Эскадренный миноносец тип 7. История трагедии эсминца "сокрушительный"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо , крейсеров и линкоров особую тенденцию получили . Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские «Тип 1934» и «Тип 1936» – является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 – в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной компанией «Ансальдо») вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.

Кораблестроительная компания «Ансальдо» с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. Компания «Ансальдо» предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно – привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» – «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».

миноносец “Гневный”

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Конструкция эсминца “Быстрый”

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства завода «Большевик». Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

Тактико-технические характеристики

Последние данные эсминцев были таковы:

  1. Водоизмещение – от 1500 до 2180 тонн;
  2. Осадка корпуса – 3,8 м;
  3. Скорость хода – 38 узлов (максимальная) и 19 узлов (экономическая);
  4. Мореходность – 7 баллов;
  5. Автономность – 10 суток;
  6. Длина – 112 м;
  7. Ширина – 10,2 м.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

Ширина 10,2 м Осадка 4,1 Двигатели 2хТЗА «Парсонса» или «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода Мощность 54 000 л. с. импортные механизмы
60000 л. с. отечественные Движитель 2 Скорость хода эконом.: 20,17 узл
макс.: 36,8 узл. с импортными механизмами
39 узл. с отечественными Дальность плавания 1490 морских миль на ходу 17,8 узлов
эконом.: 1 380 миль
полный: 700 миль Экипаж 271
в том числе 15 офицеров Вооружение Артиллерия 4 x Б-13-2С
2 x 34-К
3 x 21-К
4 x ДШК Противолодочное вооружение 2 x БМБ-1 Минно-торпедное вооружение 2 х ТА 1-Н, морские мины КБ-3

Известные также как тип «Сторожевой» - тип эскадренных миноносцев , строившихся для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах . Проект 7-У был заложен, как усовершенствованный проект 7 .

Предпосылки

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде , и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве .

Проект 7-У

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсмин­цев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Послед­ние 6 строившихся единиц, находив­шихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

К концу войны балтийские эсминцы («Силь­ный», «Стойкий», «Славный», «Стороже­вой», «Строгий», «Стройный») получи­ли третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» име­ли на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К , по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавли­вавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрель­бы - пороховую и пневматическую. Ско­рость вылета торпеды составляла 15 - 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что поз­волило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за па­лубу. Кроме того, в кон­струкцию ТА был внесен ряд усовершен­ствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при­менить свое вполне современное торпед­ное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооруже­ние эсминцев типа «Сторожевой» прак­тически ничем не отличалось от исполь­зуемого на предшественниках. На рас­положенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин об­разца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб - 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хра­нились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых-12 в погребе и 8 - в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1 , спо­собные стрелять бомбами Б-1 на даль­ность до 110 м.

Навигационное вооружение

Система управления огнем главного калибра - ПУС «Мина», созданная ленин­градским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Ее основным элемен­том являлся центральный автомат стрель­бы ЦАС-2 - счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вы­рабатывал координаты, скорость и кур­совой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикаль­ной наводки орудий. ЦАС-2 считался от­носительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможнос­ти были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которо­го в схему автоматически поступали дан­ные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кор­мовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На неко­торых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополни­тельно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенит­ным огнем не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы су­ществовали лишь на бумаге. Первая сис­тема МПУАЗО «Союз-7У» была установ­лена буквально накануне войны - в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя до­статочно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы - аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффектив­на в борьбе с пикирующими бомбарди­ровщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заме­ной неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах - черноморском «Свободном» и балтий­ском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

См. также

Примечания

Литература

  • Балакин С. А. "Сообразительный" и другие эскадренные миноносцы проекта 7У (рус.) // Морская Коллекция : Журнал. - 1997. - № 6.

Были выбраны в качестве основы для создания новых советских эсминцев.

