чистой и прозрачной воды.

С этих пор Почаевская гора исполнилась Божественной славы, а след, оставленный на камне, стал вечным источником чудес. Прошло шесть столетий, но не иссякает в нём чистая и свежая вода. Никогда её не становится меньше, хотя многие паломники наполняют ею свои сосуды, и никогда она не переливается через край. Она приносит исцеление страждущим и мир в окроплённые ею жилища.

Чудесный дар гостеприимной помещице

История Почаевской иконы Божией Матери начинается с того, что двести лет спустя Константинопольский митрополит Неофит, проезжая в этих местах, был приглашён посетить имение богатой помещицы Анны Гойской. Пробыв у гостеприимной хозяйки некоторое время, он продолжил свой путь, благословив её и оставив ей в память своего посещения образ Пресвятой Богородицы.

Даже на первый взгляд икона была замечательной. Очень древняя, написанная на липовой доске масляными красками в старовизантийском стиле, она была укреплена на оборотной стороне двумя дубовыми брусками. С лицевой стороны помещалось тонкое серебряное покрытие, выполненное в виде ризы, но от времени очень обветшавшее.

Пресвятая Богородица, явленная на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой рукой укрывает Ему ноги и спину платом. Богомладенец же правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись к Нему, прижимает Свой лик к лику Младенца. Этот жест полон бесконечной материнской любви и нежности.

Почаевская икона Божьей Матери имеет одну замечательную особенность. Кроме Пресвятой Богородицы и Её Предвечного Сына на ней помещены ещё и семь изображений святых угодников. Очевидно, что эта, привезённая из Константинополя, икона когда-то принадлежала благочестивому православному семейству, члены которого носили имена святых, изображённых на ней. Так вот, все надписи на ней сделаны по-славянски. Это может говорить только об одном — икону писала рука русского мастера.

Чудеса, творимые иконой в доме Анны Гойской

Долгое время икона Почаевской Божьей Матери, фото которой можно увидеть в начале статьи, находилась в доме пани Гойской. Сама хозяйка, при всём своём радушии и гостеприимстве, особой религиозностью не отличалась. Поэтому когда служанки сообщили ей, что видели вокруг иконы чудесное сияние, отнеслась к этому скептически. Даже когда ей во сне явилась Сама Пречистая Дева, это не убедило госпожу Анну. И только после чудесного явления, бывшего не во сне, а наяву, она наконец поняла, каким сокровищем обладает.

В скором времени Почаевская икона Божьей Матери неопровержимо засвидетельствовала свою чудотворность, исцелив слепого от рождения брата хозяйки. Это произвело на неё неизгладимое впечатление, полностью изменив отношение к религии. Когда на склоне Почаевской горы была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, пани Анна внесла в неё богатые пожертвования. И с этого времени Почаевская чудотворная икона Божьей Матери находилась в ней, освещая своим сиянием её своды.

Образование монастыря и начало лютеранского периода

Постепенно количество иноков, проживавших в пещерах горы, увеличивалось, и был образован монастырь, получивший впоследствии известность как Почаевская лавра. Тихо и размеренно текла его жизнь. Обширные земли, пожертвованные Анной Гойской, приносили хороший доход, а чудотворная икона привлекала в монастырь толпы паломников, так что кружка для сбора пожертвований никогда не пустовала. Но призвал Господь в Царство Своё щедрую благодетельницу, и во владение имением вступил её наследник — Андрей Ферелей. Был он по вере лютеранин, и с первых дней возненавидел православный монастырь на Почаевской горе.

Много зла причинил он монастырским инокам, даже отобрал земли, пожертвованные панной Гойской. В довершение всего подослал своего дворецкого с шайкой головорезов ограбить святую обитель и похитить из неё чудотворный образ. Злодеи в точности исполнили приказание, разграбив монастырь. В числе прочего была похищена ими и Почаевская икона Божьей Матери.

Значение этого злодейства заключалось в том, что, по замыслу Фереля, лишившись иконы, иноки разойдутся, и ненавистный ему монастырь прекратит своё существование. Но вышло всё совсем иначе. За совершённое святотатство и за последующее глумление над иконой его нечестивая жена была поражена страшным недугом, который оставил её лишь после того как святыня была возвращена в обитель.

Воскрешение сына деревенского старосты

Из монастырской хроники тех лет явствует, что возвращение святого образа ознаменовалось многочисленными чудесами, явленными через него Пресвятой Богородицей. Среди наиболее ярких и запоминающихся можно вспомнить воскрешение в 1664 году отрока — сына деревенского старосты. Этот ребёнок скончался в результате болезни. Родители и близкие мальчика были безутешны.

И вот бабушка умершего отправилась в монастырскую церковь, где хранилась Почаевская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях? Об упокоении души усопшего. Но старая женщина вознесла молитву к Царице Небесной о возвращении жизни своему внуку. По церковным традициям, это неслыханная дерзость, так как верующий человек обязан склониться перед тем, что свершилось по воле Божьей. Но её молитва была чудесным образом услышана — в тот же день отрок воскрес. В монастырской книге описание этого чуда сопровождается многочисленными подписями свидетелей.

Исцеление камердинера помещицы Хойнацкой

Ещё один поразительный случай произошёл в том же году в усадьбе помещицы Хойнацкой. Тяжкий недуг сразил её камердинера. День и ночь несчастный пребывал в жару, кроме того, полностью ослеп, что, разумеется, усугубило его страдания. Сердобольная помещица, желая помочь ему, послала письмо настоятелю монастыря с просьбой помолиться о здравии своего камердинера. Слуга по имени Семён Ливаница отправился в монастырь и передал послание хозяйки по назначению.

Настоятель выполнил её просьбу. Помолившись перед святым образом, он переслал ей также воды из целебной стопы Пресвятой Богородицы. Ко всеобщей радости, недуг отпустил страждущего, а после того как привезённой из обители водой омыли его очи, к нему вернулось зрение. Происшедшее свидетельствует о том, что Почаевская икона Божией Матери помогает не только тому, кто молится, непосредственно стоя перед ней, но и тому, кто далеко от неё, и за кого молятся другие.

Чудесное воскрешение крестьянина Василия Шкарпитка

Следующим, 1665 годом, датируется и ещё одно чудесное воскрешение. На этот раз умер местный крестьянин Василий Шкарпитка из села Пельчи. Как и в предыдущий раз, воскресила его молитва Почаевской иконе Божьей Матери. Однако в этом случае есть удивительная деталь — воскресший помнил то, что произошло с ним после смерти. Впоследствии он рассказывал, как двое юношей, взяв его под руки, повели в гору, на вершине которой сиял неземным светом дворец.

