Жрецы Египта. Кто такие жрецы? Что такое жречество? Когда и как появились жрецы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Мало — помалу я подхожу к завершению этого проекта, и сегодня у нас на очереди жрецы.

Жрец... в общепринятом смысле, так называют служителя Вечного Света, посвятившего всю свою жизнь молитве и смирению, излечивающего больных и отстранившегося от мирских утех. Мало кто знает, что среди них существуют те, чье имя проклято и забыто в веках, а так же те, кто использует свои навыки не только в келье монастыря но и на поле боя. Давайте разбираться.


Светлый жрец.
"Стандартный" жрец обращается к светлой магии, дабы вылечить хворь больного, оградить его от проклятия завистливых людей и прочее.
Такие жрецы делятся на Послушников, только начавших осознавать учение Света и Жрецов Света, уже в полной мере ощутивших на себе его божественное влияние. Но зачастую, жрецы уходят из своих монастырей в странствия, дабы нести Высшую волю в народ. И далеко не всегда эти странствия оказываются мирными. Даже самым праведным из них приходится сражаться за свою жизнь — иногда самим,иногда нанимая в спутники воина, разбойника или, например, паладина, которые их защищают в бою. Жрец же залечивает раны своего заступника и продолжает странствие. Мощнейшие из них способны призывать столбы чистейшего света, при прикосновении к которым жизненная сила наполняет прикоснувшегося, а другие — отсрочивать свою смерть, на время оживая в виде целителей Душ и вливая всю их мощь в союзников. Даже неоперившиеся Послушники могут ограждать друзей мощнейшими щитами, не пропуская клинки и заклятия врагов. Казалось бы, все так просто... Но есть темная сторона, о которой все жрецы привыкли умалчивать...

Внешний вид
Жрец света носит белые одежды,украшенные большим количеством золотых украшений. Золото и белизна считаются свойствами Света и чистоты. Чаше всего они несут с собой священный молоточек и книгу Великого Света, или же благословенный посох, на который опираются. Из них исходит мягкий теплый свет, приносящий умиротворение и легкость измученной душе.

Жрец Тьмы
Все жрецы по своей природе борются со злом. Они ненавидят тьму, и всеми силами пытаются ее искоренить. Иногда попадаются столь ярые из них, что они кладут всю свою жизнь на алтарь борьбы со злом и тьмой. И вот тогда начинаются ошибки. Первым делом они руководствуются принципом "познай врага своего". Они начинают изучать темные искусства, общаться с чернокнижниками, появляться на темных ритуалах. И ведь все это с благородной целью — чем лучше знаешь, с чем бороться, тем эффективнее борешься. Теперь он знает Тьму лучше, чем любой из мелких культистов, с которыми якшается. Он позволяет порождению Тьмы выжить, дабы вытащить из него знания. Последним шагом является грань, когда Жрец становится Темным. Он начинает осознавать, что для борьбы со злом хороши все средства, начинает использовать Тьму против Тьмы. Чаще всего он даже не осознает, чем он стал. Пожертвовать тысячей людей, что бы возможно потом спасти миллион (как он думает) для него не проблема. Чаще всего, путь всех мощнейших жрецов ведет в бездну мрака...

Внешний вид.
Если светлый жрец лучиться теплым неярким светом, то темный жрец насквозь пронизан чистейшей Тьмой. Она окружает его, как вуаль, не давая распознать даже черты лица. Само его присутствие внушает в людей страх и ужас. Чаще всего они вооружены ритуальным кинжалом и томом темных молитв или же ужасными рунными посохами. У их ног извиваются порождения мрака из Круговерти пустоты, а разум отравлен шепотом демонов. Некогда белоснежная ряса порвана и заляпана грязью, украшения и свитки, восхваляющие Свет — сорваны.