Эскадренные миноносцы проекта 7

«Грозный»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Последующий тип проект 7-У
Запланировано 53
Построено 28
Отменено 6
Потери 9
Основные характеристики
Водоизмещение Проектное: 1425 тонн (стандартное), 1715 тонн (полное) Фактическое:1525 - 1670 тонн (стандартное)
Длина 112,5-8 м (максимальная)
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
Экипаж всего 246 (в том числе 15 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К , 2×45-мм 21-К , 2х12,7-мм ДШК или ДК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1 (только на кораблях заводов № 199-202)
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю ; 60 мин КБ-3 или 65 обр. 1926 г. или 95 мин обр. 1912 г.
Медиафайлы на Викискладе

Всего было заложено 53 единицы . Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7-У . 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке в шторм после спуска на воду (кораблём командовал будущий главком ВМФ СССР С. Г. Горшков) и не был достроен .

История разработки

История строительства

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра у эсминцев проекта 7: четыре 130-мм орудия Б-13-I с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик» , углы вертикального наведения от −5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса - 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (25,7 км). Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол - то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка - пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли: пара 76-мм универсальных установок 34-К , два 45-мм полуавтомата 21-К , два 12,7-мм пулемёта ДШК . В ходе войны зенитное вооружение усиливалось за счет замены полуавтоматов 21-К на автоматические пушки 70-К и установки дополнительных 1-3 (в зависимости от наличия орудий) автоматов 70-К, пулеметов ДШК или полученных по Ленд-лизу зенитных пулеметов Виккерса или Кольта. Эскадренный миноносец Балтийского флота «Грозящий» получил также дополнительное 76-мм орудие 34-К.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных пороховых аппарата 39-Ю . Скорость вылета торпеды составляла 12 м/с. 533-мм торпеды 53-38 (53-38У), длина 7,4 м, масса 1615 (1725) кг, масса ВВ (тротил) 300 (400) кг, дальность: 4,0 км ходом 44,5 узла, 8,0 - 34,5, 10,0 - 30,5. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование Северного флота и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять.

Противолодочное вооружение

На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 60 мин КБ-3 , или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб - 25 штук (10 больших Б-1 и 15 малых М-1); позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1 . Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; малые - 12 в погребе и 8 в кормовом стеллаже на юте.

Энергетическая установка

Два главных турбозубчатых трехкорпусных агрегата смешан­ной активно-реактивной системы и три водотруб­ных котла треугольного типа, мощностью 48 000 л. с. при 415 об/мин., которые вращали два гребных винта диаметром 3,18 м и шагом 3,65 м.

Вспомогательные устройства и системы

Средства обнаружения, навигации и связи

Ходовые качества: перегрузка, остойчивость, мореходность

Для повышения остойчивости на часть «семерок» в 1940-1941 годах уложили твёрдый балласт (82 - 67 тонн). Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего. Из-за зауженных обводов носовой части корпуса они сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость падала до 5-8 узлов.

Внешние отличия

Экипаж

Служба в годы Великой Отечественной войны

Балтийский флот

К началу войны Балтийский флот располагал пятью «семерками» - эсминцами «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Сметливый» и «Стерегущий».

Эсминец «Гневный», головной корабль данной серии эсминцев, погиб в самом начале войны, 23 июня 1941 года, подорвавшись на немецком минном заграждении. Команде удалось удержать корабль на плаву, однако в условиях обнаружения перископов (которые скорее всего просто чудились наблюдателям) и подрыва на мине вслед за «Гневным» также крейсера «Максим Горький» командующий отрядом кораблей И. Г. Святов приказал эвакуировать команду эсминца и расстрелять поврежденный корабль.

