Едят ли евреи мясо. Запрещенные мясные продукты

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Возможно, кровному иудею и в голову не придет задавать вопрос о том, почему евреям нельзя есть свинину. Этот вопрос, видимо, очень беспокоит именно представителей славянских наций. Они искренне переживают из-за того, что евреи не знают вкуса сала — наибольшего деликатеса и "украинского сникерса" по совместительству. И образумить их никак не получается. Так почему евреи не едят свинину?

Обычно приводится ряд причин, и среди них самые распространенные - религиозная и медицинская. Иногда достаточно сказать, что это традиция, и какой-то запрет принимается как аксиома: нельзя — значит нельзя. Но в истоках покопаться-то хочется, чтобы узнать, откуда у этого закона ноги растут.

Что написано в Торе

Известно, что Бог дал древним израильтянам Закон-соглашение, в котором не только давались конкретные указания относительно поклонения, но и регулировалась почти каждая сфера жизни. В том числе были запреты на употребление в пищу некоторых животных. Их назвали нечистыми.

Лучше процитировать прямо оттуда, а не пересказывать своими словами. Итак, в книге Левит, 11-й главе, 3-м стихе, сказано: "Вы можете есть всякое существо среди животных, у которого раздвоено копыто и на копыте есть щель и которое жуёт жвачку". Самое важное, что эти два требования должны были выполняться одновременно. Поэтому ниже в той же главе приведен список исключений. К нему принадлежат верблюд, даман, заяц (они жвачку жуют, но не имеют раздвоенного копыта) и свинья (у нее наоборот: копыто раздвоенное, но не травоядная). Далее строжайше запрещается не только есть, но и касаться этих животных.

Разумный ли запрет?

В чем состоял вред от употребления свинины, в Библии не объясняется. Но пролить свет на это может современная наука. К примеру, древним евреям, возможно, было непонятно, почему в том же Законе запрещалось притрагиваться к мертвым, а если это случалось, то человек должен был тщательно помыться и выстирать одежду. Только в конце 19-го века возникла такая отрасль медицины, как антисептика, и ученые исследовали, что большинство болезней передаются через микробов на немытых руках.

Поэтому ответ на вопрос о том, почему евреи не едят свинину до сих пор, тоже имеет научное подтверждение.

Медицинский аспект

Возможно, классификация свиньи как нечистого животного задевает ее чувство собственного достоинства (это, конечно же, шутка), но такое утверждение имеет в себе научное зерно. Особенно если оценить образ жизни милой хрюши и ее способность найти пищу в любой грязи (ну, не брезгливое это животное, что поделаешь), то все становится понятным.

В этом случае даже термическая обработка не помогает. Единственное, что убережет от этого заболевания — предварительная заморозка свежего мяса. Во времена особенно в жарком климате пустыни, такое было невозможно. Это могла быть одна из причин, почему Бог и запретил есть свинину.

Даже выражение есть такое: "грязный, как свинья". Что ж, из песни слов не выкинешь.

Правда, весь Моисеев Закон уже давно упразднен Христом (о чем свидетельствует весь "Новый Завет"), и все запреты и предписания остались в прошлом для христиан. Но загвоздка вот в чем: большинство евреев до сих пор ждут Мессию, так как Иисуса они не приняли, и поэтому по сей день придерживаются многих указаний из Торы, например, обрезают мальчиков и т. д. Естественно, что и запрет относительно животных они свято чтят, он словно записан на подкорке у каждого иудея.

Баран vs свинья

Но Тора Торой, а любую традицию нужно подкрепить соответствующей легендой. И для свиньи ее тоже создали.

Так вот, дело было в Иерусалиме времен осады ее генералом Титом. Никак не могли взять город римские войска, даже несмотря на голод, евреи давали отпор. А все потому, что каждый день в жертву приносили молодого барашка. Вскоре все такие закончились. Тогда евреи договорились с римлянами, что будут каждый день спускать им на веревке со стен города целую корзину золота, а те взамен должны были давать им барашка. Так осада тянулась несколько лет. Но однажды предатель рассказал обо всем Титу, и тот вместо ягненка подложил в прямом и переносном смысле свинью. И все, город мгновенно упал.

Так вот почему евреи не едят свинину до сих пор, ведь это мясо того животного, из-за которого их народ увели в изгнание. Вот такая сказочка.

