Похороны что нужно знать. Церемония похорон, приметы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. (Лишь немногие из святых жен христианской истории удостоились лика равноапостольных: святая мироносица Мария Магдалина, святая первомученица Фекла, святая Апфия, святая благоверная царица Елена, святая Нина – просветительница Грузии). Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини – устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей – «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:
«И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении – Ольга [Вольга]. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданых. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.


После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе – сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.


Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью устроения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мете и Луге. «Ловиша ее [места охоты] были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты,– пишет летописец,– и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» – купец] стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.


Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием,– и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков; во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» – на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»], как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.


Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной «жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».


Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, И демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге»,– повествует житие святой Ольги. По свидетельсву летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт.(933–956), а воспреемником был император Константин Багрянородный (912–959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний:
«Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».


Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.


Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова – славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его месте Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, но издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».


Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать … Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает взоры на Запад – Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, по он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Отгон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберг появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности»,– так повествуют летописи о миссии Адальберта. (Неудача миссии Адальберта имела промыслительное значение для Церкви Руси, избежавшей католического завоевания).


Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства – Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии – восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.


Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец-на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети твои еще малы, а я уже стара, да и больна,– ожидаю скорой кончины – отшествия к возлюбленному Христу, в Которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к Сятейшему Патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».


«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Таин Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; презирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди. Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.


Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской, Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15/28) июля) – Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги], что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу – Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен – премудрость. Сама Пресвятая Богородица – Дом Премудрости Божией – благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве – матери городов Русских - явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери во Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси – святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого «факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

РЮРИК ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ПЕРЕДАЕТ ВЛАСТЬ ОЛЕГУ И НАЗНАЧАЕТ ЕГО ОПЕКУНОМ СЫНА ИГОРЯ. МИНИАТЮРА XV в.

ПОХОД ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД. МИНИАТЮРА РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ

СМЕРТЬ ОЛЕГА. ГРАВЮРА

С похоронами рано или поздно сталкивается каждый человек, поэтому существует много суеверий и обычаев, касающихся проведения этого события. Согласно приметам, родственники не должны нести гроб с покойником. Усопшему закрывают глаза и связывают руки и ноги. В доме, где произошло горе, занавешивают зеркала и все отражающие поверхности. Упавший во время похорон гроб считается дурным предзнаменованием, как и обвалившаяся могила.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Приметы и суеверия, связанные с умершим человеком

    Когда умирает человек, в его дом приходит множество посторонних, которые знали усопшего, и не все из них доброжелательно настроены по отношению к семье умершего.

    Если в гроб к покойнику кто-то положит личную вещь живого родственника, его фотографию или биоматериал, человек может серьезно заболеть в ближайшее время и уйти на тот свет вслед за покойником.

    Согласно суевериям, родные сидят ночью с покойником, чтобы закрывать глаза, если они вдруг открываются. Они должны быть закрыты с момента остановки сердца. Считается, что человек, который увидит покойника в гробу с открытыми глазами и посмотрит в них, умрет в ближайшее время. Если у покойного не закрыты глаза, мягкие руки и тело не застыло - в доме произойдет еще одна смерть.

    Если человек будто улыбается в гробу и у него счастливое выражение лица, он выглядит радостным - считается, что человек хотел смерти и чувствует большое облегчение, поэтому не нужно плакать и убиваться в связи со случившейся трагедией. Если у умершего открыт рот, не следует пытаться закрыть его - можно попытаться подвязать челюсть повязкой, а если тело уже окоченело, нужно оставить все как есть.

    Священнослужители объясняют примету о том, что нельзя оставлять покойника одного в доме, тем, что над новопреставленным нужно все время читать молитвы (особенно ночью), чтобы душа смогла пройти мытарства и отправиться в Царствие Небесное через 40 дней после смерти. По этой же причине нельзя спать возле гроба, чтобы облегчить участь новопреставленного.

    Действия родственников после смерти

    После остановки сердца умершего нужно сразу же обмыть и переодеть в свежую одежду, чтобы он предстал перед Господом чистым. Незамужних девушек обычно одевают в свадебное платье. Обязательно надевают крестик на покойного. Тело можно обмывать только женщинам, которые стали вдовами.

