Елена равноапостольная константинопольская царица. Святая равноапостольная царица елена

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Церковная история знает всего нескольких женщин, которые смогли удостоиться звания «равноапостольная» - это св. Нина, св. Мария Магдалина, мученицы Апфия и Фекла, русская княгиня Ольга, а также Елена, которой удалось много сделать во славу Божию. На иконе святая Елена часто изображается возле Креста Господня, рядом со своим сыном - императором Константином.

Жизнь этой женщины полна непростых решений, сведения о Елене сохранились благодаря многочисленным историкам. Дошли до нашего времени и святыни того времени, связанные с ее именем.


История святой Елены

Скромная Елена была трудолюбива, хотя выросла не в бедности. Ее родной город Дрепан ныне является частью Турции. Она прислуживала путникам. Девушка вышла замуж за Флавия Констанция - будущего императора Рима. Но в то время вряд ли кто-то мог это предположить. Сын Константин у пары родился в 272 г.

В результате политических интриг Елене пришлось оставить своего любимого супруга. Благодаря этому поступку, он вступил в выгодный брак, который позволил ему начать серьезную политическую карьеру. Будучи еще достаточно молодой, Елена перебралась в Германию, где была резиденция ее сына.

Взойдя на престол, сын сделал мать августой - по сути, равной себе императрицей, которая даже выпускала свою монету. Историки подтверждают, что Константин очень уважал Елену и доверял ей. Сделалась христианской она уже в пожилом возрасте (женщине было 60). Несмотря на это, на иконах святая царица Елена часто изображается цветущей молодой женщиной. Сделано это, чтобы символически передать мощь преображения человеческой души, которая не знает возраста.


Значение святого образа

Благодаря царскому положению, сохранились прижизненные портреты святой, которые делались на монетах. В музее хранится статуя, изображающая Елену в несколько идеализированном виде. Но так было принято, поскольку императоры считались потомками богов, и люди должны были их почитать - кто же захочет обожествлять некрасивую немолодую царицу? Скоро, однако, положение изменилось - сам император стал христианином и сделал свою религию официальной.

Иконы святой равноапостольной Елены появились уже спустя несколько столетий после ее кончины. Византийские мастера довольно точно передавали царские одеяния: широкий расшитый ворот, подол, украшенный камнями, поручи, корона. Все это указывает не только на царское положение при жизни, но и высокую честь, которой Господь удостаивает праведников в Царстве вечном.

Редко древними мастерами царица изображалась одна - рядом с ней обычно находится сын - опора, помощник, соратник во всех благих делах. Без единодушия в семье ни одно святое дело невозможно - не в этом ли значение подобной композиции? А дело было сделано великое - Елена нашла Честной Животворящий крест, не имея представления о том, где и как будет искать. Но Господь устраивает все, если у человека есть решимость. Об этом тоже должна напоминать икона святой Елены.

Традиционная композиция иконы:

  • св. Константин стоит слева, св. Елена справа;
  • между ними высокий крест 5 или 8-конечный;
  • на головах у обоих короны;
  • жесты могут быть разными - иногда царица держит в руках гвозди.

Современная иконография отличается большим разнообразием, чаще всего святая изображается одна, в правой руке держит крест - символ страданий, также он напоминает о подвиге царицы. Левая рука может быть открыта, либо направлена ко кресту, напоминая, что каждый в своей жизни должен выполнить определенное дело для Господа - таково богословское значение иконы св. Елены. В 10 в. изображение царственных святых становилось сюжетом для росписей храмов, триптихов, иконостасов.

В России почитание святой началось сразу после принятия христианства. Княгиня Ольга приняла в крещении ее имя. Соборы в Новгороде и Киеве хранят изображения в византийской традиции (святая с сыном у креста). Большое почитание икона св. Елены имела у русских царей - это подчеркивало преемственность власти христианских самодержцев. Особых почестей святые удостоились при царе Алексее Михайловиче.

Редко, но встречались и житийные иконы, включающие клейма:

  • сон императора Константина (видение креста);
  • победа в сражении;
  • крещение св. Константина;
  • поездка св. Елены в Иерусалим;
  • обретение Креста и воскрешение умершего;
  • нахождение гвоздей Христа.

В чем помогает икона св. Елены

Будучи уже старой (даже по современным меркам) царица увидела необычный сон. В нем ей было дано поручение очистить Святую Землю от языческих капищ.

Получив поддержку от императора, женщина тронулась в путь. Результатом грандиозного путешествия стало обретение Креста Господня, также гвоздей, которыми были пробиты Его руки. Храм Гроба Господня основала именно св. Елена. Что мешало ей наслаждаться покойной жизнью в роскоши и почитании? Зачем придавать значение какому-то сну? Царица поступила так по велению совести, голос которой заглушен у многих современных людей.

