Соловьев произведения. Соловьев владимир сергеевич

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Среди наиболее крупных представителей русской религиозной философии по глубине мысли, детальной проработке всех элементов философской системы, влиянию, оказанному не только на современников, но и на многие последующие поколения русских мыслителей, без сомнения первое место принадлежит Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Начав свою философскую деятельность как последовательный шеллингианец, он вошел в историю русской и мировой философской мысли в качестве фигуры, в известной степени олицетворяющей русскую идеалистическую философию в целом, личности, сумевшей синтезировать достижения западноевропейской и отечественной философской культуры.

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г. в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Интеллектуальный климат семьи весьма благотворно влиял на становление и развитие взглядов будущего философа. Высокая культура, царившая в доме С. М. Соловьева, его строгость нравов и необычайная систематичность в своих исторических занятиях преданность высоким идеалам всей семьи являлись основными истоками формирования личности В. С. Соловьева, необычайно одаренной, глубоко и всесторонне образованной.

Среднее образование В. С. Соловьев получил в гимназии, высшее - в Московском университете. Причем сначала он поступил на физико- математический факультет университета , а на втором курсе перешел на историко-филологический факультет и с большим рвением приступил к изучению философских наук.

Известные труды Соловьева: «Оправдание добра», «Смысл любви», «Идея сверхчеловека», «Понятие о Боге», «Критика отвлеченных начал», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Красота в природе».

Неизменными на протяжении всей деятельности В. С. Соловьева оставались сформулированные им в первых произведениях теоретикометодологические принципы анализа философских, этических и религиозных проблем, главным из которых, безусловно являлся принцип всеединства, который явно обозначился уже в одной из первых его работ «Критика отвлеченных начал». Исходя из этого принципа, Соловьев осуществляет в данной работе критический анализ философских течений, существовавших на различных этапах исторического развития человечества.

Историю философии мыслитель рассматривает как последовательный ряд философских учений, каждое из которых опровергало предыдущее как заблуждение. В. С. Соловьев не отказывает ни одной теории в праве на существование. Однако предпринятый им анализ воззрений античных философов (Платона, Сократа, Аристотеля), виднейших представителей философии Нового времени (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница), немецкой классической философии (А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, И. Канта, Г. Гегеля) приводит мыслителя к убеждению в том, что все учения как прошлого, так и настоящего представляют собой одинаково абстрактные и далеко не истинные учения. Причину же ограниченности и абстрактности различных философских учений он видит, прежде всего, в том, что возникновение философии представляло собой нарушение мировоззренческого единства, которое было обусловлено господством религии. Религия, по убеждению В. С. Соловьева, представляет собой общее мировоззрение народов и племен и существовало задолго до возникновения философии: «Общее мировоззрение народов и племен, - пишет он, - всегда имеет религиозный, а не философский характер, и потому, пока все отдельные лица живут общей духовной жизнью народа, философия как самостоятельное и верховное воззрение невозможна; умственная деятельность лиц вполне определяется народными верованиями».

Для подробного ознакомления с этой проблемой можете прочитать работу Соловьева «Кризис западной философии». Соч., т. 2. Приведенную цитату из указанной работы см. на с. 6.

Религия, убеждает Соловьев, не может быть выдумана; и в ней отдельному лицу как таковому принадлежит более страдательное значение, поскольку, во-первых, объективным источником религии признается не зависящее от человека внешнее откровение и поскольку, во-вторых, субъективным основанием религии является вера народных масс, определяемая общим преданием, а не исследованием личного разума.

Что же касается философии, то она, по мнению В. С. Соловьева, всегда представляет собой результат деятельности индивидуального лица, личностного сознания. Исходя из этих посылок, он приходит к выводу, что философия возникает только тогда, когда для отдельного мыслящего лица вера народа перестает быть его собственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчетного убеждения, из начала жизни становится только предметом мышления. Философия начинается тогда, когда мыслящее лицо отделяет свое мышление от общей веры, противополагает его этой вере как внешнему.

По Соловьеву, подлинное развитие философии на Западе стало возможным тогда, когда учение католической церкви перестало удовлетворять требованиям разума, когда мыслящий рассудок пришел в противоречие с внешним авторитетом религиозных догм.

Таким образом, основной причиной существования различных философских течений, многообразия точек зрения относительно основных философских проблем, по мнению В. С. Соловьева, является утрата единой религиозной основы мировоззрения, утрата той цельности, которая была присуща религиозной вере и обусловливала единство мнений и убеждений. Исходя из этих посылок, В. С. Соловьев осуществляет критический анализ эмпиризма и рационализма, позитивизма, материализма и идеализма. Об ограниченности и односторонности эмпиризма и рационализма будет сказано при рассмотрении гносеологии Соловьева; сейчас же необходимо остановиться на понимании им материализма и идеализма, которые представляют, с его точки зрения, не менее «отвлеченные начала», чем воззрения отдельных мыслителей.

