Внутренняя политика в рф. IV

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.

2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:

2.2.1 . Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

2.2.2 . Подтверждена Жалованная грамота городам.

2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.

2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

2.2.5 . Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского . Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета , выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.

2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александрупринадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

2.3.1 . Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.

2.3.2. Ограничения помещичьего произвола . Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

2.3.3 . В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах , позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).

Введение

Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином "политика" начали с сократовских времен определять науку управления людьми.

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно - содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве - ключ к ее эффективности.

Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах.

Президент страны - основа внутренней политики.

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Цель работы - произвести анализ внутриполитической обстановки в России в начале XXI века.

Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:

Изучение внутренней политики России в начале XXI века

Анализ внутриполитической ситуации на 2014-2015 года

Объект работы - внутриполитическая обстановка.

Предмет работы - внутриполитическая обстановка в современной России.

Внутренняя политика России в начале XXI века

31 декабря 1999г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления.

Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. В декабре рейтинг доверия Путину составлял 49%, в январе возрос до 55%. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века. - М., 2004.

На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. Перед ней стоял целый комплекс непростых экономических и социальных проблем. По совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран "Большой семерки" (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Председатель правительства счел необходимым сформулировать уроки, которые следует извлечь из исторического опыта, в особенности из пережитого Россией в 1990-е гг. По его оценкам, Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизация условий жизни российского народа, всех его слоев и групп.

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он указал на отсутствие четких правил, установленных государством и принимаемых и исполняемых обществом. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто, чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века. - М., 2004.

Первая приоритетная задача - побороть собственную бедность... Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей... Еще миллионы людей в стране еле сводят концы с концами, экономят на всем - даже на еде. Родители и дети годами не могут наскрести на проезд друг к другу. Старики, победившие в Великую Отечественную и создавшие России славу мировой державы, живут кое-как или того хуже - побираются на улицах.

Вторая приоритетная задача - защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в го деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро заполняют преступные группировки. Берут под свою "крышу" тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

Третья приоритетная задача - это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Четвертая приоритетная задача - строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны. По сути, надо признать верховенство внутренних целей над внешними. Мы должны наконец этому научиться".

Президентские выборы 26 марта 2000г. показали высокий уровень доверия предложенному курсу. В.В. Путин победил уже в первом туре. В тот же период новое руководство объявило о том, что государство не потерпит больше вмешательства олигархов в правление страной.28 февраля 2000г. на встрече с представителями крупного капитала Владимир Путин выступил с идеей о равноудалении всех субъектов рынка от власти. Несмотря на то, что на этой же встрече будущий Президент заверил олигархов, что пересмотра итогов приватизации не будет, именно слова Владимира Путина о равноудаленности крупных бизнесменов от власти стали основой для последовавшего вскоре конфликта между государством и олигархами.

Общество восприняло действия молодого Президента позитивно. Более того, намерение Путина отодвинуть олигархов от рычагов, влияющих на принятие решений, встретило массовую поддержку населения. Граждане России также были согласны с тем, чтобы в стране начал устанавливаться долгожданный порядок. В этой связи рассматривалась и контртеррористическая операция в Чечне, и борьба с организованной преступностью. Василенко, И.А. Политология: учеб. для вузов / И.А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

После образования в 2000г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д.Н. Козака, поэтапно (в 2003-2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы. Погорелый, Д.Е. Политология / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов; под общ. ред. С.Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229.

За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

Федеральным законом от 4 июля 2003г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему. С января 2005г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Погорелый, Д.Е. Политология / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов; под общ. ред. С.Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229.

Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001г. она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

В ноябре 2000г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

В 2001г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003г. был принят Таможенный кодекс. В 2004г. С принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003г. прошли парламентские выборы.

Президент России выступил 13 сентября 2004г. С предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить "внутрипартийную коррупцию", поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

На 2004-2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Борьба с коррупцией - одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

После избрания в 2008 году Д.М. Медведева Президентом работа по продвижению реформ продолжилась.

По новому законодательству учитываются интересы граждан, чьи представители ранее оказывались за бортом законодательной власти. Механизмы этого представительства в законе прописаны достаточно четко - партия, набравшая по итогам выборов от 5 до 6 процентов, получает один мандат. В случае, если партия преодолевает 6 процентов, но не достигает 7, ей предоставляются два мандата. Тем самым, ряд партий, не имеющих возможности преодолеть 7 процентный барьер, оказываются в состоянии не только представлять интересы собственных избирателей, но и реально влиять на власть, поскольку теперь они получат доступ к обязательным инструментам "политической страховки" (парламентская трибуна, депутатские запросы, депутатская неприкосновенность и т.д.).

