Роль субъектов политики в политическом процессе.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос о том, кто будет субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики будут наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики будут общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Важно знать, что большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие ϲʙᴏи политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие ϲʙᴏи политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. По϶ᴛᴏму на нем крайне важно остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации будет ее многонациональный народ... Народ осуществляет ϲʙᴏю власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой позиции общественные движения, как определенная часть народа, все же будут источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Исключая выше сказанное, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять ϲʙᴏю власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности.
«Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления данных «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не будет однородной монолитной группой. Уже на стадии ϲʙᴏего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Важно заметить, что одновременно либо из ϲʙᴏей среды, либо извне побудут легитимные, с позиции «коллективного субъекта», лидеры. К примеру, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных ϲʙᴏих лидеров выдвинуло из ϲʙᴏей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Не стоит забывать, что валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что происходит субъективация политического конфликта, а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некᴏᴛᴏᴩые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Стоит сказать, для субъекта политики политическая деятельность будет основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся те, кто вынужден заниматься политикой помимо ϲʙᴏей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.) В случае если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия будут самоцелью, то для вторых — исключительно средством решения ϲʙᴏих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При ϶ᴛᴏм не имеет значения, будет ли ϶ᴛᴏт субъект институционализированным политическим актором или стал таковым исключительно в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - ϶ᴛᴏ актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения)

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некᴏᴛᴏᴩые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря ϲʙᴏим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. При всем этом субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он ϲʙᴏими действиями, ϲʙᴏей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по ϲʙᴏей природе и целенаправлен в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

В реальной политике субъектамитрадиционно будут политические элиты и лидеры, кᴏᴛᴏᴩые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Важно знать, что большие социальные общности, защищая ϲʙᴏи интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, будет определяющей. По϶ᴛᴏму он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, ɥᴛᴏбы привлечь на ϲʙᴏю сторону необходимое для достижения цели число сторонников и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит по сути в том, что основные социальные слои и классы, в силу ϲʙᴏей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — ϶ᴛᴏ совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, ϶ᴛᴏ социальная характеристика человека, кᴏᴛᴏᴩая определяется мерой уϲʙᴏения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность будет носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некᴏᴛᴏᴩые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и уϲʙᴏивший социально значимые качества (даже отрицательные), будет личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то ϶ᴛᴏ качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не будут субъектом политики.

Личность как субъект политики — ϶ᴛᴏ индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К ϶ᴛᴏму высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по ϲʙᴏей значимости личность. Так возникла теория либерализма , предполагающая ϲʙᴏбоду личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к ϲʙᴏбодным индивидам-гражданам, способным отстаивать ϲʙᴏи политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и ϲʙᴏбоды личности. Граждане России могут ϲʙᴏбодно выражать ϲʙᴏи взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

При этом крайне важно различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь ϲʙᴏи (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на ϲʙᴏю сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать ϲʙᴏи интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет ϲʙᴏю «субъективность» (статус субъекта политики) К примеру, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика будет для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая ϲʙᴏи личные или групповые проблемы, либо выполняя ϲʙᴏй гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие будет наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не будет субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции итрадиционно становятся объектом в «чужой» политике. При ϶ᴛᴏм уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «В случае если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в т.ч. от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики исключительно в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность будет монополией профессионалов, кᴏᴛᴏᴩые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. По϶ᴛᴏму реальным субъектом политики может быть исключительно личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей нормативно-правовой базы, кᴏᴛᴏᴩые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Важно знать, что большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектамитрадиционно во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через ϲʙᴏих представителей, т. е. опосредованно. По϶ᴛᴏму в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — ϶ᴛᴏ индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

