Виды политических процессов и характеристика. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Классификация политических процессов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

по дисциплине: «Политология»

«Характеристики политических процессов»


Москва 2012 г.



Введение

1. Понятие политического процесса

Особенности политических процессов

Типы политических процессов

Анализ политических процессов. Социологический подход к анализу политических процессов

Заключение


Введение


На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.


1.Понятие политического процесса

политический процесс

Под процессом вообще (от лат. Processo - продвижение) понимается ход какого - либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития, а также совокупность последовательных действий для достижения какого - либо результата.

Процессуальный подход в науке дает возможность исследовать явления и факты в динамике, в развитии, в движении и оказывать влияние на эти изменения или использовать полученную информацию для иных целей. Это достигается путем определения изменений во времени, выяснения стадий, направления, интенсивности, тенденций этих изменений, принятии определенных решений и операций.

Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти, как явление динамическое, предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, то есть речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.

Наиболее существенное отличие процессуальной трактовки мира политики состоит в том, что она раскрывает постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, характеристике, которая разворачивается во времени и в пространстве.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро-, мезо - и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы в целом, ее основных институтов, таких как законодательная, исполнительная, судебная ветви власти федерального или национального уровня. Воспроизводство в данном контексте означает не только выборы или перевыборы этих институтов, но и непрерывность их работы в течение определенного цикла, возобновление деятельности ежедневно, еженедельно, после каждых отпускных каникул. Мезоуровень политического процесса включает мезосубпроцессы регионального уровня: политические события в регионах, взаимодействие центральных и местных властей с региональными по выработке политики определенного региона, воспроизводство региональных элит и политических систем. Микроуровень политического процесса включает совокупность микросубпроцессов, составляющих локальный политический субпроцесс. Его также можно представить как равнодействующую акций (действий) различных местных политических субъектов.

Политический процесс в целом выступает как результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро-, мезо - и микроуровня, как результат воздействия групп интересов всех уровней на органы власти, что приводит к принятию решений, учитывающих локальные, региональные и центральные интересы.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым; а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равноденствующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и, в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».



Содержание политического процесса в современной России составляет реализацию принятой в 1993 г. Конституции, которая предполагает построение в стране демократического правового социального светского государства, соблюдающего права и свободы человека, и гражданского общества, взаимодействующего с этим государством. Более конкретно смысл последних реформ означает укрепление и повышение эффективности исполнительной власти, реформирование государственного аппарата, развитие рыночных отношений, утверждение прозрачности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического процесса оказывает влияние состояние политической системы, всех политических институтов и политических отношений, а именно: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных, региональных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности, степень бюрократизации чиновничества). На состояние политического процесса в данной стране оказывают влияние также мировые тенденции.

Одной из наиболее распространенных современных мировых тенденций является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов. Первый из них гласит: «политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть. Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.

Временные и пространственные единицы измерения политического процесса, а также факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между его участниками, называются параметрами политического процесса. Изменения параметров политического процесса зависят от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воздействие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие этих двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международных отношений) на политический процесс приводит к его консервации и застою всех социальных отношений.

Ведущими субъектами или факторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых - государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных факторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.

Деятельность политических факторов характеризуется такими показателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов.

Вид действий является функцией средств, форм и методов политической борьбы. Его могут формировать парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между факторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам факторов политического процесса могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, система информации, организация, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного давления.

Способом осуществления власти, методом функционирования политической системы выступает политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.


.Особенности политических процессов


Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости. С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.


.Типы политических процессов


Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, факторам, характеру взаимодействия между факторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.

Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это, прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» факторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных факторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные факторы - в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием крупных факторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Кроме того, А.И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий». Также, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают «устойчивое воспроизведение политических отношений», а переходные - отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов».

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Многие исследователи выделяют различные виды политических процессов, понимая под ними типы политических изменений и политического развития.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития. Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом, следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию. Другими типами политического развития являются политическая модернизация, демократизация.


.Анализ политических процессов


Социологический подход к анализу политических процессов.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях политическая ситуация и политическое изменение.