Эсминец «Гордый» в июне-августе 1941 года действовал в составе отряда легких сил Балтфлота, участвовал в минных постановках, спасении команд с эсминцев «Гневный» и «Сердитый», оказывал огневую поддержку оборонявшим Таллин советским войскам. 28 августа 1941 года в ходе эвакуации войск и флота из Таллина получил тяжелые повреждения от подрыва мины рядом с бортом, на следующий день подвергся атакам немецкой авиации, но дошел до Кронштадта. 29 сентября в Кронштадте получил дополнительные повреждения и был переведен в Ленинград, где ремонтировался до 8 октября. В ноябре эсминец вошел в число кораблей, участвовавших в эвакуации гарнизона полуострова Ханко в Ленинград, но в ночь с 13 на 14 ноября при переходе к Ханко подорвался на двух минах и затонул.

Эсминец «Грозящий» в первые месяцы войны действовал в Рижском заливе и в водах Моонзундского архипелага. 20 июля в ходе минной постановки в Ирбенском проливе получил повреждения от взрыва мины рядом с бортом, после чего ушел в Кронштадт и до сентября находился в ремонте. В сентябре поддерживал огнем советские войска у Ораниенбаума, но 18 сентября вновь встал в ремонт в Кронштадте, а 21-23 сентября стоящий в доке корабль получил несколько попаданий авиабомб. В октябре поврежденный эсминец был переведен в Ленинград, где ремонтировался до июня 1942 года. После ремонта «Грозящий» занимался преимущественно артиллерийской поддержкой оборонявших Ленинград войск, в январе 1944 года поддерживал огнем советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции.

Эсминец «Сметливый» также в июне-начале июля действовал в Рижском заливе, затем перешел в Таллин. Во второй половине июля проходил ремонт в Ленинграде, после чего участвовал в обороне Таллина, Таллинском переходе и поддержке оборонявших Ленинград советских войск. 3 ноября корабль совершил переход на военно-морскую базу Ханко, где взял на борт 560 эвакуируемых с полуострова солдат, но на обратном пути эсминец подорвался на двух минах и затонул, спасти удалось всего 80 членов экипажа и 270 пассажиров.

Эсминец «Стерегущий» в июле-августе действовал в Рижском заливе совместно с эсминцем «Грозящий». 11 августа эсминец сопровождал на переходе в Кронштадт госпитальное судно «Вячеслав Молотов», смог довести на буксире подорвавшийся на мине теплоход до места назначения. 21 сентября находившийся у Петергофа эсминец был атакован группой немецких бомбардировщиков, получил несколько прямых попаданий и затонул на мелководье. В октябре с потопленного корабля сняли часть оборудования и вооружения, но провести полноценные подъемные работы не удавалось из-за близости линии фронта. Только в июле 1944 года пролежавший почти три года на дне корабль был поднят и в 1948 году вернулся в состав флота.

Черноморский флот

Черноморский флот имел шесть «семерок» - эсминцы «Быстрый», «Бодрый», «Бойкий», «Бдительный», «Безупречный» и «Беспощадный».

«Быстрый» в первые дни войны занимался обеспечением ПВО Севастополя. 1 июля эсминец был направлен на ремонт в Николаев, но на выходе из бухты подорвался на донной мине и затонул. 13 июля «Быстрый» был поднят и введен в док, но 30 августа корабль вывели из дока, а в начале сентября поврежденный эсминец был атакован самолетами и вновь затонул. Носовая часть поврежденного эсминца была уже осенью 1941 использована для ремонта однотипного «Беспощадного», а целиком корпус подняли только после войны для утилизации.

«Бодрый» встретил начало войны в Севастополе, нес дозорную службу с августа по октябрь участвовал в поддержке и снабжении оборонявших Одессу советских войск. 31 октября корабль был атакован самолетами и получил серьезные повреждения от близких разрывов, из-за чего на полтора месяца ушел в ремонт. В конце декабря эсминец совместно с крейсерами «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидером «Харьков» и эсминцем «Незаможник» доставил подкрепления и боеприпасы в Севастополь, в январе 1942 года участвовал в высадке тактического десанта у Судака. В феврале-июле 1942 года вновь отправился в ремонт в Туапсе, в июле переведен в Поти, но 16 июля уже закончивший ремонт эсминец попал под удар атаковавших порт Поти немецких бомбардировщиков, получил тяжелейшие повреждения и вышел из строя почти до конца войны - ремонт был завершен 31 декабря 1944 года.