Его сердце исполнилось радости и готовности вступить в этот чертог, но появившиеся из него два старца, повелели ему вернуться в прежний мир, так как час его ещё не пробил. Обернувшись, крестьянин начал спускаться по склону горы, поддерживаемый всё теми же юношами. И вот в самом низу открылся перед ним ров, смердящий нечистотами, на другой стороне которого возвышалась церковь. По словам воскресшего, он должен был, миновав ров, войти и помолиться в церкви. После молитвы сознание вернулось к нему, и он ощутил себя вновь живым.

Чудесное избавление из плена

Много ещё исцелений и воскрешений совершила по молитвам к Царице Небесной Почаевская икона Божией Матери. Чудеса не иссякали и в периоды нашествий татар, которые периодически совершали свои опустошительные набеги. Один из них является воистину уникальным. Однажды, напав на обитель, татары угнали в плен молодого монаха. После долгих мытарств, проданный в рабство, он оказался на тяжёлых земляных работах. И не надеялся уже юноша обрести свободу, как вдруг однажды, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, случилось чудо.

Созерцая мысленным взором Почаевскую икону, оставшуюся в обители, он вознёс молитву Пречистой Деве. В ней, оплакивая свою судьбу, просил монах вернуть его обратно в стены родного монастыря. Долго простоял он, опустившись на колени, и сам не заметил, как уснул. Каковы же были его изумление и радость, когда, проснувшись, он увидел, что находится вновь перед вратами своей обители, а на земле возле ног лежат его цепи.

Заступничество Богородицы перед нашествием поляков

Широко известно также заступничество Пресвятой Богородицы, явленное в 1675 году, когда во время войны с поляками турки подошли к стенам монастыря и пытались штурмом взять обитель. Монахи и окрестные жители, укрывавшиеся в стенах обители, оказали врагам яростное сопротивление и сдерживали их натиск в течение нескольких дней. Однако силы были неравны. Тогда настоятель монастыря призвал всех, кто находился в крепости, встать на колени и молиться. Из храма была специально вынесена Почаевская икона Божией Матери.

В чём помогает святыня тем, кто обращается к ней с верой и надеждой? Прежде всего, в избавлении от беды. Вот и на этот раз, лишь только запели акафист, как вдруг в облаках появилась фигура самой Царицы Небесной со множеством ангелов, облачённых в ратные одежды. Вид небесного воинства поверг турок в смятение, и они бежали, бросая на ходу оружие и обозы. В память этого чуда был установлен день празднования иконы — 5 августа (н. с.). Был написан и тропарь Почаевской иконе Божией Матери.

Помощь иконы в период униатства

Невозможно перечислить всех чудес, явленных Богородицей через Её благодатный образ. С какими бы нуждами ни обращались богомольцы, о чём бы ни просили, всегда Заступница Небесная незамедлительно приходила на помощь. Среди свидетельств, занесённых в монастырские книги, есть упоминания о том, что помощь была явлена даже без слов, а по одному лишь молитвенному вздоху. И ещё очень важно, что Почаевская икона Божьей Матери помогает не только православным, но и людям любых вероисповеданий, обратившихся к ней за помощью.

Тяжёлым для лавры был период с 1721 по 1832 год. Более ста лет она находилась в руках униатов. Но, тем не менее, чудеса, совершавшиеся по молитвам перед иконой, не прекращались, и не иссякала целебная вода в Богородичной стопе на камне. Только официально зарегистрированных и записанных в монастырские книги произошло 539 различных чудес, а сколько их осталось ещё в памяти народной!

Исцеление унтер-офицерской жены

Среди таких действ хочется отметить чудесное исцеление жены унтер-офицера 52-го егерского полка Елизаветы Миропольской. Будучи в девичестве лютеранкой, перед вступлением в брак она приняла православие и стала благочестивой прихожанкой одного из храмов своего города. Через некоторое время у неё начались нестерпимые боли в левой ноге. Мучения усилились настолько, что несчастная не могла ходить, и все ночи проводила без сна.

Врачи оказались бессильны ей помочь. Наконец родные посоветовали обратиться с молитвой к чудотворному Почаевскому образу и через него просить о милосердии Пресвятую Деву. Унтер-офицерша послушалась их совета, но так как находилась в отдалении от монастыря, где хранилась святыня, и не могла приехать туда, вознесла молитву Пречистой Деве, созерцая мысленным взором её чудотворный образ. Вскоре больная получила исцеление, а благодарный муж привёз в монастырь серебряную подвеску, украсившую оклад иконы.

Современные храмы в честь чудотворной иконы

С древних времён сложилась в православии традиция сооружать и освящать храмы в честь наиболее почитаемых икон, таких как Почаевская икона Божьей Матери. С началом Перестройки ушли в прошлое тяжёлые годы богоборчества, и началось возрождение Церкви. По всей стране прошла волна восстановления старых и возведения новых храмов. Среди вновь появившихся есть построенные и в честь святого Почаевского образа.

В 2012 году в Белгороде принял первых богомольцев храм Почаевской иконы Божией Матери. Это его официальное название, так как именно в честь Почаевской святыни был освящён его основной престол. Приставной же престол в нём посвящён святому Спиридону, епископу Тримифунтскому. Это достаточно просторный и вместительный храм, рассчитанный на 450 молящихся. Высота центрального купола достигает 35 метров. Вокруг него, по углам здания, размещены ещё четыре малые башни, увенчанные куполами.

Первый раз акафист Почаевской иконе Божьей Матери прозвучал в нём в январские дни, когда по благословению епархиального Владыки в нём были совершены первое Всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия. Жители Белгорода считают этот храм духовным символом своего города. Дело в том, что в 1943 году частями Советской Армии город был полностью освобождён от фашистов 5 августа ― именно в день праздника этой иконы. Как и в древности, помогла одолеть врагов Почаевская икона Божьей Матери. Значение этого события наполнено глубоким смыслом.

Также нельзя не вспомнить храм, построенный в честь этой святыни в Ростове-на-Дону. В июне 2012 года жители Первомайского района города обратились в Донскую митрополию с просьбой о создании храма. Не случайно одной из наиболее почитаемых ими была Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся ей? О самых насущных потребностях. О здоровье, о благополучии родных и близких, о заступничестве от «врагов видимых и невидимых». Слышали жители города историю этого святого образа, знали, что не оставляет он безответными молитвы верующих. Потому и просили Владыку благословить их на постройку храма в честь именно этой чудотворной иконы.

