Режимы правления, основные политические режимы: признаки, краткое описание.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

    Введение 2 стр.

    Определение тоталитарного режима, его особенности и истоки. 2 стр.

    Предпосылки возникновения, сущность и свойства тоталитаризма. 6 стр.

    Формы тоталитарного режима. 11 стр.

4.1 Коммунистический тоталитаризм. 11 стр.

4.2 Фашизм. 14 стр.

    Заключение. 16 стр.

    Слисок литературы 17 стр.

    Введение.

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно. В работе мы рассмотрим тоталитарный политический режим.

    Определение тоталитарного режима и его особенности и истоки.

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций.
Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т. п.

Возрастают дискреционные, т. е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

Однако существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно- промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

Политический режим в СССР в 20-е-30-е гг. XX в.

Политический строй СССР в 30-е гг. принято характеризовать как тоталитарный. Тоталитаризм – это политический строй, при котором государство устанавливает свой всеобщий (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества.

Признаки тоталитаризма и их проявление в СССР:

 Полное сращивание «партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии. Партия становится ядром тоталитарной системы. Происходит систематическое вмешательство партаппарата в сферу управления, и даже правосудия.

 Ликвидация системы разделения властей. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР («Конституция победившего социализма»). Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической – социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Исполнительная власть по-прежнему принадлежала СНК. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Однако фактически система разделения властей была свернута. Реальная власть была сосредоточена в руках партии. Слабость представительной демократии объяснялась тем отсутствием ее исторических традиций в России.

 Уничтожение гражданских свобод. Многие положения новой Конституции, особенно о правах человека (автор главы о правах человека – Н.И. Бухарин), на деле бездействовали.

 Унификация (приведение к единому образцу) общественной жизни. Построена системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом (профсоюзы, комсомол, спортивные общества, творческие союзы и т.д.).

 Идеологизация общественной жизни. К середине 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и официальной, государственной идеологией. С целью ее распространения был установлен партийный контроль за средствами массовой информации, наукой, образованием. Все образовательные программы строились на основе сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)».

 Массовые репрессии. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии. Первой попыткой репрессий стало «шахтинское дело» - 1928 г. Именно там впервые прозвучал термин «враг народа». Отныне можно было свалить на «вредителей» любые экономические просчеты и ошибки партии. Поводом к началу массовых репрессий послужило убийство С.М. Кирова (1 декабря 1934 г.). 1934-1936 гг. – первая волна репрессий. Она была направлена против старой партийной гвардии – оппонентов Сталина. В 1936 г. были расстреляны Г. Зиновьев и Л. Каменев. В 1934 г. созданы особые внесудебные органы – Особые совещания из 2-3 человек («двойки», «тройки»), введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел «врагов народа». 1937-1938 гг. – вторая волна репрессий – против последних представителей «ленинской гвардии» (Бухарин и Рыков) и высшего командования РККА (расстреляны трое из пяти маршалов – М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер). Вместе с самими «врагами народа» репрессировались и члены их семей. В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике был убит Л. Троцкий. Третья волна репрессий началась в 1940 г., но была прервана началом Великой Отечественной войны.


Министерство Юстиции РФ
Владимирский юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин

Предмет: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Тоталитарные политические режимы XX века»

Курсанта

Владимир 2010 г.

Введение…………………………………………… ………………….......….3

    «Тоталитаризм» как политический режим…………….…….………….......4
    Итальянский фашизм…………………………….…………........ .................11
    Немецкий фашизм ……………………………………………..………........ 17
    Коммунистический тоталитаризм……………………………………….… 23
Заключение……………………………………… ……………………..……29
Список использованной литературы……………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

    «Тоталитаризм» как политический режим.
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas» означающее «цельность» Он возник и получил распространение в 20-30 годы ХХ века и использовался для обозначения политических систем в фашисткой Италии, нацисткой Германии и большевистском СССР, а так же так называемых народно-демократических режимов, установленных после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии.
Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания» 1 . Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов 2:
1) полное единомыслие;
2) преобладание наказаний над наградами;
3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью);
4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Автократическая традиция в управлении обществом была свойственна политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо 3 . Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).
Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.
Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как политического режима
Термин «тоталитаризм» широко использовал Б.Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей «теории органистского государства»(stato totalitario) олицетворяющего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...» 4 .
В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.
В 1939 г. на организованном симпозиуме Американским философским обществом была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада. " 5 .
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра" 6 .
Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха И З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
- официальная идеология, признаваемая всеми;
- монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
- монополия на все средства вооруженной борьбы;
- система террористического полицейского контроля и управления экономикой. 7
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
- с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
- не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
- тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР(А. Инкельс) 8 .
Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.
Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.
С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.
Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.
Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий.
Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