    После смерти человека окна и двери в доме открывают, в том числе и ворота, чтобы желающие могли зайти и проститься с умершим, а также для облегчения ухода души усопшего .

    Сразу же после этого в доме следует остановить часы и завесить зеркальные поверхности. В таком состоянии они должны находиться на протяжении 40 дней. В помещении, где лежит усопший, нужно не здороваться словами, а просто кивнуть головой пришедшему человеку. Обходить гроб с покойником можно только у его изголовья, поклонившись при этом усопшему. Знакомые приносят букет с четным количеством цветов, чтобы пожелать процветания на том свете.

    На пороге дома родственники должны положить несколько еловых ветвей, чтобы люди, пришедшие проститься с покойником, не унесли в свой дом беду.

    Нельзя впускать домашних питомцев в комнату, где находится гроб с усопшим, чтобы не испугать его душу. Домочадцы не должны затевать уборку, выносить мусор, мыть пол или подметать, даже если кто-то из родственников что-то рассыпал или пролил по неосторожности, пока тело не вынесут за пределы дома.

    Пока труп лежит в комнате, на подоконнике должен стоять стакан с чистой водой: считается, что таким образом душа почившего человека очищается.

    Зачем связывают руки и ноги усопшего?

    Согласно народным приметам, покойнику завязывают руки и ноги через несколько часов после смерти, чтобы "привязать" душу к бездыханному телу и чтобы она не скиталась в образе призрака по этому свету. Перед самым погребением путы следует обязательно развязать, чтобы освободить душу усопшего.

    Существует и логическое объяснение завязывания ног и рук покойника: тело после смерти остывает, наступает трупное окоченение, и мышцы могут сжиматься, поэтому конечности застынут в неестественных позах, что не соответствует правильному положению тела покойного во время проведения похоронной процессии.

    По традиции руки умершего должны быть сложены на груди. В них вставляется восковая свеча. Ноги должны быть вытянутыми и прижатыми друг к другу.

    Как выносить гроб из дома?

    Запрещено выносить гроб до полудня и после заката.

    Важно знать: выносить гроб с усопшим следует вперед ногами, чтобы покойник не нашел обратную дорогу домой. Делают это через заднюю дверь, а если в доме только один выход, следует ударить гроб об порог три раза, чтобы дать возможность усопшему попрощаться со своим жилищем. Пока труп находится возле дома, нужно запереть дверь и сказать: "Вон из дому, покойник, уходи один и не возвращайся!"

    Покойник не пускает в дом - нужно побрызгать водой на пол, а после выноса тела тщательно вымыть пол чистой водой. Стулья или стол, на котором стоял гроб, следует перевернуть ножками вверх и оставить в таком положении на целые сутки.

    Гроб с телом заносят в храм для отпевания ногами вперед и ставят лицом к алтарю (головой к западу, ногами на восток).

    В какие даты нельзя проводить похороны?

    Нельзя проводить похороны на Крещение Господне, в Рождество Христово. Не рекомендуется устраивать обряд погребения 31 декабря, чтобы следующий год не начался с новой трагедии.

    С уеверия гласят, что похороны, проведенные в воскресенье, повлекут за собой три смерти, которые произойдут в ближайшие семь дней.

    Нельзя слишком надолго откладывать проведение погребального обряда: считается, что покойный может забрать с собой еще одного человека. Не проводят похороны на закате: следует хоронить покойника днем.

    Приметы на похоронах

    Плохие приметы, связанные с похоронами:

    • Если вырытая могила не соответствует размеру гроба , согласно народным приметам, земля не принимает покойника.
    • Если покойник лежит в гробу, который больше, чем усопший , в семью, где случилась трагедия, опять постучится смерть.
    • Если провалилась могила во время похорон - это дурной знак, сулящий еще одну гибель, которая произойдет в ближайшие дни.

    Чего нельзя делать во время пребывания на кладбище, а также после обряда погребения:

    • Переходить дорогу похоронной процессии (иначе случится беда).
    • Идти впереди гроба с покойником - в противном случае это повлечет смерть.
    • Вынимать подушку или какие-либо вещи покойного из гроба. В противном случае человек, который забрал предмет, заболеет неизлечимой болезнью.
    • Первым смотреться в зеркало после проведения похорон (сначала нужно поднести к зеркальной поверхности кошку).
    • Оборачиваться после окончания похорон, уходя с кладбища.