«Бойкий», так же как и «Бодрый» в августе-октябре занимался поддержкой войск в Одессе, участвовал в высадке десанта у Григорьевки, затем конвоировал идущие в Севастополь транспорты, в начале ноября обеспечил эвакуацию из Ялты в Севастополь войск и боеприпасов. 28-30 декабря эсминец участвовал в высадке десанта в порту Феодосии. В январе корабль прошел ремонт, после чего участвовал в снабжении Севастополя, нескольких набеговых операциях, в том числе рейдов к румынскому и болгарскому побережью. В 1943 году вплоть до последовавшего в октябре запрета на использование эсминцев в боевых операциях без санкции Москвы «Бойкий» совершил несколько выходов к побережью Таманского полуострова и Крыма, обстрелах берега и минных постановках. С октября эсминец в море выходил только эпизодически (сказался в том числе и износ механизмов) и в боевых действиях участия не принимал.

«Бдительный» начало войны встретил в капитальном ремонте в Севастополе и до октября в боевых действиях не участвовал. В конце октября - начале ноября принимал участие в эвакуации войск из Донузлава и с Тендровской косы в Севастополь, в феврале-марте поддерживал южный фланг Крымского фронта. 17 апреля сопровождал санитарный транспорт «Сванетия» на переходе из Севастополя в Новороссийск, после гибели транспорта спас 143 человека. Участвовал в доставке подкреплений в Севастополь, был одним из последних дошедших до города крупных кораблей (25 июня). 2 июля 1942 года находившийся в Новороссийске эсминец был атакован немецкими бомбардировщиками, одна из бомб попала в носовой торпедный аппарат и вызвала подрыв торпед, от чего корабль буквально разорвало на две части. Восстановлению эсминец не подлежал.

«Безупречный» в начале войны занимался постановкой минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, во время поддержки десанта у Григорьевки тяжело поврежден немецкой авиацией. В ноябре после ремонта участвовал в эвакуации советских войск из Ялты и с Тендровской косы, обороне Севастополя. в январе-марте 1942 года поддерживал советский десант у Судака и южный фланг Крымского фронта. В 24 июня эсминец совместно с лидером «Ташкент» доставил в Севастополь подкрепления и вывез раненых. 26 июня лидер и эсминец отправились во второй рейс, но вечером того же дня эсминец был атакован вражеской авиацией и затонул со всей командой и находившимися на борту солдатами.

«Беспощадный» также в первые дни войны занимался минными постановками, затем участвовал в обороне Одессы и высадке десанта у Григорьевки, в ходе которого получил значительные повреждения и был отправлен в ремонт в Севастополь. В начале ноября находившийся в ремонте корабль вновь подвергся атакам с воздуха, из-за чего наскоро подремонтированный корабль был эвакуирован в Поти, где и стоял в ремонте до сентября 1942 года. С октября 1942 по октябрь 1943 года корабль участвовал в перевозке войск из Поти и Батуми в Туапсе, эскортировал транспорты, совершил несколько походов к побережью Крыма и к берегам Болгарии. 6 октября 1943 года. «Беспощадный» совместно с лидером «Харьков» и эсминцем «Способный» совершили рейд к Ялте и Феодосии. На обратном пути отряд кораблей подвергся четырем последовательным атакам бомбардировщиков, в ходе второй атаки эсминец получил тяжелые повреждения, а в ходе следующей атаки добит.

