ПравоСлавие. Как появлялись исторические мифы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Так как православие является одним из направлений христианской религии. Учение христианства основывается на жизнеописании Иисуса Христа, изложенного в Библии. Христианство состоит из нескольких течений, самым крупным из которых является православие.

В чем суть православия

Разделение христианской церкви произошло в 1054 году и с тех пор православие развивается как самостоятельное религиозное направление наряду с католицизмом и протестантизмом. В настоящее время православие наиболее распространено на Ближнем Востоке и Восточной Европе. Православное население преобладает в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Югославии, Греции. Количество приверженцев православия насчитывает около 2,1 млрд.

В число православных церквей входят независимые друг от друга Русская, Грузинская, Сербская и другие церкви, которыми управляют патриархи, митрополиты, архиепископы. Мировая православная церковь не имеет единого руководства, а ее единство проявляется в вероисповедании и обрядах.

Что такое православие и его догматы изложены в решениях семи Вселенских соборов. К основным можно отнести:

  • единство Бога (монотеизм);
  • исповедание Святой Троицы (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа);
  • единение божественного и человеческого начала в сущности Иисуса Христа;
  • признание искупительной жертвы Христа.

Чем отличается православие от католицизма и протестантизма

В отличие от православия католические церкви, разбросанные по всему миру, имеют единого главу - Папу Римского. Несмотря на единое вероучение, обряды внутри различных церквей могут отличаться. Протестанты, как и православные, не имеют единого главу Церкви.

Православная церковь считает, что Дух Святой исходит от Отца, а католическая и протестантская - от Отца и Сына.

В католической церкви существует догмат о чистилище - состоянии, в котором души умерших готовятся к раю. В православии есть схожее состояние (мытарство), откуда можно попасть в рай через молитвы за душу православных.

Один из догматов католической церкви - признание Непорочности Девы Марии. В православии, несмотря на святость Богородицы, считается, что она имеет первородный грех. Протестанты вообще отказались почитать Пресвятую Богородицу Деву Марию.

Протестанты отвергают все священнодействия, а роль священников у них выполняет пастор, который по своей сути является лишь оратором и администратором общины.

Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.

Возникновение и развитие православия

Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.

Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.

Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.

Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.

Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.

Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.

Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.

Принципы и мораль православия

Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).

Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.

Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.

Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:

  • Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
  • Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
  • Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
  • Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
  • Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.

В чем различие между православием и католицизмом?

Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.

Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:

  1. Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
  2. Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
  3. Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
  4. Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
  5. В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
  6. Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
  7. Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
  8. Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.

Сосуществование православия к других религий

Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.

  1. Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
  2. Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
  3. Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.

Православие сегодня

Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.

Православие – это сложившееся в Византии христианское вероучение, одна из главных мировых религий. Православие воплощает каноны восточно-христианской церкви, в отличие от католицизма, сформировавшегося как западное направление христианства.

Название «православие» происходит от греческого «ортодоксия» (оrtho – прямой, правильный, doxa – суждение, слава) и означает «правильное служение». Оформилось православие в первом тысячелетии в Константинополе, который на то время был столицей восточной Римской империи.

Сегодня количество православных в мире составляет около трехсот миллионов человек. Самое широкое распространение православие получило в России, в балканских странах, в странах восточной Европы. Однако православные общины есть и в азиатских странах – Южной Корее, Японии.

Православные – верующие, которые придерживаются канонов православия. Они верят в Отца, Сына и Святого Духа (в Бога-Троицу) и считают, что все три ипостаси Бога находятся в неразрывном единстве. Они также верят, что изначально Всевышний создал безгрешный мир, а первородный грех совершили Адам и Ева. Этот грех впоследствии через земную жизнь и страдания искупил Иисус Христос – сын Божий.

Церковная иерархия

С организационной точки зрения православная церковь – это сообщество множества поместных церквей. На своей территории каждая такая церковь пользуется независимостью и самостоятельностью. На сегодняшний день насчитывается четырнадцать церквей, называемых автокефальными – например, Греческая, Болгарская, Константинопольская.

Церковь православные воспринимают как некий организм, который объединяет верующих Законом Божьим, Святым духом, Таинствами. В церкви установлена иерархия: территории поделены на епархии, каждую епархию возглавляет епископ, который может осуществлять рукоположение священнослужителей (то есть посвящать их в сан).


Выше по иерархии православия находятся архиепископы и митрополиты. Самая же высокая иерархическая ступень – патриарх. Если идти, словно по ступеням, в обратном направлении, то ниже епископов будут пресвитеры. Это священники, которым позволено совершать , кроме рукоположения. Еще ступенью ниже – дьяконы, не совершающие таинств и лишь помогающие в этом епископам и пресвитерам.

Все духовенство в православии делится на черное и белое. Черное духовенство представляют давшие обет безбрачия монахи. Дьяконы в черном духовенстве называются «иеродиаконы», а священники – «иеромонахи». Именно представители черного духовенства становятся епископами. Белое же духовенство – это священники и дьяконы, которым можно иметь семьи.

Принципы православия

Один из основных принципов православия – обретение подлинной свободы от страстей и грехов. Считается, что страсти порабощают человека, а обрести спасение он может под действием Божией благодати. Для этого необходимо приложить усилия на духовном пути, для чего нужно иметь свободное соизволение верующего.

Человек может обрести спасение двумя путями: или посвятив себя служению семье и ведя благочестивый образ жизни. Монахи уединяются, отрекаются от мира и становятся на особый путь служения Богу. Семья же в православной системе ценностей играет очень важную роль, неслучайно ее называют «малая церковь».


Православные стараются жить согласно Священному Преданию, которое включает в себя Священное Писание, толкования Писания от святых отцов, сочинения святых отцов, богослужебные тексты, труды писателей-подвижников, посвященные духовной жизни и деяниям святых. Кроме того, православные чтут заповеди, самые популярные из которых – «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй».

Отношения между духовной и светской властью в православии и католицизме строятся по-разному: католики строго выступают за церковный иммунитет. Папа Римский, глава католической церкви, обладает собственной суверенной светской властью. В православии такого строгого разграничения нет. Православные, в отличие от католиков, не признают догмат о непогрешимости Папы и его главенство над всеми христианами.

В отношении власти православие всегда занимало однозначную позицию: вся власть – от Бога. И даже в те времена, когда церковь подвергалась гонениям от государства, православные молились за здравие царя и почитали его власть, как данную Богом.

Православные таинства

В православии есть ряд таинств. В их числе крещение – обряд приобщения человека к церкви, возможность начать чистую, безгрешную жизнь. Крестят людей обычно в младенчестве, но могут принять крещение и взрослые, осознанно выбрав себе крестных отца и мать.

За крещением следует миропомазание, во время которого верующему передают благословение и Святые дары. Это должно укрепить крещеного в духовной жизни. Евхаристия, или Благословение, означает приобщение человека к Богу.


Еще одно церковное таинство – елеосвящение, в процессе которого тело мажут освященным маслом (елеем), чтобы избавить человека от недугов. Исповедь – таинство, позволяющее очистить душу от греха; таинство покаяния совершается, если человек искренне раскаивается в совершенных грехах.

Таинство соборования обычно совершается перед смертью и означает прощение всех совершенных человеком когда-либо в жизни грехов.