Если понятие анализ политического изменения характеризует специфику динамики политического процесса, то анализ политической ситуации дает «фотографию» политического процесса в конкретный момент времени. Для анализа ситуации характерно статическое представление о параметрах политического процесса. В ходе такого анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами политического процесса, сложившаяся на данный конкретный момент. Таким образом, создается основа для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени. Другими словами создается основа для выявления динамики политического процесса (особенностей политического изменения).

Российский политолог А.Ю. Шутов предлагает следующий алгоритм анализа политической ситуации:

)определение степени информационного обеспечения, верификация принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации, ее качества;

)первичный отбор информации, исключение бесполезной информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации;

)описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении;

)описание содержания действий доминирующего политического субъекта;

)описание состояния и политического поведения других субъектов;

)описание воздействия внешних факторов, влияющих на политическое изменение;

)интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей, средств их реализации;

)анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия;

)анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта;

)анализ «идеологии политического изменения, ее адекватности достигнутым (достигаемым) целям и задачам».

Для выявления динамических характеристик политического процесса очень важным является анализ его сюжета. Подобный анализ может осуществляться с помощью инструментария, выработанного в рамках такого научного подхода, как анализ политического дискурса. Кроме того, достаточно интересные результаты для представления динамики процесса дает применение методов формального моделирования, теории игр, а также теорий принятия политических решений.

Сочетание статического и динамического принципов анализа можно сравнить с процессом производства и просмотра видеопленки. Каждый отдельный ее кадр характеризует ту или иную ситуацию. На основе просмотра каждого отдельного кадра мы можем в какой-то степени охарактеризовать основных факторов, характер и условия их взаимодействия и т.д. Однако данный анализ будет неполным: он будет похож на фотографию, лишен динамики и во многом контекста. Лишь просматривая череду быстро сменяющихся кадров, мы можем составить полное представление о сюжете фильма, о динамике, а также об основных параметрах происходящего процесса.

Важным элементом изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ его внешней среды, которая включает в себя социальные, экономические, культурные факторы, влияющие на политический процесс, а также политические изменения более высокого уровня.

Одним из подходов к исследованию политических процессов, уделяющих значительное внимание анализу среды, является социологический подход. Он предполагает анализ воздействия социальных и социокультурных факторов.

Влияние социальных и социокультурных факторов может проявляться не только в особенностях индивидуальных или групповых политических факторов в виде интересов, политических установок, мотивов, способов поведения и т.п. Это влияние может также проявляться в виде специфики «разделения» труда в политике, распределения властных ресурсов, а также особенностей отдельных политических институтов. Социальные и социокультурные факторы могут оказывать влияние и на структурные характеристики политической системы. Социальный и социокультурный контекст во многом определяют значения («смыслы») тех или иных действий, а также специфику сюжета политического процесса. Поэтому анализ этих факторов является неотъемлемой частью исследования политического процесса.

Как правило, такой анализ проводится в рамках такой субдисциплины, как политическая социология. Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы. Нередко крупные политологи являются одновременно и социологами. Среди них можно назвать такие имена, как С. Липсет, Х. Линц, Дж. Сартори, М. Каазе, Р. Арон и многие другие.

Специфика этой субдисциплины заключается в том, что, она представляет собой, по меткому выражению Дж. Сартори, «междисциплинарный гибрид», использующий социальные и политические независимые переменные для объяснения политических явлений.


Заключение


Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений.

Характеристики политической жизни как совокупности действий, осуществляемых ее субъектами, отражается в понятии политический процесс. В содержательном смысле его можно рассматривать как производство и воспроизводство политической системы, средств политического властвования способов презентации интересов классовых, социально-этнических и иных социальных групп в институтах власти, форм принятия и реализации властных (управленческих) решений, политического участия, типов политической культуры и т.д.

Понятие политического процесса фиксирует отношение «общество - политическая система». Отдельные люди, социальные группы стремятся к осуществлению собственных интересов, опираясь на признанные этические и правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы. Все это процесс волеобразования и волеизъявления, различные способы «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство в партии и т.д.). В той мере, в какой группы по интересам пытаются навязать свою волю обществу, государство навязывает собственную волю посредством принуждения или компромиссов, осуществляемую политическими лидерами и элитами.