А почему мусульманам нельзя есть свинину: история

У них своя подоплека. Главнейшая причина — каноны ислама. В Коране четыре раза упоминается этот строжайший запрет, а для мусульман цифра 4 означает К примеру, в суре № 6 свинина названа "скверной" и "нечестием".

Конечно, по сравнению с иудаизмом, где было запрещено есть многих животных, птиц и рыб, а также любое мясо с кровью, в исламе речь идет только лишь о свинине. Хотя кровь для мусульман тоже неприемлема.

Если для древних израильтян отказ от свинины означал физическую чистоту, то в исламе делается ударение на загрязнении духовном в случае употребления в пищу этого животного. Почему? В Коране написано, что Аллах превращает идолопоклонников в обезьян и свиней. То есть мусульмане верят, что свиньи в прошлом были людьми, а есть себе подобных, да еще и проклятых, по крайней мере негуманно.

  • В иудаизме есть термин "кашрут", означающий дозволенность или пригодность чего-либо согласно Торе. В основном это слово относится к еде (она делится на кошерную и трефную). Аналогичный термин в исламе — "халяль".
  • Справедливости ради надо отметить, что свинья более чистоплотна, чем собака. Например, она сама может выводить блох.
  • В шутку говорят, что из-за запрета есть свинину и пить алкоголь Древняя Русь выбрала православие, а не ислам.

Из всякого правила есть исключения

А почему евреи/мусульмане едят свинину, несмотря на запрет? Во-первых, не каждый старается точно придерживаться всех канонов. Многие из них сами не понимают, почему нельзя есть свинину мусульманам и евреям.

Во-вторых, свинины избегают не все евреи подряд, а только те из них, кто исповедует иудаизм (религиозную систему, которая основывается на А те, которые стали христианами, скорее всего, знают вкус сала. И в-третьих, в Коране все же разрешается нарушить этот запрет, если есть угроза для жизни. К примеру: кроме свинины, нет совсем ничего из еды, хоть с голоду помирай, — тогда мусульманин может съесть это мясо ради спасения жизни. В отличие от такого запрета, в иудаизме закон про нечистых животных никаких компромиссов не содержал.

Вот и все причины, почему евреи не едят свинину, а мусульмане с ними солидарны.

Кошерным считается мясо тех животных, которые жуют жвачку и имеют парные копыта: овцы, козы, коровы, оленя. Нельзя включать в рацион мясо свиньи, собаки, кролика, кота, лошади, медведя, верблюда, кита, тюленя, льва и других животных, которые относятся к классу хищных. Не употребляют в пищу, мясо из больного животного, или же мясо животного, которого неправильно забили, а также мясо животного, которое умерло своей смертью.

Чтобы мясо стало кошерным, животное забивают, так чтобы причинить ему как можно меньше боли и страданий — одним движением при помощи острого ножа, а потом удаляют всю кровь: для этого мясо вымачивают в воде, солят и кладут на решетку, чтобы стекла оставшаяся кровь, а через час хорошо промывают.

Согласно еврейскому закону ‘ Не ешь крови (кровь принято считать признак живого существа)’ печень не допустимо варить или жарить на сковороде: её можно готовить только на открытом огне — продукт разрезается и промывается водой, солится и жарится над огнём, после термической обработки субпродукт следует еще раз промыть водой. Только после проделанных манипуляций он допускается к употреблению, или к варке(жарке) в специальной посуде для мяса.

В пищу не пригодны бедра животного, из которых не изъяты седалищные нервы, а также сало около желудка. Согласно заповеди: ‘ Не вари козленка в молоке матери его’ (Исх. 23:19),- нельзя смешивать мясо и молоко, даже есть эти продукты можно только с временным интервалом в 6 часов, а интервал между едой из молока и мяса не меньше двух. Под словом » молоко» в этой заповеди подразумеваются все молочные продукты: сметана, сыр, сливочное масло, творог, кефир. Выполнение этого предписания так тщательно, что для приготовления таких блюд используется разная посуда, которая стоит в отдельных шкафах. Евреи, имеющие достаточно финансовых ресурсов обустраивают две кухни: молочную и мясную.

Кошерными считаются такие птицы: гуси, куры, утки, индюки, перепелки, голуби и фазаны. Непригодными для пищи — множество хищных и диких птиц, среди которых орёл, пеликан, сова, ворона, аист, чайка. Нечистые и яйца этих птиц. Все птицы должны быть здоровыми и правильно забитыми.