Отрадным явлением наших дней является продолжение и дальнейшее развитие традиций русского деревянного зодчества. Одним из архитекторов, посвятившим ему своё творчество, является А. Оболенский. По его проекту в 2004 году в Москве, на Митинской улице, была построена церковь Почаевской иконы Божией Матери. Необыкновенной красоты здание, похожее на сказочный терем, словно переносит нас в седую старину.

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, - в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Последствия Перестройки в жизни лавры

Только с наступлением Перестройки, началось активное возрождение обители. Были проведены широкомасштабные реставрационные работы, в результате которых монастырь засиял в своей первозданной красе. Снова по молитвам паломников щедро являет свои чудеса икона Почаевской Божьей Матери. Фото монастыря, прилагаемые к статье, дают представление о его настоящем облике. Всмотритесь в него.

Так же как и в былые годы, являет чудеса Почаевская икона Божией Матери. В чём помогает она? Прежде всего, в борьбе с нашими собственными грехами и пороками. Из-за них кипят вокруг Её святой иконы людские раздоры, побуждаемые мирской суетой и страстями. Неспокойная жизнь окружает лавру, и много зла творится в мире, но с ещё большей верой и упованием склоняются люди перед этим чудотворным образом.

Одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы является Почаевская икона Божьей Матери. Пред ней возносят молитвы не только православные верующие, но и представители иных христианских направлений. Более четырёхсот лет она хранится в Почаевской лавре — этой несокрушимой цитадели православия. В монастырских книгах остались многочисленные свидетельства чудес, явленных по молитвам перед этой иконой. Чтобы начать разговор о ней, нам придётся вернуться на шестьсот с лишним лет назад, в далёкий XIV век.

Явление Божьей Матери почаевским отшельникам

Предание доносит нам, что в 1340 году два благочестивых монаха, желая в уединении предаться молитвам и аскетическим подвигам, поселились в пещере горы — там, где сейчас находится знаменитая Почаевская лавра. Дни и ночи пребывали иноки в служении Господу, и в награду за это были удостоены Божественного откровения. Однажды на вершине горы в огненном столпе им явилась Пресвятая Богородица, стоящая на камне. Кроме монахов узреть Божью Матерь сподобился также пастух, пасший неподалёку стадо. Когда видение рассеялось, то на том месте, где стояла Пресвятая Дева, остался на камне след её стопы. Он был полон чистой и прозрачной воды.

С этих пор Почаевская гора исполнилась Божественной славы, а след, оставленный на камне, стал вечным источником чудес. Прошло шесть столетий, но не иссякает в нём чистая и свежая вода. Никогда её не становится меньше, хотя многие паломники наполняют ею свои сосуды, и никогда она не переливается через край. Она приносит исцеление страждущим и мир в окроплённые ею жилища.

Чудесный дар гостеприимной помещице

История Почаевской иконы Божией Матери начинается с того, что двести лет спустя Константинопольский митрополит Неофит, проезжая в этих местах, был приглашён посетить имение богатой помещицы Анны Гойской. Пробыв у гостеприимной хозяйки некоторое время, он продолжил свой путь, благословив её и оставив ей в память своего посещения образ Пресвятой Богородицы.

Даже на первый взгляд икона была замечательной. Очень древняя, написанная на липовой доске масляными красками в старовизантийском стиле, она была укреплена на оборотной стороне двумя дубовыми брусками. С лицевой стороны помещалось тонкое серебряное покрытие, выполненное в виде ризы, но от времени очень обветшавшее.

Пресвятая Богородица, явленная на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой рукой укрывает Ему ноги и спину платом. Богомладенец же правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись к Нему, прижимает Свой лик к лику Младенца. Этот жест полон бесконечной материнской любви и нежности.

Почаевская икона Божьей Матери имеет одну замечательную особенность. Кроме Пресвятой Богородицы и Её Предвечного Сына на ней помещены ещё и семь изображений святых угодников. Очевидно, что эта, привезённая из Константинополя, икона когда-то принадлежала благочестивому православному семейству, члены которого носили имена святых, изображённых на ней. Так вот, все надписи на ней сделаны по-славянски. Это может говорить только об одном — икону писала рука русского мастера.

Чудеса, творимые иконой в доме Анны Гойской

Долгое время икона Почаевской Божьей Матери, фото которой можно увидеть в начале статьи, находилась в доме пани Гойской. Сама хозяйка, при всём своём радушии и гостеприимстве, особой религиозностью не отличалась. Поэтому когда служанки сообщили ей, что видели вокруг иконы чудесное сияние, отнеслась к этому скептически. Даже когда ей во сне явилась Сама Пречистая Дева, это не убедило госпожу Анну. И только после чудесного явления, бывшего не во сне, а наяву, она наконец поняла, каким сокровищем обладает.

В скором времени Почаевская икона Божьей Матери неопровержимо засвидетельствовала свою чудотворность, исцелив слепого от рождения брата хозяйки. Это произвело на неё неизгладимое впечатление, полностью изменив отношение к религии. Когда на склоне Почаевской горы была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, пани Анна внесла в неё богатые пожертвования. И с этого времени Почаевская чудотворная икона Божьей Матери находилась в ней, освещая своим сиянием её своды.

Образование монастыря и начало лютеранского периода

Постепенно количество иноков, проживавших в пещерах горы, увеличивалось, и был образован монастырь, получивший впоследствии известность как Почаевская лавра. Тихо и размеренно текла его жизнь. Обширные земли, пожертвованные Анной Гойской, приносили хороший доход, а чудотворная икона привлекала в монастырь толпы паломников, так что кружка для сбора пожертвований никогда не пустовала. Но призвал Господь в Царство Своё щедрую благодетельницу, и во владение имением вступил её наследник — Андрей Ферелей. Был он по вере лютеранин, и с первых дней возненавидел православный монастырь на Почаевской горе.

Много зла причинил он монастырским инокам, даже отобрал земли, пожертвованные панной Гойской. В довершение всего подослал своего дворецкого с шайкой головорезов ограбить святую обитель и похитить из неё чудотворный образ. Злодеи в точности исполнили приказание, разграбив монастырь. В числе прочего была похищена ими и Почаевская икона Божьей Матери.

Значение этого злодейства заключалось в том, что, по замыслу Фереля, лишившись иконы, иноки разойдутся, и ненавистный ему монастырь прекратит своё существование. Но вышло всё совсем иначе. За совершённое святотатство и за последующее глумление над иконой его нечестивая жена была поражена страшным недугом, который оставил её лишь после того как святыня была возвращена в обитель.

