Несуществующие страны и государства. Страны, сменившие свое название

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Цели :

1) показать новую модель мира – однополярность;

2) проанализировать факты, которые характеризуют окончание холодной войны;

3) выделить основные цели и направления внешней политики России.

Опора на пройденный материал:

знать основные вехи международных отношений в предшествующие периоды, особенно период начала холодной войны, а также внешнеполитические устремления США в 1990 г. - начале ХХI в. (материал 9 класса).

Основные понятия:

однополюсный мир, многополярный мир.

На рубеже 1980-1990-х гг. произошло коренное изменение геополитической карты мира. Именно в этот период, по мнению большинства историков, завершается холодная война, которая приводит к ликвидации биполярной системы международных отношений.

Выделим основные факты, которые подтверждают этот тезис (по ходу изложения этого материала можно использовать доску, изобразив модель международных отношений, которая сложилась к концу 1940-х гг. – смотри тему 9 класса «Итоги второй мировой войны» и на этой схеме отображать все указанные изменения):

1989 г. – революции в европейских странах социализма и приход к власти после свободных демократических выборов сторонников западных стандартов;

9 ноября 1989 г. – разрушена Берлинская стена, которая была олицетворением раскола Европы и мира;

Декабрь 1989 г. – встреча Дж. Буша – старшего и М.С. Горбачева на острове Мальта, на которой они заявили, что холодная война завершилась;

Ноябрь 1990 г. – Парижская встреча в верхах, была принята Хартия для новой Европы, в которой отмечалось, что эра конфронтации и раскола закончилась;

Январь-февраль 1991 г. – совместные действия стран против агрессии Ирака в отношении Кувейта (август 1990 г.);

Июнь-июль 1991 г. – ликвидация Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора;

Декабрь 1991 г. – распад Советского Союза;

Июнь 1992 г. – государственный визит Президента России Б.Н. Ельцина в США, подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы, которая фактически определяла, что страны отказываются от идеологического раскола мира.

Таким образом, модель международных отношений, которая существовала с конца 1940-х гг., рухнула и возник однополярный мир с доминирующей ролью США.

По мнению многих специалистов, первые десятилетия ХХI в. пройдут под знаком доминирования в мире США. Это будет определяться следующими обстоятельствами:

Во-первых, США контролируют основные международные инструменты влияния на мировую экономику – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация;

Во-вторых, эта страна является главной мировой лабораторией массовой культуры, происходит «американизация» образа жизни в других странах и тем самым США расширяют и упрочивают свое влияние;

В-третьих, преобладающая военная мощь США, это подтвердили две войны США против Ирака (1991 г. и 2003 г.) и война против Югославии (1999 г.). Эта страна имеет самые большие военные расходы – более 340 млрд. долл. в год, следующие за ним страны Япония и Китай имеют военные расходы в пределах 40-50 млрд. долл.;

В- четвертых, США являются признанным лидером блока НАТО;

В-пятых, США производят почти 21 % валового внутреннего продукта современного мира;

В-шестых, США доминируют в информационной сфере.

На базе этих обстоятельств у США начинает проявляться комплекс «самонадеянности силы».

В начале ХХI в. США стали руководствуются новой внешнеполитической доктриной. Ее суть:

США принимают самостоятельные решения и осуществляют самостоятельные превентивные действия в том случае, если ими самостоятельно выявляется угроза для американской безопасности (доктрина унилатерализма).

Единственная страна, которая может составить конкуренцию США – Китай.

Имеет мощную армию.

Проводит независимую внешнюю политику.

Идет ускоренное экономическое развитие.

Увеличивается численность населения.

Что касается России, то, по мнению ученых, в течение ближайших 20 – 30 лет она не сможет выйдет на ведущие позиции в мире. Ее экономические показатели не могут говорить о преимуществах, но существуют и позитивные моменты для России:

Мощный ядерный потенциал.

Множество энергоносителей, огромный сырьевой экспорт (30 % ресурсов планеты).

Самая большая территория.

Очень образованный и выносливый народ.

Сохраняется и передается память о великом прошлом.

