Месть древлянам и значение предания об этой мести. Поход Ольги в Древлянскую землю

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Игорь за время своего княжения усмирил племена древлян, желавших отложиться от Киева, отогнал от столицы печенегов, в 941 году двинулся на Царьград, но спасовал перед «греческим огнем», которым константинопольцы встретили русский флот. Три года спустя он вновь подступил к Царьграду и на сей раз получил от города богатый выкуп, а также ходил на Кавказ, где подчинил себе местных правителей. В 945 году по настоянию своей дружины Игорь вновь двинулся на древлян, которых незадолго до того ограбил воевода Свенельд, правивший в Киеве в отсутствие князя. Этот поход стал для Игоря роковым.

Игорь женился на Ольге, девушке варяжского рода, по другим источникам, Ольга была дочерью лодочника из Пскова.

В год 945. Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, и воевода был Свенельд, тот был отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города. Двор теремной и другой двор были, где стоит сейчас двор деместика, позади церкви святой Богородицы, над горою. Был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и спросила их: «Хорошо ли, гости, дошли?» И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?» Ответили древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за нашего князя за Мала”». Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью с гордостью. Утром я пошлю за вами, вы же скажите: “Не едем на конях, ни пешком не пойдем, но понесите нас в ладье” и вознесут вас в ладье», – и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах, ни пешком не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя» – и понесли их в ладье. Они же сидели, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, и вошли в нее древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям насыпать высокий холм могильный и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где другие мужи наши, которых послали за тобой?» Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко, а потом приказала отрокам рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. И Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

Княгиня Ольга – первая в ряду великих русских правительниц; ее имя по праву стоит вровень с именами императриц Елизаветы и Екатерины. Взойдя на киевский престол после смерти своего мужа Игоря, она изменила порядок уплаты дани от подданных, ввела «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани; завоевательных походов она не вела, предпочитая действовать миром, договаривалась с Византией, дважды ездила в Константинополь и даже приняла там крещение.

Данный аспект её жизни отнесён к характеристике личности, потому что это предание характеризует княгиню в первую очередь как человека и лишь потом как правителя.

Основную информацию о мести княгини древлянам удалось обнаружить в ПВЛ и обобщающих трудах Карамзина и Соловьёва, а также в многотомнике «История СССР…» (в нём содержится статья, где делается вывод о преднамеренном ходе боярских кругов Киева, желавших показать, «какие страшные кары ожидают всех неповинующихся княжеской воле» Княгиня Ольга//История СССР. - С.493.).

Месть Ольги тщательно продумана, учёные подчёркивают холодность её ума, расчёт и хитрость. Традиция кровной мести обидчикам соблюдена в полной мере. Эта одна из черт, присущих язычникам, говорит о высочайшей роли родственных связей в её жизни. Наиболее кратко о мести пишет Татищев: «Князь древлянский Мал, сын Нискинин, присла послы ко Ольге просяти, да идет она за нь. Она же повеле послы тии овых избити, овых сожесчи и, собрав воя, идее на древлян, князи их и люд изби, а град Коростень разори и созже» Татищев В.Н. - С.109.. Наиболее ярко содержание этой мести передают Соловьёв и Карамзин, они основываются на данных ПВЛ.

По преданию, Ольга была в Киеве с малолетним сыном Святославом в 945 году, когда Игорь погиб в одном из походов на древлян: «Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. … И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала". … Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их» ПВЛ..

На этом её месть не была закончена: «И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все».

Далее Ольга пришла на древлянскую землю, «совершать тризну по своем муже». Устроили пир, и когда древляне уже были пьяны, княгиня приказала бить древлян. Летопись гласит, что «иссекли древлян 5000». В конце концов, в год 6454 (946) Ольга сожгла древлянский град Искоростень, собрав с каждого двора по три голубя и три воробья и запустив их с порохом обратно в город: «А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань» ПВЛ..

Предание о мести древлянам Соловьёв считает драгоценным для историка: оно «отражает в себе господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священной обязанностью; видно, что и во время составления летописи эти понятия не потеряли силы… месть за родича была подвигом по преимуществу; … рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и … сохранялся в памяти народной. … обычай мести был сохранительным…, заменявшим правосудие». Соловьёв С.М. - С.148.

Ольга становится героем правды, образцовым гражданином. Её месть достойна - так считают историки XVIII-XIX вв. - В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв. Ольга становится примером самостоятельной, сильной женщины, сумевшей изобрести достойную месть. Обязанность мщения за родного человека была обязанностью религиозной, обязанностью благочестия. Соловьёв С.М. - С.148.

Все мы с детства знаем имя великой княгини Российской Ольги. И знаем, по крайней мере, два эпизода из её жизни: Крещение княгини в Царьграде - и то, как примерно десятью годами раньше она отомстила древлянам за гибель мужа. Именно рассказ о мести княгини Ольги входил в советские учебники по истории, изучают его в школе и теперь.