В случае если субъект политикитрадиционно имеет ϲʙᴏи интересы и цели в политике, ϲʙᴏи способы и методы достижения данных целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участниктрадиционно не обладает всеми перечисленными качествами. Стоит заметить, что он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в данные события или стать их участником но принуждению. К примеру, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать ϲʙᴏй интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от политического режима, от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Стоит сказать - политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Стоит сказать - политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Стоит сказать - политическое поведение демонстрирует качественную характеристику участия и деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Стоит сказать - политическое участие — ϶ᴛᴏ вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в т.ч. и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности ϲʙᴏего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу ϲʙᴏей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, ɥᴛᴏбы принимать участие в политическом процессе. К примеру, такие люди предпочитают в день выборов поработать на ϲʙᴏем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Стоит заметить, что он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации ϲʙᴏих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить ϲʙᴏи интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить ϲʙᴏю лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Важно понимать - оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, ɥᴛᴏбы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. К примеру, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через ϲʙᴏих представителей. К примеру, всенародно избранный парламент от имени ϲʙᴏих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в т.ч. и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл)

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие будет одной из форм участия граждан в управлении государством. Стоит заметить, что оно реализует такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Стоит сказать - политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. В наибольшей степени важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Исключая выше сказанное, политическое участие будет эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системетрадиционно допускается исключительно одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты кᴏᴛᴏᴩых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие будет одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Лекция 6.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ:

Политическое лидерство и политическая элита

План:

Субъекты политического процесса.

Современные теории политического лидерства.

Типология политических лидеров и их функции

Политическое лидерство и политический маркетинг

5. Современные тенденции в развитии политического лидерства.

Классические теории политической элиты.

Современные концепции и типологии элит.

Политическая элита и класс

Семинар: Политическая элита и политическое лидерство

1. Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формаль­ные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль) правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в пре­одолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом разви­тии страны.

2. Политическая элита и политический лидер как механизмы и конкретные способы реализации власти. Проблемы подготовки и формирования политической элиты и политических лидеров: методы, формы, социаль­ная база, критерии и порядок отбора.

3. Политическое лидерство в современной России. Портреты политических лидеров России и их сравнительный анализ.

4. Понятия «элита» и «политическая элита». Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Тео­рии элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основ­ные черты политической элиты и ее структура. Социальная представи­тельность и результативность политических элит.

5. Функции политической элиты. Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая, идеологическая, культурная, научная, инженерно-техническая, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвую­щей элиты. Взаимодействие экономической и политической элит.

6. Политическая элита современной России.

Субъекты политического процесса

Ввиду многообразия концепций сгруппируем их в два основных подхода: социально-групповой и институциональный. В первом случае реальным субъектом политики так или иначе признается какая-либо социальная группа (малая или большая, элита или класс, нация, раса и пр.), во втором предпочтение отдается формальным политическим институтам (парламентам, правительствам, партиям и т.п.).



Классическим примером социально-групповой интерпретации субъектов политики является марксизм. Политика в нем пони­мается как отношение между классами по поводу государст­венной власти.

Считается, что облик социальной структуры общества определяется в лю­бую эпоху двумя основными классами, такими, как феодалы и крестьяне, буржуа и пролетарии и т.д. Все прочие социальные группы малозначимы и в лучшем случае способны играть роль союзников основных участников классовой борьбы.

Государство в марксизме трактуется исключительно как ин­струмент классового господства: это организация, с помощью которой господствующий класс удерживает в повиновении экс­плуатируемую массу. С помощью государства эксплуататорские классы навязывают всему обществу выгодные им порядки и гасят периодически возникающее сопротивление со стороны неимущих классов.

Выстраивается довольно четкая и логичная иерархия субъ­ектов политического процесса (массы - классы - партии - вожди ), в основании которой находится объединенная общно­стью политических интересов большая социальная группа (класс). Именно она-то и является исходным пунктом (движи­телем) политической активности, которая через своеобразное делегирование полномочий вверх по ступеням политической иерархии превращается в итоге в профессиональную политиче­скую деятельность небольшой группы политиков.

Их можно назвать делегативными субъектами политического про­цесса , поскольку осознанно или неосознанно, но в конечном счете они выражают волю поддерживающих их больших социальных групп, выступающих реальными субъектами политики.



Другим вариантом социально-группового подхода к пробле­ме субъектов политического процесса является концепция групп интересов , разработанная в начале нашего века в противовес марксизму. Ее основателем считается американский социолог и политолог Артур Бентли, чья работа «Процесс управления» («Process of Government», 1908 г.) стала классикой политологии.