Политический процесс обнаруживается как отношение «общество - власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической системы, ее поддержка или оппозиция к ней; артикуляция как процесс формирования интересов индивидами и группами и активность групп интересов, ассоциаций; агрегирование как деятельность партий, политический курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций формирует в каждой политической системе определенные структуры, способы поведения. Это касается групп интересов, групп давления, политических партий и выборов, составляющих в своей совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли.

В современном общение постоянно воспроизводится и обновляется политическая и бюрократическая элита (выборные политики и назначаемые управленцы), непосредственно обеспечивающие политический процесс. Эта своего рода «центральная политическая система», как совокупность органов управления политическим процессом и его координации (парламент, правительство, администрация), имеет своей задачей трансформацию потребностей, интересов и требований общественности в политические решения. Претензии организаций на компетентное разрешение все большего количества проблем на уровне формализованной структуры принятия решений дополнится действиями неформальных организаций и лиц, располагающих доверием власти.

Обнаружение механизмов выдвижения людей на государственные должности и выявление источников централизации и децентрализации процессов принятия политических решений - центрального звена политического процесса - является актуальной задачей политологии.


Список использованной литературы


1.Белов А.А., Елисеев С.М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

2.Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

.Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.

.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.

.Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000. С. 293.

.Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994

.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001.

.Политология на российском фоне / Под. ред. В.В. Рябова. М., 1993. 480с.

.Политология в вопросах и ответах / Под. ред. Ю.Г. Волкова. М 1999. с. 347-390.

.Современный политический процесс в России. М., 1998.

.Современная российская политика: Курс лекций/Под ред. В. Никонова. М., 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические.

По характеру преобразования государства выделяют:

Революционные и эволюционные политические процессы.

В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладание насилия при их реализации.

Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивость процедур и институтов принятия решений; преобладание в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса терпимости к инакомыслию и обязательное наличие института политической оппозиции.

Различают также открытый и закрытый политические процессы.

Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.

Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.

В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.



Тема 11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ

1.1 Природа и функции политических элит и лидеров.

1.2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты.

1.3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров.

1. 1 Природа и функции политических элит и лидеров. Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С XVII века он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала XX в., то есть до появления работ В. Парето (1848-1923 гг.), Г. Моска (1858-1941 гг.), Р. Михельса (1876-1936 гг.).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.

Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);

Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);

Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:

1. Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;

3. Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;

4. Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;

5. Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;

6. Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;

Политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.

Существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.

В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:

1) По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и не правящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Не правящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.

В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:

Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;

Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;

Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;

Интегрированность и представительность;

Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;

Смена у власти в результате конкурентной борьбы;

2) По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К этой относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений.

3) По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.

4) По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.

5) По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способность направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий, объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяет человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

1. Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

2. Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

3. Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость;

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

Лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

Лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

Лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

Лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

Управленческая (по принятию политических решений);

Интеграционная, связанная с объединением народа, нации,

социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

Коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и

обществом;

Мобилизующая, направленная на организацию выполнения

определенных целей и задач;

Функция социального арбитража;

Функция легитимации политического режима с помощью личности

1.2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты. Проблема рекрутирования (набора) элиты – одна из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ политическая элита представляет собой «открытую» систему. Иными словами, не имеющий специальной подготовки человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (музыкант, актер, ученый и т.д.). В то время как в круг политической элиты могут входить лица разных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом. Главной причиной «открытости» политики, по мнению политологов, является ее такой фундаментальный признак, как универсальность: происходящие в этой сфере процессы являются формой выражения не только политических, но экономических, социальных, национальных, духовных и других противоречий.

Под механизмами рекрутирования элиты понимаются принципы выдвижения ее в состав элитарного общества. Важнейшими такими принципами являются:

а) кровное родство;

б) знатное происхождение (элиты по происхождению);

в) обладание богатством, собственностью;

г) образованность, обладание знаниями (информацией);

д) профессиональная компетентность;

е) партийная, национальная, религиозная принадлежность;

ж) протекционизм;

з) личная преданность системе, вождю, религии и т.д.