Пожалуй, самую поучительную историю рассказывают юным послушникам, и касается она событий тысячелетней давности. В землях Азерота служил священник, чье имя стерлось в веках. О, пожалуй это был самый могущественный из жрецов. Его легендарный посох, прозванный Благодарение, умел накапливать святой Свет в огромных количествах, люди исцелялись лишь едва прикоснувшись к нему. сотни людей шли день и ночь, желая увидеть чудо, и великий жрец никому не отказывал. Но однажды разразилась величайшая война. Волею случая жрец попал на нее, и увидел, как люди, которых он исцелял с ненавистью и радостью вгрызаются в глотки друг друга, режут и калечат ни в чем не повинных людей. Жрец исполнился такой ярости, что влетев в кучу сражения, призвал магию Света и начал выкашивать сражающихся тысячами. Вечный свет, не выдержав такого оскорбления и греха, покинул жреца, но его место мгновенно заняла Тьма, влившись в посох с утроенной мощью. оставшиеся в живых в ужасе бежали с поля боя, но некоторые видели, как жрец, безумно хохоча, поднялся в воздух в потоках тьмы и исчез, а его посох, позже названный проклятой Анафемой, упал на землю. Никто не знает, что же случилось с этим оружием, однако говорят, что оно было не утеряно, но поселившийся в нем демон сведет с ума любого прикоснувшегося к нему, и лишь самые безрассудные отправятся на его поиски...

Знаменательные личности


Пророк Велен.
Приблизительно 25 000 лет назад к могущественной расе магов - эредаров явился падший титан Саргерас, который предложил им присоединиться к его Пылающему Легиону и стать повелителями множества миров. Родным миром эредаров, Аргусом, в то время правили трое мудрых и сильных друзей: Архимонд, Кил"джеден и Велен. Архимонд и Кил"джеден были готовы сразу согласиться, но Велен сомневался в истинных намерениях чужака. Затем он получил видение в котором он увидел будущее эредаров которые согласятся стать частью Легиона - они станут демонами, или на языке эредаров, эредуну, - ман"ари, что означало «неправильные чудовища». Велен пытался предупредить об этом своих друзей, но те были уже опьянены мечтами о власти, и Велен понял, что с этого момента потерял их. В отчаянии он попросил помощи у небес, и ему ответило существо по-имени К"ер, член расы энергетических существ - Наару. Наару являются врагами Легиона и сторонниками Света. Они втайне собирают все расы, противящиеся Саргерасу, чтобы однажды создать единую непобедимую Армию Света. Велен согласился присягнуть на верность Свету, если К"ер поможет его народу. В назначенный час Велен собрал горстку единомышленников и едва успел бежать от сил Кил"джедена, который уже превратился в демона и считал Велена предателем не только своей расы, но и их дружбы.Долгие тысячелетия беглецы скитались по мирам на межпространственном корабле Наару в поисках нового дома, где их никогда не найдёт Легион. Чтобы отличить себя от своих бывших братьев-ман"ари, беглецы стали называть себя дренеями, что на эредуну означает «изгнанники». Побывав на многих мирах, Велену и дренеям приходилось убегать от преследующих сил Легиона. По пути К"ер обучал дренеев силе и магии Света.


Тиранда Шелест Ветра
Тиранда Шелест Ветра — ночная эльфийка, ставшая Высшей Жрицей Элуны после смерти ее наставницы Дежаны. Принимала активное участие в Войне Древних и во время второго пришествия Пылающего Легиона на Азерот. Муж Тиранды, Малфурион Ярость Бури, большую часть времени проводит погруженным в Изумрудный Сон, и она является правителем ночных эльфов. Тиранда является пылким и порой неосторожным лидером Стражей и ночных эльфов. Также она — Высшая Жрица Луны, Тиранда восхищается Элуной и преданно служит ей. Она любит Малфуриона Ярость Бури и не остановится ни перед чем, чтобы помочь ему или защитить его. У Тиранды очень доброе сердце, она с радостью сделает всё, что в её силах, чтобы защитить тех, кого любит или кого поклялась защищать. Она очень решительна и порой принимает решения, с которыми другие могут и не согласиться, но для неё всегда на первом месте стоит благополучие Калимдора.