Анализируя причины, вследствие которых возникают материалистические и идеалистические взгляды на мир, В. С. Соловьев считает, что происхождение этих фикций не имеет в себе ничего загадочного. Одна из основных способностей и деятельности нашего духа есть, как известно, отвлечение, в силу которого наш ум, рассматривая существующее, останавливает свое внимание на той или другой его стороне, на том или другом элементе, закрывая глаза на все остальное. Эта умственная деятельность необходима, но необходима только вследствие ограниченности нашего ума, не способного обнимать разом всю полноту действительности и принужденного в каждый данный момент сосредоточиваться только на одном: отвлекаясь от всего остального. Отвлекая и комбинируя продукты отвлечения, можно очень далеко уйти от всякой действительности.

Первым следствием этой пагубной ошибки был разрыв между натуральной философией (превращенной в науку о мертвом веществе и скоро раздробившейся на множество частных наук и отказавшейся от самого названия философии), и между идеальной философией (сосредоточившейся в области чистого мышления и скоро потерявшей характер науки, т. е. положительного и достоверного знания).

Следствием этого, по мнению Соловьева, и явилось то, что весь ученый мир Европы разделился на два чуждые и большей частью враждебные друг другу лагеря: одни занялись исключительно вещественной и механической стороной мироздания оставляя без внимания или даже прямо отрицая все духовное другие же исключительно сосредоточились на идеальной и логической стороне существующего, пренебрегая всем физическим и материальным.

Следует отметить, что критическое отношение В. С. Соловьева к материализму имеет свои причины. Ему были известны материалистические воззрения, которые носи ли механистический, метафизический характер. В юности он пережил увлечение материализмом, который принято называть вульгарным, представители которого (Л. Бюхнер К. Фогт, Я. Молешотт) отождествляли идеальное сознание с материальным, сводили сознание к физиологическим процессам в организме человека. Увлечение это прошло, но с тех пор материализм Соловьевым понимался однозначно.

Критическое отношение В. С. Соловьева к «отвлеченным началам» в то же время сопровождается его глубокой уверенностью в том, что возможности философии далеко не исчерпаны. Более того, по его убеждению, в XIX в., когда многие образованные люди отошли от религиозного мировоззрения, а в массовом сознании религия приобрела статус суеверия, возникли условия для выхода из философского кризиса, для возвращения философии того статуса, который она имела. Чтобы выйти из кризиса, философия, считал Соловьев, должна выполнить ту роль, которая прежде принадлежала религии - стать основой новой целостности, нового единства, но единства, осуществленного на основе синтеза теологии, философии и опытной науки. «Так как истинная наука, - пишет он, - невозможна без философии и теологии так же, как истинная философия без теологии и положительной науки и истинная теология без философии и науки, то необходимо каждый из этих элементов, доведенный до истинной своей полноты, получает синтетический характер и становится цельным знанием. Так положительная наука, возведенная в истинную систему или доведенная до своих настоящих начал и корней, переходит в свободную теософию, ею же становится и философия, избавленная от своей односторонности, а наконец и теология, освободившись от своей исключительности, необходимо превращается в ту же свободную теософию; и если эта последняя вообще определяется как цельное знание, то в особенности она может быть обозначена как цельная наука, или же как цельная философия, или, наконец, как цельная теология; различие будет здесь только в исходной точке и в способе изложения, результаты же и положительное содержание одно и то же.

Именно такую философию стремится создать В. С. Соловьев, называя ее свободной теософией, в которой органически синтезируются теология, собственно философия и положительная наука. Он не скрывает того факта, что в этом синтезе главенствующее место занимает теология. Критикуя Г. Гегеля за то, что он считал собственную философскую систему завершенной истиной, Соловьев таким же образом относится к собственной теории, утверждая, что свободная теософия представляет собой не одно из направлений или типов философии, а является высшим состоянием всей философии. В определенной степени такая оценка обусловлена тем, как понимает русский философ принцип развития, который он не только не отрицает, а возводит в ранг всеобщего принципа, находящего свое проявление и в природе, и в обществе, и в процессе смены одной философской концепции другой. По его глубокому убеждению, бесконечное развитие является бессмыслицей. Развитие всегда предполагает наличие определенной цели, и все этапы развития представляют собой движение к ее достижению.