Суть основного упрека Бентли марксизму сводится к тому, что классовое деление общества - это слишком общий, «грубый» его срез. Классы - слишком большие общности людей, внутри которых существует множество самостоятельных интересов (профессиональных, региональных и пр.), которые также ока­зывают влияние на политическую жизнь. Но при использова­нии только классовой дифференциации общества для анализа политики учесть это влияние невозможно.

Поэтому первичным субъектом политического процесса, по Бентли, следует считать социальную группу интересов , т.е. объе­динение людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Эти объединения берут на себя функции представительства интересов входящих в них лю­дей во взаимодействии с политической властью. Их задача - формулировка и агрегирование различных социальных интере­сов и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству.

В числе таких групп интересов, как правило, пред­ставлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, моло­дежные и ветеранские организации, союзы и общества ферме­ров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, феми­нистские и прочие движения, организации различных мень­шинств и т.д.

В современной политологии представленный социально-групповой подход к интерпретации субъектов политики имеет много сторонников. Однако еще не сложили оружия и его про­тивники, последователи противоположного - институциональ­ного подхода к данной проблеме.

Институциональный вариант выделения субъектов полити­ческого процесса является более традиционным . Он фактически господствовал до второй половины 19 века. Суть его заключается в истолковании политики как деятельности различных политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций и т.д.). Именно политические институты считаются главной движущей силой политического процесса.

План:
1.Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.
2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.
3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Структура политического процесса: 1) субъекты процесса, действующее начало; 2) объект, цель процесса (решение политической проблемы); 3) средства, методы, ресурсы.

Политический процессможно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.
Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

Тема 4: «Политическое участие».

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое)политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

1) самоопределениеиндивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценкасобственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста­бильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum - то, что дол­жно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Тема 5: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства.
По масштабу лидерства: 1) общенациональный лидер; 2) лидер большой социальной группы; 3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический; 2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпуск­ников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня – анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство – это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (этоделают и тоталитарные государства), главное- обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин – состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим – один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно. Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Нов рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(Е), отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство
2) фракция
3) выборы
4) движение
5) лидер
6) социум
7) партия
8) группа
9) членство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции);
3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги);
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка;
3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица;
2) товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6 – задание повышенного уровня на осуществлениевыбора необходимых позицийиз предложенного списка.

Примеры

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение..................(А). Государство само определяет степень важности тех или иных...............(Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в..............(В);приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность..................(Г). Россия это..............(Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие..............(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) человек
2) право
3) законодательство
4) правовое
5) общество
6) выборы
7) гарантия
8) государство
9) социальное

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явленийили на использование понятия взаданном контексте.Встречаются две модели этого задания:первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения. 1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному). 2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте. 3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках. 4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Примеры

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.
Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент

2. Назовите два основных признака субъекта права.
Ответ: правоспособность, дееспособность

3. Назовите три имущественных права супругов.
Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.
Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о норме права.
Ответ: норма права – это общеобязательное формально – определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Предложения: Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6 – задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.
Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.
Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7– задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Примеры

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.

План текста

Основы умения составлять план закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Тем не менее, многие учащиеся, как показывают экзамены, слабо владеют этим умением. Иными словами, переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Помочь такому переносу может актуализация знаний о типах планов. Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов.

Необходимыми условиям составления плана по теме являются:

1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём),

2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.

Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения» .

Их поможет прояснить серия вопросов, например:

1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);

2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);

3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).

Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:

Понятие правовых отношений.

2. Познание как деятельность:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.

1. Понятие и типология субъектов политического процесса.

2. Личность как субъект политического процесса.

3. Социально-этнические общности как субъекты политики.

1. Раскрывая свое содержание через реальные формы исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные её изменения, переход от одного состояния к другому.

Реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.

Политический процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Подробнее рассмотрим структуру политического процесса в целом, отметив, что она включает:

Субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

Объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

Исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественныедвижения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.


Субъект частного политического процесса - это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.

Основное различие между субъектами обеих разновидностей политического процесса тесно связано с различиями между самими этими разновидностями и заключается в способности инициировать и развивать процесс, способный оказать влияние на все общество и ведущий к смене состояния его политической системы. Если такая способность налицо, то мы имеем дело с субъектом общего, а не частного политического процесса. Поэтому государство в целом, социальные, этнические, конфессиональные группы, правящая элита и контрэлиты выступают в качестве субъектов общего политического процесса, а институты политической власти, партии, движения, электорат и индивиды являются в зависимости от ситуации субъектами и общего, и частного политического процесса.

