Eвангельские проповеди. Кто имеет власть над всей землёй

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос: Здравствуйте! В последнее время в христианских СМИ часто можно встретить статьи и высказывания уважаемых христианских деятелей о политических событиях в стране, в целом о власти и ее решениях. Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины, но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители. Возможно это мое субъективное мнение, я конечно не вижу сердец авторов, но складывается впечатление будто в Библии не существует учения о почитании и уважительном отношении к Богом поставленной власти. В статьях заметно открытое неуважение, и даже поношение на правящих в стране. Не станет ли это соблазном для многих неокрепших верующих, которые могут сформировать собственное отношение к власти на основании таких статей. Есть ли в Библии границы, которые нельзя переступать, когда мы беремся критиковать власть? Спасибо.

Ответ: Приветствую вас уважаемый брат Денис. Слава Богу за всё. Прекрасная тема. Спасибо вам, брат Денис за вопрос.

Вопрос очень важный. Взаимоотношения христианина и власти. Христианин, как гражданин. Как примирить законы Небесного Царства и законы земного царства. Это вопросы, которые даже не обсуждаются в нашем обществе. В обществе не обсуждается вопрос прав и свобод личности. Нет в нашем историческом опыте, нет в нашей исторической религии и общественном устройстве места личности. Нет и культуры отношения гражданина и человека власти. Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ». Еф.4:29.

Не прошли бесследно десятилетия революционного террора. Разгул насилия, через который прошла вся страна, деформировал личность. Деформировал язык. Надо признать сей факт. Основная причина такого морального распада кроется в атеизме, в воинствующем безбожии. В историческом буйстве ненависти, коренится наша безнравственность. Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти. Достойно. Но в таком непочтении к народу замечены и люди власти. Вопрос правомочный. Имеет ли право человек, облечённый властью лгать? Имеет ли право человек власти воровать? Имеет ли право человек власти совершать насилие? Вот к примеру, вы как христианин, обличаете во грехе воровства своего соседа. Мол, нельзя, Господь дал заповедь: «Не кради»! И вдруг узнаёте, что сосед ваш, председатель городской Думы. Что делать? Вспомните Чехова. «Хамелеон». «Чья собачка. Почему без поводка. Почему одна, почему кусает человека»? «Собака губернатора, вроде…». И вот уже поворот. «Кто ты? Почему на площади. Почему собачку обижаешь»?

Мы не сомневаемся, что человек обязан соблюдать нормы общественного порядка, законы страны. И сомневаемся, что эти самые нормы также властны над людьми, наделёнными властью. Это неверно. Верховенство Закона над всеми социальными группами общества, города или страны является непреложным. Я не нашёл в Библии предписания об особом отношении к людям власти. Напротив, Бог устами апостола Иакова показывает греховность такого отношения. Возвышение одних, неизбежно ведёт к унижению других. Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи! Христос и Его апостолы строго обличали лицеприятие. «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями »? Иак.2:2-4. Пиетет перед земной властью не есть заповедь Бога. Вот, что например, говорит святой апостол Пётр. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ». 1Пет.2:17. Прекрасное, ёмкое наставление. Почитание, как выражение признания то же, что и почтение, во-первых, апостол предписывает оказывать всем , и лишь в последнюю очередь царю. Вот слова Закона в устах Иисуса Христа.

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ». Матф.22:36-40.

Я для верности прочитал весь Закон. Удивительно. Поклоняться нужно только Богу. Почитать отца и мать. И ни слова о людях во власти. Я намеренно отделяю власть как институт, от людей исполняющих властные полномочия. Замечено. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть возникает как раз тогда, когда люди смешивают понятия власти, которая от Бога, с людьми наделёнными полномочиями.

Возникает вопрос. Если люди власти должны, соблюдать закон, как и все прочие, кто контролирует этот процесс? Перед кем отчитываются люди власти? Кто правомочен предъявить людям власти обвинение, потребовать отчёт, и вменить наказание, когда люди власти используют полномочия не по назначению? Российская Конституция декларирует основополагающий принцип устройства Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

При таком положении дел, о ком ваше беспокойство, брат Денис? Ведь если стать рассматривать положение вещей, как следует из Конституции РФ, окажется, что критика власти, есть право и обязанность человека в России. А люди власти обязаны исполнять указания народа. Народ вручает некоторым людям полномочия, и народ лишает этих полномочий. Если следовать нашей Конституции, то чиновник должен уступить дорогу народу, и полицейский должен бежать на помощь человеку, попавшему в беду, и судья должен судить по закону невзирая на лица. Чиновник не имеет права обижаться на критику. Чиновник не имеет права критиковать народ. Чиновник обязан служить народу. Народ не обязан служить чиновнику. Когда народ выражает своё возмущение, даже если выходит на площадь, он просто следует норме Конституции. Когда полицейские избивают народ, они совершают преступление.

