Что можно освещать на пасху. Пасхальная корзина: какие продукты можно и нельзя святить в церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня ночью наступает самый великий праздник всех православных христиан - Христово Воскресенье или Пасха!
Уже сегодня православные верующие и псевдоверующие пойдут в церковь святить продукты к пасхальному столу.
И чего только не увидишь в пасхальных корзинах и пакетах! Понятно, что куличи и яйца есть у всех.
Но помимо этих продуктов есть еще множество съестного и не съестного. Почти у всех обязательно есть мясо или сало, колбасы и целые запеченные куры, вино и водка, хрен, чеснок, деньги и ключи от машин и квартир, кто кладет детские вещи и памперсы, кто-то обручальные кольца и украшения.
Люди не понимают, что все это пустое. Даже в самые великие праздники освящение автоматически не работает, если человек не живет по заповедям и верует в Господа только по большим праздникам и только переступив порог церкви. В большинстве своем освящение продуктов - это показуха, дань моде, псевдовера.
Я как-то писала уже, как некоторые "верующие" после обряда освящения своих тормозков, отойдя пять метров от церкви, начинают громко рассказывать свои истории, материться.

Что же на самом деле должно быть в пасхальной корзине?

Главные продукты, символы Пасхи - кулич сдобный или творожный и яйца.
Именно в этих продуктах заложена христианская символика. Кулич - символ Христа, который принес себя в жертву за весь род человеческий.

Яйца, согласно церковным канонам, можно красить только в красный цвет. Ярко разрисованные яйца все же лучше всего оставить дома для красоты, освящать их не стоит.
Яйцо – это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью.

Не запрещается освятить соль.
И все. Больше ничего. Пасхальную корзину можно дополнить красивым полотенцем и свечой.

Любые алкогольные напитки освящать запрещается, так же, как и мясные продукты.
Мясо и колбасы в любом виде строго запрещено вносить за церковные ворота, а не то что в помещение церкви. «Мясо, принесенное в церковь, считается осквернением, потому что своей смертью Христос положил конец кровным жертвоприношениям» .
На пасхальном богослужении читается молитва и о мясе, но в ней говорится о разрешении употреблять мясные продукты после поста, а не освящать их.

Если освященная пища испортилась, ее ни в коем случае нельзя выбрасывать или отдавать животным.
Такие продукты лучше сжечь и выбросить пепел в непопираемое место, например в реку, или посыпать ими землю в цветочном горшке.

Освящение куличей не самое главное в день Воскресение Христова.
Намного важнее вера в душе и соблюдение заповедей в повседневной жизни. Так же необходимо придерживаться поста, отстоять полунощницу, исповедаться и причаститься.

По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”.
Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Предание способствовало тому, что обычай этот прижился.
Крашеные пасхальные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска пасхальных яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Считалось, что освященное пасхальное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века.
Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это – освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение пасхальных яиц… На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали пасхальное яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, символизирующие Весну, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Праздник Святой Пасхи - главный праздник у христиан. Издавна считается, что этот день обладает особыми свойствами и заговоры, прочитанные в светлый день Пасхи имеют огромную силу. На Пасху просили сил и здоровья, изгоняли ссоры и беды, снимали сглазы, привлекали женихов и даже выгоняли тараканов и клопов. В зависимости от лунного календаря для конкретного года, праздник приходится на период от 4 апреля до 8 мая.

После Светлого Воскресения празднования продолжаются восемь дней — последний из которых называется Фомин понедельник. Служба в церквях продолжается всю неделю и Богослужения практически ничем не отличаются от тех, что проходили в день Пасхи. Подготовка к Пасхе происходит в течение Страстной недели и заканчивается в Великую субботу приготовлением праздничной пищи - куличей, творожных пасох и крашеных яиц. Пищу несут в церковь, где она освящается во время службы. Ранее праздничной пищи на Пасху придавалось очень большое значение: не случайно слово «пасха» известно как название пищи, которую готовили к этому празднику.

Страстная неделя: приметы и обычаи

Понедельник

В понедельник нужно навести в своем доме порядок: что-то подкрасить, что-то отремонтировать.