2. Итальянский фашизм.
Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обусловлены специфическими экономическими, социальными и политическими проблемами., возникшими уже в 19 столетии и обостренными течением и исходом Первой мировой войны.
Хотя Италия испытала в Первой мировой войне ряд тяжких поражений, она была одной из держав-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, также входившего в ее требования, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.
Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось энергично вмешиваться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течении 16 месяцев Д Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника» , хозяйничал в городе, развив уже тогда элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные диалоги толпы с ее вождем.
23 марта 1919 года в Милане Муссолини создал организацию «Боевые отряды», которая приняла политический стиль Д Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национал фашистскую партию,НПФ), и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.
Это зависело от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы.
Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прошлые партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще не испытанную политическую силу, от которой они ожидали решения не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.
Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политическая тактика, по существу продолжавшая мировую войну гражданской войной.
Правительство и полиция не только не мешали фашистам, но даже поощряли их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.
Вечером, 27 октября 1921 года, Муссолини отдал приказ собравшимся в Неаполе «скуадри» начать поход на Рим. Хотя чернорубашечники были вовсе не вооружены, или недостаточно вооружены, полиция и военные опять не вмешивались.
Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч, но король и камарилья приняли иное решение: глава партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.
28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Из 535 депутатов парламента лишь 35 принадлежали к Национальной фашистской партии, к которой, впрочем, с начала 2923 года присоединилась Националистическая партия. Муссолини пришлось пойти на коалицию, в которую вошли, кроме уже упомянутых нацистов, также либералы, демократы и народная партия.
Парламентские союзники фашизма проявили готовность принять (8 ноября 1923 года) так называемый «закон Ачербо». По этому закону любая партия, набравшая на выборах наибольшее количество голосов, но не менее 25%, получала две трети мест в парламенте. На выборах 5 апреля 1924 года фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили две трети мест и теперь бесспорно господствовали в парламенте. Впрочем, этот успех в парламенте, был достигнут прежде всего с помощью террористических мер и благодаря финансовой поддержке со стороны промышленного объединения «Конфиндустрия».
Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на порученной ему королем должности главы правительства, а с другой, на подчиненной ему как вождю «фашизма» единой фашистской партии с ее милицией и многочисленными зависящими от нее организациями.
2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал «сам» Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата), и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).
Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини.
За этим в начале ноября 1925 года последовали « высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти.
Дальнейшими законами были распущены городские собрания депутатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие.
«Чрезвычайные законы» следовали один за другим:

    они запретили профессиональные союзы (за исключением государственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);
    они восстановили смертную казнь за «политические преступления»;
    они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеусадебную) высылку;
    коммунистическая партия была объявлена вне закона;
    органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).
Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением» и т.п. В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т.д.
В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому «большой фашистский совет» составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой.
Католическая церковь получила по Латеранскому договору, заключенному в феврале 1929, даже больше влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она получила далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни.
Основные черты итальянского фашизма:
а) Прежде всего определилась тенденция «вождизма» , единой диктатуры. Уже закон 1925 года « О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра не ответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались или смещались по воле последнего.В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года « Оправе исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил «исполнительной власти», то есть тому е главе правительства, право на издание «декретов-законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.
б)Фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления».
Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.
Устав партии утверждался королевским директом, официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства.
Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.
в) Террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.
Помимо общей полиции существовали «организация охраны от антифашистских преступлений», «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности»
Национальные меньшинства были также подвергнуты тяжелым притеснениям, но евреев, которых в Италии было очень мало, сначала не трогали. Лишь в 1937-1938 годах, в процессе сотрудничества с национал-социалистической Германией, начали осуществлять антисемитские акции, подпавшие под осуждение Нюрнбергских законов. Итальянские фашисты, в рядах которых во всяком случае в раннем периоде, были также лица еврейского происхождения, не убили ни одного еврея. Проповедуемый Муссолини «расизм» не имел биологической окраски.
Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявил претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю».
Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеясь установить господство над Австрией. До союза с гитлеровской Германией, готовилась к захвату Восточной Африки.
В осуществление этой программы, удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию(1938 г.)
В июне 1940 года Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту, объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи. Эти планы не сбылись.