Новые возможности теперь получат и не представленные в федеральном парламенте партии - если у них есть фракции в трети регионов они могут быть зарегистрированы на федеральных выборах без сбора подписей. Если раньше практически все партстроительство вершилось на федеральном уровне, а задача работы на местах являлась второстепенным или даже третьестепенным делом, то сейчас ситуация может радикально измениться.

Все перечисленные реформы, конечно же, предусматривают постепенную либерализацию внутриполитической жизни. Некоторым либеральным радикалам хотелось бы более существенного снижения планки. Возражение здесь простое: цель существующих норм - стимулирование партийного строительства через сохранение преференций для крупных политических партий, имеющих возможность реально отстаивать интересы избирателей. Василенко, И.А. Политология: учеб. для вузов / И.А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

Важной оказалась также и стилистика работы с пакетом политреформ, которую Медведев, кстати, уже фактически распространяет и на другие подобные инициативы. В прошлом власть после президентских посланий иногда предпочитала подольше "раскачиваться" перед внесением законопроектов в Думу. Теперь сформирован фирменный "медведевский" стиль, в основе которого оперативность и привлечение к работе всех заинтересованных сторон. Сразу через несколько дней после Послания состоялась встреча Президента с представителями парламентских партий, на которой были сформированы конкретные механизмы реализации идей главы государства, а затем немедленно началось внесение новых законопроектов.

Наиболее сильно это выразилось при принятии пакета антикризисных мер в конце прошлого года.

1 мая 2009 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации объявила о начале подготовки к выборам в 2011 году. 2 апреля 2010 года на встрече президента Медведева с лидерами фракций Госдумы руководитель ЛДПР Владимир Жириновский предложил перенести выборы с декабря на март 2011 года. 30 августа 2011 года - "Другая Россия" начала серию акций протеста "Выборы без оппозиции - преступление". Акции проводятся каждый вторник на Триумфальной площади в Москве. Карта нарушений на выборах в Госдуму 2011 года - совместный проект Газеты.ру и ассоциации "Голос"

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет. Впервые в качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. На данных выборах был побит антирекорд по количеству партий-участников. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер, однако в результате изменений в законодательство партии, набравшие от 5 до 6 %, имели возможность получить по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до 7% - два мандата. Но ни одна из партий не воспользовалась данным нововведением (лучший результат ниже 7 % - 3,43 %). По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

Официальные результаты голосования вызвали различные оценки со стороны российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Часть из них сходятся во мнении, что в день голосования имели место значительные фальсификации - подвоз избирателей, взброс бюллетеней и т. д. При этом отмечалось и то, каким образом проходила регистрация партий предшествующие 4 года.

24 декабря 2011 года прошли ещё более масштабные акции по всей стране. Московский митинг состоялся на проспекте Академика Сахарова и собрал, по разным подсчётам, от 29 тысяч до 120 тысяч человек. Координация участников осуществлялась через социальные сети и блоги, прежде всего, Facebook. Теперь уже не только в лозунгах, но и в резолюциях митингов появилась антипутинская составляющая.

На февраль 2012 года намечались новые акции. В Москве это было многотысячное шествие по центральным улицам города и массовые митинги.

Главным событием 2012 года в России должны стать выборы нового президента. Впрочем, под конец 2011 года наиболее вероятным сценарием оставался тот, при котором новизна главы государства окажется весьма относительной. Выдвижение в президенты Путина источник "Газеты.Ru" в Кремле назвал "четвертым сроком", намекая на то, что, будучи премьером Путин своего влияния, в принципе не терял.

IV. Основные направления внешней политики РФ.

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются: недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия); создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве; интеграция в международные экономические и политические структуры; участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединœения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в т.ч. Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половинœе 90-х гᴦ. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апрелœе 1997 ᴦ. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целœенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всœей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С.Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всœего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апрелœе 1997 ᴦ. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 ᴦ. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 ᴦ. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.

На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всœего, потому что немногим менее половины жителœей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997 – 2000 гᴦ. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 ᴦ. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 ᴦ. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 ᴦ. Обвинив Югославию в притеснении албанского населœения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

IV. Основные направления внешней политики РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "IV. Основные направления внешней политики РФ." 2017, 2018.

  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ В X – XIV ВВ.

    Новые города в период раннего средневековья практически не строились. Постоянные войны вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах. Центром раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри. Они строились... .


  • - Одежда в готический период XII-XIV

    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ Общее решение зданий и комплексов В состав высшего учебного заведения в соответствии с ихархитектурно-планировочной структурой входят следующие подразделения: общеинститутские и факультетские кафедры с кабинетами и лабораториями; ... .


  • - Немецкая готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Монументальная готическая скульптура в Германии пережила расцвет во второй трети XIII в. Своеобразие ее образного строя было обусловлено не только традициями немецкой пластики, но и ситуацией в политической и духовной жизни страны, где в этот период затухала...

  • АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

    ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Центр прикладной политологии

    Мухаметов Руслан Салихович

    ВВЕДЕНИЕ

    Доклад «Основные направления внутренней политики России в 2012-2014гг., подготовленный Центром региональных политических исследований УРФУ и Центром прикладной политологии, ставит своей целью описать основные направления политического развития страны в указанный период.

    Основной текст доклада представляет собой описание основных тенденций внутренней политики России в этот период, а также их причин.

    Первое направление , которое наблюдается в российской внутренней политики, - консервативная волна. Она проявляется в принятии законопроектов, направленных на защиту населения от внешнего (западного) влияния.

    Во-первых, судебный процесс и приговор участницам панк-группы Pussy Riot. 21 февраля 2012 года пять девушек пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони». Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц акции к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, признав их виновными в хулиганстве.

    Во-вторых, принятие закона о защите чувств верующих. Согласно данному закону, человеку, который публично оскорбит религиозные чувства граждан, грозит либо штраф в размере до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо лишение свободы на срок до 3 лет. Осквернение объектов религиозного почитания может грозить нарушителю штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Одним из главных поводов для принятия подобного законопроекта стало дело участниц Pussy Riot.

    В-третьих, принятие ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ налагает запрет на популяризацию нетрадиционных форм сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В частности, за такую пропаганду грозит штраф для граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч рублей до одного миллиона рублей.

    В-четвертых, 3 июля 2013 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, направленный на защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законом вводится запрет на усыновление (взятие по опеку или попечительство) детей лицами, состоящими в союзе, заключённом между лицами одного пола.

    С нашей точки зрения, принятие данных законов являлось ответом на протестную волну конца 2011 - начала 2012 годов. Это серия протестных акций, прошедших в период с 5 декабря 2011 года по 6 мая 2012 года (митинги на Чистых прудах, Болотной площади, проспекте Академика Сахарова, «Марш миллионов» и т.д.). По данным социологов, преобладающей группой на акциях были люди, которые придерживались либерально-демократических взглядов. Большинство участников митингов имели высшее образование. Главным источником информации о митингах для протестующих был Интернет. Подавляющее большинство протестующих были заняты в коммерческой сфере и достаточно высоко оценивали свое материальное положение. Как видно из представленных данных, протестующие отличались от большинства российского населения: по своей активности (уже потому, что они вышли на митинг), образованию, степени включенности в различные коммуникативные сети, благосостоянию и политическим предпочтениям. Отсюда возникли идеи про «креативный класс» и «рассерженных горожан». Предвыборный штаб Путина (протестная волна началась сразу после думских выборов и перед президентскими) решил противопоставить «сетевым хомячкам» (так называли «злые языки» представителей столичного «креативного класса»), либеральному меньшинству консервативное большинство, человека труда, остальной частью населения, которое во все большей степени рассматривается в качестве опоры власти.

    Второй тенденцией внутренней политики России является расширение возможностей властей по ограничению нежелательного для Кремля контента в сети Интернет. Что на это указывает?

    Во-первых, регистрация (добровольная) интернет-сайтов в качестве средств массовой информации. Иными словами, сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в том случае, если его владельцы сами подали соответствующее заявление. Если сайт не получил или не обратился за регистрацией, он не является СМИ.

    Во-вторых, с 1 ноября 2012 года в России функционирует Единый реестр интернет-сайтов, содержащих информацию, распространение которой на территории России запрещено. Речь идет о детской порнографии, инструкциях по суицидам и по изготовлению наркотиков. В этом случае возможно досудебное закрытие сайтов.

    В-третьих, с 1 августа 2013 года действует «антипиратский закон», который позволяет блокировать интернет-сайты, на которых нелегально размещены фильмы и ссылки на них.

    В-четвертых, с 1 февраля 2014 года действуют нормы, расширяющие основания для блокировки интернет-сайтов. Причиной досудебной блокировки может стать информация, которая, по мнению властей, содержит призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в массовых (несанкционированных) мероприятиях.

    В-пятых, с 1 августа 2014 года популярные блогеры стали приравниваться к средствам массовой информации. Блогерам, у которых более 3 тыс. читателей, придется работать по правилам СМИ: соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории. В случае нарушения закона предусматривается штраф от 10 до 30 тыс. руб. для физических лиц и от 50 до 300 тыс. руб. для юридических. В случае повторения нарушения - от 30 до 50 тыс. руб. для физических и от 300 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

    Наконец, президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий реальные тюремные сроки за призывы к экстремизму в Интернете. В старой редакции уголовная ответственность наступает за публичные (в том числе с использованием СМИ) призывы к экстремизму и возбуждение ненависти. Теперь зафиксировано, что публичными считаются и высказывания в Интернете. За данное преступление будут грозить принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.