Воскрешение сына деревенского старосты

Из монастырской хроники тех лет явствует, что возвращение святого образа ознаменовалось многочисленными чудесами, явленными через него Пресвятой Богородицей. Среди наиболее ярких и запоминающихся можно вспомнить воскрешение в 1664 году отрока — сына деревенского старосты. Этот ребёнок скончался в результате болезни. Родители и близкие мальчика были безутешны.

И вот бабушка умершего отправилась в монастырскую церковь, где хранилась Почаевская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях? Об упокоении души усопшего. Но старая женщина вознесла молитву к Царице Небесной о возвращении жизни своему внуку. По церковным традициям, это неслыханная дерзость, так как верующий человек обязан склониться перед тем, что свершилось по воле Божьей. Но её молитва была чудесным образом услышана — в тот же день отрок воскрес. В монастырской книге описание этого чуда сопровождается многочисленными подписями свидетелей.

Исцеление камердинера помещицы Хойнацкой

Ещё один поразительный случай произошёл в том же году в усадьбе помещицы Хойнацкой. Тяжкий недуг сразил её камердинера. День и ночь несчастный пребывал в жару, кроме того, полностью ослеп, что, разумеется, усугубило его страдания. Сердобольная помещица, желая помочь ему, послала письмо настоятелю монастыря с просьбой помолиться о здравии своего камердинера. Слуга по имени Семён Ливаница отправился в монастырь и передал послание хозяйки по назначению.

Настоятель выполнил её просьбу. Помолившись перед святым образом, он переслал ей также воды из целебной стопы Пресвятой Богородицы. Ко всеобщей радости, недуг отпустил страждущего, а после того как привезённой из обители водой омыли его очи, к нему вернулось зрение. Происшедшее свидетельствует о том, что Почаевская икона Божией Матери помогает не только тому, кто молится, непосредственно стоя перед ней, но и тому, кто далеко от неё, и за кого молятся другие.

Чудесное воскрешение крестьянина Василия Шкарпитка

Следующим, 1665 годом, датируется и ещё одно чудесное воскрешение. На этот раз умер местный крестьянин Василий Шкарпитка из села Пельчи. Как и в предыдущий раз, воскресила его молитва Почаевской иконе Божьей Матери. Однако в этом случае есть удивительная деталь — воскресший помнил то, что произошло с ним после смерти. Впоследствии он рассказывал, как двое юношей, взяв его под руки, повели в гору, на вершине которой сиял неземным светом дворец.

Его сердце исполнилось радости и готовности вступить в этот чертог, но появившиеся из него два старца, повелели ему вернуться в прежний мир, так как час его ещё не пробил. Обернувшись, крестьянин начал спускаться по склону горы, поддерживаемый всё теми же юношами. И вот в самом низу открылся перед ним ров, смердящий нечистотами, на другой стороне которого возвышалась церковь. По словам воскресшего, он должен был, миновав ров, войти и помолиться в церкви. После молитвы сознание вернулось к нему, и он ощутил себя вновь живым.

Чудесное избавление из плена

Много ещё исцелений и воскрешений совершила по молитвам к Царице Небесной Почаевская икона Божией Матери. Чудеса не иссякали и в периоды нашествий татар, которые периодически совершали свои опустошительные набеги. Один из них является воистину уникальным. Однажды, напав на обитель, татары угнали в плен молодого монаха. После долгих мытарств, проданный в рабство, он оказался на тяжёлых земляных работах. И не надеялся уже юноша обрести свободу, как вдруг однажды, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, случилось чудо.

Созерцая мысленным взором Почаевскую икону, оставшуюся в обители, он вознёс молитву Пречистой Деве. В ней, оплакивая свою судьбу, просил монах вернуть его обратно в стены родного монастыря. Долго простоял он, опустившись на колени, и сам не заметил, как уснул. Каковы же были его изумление и радость, когда, проснувшись, он увидел, что находится вновь перед вратами своей обители, а на земле возле ног лежат его цепи.

Заступничество Богородицы перед нашествием поляков

Широко известно также заступничество Пресвятой Богородицы, явленное в 1675 году, когда во время войны с поляками турки подошли к стенам монастыря и пытались штурмом взять обитель. Монахи и окрестные жители, укрывавшиеся в стенах обители, оказали врагам яростное сопротивление и сдерживали их натиск в течение нескольких дней. Однако силы были неравны. Тогда настоятель монастыря призвал всех, кто находился в крепости, встать на колени и молиться. Из храма была специально вынесена Почаевская икона Божией Матери.

В чём помогает святыня тем, кто обращается к ней с верой и надеждой? Прежде всего, в избавлении от беды. Вот и на этот раз, лишь только запели акафист, как вдруг в облаках появилась фигура самой Царицы Небесной со множеством ангелов, облачённых в ратные одежды. Вид небесного воинства поверг турок в смятение, и они бежали, бросая на ходу оружие и обозы. В память этого чуда был установлен день празднования иконы — 5 августа (н. с.). Был написан и тропарь Почаевской иконе Божией Матери.

Помощь иконы в период униатства

Невозможно перечислить всех чудес, явленных Богородицей через Её благодатный образ. С какими бы нуждами ни обращались богомольцы, о чём бы ни просили, всегда Заступница Небесная незамедлительно приходила на помощь. Среди свидетельств, занесённых в монастырские книги, есть упоминания о том, что помощь была явлена даже без слов, а по одному лишь молитвенному вздоху. И ещё очень важно, что Почаевская икона Божьей Матери помогает не только православным, но и людям любых вероисповеданий, обратившихся к ней за помощью.

Тяжёлым для лавры был период с 1721 по 1832 год. Более ста лет она находилась в руках униатов. Но, тем не менее, чудеса, совершавшиеся по молитвам перед иконой, не прекращались, и не иссякала целебная вода в Богородичной стопе на камне. Только официально зарегистрированных и записанных в монастырские книги произошло 539 различных чудес, а сколько их осталось ещё в памяти народной!

Исцеление унтер-офицерской жены

Среди таких действ хочется отметить чудесное исцеление жены унтер-офицера 52-го егерского полка Елизаветы Миропольской. Будучи в девичестве лютеранкой, перед вступлением в брак она приняла православие и стала благочестивой прихожанкой одного из храмов своего города. Через некоторое время у неё начались нестерпимые боли в левой ноге. Мучения усилились настолько, что несчастная не могла ходить, и все ночи проводила без сна.

