От милиции к полиции: реформа. Закон "О полиции"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Законопроект, одобренный Президентом РФ Д. А. Медведевым, был предварительно выдвинут на общественное обсуждение, и после внесения ряда поступивших от населения поправок вступил в силу с весны 2011 года.

Дмитрий Медведев: «Полиция должна соответствовать современным требованиям»

Давая комментарий телеканалу «Россия» на эту тему, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что дело не в смене названия, а в том, чтобы иметь эффективную правоохранительную структуру. Дмитрий Анатольевич говорил, что к милиции накопилось много вопросов: законодательство, облик, приемы работы МВД еще советские, они устарели. Милиция (полиция) должна соответствовать уровню развития экономики и общества, подчеркнул он.
Медведев также заявил о необходимости изменения не только законодательства о милиции (полиции), финансирования структур МВД, в том числе, улучшения материальной базы, но и символа правоохранительного органа, которым является и название: милиция – это добровольные формирования для защиты общественного порядка, если вспомнить историю. Профессионалы же во всем мире называются полицией. Тут речь не об идеологии, а о констатации факта, добавил Д. А. Медведев.

Владимир Путин: «Главное – изменить содержание работы»

Владимир Путин, будучи главой правительства РФ, сказал на брянском форуме «Развитие Центральной России – 2011 – 2012», что «реформы в правоохранительной сфере давно назрели, и смысл предложения Дмитрия Анатольевича выражался в том, чтобы изменить не название, а содержание работы этих ведомств, обновить кадровый состав, проделать структурные изменения, повысить уровень материального благосостояния сотрудников (до 30 – 35 тысяч рублей для начинающих)». Путин сказал, что цель правильная, действия по реформе правоохранительных органов востребованы, а общество должно оценить изменения по их результату, на который нужно работать.

Хинштейн заявил о необдуманных сокращениях подразделений МВД

Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн высказался в одном из телеинтервью, что главной целью реформы МВД стало сокращение личного состава любой ценой на 22%, причем максимальному сокращению подверглись наиболее работоспособные подразделения – те от кого зависит поддержание общественного порядка – ППС. Хинштейн сказал, что на 24% вся патрульно-постовая служба в структурах МВД России была сокращена, а в Самарской области – даже на 45%. По информации депутата, в ходе реформы было упразднено 970 отделений внутренних дел, в 75% городов и районах с населением ниже 30 тысяч человек нет отделов МВД. Хинштейн в целом назвал кампанию по реформированию милиции-полиции неудовлетворительной именно из-за массовых сокращений сотрудников МВД в ряде подразделений.
Лидер фракции ЛДПР В Госдуме Владимир Жириновский привел число уволенных в результате реформы сотрудников милиции – 200 тысяч человек.

Сколько стоило переименование

По предварительной официальной информации, озвученной МВД РФ осенью 2010 года, на все процедуры, связанные с переименованием милиции в полицию уйдет более 2 миллиардов рублей. Одна только смена нагрудных жетонов сотрудников правоохранительных органов должна была обойтись в половину этой суммы. Еще полмиллиарда планировали потратить на новые таблички для зданий подразделений МВД и другую символику. Основные расходы предстояли в связи с увеличением зарплат сотрудникам – на это собирались изыскать 22 миллиарда рублей.
В начале 2013 года Счетной палатой на заседании Госдумы была названа сумма деятельности по реформированию системы МВД в «более миллиарда рублей». Депутаты подтвердили, что вышеупомянутые 1,125 млрд потрачены только на изготовление новой формы, нагрудных знаков, печатей, удостоверений. Сумма в 770 миллионов потрачена на переоформление документов и другие нужды.

Введение

Необходимость проведения социальных реформ диктуется общим направлением развития российского общества в целом и экономики в частности.

Первоначально следует раскрыть само понятие «социальная реформа». Под социальной реформой понимаются политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Кроме того, реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми и отражаются на их уровне, образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоёв населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов людей к социальным благам, таким как: образование, здравоохранение, занятость, социальные гарантии.

Главная особенность современных индустриальных обществ от более ранних заключается в движении за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления.

В докладе мы обратим внимание на следующие реформы в России:

1) Реформа здравоохранения.

2) Реформа образования.