В старые времена крестьяне в этот день выходили утром рано на улицу и смотрели, каким будет этот день. Если небо было чистым, а солнце на небе будто играло, значит лето будет хорошим, урожайным. Все свадьбы, которые будут сыграны в этом году, будут счастливыми. Ведающие люди в этот день всегда умывались с золота, серебра, чтобы на долгое время сохранить себе молодость и финансовое благополучие.

Вторник

Праздничные одежды к Светлому Воскресенью принято готовить во вторник. В этот же день можно продолжить уборку, можно организовать стирку.

Закупаются продукты для Пасхи.

Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда

Проводить генеральную уборку в доме принято в среду. Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. А продолжить можно в Чистый Четверг. Ведь недаром следующий день недели называется Чистым четвергом. У кого в этот день будет в доме грязь, тот весь год в грязи жить будет.

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Четверг

В Чистый четверг нужно принести из церкви страстную свечу, которая поможет при лечении различных болезней. В этот же день можно приготовить четверговую соль. Для этого обычную соль в холщовом мешочке ставят на 10 минут в печь или духовку, а затем ее освящают в церкви.

Четверговая соль обладает прекрасными целебными свойствами. Её используют на протяжении всего года. С помощью этой соли потом можно помочь наладить мир в семье, избавиться от порчи, изготовить обереги для защиты от нечистой силы. Четверговой солью очищают жилища от негативной энергетики, обрабатывают предметы и подарки, если есть подозрение на наличие на них негатива.

Хозяйки в этот день приготавливают писанки (или расписные яйца), крашенки (крашенные яйца) и блюдо из творога, которое называют пасхой. Появление на праздничном стола творожной пасхи тоже не случайное явление. Издавна молоко (и молокопродукты) наравне с хлебом (кулич) считались сакральной, священной пищей. Наши предки наделяли молоко лечебными свойствами и воспринимали его как продукт, дающий силу и плодородие.

Обычай раскрашивать яйца имеет давнюю историю и пришел к нам из раннехристианских времен. В Библии говорится, что у Иисуса Христа была ученица – Мария Магдалина. В день воскресения Иисуса Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию, чтобы возвестить его о воскресении Христа.

Так как без подарков и подношений к императору являться было нельзя, то Мария Магдалина, будучи бедной, в качестве подношения принесла императору простое куриное яйцо.

Целью прихода Марии к императору было известить Тиберия о воскресении Господнем, что она и сделала, сказав: «Христос воскрес!»

Тиберий не поверил, что кто-то может воскреснуть из мёртвых и воскликнул, что это невозможно, как и то, чтобы белое яйцо стало красным. На удивление всем яйцо изменило цвет на красный, что и подтвердило истинность слов Марии Магдалины.

Присутствовавшие при этом чуде люди разнесли благую весть повсюду. После этого в знак знаменательного события в честь Пресвятой Пасхи христиане вот уже много веков красят яйца в красный и другие цвета.
Со временем яйца стали не только красить в разные цвета, но и расписывать их разными узорами, которые символизировали силу и плодородие.

Пятница

В Страстную пятницу нужно купить в церкви как можно больше свечей и в течение всего дня жечь их в каждой комнате. В этот день, когда Христос был распят, страдал и умирал на кресте, не употребляют пищу.

В церковных преданиях говорится, что в пятницу, когда Христос был распят, христиане не должны употреблять пищу.

В этот же день пекут куличи. Перед тем как взяться за работу, нужно прочитать «Отче наш», а уже, произнеся: «Господи, благослови», — начинать печь куличи.

Зола из печи, где пеклась Пасха, взятая в Пятницу перед Пасхой, поможет вылечить от алкоголизма, приворота, порчи, сглаза.

В Страстную Пятницу обметают углы тряпкой, и если этой тряпкой обвязаться, то это поможет от болей в пояснице.

От болей в ногах и суставах этой тряпкой после бани можно обтереть ноги.