(12 голосов : 3.58 из 5 )

Петр А. Бориц

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

От автора

XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и достиг высокого уровня цивилизации. Можно сказать, что мы живем в такое время, когда весь мир объединен. Не существует больше отдаленных мест, до которых надо было добираться месяцами. Мы уже не говорим, как это было в прошлом, о Востоке и Западе, как о разделенных многими километрами. Сейчас между ними не существует расстояния. Люди стали легко знакомиться и также легко общаться с людьми другой национальности и религии. Такая легкость в общении, братание и дружба, отличающие современного человека, вне сомнения, являются обнадеживающим признаком прогресса, достигнутого человеком.
Тем не менее, в сфере духовной возникают малые и большие проблемы. Многие иностранцы (обычно католики и протестанты), посещающие Грецию и ее известные памятники, среди которых есть христианские памятники (Святая Гора, Метеора и т.д.), которыми восхищаются уже несколько веков, спрашивают с сомнением:
— Неужели это тот Христос, Которому мы и вы поклоняемся? Что разделяет нас?
Что такое Православие, которое вы так преданно защищаете?
На страницах этой книги мы попытаемся кратко, но вразумительно ответить на следующие вопросы:
1. Что такое Православие?
2. Что является причиной схизмы между Церквями?
3. Какие еще есть различия между Церквями, разделяющие их и по сей день?
4. Каковы предпосылки для истинного и Божественного единения?

I. Что такое ?

1. Главенство Папы

Мы уже говорили, что каждая поместная Церковь была самоуправляема и отвечала за свою область. Кафолическая Церковь никогда не наделяла епископа большой провинции правом вмешиваться в дела другой церкви. Церковь признавала только первенство чести, т.е. кому сидеть или быть поминаемым первым на соборе. Так, II Вселенский Собор своим 3-им правилом определил, что епископ Константинополя имеет «первенство чести после епископа Рима, т.к. Константинополь – это новый Рим». Церковь признает только первенство чести и старшинства, но не первенство власти над другими епископами Церкви. Таким образом и в таком духе Церковь поступала первые восемь веков.
Однако в IX веке папа Николай I (858- 867 гг.), удивляя не только епископов Востока, но даже и Запада, пытался объявить себя «высшей властью Церкви и всего мира по божественному праву». С такими монархическими настроениями папа делал попытку вмешаться в сугубо международный вопрос Константинопольской Церкви в годы патриаршества Фотия и Игнатия. Конечно, Константинопольская Церковь не оставила без внимания эти монархические и противоцерковные настроения папы, но, к сожалению, папа и его богословы не отказались от нововведений Западной Церкви. И хотя православие осталось верным догматам, которые выработали святые отцы Церкви и Вселенские Соборы, западники стали называть православных отступниками.
Итак, первый удар по единству Церкви был нанесен нововведениями и монархическими настроениями папы. Пренебрегая тем, что главой Церкви является только Тот, Кто принес Себя в жертву, Господь Иисус Христос, Кого Отец «поставил выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (), папа захотел стать видимой главой Церкви и иметь высшую власть; он даже объявил себя «преемником апостола Петра, который был верховным главою апостолов» и «наместником Христа на земле». Но это учение абсолютно противно духу Библии и отцов Церкви, единственным основанием этого учения является эгоистическое и абсолютистское настроение папы, его желание стать лидером и деспотом, судьей и верховным правителем всего мира.
Действительно, какое противоречие между папой и Тем, Кто основал религию, чьим наместником папа предполагает стать, Кто объявил, что «Царство Мое не от мира сего» (; 36), и «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (; 26). Эта оппозиция папы букве и духу Священного Писания указывает на его удаление от истины, как ее выражает Церковь, это удаление ставит папу вне Церкви.
Изучая древних отцов Церкви и деяния Вселенских Соборов первых девяти веков, полностью убеждаемся, что епископ Рима никогда не наделялся высшей властью и не считался непогрешимой главой Церкви. Да, каждый епископ – это глава своей поместной Церкви, который подчиняется только указам и решениям Церкви, единственно непогрешимой. Только наш Господь Иисус Христос есть Вечный Царь и Бессмертная Глава Церкви, потому что «Он есть Глава тела Церкви» (;18), Который также сказал Своим божественным ученикам и апостолам «се, Я с вами во все дни до скончания века» (; 20).
В Священном Писании апостол Петр, которого паписты считают основателем Римской Церкви и первым епископом, ссылаясь на псевдо-Клементины (апокрифические книги 2-го века), принимает участие на Апостольском Соборе в Иерусалиме как равный среди равных, а в другом случае даже подвергается резкому обвинению со стороны апостола Павла, как видим из послания к Галатам.
Более того, сами паписты прекрасно знают, что строка из Евангелия, на которой они строят свое утверждение «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (; 18), – в первые века объяснялась Церковью совершенно иначе и преданием, и святыми отцами. Камень, на котором Господь построил Свою Церковь, которую не одолеют врата ада, понимается метафорически, как правдивое исповедание Петром Господа, что Он есть «Христос – Сын Бога Живаго» (; 16). На этом исповедании и вере остается незыблемой спасительная проповедь Евангелия всеми апостолами и их преемниками. Также и апостол Павел, восхищенный на небеса, объясняя эти божественные строки, по наитию Святого Духа, говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем… Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ().
Святые отцы, твердо стоявшие на апостольском Предании, не могли и думать о первенстве апостола Петра и епископа Рима; не могли они дать и иного, неизвестного Церкви, объяснения этим строкам Евангелия, кроме истинного и правильного; не могли они и произвольно, сами от себя, придумать новый догмат о чрезмерных привилегиях епископа Рима как преемника апостола Петра, именно потому, что Римская Церковь была основана не апостолом Петром, чье апостольское служение в Риме не подтверждено, но вдохновенным апостолом Павлом, чье апостольское служение в Риме известно всем.
Божественные отцы, относясь к епископу Рима только как к епископу столицы Империи, отдавали ему только преимущество чести, как первому среди равных; это же преимущество чести, затем было дано епископу Константинополя, когда город стал столицей Римской Империи, как об этом говорится в 28-м правиле IV Вселенского (Халкидонского) Собора: «Также определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, и 150 боголюбезнейших епископов представили равные преимущества святейшему престолу нового Рима». Из этого правила совершенно очевидно, что епископ Рима равен по чести епископу Константинополя и другим епископам Церкви, ни в этом правиле, ни в каком другом нет и намека на то, что отцы считали епископа Рима главой всей Церкви, непогрешимым судьей епископов других независимых и самоуправляемых церквей, преемником апостола Петра или наместником Иисуса Христа на земле.
«Каждая Церковь, как на Востоке, так и на Западе, была абсолютно независима и самоуправляема во времена семи Вселенских Соборов. Епископы восточных Церквей и епископы Церквей Африки, Испании, Галии, Германии и Британии вели дела с помощью поместных соборов без вмешательства епископа Римской Церкви, не имевшего на это права. Он также, как и остальные епископы, подчинялся и исполнял указы соборов. Но по важным вопросам, на которые необходимо было благословение Вселенской Церкви, обращались к Вселенскому Собору, который был и есть единственной высшей инстанцией Вселенской Церкви.
Таковой была древняя конституция Церкви. Ни один из епископов не претендовал быть монархом Вселенской Церкви; и если иногда подобные заявления Римских епископов доходили до абсолютизма, чуждого Церкви, то должным образом порицались. Следовательно, утверждение папистов, что до правления великого Фотия имя Римской кафедры считалось святым в христианском мире, и что и Восток, и Запад единодушно и без противления подчинялись Римскому первосвященнику как законному преемнику апостола Петра, и, соответственно, наместнику Иисуса Христа на земле, – является неверным и ошибочным…
За девять столетий Вселенских Соборов Восточная Православная Церковь никогда не признавала чрезмерных притязаний епископов Рима на главенство, и, следовательно, никогда им не подчинялась, как об этом свидетельствует история Церкви…
Известный патриарх Фотий, достойный священник и светило Константинополя, защищая независимость Церкви Константинополя во 2-й половине IX века и предвидя предстоящее отступление от церковной конституции на Западе и отпадение Западной Церкви от православного Востока, сначала в мирной форме пытался избежать опасности; но епископ Рима, Николай I, своим неканоничным вмешательством в дела Востока, за пределами своей митрополии, попыткой подчинить себе Константинопольскую Церковь довел отношения Церквей до печальной грани разделения» .
Духоносные отцы, убежденные, что история, направляется Богом, а Церковь направляется Христом, никогда не искали политической власти. Желая сохранить сокровище веры, они претерпевают гонения, ссылки и даже мученичество. Они никогда не приносили в жертву свою веру ради временной славы и власти этого мира. А папство, наоборот, в погоне за славой и властью, уподобилось князьям этого мира и, следовательно, потеряло ревность к догматам Церкви и истине Нового Завета, отпало от Церкви и Божией благодати.
Святой Марк Ефесский сказал следующее: «Мы относились бы к папе также, как к патриарху, если бы он был православным».
Даже известные богословы Запада, например, Ганс Кюнг, опровергают главенство и непогрешимость папы (газета «Бостон Санди Глоуб», 16 ноября 1980 г.).
Если правда то, что Господь Иисус Христос поставил апостола Петра над всеми святыми апостолами, то почему на Апостольском Соборе в Иерусалиме председательствовал апостол Иаков, а не Петр? И почему преобладало мнение апостола Павла, хотя он был крещен апостолом Петром?
Кроме этого, не подлежит сомнению исторический факт, что основателем Римской Церкви был апостол Павел, а не Петр. Факт, что апостол Петр проповедовал в Риме, не дает папе права главенства.
Также известно, как об этом говорится в Священном Писании, что апостол Петр долгое время жил в Антиохии, проповедуя христианам. Почему бы не отдать привилегию первенства епископам Антиохии? Неужели из этого не очевидно, что требования папы признать его как преемника апостола Петра основываются не на Священном Писании, но представляют собой всего лишь его монархические устремления, что так противно не только духу, но и букве Библии?
Ни один из апостолов не требовал главенства и особого положения среди других апостолов, тем самым принижая их и считая подчиненными себе. Потому что они хранили дух Христа, Который учил смирению и простоте.
Папа, наоборот, отказываясь от духа Христа и теряя его благодать, требует первенства, забывая слова, сказанные Христом апостолам Иоанну и Иакову, когда они просили Его о первых местах: «Не знаете, чего просите…» (; 38).