Как известно, Игорь, великий киевский князь, был жестоко убит древлянами за то, что пытался взять с них непомерно большую дань. Произошло это около 945 года. После убийства Игоря послы древлян, «двадцать лучших мужей», явились в Киев и предложили Ольге выйти замуж за их князя Мала. Княгиня сделала вид, что предложение ей по душе, и сказала древлянам, что хочет оказать им «большую честь». Послушавшись княгиню, на следующий день древляне потребовали, чтобы их отнесли к ней «на головах вместе с ладьёй». По повелению Ольги ладья вместе с людьми была брошена в глубокую яму и засыпана землёй. Вскоре к Ольге пришли с посольством ещё восемь знатных древлян. Княгиня предложила послам для начала помыться в бане, где они были заперты и заживо сожжены. После этого Ольга с войском сама отправилась в древлянскую землю, повелела древлянам насыпать курган над могилой Игоря и вместе с ними стала править тризну. Тризна эта завершилась тем, что Ольгины люди зарубили пять тысяч древлян.

Собрав в Киеве большое войско, Ольга вновь двинулась на древлян. Поход был успешен, но княгиня не могла взять Искоростень - город, жителями которого был убит Игорь. Простояв под стенами города целый год, Ольга предложила его жителям откупиться до странного небольшой данью: по три голубя и три воробья «от каждого двора». Когда обрадованные древляне принесли воробьёв и голубей, Ольга повелела своим воинам привязать к птицам серу и трут, завязав их в тряпицы. Птицы полетели в гнёзда - и город мгновенно загорелся. Жители Искоростеня, которым удалось спастись от огня и меча, были взяты в рабство, а вся древлянская земля обложена тяжёлой данью.

Некоторые историки считают рассказ о мести княгини легендой, а кто-то, наоборот, уверен, что нестандартность и в то же время конкретность действий Ольги указывают на то, что в летописи описаны реальные события. Её поступкам нельзя не ужаснуться, и, конечно, многие задаются вопросом: как совершившая их женщина в дальнейшем могла стать христианской святой?

Прежде всего нужно не забывать о том, что Ольга в момент гибели князя Игоря и её ответного хода была язычницей. А язычники, как известно, были способны и на гораздо большие злодеяния - вспомним хотя бы то, как жестоко обходились они с христианами или как приносили богам человеческие жертвы. А Ольга, по языческим понятиям, совершала праведное дело: мстила за убитого мужа и повелителя! В то время на Руси уже были христиане, и Ольга не могла не слышать о вере, которую они исповедовали, но жила по законам отцов и, видимо, ещё не помышляла о Крещении. И в то же время в её житии говорится, что и тогда Ольга хранила в себе некую закваску праведности: ведь она стала женой киевского князя благодаря своему целомудрию. Их знакомство произошло на реке Великой, когда Ольга перевозила Игоря в лодке на другой берег. Красота девушки соблазнила князя, но она решительно отвергла его «ухаживания», пообещав отправить и лодку, и их обоих на дно, если князь не откажется от своих намерений. Игоря покорило её целомудрие, и вскоре он прислал к Ольге сватов. Нужно отметить, что Ольга и после смерти мужа вела себя крайне целомудренно - сохранила вдовство, хотя к ней сватался не только древлянский князь Мал, но и, по преданию, греческий император (что, конечно, едва ли было возможно, потому что он был женат).

Страшную расправу Ольги с древлянами можно отчасти оправдать ещё и тем, что она мстила им не только и не столько как частное лицо - женщина, потерявшая любимого мужа. Не заплаканная вдова, а великая княгиня подавляла восстание в своих землях, карала племя, выказавшее неповиновение и поднявшее руку на князя. Став правительницей русской земли, Ольга взялась, в сущности, за неженское дело, ей приходилось поступать и как жестокому воину, и как расчётливому хозяину. Недаром Карамзин, говоря о княгине Ольге, назвал её дела деятельностью «великого мужа», а в житии святой подчёркивается, что управляла она своими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж». А для сильного и разумного языческого правителя покарать непокорных, да ещё покарать так, чтобы об этом рассказывали повсеместно, на протяжении многих лет, - совершенно здравый политический ход.

И, наконец, месть Ольги древлянам говорит о ней как о человеке сильных чувств. Будучи язычницей, она была далека от смиренной молитвы распятого Христа: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Не дрогнув, княгиня довела свою месть до конца, и, может быть, именно эта способность её души воспламеняться и гореть долго помогла ей потом вместить веру Христову и пронести до конца земных дней. И имя в Таинстве Крещения княгиня получила соответствующее - Елена, что в переводе с древнегреческого означает «факел».