Оставим Конституцию. Её всё равно никто не читает. У христиан есть высшая Конституция, Слово Божье. Замечу, что это не фигура речи. Апостолы в своё время были чутки к голосу Духа Святого, и почитали за честь пострадать за свидетельство о Христе. Почему пришлось пострадать? Потому что проявили непослушание власти. «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога »? Деян.4:19. Вот где пролегает граница дозволенного и недозволенного. Слушаем ли мы Бога? Послушны ли мы Богу – даже если при этом нарушаем запреты власти земной. Давайте честно взглянем правде в лицо. Мы безгласны, потому что нам покой милей, чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений. И власть уже без стеснения определяет границы Царства Божьего, место Церкви. Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.

Господь Иисус Христос даёт нам наилучший пример святой жизни на земле. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ». Матф.23:24,25. Попробуйте выслушать их, как будто они обращены к вам. Для нежного слуха святого начальника, это богохульство. Эти слова так возмутили высоколобых чекистов в Иудее, что они убедили Пилата распять Иисуса. Но эти слова есть Истина, их произносит «Бог, пришедший во плоти»! Или вот Его слово, обращённое к начальникам. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну »? Матф.23:33. И ещё: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне ». Иоан.8:43-45. Такие слова произносятся в определённом состоянии. И о Христе так сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит… ». Мар.3:5. Приводя такие тексты Писания, я нахожу для себя, и для моих братьев христиан, естественным выражение критики, естественным проявление несогласия, в том числе и мирного протеста, в случае насилия, преследования, угнетения ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ». Иоан.15:13.

Почему мы, воины Христовы сдаём позиции там, где нам не дозволено сдавать, даже если для этого придётся сложить головы? Мы христиане, не претендуем на территорию государства. Мы не политическая партия. Мы не боремся за власть. Но готовы ли мы отстаивать свою власть на территорию духа? Ведь именно такое поручение нам дал наш Господь. «Идите по всем миру! Проповедуйте Евангелие царства Божьего»!

Замечу, что наша речь, наши слова, не должны быть бездумным выражением эмоций, проявлением гнева, тем более ненависти. Христианина отличала и отличает трезвость ума, свобода ото лжи, от власти временной, греховной, земной. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» . Кол.4:5,6. Как мы понимаем это пасторское наставление: «Со внешними обходитесь благоразумно»? Не кажется ли вам, что нам и в голову не приходит наша активность в отношении со внешними? И благоразумие наше скорее приспособленчество. «Моя хата с краю, я ничего не знаю». А как вам такое слово святого апостола.

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:15,16. Имея ум Христов, и имея право судить обо всём, мы естественно обязаны такие суждения выносить в публичное пространство. Или ум Христов помогает нам найти норку, в которой нам уютно и подобно «пескарю премудрому» безопасно?

Как же нам при такой мудрости исполнить повеление Господа. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ». Иез.33:8.

Человек Божий обязан рассказать людям, в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона. Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи. Кто же расскажет им об этом? Это поручение Христа. Всякий исполняющий Его поручение, есть Его ученик.

При этом, рассуждая с вами о важнейшем вопросе, о месте христианина в гражданском обществе, перед глазами моими, в сердце моём Христос, посвятивший Себя за нас, призывающий нас достигать совершенство, постигая его святой Закон.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме .

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . Матф.5:9-16.

Спрашивает Ольга
Отвечает Александра Ланц, 06.09.2010


Здравствовать вам во Христе, Спасителе нашем, Ольга!

Давайте сначала раз и навсегда убедимся в том, что любая власть, действительно, от Бога.

«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным...»()

«Славьте Господа господствующих...» () Иными словами: славьте Того, Кто господствует над всяким господином.

«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»().

«Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных»().