2. Филиокве

Итак, с требованием папы признать его высшим судьей и монархом, наместником Христа на земле, по единству Церкви был нанесен первый удар. Но если кто-то удаляется от истины, производит нововведения, служит своему эгоизму и своим амбициям, то он удаляет от себя Божию благодать. Первые восемь веков Церковь на Востоке и Западе хранила единство веры, но неожиданно Запад стал вводить новшества, новые догматы и извращать истинную веру. Их первой ошибкой и ересью, удалением от догматов, выработанных святыми отцами, стало прибавление «филиокве» к Символу Веры.
«На II Вселенском Соборе обсуждался этот вопрос и употребление в Символе Веры слова «исходящий» для описания особенности проявления Святого Духа. Бог-Отец не рождается, т.е. Он не происходит ни от кого; Сын рождается от Отца. Святой Дух не рождается, но исходит от Отца. Бог-Отец – причина, Сын и Дух – произведение причины. Бог-Сын и Бог-Дух Святой отличаются тем, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца.
Весь догмат о Троице может быть разделен на простые утверждения:
1. Единосущие Святой Троицы есть единосущность и тождество всех Трех Лиц или Ипостасей.
2. Ипостасность, т.е. Лица Святой Троицы различаются по Их свойствам или способу проявления, что является индивидуальным и принадлежит только одному Лицу, или Ипостаси Святой Троицы» .
Латиняне утверждают, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына», ссылаясь на учение бл. Августина «что имеет Отец, имеет и Сын».
Отвечая на этот аргумент, св. Фотий говорит: «Если Сыну принадлежит то, что принадлежит Отцу, то обязательно должно принадлежать и Святому Духу…, а если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, т.е. Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины; этого не измышляли в своих мифах даже древние греки».
Следуя учению бл. Августина, франкская богословская традиция добавила «филиокве» в Символ Веры, хотя так называемый Великий Свято-Софийский Собор в 879 г. осудил тех, кто или добавит, или убавит в Никео-Константинопольском Символе Веры, а также осудил тех, кто не принял VII Вселенский Собор.
Папа Иоанн написал св. Фотию послание, в котором о «филиокве» говорится, как о чем-то новом, прежде не употреблявшемся Римской Церковью и что резко осуждалось.
Сам папа Иоанн принимал осуждение «филиокве» Свято-Софийским Собором не только как дополнение к Символу Веры, но и как учение.
Папа Агапит также писал в послании: «Веруем в Бога-Отца и Его Единородного Сына, и Святого Духа, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, со Отцом и Сыном споклоняема и славима».
Согласно 7-му правилу Ефесского Собора и изложению веры, как это было принято на 1-м Вселенском Соборе, Церковь строго запрещает употребление других символов веры, кроме Никео-Константинопольского, а в случае прослушания: епископ – «да будет низложен», клирик – «да будет извержен из клира».
Отцы IV Вселенского Собора (Халкидонского), читая Символ Веры, сказали: «Этот святой Символ Веры достаточен для полного знания истины, так как содержит полный догмат об Отце, Сыне и Святом Духе».
Даже св. Кирилл, чьи учения были неправильно поняты латинянами, которые использовали его учения, чтобы оправдать «филиокве» к Символу Веры, писал: «Запрещаем всякое изменение в Символе Веры, принятом святыми Никейскими отцами. Не позволяем нам или кому-либо изменять или опускать слово или слог в этом Символе Веры».
В другом месте св. Кирилл подчеркивает: «Святой Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, запретил введение в Божию Церковь всякого исповедания веры, кроме одного существующего, переданного нам святыми отцами, через которых говорил Святой Дух.»
Богословы Запада неправильно объяснили учение св. Кирилла, заключенное в словах: «хотя Святой Дух исходит от Отца, Он все же не чужд и Сыну, потому что то, что есть у Отца, есть и у Сына».
Папа Агапит также писал греческому императору: «Римская Церковь придерживается догматов веры, установленных пятью Вселенскими Соборами и особо заботится о сохранении всего, что определено канонами, ничего не дополняя и не сокращая, о сохранении в целости слов и мыслей».
Необходимо помнить, что все, присутствовавшие на II Вселенском Соборе, выслушав Символ Веры, сказали: «Мы все верим в это; мы думаем также. Это – вера апостолов, это – правильная вера… Кто не принимает эту веру – да будет отлучен.»
Даже в Римской Церкви долгое время после VII Вселенского Собора Символ Веры читался без «филиокве». Именно в этой форме, без приписки, папа приказал написать Символ Веры на серебряных досках на греческом и латинском языках и поставить их в церкви св. апостола Петра в Риме.
Необходимо отметить также, что древнейшие латинские копии деяний Вселенских Соборов не содержат дополнения к Символу Веры.
Отцы последующих Вселенских Соборов приняли и подтвердили Символ Веры в той форме, в которой он был принят двумя первыми Вселенскими Соборами, и изменения не вносились. Они запретили делать приписки к Символу Веры даже в случае необходимости.
Отцы Церкви не допустили даже добавления слова «Богородица» в Символ Веры, хотя понятие, выражаемое этим словом – ничто иное, как краткое объяснение догмата, содержащегося в Символе Веры. Это дополнение само по себе было полезным и необходимым для опровержения учения несториан.
Все подобные дополнения к Символу Веры, даже если это было объяснение, соответствующее истине, были строго запрещены после Ефесского Собора.
Так, греки, следуя указаниям Соборов и увещеваниям святых отцов, не могли допустить «филиокве» в Символе Веры как правильное и законное. Как отдельная церковь могла дерзко требовать для себя право на какое-либо дополнение к Символу Веры, если это запрещено Соборами даже Церкви кафолической?
Отцы Церкви и исповедники веры были готовы ради Христа и Его Благовествования положить свою душу, тело, пролить кровь, отдать все, что у них есть, потому что «в вопросах веры не должно быть ни уступок, ни колебаний».
Заслуживает внимания и тот факт, что даже император Византии сказал, что «латиняне оспаривают очевидное и побуждают греков согласиться с тем, что анафемировали Вселенские Соборы. Разве это не попытка заставить Единую Святую Соборную Церковь противоречить самой себе?»
Немаловажно, что все догматы были провозглашены на греческом языке, а затем переведены на латинский.
Св. сказал, что «Святой Дух исходит только от Отца и больше ни от кого». Если Дух исходит от Лица, Которое есть Отец, то выражение «ни от кого больше» показывает, что Дух не исходит от другого Лица.
Св. говорит: «все, что есть у Отца, есть и у Сына, кроме причинности».
Слово «исходящий» введен в Символ Веры как параллель слову «рожденный», оба слова означают причинные отношения с Отцом, но не энергию или делегирование.
Св. Максим также писал Марину, что римляне на Западе принимают (догмат), что причиной исхождения Святого Духа является только Отец, а не Сын.
Мы не должны забывать и о том, что когда латиняне настаивали, что «филиокве» станет усовершенствованием того, что являлось правильным, но незаконченным догматом о Святой Троице, папа Лев предупреждал, что когда кто-нибудь пытается улучшить уже существующее хорошее, то он должен быть уверен, что, улучшая, не испортит . Он подчеркивал, что нельзя ставить себя выше отцов Соборов, не принявших «филиокве» не по недосмотру, не по своему невежеству, но по божественному вдохновению. Эта богословская позиция совпадает с мнением папы Адриана I (772- 795 гг.), а также с отношением Толедского Собора к «филиокве», на котором это добавление к Символу Веры не упоминалось.
Тем не менее, раскол между Церквями произошел, и причиной этого стало то, что последующие папы настаивали на своем еретическом учении о «филиокве», а это было ничто иное, как неправильное понимание первенства чести среди прочих равных. Любому добросовестному исследователю совершенно очевидно желание Восточной Церкви следовать вере отцов и сохранять единство веры, т.е. сохранить Православную Церковь – Истину, – потому что вне ее нет спасения.
Православная Церковь – это истинная Церковь Христа, которая несет на себе Его раны и не идет на компромиссы в вопросах веры, не добивается власти над миром и славы, но остается в простоте и смирении, как ее Основатель. А Западная Церковь, наоборот, стремясь к временной славе и власти над миром, приносит в жертву все, что связывает ее с Преданием и истинной Церковью, вводит новые догматы и концепцию о мировом и гуманном значении христианства, и тем самым сбивается с пути, указанного Христом, – пути святости и обожения.
Как может сохраниться единство Церкви и веры, если Западная Церковь постоянно пытается «по божественному праву» вмешиваться во внутренние дела Восточной Церкви и, более того, дополняет или сокращает догматы Вселенских Соборов, по праву никому не принадлежащему?
Существенно и то, что паписты никогда не обвиняли православных в еретических учениях. Ересь – их собственная и исключительная привилегия. Основное обвинение, которое было предъявлено Православию, заключается в том, что оно не принимает учений Запада. Это свидетельствует о том, что Православие всегда оставалось верным Преданию и вере, переданной от первой апостольской Церкви. Паписты, наоборот, отрезав себя от тела Церкви, все больше, стали совершать догматические ошибки, углубляя трещину между Церквями.