3) Пенсионная реформа.

4) Монетизация льгот.

Мы попытаемся проанализировать и оценить эффективность данных реформ и определить дальнейшие перспективы развития тех или иных направлений реформ в нашей стране.

Социальные реформы 2000-2011 гг.

Реформа Здравоохранения.

Практика строго государственной организации здравоохранения в дореформенное время имела ряд существенных недостатков, главный из которых – низкая эффективность отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог получить бесплатную необходимую медицинскую помощь. Сегодня прежняя система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет.

Необходимость реформирования системы здравоохранения обусловлена следующими проблемами:

· Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами.

· Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполнили свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме.


· Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения.

· Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы использовались неэффективно. Существующая система оказания медицинской помощи характеризовалась избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы:

1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Гарантируемые объемы медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, содержащих профилактику заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны.

2. Модернизация системы ОМС

Модернизация системы обязательного медицинского страхования предполагает:

· упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

· завершение перевода системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе;

· перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных;

· укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по ОМС неработающего населения.

3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи.

В ряду главных мероприятий:

· обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом ее направленности на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик;

· повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей;

· перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

· преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций;

· обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;

· переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Предполагается, что в совокупности эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, сформируют культуру здоровья у населения, повысят ответственность граждан за состояние собственного здоровья, улучшат финансовое обеспечение отрасли, повысят качество и доступность медицинской помощи, усилят ее профилактическую направленность. Будут созданы и внедрены приоритетные программы развития на основе улучшения инвестиционной привлекательности.

Налоговая полиция

Основная статья: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Основная статья: Военная полиция России

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.

Наркополиция

Основная статья: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции - Федеральная служба расследований . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции , включающей в себя криминальную полицию , полицию общественной безопасности , миграционную полицию и спецуправления , но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)

Основная статья: О полиции

Основная статья: Реформа МВД России

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете .

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию :

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция .

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»)

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное») ] , хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было .

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Подписал закон о полиции. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон - первый шаг к обновлению МВД.

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции", в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел (МВД) РФ.

Предпосылки для реформы

После вызвавшего сильный общественный резонанс преступления майора милиции Дениса Евсюкова (в апреле 2009 г. в Москве он расстрелял посетителей супермаркета) российские власти приняли решение о необходимости реформирования министерства внутренних дел (МВД) РФ для повышения доверия граждан к правоохранительным органам. 24 декабря 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", а 18 февраля 2010 г. - указ "О некоторых мерах по реформированию МВД России".

Документы предусматривали сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников МВД на 20%; увеличение денежного довольствия сотрудников милиции, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел; исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций и др. Также президент поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и Ассоциации юристов России внести предложения по реформе МВД. В начале 2010 г. такие предложения были представлены главе государства, который взял реформу под личный контроль и поручил правительству разработать новую редакцию федерального закона (ФЗ) "О милиции", регулирующего деятельность правоохранительных органов. 6 августа 2010 г. президент Дмитрий Медведев выступил с предложением вернуть милиции название "полиция", существовавшее в досоветский период. В августе проект ФЗ "О полиции" прошел общественное обсуждение на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru, 28 января 2011 г. он был принят Госдумой, 2 февраля одобрен Советом Федерации, после чего был подписан Дмитрием Медведевым 7 февраля и вступил в силу 1 марта 2011 г.

Закон "О полиции"

Документ закрепил переименование милиции в полицию и усиление общественного контроля над ведомством. Законом была установлена предельная численность личного состава органов внутренних дел к 2012 г. - 1 млн 106 тыс. 472 человека (сокращение на 22% по сравнению с численностью сотрудников дореформенного МВД - 1,28 млн человек).

С 1 марта милиционеры выводились за штат министерства для последующего прохождения переаттестации в срок до 1 июня 2011 г. (позднее продлен до 1 августа того же года).
Переаттестацию прошли 875,3 тыс. бывших милиционеров, включая министра Рашида Нургалиева. В ходе реформы своих постов лишились 183 тыс. сотрудников МВД, в том числе около половины генералов (143). Еще 21 генерал не прошел аттестацию.