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает»()

Помните, как кичился своею властью Понтий Пилат? «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

Что ответил ему Иисус? «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше » ()

Павел, написавший: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» , очень хорошо знал Пятикнижие и Пророков, поэтому он вполне отдавал себе отчёт в том, что говорил.

Да, всякий царь, всякий начальствующий получил возможность начальствовать именно от Бога. Бог предписал этим людям быть управляющими над другими людьми. Библия предоставляет нам множество примеров, подтверждающих это, как и то, что...

1) Бог не предопределил ни для одной власти быть выше Него;

2) то, что люди делают с данной им властью, - это выбор людей, а не Бога;

3) то, что Бог кому-то даёт власть, совершенно не означает, что Он одобряет действия власти;

4) давая власть тем или иным людям, расставляя силы властвующих так или иначе по Своему усмотрению, Бог преследует Свою цель, которая превыше всякой цели, – спасение для Вечности тех, кого ещё можно спасти;

5) через поставленные власти, Бог поставляет людям не законы, а только способ управления в обществе, которое не желает признавать Его как Единственного Законного Правителя надо вся и всеми.

Таким образом, мы видим следующую картину...

Бог превыше всех и вся.

Всё, что Он Своею властью совершает на земле (в том числе и кого поставляет правителями), направлено в одну точку: спасти для Вечности как можно больше людей.

Возможно, для вас это звучит парадоксально, но пожалуйста, не торопитесь отбросить эту мысль. Давайте попробуем понять её. Когда человек склонен искать Бога: когда ему хорошо и удобно или когда ему плохо и тяжело? Безусловно, я соглашусь с тем, что как правило, люди, которые попадают в ужасные ситуации, склонны начинать свои поиски Правды с обвинений в адрес Творца: «Зачем Ты меня сюда завёл? Зачем Ты дал власть идиоту, который мучает меня и всю мою страну? Ты глупый и злой бог! Потому что мудрый и добрый никогда бы не позволил мне, такому хорошему, и моей такой прекрасной стране, страдать. С какой стати я буду спокойно взирать на то, что эта гадкая власть творит надо мной и моими согражданами?»

Да, Вседержитель, дающий власть Гитлерам и Иродам, хорошо знает, на что идёт, он прекрасно понимает, сколько грязи будет вылито на Него из-за этого, но Он всё же не останавливается. И слава Ему за это! Потому что именно в тяжкие времена люди получают возможность подвергнуть проверке свои жизненные установки и увидеть, действительно ли они такие добрые, пушистые и справедливые, как думают о себе. Только во времена тяжких испытаний, когда плоть наша страдает, когда мы оказываемся перед лицом смерти, мы начинаем задумываться о смысле жизни и о возможном существовании Того, Кто точно знает этот смысл.

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него » ().

Да, Бог даёт нам Хусейнов и Сталиных так же, как тех, кто в своём правлении подобны Соломону, и делает Он это для того, чтобы когда каждый из нас предстанет перед Великим Судьёй, у нас не было возможности воскликнуть: «Почему ты не стучал ко мне? Почему не наказывал меня, почему на пытался обратить моё внимание на то, что Ты – сила, и Ты – Главный во всём и вся?»

В день Суда ни у одного человека даже мысль такая не появится, потому что Бог всегда делает всё, чтобы достучаться до наших каменных сердец, до наших обросших гордостью мозгов. Даже если для этого Ему надо поставить в начальствующие Робеспьера или Берию, даже зная, что это Его действие породит реки и моря проклятий в Его адрес, Он делает это, потому что люди, за очень редким исключением (если исключения, вообще, существуют) не способны понять свою абсолютную слабость и никчёмность своей безбожной жизни, когда у них всё хорошо.

Любое Божие установление, любое Его действие, каким бы ужасным оно ни казалось нашему плотскому сознанию, всегда нацелено только по одной мишени: помочь хотя бы некоторым повернуться к Нему и начать искать спасительные ответы у Него, Того, Кто обладает абсолютной и бесконечной силой и мудростью.

Теперь, помня всё вышесказанное и осознавая, что в послании к римлянам Апостол обращаетсяк христианам , а не к властям и начальникам, давайте прочитаем слова Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ().