Суббота

Суббота – это день скорби, когда все верующие скорбят о Спасителе. Противопоказано веселиться, употреблять алкоголь, вступать в интимную связь.

Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда.

В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

В субботу вечером в церкви начинается пасхальная служба. Если вам по каким-либо причинам нет возможности отстоять Всенощную службу, то все равно вы не должны ложиться спать, — этим вы привлечете удачу в дом.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Воскресенье

На следующий день наступает Светлая Пасха. Праздник именуется чудесным Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Начинается утро с разговенья. Семья становится перед иконами и молится, потом все садятся за стол, а старший в семье мужчина отламывает от кулича «шишку» и отдает хозяйке. Затем хозяин разрезает кулич на кусочки и раздает всем членам семьи, приглашая разговеться.

Сначала едят освященные кулич, яйца, ветчину, потом очередь доходит и до других блюд. Напиваться пьяным в этот день нельзя: «Напьешься на разговенье пьяным, весь год будешь как в полусне ходить, так Бог тебя накажет.»

Разговевшись, выходили на улицу гадать: «Что первое увидишь, то и будет для тебя наилучшим занятием в жизни, приносящим удачу».

На Пасху вам нужно обязательно навестить ваших родителей и крестных, если вы их долго не видели или живете отдельно от них.

Что светят на Пасху

Как только зазвонят колокола, в праздничном наряде отправлялись в церковь. В руках - зажженные свечи и красивые корзины. В них накрытая лучшим полотенцем пасха, пасхальные яйца, а также могли быть соль, водка, сало, поросенок, сыр, хрен, рыба, пшено, мак, мел, нож и даже брусок, на котором точат нож.

Начинался торжественный ритуал вхождения в храм под звон колоколов, а дальше - обход церковной службы вместе с хором вокруг храма с пением «Христос воскресе». Говорят, во время обхода церкви ангелы выводят Спасителя из гроба, а святые выходят из икон и целуются - христосуются. Священник святит пасху, яйца и все, что хозяйка принесла с собой в церковь в корзине. С освященным спешат домой (иногда даже бежали, обгоняя друг друга). По народному поверью, если придешь из церкви раньше соседа, то будет тебе сопутствовать удача и долго будешь жить. А еще считалось, что кто первым прибежит домой с пасхой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы.

В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверья:
— Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
— Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной, и целый год будет в работе обгонять других.

Пасхальный стол

В давние времена зажиточные хозяева подавали на Пасху 48 блюд, по числу дней истекшего поста. Остатки освященных в церкви пирогов, яиц и других яств нельзя было выкидывать, их закапывали в поле, чтобы почва была плодородной и дала много урожая в текущем году.

На Руси, как и во многих других странах (Венгрии, Польше, Чехии), на пасхальный стол кроме пасхи, кулича и яиц непременно ставили фигурку барашка из теста или сливочного масла. Искусная хозяйка вырезала барашка из масла ножом и вилкой без формы.

Так как Пасха – праздник воскрешения и возрождения, на стол принято ставить проросшее зерно (пшеничное, ячменное или другое).

Пасхальный стол всегда был богатым: кроме перечисленных блюд гостеприимные хозяева подавали разнообразные закуски из овощей, тушеные куриные потроха, блюда из рыбьей икры и молок, сельдь, заливную рыбу, студень и холодец, калью из говяжьих почек с солеными огурцами, сальник из печени, томленую гречневую кашу с бараньим мясом, жаркое с грибами, заготовленными впрок еще летом, говядину с репой, буженину в сенной трухе с пивом, утку или гуся в меде или жаренных с можжевеловыми ветками.

Напитки тоже были разнообразны: пиво, домашние настойки, наливки и вина, кисели и сбитни.

Пасха – древнейший и самый главный христианский праздник, Воскресение Христово. Пасхальные традиции и кулинария всегда были тесно связаны. Изначально Пасхой называли жертвенного ягнёнка, которого запекали целиком и ели с пресным хлебом и горькими травами.

И сейчас Пасха – это не только торжественное ночное богослужение и сошествие Благодатного огня, но и окончание 7-недельного Великого поста, разговение и особое угощение.

