Политическая социализация личности означает. Политическая социализация: этапы и механизмы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека (рис. 15).

Само понятие политической социализации возникло но аналогии с термином "социализация", который родился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды.

Рис. 15.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую сферу, как политика.

Политика – важнейшая часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти: всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос: как человек вовлекается в политику? Как он овладевает теми или иными политическими ролями?

Большинство мнений по этому поводу сводятся к тому, что политическая специализация – это длительный и к тому же достаточно сложный двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, посредством усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения, с другой стороны, путем приобретения личностью в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.

В самом общем виде политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которое позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.

По своему содержанию политическая социализация – своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентации, традиций, навыков, передача и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной и прежде всего общественно-политической активности. Другими словами, политическая социализация есть включение индивида в систему социально-политических отношений посредством обретения им свойств, необходимых для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления. По процесс социализации в сфере политики может рассматриваться и как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок ребенка.

Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентации, осознание таких понятий, как "добро" и "зло", "страна", "народ", зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей. Этот процесс политологи назвали первичной социализацией , под которой понимается первоначальное восприятие человеком политических категорий, постепенно формирующее у него индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют следующие этапы политической социализации ребенка:

  • 1) политизация, усвоение наличия внешней власти;
  • 2) персонализация, осознание политической власти через символизирующие политические фигуры;
  • 3) идеализация, приписывание политическим лидерам исключительно положительных качеств;
  • 4) институализация, поворот в сознании детей к допер- сонифицированному представлению о власти.

Большое значение в политической социализации индивида имеют такие учреждения, как школа, колледж, вуз. И хотя семья по-прежнему продолжает играть большую роль, существенное значение для политического развития личности постепенно приобретают школа, колледж, училище, вуз, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений все большее значение имеет приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять знания, полученные из учебников, средств массовой информации, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова. Отсюда совсем недалеко до того, чтобы человек мог самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления.

Периоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти периоды институты политической социализации – производственный коллектив, общественные организации, формальные н неформальные группы. Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.

Процесс политической социализации не сводится только к воспитанию, формированию личности, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома, а продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях. Накопление опыта приводит к тому, что человек не только приобретает, но и утрачивает некоторые оценки, суждения, представления. Политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь обретения и накопления – это и процесс утраты определенных политических качеств. Этот процесс происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. Наиболее отчетливо видны особенности протекания политической социализации в периоды, когда политическая система переживает тот или иной кризис. В таких условиях процесс социализации приобретает новое измерение, он чреват нарушениями и серьезными сбоями. Складываются деформированные представления об обществе, которые приобретают устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис. Люди в них теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда идет игра "без правил"; нарушаются интеграция и стабильность общества.

Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы:

  • а) неполитические – семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии;
  • б) политические – характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические организации и политические партии. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского тина поведения, лояльного к данной политической системе.

Введение

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям, ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей.

Политическая социализация личности: понятие и сущность.

Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность - это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие "личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью. Чем более политизированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.

Соответственно, политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются "убежать" от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

Политическую социализацию личности можно определить и как процесс, активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Понятие «социализация» встречается уже в Оксфордском словаре 1828 г. Там оно определяется как «приобщение к социальному, адаптация к жизни в обществе». Почти спустя 70 лет (1895 г.) этот термин уже встречается в статьях Симмела и учебниках по социологии Ф. П. Гиддингса и Э. У. Берджеса. А в широкий научный оборот он был включен в конце 30-х - начале 40-х гг. XX в. Тогда же он вошел в концептуальный аппарат психологии, в частности в теорию обучения и личности. В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ори-ентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни. Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации. На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (имеющее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.

Первоначально политологи полагали, что сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализа-ции) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутрилич-ностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. Однако уже в 1990-е гг. многие исследователи перестали разделять эту точку зрения. Они указывали на то, что политические нормы и ценности могут значительно меняться в течение жизни. Стабильности и устойчивости политических установок, усвоенных в детстве, была противопоставлена открытость к переменам в течение всей жизни. В качестве подтверждающего этот взгляд аргумента приводится опыт бывших коммунистических стран, где после крушения тоталитарных режимов политические ориентации большинства граждан претерпели значительные изменения.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.

Первоначально процесс социализации мыслился как сугубо вертикальный, в котором политические нормы и ценности как бы транслировались сверху вниз - от властных субъектов к менее властным. Однако по мере возрастания открытости общества, развития информационных технологий и коммуникаций процесс политической социализации постепенно утрачивает свой вертикальный характер. Р. Мерелман показал, что процесс социализации может иметь горизонтальный характер, т. е. представлять собой выбор из широкого набора альтернативных образов мира и моделей поведения, возникающий в результате взаимодействия участников политического процесса. Отношения между социализантом и агентом социализации в таком процессе имеют временный, добровольный и равный характер.

Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерелман выделяет четыре такие модели.

Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Многими исследователями был подмечен тот факт, что, несмотря на сохранение моделей политической социализации и воспроизводства ее традиционных структур, в современном обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Маннгейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации. Таким образом, по их мнению, формируются очаги политической субкультуры, являющиеся «ростками» новой политической культуры. Р. Инглхарт, объясняя сдвиг в сторону постматериальных ценностей, ссылается на изменение обстоятельств. По его мнению; системы ценностей каждого поколения зависят от обстоятельств их формирования.

Понятие политической социализации

Социализация – это процесс восприятия человеком определенных норм в разных сферах своей жизни. Социализация может быть экономической, общественной, культурной. В данной работе мы поговорим о политической социализации человека.

Определение 1

Политическая социализация – это процесс усвоения определенных политических норм, правил, законов, которые предписаны в ряде документов и обязательны к исполнению каждым членом общества.

Итак, с точки зрения политической системы, основное содержание политической социализации выражено в приобщении индивида к уже сложившимся и устоявшимся в обществе политическим культурным элементам:

  • политическим традициям,
  • ориентациям,
  • навыкам,
  • знаниям.

Этот процесс можно осуществить посредством наделения индивида свойствами, которые необходимы для нормального функционирования в данном социальном строе.

Функции политической социализации

Политическая социализация, как и многие другие процессы, обладает рядом своих ключевых функций:

    Вовлечение индивида в систему общественной и политической самореализации личности.

    Это значит, что каждому гражданину при рождение уже отдается свой статус, но зависит он не только от политического строя государства, где он родился и вырос, но еще и от происхождения его семьи. Например, если ребенок родился в просто семье, то при рождении у него есть только один статус – будущий избиратель (по достижению совершеннолетия). Если ребенок родился в семье политических деятелей, то, вероятнее всего, в будущем он пойдет по стопам своих родителей – станет политиком, и теперь не только сам будет отдавать голос за какого-то кандидата, но и сможет баллотироваться на высокие должности и получать поддержку от остальных. Тем не менее, даже находясь на разных ступенях социальной лестницы, каждый обладает своими ценностями, которые должны также соответствовать ценностям государства, в котором они проживают.

    Формирование способностей и свойств индивида, которые необходимы для выполнения ими ключевых общественных функций.

    Этот аспект означает, что функции одной сферы могут напрямую влиять на успешное функционирование остальных систем. Всем известно, что каждый элемент в обществе связан с остальными, и успех или неудача в одном будет оказывать воздействие на жизнедеятельность других (принцип домино).

    Замещение индивидами социальных позиций в системе политических отношений. Человеку дается своя роль в политической системе (политический деятель, избиратель, кандидат).

Также в ходе политической социализации происходит демократизация политических отношений, а также сохранение целей и ценностной системы общества, их трансляция. Эта функция принадлежит не только политической социализации, но и первичной (в рамках семьи), а затем в процессах социализации, происходящих в других социальных институтах.

В целом, процесс политической социализации сводится к механизму освоения предписанной политической роли. Она, как правило, не учитывает способность личности определять свое отношение к ней: то есть, человек может неосознанно принять то, что противоречит его внутренним соображениям морали. Таким образом, есть смысл затронуть проблему объективности и субъективности.

Объективно человек всегда должен принимать на себя те роли, которые соответствуют его взглядам и мнению, но политическая социализация зачастую происходит под воздействием сторонних факторов. Среди них, например, мнение семьи, авторитетное мнение родителей, влияние друзей, коллег, руководства с места работы.

Замечание 1

Политическая социализация зависит от того, в каком обществе человек проходит ее. Это может быть страна, где правит монархия, а значит и критерии социализации будут выстраиваться в одном порядке. Если это демократическое государство, то порядки, ценности, законы будут другими, то же касается и коммунистических стран, где правят свои ценности и мировоззрение.

Критерии политической социализации

Выделение и исследование критериев политической социализации является целью работ многих авторов, как отечественных, так и зарубежных. В качестве критериев выбираются разные показатели, мы представим их в виде нескольких основных групп.

Процессы усвоения личностью политического опыта, который складывался в течение многих десятков лет (В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, В.П. Пугачев). Их работы коснулись политической социологии в общем, а также политологии и ее предпосылок ее исторического развития с самых древних времен и до наших дней.