Акама
Акама — в прошлом один из дренеев-жрецов Карабора, в настоящее время сломленный, правитель племени Пеплоустов и лидер фракции Пеплоустов-служителей, находящийся у Клети Стражницы в логове Пеплоустов Долины Призрачной Луны. Пеплоусты присоединились к силам Иллидана, чтобы стать его слугами, но это обман. Когда-то Акама был старейшиной дренеев, проживавших в пустошах Запределья. Чтобы не погибнуть от рук орков, пеплоусты стали частью войска Иллидана и помогли ему свергнуть Магтеридона. Позже Акама понял, что Иллидан — не лучший господин, чем свергнутый властитель преисподней. Внешне Акама по-прежнему оставался слугой Иллидана, но тайно он пытался положить конец правлению Предателя. Объединившись с Майев Песнь Теней, тюремщиком которой он был, Акама с группой авантюристов проник в Черный Храм и пробился на его вершину, чтобы сразиться с Иллиданом и победить. Теперь Акама надеется, что Священный Свет вернется в мрачные залы оскверненного храма Карабора.


Архиепископ Бенедикт
Архиепископ Бенедикт — лидер Церкви Святого Света Штормграда, расположившийся в городском Соборе Света. Когдо-то архиепископ носил имя Ярл, но по церковной традиции оставил его после причастия к церкви и взял новое, священное имя. В молодости он был младшим сыном богатого лордеронского купца, считалось, что он продолжит семейное дело и станет торговцем. Однажды, едва не погибнув, Ярл был исцелен старым путешественником и нашел для себя Святой Свет. После выздоровления он захотел присоединиться к церковному приходу и немедленно был принят. Ярл стал учеником религиозного лидера Лордерона, архиепископа Алонсуса Фаола. Многие годы он изучал религию под руководством архиепископа и быстро поднялся до звания старшего священника. Во время нападения Плети на Лордерон Ярл сражался с нежитью и помогал эвакуировать граждан из мест ведения боевых действий. Позже вместе с церковью он оказался в Штормграде, где его выдвинули на должность религиозного лидера города. Он принимал активное участие в создании одного из самых ярких памятников Святого Света — Собора Света в Штормграде. Сейчас, когда Алонсус Фаол умер, совет даровал Ярлу новую должность Архиепископа, а сам он взял имя Бенедикт и поклялся продолжать все те благочестивые дела, которыми занимался его учитель.


Таху Мудрый Ветер
Таху Мудрый Ветер — молодой таурен, начавший обучение как один из друидов, но пошедший по другому пути и представленный как наставник жрецов Громового Утеса после Раскола. Таху был учеником Хамуула Рунического Тотема и обучался искусству друидизма от него, жадно внимая всем словам наставника, пока полученные знания не позволили ему задуматься и обратиться к новой теории. Сперва он делился своими рассуждениями только с Апони Светлой гривой, но позже стал основателем верования тауренов в Солнце благодаря которому они смогли стать паладинами и жрецами.

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.

Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

Служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;

Жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

За свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

Жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.


Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за , переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.


В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали , сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

Жрецы это люди, которые с детства воспитывались в храмах, изучали науку и магические знания, и служили богам. Так же они являлись главными носителями и хранителями культур у всех народов. В разных уголках мира, жрецы распоряжались своим знанием по-разному. Например, на Руси, волхвы (так называли жрецов славяне) несли свое знание простым людям. В то время как у египтян, жрецы были хранителями знаний и пристально следили за тем что бы, оно не попадало в массы. Ведь знания всегда были и остаются источником власти.

Больше всего дошедшей до нас информации, о египетском жречестве. По приданиям рассказывают, что они умели управлять погодой, и затмениями. Хотя последнее это ни что иное как хорошее знание ими науки, в частности астрономии и возможность рассчитать время затмений для проведения ритуалов с целью поддержания своего статуса, и управления народом.