Объявляя целью философского развития достижение синтеза теологии, философии и опытной науки, В. С. Соловьев связывает возможность его достижения прежде всего с изменениями, которые должны произойти в самой философии. Философия, по его убеждению, может преодолеть односторонность, присущую «отвлеченным началам», стать целостной, охватить собою бытие во всех его проявлениях, если она будет опираться на реальное, существующее везде и во всем, но иногда скрытое единство. Он был глубоко уверен в существовании нерушимой и всеединой целостности человеческой и космической сфер, и основанием для этой уверенности служило его представление о том, что всеединство уже есть, и оно заключено в фундаменте всего существующего в Абсолютно сущем.

Абсолютно сущее представляет собой исходную категорию онтологии В. С. Соловьева. С его точки зрения, Абсолютно сущее (иначе философ называет его всеединым) выше любых признаков и свойств, выше определений, выше множественности и раздельности. В этом смысле он называет его сверхсущим. Оно ничто, но не в отрицательном смысле. Оно положительное ничто в том смысле, что не совпадает ни с каким отдельным бытием, ни с каким частным определением, но оно заключает в себе возможность всяких определений) бесконечную полноту содержания.

Абсолютное первоначало, по мнению Соловьева, само по себе свободно от всякого бытия, оно заключает в себе всякое бытие в его положительной силе или производящем начале. Абсолютное потому и свободно от всяких определений, что оно, всех их в себе заключая, не исчерпывается, не покрывается ими, а остается самим собою.

Осмыслите эту идею Соловьева и напишите несколько тезисов, выводов о его понимании Абсолютного.

Но если Абсолютное есть ничто, если оно, безусловно, отлично и свободно от всякого частного бытия, то бытие по отношению к нему есть другое; так как при этом Абсолютное есть начало бытия, то оно есть и начало своего другого. В. С. Соловьев пытается логически вывести «другое» из самого понятия абсолютного. «Если бы абсолютное, - пишет он, - оставалось только самим собою, исключая свое другое, то это другое было бы его отрицанием, и, следовательно, оно само не было бы уже абсолютным. Другими словами, если бы оно утверждало себя только как абсолютное, то именно поэтому и не могло бы быть им, ибо тогда его другое, неабсолютное, было бы вне него, как его отрицание или граница, следовательно, оно было бы ограниченным, исключительным и несвободным. Таким образом, для того чтобы быть, чем оно есть, оно должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного». Этот верховный логический закон, по Соловьеву, выражает в отвлеченной формуле великий физический и моральный факт любви, так как именно любовь есть самоотрицание существа, утверждение им другого, а между тем действительное самоутверждение достигается только в самоотрицании.

Как стремление к другому абсолютному, т. е. к бытию, любовь есть начало множественности, ибо абсолютное само по себе, как сверхсу- щее, безусловно едино; притом всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, т. е. множественность.

Эти рассуждения приводят философа к мысли, что абсолютное имеет два полюса или центра. Первый полюс представляет собой начало безусловного единства, начало свободы от всяких форм и соответственно от всякого бытия; второй - начало или производящую силу бытия, т. е. множественности форм. С одной стороны, пишет В. С. Соловьев, абсолютное выше всякого бытия, есть безусловное единое, положительное ничто; с другой стороны, оно есть непосредственная потенция бытия или первая материя. Будучи вторым полюсом абсолютного, первома- терия не есть что-либо постороннее, отдельное от него: она составляет его собственную сущность, принадлежит ему как его неотъемлемое определение; абсолютное вечно находит и вечно преодолевает в себе противоположность единства и множественности. Понятие первомате- рии одно из самых сложных в онтологии Соловьева. Оно не сводится к реальным материальным образованиям или вещественному первоначалу всего сущего.

Проведите параллели понимания первоматерии Соловьевым с аналогичной теорией Аристотеля. Можно ли их отождествлять? Для ответа на вопрос используйте следующую подсказку: у Аристотеля первоматерия еще не есть бытие, но в то же время она и не небытие, так как представляет собой стремление к бытию, потенцию бытия.

Непосредственным развитием и конкретизацией представлений русского мыслителя о первоматерии является его учение об идеях. Это учение в некотором смысле повторяет платоновскую концепцию об идеальном, умопостигаемом мире, но в то же время отличается от него. Точка зрения В. С. Соловьева сводится к следующему. Тот мир, который мы знаем, есть только явление для нас, наше представление, и приписывать ему целиком объективную реальность было бы ошибкой. Но в то же время это представление не есть наша субъективная фантазия, так как объективная действительность вещественного мира не зависит от нас. Поэтому, будучи в чувственных своих формах нашим представлением, этот мир должен иметь объективную, не зависящую от нас причину или сущность. Мы вынуждены предполагать в основе явлений самостоятельную сущность, которая дает им некоторую относительную реальность.