    Как нам представляется, интернет-пространство в России (особенно соцсети, микроблоги и т.д.) остается той средой, где представители оппозиционных сил могут относительно свободно выражать свои политические предпочтения. Кроме того, соцсети сыграли большую роль в организации акций протеста в конце 2011 - начале 2012 годов. Поэтому принятие данных законов является, с одной стороны, ответом властей на митинговую активность, а с другой, работой по недопущению повторения подобных акций в 2016-2018 годах, когда будут следующие парламентские и президентские выборы.

    Третье направление - это ужесточение законодательства о митингах. Что об этом говорит? Во-первых, 8 июня 2012 года Владимир Путин подписал закон, который усиливает ответственность за нарушение правил при организации и проведении митингов. Согласно новым правилам, максимальный размер административного штрафа для граждан составляет до 300 тысяч рублей, для юридических лиц - до одного миллиона рублей. Закон запрещает участникам публичных акций использовать маски и иным образом скрывать свое лицо, приходить на митинг в состоянии опьянения. Кроме того, местная власть должна выделить специальные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений.

    Во-вторых, 22 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за нарушение порядка организации митингов, демонстраций, шествий и пикетов. Так, за неоднократное нарушение порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования грозит штраф в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет. До этого момента в Кодексе РФ об административных нарушениях за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий была установлена административная ответственность.

    Наконец, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым ужесточается ответственность за организацию массовых беспорядков. Согласно тексту документа, организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, подготовка к организации таких массовых беспорядков или участия в них наказывается лишением свободы от 8 до 15 лет. Ранее максимальный срок составлял 10 лет.

    По нашему мнению, на принятие данных законопроекта повлияли два фактора. Первый - воспоминания об акциях протеста 2011-2012 годах. Второй - это ответная реакция Кремля на украинские события. Евромайдан показал, что акции протеста могут привести к смене власти в государстве. С целью недопущения подобного сценария в России в Кремле решили принять превентивные меры.

    Четвертым направлением является ужесточение регулирования деятельности НКО. В подтверждении данного утверждения приведем несколько фактов.

    Во-первых, 21 июля 2012 года Владимир Путин подписал закон, который обязал НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус «иностранных агентов» с занесением в специальный реестр. По этому закону после того, как Минюст или прокуратура выявили у НКО функции иностранного агента, они выносят ей предупреждение о необходимости подать заявление о включении в реестр иностранных агентов. Если НКО предписание не выполняет, то на нее налагается штраф.

    Первыми организациями, получившими штраф за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента, стали ассоциация «Голос» и фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив». В апреле 2014 года Конституционный суд признал соответствующими Основному закону требования закона регистрироваться в качестве иностранных агентов для НКО, получающих средства из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью.

    Во-вторых, в июне 2014 года вступил в силу закон, который предоставляет Минюсту право вносить некоммерческую организацию в реестр иностранных агентов по результатам проведенной проверки. Иными словами, в случае если Минюст или прокуратура обнаружат, что НКО соответствует критериям иностранного агента, организация будет принудительно включена в реестр иностранных агентов. На основании этого закона Министерство юстиции РФ внесло в перечень НКО - «иностранных агентов» несколько общественных организаций. В список включены:

    Автономная некоммерческая научно-исследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»;

    Автономная некоммерческая организация «Научный центр международных исследований «ПИР»;

    Автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы»;

    Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»;

    Калининградская региональная общественная организация «Экозащита-Женсовет»;

    Межрегиональная Ассоциация правозащитных общественных объединений «АГОРА»;

    Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр «Мемориал»;

    Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»;

    Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ»;

    Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС» .

    Таким образом, для России на данном этапе характерна, говоря о взаимодействии государства и «третьего сектора», модель «борьбы с противником». В рамках этой модели представители государства видят в лице независимых НКО, особенно правозащитного толка, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти и стараются осложнить их деятельность или даже их закрывать. При этом финансирование из международных фондов трактуется как превращение такой организации в «агента иностранного влияния».

    Пятой тенденцией внутренней политики России можно считать политические репрессии против отдельных представителей внесистемной оппозиции, лидеров и участников протестной волны конца 2011 - начала 2012 годов. Согласно Закону РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991г., политические репрессии - различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам. Под политическими мотивами понимаются реальные основания неприемлемых в демократическом обществе действий или бездействия правоохранительных и судебных органов, иных субъектов властных полномочий, направленных на достижение хотя бы одной из следующих целей:

    а) упрочение либо удержание власти субъектами властных полномочий;

    б) недобровольное прекращение или изменение характера чьей-либо публичной деятельности.

    Можно выделить несколько способов борьбы российской власти с теми оппонентами и критиками, которые не идут на диалог с ними.

    Первый способ - запрет на профессию. Так, 24 февраля 2014 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий гражданам, отбывшим наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в течение длительного времени баллотироваться в губернаторы и президенты РФ. По принятому закону лица, осужденные за тяжкие преступления, смогут баллотироваться по истечении 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные за особо тяжкие преступления - по истечении 15 лет.