Также жрецы были искушенными лекарями и целителями. Знали тайны мумификации, и как считается, могли с помощью своих знаний и ритуалов влиять на жизнь души в потустороннем мире, с помощью заклинаний, специальных предметов и изображений. Сильнейшим оружием жрецов всегда была магия. Она использовалась во всех сферах жизни. Так для исцеления больного вводили в транс и кодировали его сознание на необходимый результат в частности полное выздоровление. Именно Египетское жречество вероятнее всего и является родителями современных знаний о гипнозе.

Владели жрецы и умением дистанционно воздействовать на противников и врагов, для этого они входили в трансовое состояние, и с помощью заклинаний, а также различных манипуляций над специальным изображением или восковой фигуркой, влияли на сознание и тело жертвы.

Так же жрецы в обязательном порядке должны были уметь предсказывать будущее. Для этой цели выбирался ребенок в возрасте 12-13 лет и его с помощью магических пасов руками и наркотического окуривания вводили в транс. После чего жрец накладывал на темя ребенка правую руку. И не давая возможности подростку выйти из транса, задавал интересующие вопросы о том, что видит ребенок об интересующих событиях. Полученные ответы о видениях жрец мог интерпретировать как знания о будущем.

В наше время место жрецов заняли ученные и религиозные служители, в частности практически все крупные мировые религии на самом деле являются продолжением поклонения все тем же египетским богам только с измененными именами. Об этом говорят многие исследователи религий и разных мистических знаний. Так что, жречество и жрецы, были и остаются среди нас. Они поменяли свои названия, но, как и раньше, именно они решают давать или скрывать различные знания от нас.

Жречество в Древнем Египте - одно из самых влиятельных сословий. Они играли большую роль в политической жизни общества, так как были правой рукой фараона и знали больше, чем сам фараон.

Раньше было принято считать, что жрецы плохо влияли на развитие в государстве и приносили лишь вред ему. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует, что ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

В Древнем Египте жрецы не были отдельной кастой, как в других культурах. Хотя, точнее будет сказать, что они совмещали религиозные и светские функции - жрец отправлял культ, но по совместительству мог работать писцом светских должностей. Это были чиновники особого рода, исполняющие вместо царя, который был сыном бога, определенные ритуальные действия. В Египте жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования. Геродот называл египтян самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Может поэтому должность жреца высоко почитали и уважали другие сословия Древнего Египта.

Следует отметить, что жреческая служба хорошо оплачивалась, и мало-помалу в жреческих семьях устанавливается традиция передавать свои должности детям по наследству. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Сан жреца передавался по наследству и всегда считался священным, пользовался уважением. Обучение у жрецов могло начинаться, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчиваться к двадцати годам.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. К сожалению, точных сведений о точной численности жречества того или иного бога нет. Известно, что во времена Нового царства клир фиванского Амона - Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.

Как мы уже отметили выше, в Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности и помимо того, что они являлись хранителями священных тайн, они также были светскими администраторами. Среди жрецов существовала и своя иерархия. Система регалий была строго упорядочена, так как каждому культу соответствовал клир, который руководился верховным жрецом, назначаемым царем. Глава каждого клира имел особый статус и титул, название которого зависело от имени идола. Влиятельности и власть клира зависела от культа. Например, жрец Амон-Ра считался самым сильным, поскольку он занимал высшее положение в иерархической лестнице. Попробуем рассмотреть иерархичность жрецов Древнего Египта подробнее.

Жрецы в Древнем Египте обучались нескольким отдельным специализациям. Каждая такая группа имела собственное название и выполняла обязанности, присущие только ей. Кроме того, в каждой из специализаций древнеегипетские жрецы подразделялись на несколько санов.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур. Так, к примеру, упомянутый в древних папирусах главный жрец-лекарь города Саис, именовался Ур Сену; верховная жрица в городе Иуну звалась Ур-т Текхент, а жрец - Ур Маа.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер. Это весьма многочисленная группа древнеегипетских жрецов, которая обеспечивала функционирование священных мест. Среди них можно было выделить несколько специальностей.

Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Жрец Уаб отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер». Можно еще отметить, что в древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх, а размышления о духовном называли Уаа.

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах и помогали их проводить. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые исполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом, храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа. Он поверх одежды носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа должен был начинать с определенной молитвы. Слова жреца Маа обязательно записывал писец Хери Сешета - «летописец таинств». Следует также отметить, что известнейший из Маа, высший провидец Ур Маа являлся Имхотеп, который прославился возведением ступенчатой пирамиды Джосера.

Надо отдельно отметить, что нельзя путать работу жреца Маа с магическими предсказаниями как таковыми. Маа никогда не пытался узнать того, что ещё не стало. Он лишь стремился найти точную трактовку прошедшего события, чтобы понять волю Бога, ведь все процветание Египта и его народа зависело от этого.

Жрецы сосредотачивали в своих руках занятия наукой. Будучи самым образованным классом населения, жрецы преподавали в школах, обучая детей состоятельных семей письму, счету, и прочим наукам. Астрономия у египтян пользовалась весьма большим успехом. И хотя она и пересекалась с астрологией, с прорицанием астрология того времени не имела ничего общего. Она использовалась во врачебных и аграрных целях, исследуя воздействие небесных тел на природу и самочувствие людей. Как таковые гороскопы и астрологические предсказания появились в Древнем Египте лишь в I веке до н.э. Именно работа в такой сфере выделила жрецов в отдельную группу, которую мы рассмотрим далее.

Мер Уннут являлись наблюдателями. Аму Уннут занимались трактовкой движения небесных светил. Они подбирали удачное время для посева и сбора урожая и сообщали мирянам точные даты разлива Нила. В библиотеках жреческих храмов можно было найти подробные записи астрономических явлений за долгие годы. Аму Уннут были способны вычислить не только день, но даже минуту предстоящего затмения Солнца.

Они разработали систему числовых предсказаний, когда определенные качества человека соответствовали определенной цифре. Так они могли узнать судьбу человека еще с рождения. Позже персидские маги переняли их тайные знания кабалы, а затем они появились в Европе, получив общее название «магия». Именно у Аму Уннут в свое время учился Пифагор, и в своих дальнейших научных изысканиях использовал их нумерологическое учение. Исторические факты подтверждают, что как раз после возвращения из Египта Пифагор сделал множество математических открытий, хотя, вероятно, он лишь воспроизводил египетский опыт.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Также, Геродот сообщает нам, что Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. В этом особую роль играли жрецы Сену - это категория врачей Древнего Египта. Медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Важно понимать, что, несмотря на то, что эти жрецы считались весьма искусными медиками, ни одно лечение не обходилось без молитвы. Исцеление трактовалось по воле Богов, и если человек выздоравливал, то он в обязательном порядке приносил им в храм подношения.

Кроме того, жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на молитвах, поклонении Богам и священных традициях, - и колдовство, которое практиковали некоторые миряне и изгнанники. Колдовство зачастую наносило людям вред, поэтому в Древнем Египте, колдовство было запрещено. Очищал людей от воздействий таких колдунов жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Следует также обратить внимание на непосредственно сам храмовой персонал, то, как он был устроен, и как разграничивались обязанности между жрецами Древнего Египта.

Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: «хему нечер» и «хентиу ше». К «хему нечер» относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, значит это фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив «хентиу ше» входили те, чьими обязанностями было снабжение храма. Титул «хентиу ше» распространялся на храмовых крестьян, садовников, то есть на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя.

Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные «команды» или «отряды», которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял «смотритель жрецов», у которого был личный помощник.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов.

Следует учитывать и то, что только духовенство высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.