3. Немецкий фашизм.
«Немецкий фашизм», при всех общих чертах, значительно отличается от «первоначального», итальянского фашизма своими причинами, структурой, последствиями.
Подобно итальянской фашистской партии, Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП)также возникла в условиях экономического и общественного кризиса послевоенных лет. Впрочем, она выросла в массовую партию лишь в годы мирового экономического кризиса. Муссолини пришел к власти всего лишь через три года после основания своей партии, но ему потребовалось для ее развития и укрепления еще шесть лет; между тем Гитлер смог захватить власть лишь через 13 лет, но затем, пользуясь этой властью, сумел устранить все враждебные ему или соперничавшие с ним силы.
Обстоятельства, способствующие установлению фашистской диктатуры в Германии:

    монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом.;
    мелкая буржуазия и мелкие слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
    рабочий класс в Германии – это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была не достаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.
В 1929 году разразился экономический кризис. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов на 1 300 000 человек больше, чем в 1928 году.
Предвидя опасность общественного переворота, Коммунистическая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в единый анти нацистский фронт. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным путем»- соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и прочее.
и т.д.................

1.Тоталитаризм . Термин «тоталитаризм» (лат.-весь, полный) был введен публицистами для обозначения ряда сходных политических режимов, установившихся в 20 -30-е гг. XX века. Для этих режимов характерно сосредоточение верховной власти в руках вождя, запрет политических партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппозиции. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества. Тоталитарным обычно называют политический строй Германии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитаризма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацистской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии элементы расизма в фашистской идеологии не были определяющими, а в СССР расизм преследовался.

Ряд режимов называют авторитарными (лат – власть, влияние). Для этих режимов характерно существование сильной власти. Например, все монархические страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20 -30-е гг. ХХ в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть которого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако продолжали существовать некоторые партии, парламенты, рыночная экономика. К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

2. Приход фашистов к власти в Италии . Фашистская организация Боевой союз во главе с бывшим социал-демократом Б. Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении и т.д. Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. XX в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

3.Приход нацистов к власти в Германии . К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица - марка. За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионы марок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам-победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация I-гранами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами. Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни. В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем. Экономический кризис 1929-1933 гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место. Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял Америку, «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом. По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером - главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.

Политика тоталитарных режимов . В конце февраля 1933 г., воспользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократической партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалистической партии. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.

Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчинилось и управление трудовых и концентрационных лагерей.

Многие нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники еврейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии. Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.

Вместо разогнанных профсоюзов власти создали Фронт немецких рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфельк» («немецкая молодежь»). Следующей ступенью был «Гитлерюгенд», членами которой были юноши от 14 до 18 лет. В 1936 г. вышел новый закон о молодежи, согласно которому членство в нацистских организациях являлось обязательным для любого юноши. Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался достаточно серьезной поддержкой общества. Была фактически ликвидирована безработица. Немалую роль в создании новых рабочих мест сыграла политика вооружения. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем. Но основная роль в проведении модернизации отводилась частным предприятиям «Сименс», «Крупп», «ИГ Фарбен».

Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, решительно покончившего с условиями Версальского договора, создавшего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным инициатором возрождения новой Германии.

4.Авторитарные режимы . В середине 30-х гг. XX в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавленo и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Пилсудского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

5.Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко . В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 19 55 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент. В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.

С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко. С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937-1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.

В последние десятилетия возрос интерес научной общественности к проблемам антидемократических политических режимов. Это обусловлено как необходимостью осмысления уроков XX века, накоплением фактического материала, так и противоречиями современного мира. К сожалению, в силу различных причин, многие работы носят поверхностный, а нередко демагогический характер. В первую очередь это касается отечественных исследований, посвященных проблемам тоталитаризма. В данной работе проведен анализ различных сторон режимов, которые принято относить к антидемократическим. Такое исследование представляет несомненный теоретический и практический интерес для современного мира. Достижение цели затруднено как сложностью объекта исследования, так и естественной политизацией проблемы.