Пасхальный стол верующие готовят в Чистый четверг, чтобы посвятить Страстную пятницу еще более строгому посту, а в субботу успеть освятить пасхальное угощение в церкви.

Все пасхальные блюда готовятся только раз в год, поэтому очень важно приготовить их вкусными, красивыми и запоминающимися. Для этого нужно обязательно найти настоящий деревенский творог и сливочное масло, свежайшие яйца с ярким желтком и неподдельные пряности. Сухой магазинный творог, масло сомнительного происхождения и бледные яйца никак не подходят для пасхальных блюд.

Пасхальная трапеза

Войдя в дом, с освященной пасхой на руках, переступая через порог, трижды приговаривают: «Святая пасха в дом, вся нечисть из дома». Садятся за праздничный стол. Сначала едят все святое. Иногда начинали с разрезания святой писанки на столько частей, сколько было членов семьи. Каждый молча съедал свою часть, а дальше уже обедали холодцом, свининой, колбасой, завершая трапезу пасхой.

Начинали праздничную трапезу и с пасхи. Прежде всего срезали с нее верх и давали корове, чтобы было много молока, или же сохраняли до времени, когда корова будет телиться.

После обеда полагалось не пить воды часа два, - тогда и в поле во время жатвы не захочется воды.

С остатками праздничной пасхальной трапезы обращались очень осторожно. Все остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит, - чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.

Наши предки также верили в чудодейственную силу скорлупы свяченых яиц: скорлупу от яиц или писанок держали на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви; когда сажали чеснок, то скорлупу прикрепляли на двух воткнутых в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо.

Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож. В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.

Особым было отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.

Всю Светлую седмицу принято не оказывать себе в яствах и вине. Столы в доме всегда накрыты лучшими блюдами, и люди ходят друг к другу в гости. После Великого поста для многих это самая «вкусная» неделя, когда любые угощения приобретают невероятный вкус.

По традиции праздничный стол должен быть застелен красивой белой скатертью, по возможности с вышивкой на пасхальную тематику. В центре стола на блюде всегда стоит Пасхальный кулич, а вокруг него — самые красивые крашенки. На отдельные тарелки для первоочередного употребления выкладываются остальные яйца, наши предки обязательно устилали эти тарелки ростками овса и пшеницы.

По возможности, на стол помимо многочисленных мясных блюд, подают молодого зажаренного ягненка, который символизирует Агнца Божьего.

Начинать каждую трапезу необходимо с освященных продуктов, а после продолжать пир остальными кушаньями. Наши предки в эти дни пили только вино, но сейчас возможны и другие, более крепкие, напитки.
После и в перерывах между трапезами принято обмениваться крашенками, развлекаться разнообразными играми, танцевать и постоянно поздравлять друг друга. Ранее всем разрешалось в эти дни бить в колокола, поэтому отовсюду доносился праздничный звон.

Светлый праздник

Три дня в церкви правится праздничная служба. Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь и, когда священник впервые скажет: «Христос воскресе!», тихо ответить, что хочет научиться шить - «иголка в руках», мастерить - «топор в руках » и т. д.

Строго запрещается любая домашняя работа. В пасхальную неделю ходят в гости друг к другу, гуляют, поют.
На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладину вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья из дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.

Говорят, что кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «Этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай. В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуется с их душами.

Помимо развлечений, в дни празднования Пасхи ранее было принято совершать обряд «Зеленые святки». Так же как и на посевания несколько человек распевая пасхальные песни ходят от дома к дому и поздравляют хозяев, которые их угощают. Вечерами скрипачи также ходили по дворам и играли Великодние мелодии.

Во время Пасхальной недели принято помогать бедным и немощным — подавать милостыню, раздавать освященную пищу беднякам, помогать больным.

После Фомина понедельника в церкви продолжают праздновать Воскресение Господне на протяжении 32 дней, но в это время пышных застолий уже нет. По преданию в эти дни Спаситель вместе с апостолами ходил по миру. Считается, что и до сих пор они испытывают человеческие качества — людей добрых и не жадных они вознаграждают, а злых и жестоких карают.