Дорогие друзья, называющие себя последователями учения Христа, т.е. христианами, имейте ввиду, что если вы хулите власть, при которой живёте, если вы пытаетесь бунтовать против неё, сменить её собственными усилиями, если строите заговоры и сеете в других людях недовольство властью, то вы тем самым противитесь плану, исполняя который, Бог пытается спасти от грехов и для Вечности ваших сограждан. Выступая против начальств, вы сами навлекаете на себя их гнев и, что более страшно, осуждение со стороны Бога.

Давайте поймём, что слова Павла обращены не ко всякому человеку, а к тому, кто считает себя христианином , т.е. тем, кто раз и навсегда избрал для себя быть под господством Христа.

Слова Павла не утверждают правоту того или иного правительства или того или иного закона, изданного правительством, но только мысль о том, чтобы христиане не пытались свергнуть установленную власть, не бунтовали против неё, потому что когда Бог исполнит всё задуманное по спасению для Вечности каждого отдельного человека, Он совершенно спокойно сменит всех правителей Сам, в том порядке, в то время и так, как это будет лучше для работы плана спасения ().

У настоящего христианина нет причин бояться светских властей, будь они предводимы Гитлером или Соломоном. Тот, кто реально живёт по Закону Всевышнего, кто руководится Его волей и любовью, никогда не окажется в такой ситуации, когда светские власти будут иметь право справедливо осудить его. А вот если «делаешь зло, бойся, ибо он (*представитель власти) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

Да, частенько отмстители либо пренебрегают своими обязанностями, либо узурпируют их, но Павел сейчас говорит не об этом. Он просто утверждает, что всякая власть на то и власть, чтобы наказывать людей за зло. Если ты, называясь христианом, творишь зло (скрываешь налоги, приворовываешь, распространяешь клевету и пр.), то бойся власти ().

А если творишь Добро, как дышишь, живя по заповедям Божиим, то тебе совершенно нечего бояться светский власти, потому что если она придёт разорять и убивать тебя, если она предъявит к тебе несовместимые с твоей верою условия, ты совершенно точно знаешь, что все её действия направлены, собственно, не против тебя, а против Того, Кому ты служишь. И страдаешь ты не от того, что совершал какое-то зло против установленной власти, а от того, что поставленные властвовать над тобой предались сатане настолько, что начали преследовать Христа в каждом Его ученике: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»().

Простите, что получилось так длинно, и простите за то, что только сейчас перехожу к существу вашего вопроса, но я уверена, что без тех предварительных объяснений, я в принципе не смогла бы даже попытаться сказать вам то, что сейчас собираюсь сказать.

Итак, Павел пишет: . Нам кажется, что здесь Павел требует от христиан исполнять всё, предписываемое светской властью, даже если оно противоречит Высшему Закону. Однако, Павел призывает нас быть покорным властям , а не безбожным законам, которые они могут установить.

Любая власть, которая здесь на земле устанавливает законы, говорит людям: «если не исполняешь – накажу». Видите ли вы здесь две возможности покориться власти?

Первая возможность. Начать покоряться, исполняя всё, чего она требует, даже если её законы злы и противны Богу.

Вторая возможность. Принять наказание, которое она предусмотрела для тех, кто не желает исполнять её установления. Не бунт против неё устраивать, а принять от неё наказание. Покорность? Безусловно.

Например, власть говорит: «если ты не донесёшь на своего соседа, когда он ругает правительство, то я, обнаружив это безобразие, накажу тебя несколькими годами лагерных работ в Сибири». Настоящий христианин понимает, что не может исполнить это повеление власти и продолжает жить по Закону Вседержителя, готовый в любой момент покориться наказанию от властьпридержащих... и по сути покоряется власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям...»

Или такой пример из рабовладельческих времён Америки. Тогда существовал закон, требовавший от любого человека прилагать все усилия для возвращения беглых рабов их хозяевам. При этом слово Божие недвусмысленно утверждает: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего»() Соответственно, было продумано и наказание за нарушение данного закона. Те, кто следовали Библии, покоряясь Власти Бога, как Единственного Истинного Законодателя, одновременно покорялись и светской власти, безропотно принимая от неё наказание, если она обнаруживала их «противозаконные», с её точки зрения, действия.