Рассказывая о жреческом сословии, упомянем и о том, как становились жрецами, какое они получали образование. К сожалению, на основе дошедших до нас источников трудно воссоздать полную картину получения «профессии жреца», но можно утверждать, что при храмах существовали специальные «школы», в которых готовили будущих служителей культа. В храмах находились даже специальные жрецы (ит нечер), которые были «педагогами» в жреческой школе при своём храме. Существовала также особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичное учебное заведение для жриц действовало и в Мемфисе, при храме бога Птаха. Ученицы этой школы были известны своим благочестием и образованностью, как в самом Египте, так и за его пределами. Были и такие школы, которые готовили профессиональных жриц-певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась певицей. Там она получала необходимое музыкальное образование, обучалась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа.

Вообще же от тех, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, требовалось умение читать, писать, распознавать образы богов, знать их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все относящиеся к ним обряды. По окончании обучения кандидаты в жрецы сдавали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив, снимал свои мирские одежды, его обмывали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем в священном жреческом одеянии он вступал в «небесный горизонт», где приближался к богу в его святая святых.

Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции - обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой, так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном.

Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено, прежде всего, тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. А это значит, что любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.

Также следует учесть, что на протяжении истории Древнего Египта не раз случалось, что жрецы играли, куда большую роль, чем просто отправители божественных ритуалов. Так, некоторым верховным жрецам суждено было стать основателями новых династий фараонов.

К примеру, во времена правления Рамсеса IX в среде высшего фиванского жречества родилось новое религиозное представление, поддерживаемое верховным жрецом Амона в Фивах - Херихором. Согласно этому воззрению, право на земное владычество в Египте имел только тот, кто был действительно близок к богу, не только как его «сын», а как его верховный жрец. В это время фараоны практически прекратили выполнять жреческие обязанности, полностью передав свои сакральные полномочия верховным жрецам, возглавлявшим храмы.

Согласно взглядам Херихора, фараон - это просто человек, не обладающий какими-либо особыми преимуществами перед богами. Поэтому Херихор как верховный жрец противопоставляет себя фараону. О том, насколько подобная идеология прижилась в жреческой среде, говорит тот факт, что потомки Херихора унаследовали от него только жреческий титул, на царское же достоинство они не претендовали. Хотя сам Херихор, титул которого официально звучал «Царь Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона, сын Амона - Херихор», наделял себя и царским званием. Тут то мы и прослеживаем жречество как самое влиятельное сословие Древнего Египта, которые были способны не только богослужению и выполнению определенных обрядов, но и влиять непосредственно на умы основного населения Древнего Египта и фараона в частности.

Однако во многом благодаря верховному жречеству в Египте распространялись или, наоборот, опровергались те или иные догматы, на основе которых затем формировались религиозные представления древних египтян. Именно в жреческой среде в своё время зародился тезис о том, что фараон сын и ставленник бога на земле. А позже в той же среде сформировалась идеология, согласно которой не фараон был ближе всего к богу, а верховный жрец, поддерживавший его культ на земле и поэтому имевший право занять царский трон.

Рассмотрев определенную иерархичность жрецов, а также их обязанности и положение в храмовом служении, раскрывается их некая загадочность в египетском обществе. Они были центром не только духовного составляющего Древнего Египта, но и составляли определенное социальное сословие, влияли на политическую жизнь общества.

В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Жрецы составляли чётко очерченную группу, главной обязанностью которой было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от степени влиятельности и могущества того или иного конкретного божества.

Как мы видим, служение богам было довольно сложным и кропотливым занятием, требующим большого количества людей.

ЖРЕЦ - носитель эзотерических знаний и исполнитель ритуалов.

В эпоху дорелигиозных магических представлений жрец выступает в качестве знахаря, шамана. В дальнейшем становится посредником между людьми и богами. Главная функция жречества - организация культа. Кульминационным актом жреческого ритуала являлось жертвоприношение. Так, древнеиндийский Атхарвана посредством жертвоприношении пролагает пути для солнца.