Многие традиции до наших дней так и не дожили, но главное остается: после Пасхального воскресенья, необходимо пронести в своем сердце радость от этого светлого праздника еще как минимум неделю.

Пасхальные суеверия, приметы, обычаи

Пасха – древний и сложный праздник, который уходит корнями еще во времена язычества. Для земледельцев Пасха символизировала приход солнца и пробуждение природы. Поэтому многие ритуалы связаны с главными заботами крестьян: будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Церковь закрепила за этим днем такое выдающееся событие, как Воскресение Иисуса Христа.

Большинство народных обрядов совершалось в Великий четверг, который также называют «чистый». Главный ритуал в четверг — привести себя в порядок. Мыться в этот день желательно в холодной воде. Вода смывает болезни, дает телу красоту и здоровье. Раньше мыло выносили на ночь на улицу, чтобы лицо стало особенно чистым. Мылись и купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото. Эти металлы символизировали богатство и крепость. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос. Годовалых детей первый раз стригли именно в «чистый» четверг. Также этот день посвящен уборке дома, т.к. до праздника Пасхи мести пол было не принято.

В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.

По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы , так что с заходом солнца мужики и бабы боялись выходить во двор и на улицу: в каждой черной кошке, в каждой собаке и свинье они видели оборотня, черта в виде животного. Даже в свою приходскую церковь мужики избегали ходить в одиночку, точно так же, как и выходить из нее.

Чтобы поглумиться над нечистой силой, деревенские жители выходили с пасхальным яйцом на перекресток и катали его по дороге. Считалось, что тогда черти непременно должны будут выскочить и поплясать.

Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу — это пророчило неудачи.

Кроме того, существовало поверье, что во время заутренней пасхальной службы можно легко опознать колдунов . Достаточно для этого было обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю.

После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной . Какая лежит смирно - та ко двору, а если животное ворочается - не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.

Один из самых интересных обычаев на Пасху — изгнание из избы клопов и тараканов . Когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был сразу входить в избу, а сперва стучался. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: «Кто там?» «Я, хозяин твой, - отвечал муж, - зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». «А клопы-то чем?» «А клопы клопами». Крестьяне были уверены, что, подслушав этот диалог, клопы либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя съедят.

Чтобы избавиться от неприятностей , невезения и ссор, нужно пасхальной свечой выжечь крест на косяке двери.

На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц. Выпуская, загадывали желание — считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год — ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи — по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили «караулить солнышко». С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».

Если ваш ребенок капризен и плаксив, в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье , то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: «Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

Мамы защищали своих детей следующим образом — начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой, пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

Женщина, у которой никак не получается забеременеть , на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: «Кулич для детишек!». После трапезы этот кусочек крошили птицам.

Для пожилых людей существовала традиция расчесывать волосы, приговаривая пожелание , чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Смерть в Пасху – это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

Христиане верили, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают огромной силой и могут помочь в трудные минуты. Всю еду хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться. Существовало поверье: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья и она превратится в летучую мышь. А кости с Пасхального стола закапывали рядом с пашней или бросали в огонь во время грозы, чтобы избежать ударов грома. Сохранялась также головка от освященного кулича. Только во время сева крестьянин брал ее на поле и съедал на ниве. Это должно было обеспечить щедрый урожай.

Пасхальный стол должен быть украшен на славу , тогда и небеса возрадуются за праздник Светлой Пасхи.
Нельзя есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу. Крестьяне раньше верили, что на протяжении всей светлой седьмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходит по земле и, по неосторожности, в него можно попасть скорлупой.

Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.
Существует еще ряд девичьих пасхальных примет:
— если на пасхальной неделе ушибешь локоть — милый вспомнил;
— если в щи упала муха — жди свидания;
— если губы чешутся — не миновать поцелуя;
— если брови станут чесаться — увидишься с любимым.