Христианин не станет оказывать сопротивление существующей власти, которая желает забрать у него дом, разрушить его семью, а его самого сгнобить в концлагере только потому, что он не может исполнить её, противоречащие Закону бога требования. Да, христианин должен и даже обязан помогать людям, представителям власти понять, что они поступают вопреки Высшему Закону, что они совершают неправедные действия и тем самым собирают себе на голову горящие угли на День Суда, христианин должен по мере сил и данных ему возможностей помогать начальствующим, как и всем другим людям, обратиться к Богу, чтобы быть спасёнными для Вечности, но у него нет права восставать против существующей власти с целью её свержения. Не он её устанавливал, поэтому не ему возмущаться против неё и не ему свергать.

Я отдаю себе отчёт в том, что предыдущий абзац мог снова вызвать в вас волну несогласия, ведь наше плотское существо так хочет жить удобно и спокойно, так хочет, чтобы всякий покушающийся на его благополучие, был бы наказан, а благополучие восстановлено. Но вновь прошу вас попробовать отодвинуть от себя эту волну и вспомнить пример Того, Кто всегда оставаясь верным только Закону Неба, при этом был покорен существующей светской власти, от которой и предательство и смерть Свою принял, отдав её действия на суд Того, Кто сказал: «Мне отмщение, и Я воздам!»()

Христос пострадал несправедливо и всё же не высказал сопротивления! «Он истязуем был, но страдал добровольно, не открывая уст Своих; как овца, ведён Он был на заклание, и, как агнец пред стригущими Его, безгласен, так Он не отверзал уст своих»()

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришёл лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он - хозяин. Ещё недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

II. Рассказ Ивана Босых

Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привёз корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё - уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай - весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз - Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землёй были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Пока не появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. При этом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты. Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают только нажиться, то и их подопечные поступают так же.

VIII. Жадность

Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай. Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платят подати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношению к крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некоторое время они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращённые» берут за товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждый беспокоится о себе, покупая у соседа овёс и продавая его весной за двойную цену. Были даже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровали у крестьян же.

IX. Прошлое Ивана Босых

Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются. Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность. Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри, которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены, к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас много трудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину уже не обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено - в итоге, нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому как у него домовой под крыльцом воет.

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее - все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе, являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянская и среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристают к молодым девушкам. Но первый является развращённым и пресытившимся представителем привилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годам накопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешне и физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозит невесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональными целями - так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя сами церковники бывают не так уж праведны.

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы все встало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире», он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идёт из недр самой природы. Есть ещё и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду - народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника.

Кто имеет власть над всей землёй и почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Библия разоблачает того, кто управляет человеческими правителями и мировыми державами. Книга — Думай и Богатей!

Стоит ли кто-то за всем злом?

«Я пожимал руку дьяволу»,- эти слова произнёс командующий войсками Организации Объединённых Наций в Руанде, вспоминая о том, что ему не
удалось остановить резню, произошедшую в той стране в 1994 году.

Другой очевидец тех ужасающих жестокостью событий сказал: «Если кому-то всё ещё не верится, что Сатана существует, то я хотел бы встретиться с этим человеком у одного из массовых захоронений в Руанде».

Действительно ли такие зверства дело рук Дьявола?

Большинство людей не верит, что за бессмысленным насилием стоит злое духовное создание. Многие думают, что к жестокости людей побуждает зло,
свойственное человеческой природе, и что главная причина зла - наша эгоистичная сущность.

Некоторые полагают, что группа богатых и влиятельных людей, образующих своего рода теневую сеть, уже десятилетия правит миром. Есть и те, кто во всех страданиях и несправедливости обвиняет

А что думаете вы? Почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Почему человечество упрямо идёт по пути самоуничтожения, не задумываясь о последствиях своих действий? Стоит ли кто-то за всем этим? Кто на самом деле правит землёй? Ответ может оказаться для вас неожиданным.

Кто правит этим миром?

Вам, скорее всего, не доводилось встречаться ни с одним из глав преступных организаций. Означает ли это, что таких людей нет? Авторитеты криминального мира мастерски скрывают, кто они на самом деле, и даже могут руководить преступной деятельностью, находясь в тюрьме.

Однако, читая в газетах о войнах между наркоторговцами, проституции, торговле людьми и многом другом, мы понимаем: Видя вред, который причиняют обществу руководители преступного мира, мы убеждаемся, что они существуют.

Поэтому, прежде чем мы подробно рассмотрим, что в Библии сказано о Дьяволе, давайте обсудим некоторые ошибочные мнения, которые мешают многим
поверить в то, что Дьявол - реальная личность.