Напомним, что первоосновой всего В. С. Соловьев считал Абсолютно сущее, являющееся гарантом всеобщей связи и единства и в то же время потенциально содержащее в себе все многообразие бытия. Единое сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ, Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную действительность, Для полной характеристики бытия необходимы прежде всего три категории: Сущее (Абсолютное) - Бытие (Логос) - Сущность (Идея). Эти категории Соловьев рассматривает во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Онтология В. С. Соловьева во многом определяет его гносеологию (учение о познании).

Соловьев под «отвлеченными началами» понимает эмпиризм и рационализм, в борьбе с которыми складывались основы его собственного учения о познании.

Ограниченность эмпиризма философ видит в том, что с эмпирической точки зрения нашему познанию совершенно и безусловно недоступно существо вещей ни с реальной, ни с идеальной, ни даже с чисто логической стороны: нам не даны субстанциальные причины, производящие явления, мы не обладаем идеями, представляющими внутреннюю природу, или сущность, вещей и явлений, наконец, у нас нет даже всеобщих априорных категорий разума, выражающих аподиктически непреложную, формальную связь всего существующего, - ничего этого мы не знаем, и знать не можем.

Соловьев высказывает далее убеждение в том, что один опыт, даже научный, недостаточен, так как он имеет дело только с фактами, а не с законами, и потому необходим другой род знания, относящийся к предмету не со стороны его действительности, а со стороны его необходимости, извещающий нас не об условном бытии предмета в области наших чувств, а о его безусловном содержании, независимом от того, существует ли он в нашем восприятии в данную минуту или нет. Он высказывает предположение, что таким способом, представляющим элемент всеобщности и необходимости, независимо от количества наблюдений и опытов, является умозрение, или формальное мышление, т. е. рационализм. Однако дальнейшие рассуждения приводят его к мысли, что рационализм представляет собой столь же «отвлеченное начало», как и эмпиризм, так как «эта точка зрения видит основание истины не в реальности познаваемого (внешнего мира и природы), а в разуме познающего (человека).

Но что же тогда является истинным познанием? На этот вопрос В. С. Соловьев отвечает, обращаясь к своей основной идее - идее всеединства. «Истинное знание, - пишет он, - возможно только под формой разумности или всеединства, т. е. его истинность определяется не реальностью его содержания, составляющею лишь материю истины, а разумностью его формы, т. е. отношением этого содержания ко всему в единстве или ко всеединому началу» .

Ошибку как эмпиризма, так и рационализма В. С. Соловьев видит в том, что оба они разрывают связь субъекта познания со всеединым, берут его в отдельности, в то время как в отдельности он не существует и существовать не может. Взятый вне своих истинных отношений, субъект затем противопоставляется всему остальному как безусловно для него чуждому и внешнему. Весь мир превращается в совокупность неведомых субъекту вещей в себе: поскольку он утратил связь с ними, они тем самым становятся ему недоступны. Он осужден вечно иметь дело только с самим собой, с собственными своими внутренними состояниями безо всякого отношения к каким-либо реальным существам вне его.

В. С. Соловьев показывает, что тем самым все наше познание превращается в ничто: ощущения перестают быть элементом познания, когда они не извещают нас об объективном мире, существующем независимо от нас, и сводятся исключительно к внутренним нашим состояниям. При этих условиях и наше умозрительное мышление, или разум, является только субъективной и совершенно пустой формой.

Связь между формальным и материальным элементами нашего сознания, между мыслью и ощущением также исчезает. Применение форм мысли к ощущениям становится бессмыслицей, когда ощущения не выражают независящую от нас действительность. Ощущения, оторванные от действительности, перестают быть выражением всего, а тем самым и формы нашей мысли перестают быть выражением всеединства и становятся совершенно бессодержательны, так как сами по себе не могут превратить бессмысленный и беспорядочный материал ощущений в объективные истины разума. Так, разрыв между познающим субъектом и безусловно-сущим влечет за собой как необходимое последствие разрыв отдельных элементов познания внутри самого субъекта. Сами по себе эти два элемента познания не дают нам истинного знания, - постоянно подчеркивает Соловьев, - и приходит к выводу, что существует два выхода из этой ситуации: или необходимо отказаться от попыток познавать мир, или же ввести в познавательный процесс объективный принцип, который, будучи свободным от односторонности эмпиризма и рационализма, мог бы сообщить нашему познанию его истинное значение. Если содержание нашего познания не может получить своей истинности от познающего субъекта, как этого хочет рационализм, т. е. если фактическая реальность и разумная форма не могут быть действительно соединены в одном познающем субъекте, то они, очевидно, должны быть соединены уже в самом познаваемом, т. е. в сущем. Другими словами, всеединство, чтобы быть настоящей истиной, должно быть всеединством сущего, должно быть действительным всеединством.