Но есть факторы, которые могут изменить ситуацию в мире и привести к формированию многополярного мира:

1. США не в состоянии играть роль единого организующего центра:

а) не хватает мощи, происходит медленное, но неуклонное понижение удельного веса США в мировой экономике. Доля США в мировом производстве сокращается (в 1950 г. ВВП США составляла 27%, а к 2003 г. снизилась на 6%);

б) США начинает терять моральный авторитет на мировой арене, это связано с тем, что в области внешней политики сильно стали ощущаться национальный эгоизм, двойные стандарты. Определенный урон авторитету США нанесло силовое решение косовской (1999г.) и иракской (2003 г.) проблем.

2. Против однополярного мира активно выступает целый ряд стран (Китай, Индия, Россия, Германия, Франция).

Для иллюстрации этого тезиса можно привести следующие факты: В апреле 1997 г. Президент России Б. Ельцин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали в Москве Совместную декларацию, в которой провозгласили главную цель внешней политики двух стран – формирование многополярного мира. В октябре 2000 г. во время визита Президента России В. Путина в Индию была подписана Декларация о стратегическом партнерстве, в которой указывалось, что две страны исходят из убеждения в необходимости построения многополюсной структуры мира на основе суверенного всех государств и народов.

Дадим определение многополярного мира – это система международных отношений, которая характеризуется множественностью центров силы.

1. Проблема нераспространения ядерного оружия.

2. Распад многонациональных государств.

3. Появление новых “центров силы” на международной арене.

4. Обострение между промышленно развитым Севером и отсталым Югом.

5. Региональные конфликты.

В завершении урока выделим основные положения, связанные с внешней политикой России.

В основу внешнеполитической доктрины нашей страны после появления суверенной России в 1991 г. были положены следующие принципы :

Недопустимость ядерной войны как средства достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей;

Поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов;

Признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития;

Учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств;

Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны;

Отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по холодной войне;

Необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области (48, с.119-120);

28 июня 2000 г. Президент России В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации, в которой определялась стратегия современной России на мировой арене.

Разработанная Концепция определила главные це ли внешней политики России , методы их претворения в жизнь.

В документе говорится: «Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение сле­дующих основных целей:

1. Обеспечение надежной безопасно­сти страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных по­зиций в мировом сообществе, которые в наибольшей степени отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира.

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

В данном документе указывается, что трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий холодной войны, продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на миро­вой арене. Сведена к минимуму угроза глобального, ядерного конфликта.

В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США..

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов».

Наряду с определением общих целей международной по­литики России, утвержденный президентом РФ документ содержит характеристику приоритетных направлений отечественной внешней политики.

«Россия, - подчеркнуто в документе, - выступает за дальнейшее снижение роли фак­тора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности.

В этих целях Российская Федерация:

1. Будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств.

2. Подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки;

4. Считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН.

5. Рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах».

Хотя Концепция основное внимание, естественно, уделяет процессам формирования в XXI в. нового миропорядка, важнейшим глобальным проблемам, но в ней есть и рад конкретных указаний на заинтересованность России в развитии отношений с теми или иными отдельными государствами.

В Концепции говорится: «Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.. Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важ­ности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия...

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных инте­ресов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России...

Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в раде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности...

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока... Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией... Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добросо­седства, отвечающего национальным интересам обеих стран» (24).

Таким образом, данный документ носит программный, директивный характер для МИД РФ и всех других внешнеполитических организаций, участвующих в развитии сотрудничества России с зарубежными странами.

После ознакомления с основными положениями этого документа можно, используя два пособия автора (30, 31), рассмотреть конкретные шаги нашего руководства по реализации в жизнь Концепции внешней политики РФ.

Задание. Закончите высказывание. Приведите не менее трех вариантов окончания фразы:

Историки и политологи утверждают, что мир в 1990-х гг. перестал быть двухполюсным вследствие...

Вывод:

За последние 10-15 лет мир кардинально изменился: завершилось биполярная конфронтация СССР и США, мир стал однополярным, в котором доминирующие позиции заняли США.