Проблемам антидемократических режимов посвящено большое количество исследований. Концепция тоталитаризма складывается на Западе в 30-е - 40-е годы XX века. Определенней вклад в её становление и развитие внесли Ф. Боркена, И.А. Ильин, В. Райх, Э. Фромм, К. Поппер, Ф. Хайек, Х. Арендт, К. Фридрих, З. Бжезинский, Р. Арон. Из современных исследователей тоталитаризма представляется справедливым назвать Ю.Р. Сумботяна, Г.И. Мирского, Э.Р. Соловьева, С.Л. Агеева, Г.Ю. Курскову, П.Е. Студникова, В.С. Толстикова, В. Дахина и целый ряд других. Традиционная западная концепция тоталитаризма переживает идейный кризис. Слабо изучены правовые основы тоталитаризма.

Существует большое количество определений понятия «политический режим» - в зависимости от смысла, который вкладывает в него исследователь. Обычно выделяют два подхода: институционный и социологический.

Мы под политическим режимом понимаем способ взаимодействия государства и общества. Такое понятие позволяет избежать формального подхода к проблеме и проследить двусторонние связи между государством и обществом. Наши основные «переменные величины» - цели, которые стоят перед системой в данных конкретно-исторических условиях, и средства, используемые государством для их достижения.

Такой подход представляется особенно плодотворным при рассмотрении различных чрезвычайных режимов.

Простейшая классификация заключается в делении всех политических режимов на демократические и антидемократические. Не являясь принципиальными сторонниками такого подхода, мы, тем не менее, вынуждены его использовать, что зафиксировано в названии работы.

Определение и классификация политических режимов всегда условны и зависят от взгляда исследователя. Использование альтернативной классификации способствует более широкому глубокому изучению объекта.

Любая модель политического режима успешно функционирует до тех пор, пока отвечает задачам, стоящим перед обществом. Исходя из этого, мы выделили несколько моделей, существовавших в XX веке. Наша классификация не может претендовать на статус полной или единственно верной. Но в данном исследовании она показала свою полезность.

  • 1. Традиционная модель.
  • 2. Революционная модель.
  • 3. Мобилизационная модель.

Согласно нашей классификации традиционная модель политического режима соответствует традиционному обществу, революционная - периоду слома старого строя и становлению нового; мобилизационный должен служить способом вывода страны из глубокого кризиса и модернизации. Можно выделить и другие модели политического режима, в традиционной классификации соответствующие авторитаризму.

В то же время некорректно на основании сходства только политического режима игнорировать глубокие различия в социально-экономическом и культурно-историческом плане. К сожалению, концепция тоталитаризма часто использовалась и используется в качестве инструмента антисоветской пропаганды.

Тоталитарное государство подобно живому организму в экстремальных условиях. Он должен перестроиться, чтобы выжить. Прочность и мобилизационные возможности тоталитарной системы огромны - это видно на примере СССР и КНР. Но режим, функционирующий за счет предельного напряжения всех ресурсов, не может существовать длительное время. В итоге неизбежно происходит его размывание и либерализация. Любая мобилизационная модель в исторической перспективе обречена.

Различие типов правопонимания дает разную оценку антидемократическим политическим режимам. Если легизм отождествляет волю государства (закон) и право, то юстнатуралисты признают все антидемократические режимы незаконными. Наиболее объективным представляется рассмотрение проблемы на основе марксисткой концепции права. Наряду с законодательством нужно уделять большое внимание анализу процессуального права. Исходя из этого, можно указать, что правовую систему составляют не только материальные нормы, устанавливающие права и обязанности, но и механизмы их осуществления, прежде всего, процессуальные нормы. Эти черты заключают в себе важные характеристики правовых систем антидемократических режимов. Все это четко указывает на невозможность адекватной оценки правового режима государства на основе только законодательства. Таким образом, право при антидемократических режимах является, как бы «урезанным», «неполным». При антидемократических режимах право зачастую является инструментом в руках всесильного государства. XX век - это очередной этап в развитии антидемократических режимов. Если традиционная модель закономерно уходит в историю, то тоталитаризм вышел на сцены впервые. И нет никаких оснований полагать, что в условиях XXI века не возникнут новые мобилизационные модели. Фашизм возник из массовой, формальной демократии, из нерешенных её проблем и кризисов. В «группе риска» оказывается целый ряд государств, включая Россию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»