По заповедям кашрута продукт от некошерного животного(молоко, яйца), тоже является некошерным. Например, нельзя есть черепашачьи яйца — черепаха относится к виду пресмыкающихся, которые негодны к употреблению. Молоко верблюда также считается трефовым. Исключением является мёд — продукт жизнедеятельности насекомых пчел.

Кошерная рыба

Подходящей для евреев считается та рыба у которой есть чешуя и плавники. К трефовым относят дельфинов, сомов, зубаток, угрей. Ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (мидии, улитки, устрицы) считаются трефовыми(нечистыми) — не соответствующими принципам кашрута. Закон об запрете на кровь не относится к рыбе. К нечистыми продуктам жизнедеятельности рыб относится икра осетра. Рыба относится к паревным(нейтральным) продуктам её можно компонировать с молочными продуктами. Готовить мясорыбные блюда не рекомендуется с точки зрения медицины.


Тора запрещает кушать змей, лягушек и червей, а также всех насекомых (исключение четыре вида саранчи).

Другие кошерные продукты

Хлеб и вино, которые были сделаны не евреем, считается не кошерным. Во время праздника Пасхи запрещено употреблять хлеб для приготовления, которого использовались дрожжи. Вместо него евреи едят тонкие лепешки с муки и воды, называемые мацу.

Посуда

Столовые предметы могут стать некошерными, если на них выкладывались горячая трефовая еда. В семье где строго придерживаются законов об употреблении пищи такого произойти не может, но нарушения сего правила возможно во время похода в гости или ресторан.

Еду приготовленную из молока и мяса запрещено подавать вместе на стол.

Когда рухнула советская власть огромное количество присяжных атеистов вдруг ушло в религию. Столь быстрая и легкая перемена убеждений свидетельствует о том, что и прежний атеизм был поверхностным, да и новая вера не глубока. А еще о том, что от религии ждут чудес, здесь и сейчас.

Между тем, религия – это всего-навсего иной взгляд на жизнь. Этот взгляд не лучше и не хуже всякого другого. Разве что в основе религии всегда лежит абсолютная вера в Бога и его слова. В иудаизме и христианстве это называется «страхом Господним» и считается основой мудрости. Об этом говорится и в Псаломе 110:10, и в Книге Притч 1, 7.

То, что такой взгляд на жизнь иной раз проще взгляда, например, атеистического, апеллирующего к науке, легко увидеть как раз на примере вопроса о том, почему евреи и мусульмане не едят свинину. Так вот, для человека, искренне верующего, ответ прост и очевиден. Потому что Бог, в существовании которого этот человек безусловно не сомневается, приказал не есть мясо свиньи и еще некоторых животных.

То, что запрещено есть евреям (не кошерно), перечислено в книге Левит, гл. 11. (На иврите эта книга называется «Вайикра»)

Согласно написанному в этой главе к еде пригодны только животные, которые жуют жвачку и имеет раздвоенные копыта. Поэтому нельзя есть мясо верблюда: он жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт. Зайцы и кролики тоже не пригодны для еды. Они, хотя и жвачные животные, но не имеют копыт. По той же причине не съедобна лошадь.

Ну, теперь понятно, почему по Божьему слову нельзя есть свинину. У нее есть раздвоенные копыта, но она не жует жвачки, и потому считается животным нечистым.

Непригодным к еде считается не только свиное мясо и сало, но также свиная кожа и щетина.

Кроме того в 11 главе книги Левит перечислены и другие животные, не пригодные в пищу для евреев. Например, из всех рыб можно есть только тех, у которых имеется чешуя. Поэтому и осетровые рыбы, и добываемая из них черная икра для евреев - запретное лакомство. Красную икру есть можно, поскольку она добывается из рыб с чешуей. По той же причине на еврейском столе нельзя увидеть кальмаров, криветок или осьминогов.

Надо сказать, правило по определению пригодного к еде мяса достаточно краткое и всеобъемлющее. К тому же в первой строке сказано, что это – слова Бога. Как же истинно верующему его не исполнить?

Мусульмане руководствуются словами пророка Мухаммада, записанными в Коране (сура 2). Сура эта запрещает есть мертвечину, кровь, свинину, а также мясо животных, которых приносили в жертву другим богам, то есть которые не были заколоты с именем Аллаха. Заметим, что поскольку правила еврейского кашрута включают в себя правила халяльности мусульманской пищи, а Аллах - тот же единый Бог, которого почитают и евреи, мусульманам не запрещено есть еду, разрешенную для евреев и забитую евреями.