    Крышку гроба не заносят в дом, иначе произойдет еще одна трагедия в семье. Родственникам нельзя нести гроб, чтобы их не постигла такая же участь. Согласно приметам, выносить покойного должны люди, которые не состояли с ним в родстве, но при жизни относились к нему с уважением и доброжелательностью. Нужно повязать каждому на рукав вышитое полотенце. Считается, что таким образом усопший последний раз благодарит за оказанную ему услугу.

    Если довелось споткнуться или упасть во время проведения похоронной процессии, примета сулит человеку негатив и даже смерть. Уронить гроб - дурной знак. Все, кто стал свидетелем этого происшествия, скоро столкнутся с трагедией в своей семье. Чтобы избежать печальной участи, нужно помолиться за упокой души умершего и поставить свечу в храме.

    Нельзя оставлять после похорон вещи, которые каким-либо образом контактировали с мертвецом: гребень, мерки для гроба, путы, которыми связывали руки и ноги, свечу и иконку, которая была в руках у покойника. Их следует закопать вместе с почившим в одном гробу, чтобы злые люди не смогли использовать предметы для наведения порчи и страшных болезней на родственников умершего.

    В гроб также кладут новый носовой платок, чтобы усопшему было чем утирать пот со лба во время Божьего Суда. В могилу родные обычно помещают топор, чтобы обрубить связь покойника с этим миром.

    Если кому-то стало плохо при отпевании, согласно народным приметам, этот человек одержим бесами. Если погасла свеча во время отпевания - в ближайшее время с человеком произойдет большая трагедия, которая может закончиться летальным исходом.

    Во время погребения каждый присутствующий на похоронах должен кинуть горсть земли на гроб.

    На похоронах нельзя присутствовать беременным женщинам. Считается, что мертвецы забирают энергетику ребенка в утробе матери, и он может родиться мертвым.

    Действия после похорон

    Родственники не должны кого-либо навещать после окончания траурной процессии, чтобы не принести несчастье в чужой дом.

    Придя домой, следует зажечь восковую свечу и погреть возле нее руки, чтобы отогнать от себя злых духов. Каждый, кто был на кладбище, должен тщательно вытереть ноги, а лучше - помыть обувь и вылить грязную воду за порог, чтобы отвести от своего дома беду.

    Как вести себя на поминках?

    Родственники должны позвать всех присутствующих на похоронной процессии людей на поминальный обед, при этом никто не имеет права отказаться от поминок.

    Обед обычно начинается с пшеничной каши (кутьи). Во время поминок нужно налить водку в рюмку и накрыть куском черного хлеба. Эта рюмка должна стоять 40 дней в доме, где умер человек. На стол ставят пирожки, блины, борщ и сладости. Каждый из присутствующих по окончании поминального обеда берет горсть конфет и печенья, чтобы помянуть усопшего дома.

    Хлеб и другую выпечку нельзя резать ножом, следует отламывать руками. Крошки с поминального стола нельзя выкидывать - их собирают и относят на следующее утро на могилу.

    Об усопшем можно говорить только хорошее, а если нечего вспомнить, следует промолчать. Нельзя сильно плакать на поминках, чтобы душа умершего не терзалась. По той же причине поминки устраивают и на 40-й день после смерти (для упокоения души в загробном мире).

    Если кто-то начнет смеяться или распевать песни во время поминок, значит, этот человек в ближайшее время прольет немало слез, и его постигнет трагическая участь.

    Другие приметы

    Если кто-то остался должен умершему, следует отдать долг родственникам усопшего, чтобы в семье должника никто не умер.

    Нельзя, чтобы в доме, мимо которого проходит траурная процессия, кто-либо спал, чтобы покойник не забрал с собой спящего. Смотреть через окно на похороны - обречь себя на трагическую гибель.

    Если во время захоронения идет дождь, согласно народным приметам, небеса оплакивают усопшего. Он был хорошим человеком, и даже природа грустит о нем. Громит гром и сверкает молния - вскоре состоится еще одна траурная процессия.