Значение иконы Святой Елены - напоминать о том, что вера важней преходящей славы, комфорта, иногда даже здравого смысла. Расстояние от Рима до Вечного города - более 2 тыс. км. Легко ли было пожилой женщине преодолеть его, даже с помощью слуг? Как она рассчитывала найти святые места, связанные со Страстями Господа, если с того времени прошло уже 3 столетия? Только молитва и вера могли поддержать в таком сложнейшем деле.

Все возможно с Богом - святая основала множество храмов по всей Святой Земле, раздавала милостыню, кормила голодных, одаривала бедняков. На обратном пути на Кипре ей были основаны монастыри, действующие по сей день. Скончалась св. Елена в преклонном возрасте около 328 г. Интересно, что мощи святой были украдены из Рима и сегодня покоятся во Франции (парижская церковь Сен-Ле-Сен-Жиль). Там можно получить исцеление от телесных недугов.

Сегодняшние христиане верят, что икона святой Елены помогает:

  • в любом трудном начинании;
  • обретении крепкой веры;
  • получении выздоровления от болезней;
  • помощи в политической компании;
  • тем, кто находится на высокой должности.

Поможет молитвами равноапостольная Елена тем, кто возводит новые храмы или борется с ересями. Православная молитва содержит обращение и к царице, и к ее сыну, который тоже был прославлен как святой.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Икона святой Елены - что нужно знать

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
-«Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

За время пребывания на Святой земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
в католической церкви - 18 августа;
в лютеранской церкви - 21 мая;
в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир.В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

Географические объекты

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Также её имя стало названием ряда городов.

В культуре
Живопись и скульптура

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
Пьеро делла Франческа, фресковый цикл о истории Животворящего Креста в базилика Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458-1466 годы;
Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Елена (+ ок. 327), равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого.

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила "мерзских и суетных идолов мертвенная служения" и не замедлила принять Христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.

Святая равноапостольная царица Елена возымела благочестивейшее желание на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям - в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына.

Почитание

Тело ее первоначально было положено в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой, чьим именем и поныне называют сотни тысяч девочек - в память о мудрой царице и великой святой - покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был совершен молебен перед мощами святой царицы Елены.

Лишь недавно православные христиане Парижа обнаружили, что рядом с ними находится эта святыня. Молебен стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Православные христиане, услышав, что святые останки царицы Елены находятся в центре Парижа, не знали поначалу, насколько достоверны эти сведения. Но затем историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Обретение мощей равноапостольной царицы Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, дает новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всем православном мире.

Только малая часть христианских подвижников удостаиваются звания равноапостольных. Как правило, речь идет о тех святых, которые явились на землю после жития самого Христа в теле, то есть они не могли быть назначены апостолами самим Спасителем. Тем не менее подвиг этих людей был невероятно значим для церкви, поэтому они удостоились звания равноапостольных, то есть равных самим апостолам.

К этим святым относится и рассматриваемая тут икона Елены – царицы Константинопольской. Именно при ней христианство перестало подвергаться гонениям и стало разрешенной религией на территории Римской империи.

История Елены равноапостольной и появление иконы

Святая родом из Вифании – относительно небольшого города, в малой Азии, до куда простиралось и римское владычество. Благодаря этому девушка в юном возрасте сумела влюбиться в римского воина (по имени Констанций Хлор) и родить ему сына – Константина.

Со временем супругу предложили важный пост правителя римских земель, но для этого ему требовалось оставить нынешний брак и обручиться с дочкой императора. Констанций согласился и в итоге стал правителем Западных территорий Римской империи. Данный титул унаследовал сын Константин, который тоже стал воином.

В итоге Константин вступает в конфронтацию с правителем Восточных земель – Максимилианом и становится правителем всей империи. Именно его указом христианство легализуется.

В дальнейшем он обращается к собственной матери дабы та стала императрицей. Вот почему икона святой Елены и иконы святого Константина часто объединяются. Они также почитаются на праздник Воздвижения Креста Господня.

На иконе царица Елена часто изображается с обретенным Крестом, который более трехсот лет пребывал в земле. Именно благодаря этой заслуге царицу во многом и почитают.

Обретение Креста

Много добрых дел для христианства сделали Елена и Константин, поэтому икона этих правителей является символом бескорыстной преданности вере. Они пользовались своим положением только для того чтобы распространять веру и делать угодные Господу дела.

Будучи в преклонном возрасте, царица отправилась в Иерусалим, который к тому времени (четвертый век) оставался под властью язычников. Там, где распнули Спасителя, стоял храм языческой богини. Царица распорядилась снести храм и под ним обнаружили те самые три креста.