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки , то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Приманить жениха можно в церкви на Пасху во время службы. Когда батюшка говорит «Христос воскресе!» надо быстро прошептать: «Воскресенье Христово, пошли мне в женихи парня холостого!». «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!» или «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

Чтобы помолодеть и разбогатеть , пожилые женщины так же умывались из посуды, в которую клали крашеное яйцо и монеты, то есть умывались «с злата-серебра да с красного яйца».

Чтобы ребенка никто целый год не смог сглазить , надо в Пасху перекрестить его пасхальным яйцом и сказать: «Как это яичко никто никогда не сурочит, так и (имя ребенка) никто никогда не сурочит». Надо дать это яичко ребенку поцеловать.

Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами, на Пасху обязательно подайте нищему монетку — весь год вы не будете знать нужды.

Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет.

Даже преступники (воры, бесчестные игроки в карты и пр.) создали своеобразные приметы, приуроченные к Пасхе. Воры прилагали все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви и притом сделать это так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. В случае успеха предприятия они были уверены, что могут смело воровать целый год и никто их не поймает.

Игроки же, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету с твердой надеждой, что эта мера принесет им крупный выигрыш. Но чтобы сделаться непобедимым игроком и обыгрывать наверняка всех и каждого, нужно было, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты и сделать следующее святотатство: когда священник покажется из алтаря в светлых ризах и в первый раз скажет «Христос Воскресе», пришедший с картами должен ответить: «Карты здеся». Когда же священник скажет во второй раз «Христос Воскресе», безбожный картежник отвечает: «Хлюст здеся» . В третий раз: «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается.

В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых — отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге — это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания . Говорят, все грехи сдувает.

«Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь». Тогда год будет удачным.

Если на первый удар колокола на церкви сказать: «Христос Воскрес, рабу (имя) здоровье. Аминь», выздоравливает этот человек, чье имя назвали, даже тяжело больной. Незамужние девушки же могут так сказать: «Христос Воскрес, а мне жениха хорошего. Аминь».

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами — ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле «Христос воскрес», крошили крашенки птицам.

Очень много существовало примет, связанных с пасхальным яйцом. Существовало поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

При помощи пасхального яйца и живые получают облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже двенадцати лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным - и всю хворь с них как рукой снимет.

Если на Пасху в семье случится покойник, то это очень плохая примета. Значит, будет череда смертей в этой семье. Чтобы этого не случилось, в правую руку покойнику кладут пасхальное яйцо красного цвета. Больше красных яиц в доме быть не должно, их надо раздать людям.

Когда на Пасху звонят колокола, надо три раза прошептать: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь.» Тогда год будет удачным.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось, тот и будет «главой» семьи весь год.

Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо нужно было обязательно покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.

Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям. Ведь всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия. Тогда остается только взять лопату и спокойно отрыть себе котлы с золотом.

В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду.

Гроза на Пасху — к поздней и сухой осени.

Если в первый день Пасхи мороз или гром – к хорошему урожаю.

Если дождь в первый день Пасхи – к дождливой весне и к хорошему урожаю ржи.

Если на неделе идут дожди, будет хороший урожай пшеницы.

Если на второй день Пасхи холодная погода, то лето будет сухое.

Если на второй день после Пасхи будет ясная погода, то лето наоборот, будет дождливое.

Если на Пасху буде дождь, то и весна будет тоже дождлива.

Если на Пасху было тепло и ясно, то и лето будет солнечным, а урожай будет добрый.

Звездная ночь на Пасху — к заморозкам.

К Пасхе сошел весь снег — на хороший урожай.

На Пасху небо хмурое — лето будет холодным и облачным.

Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Другие Пасхальные приметы:

В первый день Пасхи что-то разбить – к смерти в этом году.

Если во время богослужения погасла свеча — к несчастью, а если после службы человек ее сам затушил — на удачу.

Проспать утреннюю службу — к неудаче.

Покормить вольных птиц — на богатство и удачу.

При выпекании пасхальный хлеб удался, то все в семье будет благополучно.

Родившийся ребенок на Пасху в полдень имеет великую судьбу.

Увидеть пасхальный рассвет — к удаче в делах.