1. Разве мог любящий Бог создать Дьявола?

Поскольку в Библии говорится, что Бог добрый и совершенный, кажется нелогичным, что он создал злую и порочную личность.
Вот что в ней сказано о Боге: «Он - Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он - Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4; Псалом 5:4).

Однако стоит подумать вот над чем: может ли совершенная личность, созданная Богом, поступить неправильно? Бог никого не сделал роботами, напротив, он наделил свои разумные создания свободой воли - способностью самостоятельно принимать решения.

Таким образом, они могут выбирать между добром и злом. По сути, если бы разумные создания, люди или ангелы, не имея возможности самим решать, как себя вести, всегда поступали правильно, то их поступки не имели бы никакого нравственного значения.

Разумно заключить, что Бог не стал бы давать своим созданиям свободу воли и в то же время удерживать их от злых дел, если бы они захотели их совершить. Иисус, говоря о Дьяволе: «[Он] не устоял в истине», дал понять, что тот злоупотребил даром свободы воли (Иоанна 8:44).

Как видно из слов Иисуса, тот, кто стал Дьяволом, изначально был совершенной духовной личностью и «[стоял] в истине».

Следовательно, Иегова Бог не создавал Дьявола. А то, что он наделил свои создания свободой воли, свидетельствует о его любви и доверии к ним.

Может ли совершенное создание утратить совершенство?

Совершенство, дарованное Богом разумным творениям, относительно. Хотя Адам был создан совершенным, он должен был считаться с физическими
ограничениями, установленными Творцом. Например, он не мог есть землю, камни или древесину, не причинив вреда своему здоровью. А если бы он
пренебрёг законом притяжения и спрыгнул с высокой скалы, то он бы разбился насмерть или получил серьёзные травмы.

Подобным образом ни одно совершенное создание - ни человек, ни ангел - не может выйти за рамки нравственных норм, установленных Богом, не испытав при этом пагубных последствий. Если разумное создание злоупотребляет свободой воли, (Бытие 1:29; Матфея 4:4).

2. Дьявол - слуга Бога?

По мнению некоторых, об этом говорится в библейской книге Иов. Согласно одному труду, слова Дьявола «Я бродил по земле» наводят на мысль о персидских разведчиках, которые, путешествуя, собирали сведения и доносили их царю, у которого они состояли на службе (Иов 1:7).

Но если Дьявол действительно разведчик Бога, то зачем ему нужно было объяснять Богу, что он «бродил по земле»? В повествовании об Иове Дьявол
назван Сатаной, что означает «противник», а это указывает на то, что он главный враг Бога, но никак не его слуга (Иов 1:6).

Где же берёт начало представление о том, что Дьявол - Божий слуга?

В I веке н. э. в некоторых апокрифических книгах - например, в книгах Кумранской общины «Устав» и «Книга Юбилеев» - Дьявол изображается как тот,
кто торгуется с Богом и при этом подчиняется его воле.

Историк Джеффри Бартон Рассел написал в своей книге «Князь тьмы», что, по словам протестантского реформатора Мартина Лютера, «Дьявол является
инструментом Бога, подобно ножницам или мотыге, которыми Бог обрабатывает свой сад».

Рассел пояснил, что «мотыга испытывает наслаждение, разрубая сорняки», однако она находится в руках Бога и исполняет его волю. Учение Лютера,
позднее принятое французским богословом Жаном Кальвином, задевало чувство справедливости многих верующих. Они недоумевали: как может любящий Бог не просто допускать зло, но и желать, чтобы оно происходило? (Иакова 1:13).

3. Дьявол не более чем олицетворение зла

К примеру, с кем говорил Бог, как об этом написано в Иове 2:3-6? Обращался ли он к какому-то абстрактному злу внутри Иова или он разговаривал сам с собой? Более того, стал бы Бог сначала хвалить Иова за его добродетели, а затем подвергать его испытаниям?

Приписывать это Богу - всё равно что называть его беспринципным, а не тем, в ком «нет неправедности» (Псалом 92:15).

В противоположность этому Бог не стал слушать Дьявола, который, говоря: «Протяни, пожалуйста, руку», просил его причинить Иову вред. Совершенно
очевидно, что Дьявол - это не олицетворение зла или темная сторона Божьей личности, а духовное создание, ставшее противником Бога.