III. Каковы другие расхождения между Церквями, разделяющие нас сейчас?

1. Непогрешимость

Как уже было сказано, Восточная апостольская Церковь верует, что Христос есть истина («Я есть путь, истина и жизнь»), которая выражается через Церковь, являющуюся Его телом. Апостол Павел сказал ясно, что Церковь «есть столп и утверждение истины» (; 15). Истина, переданная нам Христом, сохраняется и выражается Церковью Христа. Русский богослов прот.С.Булгаков сказал, что «непогрешимость принадлежит Церкви». Отцы Церкви никогда не доверяли себе или отдельной личности, наделенной властью, так как и великие отцы ошибались в некоторых вопросах или отклонялись от единомыслия с верными. И поэтому они доверяли только Церкви, ее Вселенским Соборам.
Даже обещание Христа, «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (; 20) доказывает, что Христос присутствует не там, где один человек принимает решение, но когда собираются двое или больше и просят божественного просвещения. Нигде в Новом Завете не сказано, что Христос наделяет некую отдельную личность привилегиями и правами, это не сказано и об апостоле Петре, чьим исключительным преемником предполагает себя папа, но, наоборот, говорится о соборности.
Хотя Римская Церковь уклонилась от Православия несколько веков назад, но только в XIX веке, к удивлению христианского мира, она объявила, что епископ Рима непогрешим.
Православная Восточная Церковь не знает на земле ни одного человека, который был бы непогрешим, кроме Сына и Слова Бога, ставшего Человеком. Даже апостол Петр трижды отрекся от Господа, а апостол Павел дважды обвинял его в уклонении от истины Евангелия.
Когда встал вопрос, соблюдать ли христианам установления, данные пророком Моисеем, что сделали апостолы? В Деяниях говорится: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (; 6). Они не спрашивали совета у апостола Петра, как у единственного носителя истины и наместника Христа на земле, каким хотел бы видеть его папа, но они созвали собор, на котором присутствовали апостолы и пресвитеры. Такое поведение апостолов заслуживает особого внимания, потому что они знали Господа в дни Его земной жизни, от Него узнали спасительную правду Евангелия, были напитаны божественным вдохновением, и в День Пятидесятницы были крещены Святым Духом.
Неужели это не является доказательством, что истина объявляется только Церковью, и что только Церковь должна решать вопросы о спасении ее членов.
Не богохульство ли это: ставить папу выше синода, – ведь даже апостолы не требовали этой привилегии?
Нужны ли еще доказательства, что папа пришел к этому из-за своего надменного самомнения, абсолютизма и отрицания истинного духа Евангелия и тем самым впал во множество ересей? Может ли христианин сомневаться, что папа совершает ошибку, уклоняется от истины, когда настаивает на своей непогрешимости?
Вспомним, какими словами апостолы выразили результаты своего Собора: «Изволися Святому Духу и нам» (; 28), т.е. Святой Дух присутствовал при обсуждении вопросов и направлял мысли членов Собора, беседовавших как равные среди равных. Ни один из них не претендовал на непогрешимость или первенство, чего так настойчиво требует папа, подтверждая этим, как сильно он уклонился от духа и предания апостолов.
Непогрешимость папы отрицается не только православными, но и известными католическими богословами, например, Ганс Кюнг отказывается принять первенство и непогрешимость папы (газета «Бостон Санди Глоб», ноябрь 16, 1980). Даже собор, проходивший в Констанции, объявил, что папа не непогрешим, и особо отметил, что папа всего лишь один из епископов.
Более того, примеры из истории свидетельствуют, что мы не можем принять догмат о непогрешимости или главенстве папы, потому что многих пап предали анафеме или сместили соборами епископов. Известно, что папа Либерий (IV век) поддерживал арианство, а Зосима (V век) поддерживал ересь, отрицая первородный грех. Пятый Собор осудил Вергилия за его неправильные взгляды. Шестой Вселенский Собор (VII век) осудил папу Гонория, как еретика, впавшего в монофелитскую ересь, папы, преемники Гонория, тоже осудили его.
Подобные факты стали причиной того, что христиане Запада стали протестовать против нововведений и требовать возврата к церковному укладу первых веков христианства. В XVII веке с таким же протестом выступили ученые богословы Галии, а в 70-х годах XIX века протест христианского сознания против догмата о папской непогрешимости, провозглашенного Ватиканским Собором, был выражен клириками и богословами Германии. Последствием этого протеста стало образование отдельной религиозной общины Старых Католиков (старокатоликов), которые отказались от папы и независимы от него.
Русский богослов прот.С.Булгаков об этом писал, что «римо- католические епископы своим догматом о непогрешимости догматизировали и подписали документ, который является каноническим самоубийством».
Действительно, этим новым догматом, беспрецедентным в церковной истории, римо-католическая Церковь отменила власть Вселенских Соборов, потому что их власть и непогрешимость поставлены в зависимость от епископа Рима, который по этой причине не является епископом Церкви. Он стал фантастической и невероятной фигурой, стоящей над епископами и над Церковью, которая якобы не может существовать без него. Иными словами, папа Римский подменил собой Церковь.
Беспристрастный христианин в поисках истины не станет сомневаться, что папа ошибается в этом вопросе, он не станет также и отрицать нецерковную и мирскую причины, вызвавшие подобное желание власти.
Уклонение от правильного пути и амбициозные настроения указывают истинному христианину, что любой догмат, исходящий от Римской Церкви, фальшив изначально.