Увидеть разноцветный закат — на удачу.

Услышать кукушку — это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам - скорое замужество.

Услышать стук дятла — будет собственный дом.

Даже у охотников существовали свои пасхальные традиции, которые сводились к главному требованию: никогда не проливать крови в праздничные дни. Считалось, что животные тоже празднуют Христово Воскресение.

Этой ночью обязательно горят в домах в красном углу лампадки или свечи. Зажигают свечи и на могилках усопших родных. Огонь, свечи, костры - непременные атрибуты православной Пасхи: апостолы грелись у костра в Гефсиманском саду, когда была последняя ночь Христа.

На Пасху нередко посещали кладбище — ходили христосоваться с покойниками, на могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

По преданию, с первого дня Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостол в нищенских рубищах и испытывают людское милосердие. Награждают добрых и карают злых.

Ну и конечно, все вокруг друг друга поздравляли со словами на устах: «Христос Воскрес!», а в ответ слышали: «Воистину Воскрес!», трижды целовались в щеку и обменивались пасхальными подарками.

Супруги должны похристосоваться так, чтобы никто не видел, иначе это к разлуке. С детьми надо трижды поцеловаться.

Как соблюсти традиции и не ударить лицом в грязь, собирая корзину к пасхальной службе в церкви? Что можно, а что нельзя освящать на Пасху? Пояснения читателям дал доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин.

1. Что такое ритуал освящения?

Никакого «ритуала освящения» яиц, куличей и пасох в природе не существует! Тексты, которые читают священники над принесенной снедью на Пасху, называются так: «Молитва на благословение мясной пищи…», «Молитва на благословение сыра и яиц…». Благословение! Если мы хотим использовать слово «освящение», то только как синоним слова «благословение».

«Цветная Триодь» — по этой книге служатся пасхальные службы — словно упреждая наши заблуждения, однозначно говорит нам: «Должен каждый знать, что все приносимые продукты не становятся чем-то сакральным и священным, «как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычный начаток приношений, как благословение на вкушение после поста».

Таким образом, священники просто благословляют ту пищу, от которой верующие воздерживались на протяжении многих недель.

2. Каков духовный, религиозный смысл благословения? Откуда он появился?

Эта традиция напоминает нам о словах апостола Павла: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31)».

Традиция эта важна, красива, вкусна и ароматна, но она раскрывает свой смысл только в составе цельной духовной жизни. Никакие булки и колбасы, как бы мы их ни раскрашивали, и ни в коем случае не заменят веры, добрых дел, молитвы, чтения Писания.

Ибо, по слову того же апостола, «Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Истинная пища и истинное питие — учит Сам Христос (см. Ин.6:55) — это Тело и Кровь Спасителя, которые мы принимаем в Таинстве Причащения. И тот, кто этого не делает, не имеет в себе вечной жизни (Ин.6:53). И неважно, «освящает» он яйца или нет.

Один из смыслов, на который указует молитва благословения мясного: напоминание о Христе как об Истинной Пище, которой мы живем. Он — «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58). Куличи, пасхи, яйца — это своего рода «витаминки». Они нужны, и вместе с «комплексной терапией» они могут принести большую пользу, но сами по себе они не являются «лекарственным средством».

На пасхальном благословении снеди мы просим о том, чтобы приносимое было в радость, сытость, пользу и довольство, но это не альтернатива Трапезе Господней.

3. Есть ли какой-то регламент по освящению? Кто может обращаться к священникам с просьбами об освящении того или иного предмета или чего-либо еще?

Вряд ли это можно назвать регламентом… В основе обращения за благословением той или иной вещи не должно быть никакого суеверия и тем более злого умысла.

В принципе, любой христианин может обратиться с просьбой благословить еду, жилище, автомобиль или еще что-нибудь. Почему только христианин? А какой смысл брызгать святой водой там, где нет веры? Смысл благословлять жилище, если его обитатели сами не благословляют Господа и сами не освящают храм собственного тела? Печально, когда наступает Пасха, а у человека в его жизни нет ничего больше благословенного, кроме булки и творога. Выеденное яйцо, даже если оно и освященное, немногого стоит.