Кто на самом деле правит миром?

Сегодня многие считают, что верить в Дьявола старомодно. Однако засилье зла в нашем мире иначе как существованием Дьявола не объяснить.

Кроме того, отвергнув идею о существовании Дьявола, многие отвергли и веру в Бога, а вместе с ней и

«Самая лучшая из всех выдумок дьявола,- написал Шарль Пьер Бодлер, поэт XIX века,- убедить нас в том, что его не существует». Дьявол, пытаясь заставить людей поверить в то, что его нет, поставил под сомнение существование Бога.

Если Дьявола нет, то ответственность за всё зло ложится на Бога, из-за чего многие теряют в него веру. Разве не этого добивается Дьявол?

В Библии объясняется: «Бог этой системы вещей ослепил умы [неверующих], чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе, который есть
образ Бога» (2 Коринфянам 4:4).

Остался один важный вопрос: как Бог поступит с Дьяволом, который стоит за всем злом и страданиями?

Тайный правитель мира разоблачён

Согласно многим переводам Библии, выражение «злые духовные силы» указывает не на какое-то абстрактное зло, а на могущественных нечестивых
духовных личностей.

В некоторых переводах это выражение передано как «злые духи на небесах» (перевод епископа Кассиана) и «духовные силы зла в небесном мире» (Радостная Весть).

Следовательно, Дьявол правит миром посредством других мятежных ангелов, «покинувших подобающее им жилище» (Иуды 6).

Из пророческой книги Даниила видно, как эти «правители мира» с древних времён осуществляют свою власть. Беспокоясь о благополучии соплеменников, которые в 537 году до н. э. вернулись в Иерусалим из вавилонского плена, пророк Даниил три недели молился о них. Ангел, посланный Богом утешить пророка, объяснил, почему не смог прийти раньше. Он сказал: «Князь царских владений Персии противостоял мне двадцать один день» (Даниил 10:2, 13).

Кем был этот «князь» Персии? Очевидно, что ангел не говорил о персидском царе Кире, который благосклонно относился к Даниилу и его народу. Более того, разве мог обычный человек противостоять духовному созданию три недели, если однажды ангел всего лишь за ночь уничтожил 185 000 воинов? (Исаия 37:36).

Этим враждебным «князем» Персии мог быть только приспешник Дьявола, то есть демон, которому была дана власть над Персидской империей. Затем Божий ангел сказал, что ему предстоит снова сразиться с «князем Персии», а также с другим демоном, «князем Греции» (Даниил 10:20).

Какой из этого можно сделать вывод? Невидимые «правители мира», демоны-князья, на самом деле существуют. Они подчиняются своему повелителю,
Сатане Дьяволу, и правят миром, поделённым между ними. Какую цель они преследуют?

Правитель мира показывает своё истинное лицо

В последней книге Библии, Откровении, апостол Иоанн описывает, как Иисус, архангел Михаил, одерживает победу над Дьяволом и демонами. Далее он
объясняет, какими ужасными последствиями для земли оборачивается их изгнание с неба: «Горе земле… потому что к вам сошёл Дьявол в сильном гневе,
и он знает, что у него остаётся мало времени» (Откровение 12:9, 12).

В чём проявляется сильный гнев Дьявола?

Подобно тому как многие закоренелые преступники следуют принципу «властвуй или губи», Дьявол и демоны, обречённые на уничтожение, настроены погубить землю и людей.

Зная, что его время коротко, Сатана пользуется одной из основных составляющих нынешней системы вещей, большим бизнесом, чтобы насаждать
потребительский настрой, который ведёт к истощению природных ресурсов и разрушению окружающей среды, а это угрожает существованию человечества
(Откровение 11:18; 18:11-17).

Кроме того, , присущая Дьяволу, отражается в политике и религии. В книге Откровение политические
державы изображаются зверями, которым Сатана дал «великую власть».

С тех пор Дьявол знает, что до его уничтожения осталось мало времени. Хотя весь мир лежит в его власти, миллионы людей не введены в заблуждение его отчаянными попытками подчинить их своей воле.

Библия открыла им глаза на его истинную сущность и умыслы (2 Коринфянам 2:11). Они черпают утешение в словах апостола Павла: «Бог же, дающий мир, вскоре сокрушит Сатану под вашими ногами» (Римлянам 16:20).