Бывает так, что по древней иконе проходит трещина, словно разделяя лик святого на две половины - более тёмную и более светлую. Крещение Ольги тоже стало своего рода глубокой трещиной, отделившей её мрачное языческое прошлое от светлых дней христианского подвига. Недавняя язычница стала храмоздательницей, благотворительницей и проповедницей, исходившей всю русскую землю, от Киева до псковских земель. Ей, человеку огромного темперамента, удалось смириться с тем, что её единственный сын Святослав, наследник киевского престола, так и не уверовал во Христа. Правда, он не мешал креститься всем желающим, и всё-таки в те времена Русь оставалась языческой и порой опасной для христиан. При жизни равноапостольной Ольге не удалось увидеть главного плода своих трудов - Крещения внука Владимира и всей Русской земли. Несомненно, что это она первая рассказала малолетнему князю о Спасителе. И, уже будучи грозным правителем и принимая решение креститься «по греческому закону», князь Владимир словно получил весточку от святой Ольги. «Если бы не был хорош греческий закон, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей»,- сказали ему бояре.

Сегодня в церкви читали Евангелие от Луки, в котором рассказывается о том, как Христос простил грехи блуднице. А ведь она даже не покаялась в них - просто омывала ноги Спасителя слезами и отирала своими власами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, - сказал Спаситель. - А кому мало прощается, тот мало любит... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 36-50). Может быть, святая Ольга пришла ко Крещению ещё и потому, что слишком тяжело было у неё на сердце после страшной расправы с древлянами. Слёзы и покаяние великой княгини остались её тайной, Таинством, о котором знает только Господь.

Княгиня Ольга запомнится в истории как великая правительница, зародившая христианство на русской земле. Изначально, Ольга была язычница и славилась своей жестокостью и местью, но в летописях восхвалена как мудрая правительница.

Муж княгини Игорь Рюрикович — великий Киевский князь, которого жестоко убили обитатели деревской земли, проживающие на территории Украинского Полесья. Игорь совершил наступление на древлян, собрав к прежней дани еще две новые выплаты для своих дружинников. Отпустив большую часть своего войска, он вернулся в Искоростень за добавкой богатства. Древляне, во главе с князем Малом, дали достойный отпор войску Игоря, а его самого жестоко казнили. Его разорвали на части и привязали за ноги к вершинам двух изогнутых деревьев.

Российская Княгиня Ольга, оставшись с малолетним сыном Святославом, решила отомстить древлянам за жестокую смерть мужа любимого. После убийства Игоря, к княжне были присланы 20 «лучших мужей», которым велено посватать ее с князем Малу. Ольга схитрила и ответила, что дает добро выйти замуж, а в знак чести приказала подданным нести послов на руках в ладье, на которой они приплыли, до ее дворца. Накануне, велела своим подданным выкопать глубокую яму пред своим теремом, в которую были скинуты и заживо закопаны все послы.

Княгиня передала послание о согласии на брак с князем Малу. Поверив искренности Ольги, князь собрал более знатных послов в Киев со щедрыми подарками. Прибывшим подданным, по славянскому обычаю, истопили баню и пригласили испариться. Едва древляне вошли в баню, подданные княжны обложили ее соломой, хворостом и подожгли всех гостей.

Ольга принимает решение отправиться в Деревскую землю и просит перед свадьбой устроить тризну на могиле погибшего мужа, а так же, чтобы на пир прибыло как можно больше древлян. Когда пир подошел к концу, все приглашенные были изрядно пьяны и ее воины безжалостно перебили всех пирующих. В тот кровавый день было около 5000 погибших.

Княгиня Ольга была настолько одержима местью, что не останавливается и идет в военный поход на вражескую землю, взяв с собой маленького князя Святослава. Войско княгини взяло в осаду город, который держали в обороне целое лето. Помиловав жителей, она отозвала войско, но попросила каждого жителя передать ей в дань троих воробьев и по одному голубю. К каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили в город. Искоростень был охвачен огнем и жители спасались бегством. Убийц мужа княгиня осудила на смерть и рабство, а жители перешли под ее управление.

После победы над древлянами, Ольга занялась обустройством государства и проявила себя как мудрый и великий руководитель, доказав всем, что обладает не только женской хитростью. Многие историки продолжают спорить о подлинности данного события, но летописи монахов Киево-Печерского монастыря, описывают именно так события мести за смерть супруга Игоря Рюриковича. Ольга ознаменована Великой Святительницей Руси, а также первой язычницей, принявшей Крещение Христианства.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенкомСвятославом , и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала иСвятослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала ихОльга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала имОльга : "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же имОльга : "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье.Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послалаОльга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет васОльга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила ихОльга : "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли,Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелелаОльга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказалаОльга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. АОльга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946 ).Ольга с сыном своимСвятославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо былСвятослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стоялаОльга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же имОльга , что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказалаОльга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказалаОльга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошлаОльга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своимСвятославом , и пробыла здесь год.

В год 6455 (947 ). ОтправиласьОльга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948). В год 6457 (949). В год 6458 (950). В год 6459 (951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954).

В год 6463 (955 ).Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царьКонстантин , сын Льва, и пришла к немуОльга , и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня,Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет".Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сынаСвятослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956). В год 6465 (957). В год 6466 (958). В год 6467 (959). В год 6468 (960). В год 6469 (961). В год 6470 (962). В год 6471 (963).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»