Следует различать субъект и участников политического процесса. К обеим категориям могут относиться и различные общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в том случае, если способны осознанно инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время нередко непросто провести четкую грань между ними.

В сущности, все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов оказать влияние на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача субъектов различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

2. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия потенциала и возможностей человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Достижение массового участия людей в политическом процессе в значительной мере зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией взаимодействуют социология и психология.

В политологии по этому вопросу высказывались различные суждения. Американский политолог Г.Лассуэлл в рамках бихевиористской школы выдвинул теорию, которая объясняла присущее многим людям стремление к политическому лидерству. Суть её заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, все же не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка, наоборот, тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает её возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более адекватного понимания вопрос о мотивации политической деятельности следует рассматривать в более широком социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - реализовать свой интерес, в третьем - морально-политическую обязанность.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижение им определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В западноевропейских и американских политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, выдвигается тезис о том, что чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не относятся ни к бедному, ни к богатому полюсам общества; резкая имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима, основу гражданского общества и правового государства.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. Политолог С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

В то же время следует отметить, что достаточно богатые традиционные общества, например, в государствах Аравии, обеспечившие своим гражданам очень высокий уровень жизни (во многом благодаря доходам от нефти) не вписываются в эту схему. С точки зрения западной политологии их сложно отнести к демократическим режимам, тогда как к богатым обществам они, безусловно, относятся. Следует отметить и то, что практический анализ политических процессов в обществах с другой политической культурой, нежели активистская американская, показывает, что, скажем, во многих государствах СНГ граждане, наиболее близкие к понятию "средний класс" (и по уровню доходов, и по уровню образованности, и т.д.), не отличаются электоральной активностью как способом политического участия, в то время как именно в среде социально незащищенных слоев общества формируется т.н. "протестный электорат", активно участвующий в выборах.

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация, или она будет отдавать предпочтение авторитарным и тоталитарным идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать так, что неграмотный (либо малообразованный) человек стоит вне лично осознанной политики, являясь манипулируемым объектом политических действий, а не субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован. Но такой вывод более справедлив по отношению к активистской политической культуре в контексте либерально-демократического режима. При этом спорным является тезис о том, что более образованная личность одновременно и более предрасположена к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. Практика не подтверждает подобную, казалось бы, вполне логичную взаимосвязь.

Политолог В.Кей наиболее полно изложил характерный для западной политологии взгляд на взаимосвязь уровня образованности и политической активности гражданина, выявив влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: 1) у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; 2) у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; 3) чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; 4) образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет не просто участвовать в политике, а активно участвовать. Этот подход более справедлив для западной политической системы.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

3. В политологии важным субъектом политического процесса признается этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

В мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла, но при этом имеет неоднозначный характер в различных регионах мира.

В ряде стран Африки и Азии наблюдаются до сих пор масштабные национальные столкновения со значительным числом жертв. Следует отметить, что такие конфликты носят очень сложный характер, и национальный вопрос является лишь одной из этих сторон. Нередко национально-этнический фактор тесно переплетен в их структуре с религиозным (конфессиональным) фактором.

Европа демонстрирует миру одновременно ряд процессов: экономическую и политическую интеграцию в рамках расширяющегося Европейского союза, регионализацию в рамках интегрирующихся государств и всплеск национально-религиозных конфликтов в основном в Восточной Европе, где во многом национализм определяет политические движения.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуются и соседствуют с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

Близким к объединительному, но не тождественным является процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с числено преобладающим этносом. В рамках многонационального государства находится межэтническая интеграция, т.е. экономическое, социальное и другие формы взаимодействия сложившихся этносов в рамках общей государственности.

В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов.

Современная политология определяет национальный вопрос как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-эконмическое разрешение. Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Этнические конфликты во многом являются следствием социально-экономических условий развития этноса.