    Второй способ - помещение под домашний арест. В качестве примера можно привести лидера оппозиционного движения «Левый фронт» Сергея Удальцова, который находился под домашним арестом с 9 февраля 2013 года, и Алексея Навального (с 28 февраля 2014 года и по настоящее время). Данная мера пресечения предполагает запрет пользоваться сетью Интернет, мобильным и домашним телефонами, а также осуществлять почтовые отправления. Иными словами, главная цель этого способа - информационная изоляция лидеров протестной волны 2011-2012 гг. и представителей внесистемной оппозиции.

    Третий способ - реальные сроки. Такое наказание получили организаторы и участники акций протеста в рамках т.н. «Болотного дела». Так, 9 ноября 2012 года Максим Лузянин был приговорён к 4,5 года. 25 апреля 2013 Константин Лебедев Мосгорсудом приговорён к 2,5 годам (6 мая 2014 года вышел досрочно из СИЗО). 24 февраля 2014 года Замоскворецкий суд Москвы назначил восьми фигурантам «болотного дела» от трех лет и трех месяцев условно до четырех лет колонии. 24 июля 2014 года Мосгорсуд признал виновными в организации массовых беспорядков координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и помощника депутата Госдумы Леонида Развозжаева. Они получили по 4,5 года колонии. В августе 2014 года Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор второй партии фигурантам «болотного дела», обвиняемым в массовых беспорядках на Болотной площади Москвы в 2012 году. По решению судьи Алексей Гаскаров и Александр Марголин проведут в колонии 3,5 года, Илья Гущин - 2,5 года, Елена Кохтарева приговорена условно к 3 годам и 7 месяцам.

    Таким образом, политические репрессии носят точечный характер и направлены на организаторов протестной волны и представителей радикальной оппозиции.

    Шестой тенденцией внутренней политики России в 2012-2014гг. является «национализация элит». Это термин используется для условного обозначения ряда законодательных инициатив, вводящих ограничения для чиновников. В частности, весной 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о запрете для лиц, занимающих государственные должности, иметь счета и активы за рубежом. Под действие запрета попадают президент, глава правительства, генпрокурор, их заместители, губернаторы, мэры городов, депутаты всех уровней и т.д. Однако данная категория граждан может иметь недвижимое имущество за пределами РФ, но такое имущество должно быть задекларировано.

    4 августа 2014 года вступил в силу закон о двойном гражданстве. Согласно этому закону, гражданин РФ обязан в двухмесячный срок уведомить ФМС о наличии второго гражданства или вида на жительство в другом государстве. За утаивание паспорта иной страны предусмотрена теперь уголовная ответственность.

    «Национализация элит» обусловлена тем, чтобы госслужащие, особенно участвующие в обсуждении вопросов суверенитета и национальной безопасности, были как можно меньше связаны и зависимы от иностранных государств и как можно больше от России.

    Седьмым направлением является пересмотр избирательного законодательства. Первым под пересмотр попал законопроект о возвращении прямых губернаторских выборов. В апреле 2012 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Правда парламентарии ограничили круг лиц, которые смогут баллотироваться на этот пост. В частности, выдвижение кандидата от партии или самовыдвиженца должны поддержать от 5% до 10% муниципальных депутатов. 2 мая 2012 года президент Медведев подписал данный федеральный закон. Однако в апреле 2013 года уже президент Владимир Путин подписал закон, наделяющий регионы правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а голосованием в местном парламенте по нескольким кандидатурам. Здесь необходимо отметить, что второй вариант неофициально предназначен только для ряда регионов, главным образом, республик Северного Кавказа.

    Вторым под пересмотр попал закон, освобождающий политические партии от сбора подписей для участия в любых выборов, за исключением президентских. 2 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который освобождал партии от необходимости собирать подписи во всех случаях, кроме участия в президентских выборах. Однако уже 24 февраля 2014 года президент Владимир Путин подписал закон, по которому для участия в выборах депутатов ГД партиям придется собрать подписи не менее 200 тысяч избирателей. От данной процедуры освобождаются те партии, которые на ранее прошедших парламентских выборах получили не менее 3% голосов или провели хотя бы одного депутата в региональный парламент. В итоге без сбора подписей не прошла ни одна федеральная кампания.

    С нашей точки зрения, возвращение прямых губернаторских выборов и либерализация партийного законодательства - это был ответ российских властей на требования о демократизации, прозвучавшие в ходе митингов на Чистых прудах (5 декабря 2011 г.) и на Болотной площади (10 декабря 2011 г.). Данный ответ был озвучен 15 декабря Владимиром Путиным во время прямой линии и 22 декабря Дмитрием Медведевым в послании к Федеральному собранию. Они были призваны снизить напряженность и показать готовность власти к диалогу с гражданским обществом. В том, что эти законы были пересмотрены, нет ничего удивительного, т.к. они были инициированы не под воздействием внутренних позывов, а под влиянием внешних факторов. Поэтому после спада протестных настроений, которые и явились причиной либерализации политической системы, у властей не стало необходимости следовать этим законам в том виде.