Врачи оказались бессильны ей помочь. Наконец родные посоветовали обратиться с молитвой к чудотворному Почаевскому образу и через него просить о милосердии Пресвятую Деву. Унтер-офицерша послушалась их совета, но так как находилась в отдалении от монастыря, где хранилась святыня, и не могла приехать туда, вознесла молитву Пречистой Деве, созерцая мысленным взором её чудотворный образ. Вскоре больная получила исцеление, а благодарный муж привёз в монастырь серебряную подвеску, украсившую оклад иконы.

Современные храмы в честь чудотворной иконы

С древних времён сложилась в православии традиция сооружать и освящать храмы в честь наиболее почитаемых икон, таких как Почаевская икона Божьей Матери. С началом Перестройки ушли в прошлое тяжёлые годы богоборчества, и началось возрождение Церкви. По всей стране прошла волна восстановления старых и возведения новых храмов. Среди вновь появившихся есть построенные и в честь святого Почаевского образа.

В 2012 году в Белгороде принял первых богомольцев храм Почаевской иконы Божией Матери. Это его официальное название, так как именно в честь Почаевской святыни был освящён его основной престол. Приставной же престол в нём посвящён святому Спиридону, епископу Тримифунтскому. Это достаточно просторный и вместительный храм, рассчитанный на 450 молящихся. Высота центрального купола достигает 35 метров. Вокруг него, по углам здания, размещены ещё четыре малые башни, увенчанные куполами.

Первый раз акафист Почаевской иконе Божьей Матери прозвучал в нём в январские дни, когда по благословению епархиального Владыки в нём были совершены первое Всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия. Жители Белгорода считают этот храм духовным символом своего города. Дело в том, что в 1943 году частями Советской Армии город был полностью освобождён от фашистов 5 августа ― именно в день праздника этой иконы. Как и в древности, помогла одолеть врагов Почаевская икона Божьей Матери. Значение этого события наполнено глубоким смыслом.

Также нельзя не вспомнить храм, построенный в честь этой святыни в Ростове-на-Дону. В июне 2012 года жители Первомайского района города обратились в Донскую митрополию с просьбой о создании храма. Не случайно одной из наиболее почитаемых ими была Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся ей? О самых насущных потребностях. О здоровье, о благополучии родных и близких, о заступничестве от «врагов видимых и невидимых». Слышали жители города историю этого святого образа, знали, что не оставляет он безответными молитвы верующих. Потому и просили Владыку благословить их на постройку храма в честь именно этой чудотворной иконы.

Отрадным явлением наших дней является продолжение и дальнейшее развитие традиций русского деревянного зодчества. Одним из архитекторов, посвятившим ему своё творчество, является А. Оболенский. По его проекту в 2004 году в Москве, на Митинской улице, была построена церковь Почаевской иконы Божией Матери. Необыкновенной красоты здание, похожее на сказочный терем, словно переносит нас в седую старину.

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, - в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Последствия Перестройки в жизни лавры

Только с наступлением Перестройки, началось активное возрождение обители. Были проведены широкомасштабные реставрационные работы, в результате которых монастырь засиял в своей первозданной красе. Снова по молитвам паломников щедро являет свои чудеса икона Почаевской Божьей Матери. Фото монастыря, прилагаемые к статье, дают представление о его настоящем облике. Всмотритесь в него.

Так же как и в былые годы, являет чудеса Почаевская икона Божией Матери. В чём помогает она? Прежде всего, в борьбе с нашими собственными грехами и пороками. Из-за них кипят вокруг Её святой иконы людские раздоры, побуждаемые мирской суетой и страстями. Неспокойная жизнь окружает лавру, и много зла творится в мире, но с ещё большей верой и упованием склоняются люди перед этим чудотворным образом.

Из всех явленных чудотворных образов икона Пресвятой Богородицы - одна из самых почитаемых христианских святынь. Перед Почаевской иконой Божьей Матери преклоняются не только православные, но и христиане других направлений и религий во всех славянских странах. Древний лик Богородицы больше 400 лет находится в старинном оплоте Почаевской Лавры.

Явление Девы Марии

Под ликами Божьей Матери и Спасителя изображён отпечаток ноги Девы Марии. Его отображают в память о чудесном появлении самой Царицы Небесной. Это случилось в 1340 году на горе, где сейчас находится Почаевская лавра. Тогда на этом возвышении поселились два монаха, желая уединиться от мирской жизни и посвятить себя молитвам и служению Господу.

В награду за это они удостоились увидеть Всецарицу. А также величайшее чудо смог заметить пастух, который пас стадо овец неподалёку. По преданию, Царица Небесная спустилась в огненном столбе. Невредимая от пламени, она коснулась ногой камня, и на этом месте остался отпечаток её ступни, который наполнился чистой водой. Существует он и сейчас, множество паломников посещают это место, чтобы набрать чудотворной воды.

Это предание отображено на одной из чудотворных икон под названием Неопалимая Купина. Считается, что она защищает от пожаров - поэтому её часто помещают в домах. У неё просят помощи военные, лётчики, пожарные, врачи, спасатели, считая икону своей покровительницей. Люди, которые долго страдают от содеянных прегрешений, верят, что чудотворный образ может испепелить их грехи при раскаянии. А также он помогает при душевных недугах, бесплодии, нарушениях опорно-двигательного аппарата и болезнях, которые оказались не под силу врачам.

История Почаевской иконы

В XVI веке образ Божьей Матери и Младенца принадлежал Константинопольскому митрополиту Неофиту. Однажды он проезжал через Почаев и остановился у дворян Гойских. В благодарность за тёплый приём и в память о своём визите, он благословил Анну Гойскую и подарил ей святыню. В скором времени митрополит был назначен патриархом, а святой образ прославился славнейшими чудесами. Светильником веры множества паломников и святыней целой нации стала с тех пор икона Почаевской Божьей Матери.

Фото с первого взгляда иллюстрирует, что лик Девы Марии исполнен талантливым живописцем в византийском стиле. При этом художник использовал масляные краски, а сам образ изображён на доске из липы. Икона была украшена небольшим серебряным покрытием, сделанным в виде ризы, но оно было сильно изношенным. Со временем его заменили на жемчужную россыпь.