    На следующее утро после погребения родственники должны отнести завтрак покойнику на могилу. Вещи усопшего нельзя раздавать в течение 40 дней после смерти, а когда пройдет указанный срок, нужно отдать одежду и другие предметы, оставшиеся после усопшего, близким людям и нуждающимся. Кровать и постельное белье, на котором умер человек, сжигают подальше от дома.

    Если на могиле недавно похороненного человека выросла крапива или чертополох, народные приметы гласят, что он попал в ад. Считается, что на могилах праведников обычно вырастают лилии или розы.

Добрый день, Валентин!
Основные приметы гласят, что при похоронах особенно нельзя:
Бросать живые цветущие растения вслед гробу по дороге на погост и уже на нем. Любой, кто наступит на веточки, получит порчу.
Поднимать цветы, брошенные на землю во время процессии. Этим добровольным жестом вы принимаете дурную судьбу.
Грызть семечки и плеваться. Появятся проблемы с зубами.
Петь песни и веселиться (если конечно, покойный не оставил на этот счет специальные распоряжения). Обидите душу новопреставленного.
Поднимать любой упущенный на землю предмет.
Добровольно спускаться в могилу, даже если вы уронили вниз нечто очень ценное. Считайте, что вы расплатились за какой–то грех и радуйтесь. Если вы спуститесь вниз, то непременно умрете в ближайшее время.
Стоять у открытой могилы, балансируя на самом краю. Если вы умудритесь упасть на похоронах в могилу, то можете распрощаться с жизнью.
Сама процедура захоронения должна проходить аккуратно и без эксцессов. Однако иногда случаются различные неприятности, сулящие беды в будущем. Об этом и предупреждают дурные приметы во время похорон.
Если уже в момент погребения вдруг оказывается, что выкопанная яма явно меньшая по размеру, то это намек: земля не желает принимать останки грешника. Поделать с этим ничего нельзя – просто запомните.Если же яма больше по размеру, то вслед уйдет еще один родич или друг.Плохо, если в процессе погребения яма обваливается. Это знамение новой смерти. Причем обвал в южной части сулит уход мужчин, в северной – женщин, в западной – детей, в восточной – стариков.
Кстати, народные суеверия и приметы на похоронах настоятельно не рекомендуют появляться беременным женщинам и детям. Первые рискуют родить мертвого или больного ребенка, вторые – имеют слишком слабую энергетику. Потому попрощаться с умершим лучше дома, а поход на кладбище заменить менее печальным занятием.
Если говорить о христианских традициях:
Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:
Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
После выноса гроба необходимо помыть все полы.
Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.
Подробную информацию смотрите здесь.

Смерть в жизни многих людей – событие не просто трагическое, но и достаточно загадочное, сопряженное с печалью и неприятностями. О том, что же случается с покойным за незримой чертой – каждый живой может только догадываться.

Но сам страх перед незримой неизвестностью – это естественная для человека реакция и даже самый закоренелый атеист начинает верить во всевозможные приметы и суеверия, связанные с похоронами и , соблюдаемых как до, так и после похорон.

Традиции, связанные с похоронами – считаются во всем мире самыми почитаемыми и о том, как правильно вести себя, когда случилось в семье горе, смерть родного человека, знает не каждый. К нам часто приходят вопросы, связанные с поведением до и после, а также во время похорон и потому мы постараемся дать ответ на самые распространенные, часто задаваемые.

Телевизор и похороны – можно ли смотреть его после погребения?

На практике существует непреложное правило – пока покойник находиться в доме, все и каждая зеркальная, отражающая поверхность должна быть завешена темным и плотным полотном. И сюда входит не только поверхность зеркал, но и телевизор – сама традиция носит в себе скорее языческие корни, нежели связана с православными нормами и догмами.

Наши предки считали – после кончины человека, его душа может быть затянута в зазеркалье и уже не сможет оттуда выйти, будет веками маяться, и не сможет упокоиться. После выноса тела из помещения – полотна с зеркальных поверхностей можно снять, хотя некоторые советуют оставить их до истечения 9 или же 40 дней.

В отношении просмотра телевизора –важен не так сам факт просмотра, как то, что именно смотрит человек. Не стоит смотреть развлекательные передачи и фильмы – лучше всего в этом случае выдержать интервал в 9 дней, и так выказать уважение покойному. А вот смотреть новости – традиция не возбраняет, главное не включать громкий звук.

День рождения – можно ли его праздновать после похорон?