То безусловное существование, которое действительно не может быть дано субъекту ни в ощущениях, ни в мыслях, которое не может быть предметом ни эмпирического, ни рационального познания и которым, однако, это познание составляет, по В. С. Соловьеву, особый, третий род познания, который он называет верой. Отличие третьего рода познания от первых, двух он видит в следующем. В чувственном опыте и в рациональном мышлении познающий субъект только граничит с предметом, соприкасается с ним, а не соединяется с ним внутренне, не проникает в него.

Наиболее разработанной частью философской системы В. С. Соловьева является этика, вопросам которой он уделял внимание практически во всех своих работах. Как уже отмечалось, его перу принадлежит фундаментальный трактат «Оправдание добра», над которым философ работал несколько лет и который представляет собой вершину классического идеализма мыслителя. В этом трактате основные проблемы всеединства рассмотрены через призму нравственности, что полностью соответствует как жизненной, так и философской позиции его автора.

Создавая систему нравственности, русский мыслитель был глубоко убежден в том, что как теоретическое, так и практическое значение этических проблем столь велико, что нравственная философия должна существовать как самостоятельная наука. И во введении к своему трактату он четко обозначает ее предмет. Собственный предмет нравственной философии, по мнению философа, есть понятие добра, выяснить все, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни - такова задача этой философской науки.

Соловьев рассматривает вопрос о взаимосвязи нравственной философии с религией, что представляет особый интерес уже потому, что сегодня в нашем обществе весьма распространенными стали утверждения о том, что основной причиной ряда негативных явлений (бездуховность и даже преступность) является отход от религии и религиозной морали. В связи с этим мысли философа, к тому же обладающего религиозно-идеалистическим миросозерцанием и много лет отдавшего изучению религиозных проблем, безусловно, представляют интерес. Соловьев, признавая весьма распространенным взгляд, всецело подчиняющий нравственность и нравственную философию религиозным принципам, высказывает свое несогласие с ним. Он приводит ряд аргументов, показывающих несостоятельность признания непосредственной и однозначной связи религии и нравственности, к которым он, прежде всего, относит факт наличия множества религиозных течений, одновременно претендующих на исключительность и истинность и борющихся друг с другом далеко не нравственными способами; кроме того, он ссылается на священное писание, в котором апостол Павел признает право делать добро не только за христианами, но и за язычниками.

В решении вопроса об источнике нравственности с идеалистических позиций, В. С. Соловьев приходит к утверждению о существовании всеобщей разумной идеи добра, являющейся мотивом и достаточным основанием всех человеческих поступков и действующей на сознательную волю в форме безусловного долга, В то же время он считает, что для того, чтобы идея добра в качестве должного получила силу достаточного основания или мотива, она сама должна быть выражена предельно ясно и полно. Это и стремится осуществить философ в своем трактате «Оправдание добра».

Напомню, что особенность философского творчества В. С. Соловьева, состоит в том, что он использует триадическую диалектику Гегеля .

Суть диалектики здесь в следующем. Сначала есть человек, как предварительный, но еще несовершенный тезис. Затем выступает Бог как предельное совершенство. И, наконец, человеческая история, где человек как отвлеченная ступень и Бог как тоже отвлеченная ступень объединяются вместе и становятся максимально конкретным бытием, а именно - человеческой историей.

Прежде всего, В. С. Соловьев рассматривает добро в человеческой природе, т. е. нравственность на ступени своей первичной и фактической данности. Исходным принципом для анализа этой ступени нравственности для философа является глубокое убеждение в том, что, несмотря на разнообразие духовного развития в прошлом и настоящем человечества, несмотря на различные условия, в которых осуществляется история человеческого общества, существует единая основа нравственности, общая для всех. И основа эта определяется не только идеей абсолютного добра, но и природой человека, в которой важное место занимают черты нравственные.

Соловьев развивает кантовскую идею об одновременной причастности человека и его существования к двум мирам - миру умопостигаемого бытия и миру чувственно воспринимаемых вещей. Человек совмещает в себе противоположности безусловного и условного, природного (животного) и духовного (божественного) и обречен на мучительное осознание своей разорванности между этими двумя мирами. Соловьева интересует, что выделяет человека из животного мира, что позволяет развиться духовным качествам, которые первоначально существуют лишь в возможности.