Несколько десятилетий Почаевская икона хранилась в благочестивой христианской семье Гойских. Хотя икона и была помещена в домашнюю молельню, но её владелица не отличалась большой силой веры. Когда служанки сказали, что видели яркое сияние от образа, пани Гойская сочла это бессмыслицей простолюдинок и не придала чуду значения. Но вскоре хозяйка увидела сон, в котором ей явилась сама Пречистая в сияющем свете. Поле этого возле святого образа Анна велела разжечь неугасимую лампадку

В 1597 году случилось чудо , которое навсегда изменило отношение госпожи Гойской к религии. Прислонившись к иконе во время молитвы, был исцелён её брат Филипп. Это произвело настолько сильное впечатление, что Анна решила передать святыню инокам, которые поселились на Почаевской горе. Там вскоре соорудили храм в честь Успения Богоматери, а при нём построили монастырь. На это Гойская выделила немалые средства. С того времени у иконы появилось название «Почаевская».

После смерти Анны Гойской гора вместе с церковью и монастырём отошла её племяннику Андрею Ферелею, который не был православным христианином. Он изъял из церкви святую икону и другие ценности и держал их у себя около двадцати лет. Как-то он решил поглумиться над святыней перед гостями, а для этого переодел свою супругу в священника. Она начала громко выкрикивать хулы на Матерь Божию, за что тут же была наказана. По преданию, в неё вселился злой дух, и обидчица заболела душевным недугом - беснованием. Только лишь после того, как Ферелей отдал назад святой образ в монастырь, его жена выздоровела.

Значение образа

В правой руке Пресвятая Мария держит Божьего Младенца, а другой покрывает Его ноги и спину . Пречистая Дева прислонила свою голову к Лику Младенца, что символизирует её безграничную материнскую любовь. Правой рукой Он даёт своё благословение, а другую держит на плече у Матери.

Кроме Святых Ликов, на Иконе изображены ещё семь Божьих Угодников .

Чудеса святыни

Исцеление Филиппа Гойского было первым проявлением святого образа, дошедшего до наших дней, но отнюдь не единственным чудом Почаевской иконы Божией матери. В чём помогает святыня и какие творит чудеса, известно практически с момента ее появления.

Насчитывается более 500 случаев исцеления, описанных в летописях. Но чудеса случаются и в наши дни. Известно спасение монахини из Оренбурга. Она не могла ходить и прибыла к святыне молиться о выздоровлении. На монахиню сошла благодать и домой она уехала уже самостоятельно. Её костыли до сих пор находятся возле образа.

Сейчас чудотворная икона пребывает в Свято-Успенском соборе Почаевской Лавры в качестве части иконостаса, который достался монастырю от Александра ІІ. Каждый день служители спускают образ на шелковых лентах, чтобы христиане могли преклониться перед ним и прочитать молитву. Тысячи людей, поражённые исцелениями, которые сотворила чудотворная икона, приезжают преклониться перед ней в надежде, что Пречистая Дева поможет им так же, как это случалось раньше. Поэтому православные верующие ценят и почитают Почаевскую икону Божией матери. О чём молятся и с такими просьбами приходят? Прежде всего:

  • дать здоровье себе и близким, излечить недуги тела и души, освободиться от хромоты и слепоты;
  • одарить семью миром и покоем, помочь избавиться от разногласий, ссор и вражды;
  • защитить свой дом от врагов и нежеланных гостей, воров;
  • наставления на путь истинный, укрепления веры, защиты от неверных мыслей.

Молитва Почаевской Божьей матери

При прошении следует очистить душу и разум от дурных замыслов, простить своим обидчикам, открыть сердце и искренне пожелать прощения за содеянные прегрешения. Читая молитву нужно полностью довериться Деве Марии, а данные обещания необходимо обязательно выполнить, иначе можно накликать на себя гнев и наказание.

Акафист перед образом повествует о явлении Владычицы на Почаевской горе, где остался её след, об истории святой иконы, об исцелениях, которые произошли по милости Девы Марии. Исполняется в виде гимна, петь который нужно стоя. Акафист Почаевской иконе Божией Матери был создан и одобрен для общецерковного использования в 1883 году.

Празднование этой святыни происходит 5 августа - в честь избавления Почаева от турок и 21 сентября - в знак почёта перемещения чудотворного образа на Почаевскую гору. Эти даты считаются днями памяти иконы.

При молитве не стоит забывать, что самым большим чудом есть исцеление духа человеческого, размягчение сердца, чтоб оно могло сопереживать и сочувствовать ближнему; наполнение его любовью и прощением, которое ведёт к умиротворению и спокойствию. Тогда человек может помогать другим - исцелять их душевные раны. Об этом стоит просить при молитвах в первую очередь.

Почитание икон - одно из отличий православной веры от других направлений христианства. Существует множество святых образов, имеющих особое значение для русского народа.

Мнение богослова

Профессор богословия Алексей Ильич Осипов в своих лекциях неоднократно касался вопроса поклонения иконам. Он говорит, что нужно разделять понятия поклонения иконе как некоему магическому предмету, который сам по себе наделён определённой силой, и как образу конкретного святого. В последнем случае молитва обращена именно к святому, который был известен своей праведной жизнью и может стать для молящегося небесным покровителем. В конечном счете только Господь ведает судьбами людей, поэтому все просьбы и мольбы должны быть обращены именно к Нему.

Осипов также упоминает о существовании разных видов поклонения: первый - поклонение Богу - религиозное поклонение, по сути, означающее веру. И второй вид - поклонение в значении преклонения, почитания. Так можно поклоняться, например, человеку, чьи качества высоко ценятся. То же самое происходит и с поклонением иконам и мощам святых.

О молитве перед иконами

Ещё Алексей Ильич говорит о том, что молитва перед любой иконой, приносящаяся без веры в Бога, без смирения и благоговения, не имеет никакой силы. Стоит вспомнить молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «… Да, будет Твоя воля, а не моя». Этому примеру и должны следовать христиане, обращаясь с молитвенными просьбами ко Всевышнему.

Не следует забывать и о том, что христианство направлено прежде всего на излечение духовных недугов человека, коими являются грехи. «Дай мне душу твою, сыне», - так говорил Христос. Поэтому о духовных благах и об исцелении духовных недугов нужно молиться в первую очередь. И если уж человек и взывает к Небесному Отцу с какой-то земной, материальной просьбой, то просить он должен со смирением, ведь только Господу ведомо, что для данного человека является злом, а что благом.

Если говорить о чудотворности икон, то нужно понимать, что не сама икона является чудодейственной. Чудеса совершаются Богом, который всегда слышит молитвы, обращённые к Нему с верой, покаянием и смирением. Иконы же могут только способствовать должному настрою человека на молитву.