2. О непорочном зачатии Пресвятой Богородицы

В XIX веке римо-католицизм, вопреки духу Евангелия и апостольскому Преданию, но следуя духу рационализма, отойдя от истины и продолжая формулировать новые догматы, объявил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.
«Единая Святая Кафолическая и Апостольская Церковь семи Вселенских Соборов учит, что только сверхъестественное воплощение Единородного Сына и Слова Божия от Святого Духа и Девы Марии является истинным и непорочным. Но папская церковь вновь вводит новый догмат о непорочном зачатии Богородицы и Приснодевы Марии, о чем не говорила древняя Церковь и что вызывало сильные возражения в разные времена даже у известных папских богословов» .
Неужели на протяжении девятнадцати веков Церковь ошибалась, и только сейчас папе открылась истина? По православному Преданию Пресвятая Богородица была очищена от первородного греха благодатью Святого Духа, когда архангел сказал ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя» (; 35). И в Евангелии, и в правилах Соборов, и в трудах отцов Церкви, – нигде нет учения римо-католиков о непорочном зачатии Богородицы.

3. Чистилище

Другое новое и неправильное учение римо-католиков – это учение о сверхдолжных заслугах святых. Они учат, что добрые дела или заслуги Святой Девы и святых превышают количество, необходимое для их спасения, а поэтому «сверх» заслуги можно использовать для прощения других людей. Конечно, эти заслуги распределяет сам папа, который изобрел много способов, чтобы собирать деньги, используя это предполагаемое право прощать грехи.
Тем не менее, Библия совершенно ясно предупреждает нас, что каждый человек будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. (; 10). Грехи каждого могут быть очищены искренним покаянием, а не сверхдолжными заслугами добрых дел святых.
Также неправославным является догмат о чистилище, где пребывают души грешников короткое или длительное время, в зависимости от количества и тяжести грехов, чтобы очиститься.
Однако Господь говорил только о вечном огне, в котором будут мучиться грешные и нераскаянные души, и о наслаждении в вечной жизни праведников и тех, кто покаялся. Нигде Господь не говорил о промежуточном состоянии, где душа должна очиститься, чтобы спастись. Церковь верит словам Евангелия, что и праведники, и грешники ожидают воскресения мертвых, и что они уже пребывают в раю или аду в зависимости от хороших и плохих дел, ожидая окончательного суда. Апостол Павел говорит: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» ().

4. Божественная Евхаристия

Более тысячи лет на Востоке и Западе Единая Кафолическая и Апостольская Церковь, по примеру нашего Спасителя, за божественной литургией использовала квасной хлеб. Это факт, известный и католическим богословам. Но начиная с XI века, католическая Церковь ввела новшество в таинство божественной Евхаристии – использовать опресноки, что противоречит древней традиции Вселенской Церкви. Другое новшество, придуманное папской Церковью, заключается в том, что пресуществление Честных Даров происходит при словах «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», и «Пейте из нея все; сия есть Кровь Моя» (), хотя в ранней Церкви, как говорят об этом древние богословские книги Рима и Галии, пресуществление Честных Даров происходило с призыванием Святого Духа, т.е. дары пресуществлял Святой Дух, а не священник.
Также католическая Церковь лишила мирян причастия Крови Христовой, хотя Господь заповедал: «Пейте от нея все», и ранняя Церковь соблюдала эту заповедь. Заслуживает внимания и тот факт, что епископы древней Римской Церкви запретили использование облаток за божественной Евхаристией, но позже папы, следуя своему ошибочному мнению, запретили причащение мирян Кровью Христовой и разрешили употребление облаток (опресноков).

5. Крещение

Еще одно нововведение римо-католиков – отказ от древнего порядка крещения с троекратным погружением. Слово «крещение» (баптизо) произошло от греческого слова, что означает погружать. Так, древняя единая Церковь крестила с троекратным погружением в воду. Папа Пелагий говорит о троекратном погружении, как о заповеди Господа. Это также соответствует словам апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (). Троекратное погружение символизирует трехдневное погребение Христа, нашего Спасителя, и Его Воскресение. Христос также был погребен в пещере, как нас погружают в воду и воскрес, как новый человек воскресает от грехов.
Святые купели, которые еще остались в самых древних храмах Италии, где крещение с погружением преобладало до XIII века, – самые красноречивые свидетели правды.
Тем не менее, папы, продолжая вводить новшества, совершают таинство крещения не с погружением, а с окроплением или обливанием, углубляя существующие расхождения между Церквями. А Православная Апостольская Церковь, оставаясь верной апостольской традиции и опыту семи Вселенских Соборов, «стоит твердо, утверждая единое вероисповедание, отеческое сокровище живой веры» (св. , Еп., 243).

6. Святое миропомазание

Другое таинство, в котором ясно присутствует рационалистический дух римо- католической Церкви, – это таинство миропомазания. Святые апостолы и Православная Церковь совершали таинство святого миропомазания сразу после таинства крещения, чтобы новокрещенный получил дары Святого Духа. Даже церковный автор писал: «После крещения, которое спасает, мы совершаем святое миропомазание по древнему порядку». Но римо-католическая Церковь со времени Трентского Собора (1545-1563 гг.) отложила святое миропомазание и совершает его спустя много лет, потому что, находясь под влиянием духа рационализма, верит, что ребенок должен быть «совершеннолетним», а потом над ним будет совершено святое миропомазание? или конфирмация.