Поразмыслите над вопросом, что на ваш взгляд человека отличает от всего остальных живых существ.

Рассматривая эволюцию человека, он приходит к выводу, что «чувство стыда (в его коренном смысле) есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы, так как ни у каких других животных этого чувства нет ни в какой степени, а у человека оно появляется с незапамятных времен и затем подлежит дальнейшему развитию» .

Именно чувство стыда, по мысли В. С. Соловьева, дает человеку возможность осознать тот факт, что он не только животное существо, но нечто более высокое. Затем как чувства, лежащие в основе нравственности, он рассматривает жалость и благоговение и утверждает, что данная триада - стыд, жалость, благоговение - исчерпывает область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, равно ему и что выше его, так как господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - это, по его мнению, вечные и незыблемые основы нравственной жизни человечества.

В присущих нам чувствах стыда и жалости, уверяет Соловьев, основным образом определяется наше нравственное отношение, во-первых, к собственной нашей материальной природе и, во-вторых, ко всем другим живым существам. Поскольку человек стыдлив и жалостлив, он относится нравственно «к самому себе и ближнему» (употребляя старинную терминологию); бесстыдство и безжалостность, напротив, в корне подрывают его нравственный характер. Кроме этих двух основных чувств, есть в нас еще одно, третье, несводимое на них, столь же первичное, как они, и определяющее нравственное отношение человека не к низшей стороне его собственной природы, а также не к миру подобных ему существ, а к чему-то особому, что признается им как высшее, чего он ни стыдиться, ни жалеть не может, а перед чем он должен преклоняться. Это чувство благоговения (благочестия) или преклонения перед Высшим составляет у человека нравственную основу.

Еще более существенный характер нравственности формулируется В. С. Соловьевым в новой триаде, которая, в отличие от предыдущей, наполнена уже разумным и даже активно разумным содержанием. Эта триада - аскетизм, альтруизм и зачаток чисто религиозного чувства. Первые два принципа вполне понятны; никто не станет отрицать, что и в аскетизме, и в альтруизме активно действует разумное начало.

Соловьев формирование третьей части триады - религиозного чувства объясняет следующим образом. Свою первоначальную зависимость от высшего человек переживает уже в детстве, когда он всецело зависит сначала от матери, а потом от отца. Чем дальше, тем эта зависимость углубляется и расширяется. После своих родителей мы начинаем испытывать чувство зависимости также от своих предков (формируется культ предков). Но предки чувствовали свою зависимость от еще более высоких начал. В конце концов человек приходит к почитанию наивысшего порядка, обладающего всеобщей значимостью, т. е. к почитанию Отца небесного. Анализируя основную триаду, философ приходит к пониманию чувства стыда в более высоком смысле - к совести и к утверждению этого чувства в высшем смысле как страха Божия.

Рассматривая различные понятия, через которые реализуется нравственность, В. С. Соловьев постоянно подчеркивает основную мысль, согласно которой цель нравственного развития - возвышение духа над плотью и в конечном итоге установление связи между нашей жизнью и совершенным, абсолютным Добром.

В стремлении к высшему добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формальным условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир. Совершенное добро, по мысли В. С. Соловьева, всем поставило одну цель, всем даровало свободу как формальное условие достижения цели, но в то же время всех наделило различными природными данными для того, чтобы каждый шел своим путем и нес бы ответственность за избранный им путь.

Философская система, созданная В. С. Соловьевым, представляет собой вершину отечественной религиозно-философской мысли.

И «Оправдание добра» от начала и до конца построено триадически. Более того,триадичность выступает здесь наиболее отчетливо и проявляется уже в делении трактата на три раздела, в названии которых заключен глубокий диалектический смысл:первая часть озаглавлена «Добро в человеческой природе», вторая - «Добро от Бога»и третья - «Добро чрез историю человечества».

  • См.: Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. Т. 1. С. 123.
  • Соловьев Сергей Михайлович (1820- 1879), историк.

    Родился 17 мая 1820 г. в Москве в семье священника. В 1838-1842 гг. учился на философском факультете Московского университета.

    В 1842- 1844 гг. Соловьёв в качестве учителей детей графа А. Г. Строганова побывал в Европе, где слушал лекции в университетах Берлина, Парижа и Гейдельберга. В юности он был славянофилом, потом примкнул к западникам.

    В 1845 г. после защиты магистерской диссертации «Об отношении Новгорода к московским великим князьям» Соловьёв получил в Московском университете кафедру русской истории.

    В 1847 г. он защитил докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1864-1870 гг. занимал должность декана историко-филологического факультета, в 1871- 1877 гг. был ректором Московского университета. С 1872 г. - член Петербургской академии наук.