Явление Богородицы

Один из особо почитаемых иконописных образов в Православии находится в украинском городе Почаеве, над монастырского храма. Помимо оригинала существует также несколько копий Почаевской иконы. Молитву Господу перед этими иконами можно принести в церквях Москвы, Санкт-Петербурга и Тобольской области.

Об обретении этого образа существует следующее предание. В четырнадцатом веке вблизи горы, на которой теперь стоит монастырь, жили два монаха. Однажды один из них после молитвы увидел Пресвятую Богородицу, которая явилась стоящей на горе в сполохах пламени. Этот монах кликнул другого, чтобы тот пришёл и тоже увидел чудо. На зов пришёл также местный пастух. Камень, на котором стояла Дева Мария, навечно запечатлел отпечаток Её правой ноги. Все трое взошли на гору и возблагодарили Бога за явленное им чудо в совместной молитве.

Почаевская икона Божьей Матери. Обретение святыни

Во второй половине шестнадцатого века Неофит был с визитом в России. Проезжая через Волынские земли, он навестил и небольшой город Почаев, который входил во владения дворянки Анны Гойской. Владыка некоторое время прогостил в ее имении.

В благодарность за радушный приём митрополит Константинопольский преподнес в дар хозяйке имения икону Почаевской Божьей Матери. Молитвы об исцелении своего слепого брата стали регулярно приноситься дворянкой перед святым образом.

Благодаря истинной вере, которую проявила Анна в своих молитвах, преисполненных смирения и покаяния, господь внял её просьбе, и свершилось чудо - слепой прозрел.

Прислуга Анны, исполняя свои обязанности по хозяйству, не раз замечала ореол свечения возле Сама же владелица имения стали видеть сны, в которых ей являлась Божья Матерь. Всё это Гойская восприняла как знак свыше и передала монахам Почаевскую икону Божией Матери. Молитвы перед ней стали возноситься ими в пещере той горы, где они жили, и где за несколько веков до этого Богородица явилась их предшественникам. Туда святой образ был перенесён специально собранным торжественным крестным ходом.

Монастырь

В скором времени на той горе воздвигли монастырь, сделать это удалось благодаря пожертвованиям на строительство, которые делала Анна Гойская. Почти век спустя чудотворный образ был увезён из монашеской общины потомком Гойской. Этот нечестивый дворянин в течение двух десятков лет хранил икону в своём поместье. Но после того как его жена стала бесноватой, тот обратился за помощью к настоятелю Почаевского монастыря Иову, который был известен в народе своей прозорливостью и праведной жизнью и после смерти был прославлен церковью в лике святых. Тот дал дворянину совет немедленно возвратить святыню на своё законное место, что он, в свою очередь, и сделал.

В конце семнадцатого столетия произошла война с Турцией, во время которой многочисленные татарские отряды, воевавшие на турецкой стороне, проходя через Почаев, осадили монастырь. Стены монастыря, не предназначенные для противостояния мощным осадным орудиям, не могли сдержать атаки неприятеля. Враги, окружившие это место со всех сторон, подходили всё ближе.

Небесная заступница

Призвал всю монашескую братию преклонить колени перед Почаевской иконой Божией Матери в молитве о помиловании. Через некоторое время, когда татары устроили военный совет, на котором решалась участь обители, над храмами монастыря возникла сама Божья Матерь в окружении войска ангелов с обнажёнными мечами. Подле Богородицы стоял святой Иов, моля её заступиться за судьбу осаждённых иноков. При виде этого грандиозного зрелища в стане татар возникла паника. Они открыли стрельбу из луков по небесным заступникам монашеской обители.

Но стрелы, пущенные ими, возвращались в их же сторону, нанося войску ощутимые потери. Скоро смятение достигло такого небывалого уровня, что воины стали размахивать своими мечами, стараясь защититься от стрел. Часто удары попадали в их соратников. Войско было деморализовано и в ужасе отступило. Монахи двинулись им вслед, настигли врага, и многих татар пленили. Некоторые из этих пленников впоследствии приняли христианство, так как были свидетелями силы Господней.

Почаевская икона, молитва перед которой оказалась спасительной, находится ныне в стенах этого монастыря, в Успенском соборе.

Благодатная молитва

До отражения осады стен Лавры татарским войском чудеса, происходившие благодаря Молитве перед иконой Почаевской Божьей Матери, документально не фиксировались. Но слава о том, что икона способствует благодатной молитве, распространяясь из уст в уста, облетела всю Россию. К иконе стали собираться тысячи паломников, большинство из которых приносили молитву Божьей Матери об исцелении телесных болезней.

С Почаевской иконой связано множество чудес, многие из которых вписаны в специальные монастырские книги. Одна из первых записей повествует об излечении больного мальчика. У отрока появилось на одном из глаз бельмо. Опечаленные родители пришли с ребёнком в храм, умыли его водой из следа Богородицы и стали молиться перед Почаевской иконой. Просьба их была услышана, и сын излечился уже через день. Вскоре его постигла ещё одна страшная болезнь, от которой ребёнок скончался. Бабушка мальчика, бывшая глубоко верующей женщиной, не впала в уныние, а пришла в церковь и обратилась к Богу с просьбой о помощи. И господь явил ещё одно чудо. Её внук воскрес.

Чудеса веры

С тех далёких времён в Успенский собор ежедневно приходят многие верующие, надеющиеся получить исцеление от недугов как телесных, так и духовных, о чем и молятся Божьей Матери, с Почаевской иконы взирающей на них.

В новой истории известен случай исцеления монахини Варвары, которая страдала параличом нижних конечностей и передвигалась только на костылях. Благодаря Почаевской иконе Божьей Матери молитва о здравии этой инокини была настолько искренней, что Господь излечил страждущую. Костыли, оказавшиеся ей ненужными, теперь стоят под иконой, напоминая прихожанам о силе праведной молитвы и о безграничности любви Небесного отца к своим детям.

Одно из древних преданий повествует о некоем монахе, который во время войны с турками попал в неприятельский плен. Этот монах принадлежал к братии Почаевского монастыря. Он отличался кротостью и прилежностью своего служения Господу. Монах сожалел о том, что не может совершить перед Почаевской иконой молитву. По Божей Милости однажды он был перенесён в родной монастырь.

Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся?