Анализируя вековой опыт попыток решения этнических проблем, можно сделать следующие выводы:

1) национальные споры должны решаться на основе переговоров;

2) национализм никогда не приводил к благосостоянию граждан, но почти всегда - к войне;

3) наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

Государство должно гарантировать благоприятные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом воздействие средств массовой информации, законодательные акты и т.п. Можно определить следующие демократические принципы разрешения национального вопроса:

Право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права - территориальной целостности государства);

Автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающего этноса;

Приоритет прав личности;

Равноправие этносов, проживающих на одной территории.

Существуют определенные государственно-правовые формы решения этнических проблем:

Создание автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания);

Создание федеративного государства (Индия, Швейцария и др.)

В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации.Нами подробно рассмотрены две категории субъектов политического процесса - личность (индивид) и социально-этническая общность. Рассмотрению иных субъектов политического процесса - государства, элиты, контрэлит, институтов политической власти, политических партий, общественных движений и др. - посвящены другие темы курса "Политология".

Цель: раскрыть понятия субъектов политического процесса, выделить функции и типы их.

1. Группы интересов: понятие, структура, функции. Типы. Лоббизм.

2. Элита, понятие, типы, структура, функции.

3. Политическое лидерство, сущность, функции, типы.

Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, элита, виды элит, контрэлита, политическое лидерство, виды политического лидерства; функции элит, лидера, групп интересов.

Литература:

Основная:

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.219-233.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с.410-416, 429-443.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с. 286-306.

Дополнительная:

2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 452-502, 163-189, 272-291.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 457-568.

4. Приложение 9.

Политический процесс - сложное многосоставное явление, в ходе которого происходит взаимодействие различных субъектов. Главная составляющая политического процесса – активность людей, их политические действия, связанные с воздействием на власти. При изучении их деятельности важно учитывать их потенциал и статус, вид их действий, способ интеракций между ними, что определяет расстановку, позицию и соотношение сил различных субъектов политического процесса.

Мы рассмотрим деятельность лишь трех субъектов.

1. Группы интересов – это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящееся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Теория групп впервые была сформулирована А.Бентли, затем развита Р.Далем, Д.Истоном, Г.Ласки.

Основными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегирование интересов, информация своих сторонников и власти, формирование политической элиты.

Типологизация групп интересов:

А.) Алмонд Г. и Пауэлл выделяют:

Аномичные и институциональные группы;

Ассоциативные и неассоциативные группы.

Б.) Ж.Блондель различает:

Группы, возникающие на основе общинных, кастовых и клановых общностей;

Институциональные группы (лобби);

Группы защиты;

Группы поддержки.

Термин «лобби» (кулуары) возник еще в XVII в., сначала в монастырях, затем в английском парламенте.

Способы влияния лоббистов на власть:

Выступления в комиссиях и комитетах парламента;

Разработка законопроектов, документов, привлечение экспертов;

Личные встречи, контакты, переговоры;

Формирование общественного мнения;

Организация кампании «давления» с мест;

Подготовка и распространение результатов научных, социологических исследований;

Организация действий «своих людей»;

Финансирование;

Прямой подкуп должностных лиц.

Существуют 2 подхода к лоббизму:

Запретительный;

Регулятивно-правовой.

Лоббизм делится на:

Политический, экономический, социальный, социокультурный;

Отраслевой и региональный;

Парламентский, президентский, правительственный;

Внешний и внутренний.

В разных странах (США, Германия, Франция) лоббизм регулируется законодательными актами.

Разновидностью лоббизма является корпоративизм, термин возникает в XIV-XV вв.

Корпорация – это замкнутая институциональная группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные функции (хозяйственные, военные, административные, политические) и защищающая специфические коллективные интересы.

Корпоративизм – это ограниченное число принудительных иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов, которые монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством.

2. Термин «элита» появляется в древности, но в политике он употребляется с XVIII в., а в научный оборот введен в конце XIX начале ХХ в. Теория элитизма развивалась Карлейлом, Шопенгауэром, Ницше, Парсонсом, Моска, Парето.

В современной политологии существует несколько подходов к изучению элит в целом их можно свести к двум.

Меритократическому;

Властному.

Меритократический подход заключается в том, что:

Элита наиболее ценный элемент общества;

Она занимает господствующее положение в силу исключительности;

Это следствие естественного отбора;

Это связано равенством возможностей, но не результатов.

Властный подход заключается в определении элиты как группы, осуществляющей власть и влияющую на общество.