и) старшинство или выслуга лет;

к) назначение на должность;

л) делегирование путем выборов;

На практике сложилось две основные системы рекрутирования политических элит – гильдейская и антрепренерская; они определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии; круг людей, осуществляющих отбор (селекторат); мотивы его действий.

Каковы основные черты двух моделей рекрутирования современных политических элит?

Система гильдий (от нем. gilde - корпорация) – предполагает:

Закрытость элиты от масс;

Четкую иерархию внутри элиты с медленным продвижением по ступеням власти;

Наличие множества формальных требований для занятия должностей (образование, опыт работы, партийный стаж и т.д);

Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных

групп (сословий, классов, каст, кланов и других);

Решения, в том числе и кадровые, принимаются узким кругом лиц;

Стабильность и устойчивость элиты, ее ценностей и регламента;

Отсутствие конкуренции и маловероятность конфликтных отношений;

Преемственность и предсказуемость действий элиты;

Сращивание элиты и бюрократии;

Примером гильдейской системы политологи (М. Джилас, М. Восленский) называют номенклатурный способ отбора элит.

Номенклатура воспроизводит традиционные связи (родственные, клановые), абсолютизирует официальную идеологию, исключая конкуренцию, демонстрирует конформизм и показной формальный активизм.

Антрепренерскую (от французского entrepreneur – предприниматель) систему отличает:

Открытость массам, рекрутирование из самых разных слоев общества;

Конкретный отбор при небольшом количестве формальных требование к кандидатам в элиту;

Принятие решений с учетом всех заинтересованных сил;

Главной ценностью является индивидуальная активность участников элиты;

Основными ресурсами этой элиты являются лидерство и инноваторство;

Динамичность элиты.

В антрепренерской системе предпочтение отдается перспективным кандидатам, прошедшим за более короткий срок карьерные ступени. Здесь большую роль в выдвижении кандидатов играет массовая политика, выборы, апеллирование к общественному мнению, политика средств массовой информации. Важное значение в данной системе имеет самопродвижение, что не исключает возможность прихода в политическую элиту случайных людей, способных производить только внешний эффект.

Бюрократический аппарат выступает в качестве важного канала элитообразования в основном в развивающихся странах. Однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция преобладающая часть высшей политической элиты обязана своим положением именно государственной службе. Приоритетным каналом попадания в элиту в России также является государственная служба.

Роль каналов элитного рекрутирования выполняют значимые социальные институты. Например, религиозные организации и профсоюзы.

1.3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров. Борьба и смена элит, по мнению классиков элитаризма (Парето, Моска, Нихельс) происходит в любом обществе и является закономерностью общественного развития.

Г. Моска полагал, что в развитии элит действуют две тенденции: аристократическая и демократическая. Первая – проявляется в стремлении политического класса стать наследственным, ведет к его кастовости и закрытости, а, следовательно, к вырождению и застою. Вторая, демократическая, тенденция выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных социальных слоев. Такое обновление предотвращает элиту от вырождения, делает ее способной к эффективному управлению обществом.

В. Парето сформулировал теорию круговорота элит, с помощью которой можно объяснить социальную динамику. Общественная история, как полагал ученый, есть история преемственности привилегированных меньшинств (элит), которые формируются, борются, достигают власти, осуществляют ее, приходят в упадок и заменяются другими элитами. Этот феномен появления новых элит происходит в ходе непрерывной циркуляции, обеспечивающей социальное равновесие общественной системы. Прекращение такой циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы.

Немецкий социолог Р. Михельс пессимистично оценивал возможности динамики и обновления элит даже в условиях демократии. Он сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому правление элиты надолго закрепляются на «пьедестале власти» в силу присущих им качеств и стремятся увековечить свое господство.

Процессы обновления и смены политических лидеров зависят от характера и типов политических режимов.

В условиях недемократических режимов (тоталитарных, авторитарных) лидерство перерождается в вождизм и может стать пожизненным, превратившись в культ личности (Гитлер, Сталин).

Смена вождей и механизм передачи власти от вождя к вождю происходит внутри окружающего их клана, рода, партии. Новый вождь наследует технологию власти своих предшественников.