Описанные случаи показывают, что чудотворный образ способствует укреплению веры и силы духа. В письменных источниках в основном упоминается об исцелении молящихся от видимых проблем, телесных болезней. Но немало людей обращается к Богу с просьбами избавления от духовных недугов: зависти, гордыни, уныния. Многие святые отцы говорят о том, что как раз такие молитвы являются наиболее угодными Господу. Но случаи таких исцелений описываются крайне редко из-за сложности, а иногда и невозможности описания этих сугубо личных пороков. Поэтому в преданиях церкви о чудесных избавлениях от материальных бед принято видеть и другое, символическое значение. Например, когда легенда повествует, что молитва Божьей Матери у Почаевской иконы от тюрьмы и плена сохранила либо способствовала освобождению, то это следует понимать, что такая молитва способна уберечь и от духовной неволи - освободить человека из плена его греховных страстей.

Случай с исцелением слепого брата Анны Гойской может быть рассмотрен в качестве символа духовного прозрения, осмысления своей греховности и необходимости совершенствования, которое может произойти только при обращении человека к вере. А любая вера, любая религия, прежде всего, призывает человека к молитве. Религия без молитвы не имеет никакого значения и сводится только к бессмысленному исполнению ритуалов.

Следуя этой же логике, страницы летописи монастыря, рассказывающие об отражении татарского войска при содействии Божьей Матери, могут трактоваться как подтверждение того, что Господь готов избавить людей от любых врагов, в том числе и невидимых, то есть грехов.

В чем помогает молитва Почаевской иконе Божией Матери?

Отвечая на этот вопрос, следует напомнить, что молиться следует не самой иконе, а Божьей Матери, которая на этой иконе изображена и может выступать в качестве ходатая перед Богом за молящихся людей. Сама же икона не имеет никакой божественной силы, но может способствовать правильному настрою на молитву. Об этом не раз говорил Алексей Осипов, профессор богословия, который, в свою очередь, ссылается на множество изречений святых отцов, касающихся данной темы. Поэтому это мнение является не его субъективным видением данного вопроса, оно основывается на согласном учении святых отцов.

Художественная характеристика иконы

Данный образец иконописного искусства представляет собой икону так называемого типа Умиление. Это поясное изображение Божьей Матери, одной рукой держащей младенца Спасителя, а другой - покрывало, которым накрыты ноги и спина Иисуса. Одной рукой Христос держится за плечо своей Матери, а другой производит жест благословения.

На иконе можно увидеть надписи, сделанные на греческом языке. По бокам расположены небольшие иконы нескольких святых. Лик Пречистой Девы написан по дереву маслом в манере, характерной для Византийской иконописной школы. Вначале изображение было покрыто серебряным окладом, но он был утерян. Теперь икону обрамляет звезда из жемчуга мелкого калибра, которая была подарена монастырю российским императором Александром Вторым в знак его благодарности за гостеприимство монахов, которое они проявили во время его паломничества в Лавру в середине девятнадцатого века.

Происхождение иконы

Авторство данной иконы не установлено. Большинство экспертов сходится во мнении, что этот образ является семейной иконой. Не исключено, что изначально она принадлежала роду самого греческого патриарха Неофита.

Как известно, у некоторых народов существовал обычай избирать для семейства небесного покровителя. День почитания этого святого становился семейным праздником, а икона с его изображением пользовалась особым уважением. Существовали также которые дарились новорожденным. Они получили такое название из-за соответствия размеров изображения росту новорожденного младенца. Некоторые исследователи склонны считать, что икона Почаевской Божьей Матери написана русскими иконописцами.

Праздник и ежедневное почитание

Пятого августа Православная церковь отмечает праздник Почаевской иконы. О чем молятся в этот день? Данный праздник утверждён в память о чудесном отражении татарского войска силами Пресвятой богородицы и святого Иова, первого настоятеля монастыря. Кроме этого ежедневно после утренней службы, которая начинается ровно в пять часов утра и проводится при свете одних лампад, икона, находящаяся в третьем ряду иконостаса, на специальных креплениях спускается до уровня человеческого роста. В это время церковный хор поёт песнопение «Непроходимая Врата».

Возле иконы по традиции должен стоять иеромонах, который именуется киотным монахом. Он первым подходит к иконе, для того чтобы приложиться к ней. За ним к образу прикладываются все монахи монастыря, а после них наступает очередь мирян, присутствующих на богослужении. К святыне можно приложиться и по субботам, в эти дни, перед тем как опустить икону, монахи читают соборный акафист. Образ спускают на лентах для всеобщего поклонения и по воскресным и праздничным дням, после того как отслужена Поздняя божественная литургия.

В заключение

Поклониться святому образу каждый день стекается большое количество жителей города Почаева. Успенский собор также принимает огромное число паломников. Все они приходят к иконе, чтобы помолиться и попросить у Пречистой Девы помощи перед Почаевской иконой. О чём просят обычно у Небесной Заступницы?

Чаще всего мольбы касаются физического здоровья, поскольку, как уже говорилось, по церковному преданию, этот образ благоприятствует особому настрою именно на такую молитву.

Также считается, что перед иконой хорошо молиться за людей, находящихся в местах заключения, или просить защиты от несправедливого наказания. Но даже если человек совершил преступление и уверен в неизбежности кары за своё деяние, то и в этом случае ему никогда не поздно преклонить колени в покаянной молитве и этим самым последовать примеру правого разбойника из Евангелия.

Нужно только помнить, что для молитвы важен определённый настрой, а также она должна кроме просьбы непременно содержать в себе и слова благодарности небесным покровителям. Что касается текстов молитвы перед Почаевским образом, то существует около пяти молитв, каждая из которых содержит различные просьбы. Также можно читать акафист Почаевской иконе. В основе его содержания лежат события военного конфликта с Турцией, когда монастырь выдержал осаду неприятельской армии.

Икона Божией Матери " Почаевская "

Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. Свое название эта икона получила от местечка Почаева; от зтого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра. Гора эта особенно замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою. В этой пещере поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую па камне. Старец известил об этом своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидели это и пастухи. Вместе с монахами они прославили Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей Богородицы твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне было около 1340 года.

Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля. недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться Почаевской.

В 1675 году турки осадили Почаев и подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен убедил братию и мирян обратиться к Пресвятой Богородице. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу. но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. 1848 году икона спасла город от холеры.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Почаевская молятся о сохранении Церкви от ересей и расколов, от нашествия иноплеменных, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена и заточения, о сохранении Российской Державы, об исцелении неизлечимых недугов, застарелых болезней, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь, о помощи во всякой скорби и печали.

Тропарь, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1

Источник исцеления и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевстей прославила еси.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Е я иконою " Почаевская "

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»