Древнейшая политическая модель носила иерократический характер, т. е. властные полномочия были сосредоточены у жрецов, брахманов как хранителей эзотерических знаний. Теократическая форма власти подразумевала ее сакрализацию. Понятие "деспотия" искажает смысл правового статуса высших иерократических институтов в древности. Теократический суверен, несмотря на жестокость в отношении подданных, не являлся деспотом. Правитель не был полновластным хозяином, вотчинником управляемой им страны. Он считался фигурой медиумной. Его общественная функция заключалась в концентрированном воплощении воли народа при посредничестве между ним и высшими силами. Если происходил природный или социальный катаклизм, в глазах подданных правитель лишался сакрального ореола. В таком случае даже предусматривалась его смерть. Задолго до европейских просветителей в конфуцианской философии Мэн-цзы была разработана теория, оговаривающая случаи, когда народу надлежит свергать императора. Утративший вследствие нарушения религиозной традиции теократический статус, Эхнатон остался запечатлен в египетском искусстве как телесно ущербный персонаж - с отвислым животом, кривыми ногами, остроконечными ушами. Исследования народных восстаний средневековой Руси свидетельствуют, что погромы духовенства, волхвов и еретиков совпадали с периодами голода или эпидемий. Иерократический аспект власти имелся даже в светских политических системах Древних Греции и Рима. Над эллинскими полисами возвышался Дельфийский оракул, без обращения к которому не принималось ни одно политическое решение. В Риме глава государства, помимо прочих постов, занимал должность верховного понтифика, правовые прерогативы которого перешли затем к папам римским. Показательно, что именно с этой должности Юлий Цезарь начал свое восхождение к высотам императорской власти. Из ныне существующих в мире монархов лишь японский микадо является теократической фигурой, генетически восходящей к иерократическому правлению.

Во исполнение религиозной миссии зачастую правителей приносили в жертву. По-видимому, христианский обряд причастия представляет собой затемненное воспоминание о ритуальном жертвоприношении правителя. Интересный ритуал практиковался у инков, когда во время религиозных празднеств "великий инка" - фигура, находящаяся на вершине иерократической лестницы солярного культа, - наносил себе раны в язык и гениталии. Падающая на алтарь кровь правителя являлась залогом успеха мистериального действа. Ту же цель преследовали у хазар ритуальные казни своих каганов. Являясь символом нации, каган должен был олицетворять молодость и силу, а не немощь. Во избежание одряхления общества он умерщвлялся в полном расцвете сил. Вероятно, иерократическая протогосударственная система волхвов имела место и в древней, до-варяжской Руси.

На Руси воинский переворот привел к установлению власти варяжской (а варяги и есть профессиональная воинская корпорация) - династии Рюриковичей. Мифологема противоборства Перуна, бога дружины, и Белеса, бога жрецов, символизирует реальный исторический конфликт. Показательно, что в киевский Перунов пантеон Владимир не включил Белеса. Согласно одной из интерпретаций, смерть вещего Олега через гибель коня - знаковый образ воинов - от укуса змеи (знаковый образ жрецов) дешифруется в качестве информации о мести жрецов за устроенный дружинниками переворот. Всадник на коне, повергающий змея, трансформированный в геральдическую эмблему Георгия Победоносца, символизировал торжество кшатриев над брахманами. "Медный всадник", возвышающийся над поверженной змеей, являлся скульптурной композицией, олицетворяющей ту же тематику. Интеллигенция как социальная категория, имеющая доступ к знанию, генетически и функционально восходит к жречеству. Антигосударственная мировоззренческая теза российской интеллигенции и ее инициирование революции восходили к архетипу жреческой мечты о реванше.

Иерократическая система с книжниками и факихами во главе была восстановлена в исламском халифате и по-прежнему продолжает существовать в иранском институте духовных вождей. Идею жреческой власти, воплощенной в папоцезаризме, в средневековой Европе отстаивала партия гвельфов: европейские короли утверждались постановлением римского понтифика, т. е. не были в полном смысле суверенны. Да и император гиббелинов воспринимался не в качестве исключительно власти, а как синтез церковной и воинской традиций. Его политическим кредо был не только антипапизм - анти-Ватикан, - но и антиабсолютизм - анти-Франция. Такой же компромиссный характер исторического перехода власти от сословия жрецов к воинам имела православная теория "симфонии".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»