Традиционно на Пасху под благословение приносят сдобные мучные изделия, мясные и молочные продукты и, конечно же, яйца.

Но смысл происходящего позволяет приносить на благословение всё, от чего человек воздерживался во время поста. Например, я знаю человека, который во время поста не пьет кофе, сознательно отказывая себе в этом удовольствии. Почему ему не принести кофе? Пожалуйста!

Но не надо пытаться «освящать» что-то наподобие открытых кошельков, новой шапочки для внука или пособия для сдачи экзамена в ГАИ. Я понимаю, что за подобной экзотикой может скрываться вполне себе достойная просьба к Богу, но формально и сущностно к ее реализации нужно подходить иначе.

Пасхальная корзина – незаменимый атрибут одного из самых главных христианских праздников. Что нужно в нее положить, какие продукты можно и нельзя святить в церкви на Пасху – читайте также.

Что нужно освятить на Пасху

Современные верующие значительно проще относятся к наполнения пасхальной корзины, чем наши предки. Кое-кто не стесняется освящать огромные куски мяса или вино в бутылках. Впрочем, каждый может решать для себя, что понести в церковь. Главное – взять самое важное.

Что нужно освятить на Пасху – список продуктов

Какие продукты нужно положить в пасхальную корзину:

- паска – символ Воскресения и Небесного Царства. Выпекание паски – важный этап приготовления к празднику. Большинство хозяек имеют свой рецепт. Готовить тесто на паску надо в покое, только с хорошими мыслями, потому что при других обстоятельствах она может не получиться.;
- яйца – это обязательный символ пасхальной паски, который символизирует новую жизнь и возрождение. Яйца можно украшать натуральными и пищевыми красителями, тканью, бумагой и даже стразами. Но делать это советуют в кругу семьи;
- мясо – обычно на Пасху подаются холодные мясные закуски, потому что они готовятся накануне, еще во время Великого поста. Поэтому положите в пасхальную корзину кусочек мяса и домашней колбаски. Главное – чтобы мясное блюдо было без крови;
- сыр и молочные продукты – так как молочные продукты не употреблялись во время поста, их также кладут в пасхальную корзину. Особенно хорошо приготовить творожную паску или сделать твердый сыр своими руками. Сыр и масло являются символами нежности и жертвенности Бога – эти продукты кладут в небольшие сосуды, а сверху рисуют крестик.

Кроме вышеупомянутых продуктов в пасхальную корзину для освящения кладут хрен , как символ прочности и силы духа, а также соль и вино . Церковь не одобряет алкоголь в пасхальной корзине, однако допускает кагор.

Что нельзя святить на Пасху

Далеко не все стоит класть в пасхальную корзину для освящения, есть продукты и вещи, которые строго запрещено приносить в церковь.

Что нельзя класть в пасхальную корзину:

Драгоценности, документы, деньги и другие материальные вещи;
- водку, коньяк, самогон и прочий алкоголь (кроме кагора);
- кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных;
- не советуют также класть фрукты и овощи, поскольку их можно было употреблять во время поста;
- нож – бытуют мнения, что освященные продукты нужно разрезать освященным ножом. Это выдумка и предрассудки.


Что нельзя святить на Пасху – список продуктов

Пасхальная корзина собирается только для благословения продуктов, которые можно употреблять после окончания Великого поста. А значит, пищи должно быть немного.

Когда святят пасху?

В разных церквях и храмах время для освящения пасок может отличаться. Одна церковь может освятить пасхальную корзину уже в предпраздничную субботу, а другая – непосредственно в воскресенье.

Пасхальная литургия в церкви продолжается всю ночь, и поэтому называется "всенощной". Около 4 часов утра происходит пасхальный крестный ход. Затем священники переодеваются из темных одежд в светлые и провозглашают слова: "Христос Воскрес!". В ответ верующие говорят: "Воистину Воскрес!" Только после этого святят паски и пасхальную корзину.


В 2018 году паску святят в ночь на 8 апреля

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»