IV. Каковы предпосылки истинного и божественного союза?

Объединение всех в одну веру было и есть самым горячим желанием нашего Первосвященника, Господа Иисуса Христа. За это единство Он молился в Своей последней молитве, незадолго до принесения Себя в жертву на Кресте. Долг каждого христианина молиться и желать объединения всех христиан – союза в Теле Христа, Его Церкви, Его Истине.
«Православие, пришедшее в мир через Христа, и история как божественная и вечная правда, постоянно живет во Христе и всегда существует в мире, в Теле Христа, в Его ЕДИНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ и АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
«Так, поиски современных христиан в диалогах и встречах должны быть направлены на объединение существующих «Церквей» и конфессий в Православии (Истине), как это открыл Христос, а не на объединение одной церкви в другую, потому что существует вероятность объединения не на явленной истине, а на внешней и пустой основе.
Научные и богословские исследования христианских первоисточников, если они ведутся в смирении и искренней любви к истине, помогут каждой из так называемых «Церквей» и конфессий найти Православие Одной Церкви.
Этот процесс возврата к Православию – истинной вере – предполагает всеобщее покаяние, т.е. готовность признать свое уклонение от апостольской веры (если есть ересь), отказ от ереси и объединение вновь в Одну Церковь Христа.
Эта единая Церковь, по милости Божией, никогда не ограничивалась какой-то одной областью на земле, но распространялась по всему миру. Каждая ныне существующая «Церковь» имеет возможность найти ее. Это возможно только при возвращении существующих «Церквей» в Православную Церковь, с которой произошло разделение в определенный момент истории…
А для христиан Запада, принадлежащих римо-католической «Церкви» или другой христианской конфессии, есть возможность открыть старую и подлинную форму, вернувшись к древнему православному Риму и к вере своих православных отцов, которые не принимали ни одну из ересей современного Рима (главенство папы, непогрешимость папы, «филиокве» и т.д.)… Когда римо-католическая Церковь станет истинным продолжением Православной Церкви, она сможет помочь протестантизму вернуться к Православию, что, к сожалению, не было сделано реформацией в XVI веке.»
Истинное объединение возможно только в истине и при точных догматах, как их записали Вселенские Соборы и отцы Церкви. Только такой путь будет спасительным объединением во Христе, а не объединение на основе человеческих амбиций.
Западное православие и католическая Церковь Христа «искренне готовы принять все, что Восточная и Западная Церкви единодушно признавали до XIX века. Нам нечего будет сказать, если западники докажут из учений святых отцов и божественно собранных Вселенских Соборов, что православная Римская Церковь, которая занимала всю западную территорию, даже до IX века читала Символ Веры с «филиокве» или употребляла неквасный хлеб, или допускала догмат о чистилище, или окропляла крещаемого, вместо погружения, или говорила о непорочном зачатии Приснодевы Марии, или о временной власти, или о непогрешимости и абсолютизме епископа Рима. И, наоборот, что легко доказать латинянам, любящим истину, что Восточная Православная Соборная Церковь Христова стоит твердо на догматах, передаваемых из поколения в поколение, которые в те времена Восток и Запад исповедали в единстве, и которые в последующие времена Запад извратил разнообразными новшествами, то станет ясно даже ребенку, что самый естественный путь для объединения – возвращение Западной Церкви к древнему догматическому и административному укладу Церкви, потому что вера неизменна во времени и обстоятельствах, но остается той же всегда и везде, потому что «одно тело и один дух», и сказано: «как вы призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех» ().»
В трудах отцов апостольской Церкви мы, православные, находим древние, передаваемые божественным Промыслом, догматы, которых твердо придерживаемся до настоящего времени.
Каждому здравомыслящему человеку само собой очевидно, что без веры во Христа невозможно угодить Богу. Очевидно и то, что эта вера в Христа, во что бы то ни стало должна быть истинной во всем, в согласии со Священным Писанием и апостольским преданием, на чем основаны учение святых отцов и деяния божественно созванных Вселенских Соборов. Более того, совершенно очевидно, что Вселенская Церковь Божия, которая в своем лоне хранит в целостности эту уникальную, неизменную и благотворную веру как божественное откровение в том виде, как она была сформулирована и передана в первые девять веков богоносными отцами, вдохновленными Святым Духом, одна и та же навеки, не измененная со временем; евангельская правда никогда не подвергается изменениям и не развивается во времени, в отличие от различных философских систем, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (; 8).
У честного читателя не может быть и сомнений, какая конфессия является истинным преемником Церкви святых отцов, и какая изменена многими ересями и нововведениями. У него не может быть и сомнений, и если он действительно хочет быть спасен, то должен следовать Преданию Христа, апостолов и отцов семи Вселенских Соборов. В этом Предании он может найти истинную Церковь Христа, правду и Православие, вне этого не может быть спасения. Церковь, которая придерживается этого Предания, является Православной. А Церковь, уклонившаяся от Предания, уклонилась от истины, т.е. от Христа.
Истинное объединение Церквей возможно только с возрождением древних символов (Символа Веры) и Предания, которым следовали богоносные отцы, и с возвращением к вере первой и единой Церкви.
Без сомнения, что с того времени, как папа Римский, движимый чрезмерным эгоизмом, объявил себя властелином мира, он потерял благодать Божию и впал во множество догматических ошибок, противных учению Евангелия и отцов Церкви. Мы также не сомневаемся, что догматы о главенстве и непогрешимости папы Римского основаны ни на учении Священного Писания, ни на учении отцов Церкви, но являются изобретательностью чрезмерной амбиции и тщеславия пап.
Можно ли верить в непогрешимость папы, если многие из них были осуждены Вселенскими и Поместными Соборами, а другие папы прославились своей развратной жизнью? Возможно ли, что первенство чести, данное папе Церковью, потому что Рим был столицей Империи (primus inter pares honoris causa), означает власть папы над всей Церковью, если со времен святых апостолов в Церкви преобладает соборность?
Несомненно, что восточная православная Церковь Христова сохраняла неизменным предание своих отцов, держала неизменной веру, которую получила, ничего не добавляя и не прибавляя из того, что передали святые апостолы, а святые отцы сохранили. Здравомыслящий и доброжелательный исследователь историй не сможет доказать обратного. Даже латиняне, услышав от греческих отцов православные догматы на Флорентийском Соборе, сказали: «Ничего подобного мы не слышали еще; греки учат правильнее, чем латинские богословы» (Syropulus vi 19).
И наоборот, начиная с Х века, Западная Церковь с помощью папизма ввела разнообразные странные и еретические догматы и новшества и, таким образом, оторвалась и уклонилась далеко от истины и Православной Церкви Христовой. Насколько необходимо вернуться к древним и неизменным догматам Церкви, чтобы спастись во Христе, можно легко понять, прочитав заповедь апостола Павла, данную Фессалоникийцам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим» (Фес. 2;15); также надо принять во внимание, что писал этот же апостол Галатам: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (). Но этого извращения евангельской правды должно избегать, «ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (; 18).
Единая, Святая Соборная и Апостольская Церковь Божия, состоящая из отдельных Церквей Божиих, божественно насажденных, как многоплодная виноградная лоза христианского мира, которые нераздельно объединены одна в другую единством спасительной веры во Христа, узами мира и Святого Духа, где встречаешь всехвального и славнейшего Господа и Бога, Спасителя Иисуса Христа, Который пострадал ради спасения мира.
«В вопросах веры не должно быть ни уступок, ни колебаний» (св. Марк Ефесский). Святые отцы говорили: «Я никогда не отрекусь от тебя, возлюбленное Православие, и я не буду скрывать тебя, святое Предание, пока дух живет в моем теле». Наша Церковь за каждой священной службой молится Богу-Отцу: «Примири и соедини их Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви».
Поэтому жизненно необходимо всем нам посещать Церковь первых восьми веков, Церковь, которая сохранила и сохраняет неразрывно и неизменно апостольское Предание, истинную Церковь Христову, чтобы претворилась молитва нашего Господа о единении всех христиан, чтобы все мы стали «одним стадом», Пастыреначальник которого – Христос, Глава Церкви, которая является Его телом, «столп и утверждение истины».