«О прежнем больше не будут вспоминать»,- написано в Библии (Исаия 65:17).

Какое облегчение испытают все, кто освободится от власти тайного правителя этого мира!

Смотрите полезное видео

Эдуард Николаевич Успенский

«Власть земли»

I. Иван Босых

Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришёл лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он — хозяин. Ещё недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

II. Рассказ Ивана Босых

Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привёз корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землёй были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Пока не появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. При этом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты. Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают только нажиться, то и их подопечные поступают так же.

VIII. Жадность

Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай. Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платят подати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношению к крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некоторое время они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращённые» берут за товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждый беспокоится о себе, покупая у соседа овёс и продавая его весной за двойную цену. Были даже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровали у крестьян же.

IX. Прошлое Ивана Босых

Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются. Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность. Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри, которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены, к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас много трудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину уже не обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено — в итоге, нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому как у него домовой под крыльцом воет.

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе, являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянская и среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристают к молодым девушкам. Но первый является развращённым и пресытившимся представителем привилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годам накопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешне и физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозит невесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональными целями — так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя сами церковники бывают не так уж праведны.

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы все встало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире», он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идёт из недр самой природы. Есть ещё и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду — народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника. Пересказала Юлия Шафранская

Иван Петров, прозвище «Босых», приходит к рассказчику повести попросить денег на выпивку, чтобы опохмелиться, Он был хозяином хорошего и крепкого хозяйства, но начал много пить, бить свою жену и перестал заботиться о детях.

Объяснением пьянства, по словам Ивана, стала «воля». Ранее он не пил, но, заимев немного денег и семью – разбаловался. Выходит, что хорошая жизнь делает из человека свинью? Крестьянский народ построен таким образом, что находит себя в тяжелом труде и постоянной работе. Иван также, занявшись работой, возвращался к нормальной человеческой жизни и приобрел здоровый внешний вид. Простые рабочие зарабатывают больше крестьян и учителей. Это приводит к пьянству.

Власть земли способна удержать крестьянина крепко стоящего на ногах. Человек зависит от продукта своего труда. Если лишить человека кусочка земли, он обнищает и станет бесполезным и жалким существом. И даже, умирая, крестьянин всегда вспомнит о земле, на которой когда-то работал.

Русский народ прошел множество испытаний и воин, но земля всегда помогала выжить. Место для интеллигенции отводится особое. Она не дает простым людям слиться с природой воедино и жить, соблюдая лесные законы. Эта истина отражена в легенде о Николае и Касьяне. Крестьянский календарь имеет для народа большое значение, и несет в себе множество примет и обычаев.

Рассказчик видит положительные стороны в крепостном праве. Люди имели тесную связь с землей, а хозяева обращались с людьми благоразумно. Теперь же мужиков избивают розгами. Очень жестоко это делают крестьяне ставшие старостами, осуществляя, таким образом, месть за свои побои.

Помещик Сютаев осквернял такие методы, но его мнение разделяли единицы. Жадность крестьян берет свое начало в воровстве у своих же «соратников».

Иван Босых относится к разряду людей, на котором наживаются другие. Босым прозвали его потому, что семейство походило из богатырей, не боявшихся выйти босиком на мороз. Теперь все стало по-другому. Трудные финансовые проблемы стали причиной выпивок. Но теперь он стал бояться, ведь под крыльцом у себя увидел воющего домового.

Воинская повинность обостряет состояние людей. Семьи по одному приказу могут лишиться кормильца. Все было проще ранее. Крепостное право не было правильным, но имело в себе грамотные порядки.

Природа человека довольна умна. Имея в деревне не уважаемого учителя, мужики перестали платить в школу сбор. Требования к обучению высоки, потому и оплата должна быть соответствующей. Люди способны отличать добро от зла, такова их христианская сущность.

Проблемы одного характера порождают другие. Так же и пьянство берет истоки в вопросах с землей. Вся жизнь простых крестьян зависит от власти земли. Нужно дать человеку работу и в его жизни появится ответственность за себя и свою семью. Личность должна быть частью чего-то большого, в данном случае крестьянин – это неотъемлемая часть огромной матушки-земли. Этот смысл пытались олицетворять многие писатели, включая Толстого. Такова человеческая природа, порождающая народную интеллигенцию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»