В этом отношении многое определено тем, сколько времени прошло после похорон – церковь четких сроков не прописывает, отмечая, что в самые первые дни стоит уделить внимание молитвам по усопшему. Если за основу брать этические нормы – то в этом случае рекомендации не слишком сильно разняться с церковными устоями.

Прежде всего – не стоит устраивать слишком шумное застолье. Если действительно есть причина отмечать праздник (например, в роли именинника выступает маленький ребенок), то проведите День рождение в семейном кругу, без гостей и громкой музыки. Согласитесь: почтить таким образом память покойного – это самая адекватная черта цивилизованного сообщества.

А разрешено ли пить алкоголь после похорон?

Церковь считает, что само распитие алкоголя, даже с такой, казалось бы, благородной целью как поминание покойника – это недопустимое и вредное для покойника и самого пьющего. Самый лучший для усопшего помин – это православная молитва всех, кто скорбит о покойном, а в алкогольном помине нет никакого здравого и ритуального смысла.

Единственно, что советуют церковники – после похорон можно в качестве поминания выпить кутью, напиток из сухофруктов. А вот во всем остальном – нет никакой необходимости и смысла, а алкоголь только навредит и телу, и душе. Лишние градусы на поминках могут спровоцировать споры и драки меж всеми гостями, а это по этическим соображениям уж никак не нужны ни им самим, ни покойному.

Разрешено ли после похорон слушать музыку?

Как и в отношении с телевизором – тут важен не сам факт прослушивания, а характер мелодии и смысл самой музыки. Так все, что можно условно отнести к увеселительной музыке – на время траура стоит отказаться от ее прослушивания. Если хотите послушать музыку – лучше всего, если это будет классика, спокойная музыка, которую не стоит включать на большую громкость.

Некоторые люди считают – лучше всего, если это будут любимые произведения покойного, и по этическим соображениям так вы показываете свою дань по усопшему. В отношении траурного оркестра, который играет на похоронах – это не традиция, а скорее отголосок советской эпохи, хотя правильнее будет придерживаться позиции религии и слушать молитвы и церковные песнопения.

Когда можно выходить замуж/жениться после похорон?

Нередко случаются ситуации, что накануне свадьбы близкий человек умирает и это закономерно влечет за собой вопрос – что делать? Поскольку свадьба отбирает много денег, времени и сил – церемонию не отменяют, а уже на ней поминают память усопшего.

Церковь отмечает – ничего осудительного в этом решении нет, и православные священники разрешают проводить свадьбу и до истечения 40 дней памяти по покойному. Но в силу того, что светская церемония – это мирское событие, то лучше всего провести его без особого излишества, тихо или же перенести ее хотя бы за рамки в 9 дней памяти по усопшему.

Отпуск и похороны – как они сочетаются между собой?

Запрета на поездки после церемонии погребения не существует – наоборот, такая поездка поможет перенести боль утраты легче и отвлечься от траурных, печальных мыслей. Да и сам отпуск каждый проводит по-разному, но все-таки, все, что относят к увеселительным мероприятиям стоит на время отложить. С позиции православной церкви – поездка в отпуск это не ограничении в вопросе почитания памяти покойного, просто стоит вести себя должным образом, молясь об ушедшем человеке.

Ремонт после похорон – можно ли проводить?

По приметам, которые православная церковь уж никак не поддерживает – ремонт в квартире, где ранее жил покойник не делают на протяжении 40 дней. Не стоит менять мебель и интерьер, делать перепланировку, а на постели покойного – кровным родственникам запрещается даже спать.

С позиции этических соображений – ремонт поможет отвлечься и поможет освободиться от вещей покойного. Хотя некоторые и оставляют на память себе вещи покойного – знающие люди не рекомендуют этого. Проведение ремонта после похорон – это хорошее и правильное решение.

Можно ли мыться сразу после похорон?

По некоторым приметам – пока покойный остается в доме, не погребен на кладбище мыться нельзя, поскольку так его поливают грязью. Некоторые особо суеверные люди не моются и дольше, но ничего общего с учениями православной церкви это не имеет. А ходить немытым 9 и даже 40 дней – это уж точно негигиенично, не эстетично. Поверье то поверьем, но здравый смысл должен брать вверх над суевериями и приметами.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»