Часть функций милиции была передана другим ведомствам - так, полиция перестала заниматься административным выдворением нелегальных мигрантов, организацией работы медицинских вытрезвителей, конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО, розыском должников, формированием и ведением реестра лиц, которым запрещено заниматься определенной деятельностью.

Закон потребовал от сотрудника полиции при общении с гражданином не только называть свои должность, звание, фамилию и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, но и сообщать причину и цель обращения, а в случае применения мер ограничения права и свободы гражданина - разъяснить тому причину и основания применения мер, а также его права и обязанности. Последующая практика показала, что сотрудникам полиции трудно выполнять данные требования в ситуациях, когда ведется преследование преступника или в ходе массовых беспорядков. В апреле 2014 г. организация "Офицеры России" направила спикеру Госдумы Сергею Нарышкину предложение внести изменения в закон "О полиции", которые бы позволили полицейским отходить от этих требований, когда они "заведомо невыполнимы".

С 1 января 2012 г. символика российской милиции стала недействительной. Российские полицейские получили новую форму и обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Впоследствии общественные активисты и представители СМИ неоднократно фиксировали случаи, когда полицейские прятали или отказывались предъявлять свои жетоны.

Дальнейшие изменения законодательной базы

23 мая 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. До 1 сентября 2011 г. МВД совместно с полномочными представителями президента в федеральных округах и руководителями регионов образовали при территориальных органах МВД общественные советы (совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер). Советы могут получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий.

19 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а 30 ноября 2011 г. - федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Эти документы развивали положения ФЗ "О полиции" в области денежного довольствия, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также иных особых социальных гарантий.

Критика реформы

Вскоре после завершения основного этапа реформы она была подвергнута критике. Так, в мае 2012 г. заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что реформа из-за отсутствия четкой концепции не повысила качества работы правоохранительных органов и ухудшила ситуацию в них.

В первую очередь Хинштейн и другие критики обратили внимание, что, несмотря на идею реформы, которая предполагала сокращение избыточного руководящего состава и центрального аппарата, увольнения коснулись, в основном, "полевых" сотрудников. По данным Хинштейна, подразделения по делам несовершеннолетних были сокращены в целом по МВД на 28,9%, строевые подразделения патрульно-постовой службы на 24,6%, вневедомственная охрана - на 22,3%, ГИБДД - на 20,7%, уголовный розыск - на 19,3%. При этом кадровые подразделения сократились на 17,5%, правовые - на 9,8%, штабные - на 21,6%., а штатные оркестры, студии, ансамбли танца решено было оставить.

Также Хинштейном и другими критиками отмечалось, что в ходе реформы были ликвидированы 6 из 23 вузов МВД, все средние специальные школы милиции, разорвалась существующая система вертикальной подчиненности полицейского управления. Отмечались негативные последствия принятого еще в 2008 г. решения об упразднении подразделений по борьбе с организованной преступностью. Также, по мнению Хинштейна, повышение заработных плат было нивелировано последовавшей "монетизацией" льгот.

30 октября 2013 г. в ходе "правительственного часа" в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал, что в рамках реформы, "результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты". При этом он добавил, что министерство "старается исправить недостатки". Глава МВД сетовал на острую нехватку участковых и постовых, но сообщил о победе над текучкой кадров: по его словам, в 2013 г. впервые за последние годы количество принятых на работу сотрудников превысило число уволенных. Некоторые части реформы были пересмотрены: так, в 2012 г. были вновь созданы "подразделения по вытрезвлению граждан".

Дальнейшие преобразования

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин незначительно увеличил предельную штатную численность МВД до 1 млн 113 тыс. человек.

13 июля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении общей численности органов внутренних дел на 10%, до 1 млн 3 тыс. 172 человек. План по сокращениям подготовил глава МВД Владимир Колокольцев, который в интервью СМИ подчеркнул, что "с учетом негативного опыта реформирования 2010 г." под сокращение в этот раз не попали оперуполномоченные, участковые, сотрудники патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб. Более 43 тыс. из 110 тыс. сокращаемых пришлось на вневедомственную охрану. С 1 ноября 2015 г. из 3,5 тыс. стационарных постов главного управления вневедомственной охраны осталось только 282, большинство объектов перешли под охрану государственного предприятия "Охрана".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»