  1. 1. Страны Восточной Европы в 1990-е гг. - начале XXI в. Всемирная история (профильное обучение). 11 класс 2015 Ситник П.В.
  2. 2. 1. «Бархатные революции» 2. Проблемы переходного периода 3. Гражданская война в Югославии (1991-1995) 4. «Возвращение в Европу» План
  3. 3. Термин «бархатная революция» впервые был применён для обозначения бескровного перехода от социалистической системы к ли- беральной сначала в Чехословакии, а затем в других странах Восточной Европы в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Вскоре этот тер- мин стали использовать для обозначения не- насильственной революции вообще. Волна демократического обновления началась с Польской Народной Республики. За ней пос- ледовали демократические революции, как правило, мирные, в ГДР, Чехословацкой Со- циалистической Республике, Венгерской На- родной Республике и Народной Республике Болгария. «Бархатные революции» Государства «Восточного блока»
  4. 4. Социалистическая Республика Румыния стала единственной страной, где смена власти про- изошла с применением силы. Бывший глава государства Николае Чаушеску был расстре- лян. В результате «бархатных революций» в восточноевропейских государствах были вос- становлены значительные демократические свободы. Они вышли из Организации Вар- шавского договора и потребовали вывода со- ветских войск со своей территории. Ослаблен- ный к этому времени Советский Союз вынуж- ден был уступить. «Бархатные революции» Николае Чаушеску
  5. 5. Подобно бывшим постсоветским республикам восточноевропейские государс- тва приступили к построению демократической системы правления и рыноч- ной экономики. Хотя каждое государство имело собственный опыт реформ, тем не менее все они столкнулись со схожими проблемами. Для привлечения ин- вестиций им пришлось стать на путь радикальных экономических реформ. Но- вые демократические режимы провели приватизацию и перестали сдерживать рост цен на основные продукты потребления и услуги. Проблемы переходного периода Варшава. 1994 г.
  6. Эти реформы, известные также под названием «шоковая терапия», привели к высокому уровню безработицы, росту цен и преступности. Товаров народного потребления стало больше, но многие люди просто не могли себе позволить их купить. К середине 1990-х гг. правительства бывших социалистических стран ликвидировали многие прежние льготы, например, продолжительные декрет- ные отпуска или бесплатное образование в высших учебных заведениях. Зна- чительная часть населения разочаровалась в реформах. Проблемы переходного периода Прага. 1994 г.
  7. 7. Века миграции и завоеваний привели к тому, что население большинства вос- точноевропейских стран стало многонациональным по своему составу. Почти в каждом государстве наряду с титульной нацией проживают также этнические меньшинства, отстаивающие собственную идентичность. Национализм истори- чески способствовал единению таких стран, как Польша или Венгрия, но он также являлся и разъединяющей силой. Чехословакия, столкнувшись с этни- ческой напряжённостью, мирно разделилась в 1993 г. на два государства – Чешскую Республику и Словакию. Проблемы переходного периода Чехия и Словакия
  8. 8. Однако этнический конфликт, разразившийся в 1991 г. в Югославии, разорвал эту страну на отдельные суверенные части в ходе продолжительной и трагич- ной гражданской войны. Югославия была многонациональным и многокон- фессиональным федеративным государством, в котором проживали сербы (православные), словенцы, македонцы, черногорцы, хорваты (все католики), боснийцы (мусульмане), а также албанцы и венгры. В состав федеративного го- сударства входило 6 республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Социалистическая Федеративная Республика Югославия
  9. 9. После победы «бархатной революции» и развала СССР в Югославии усилились сепаратистские тенденции. В республиках к власти стали приходить национа- листические партии. В результате революционные процессы привели к межна- циональным и межэтническим конфликтам. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Белград. Март 1991 г.
  10. 10. В июне 1991 г. о своей независимости объявили Хорватия и Словения. Это при- вело к десятидневной войне в Словении и гораздо более разрушительной войне в Хорватии. Выход Македонии из состава Югославии был бескровным. Сербия и Черногория после распада СФРЮ 27 апреля 1992 г. создали Союзную Респуб- лику Югославия. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Распад Югославии. 1991 г. Словения Хорватия Македония СРЮ
  11. 11. Наиболее трагические события происходили в бывшей Социалистической Рес- публике Босния и Герцеговина, в которой проживали главным образом бос- нийцы (мусульмане), сербы (православные) и хорваты (католики). После про- возглашения независимости Республики Босния и Герцеговина (1992 г.) между этими этническими общностями разгорелась война. Боевые действия шли на территории всей республики и сопровождались этническими чистками. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Распад Югославии. 1992 г. Словения Хорватия СРЮ Македония Босния и Герцеговина
  12. 12. Боснийские сербы получали поддержку от правительства Сербии, а боснийцы и хорваты, в ходе гражданской войны объединившиеся против сербов, - от стран Запада. Боснийскую войну остановило Дейтонское соглашение, подписанное 14 декабря 1995 г. в Париже президентом Боснии и Герцеговины А.Изетбегови- чем, президентом Сербии С.Милошевичем и президентом Хорватии Ф.Тудж- маном. Для соблюдения достигнутых договорённостей в Боснию и Герцеговину были направлены войска НАТО. Реализация соглашений шла медленно и часто вызывала недовольство и боснийцев, и сербов, и хорватов. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Алия Изетбегович Франьо ТуджманСлободан Милошевич
  13. 13. Череда межэтнических конфликтов и гражданская война привели в 1999 г. к масштабному военному вмешательству Запада во внутренние дела Союзной Республики Югославия. Югославия была подвергнута бомбардировке авиа- цией НАТО. После этого в 2000 г. был свергнут её президент Слободан Мило- шевич. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Белград после бомбардировки. 1999 г.
  14. 14. К власти в Белграде пришли прозападные политические силы, и в 2003 г. Союзная Республика Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории. В 2006 г. Черногория провозгласила свою независи- мость, после чего Югославия окончательно прекратила своё существование. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Распад Югославии. 2006 г. Словения Хорватия Сербия Македония Босния и Герцеговина
  15. 15. Гражданская война в Югославии (1991-1995) Распад Югославии
  16. 16. В 1990-е гг. восточноевропейские страны ожидали от Запада помощи. Многие из них надеялись вступить в ЕС и НАТО. Однако не все политические силы в мире были согласны с этой идеей. «Возвращение в Европу»
  17. 17. Тем не менее, в 1999 г. в НАТО были приняты Польша, Венгрия и Чехия. Приглашение других восточноевро- пейских стран произошло позднее. «Возвращение в Европу» Вступление восточноевропейских государств в НАТО
  18. 18. В состав Европейского Союза ныне входят 28 стран, в том числе Поль- ша, Чехия, Венгрия, Болгария, Ру- мыния, Словения, Словакия. «Возвращение в Европу» Страны ЕС