Северный флот

Тихоокеанский флот

Модернизация

Послевоенная служба

«Грозящий» в 1946 году вошел в состав 4-го (Юго-Балтийского) ВМФ, с декабря 1948 - в составе 8-го (Северо-Балтийского ВМФ). В июне 1952 ода поставлен на капитальный ремонт, но уже в августе следующего года ремонт был прекращен, а корабль исключен из состава ВМФ и отправлен на слом.

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - «новиков»:

12 единиц на Балтийском море;

5 единиц на Чёрном море.

Такие эсминцы, построенные еще перед Первой мировой войной, не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

Эскадренные миноносцы проекта 7, также известные как тип «Гневный», - тип эскадренных миноносцев так называемой «сталинской серии», строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 1930-х годов, один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории российского и советского флотов. Самые массовые советские эскадренные миноносцы 1920-х-1930-х годов.

Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке после спуска на воду и не был достроен.

Проект 7

В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина В. А. была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7».

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и еще 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота.

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.

Сравнение с зарубежными эсминцами подтверждает, что при проектировании новой серии эскадренных миноносцев был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

Мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Проект 7-У

13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938-1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». В ходе заводских испытаний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка корабля и, как следствие, — его пониженная остойчивость. Работы по устранению (остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта), а также ликвидация множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. В результате, к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех из 18 заявленных кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испытывали уже в боевых условиях.

Тактико-технические характеристики

Корпус

Главным отличием эсминца проекта 7-У была компоновка машинно-котельных отделений. Появившийся четвёртый котёл и увеличенные их габариты, в результате чего котлы не умещались внутри корпуса, привели к тому, что котлы возвышались над главной палубой примерно на 2 метра, съедая объём центральных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была клепаной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен серьезный недостаток маломарганцовистой стали: хрупкость. Листы, изготовленные из неё, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же «Сталь 3», применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установка

В 1936 году Наркомат внешней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудий Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при-менить свое вполне современное торпедное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Эскадренный миноносец «Грозный» (проект 7)

Водоизмещение 1525 - 1670т

Скорость хода 39 узлов

Длина 112,5 м

Ширина 10,2 м

Вооружение:

130-мм орудий 4

76-мм орудий 2

45-мм орудий 2

37-мм орудий 3

Зенитных пулеметов 2

Мины, глубинные бомбы - 60 КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г.

Эсминец типа "Сторожевой" (проект 7У)

Водоизмещение 2000 т

Скорость хода 39 узлов

Длина 115 м

Ширина 11,8 м

Вооружение:

130-мм орудий 4

76-мм орудий 2

37-мм орудий 3

Зенитных пулеметов 4

Трехтрубных торпедных аппаратов 2

Мины, глубинные бомбы

Боевые потери.

Принимали участие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7.

Погибло 11 единиц

Причины гибели

Навигационные аварии - 2 слyчая

Авиабомбы - 5 случаев

Мины - 4 случая

Из 11 погибшших ЭМ

погиб без pазлома коpпyса - 1 (Стеpегyщий)

погиб с надломом коpпyса - 1 (Гоpдый)

погибли с полным pазломом коpпyса - 9 (с yчетом ЭМ Быстpый), в т.ч. с pазломом коpпyса в двух местах - 2 (Решительный I и Сметливый)

с pазломом и надломом коpпyса - 1 (Беспощадный)

Произошло 29 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7.

Типичными местами тpещин, надломов и pазломов коpпyса эскадpенных миноносцев пpоекта 7 были были yчастки пеpехода от пpодольной системы набоpа в сеpедине коpпyса к попеpечной системе набоpа в оконечностях - места высокой концентpации напpяжений.

Пpинимали yчастие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7У

Из них погибло 9 единиц

Пpичины гибели

Авиабомбы - 4 слyчая

Мины - 5 слyчаев

Артиллерия - 1 слyчай

Из 10 слyчаев гибели ЭМ

погибли без pазлома коpпyса - 4

погибли с надломом коpпyса - 2

погибли с pазломом коpпyса - 4

Пpоизошло 19 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7У.