Ответ же на вопрос, почему евреи не едят свинину, для атеистов гораздо более запутан. Вернее, имеется несколько ответов, каждый из которых можно рассматривать, как верный, а можно в его правильности сомневаться. Так что каждый волен выбирать (или не выбирать) любое из нижеследующих объяснений.

1. Свиной жир тяжело переваривается организмом в жарком климате и требует для этого много воды.

2. Свиньи часто заражены трихинами – мелкими круглыми червями, которые через свиное мясо попадают в организм человека. Заражение трихинами трудно вывести, поэтому лучше избегать употребления свинины, особенно дикой.

3. Свинья – всеядное животное, находит пищу в любой грязи и даже пожирает собственные экскременты.

4. Наконец, этнографы объясняют запрет на поедание свинины евреями и арабами тем, что дикий кабан был тотемным животным (покровителем) семитских племен, а тотемное животное в пищу не употребляют.

Как видим, и в религиозной, и в атеистической системе взглядов можно объяснить любой вопрос, хотя и по-разному. Так что исповедание религии не делает жизнь легче. Как, впрочем, и атеизм. Это – дело воспитания, традиций, осознанного выбора, наконец. Только не навязывайте другим найденный Вами ответ, как «единственно правильный». У Вашего собеседника может быть совсем другой ответ на тот же вопрос.


«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2-3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности» . Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда - этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, - нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13- 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, - она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть - не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

Смотрите также

Еврей может питаться любой растительной пищей. Ограничения касаются только пищи животной. В Торе перечислены все физические признаки животных, мясо которых еврею можно есть.

Из животных, обитающих на суше, разрешается употреблять лишь тех, которые обладают обязательными двумя признаками: они едят растительную пищу и имеют раздвоенные копыта. В результате оказывается, что евреям разрешается есть мясо только травоядных животных и непригодной в пищу остается вся остальная земная фауна: хищные животные, грызуны, пресмыкающиеся, толстокожие, приматы, свинья и лошадь, то есть животные, большинство которых в те или иные эпохи употреблялись в пищу разными народами. В среде евреев, считающих себя просвещенными, бытует мнение, что запрет есть свинину был разумен лишь в странах с жарким климатом и в былые века, когда не было холодильников. Однако если вспомнить, на скольких еще животных наложен запрет, то становится очевидным, что этот аргумент не выдерживает критики. Нам нельзя есть свинину, но нам нельзя есть и мясо белого медведя. Климат тут совершенно не при чем. В основу запрета явно положены четкие формальные признаки; да по логике так оно и должно было быть. Если бы запрет на ту или иную пищу был всего лишь отражением мудрых диетических познаний опередившего свое время Моисея, человечество рано или поздно достигло бы этой мудрости, и тогда еврейские обычаи, касающиеся еды, растворились бы в соблюдаемых всеми тех же самых обычаях.

Из морских тварей евреи могут есть только тех, которые обладают плавниками и чешуей. Таким образом, нам заказаны столь популярные в Америке ракообразные: устрицы, креветки, омары, раки. Под запретом находятся и многие французские деликатесы: морские ежи, улитки, моллюски, лягушки, осьминоги и тому подобное. Некоторые пытаются обосновать эти ограничения тем, что, дескать, осьминоги и омары внушают омерзение, чего нельзя сказать о рыбах. Однако, на мой взгляд, это рассуждение напоминает довод о запрете на свинину в жарких странах. Я уверен, что для любителя осьминогов хорошо приготовленный осьминог представляет собою эстетически самое что ни на есть привлекательное зрелище - со всеми своими щупальцами и присосками. Нет никакого сомнения, что в рацион евреев входят многие вкуснейшие рыбы и не входят (как и в случае с животными) некоторые морские и пресноводные существа, которые у других народов считаются деликатесом.

Для птиц у евреев не предусмотрены ограничения по формальным признакам. В Торе перечислены птицы, которых евреи должны гнушаться - это хищные птицы или пожиратели падали (орел, гриф, коршун, ворон, страус, лебедь и так далее). По сути дела, евреи и неевреи едят одних и тех же птиц. Разница только в том, что у евреев имеется особый - кашерный - способ убоя птицы. Что касается насекомых, то для евреев все они - табу. Вообще-то в Америке насекомых в пищу почти не употребляют, хотя время от времени на приемах с коктейлями нам приходится отказываться от таких лакомых кусочков, как покрытые шоколадом муравьи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»