В отличие от вождизма лидерство не наследуется. В демократических политических системах каждый новый лидер появляется на основе обязательной периодичной конкурентной процедуры выборов. Лидерство не может быть пожизненным. Его следует подтверждать действиями, новаторскими идеями и воплощением их в реальную действительность. Не следует отождествлять политического лидера и руководителя. Последний, как правило, появляется в результате назначения на пост и имеет официальный статус. Идеальным вариантом является совпадение в одном лице качеств лидера и статуса руководителя.


Похожая информация.


Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

Политический процесс

Ключевые слова: политический процесс, политическое изменение, модернизация, инициирование политики, формирование политики, реализация политики, оценка политики, стиль политики, администрирование; бюрократия, модель рационального выбора, модель последовательных ограничений, смешанно-сканирующая модель.

Основные вопросы:

1. Понятие, структура, стадии политического процесса.

2. Типы политического процесса.

3. Процесс принятия решений: стадии протекания, модели выбора эффективной альтернативы.

Понятие, структура, стадии политического процесса

Динамичность современной политической жизни, усложнение отношений и связей на различных уровнях организации общества обусловили очень активное использование понятия «политический процесс».

В современной отечественной политической науке для определения понятия политического процесса справедливо различаются его макро- и микроаспекты, широкий и узкий смысл.

В широком смысле политический процесс определяют как ход развития, воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться как совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, как процесс отправления публично-властных полномочий, как механизм, с помощью которого «делается» публичная политика, как процесс принятия политических решений и т.д. Иными словами, микроуровень представлен субпроцессами.

Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле.

Очень важно для понимания политического процесса представлять порядок его реализации. Целостный единый процесс делится на четыре стадии или этапа:

1. формирование политической системы;

2. воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3. принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4. контроль за функционированием политической системы.

Формирование политической системы означает сведение отдельных ее частей в единый политический процесс. Формирование происходит с учетом сложившихся закономерностей и потребностей общества, оно идет непрерывно, постоянно возобновляясь, и представляет собой воплощение воли людей, создающих систему. Чтобы можно было говорить о воспроизводстве политической системы, необходимо обеспечить поддержку и ее признание со стороны общества.

Воспроизводство системы выделяется в отдельный этап политического процесса, но надо учитывать, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах. Основными характеристиками этой стадии являются преемственность и обновляемость. Преемственность означает воссоздание политических отношений и институтов, ценностей, норм, сохранение их сущностных характеристик при ставке на усовершенствование. Обновляемость предполагает зарождение новых черт и свойств системы, ее развитие.


Принятие и исполнение политических решений является одним из важнейших этапов политического процесса. Эта стадия связана с определением целей и средств их достижения, выяснением соотношения тех интересов, которые стоят за принимаемым решением.

Контроль за состоянием и деятельностью политической системы завершает цикл политического процесса. Он выступает как корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами участников процесса. Политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов: завершение одного цикла означает начало следующего.

Минимальным компонентом, «единицей измерения» политического процесса является политическое изменение. Политическое изменение это фрагмент политического процесса,отражающий появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, а также между политической системой и внешней средой. Анализ уровня, специфики политических изменений дает возможность описать динамику, состояние политического процесса, его разновидности.

Изучая политические изменения, различают три режима протекания политического процесса: режим функционирования, развития и упадка. В условиях режима функционирования в политической системе воспроизводятся сложившиеся, традиционные отношения между субъектами политики: элитой и электоратом, политическими партиями, органами местной власти и т. д.

Режим развития должен быть сопряжен с такими методами управления, используя которые политическая элита смогла бы отвечать на новые требования времени. Усложнение структуры политической системы требует поиска эффективных технологий властвования (коммуникаций, принятия решений и др.).

Режим упадка , говоря сам за себя, характеризуется разрушительными для политической системы явлениями, неспособностью найти выход из кризисного состояния, потерей легитимности власти.

Политический процесс – это динамическая характеристика политической системы. Он представляет собой цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы. Исследователь ориентирован на целостное восприятие всей системы, на изучение внутренней логики развития политических событий, цепочки политических изменений.