Сегодня в нашей стране это событие воспринимают не иначе как геополитическую катастрофу. Между тем современникам этого события так не казалось. Иначе чем ещё объяснить потрясающую пассивность российского общества (за некоторое время до этого проявившего свою гражданскую сознательность в августовские дни 1991-го) в декабре 1991 года? Впрочем, дело не только в обществе.

Российский Верховный Совет (который, заметим, отнюдь не был средоточием либеральной мысли) 12 декабря 1991 года проголосовал за ратификацию Беловежских соглашений, недвусмысленно гласивших, что Советский Союз «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». Таким образом, не три человека в Вискулях, а ещё и 188 голосов российских депутатов (при 6 против и 7 воздержавшихся), включая и ортодоксальных коммунистов, поддержали распад великой державы. И 18 лет назад это мнение, говоря языком социологов, было репрезентативным, отражавшим чаяния, стереотипы (и даже заблуждения) многих россиян.

Практически каждый заинтересованный читатель знает в общих чертах, что в Грузии, так же как и во всех других бывших союзных республиках, экономические и социально-демографические показатели значительно ниже, чем при СССР. Конкретно в Грузии, которая по праву считалась передовой республикой Союза по уровню жизни, эта разница не просто существенная, а катастрофическая. И тот факт, что последовавший за роспуском СССР развал экономики привёл к массовому оттоку населения (в первую очередь его работоспособной и высококвалифицированной части) за границу, говорит сам за себя.

За годы укрепления властной вертикали мы настолько привыкли отождествлять РФ и СССР, что сегодняшние воспоминания о противостоянии российского и союзного центра, призывы конца 1980-х - начала 1990-х годов к отделению России от Союза воспринимаются как интеллектуальные чудачества. Однако если отбросить язык пропаганды, то надо отдавать себе отчёт в том, что Советский Союз и Россия не были тождественны друг другу. Более того, Россия в этом образовании была нелюбимой падчерицей. В существовавшей многонациональной общности - советском народе - русские составляли меньшинство населения, а их интересы (социальные, экономические, политические) зачастую не находили должного выражения и должным образом не защищались. В какой из 15 союзных республик не было даже своей компартии и национальной академии наук? В Российской Федерации. За счёт каких средств и прежде всего людских кадров осваивалась целина и строился Байконур в Казахстане, создавалась промышленная инфраструктура (заводы, фабрики, порты) в аграрной Прибалтике, Ингури ГЭС в Грузии, сеть высокогорных дорог в Киргизии и Узбекистане? Риторический вопрос.