Властный подход делится на 2 направления: структурный и функциональный. Сторонники властного подхода включают в ее состав: экономических лидеров, политических лидеров, профессоров и учителей, духовенство, выдающихся журналистов, военных, судей и адвокатов.

Правящая элита – это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Сегодня общими усилиями ученых создана теория демократического господства элит (демократического элитизма).

Элита не монолитна, состоит из конкурирующих групп;

Открытый доступ для способных членов общества, динамичный характер ее;

Наличие контрэлиты (оппозиционной элиты);

Конкуренция элиты и контрэлиты;

Влияние элиты на массы больше, чем массы на нее;

Осуществление контроля, общества за элитой с помощью выборов;

Ненасильственная смена элит;

Власть элит носит ненасильственный характер.

Функции элит:

Стратегическая (определение целей программ, тактики, принятие решений);

Представительская;

Интегрирующая;

Мобилизационная.

Структура элит:

Селекторат (активисты, потенциально готовые к профессиональной деятельности), потенциальные элиты, оппозиционная, сторонники правящих сил, правящая элита.

Типология элит:

По функциональному признаку – политическая, экономическая, культурно-информационная;

По месту в политической системе – правящая и оппозиционная (контрэлита);

По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования – открытая и закрытая;

По структуре – элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и низкой степенью интеграции (разъединенные);

По степени представительности – с высокой и низкой степенью представительства.

Существует смешанная типология, объединяющая все предыдущие типы.

Выделяют 2 системы рекрутирования элит: гильдии и антрепренерская.

Для гильдии характерно:

Закрытость;

Наличие институциональных фильтров;

Небольшой резерв;

Тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства.

Для антрепренерской системы присуще:

Открытость;

Небольшое число формальных требований;

Широкий резерв;

Высокая конкурентоспособность;

Большое значение личностных качеств лидера.

Иногда выделяют номенклатурную систему, сложившуюся в тоталитарных обществах (бюрократия).

3. Политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого оказывается влияние на массы

Особенности лидерства как явления:

Между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, лобби, СМИ;

Оно носит многоролевой характер, лидер нацелен на согласование интересов;

Лидерство корпоративно;

Оно институционализировано.

Существует несколько подходов к определению лидерства:

П.лидерство – это постоянное приобретенное влияние со стороны определенного лица на общество, группу, власть.

П.лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, руководящая должность.

П.лидерство – это символ общности, образец политического поведения.

Функции:

Определение и формулирование интересов групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов (программная функция);

Выработка и принятие политических решений (управленческая);

Мобилизационная;

Коммуникативная;

Легитимация власти;

Защитная;

Координационная.

Существует несколько теорий политического лидерства:

Теория личностных черт;

Ситуативная;

Личностно-ситуативная;

Теория конституентов (решающая роль последователей лидера);

Психологические концепции: психоаналитическая, мотивационная, прикладная.

Типология:

По М.Веберу – традиционное, харизматическое, рационально-бюрократическое.

По М.Херманн – знаменосцы, служители, торговцы, пожарные.

По С.Джиббу – лидер-патриарх, тиран, идеальный лидер.

По Ж.Блонделю – спасатель, успокоитель, менеджер; патериалисты, пересмотрщики, улучшатели; идеологи, реформаторы, новаторы.

М.Бернс делит лидеров на преобразователей и дельцов.

Е.Вятр – лидер-идеолог, лидер-практик; лидер-харизматик, представитель; соглашатель – фанатик; догматик и открытый лидер.

В политическом лидерстве большую роль играет стиль лидерства – совокупность приемов и методов деятельности П.Л., характер его взаимодействия с членами группы и последователями.

Демократический;

Невмешивающийся (отстраненный);

Американский политолог Барбер Р. предлагает такое определение стиля – политический стиль – это набор образцов привычных действий личности в ответ на ролевые требования. Он предлагает оценивать стиль с помощью шкалы.

Активность – пассивность (выполнение функций и позитивное - негативное) (отношение к своим обязанностям). В итоге он составляет 4 типа стилей:

Активно-позитивный (ориентированный на достижения);

Активно-негативный (ориентированный на личное благополучие);

Пассивно-позитивный (привязанность к должности);

Пассивно-негативный (ориентированный на минимальное исполнение долга)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»