Типы политического процесса

Невозможно обойти проблему типологизации политического процесса. Основания для типологии могут быть самые различные, зависящие как от цели исследователя, так и от некоторых объективных параметров, например, от способа и масштабности политических изменений, политического режима и др. Очень важным основанием типологизации выступает социокультурный контекст политического процесса. Социокультурный контекст, влияющий на политическую традицию, дает основание выделить три типа политического процесса – технократический, идеократический и харизматический.

В технократическом политическом процессе политические изменения подчинены принятой законной технологии. Субъекты политических отношений придерживаются определенных функций, не превышая своих полномочий, не выходя за рамки своих политических ниш. Сменить роль или статус возможно через легитимное использование процедуры политического изменения, применяя известные и разрабатывая новые технологии. Политический лидер в таком типе процесса помещается в пространство рационально установленных норм для выполнения объективного служебного долга. Его воля функциональна в той мере, в какой он реализует интересы представляемого им института. При нарушении «правил игры» используются механизмы отрешения от должности. Такой тип политического процесса характерен странам с богатым опытом политической жизни, в процессе которой шел эволюционный отбор институтов и механизмов, которые адаптировались к потребностям общества. В качестве примера в первую очередь приводят страны англо-саксонского ареала, а также, но в меньшей степени – романо-германской традиции.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных стран, либо для стран на начальной стадии модернизации. В таком типе политического процесса приоритет имеет не технология политического изменения, а идеология, не процедура, а идея, объединяющая общество. В этом случае очень многое зависит от содержания идеологий, от заявленных базовых принципов государственного устройства. Идеократический политический процесс в большей степени свойственен восточнославянской политической традиции, странам Востока, не утратившим традиционной ориентации. Идеократический политический процесс оптимален в период структурной перестройки политической системы, но идеократия может быть опасна, когда становится радикальной, агрессивной, тотальной.

Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, с волей которого связываются идеологические доктрины и работа институтов.

В зависимости от характера функционирования общества выделяют политические процессы в традиционном обществе – традиционные ; и процессы в обществах, переживающих модернизацию – политико-модернизационные.

Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, отсутствие у населения ярко выраженных политических интересов, низкий уровень участия в политической жизни при скурпулезном выполнении внешних государственных ритуалов. Политический процесс в условиях модернизации отличается расширением политического участия, созданием институтов, позволяющих оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Согласно теории модернизации , политическая система зависит не от характера общественно-экономической формации, а от типа осовременивания, т.е. способа перехода от традиционных ценностей к современным рациональным структурам.

Проблема влияния модернизации на политику является дискуссионной. Политической модернизации характерно то, что политический авторитет воспринимается рационально, появляется большое разнообразие политических ролей. В то же время множество центров влияния, таких как религиозные, клановые, этнические, заменяются единственным национальным правительством, что усиливает национальную централизацию и интеграцию. При этом нужно отличать модернизацию как процесс, как направление перехода к политической системе современного типа от политической модернизации как результата, который не всегда соответствует идеальным моделям и не обязательно приводит к вышеперечисленным характеристикам.

Эволюционные и революционные политические процессы характеризуются таковыми в зависимости от используемых методов и характера поставленных целей. При революционном процессе преобразования имеют радикальный характер, используются силовые средства. Основу эволюционного развития составляют поступательные преобразования, осуществляемые легитимной властью.

По масштабу выделяют глобальный политический процесс, региональный и локальный.

Глобальный (мировой) политический процесс представлен множеством равноправных субъектов политических отношений, воздействующих на ситуацию в мире. Региональный процесс охватывает какой-либо геополитический ареал. Локальный политический процесс носит частный характер.

По объекту воздействия выделяют внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности, а для внутриполитического процесса определяющими являются социальная, экономическая структура, а также культурная специфика каждой конкретной страны.

С точки зрения публичности политики выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы . Открытый политический процесс характеризуется развитой коммуникацией между его участниками, государством и заинтересованной общественностью. Скрытый процесс связывают с ограниченной коммуникацией между государством и обществом, особой ролью теневых структур, возникающей масштабной коррупцией и т. д.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»