Библиография

1. «История собора во Флоренции». Бостон, 1971.
2. Д. Романидес. «Филиокве». Афины.
3. Н. Василиадес «Православие и папизм в диалоге». Афины, 1981.
4. «Ответ Православной Церкви на предложение римо-католиков о Воссоединении». Нью-Йорк, 1958.
5. Г. Металлинос «Что такое Православие?» Афины, 1980.
6. Вл. Лосский «Мистическое богословие Восточной Церкви». Лондон, Дж.Кларк, 1957.
7. Тим. Вар «Православная Церковь». Пингвин Букс, 1963.
8. Тим. Вар «Православный путь».
9. Н. Зернов «Восточное христианство». Лондон, Вайнденфилд и Николсон, 1961.
10. Н. Гоголь «Катехизис Православной Церкви». Джорданвиль, Нью-Йорк, США.
11. Хомяков «Церковь – одна». Монастырь Святой Троицы, Джорданвиль, НьюЙорк, США.
12. А. Мейендорф «Византийское богословие». Моубрейз, Лондон, 1975.

Примечания

Г. Металлинос «Что такое Православие?» с. 19.
Г. Металлинос, там же, с. 19.
Г. Металлинос, там же, с. 19.
Г. Металлинос, там же, с.20-21.
Г. Металлинос, там же, с.21.
Г. Металлинос, там же, с.21.
«Ответ Православной Церкви на предложения Римо-католической Церкви о Воссоединении». Н.-Йорк, 1958, с. 18-20.
Д. Романидес «Филиокве» с. 13, 24.
«Тот, кто после того, как найдена истина, продолжает искать чего-то, тот ищет лжи» (из Деяний VII Вселенского Собора) (примеч. переводчика).
Д. Романидес, там же, с. 15.
Г. Металлинос «Что такое Православие?» с.27-28.
«Ответ Православной Церкви на предложения Римо-католической Церкви о Воссоединении», с.10-11.

Ortodoxy) - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма. Исторически П. возникло в 395 г. - с разделением Римском империи на Западную и Восточную. Его богословские основы определились в 9-11 в.в. в Византии. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1034 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. На Руси существует с конца 10 в. С 1448 г. - Русская православная церковь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОСЛАВИЕ

калька с греч. orthodoxia, букв. «правильное суждение») - самое древнее направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры, догматы Семи Вселенских соборов и святоотеческое предание.

Восходит к первой христианской общине, основанной самим Иисусом Христом и состоявшей из апостолов. Православие, как и отпавшее от него на рубеже первого и второго тысячелетий католичество, в качестве источников божественного откровения признает Священное Писание (Библия, включающая в себя Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание, представляющее собой живую историю первых веков церкви: труды святых отцов и принятые семью Вселенскими соборами решения.

Символ веры утверждает:

1. Веру в Бога-Отца-Вседержителя, Творца Неба и Земли.

2. Веру в Иисуса Христа как Сына Божьего, рожденного от Святого Духа и Марии Девы, распятого и воскресшего и грядущего судить и живых и мертвых в Небесном Царствии, которому не будет конца.

3. Веру в Святого Духа, исходящего от Бога-Отца, творящего чудеса, посылаемого пророкам.

1. Веру в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, созданную самим Христом.

2. Веру в воскресение всех мертвых в жизнь вечную.

Символ веры был принят на вселенском соборе в Никее в 325 г. н. э. Важнейшие догматы православия утверждают также единую божественную природу всех трех лиц Бога (Святой Троицы) и наоборот, различие двух природ (божественной и человеческой) в одном лице Иисуса Христа. Различные отклонения от этих догматов (а именно: утверждение, что у Бога «одно лицо и три природы» или, что Христос был «только Богом» или «только человеком» и многие другие) признаются православием ересями.

Противоречия между Римской кафедрой и Константинопольской назревали давно, но вылились в открытый конфликт во времена правящего в Риме епископа - папы Николая. Он, недовольный тем, что в славянских странах Моравии и Болгарии по благословению Константинопольского патриарха Фотия слово Божие проповедуют на языке местного населения братья Кирилл и Мефодий, изгнал оттуда священников Восточной церкви и даже объявил совершенные ими таинства, включая крещение, недействительными.

В 867 г. патриарх собрал в Константинополе собор, в котором участвовали и 3 епископа Западной церкви. Этот собор, признав римского папу Николая недостойным епископского звания, отлучил его от церковного общения. А затем Фотий написал послание к другим восточным патриархам - Антиохийскому, Иерусалимскому и Александрийскому, в котором обратил их внимание на допущенные Западной церковью нарушения в канонах христианской веры. Главным являлось прибавление в 8-м члене Символа веры слова «filioque», что формально означало признание того, что Святой Дух исходит и от Сына.

Когда римские понтифики стали претендовать на главенство во Вселенской Церкви, они превратили «filioque» в догмат. Не способствовало единству церквей и то, что в Западной утвердилось безбрачие священников и пост в субботу, что первоначальной апостольской церковью православных отвергалось. Кроме того, православные отрицают догмат о «непогрешимости римского папы» и его главенстве над всеми христианами, отрицают догмат о чистилище, признают права светских властей (концепция симфонии духовной и светской властей).

В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

Полный раскол между православием и католичеством произошел в 1054 г.

В отличие от возникшего в XVI в. протестантизма, православие признает возможность изображения Бога и святых, так как сам Христос явил образ Бога, воплотившись (иудаизм и ислам не признают возможность изображения), молитвы за умерших, молитвы Деве Марии и Святым, а также монашество, пост, веру в святых, необходимость крещения младенцев.

Единого центра управления в православии до сих пор не существует, последний Вселенский собор состоялся в VIII в.

Для всех автокефальных православных церквей характерен иерархический принцип управления, предусматривающий не только безусловное подчинение низшего духовенства высшему, но разделение клира на «белое» духовенство (священников и дьяконов, которым надлежало состоять в браке) и «черное» - монашеское сословие, из числа которого и выходят высшие чины Православной Церкви, начиная с епископов.

Для православия, в отличие от инославных конфессий, характерно особое внимание к оформлению места богослужения и старательное соблюдение ритуала богослужения. Православная Церковь признает 7 таинств - крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), венчание, посвящение в священники, елеосвящение (соборование - обряд, совершаемый над больным). Немалое значение православные христиане придают и обрядам отпевания умерших и их погребения.