    Соловьёв оставил богатое научное наследие. Главный его труд - «История России с древнейших времён» в-29 томах (1851-1879 гг.; последний том вышел посмертно). Учёный опирался на богатый фактический материал, при этом не просто излагал события, но стремился объяснить закономерности исторического процесса, сущность которого видел в прогрессе общества и взаимосвязи развития разных стран. История России в понимании Соловьёва - это история государственности. Основное содержание перемен состоит в перерастании родового быта в государственный. Историк рассматривал прежде всего ход внутреннего развития страны (политические события, колонизация новых территорий, возникновение городов, изменение характера власти князей и т. д.). Государство и народ, по его мнению, нельзя разделить, поскольку государство есть сам народ в его развитии, личность испытывает влияние своего народа и времени. Великие личности понимают и удовлетворяют народные потребности, обеспечивая тем самым развитие своего государства.

    Владимир Сергеевич Соловьев - русский философ, богослов, поэт, литературный критик. Всю жизнь посвятил бескомпромиссному поиску истины и критически относился к политической и духовной жизни России, чем вызывал неприязнь у правящих кругов. Его творчество всегда было на полулегальном положении. Оставил богатое творческое наследие, не смотря на короткую жизнь, хотя по-прежнему его философские выкладки вызывают неоднозначное отношение. Кто-то считает его еретиком и ренегатом, кто-то называет ретроградом и мракобесом, а кто-то великим философом и поэтом.

    Род Соловьевых - историки, философы, поэты

    Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в очень известной семье. Его отец - знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, автор “Истории России с древнейших времен”, многотомного фундаментального труда. В роду его матери, малороссийской дворянки Романовой, знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. Старший брат Всеволод - известный автор исторических романов. Младшая сестра Поликсена известная поэтесса Серебряного века, писавшая под псевдонимом Allegro. Племянник и биограф Сергей Соловьев-младший, известный поэт и религиозный деятель.

    Поиски истины

    Окончив в 1869 году Первую московскую гимназию с золотой медалью, Соловьев поступает на физико-математический факультет Московского университета, отделение естествознания. После второго курса переходит вольнослушателем на историко-филологический факультет, сожалея, что зря изрезал огромное количество ни в чем не повинных пиявок. В 1873 году он выдерживает кандидатский экзамен в Университете, после чего поступает вольнослушателем в Московскую духовную академию.

    Через год он защищает в Санкт-Петербургском университете диссертацию и получает степень магистра философии. Тема его диссертации "Кризис западной философии", сразу вызвал споры в среде ученых, историков и философов, что не помешало Соловьеву стать штатным доцентом философии родной “альма - матер”. Параллельно он читает лекции на высших женских курсах. Молодой лектор безоглядно влюбляется в красавицу Лизу Поливанову, одну из курсисток, объясняется в любви, но получает отказ.

    “ Коль обманулся ты в любви,

    Скорей опять влюбись,

    А лучше - посох свой возьми

    И странствовать пустись”

    Вот такие строки переводит молодой философ и поэт из Гейне, и отправляется в путешествие, тем более что руководство Университета направляет его в Лондон для изучения в Британском музее восточной, гностической и средневековой философии.

    Клеймо еретика

    Будучи в Англии, Соловьев, увлекающийся спиритизмом, посещает несколько сеансов и приходит к выводу, что англичане либо шарлатаны, либо слепые фанатики, что для него одинаково неприемлемо. Внезапно у него возникает неодолимое желание посетить Египет, как было предложено ему в видении, которые посещали его с девятилетнего возраста. И Соловьев, повинуясь указаниям виденной им Софии, отправляется в Египет. По пути он посещает Францию и Италию. Зиму проводит в Каире, изучая восточную философию

    Возвратившись в Россию, Соловьев увольняется из Московского университета, потому что получает назначение в комитет Министерства народного просвещения. Занимается чтением лекций. В 1880 году получает степень доктора философии. Тема его диссертации "Критика отвлеченных начал". Этот труд так же был неоднозначен и добавил Соловьеву много противников. Царская власть его тоже не жалует и даже предлагает на некоторое время запретить публичные выступления Соловьева. Но этот неугомонный человек с лицом христианского мученика не желает сидеть на одном месте. Он то собирается волонтером во время турецкой компании, то оказывается в Хорватии, то в Финляндии.

    Он совершенно равнодушен к бытовым неудобствам и поэтому совершенно не следит за здоровьем, этим подрывая и так не слишком крепкий организм. Скончался Соловьев Владимир Сергеевич 31 июля 1900 г., в Подмосковье.