Уровень осознания индивидом норм и ценностей (К.С. Гажиев). Его работа затрагивает концептуальный аспект политической культуры и каждого ее элемента (нормы, ценности, мировоззрение, установка, понимание целей и задач политической деятельности в неразрывной связи с культурным наследием).

Наличие собственных взглядов на политические события (Н.Б. Пугачева). Автор одна из первых рассмотрела как теоретическую, так и практическую стороны политической социализации личности. Она выделила много теоретических элементов, эмпирических предположений, которые затем напрямую применила на практике, проведя ряд социально-политических исследований.

Наличие потребности в участии в политических процессах и решениях (Б.Н. Бессонов). Автор опирается на понятие «гражданское общество». Именно на основе своих изысканий он рассматривает духовное развитие личности в процессе принятия важных решений, которые будут оказывать влияние не только на его жизнь, но и на жизнь всего народа.

Наличие установок, с помощью которых личность может влиять на политическую систему (Е. Б. Шестопал). Рассматривается понятие «личность», ее место в политике и политической деятельности. Работа весьма критически рассматривает западные концепции, предлагая свой взгляд на политическую социализацию на примере советского общества (поскольку была написана и издана в 1988 году, во времена СССР).

Понятие и уровни политической социализации личности

Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.

Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.

Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.

Замечание 1

Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.

Она имеет две фазы:

  1. политическая адаптация, что означает интеграцию индивида в политическое сообщество с помощью опыта предыдущих поколений;
  2. политическая интериоризация, т.е. включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.

На международном уровне на личность оказывают воздействие те ценности, которые приняты в международном сообществе. К ним относятся запрещение распространения ядерного оружия, международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и др.

На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.

Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности

В развитии политической социализации личности важную роль играют агенты или факторы, которые могут быть разных видов, широты воздействия и разного качества. Непосредственными агентами являются и организации, элиты и политические лидеры, группы интересов. Все вместе они образуют систему, которая стремится направлять и контролировать политическое поведение личности с помощью политических механизмов.

В разных странах и на разных этапах развития личности выдвигаются агенты в зависимости от условий политической жизни, особенностей политического строя общества. К агентам могут относиться и неполитические факторы – семья, группа сверстников, система образования, церковь, культурные и спортивные объединения и др. Например, во время агитации за какого-либо политического лидера свою роль могут сыграть популярные артисты и спортсмены.

Сильнейшее влияние на формирование личности оказывают СМИ, которые тоже относятся к агентам политической социализации. Наверное, не случайно они получили название четвертой власти, и в обществе идет борьба за владение ими и возможностью использовать их в политической социализации.

Неполитические факторы, например, социально-экономические условия, образ жизни человека, национальные традиции и отдельные общественные факторы тоже оказывают свое влияние на политическую социализацию. К ним можно отнести такие отрицательные социальные явления, как безработица, невыплата заработной платы и др.

Замечание 2

Характер политической социализации носит исторические корни, и конкретный этап исторической жизни заставляет новое поколение по-своему адаптироваться к сложившейся политической ситуации и как-то на неё реагировать. Если общество стабильно развивается, то этот процесс плавный и безболезненный, в противном случае часто возникают кризисы системы политической социализации и отчуждение личности от политики.

Политическая социализация и её типы

В общем плане тип политической социализации определяют стандарты политической жизни общества. Эти стандарты диктуют личности способ политического поведения, соответствующий культуре этого общества. В результате в обществе наблюдается политическая стабильность и преемственность.

Состояние общества зависит от господствующего типа политической социализации личности в этом обществе. На основании норм политического поведения, принятых в обществе, современная политология выделяет следующие типы политической социализации личности:

  • Гармонический тип характеризуется уважительным отношением к государству, где личность рассматривается как добровольный участник политической жизни;
  • Плюралистический тип социализации – это тип толерантный по отношению к другим людям, их ценностям и убеждениям. Девизом этого типа является «единство в многообразии». Здесь основанием и реальностью свободы личности выступает право, которое дает гарантию, что плюрализм не перерастет в гегемонию;
  • Гегемонистский тип социализации личности характерен для общества закрытого типа. В данном типе политическая социализация возможна на ценностях и нормах своей группы, класса, общности;
  • Тип конфликтный, при котором происходит борьба между разными политическими группировками общества. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность вынуждена будет присоединиться к какой-то группе, классу и др., потому что другого пути для неё не существует. Характерной особенностью для конфликтного типа политической социализации является недостаточный уровень экономического развития страны, закрытость общества, большая социально-экономическая и культурная дифференциация. Принципом политического взаимодействия является лозунг – «кто не с нами, тот против нас». Данная модель сохраняется в тех странах, где сильны социально-политические элементы традиционного хозяйства или существуют агрессивные религиозные организации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»