В мире существуют несколько автокефальных (самостоятельных, автономных) православных церквей, самой крупной из которых является Русская Православная Церковь (более 150 млн чел.). Старейшими являются Константинопольская (около 6 млн чел.), Антиохийская (более 2 млн чел.), Иерусалимская (около 200 тыс. чел.) и Александрийская (около 5 млн чел.) православные церкви. Немалое количество прихожан насчитывают и другие православные церкви - Элладская (Греческая - около 8 млн чел.), Кипрская (более 600 тыс. чел.), Сербская (более 8,5 млн чел.), Румынская (около 18,8 млн чел.), Болгарская (около 6,6 млн чел.), Грузинская (более 3,7 млн чел.), Албанская (около 600 тыс. чел.), Польская (509,1 тыс. чел.), Чехословацкая (73,4 тыс. чел.) и Американская (около 1 млн чел.).

Православие традиционно находится в нерушимой взаимосвязи с русской государственностью. Крестителем Руси стал киевский князь Владимир Святославович, причисленный за это к лику святых и получивший звание равноапостольного. Свою веру предлагали князю латиняне и мусульмане, иудеи и православные греки. После долгих размышлений в 988 г. Владимир избрал для русского народа византийскую крещальную купель.

Исторические обстоятельства принятия восточными славянами православия были уникальными: к тому времени тысячелетняя Святая Соборная Апостольская Православная Церковь накопила колоссальный духовный опыт и вобрала культурные традиции многих народов древности, включая эллинскую культуру.

Сложилось и благоприятное геополитическое положение: соседние государства - Византия, южнославянские страны также были православными, существовала славянская письменность и литературный язык, а также наиболее совершенная на тот момент в христианском мире византийская эстетика.

Для русского государства Церковь оказалась не только строителем, но и источником духовной мощи. Именно она спасала нашу страну в годы самых страшных потрясений и смут. Так, в 1380 г. преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

После освобождения от татаромонгольского ига православная религия становится государственной идеологией. Именно тогда стало понятно, что Русь навсегда устояла в православии. Не пошла она и за своей водительницей Византией, отвергнув Флорентийскую унию, объединившую католическую и православную церкви.

В 1441 г. великий князь Василий II изгнал из страны подписавшего ее митрополита Исидора, и с тех пор русская церковь стала автокефальной. По словам историка С. Соловьева, это было «одно из тех великих решений, которые на многие века вперед определяют судьбу народов. Верность древнему благочестию сделала невозможным вступление на московский престол польского королевича, произвела соединение Малой России с Великой, условила могущество России».

После захвата в 1453 г. турками Константинополя - резиденции вселенского патриарха - Москва унаследовала его престол и византийское духовное наследие.

В царствование Ивана III псковским монахом Филофеем была сформулирована знаменитая формула о Москве как «третьем Риме». 26 января 1589 г. в Успенском соборе состоялась интронизация первого патриарха Московского Иова. Вновь образованный Русский патриархат стал крупнейшим патриархатом православия.

Середина XVII в. была отмечена одним из наиболее драматических событий в истории православия - расколом на сторонников национального (староверы) и вселенского (никониане) православия. В числе последних оказался и царь Алексей Михайлович. В 1652 г. Московским патриархом стал Никон, он публично учил о «погрешительности Русской церкви» и необходимости ее «исправления» по греческим образцам. В частности, Никон предписывал заменить традиционные земные поклоны поясными, креститься не двумя, а тремя перстами, писать не «Iсус», а «Iисус», крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды. Все эти нововведения, соответствующие греческой практике, находились в противоречии с постановлениями Стоглавого собора (1551).

Против реформы богослужения возражало большинство Русской Церкви, в их числе клирики и даже епископы, но они быстро утратили способность к сопротивлению. В 1654 г. Никон устраивает собор, на котором добивается разрешения провести «книжную справу». В 1656 г. в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

Часть иерархии во главе с протопопом Аввакумом возглавили движение за старую веру (старообрядчество). В дальнейшем их последователей стали называть раскольниками и преследовать. До конца XVII в. Православная Церковь была ведущим звеном в политической системе российского общества.

С воцарением на престоле Петра I ситуация стала меняться: государство более не собиралось делиться своей ролью с церковью. После смерти патриарха Адриана (1700) новый патриарх не был избран. Петр I поручил епископу Псковскому Феофану Прокоповичу подготовить Духовный регламент, учредивший Синод и, по сути, превративший священнослужителей в чиновников, служащих по духовному ведомству. Формальным главой Русской Православной Церкви являлся обер-прокурор - светский чиновник. Сам же император объединял в своем лице высшую государственную и религиозную власть в стране.

На 1721–1917 гг. приходится синодальный период Русской Православной Церкви. После Февральской революции произошло знаменательное событие - был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Однако после Октябрьской революции большевистские вожди составляют один из первых документов молодой республики - Декрет о свободе совести, первый пункт которого предписывал отделение Церкви от государства. Так начался пожалуй самый тяжелый период в истории русского православия.

«Поповщина» была признана опаснейшим врагом новой идеологии. По указанию В. Ленина и Л. Троцкого взрывались храмы, национализировалась собственность церкви, а ее служители уничтожались по подозрению в организации антисоветских мятежей. «Мы должны подавить сопротивление духовенства с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий», - писал в 1922 г. В. Ленин.

В 1920 г. произошло отделение Русской Православной Церкви за рубежом от Церкви в Отечестве. Организованная эмигрантами, бежавшими за границу от большевиков, РПЦЗ дистанцировалась от Московского патриархата, чтобы свободно говорить о гонениях на Церковь в СССР, чего иерархи, оставшиеся в Советской России, конечно, делать не могли. В свою очередь, у многих из тех, кто не смог или не захотел оставить Родину, когда часть приходов стала окормляться пастырями в Нью-Йорке, возникло чувство недоверия к заокеанским собратьям как дезертирам.

За годы борьбы с религией в СССР выросло не одно поколение атеистов. Однако еще перед Второй мировой войной перепись населения показала, что около двух третей населения страны причисляет себя к православной конфессии.

В годы войны произошло долгожданное смягчение позиции государства в отношении религии - в первую очередь, православия. Крайне нуждавшееся в поддержании патриотического духа, Советское правительство было вынуждено перейти к сотрудничеству с Церковью. В 1943 г. по личному указанию И. Сталина был избран Патриарх Московский и всея Руси, восстановлен Синод, началось восстановление храмов, открытие богословских школ, для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской Православной Церкви. Сталин лоббировал проведение в Москве Вселенского собора, который бы передал титул «Вселенского Патриарха» от Константинопольского Патриарха Московскому.

Во времена Н. Хрущева бессмысленные гонения на Православную Церковь возобновились, что во многом было вызвано аппаратной борьбой со «сталинской» командой в ЦК КПСС. В октябре 1958 г. ЦК принял постановление о начале пропагандистского и административного наступления на «религиозные пережитки». Одним из результатов стало массовое закрытие (и разрушение!) церквей и упразднение монастырей. Из 63 действовавших на 1958 г. монастырей в 1959 г. осталось лишь 44, а в 1964 г. - всего 18.

Первые шаги к восстановлению роли РПЦ в жизни общества начались в период перестройки. В 1988 г. состоялось празднование 1000-летия крещения Руси. Постепенно на официальном уровне были легализованы церковные праздники.

Сегодня РПЦ имеет большое влияние как на общественное сознание, так и на государственную политику.

17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве произошло подписание акта о каноническом единстве РПЦ и Русской Православной Церкви за границей. Его подписали предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр. Две части Русской Церкви вновь стали единым целым.

После смерти Алексия II 5 декабря 2008 г. Поместным Собором РПЦ 27 января 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев, 1946 г.р.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»