Новый храм освящал епископ Макарий, который увидев крест Господень велел наложить его на покойника, процессия с которым проходила поблизости. Присутствующие увидели чудо воскресения.

В чем помогает икона святой Елены

Значение этой иконы весьма высоко, она символизирует настойчивость и веру.

Царица стала одной из первых женщин, которые стали святыми.

Княгиня Ольга взяла в крещении именно ее имя.

На иконе святая Елена чаще всего изображается с Крестом большого или маленького размера. Фоном выступает Иерусалим, либо используется однотонный фон. Также распространенным вариантом являются клеймы, которые обрамляют икону Елены и Константина.

В чем помогает данный образ, так это по большей части в различных материальных делах или когда требуется молиться о правителях или выполнить какие-то политические нужды. Тем не менее, к этим образам верующие могут обращаться и для выполнения любых других потребностей.

Другие именные иконы Елены

Также отметим других подвижниц с идентичными именем, в частности:

  • Елена Сербская – икона посвящена матери двух православных правителей: святого Стефана и Драгутина, она вела благочестивую деятельность и помогала множеству людей, строила приюты, храмы и многое другое.
  • Елена Дивеевская – икона изображает православную святую, которую сам Серафим Саровский благословил на монашество, эта девушка в юном возрасте испытала видение и отвергла светские развлечение, став полностью угодной Господу, мощи ее остаются нетленными и до сих пор творят различные чудеса, помогают верующим.

Именины Елены по церковному календарю: почитают мученицу Елену и Елпидия 28 января. Однако почитание этих мучеников не является распространенным. Они относятся к числу многочисленных подвижников, память о которых потерялась в веках.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва первая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Молитва вторая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной Елене Сербской, королеве, глас 4

От страны́ за́падныя/ святоро́дней лозе́ се́рбстей совоку́пльшися,/ доброра́сленная ве́твь яви́лася еси́,/ благове́рная княги́не Еле́но./ Плода́ кра́сная святу́ю сы́ну дво́ицу/ принеся́ Бо́гови и ро́ду се́рбскому,/ на коне́ц вся́ су́етная ми́ра оста́вила/ и преподо́бным приложи́лася еси́:/ со дерзнове́нием Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и сыново́м слове́нским спасти́ся.

Икона царица Елена равноапостольная

Елена Равноапостольная

Святая Елена Равноапостольная в миру имела имя Флавия Юлия Елена Августа. Она была матерью Константина первого – императора Рима, которого Елена расположила к христианской вере. Это ее первая заслуга. В те времена знатная молодежь воспитывалась в языческом духе и полностью презирали христианство. Вторая заслуга царицы Елены это воздвижение Креста Господня.

Святая Елена старалась как можно больше распространить христианство. Знаменита она тем, что в Иерусалиме она осуществляла раскопки, благодаря которым под землей нашли могилу Господнюю, множество реликвий Страстей, а так же Животворящий Крест.

Елена Равноапостольная стоит в лике святых, приравнена к ученикам Иисуса Христа, огромным количеством церквей она почитается. Ее еще звали Еленой Константинопольской или царицей Еленой.

В 326 году Елена Константинопольская прибыла в Иерусалим, чтоб найти Крест Господень. Ей сказали, что язычники построили храм в честь Венеры на том месте, где Крест Господень зарыт в земле. Царица Елена приказала сломать здание. В земле нашли три креста и рядом табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтоб узнать, на котором кресте распяли Спасителя, их по очереди возлагали на мертвого. Два креста не оказали никакого действа. А вот при возложении третьего креста свершилось чудо, умерший воскрес. Вот так и узнали, какой из крестов крест Спасителя. За то, что мир обрел Животворящий Крест, царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Все люди захотели увидеть святой Крест, который совершил чудо. Тогда царица Елена и патриарх Иерусалимский Макарий воздвигли на возвышенном месте крест. И весь люд, видя воздвигнутый Крест Господень, молился со словами «Господи помилуй».

В честь этого события Церковью установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 27 сентября. Это великий праздник. Сейчас в этот праздник на середину храма торжественно выносят крест для поклонения.

Равноапостольная царица Елена на Голгофе построила храм Воскресения (и гроба) Господня, в котором на пасхальную ночь каждый год сходит благодатный огонь, построила храм на Елеонской горе, в том месте где Господь вознесся на Небо, построила храм в Вифлееме, где Господь родился, а так же в Хевроне, глее Бог явился Аврааму у Мамврийского дуба.

В настоящее время к Елене Равноапостольной обращаются с молитвами за ее заслуги по просвещению и распространению христианства, за то, что она была матерью великого императора, и просят, чтоб святая Елена помогла усилить веру.

Память святой Елены, матери римского императора Константина Великого, отмечают 19 марта и 3 июня.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»