    Восьмой тенденцией стало расширение полномочий президента и спецслужб. В частности, президент получил право по представлению генпрокурора назначать региональных прокуроров. До этого их назначал сам генпрокурор. Кроме того, президент получил право представлять Совету Федерации кандидатуры на должности заместителей генпрокурора. Ранее заместители генпрокурора назначались самим генпрокурором. Кроме того, были расширены полномочия сотрудников ФСБ, которые получили право не только проверять удостоверяющие личность документы, но и проводить личный досмотр граждан и находящихся при них вещей, досмотр транспорта, если есть основания подозревать этих лиц в совершении преступлений. До сих пор это было прерогативой сотрудников МВД. Расширение полномочий и возможностей ФСБ рассматривалось как оперативная мера на теракты в Волгограде . Первый из двух взрывов в Волгограде прогремел утром 29 декабря 2013г. на железнодорожном вокзале. В результате теракта погибли 18 человек. Взрыв рейсового троллейбуса на следующий день унес жизни еще 16 человек.

    С нашей точки зрения, новые возможности сотрудников ФСБ могут использоваться не только по прямому назначению (антитеррористическая деятельность), но и для борьбы с нелояльными Кремлю лицами.

    Наконец, последним направлением выступает запрет в стране на исторические дискуссии. 26 января 2014 года, накануне празднования 70-летней годовщины освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году, на сайте и в эфире телеканала «Дождь» появился опрос. Аудитории предложили ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Представители всех думских фракций единогласно осудили опрос телеканала «Дождь», назвав его кощунственным и оскорбляющим память ветеранов Великой Отечественной войны. После этого о прекращении сотрудничества с телеканалом объявили многие кабельные сети.

    С точки зрения власти, телеканал «перешел красную линию». Тема блокады Ленинграда, а в более широком контексте - победы Советского Союза в Великой Отечественной войне относится к числу священных для значительной части российского общества. Это один из немногих вопросов, которые носят консенсусный характер. В понимании власти - это своего рода «духовная скрепа», которая способствует консолидации общества. Поэтому поставленный «Дождем» вопрос воспринимается властью чуть ли не как «вражеский». Кроме того, как нам представляется, опрос явился и поводом наказать оппозиционный телеканал. «Дождь» считается одним из последних СМИ, представляющих точку зрения внесистемной оппозиции (он обнародовал антикоррупционные расследования Алексея Навального). Другими словами, данное СМИ вызывало сильное неприятие своими симпатиями лидерам протестного движения и критичной по отношению к власти позицией.

    Результатом стал закон о «реабилитации нацизма», который 5 мая 2014 года был президентом подписан. В соответствии с новым нормативно-правовым актом, лица, одобряющие преступления нацистских преступников или отрицающие их, а также распространяющие заведомо ложную информацию о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, должны наказываться штрафом в размере 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет.

    Как нам представляется, данный закон формально оформляет «победу СССР в ВОВ» от посягательств ее пересмотреть или поставить под сомнение или уменьшить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии. Праздник 9 мая и тема победы в ВОВ является главной объединяющей, цементирующей субстанцией российского общества. Другие даты и события отечественной истории на данный момент либо разъединяют граждан либо не являются актуальными. Поэтому основной месседж данного закона - руки прочь от «священной коровы».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, для внутренней политики страны в 2012-2014 годах характерны следующие тенденции:

    консервативная волна;

    расширение возможностей властей по ограничению нежелательного для Кремля контента в сети Интернет;

    ужесточение законодательства о митингах;

    ужесточение регулирования деятельности НКО;

    политические репрессии против отдельных представителей внесистемной оппозиции, лидеров и участников протестной волны конца 2011 - начала 2012 годов;

    «национализация элит»;

    пересмотр избирательного законодательства;

    расширение полномочий президента и спецслужб;

    запрет в стране на исторические дискуссии.

    Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

    Институт социальных и политических наук

    Департамент политологии и социологии

    Кафедра теории и истории политической науки

    Центр прикладной политологии

    Российской Федерации (2000-2005 гг.)

    Приход В.В. Путина к власти ознаменовал новый этап в развитии российской государственности. Главными целями своей политики он провозгласил демократическое развитие России, становление правового государства, социально-ориентированного рынка, повышение уровня жизни народа, обеспечение прав и свобод граждан.

    За первые четыре года своего президентского правления В.В. Пути-ну удалось добиться ряда положительных результатов. На первом этапе президентства произошло укрепление правительства и государства. Главное, что сделал В.В. Путин, - остановил развал страны, вернул ей управляемость, восстановил единство закона на всей территории. Когда В.В. Путин пришёл к власти, Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Дело дошло до того, что отдельные регионы требовали создания собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем и т.п.

    Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму - терроризм. Под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов к концу 90-х годов Россия стала утрачивать основные признаки единого государства. В.В. Путину удалось поставить решительный заслон на пути попыток оторвать от страны те или иные регионы.

    В 2000 г. начался новый этап федеральной реформы. 15 мая 2000 г. президентом подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». В целях укрепления роли центра было образовано промежуточное звено в системе регионального управления - семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), возглавили которые полномочные представители президента. Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование «единого правового поля», что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В случае принятия региональными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны и федеральным законам, грубо нарушающих права человека и ставящих под угрозу территориальную целостность РФ, президент РФ может распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ и снять с занимаемой должности руководителя исполнительной власти.

    Создание округов способствовало также экономической интеграции, так как границы большинства федеральных округов совпадали с границами экономических районов и межрегиональных ассоциаций. Например, в состав Сибирского округа входят регионы Западно- и Восточно-Сибирс-кого районов и ассоциации «Сибирское соглашение».

    Были внесены дополнения в федеральные законы, определяющие, что главы исполнительной власти субъектов РФ не могут занимать свои посты более двух раз с момента принятия закона (2001 г.). Устранено противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ (2001 г.).

    Вместе с тем с целью повышения степени взаимодействия федерального центра и органов региональной власти президентом РФ был образован Государственный Совет - консультативный и совещательный орган, действующий при главе государства.

    Важнейший этап деятельности президента, президентской администрации, правительства и Федерального собрания - это принятие жизненно важных документов - Земельного, Трудового, Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам, попытки дебюрократизации экономики, совершенствование налоговой системы.

    Одним из главных условий достижения тех целей, которые реализует президент, являлась консолидация общественных сил. Это было возможно только при мощной политической поддержке правительственных мероприятий. Поэтому 1 декабря 2001 г. была образована политическая партия «Единая Россия», отстаивавшая внутренний и внешнеполитический курс президента. Поддерживая президента и его действия, «Единая Россия» смогла добиться и значительного политического веса, что подтвердили результаты выборов в IV Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., где партия «Единая Россия» получила наибольшее количество голосов избирателей - 37,57 %. Другие партии, преодолевшие 5 %-й барьер, набрали существенно меньше: КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 11,43 %, «Родина» (народно-патриотический союз) - 9,02 %. Таким образом, президент В. Путин получил прочную опору для дальнейшего реформирования.

    В итоге к новым президентским выборам в 2004 г. в стране был восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Ослаблено влияние олигархов на власть. Произошли кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

    В лучшую сторону изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил почти 30 %. Темпы роста выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составили 5-7 % в год, производительность труда только за 2000-2002 гг. выросла на 14 %. Особенно увеличились инвестиции в основной капитал, возрос транспортный грузооборот. Его динамику определил рост услуг железнодорожного транспорта. На динамике последнего благоприятно сказался рост промышленного производства. Эффективно работающих предприятий в стране появилось многие тысячи. На рынке начали побеждать те, кто работал более эффективно, а не те, кто наживался на экономически неоправданных льготах и преференциях. Это свидетельствовало о том, что в экономике начались структурные преобразования. Они проявлялись в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления. Продолжалось наращивание оборота розничной торговли - в 2001-2003 гг. он увеличился на 8-9 %.

    Увеличились объёмы экспорта и импорта товаров, что способствовало наполнению бюджета страны. Одним из фундаментальных достижений этого периода явилось обретение Россией финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты - рубля. К 2004 г. проблема выплаты внешнего долга была практически решена. Только в 2003 г. Россия выплатила 17 млрд. долл., что не сказалось кардинальным образом на экономике государства. Всего же за 2000-2003 гг. Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 млрд. долл. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка за 4 года увеличились более чем в 6 раз и достигли к 1 февраля 2004 г. 85 млрд. долл. - рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период. Стал укрепляться рубль по отношению к доллару, увеличилось доверие к рублю со стороны большинства населения страны. Реальным результатом политики, проводимой президентом и правительством РФ в экономической области, явилось сокращение оттока российских капиталов за рубеж, с 25 млрд. долл. в 2000 г. до 6-7 млрд. долл. в 2003 г.

    Главным фактором роста экономики были высокие цены на российский экспорт сырья, в основном нефти и газа. Увеличение ВВП в 2003 г. в России произошло также за счёт увеличения объёмов добычи сырья. В 2003 г. было добыто 420 млн. тонн нефти, против 220 млн. тонн - в 1990-е годы. И дело даже не в том, что рост экономики носил конъюнктурный характер и его обеспечивали высокие цены, в частности, на нефть. Подниматься России пришлось с впечатляющей глубины провала, отсюда и столь эффективные показатели. Однако они недостаточны для качественного скачка, настоящего экономического прорыва. Поэтому президент поставил задачу сменить сырьевой имидж страны на инновационный.

    Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня россиян. Инфляция сократилась в 3 раза, бюджет верстался с профицитом. Средняя месячная начисленная зарплата в стране выросла в 4 раза - с 1523 руб. в 1999 г. до 5868 руб. на начало 2003 г. В ряде отраслей экономики (горнодобывающая, нефтяная, газовая, энергетика, транспорт, связь и др.) этот показатель был значительно выше - от 10 до 20 тыс. руб. Суммарный объём вкладов населения на счетах российских банков, которые являлись важнейшим показателем роста доходов россиян и инвестиционным ресурсом отечественной экономики, составил 1,5 трлн. руб.

    Росту денежных доходов способствовало повышение оплаты труда бюджетникам. С 1 октября 2003 г. их зарплата увеличилась в 1,33 раза. В 2 раза повышены стипендии студентам. Более чем в 7 раз вырос минимальный размер оплаты труда - с 83,5 руб. в 1997-1999 гг. до 600 руб. в конце 2003 г. В 2003 г. пенсии выросли на 19,7 %, средняя пенсия составляла 1749 руб. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума также сократилось на одну треть. Более чем в 3 раза увеличились размеры пособий семьям по рождению ребенка (с 1252 руб. в 1999 г. до 4500 руб. в 2003 г.). В какой-то мере это способствовало повышению рождаемости в 2003-2004 гг. В 2003 г. в 82 регионах из 89 отмечался рост рождаемости, в 17 регионах она превысила смертность. В целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность. Это важнейшие показатели качества жизни в целом.

    Такие позитивные изменения обеспечили успех В.В. Путину на выборах 2004 г. Новый президентский срок В. Путин начал со смены правительства, которое возглавил М. Фрадков. В правительстве были сохранены позиции либеральных реформаторов в лице Г. Грефа, М. Зурабова, А. Кудрина и др. Одной из заслуг правительства было создание стабилизационного фонда из профицитной части бюджета. Это позволило более уверено преступить к следующему этапу реформ. Были продолжены реформы в области ЖКХ (в 2005 г. утвержден жилищный кодекс), проведена монетизация льгот, которая, правда, вызвала выступления населения в связи с неготовностью многих регионов финансово обеспечить данную реформу. Однако в целом рожденная еще в Советском Союзе система льгот стала меняться. Многочисленные льготы, появившиеся в 90-х годах, не могли быть обеспечены финансами, проведя монетизацию и законодательно оговорив, какие льготы будут оплачиваться, правительство поступило честно, хотя эта мера и не была популярной. Существенно увеличены расходы на содержание армии, закупку новой техники и др. Дальнейшей централизации управления страной способствовало назначение губернаторов (вместо их выборов) президентом с последующим утверждением местными представительными органами.

    Высокая оценка деятельности президента В. Путина и российского правительства не означает, что России удалось решить все основные проблемы. По-прежнему основная часть населения остается бедной, особенно в сравнении с жителями других стран. Так, по данным ООН, Россия занимает лишь 97 % по объему ВВП на душу населения (2610 долл.), соседствуя при этом с Сальвадором и Бразилией. Для сравнения: в Норвегии этот показатель составляет 43 400 долл. Особенно низкими остаются доходы людей, работающих в бюджетной сфере (образование, культура, здравоохранение), в торговле и легкой промышленности. Доходы бюджета, так же как и в 1990-е годы, во многом обеспечивались высокими мировыми ценами на энергоносители (нефть и газ).

    Сложной остается демографическая ситуация в России. Ежегодно на 700-800 тыс. человек сокращается российское население. Несмотря на повышение рождаемости, показатели смертности в России все еще очень высокие. Население России стареет, но Россия занимает только 142 (!!!) место в мире по продолжительности жизни (средняя продолжительность составляет 67,7 лет). Причем особенно мало живут мужчины, чья средняя продолжительность жизни меньше на 14 лет продолжительности жизни женщин. Поэтому мужчин и меньше почти на 10 млн. человек. В России уже ощущается нехватка рабочих рук разной квалификации, их востребованные вакансии сейчас во многом занимаются мигрантами из соседних стран.

    Тем не менее положительные показатели развития страны в 1999-2005 гг. позволяют более твердо стоять на ногах и надеяться на улучшение жизни в недалеком будущем. В своем послании к Федеральному собранию в 2005 г. президент В. Путин сформулировал несколько приоритетных задач в экономической и социальной сферах на ближайшие годы. Среди них повышение эффективности государственного управления, либерализация предпринимательского пространства и амнистия капиталов, создание условий для внутренних и внешних инвестиций, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, повышение престижа материнства и отцовства, повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, повышение доступности и качества социальных услуг и др.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»