    • В детстве он совершил абсолютно богохульную выходку - свалил на кладбище крест и стал на нем прыгать. Позднее свой поступок он объяснял появлением религиозного скепсиса. Довольно жутковатый поступок для тринадцатилетнего ребенка из высококультурной семьи.

    Владимир Сергеевич Соловьёв (16 января (28 января) 1853 — 31 июля (13 августа) 1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

    Родился в Москве 16 января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к дворянской украинско-польской семье Романовых, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Учился в московской 1-й гимназии, которая была разделена, и заканчивал обучение Соловьёв уже в 5-й гимназии (на базе её была основана московская школа № 91 Российской академии образования).

    В 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. Изучал труды А. С. Хомякова, Шеллинга и Гегеля, Канта, Фихте.

    В 1874 году 21-летний Соловьёв написал свою первую крупную работу (магистрскую работу) «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (рационалистического) и «эмпирического» знаний. Защита состоялась 24 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего философ получает звание доцента. Один семестр он читал лекции в Московском университете, но 31 мая 1875 году отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее. Оттуда 16 октября он предпринял вояж в Египет (Каир), где пробыл 4 месяца.

    В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете.

    6 апреля 1880 года защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, поэтому Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 года он прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, текст которой не сохранился, считают причиной его ухода из университета. Хотя дело осталось без серьёзных последствий.

    Целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии. Вёл редактирование философского отдела энциклопедии издательства Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

    Семьи не имел; жил большей частью в имениях своих друзей или за границей; был человеком экспансивным, восторженным и порывистым.

    К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него атеросклероз, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. В. С. Соловьёв после двухнедельной болезни скончался в Узком, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года.

    Творчество Владимира Соловьёва (1853-1900) многогранно, однако именно философия выступает краеугольным камнем его мировоззрения. У него есть работы по богословию, истории церкви; ему не был чужд талант литератора; он писал много статей и памфлетов на злобу дня. Сын известного русского историка Сергея Соловьёва, он с раннего возраста был погружен в интеллектуальную атмосферу того времени. И уже к 17-летию обнаружил в себе несомненный философский талант. Соловьёва считают первым систематиком в русской философии. Его можно идентифицировать как славянофила, ибо он довел до логического завершения те идеи, которые были высказаны Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже при жизни называли "Русским Платоном", "Пушкиным русской философии" и другими лестными эпитетами.

    Основные философские труды Владимира Соловьёва

    "Кризис западной философии (против позитивистов)" 1874; "Философские начала цельного знания" (1877); "Критика отвлечённых начал" (1877-1880); "Чтения о Богочеловечестве" (1977-1881); "Три речи в память Достоевского" (1881-1883); "Религиозные основы жизни" (1884); "Великий спор и христианская политика" (1883); "Россия и Вселенская церковь" (1889); "Смысл любви" (1894); "Оправдание добра" (1895); "Первое начало теоретической философии" (1899); "Три разговора" (1900).

    Главное в философии Владимира Соловьёва

    Уже в своей магистерской диссертации "Кризис западной философии (против позитивистов)", защищённой в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о своей философской позиции. Главное в ней - идея Всеединства, конкретизирующий высказанную ещё ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть "живое целое", которое может быть познано только целостным духом.
    По утверждению Соловьёва, философская жизнь Запада, доведя до крайности рациональное познание, сама убедилась в односторонности и недостаточности разума для познания жизни. С другой стороны, те же самые истины, которые на Западе сформулированы рациональной наукой и философией, на Востоке разрабатывало, в форме веры и мистического созерцания, Православие. Поэтому Соловьёв выступил с программой универсального синтеза науки, философии и религии. Этот синтез, по его убеждению, обеспечит "цельное знание" жизни. Предметом "цельного знания" выступает "Истинно-Сущее", "Абсолют". Сущностью Абсолюта является Всеединство.

    Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве

    Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли "философией Всеединства". Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм, позитивизм - не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее, единое, всё". В отличие от понятия "всеединства", встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии.
    Всеединство - это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления. Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют - с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов. Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.
    Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

    Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве

    Учение о Богочеловечестве, представленное в "Чтениях о Богочеловечестве", было использовано Соловьёвым для истолкования человеческой истории. Человек рассматривается как соединение Бога с материальной природой. Задача человека - в подчинении природного божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путём отрицания в себе эгоистической воли.
    Сам по себе человек ничто, он становится человеком только в единстве с Богом. В Боге для человека открывается Всеединство, абсолютная полнота бытия, которую человек не может обрести в себе. История есть процесс Боговоплощения.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»