Эсминцы Тихоокеанского флота участия в боевых действиях не принимали - 11 единиц.

Hесмотpя на пpинятые меpы по yкpеплению коpпyсов ЭМ пpоекта 7У по сpавнению с ЭМ пpоекта 7, желаемого pезyльтата это не пpинесло. Слабость констpyкции коpпyса стала одним из сyщественных недостатков ЭМ обоих пpоектов, что, конечно же, сказалось и на их военной сyдьбе.

По последним данным, из эсминцев «сталинской» серии на реальную боевую победу может претендовать лишь один корабль - «Разумный». Именно он в паре с переданным англичанами эсминцем «Живучий» 8 декабря 1944 года преследовал немецкую подводную лодку U-387, которая после этого на связь не вышла и в базу не вернулась.

В истории эсминцев обоих проектов особняком стоит гвардейский ЭМ проекта 7У «Сообразительный». Его командир Ворков так вспоминал боевой путь своего корабля: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов... Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя. Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых».

В статье использованы материалы А. Царенко и С.Балакина.

Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Шарнхорст > Время реакции быстрее, приборы точнее, устраняется лишний элемент схемы в лице наводчина непосредственно на ТА
Если я правильно понимаю, ты говоришь про центральное управление огнем. "Элемент схемы в лице наводчика непосредственно на ТА" - это местное управление, если я правильно понимаю. Разве у "семерок" управление огнем было местным, а не центральным? У них же был Центральный Автомат Стрельбы, который использовался и для управления артиллерийским огнем, и для управления торпедной стрельбой?

Шарнхорст > От отсталости весь ТА и поворачивали. Силовых приводов делать не умели, угол поворота прибора Обри - тоже.
Что означает термин "силовые приводы"?
Прибор Обри - это прибор шпиндельного ввода? На подводных лодках СССР приборов шпиндельного ввода тоже не было?
Как наводили ТА - на фиксированные углы, или на любой курсовой угол в секторе обстрела? Как поворачивали ТА - вручную или с помощью сервоприводов?

Шарнхорст > Для наших - абсолютно не имела. Как и сами ТА в целом. Я считаю, надо было их вообще снимать для облегчения кораблей, хоть какого-то улучшения мореходности и усиления МЗА.
Как я знаю, что-то подобное сделали союзники под названием "эскортные миноносцы". Но до войны ничего подобного никто не строил.

Полл >> Как вы отнесетесь к идее использовать заряжаемые ТА с изменяемым углом вертикальной наводки для стрельбы глубинными бомбами?
Шарнхорст > Само собой, отнесусь отрицательно. Вы пробовали прикинуть, насколько увеличится вес такого "торпедного аппарата"?
Я конечно понимаю, что сейчас - не времена в ВМВ, но вот например пусковая неподвижная и пусковая поднимающаюся сейчас даже индексом не различаются:

В принципе, для данной задачи не требуется наведение по вертикали, как ты сам сказал ранее - достаточно иметь систему, способную поднять пусковую на фиксированный угол.

Полл >> Тогда как по вашему, отвечала ББ-1 общемировому уровню на время своего появления?
Шарнхорст > Судя по всему - да, соответствовала.
Ок, спасибо. Тогда буду ждать информации от Кэпа по ней.

Шарнхорст > Абсолютно нереально. Это совершенно новая АУ, создать которую в нашей стране во время войны было невозможно в принципе - разработки для флота велись по остаточному принципу. Не случайно, первая универсальная 130-мм АУ появилась только на кораблях проектов 41 и 56, в середине 50-х.
Тогда прошу откомментировать данный отрывок:

В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. ...

Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический досылатель броскового типа (близкий по конструкции к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни и др.

Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца завод должен был завершить к началу марта 1932 года.

Но овторилась история 1912 года: опять командование флота погналось за дешевизной. В результате заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.
_________________________________________________________
То есть техническая возможность получить универсальное орудие к ВМВ была?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»