На развитие среднеазиатских республик СССР из союзного бюджета выделялись средства, достигавшие в годы застоя 3/4 бюджетов этих республик. Во все без исключения советские республики направлялись русские рабочие, инженеры, гуманитарная интеллигенция. И результаты были слишком очевидны. Так, в Казахстане в начале прошлого века было всего 2,1 тыс. км железных дорог, а к 1991 году - около 15 тысяч. Вряд ли кочевники-казахи смогли в одночасье превратиться в квалифицированных строителей железнодорожного полотна. А золотодобыча в Узбекистане, а газодобыча в Туркмении? И примеров такого рода можно привести сотни.

При этом именно русские (а также другие народы современной России) составляли численное большинство в ГУЛАГе и понесли самые страшные демографические потери в годы Гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной. И кто знает, не будь этих потерь, было бы сегодня наше общество столь непритязательно и жило бы оно в соответствии с минималистскими установками «главное, чтобы войны не было»?

Экономика Украины сильно упала в 90-е годы. Это в свою очередь повлияло на углубление социальных проблем. А следующим звеном в цепи стала «утечка мозгов». Тем не менее решение многих из этих экономических, вполне естественных для любого государства переходного периода, проблем может быть найдено. Во всяком случае, в 2000-е годы (до начала кризиса) темпы экономического роста были одними из наиболее высоких в Европе. Но этим не воспользовались для структурных реформ, и теперь падение в ходе экономического кризиса - одно из самых глубоких.

Именно поэтому в 1991 году прощание с СССР и его пролетарским интернационализмом многим в России казалось благом и не оплакивалось. Иначе СССР не слинял бы, как империя последнего Романова, буквально в три дня. Именно поэтому Россия, ведомая лидерами августа 1991 года, рассматривалась в СНГ как безусловный лидер и наиболее успешная страна, государство-магнит. На наш взгляд, совершенно справедливо мнение главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Фёдора Лукьянова: «Всемирно-историческая заслуга ельцинской России состоит в том, что становление новых государств проходило относительно мирно. По крайней мере по сравнению с тем, как это могло происходить, устранись Москва полностью от тогдашних процессов или, наоборот, попытайся слишком грубо в них вмешаться. Там же, где междоусобицы не удалось избежать, российское участие в итоге способствовало прекращению кровопролития. Об этом стоит помнить тем, кто клеймит Россию за имперские амбиции, отказывая ей в какой бы то ни было позитивной роли».

Гораздо активнее Россия занималась миротворчеством на территории бывшего СССР. Здесь были проведены четыре миротворческие операции - в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Таджикистане. Во всех случаях это делалось вне рамок ООН, хотя потом эта организация формально подключалась к операциям в Абхазии и Таджикистане. Во всех случаях имело место принуждение к миру, то есть применялся тот единственный способ, который может дать реальный эффект, а статус миротворческих сил СНГ получали российские войска, уже дислоцированные в данных регионах. Везде Россия добилась успеха, прекратив войну, то есть показав несравненно более высокую эффективность, чем миротворцы ООН.

В период провалов и ошибок России, во-первых, удалось добиться безъядерного статуса для Украины, Казахстана и Белоруссии. И эта невидимая победа российской дипломатии далась не так легко, если вспомнить ядерные претензии Киева и Минска в начале 90-х. Во-вторых, Россия, в отличие от Сербии, не стала проводником чёрного передела межреспубликанских границ. Это спасло нас от полномасштабных кровопролитных столкновений с соседями. В-третьих, именно Россия в первой половине 90-х без помощи США и Европейского союза прекратила шесть вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР. Грузино-осетинский и приднестровский конфликты были остановлены летом 1992 года, грузино-абхазский конфликт и внутригрузинская гражданская война - осенью 1993 года, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха - в мае 1994 года, гражданская война в Таджикистане - в 1997 году. Более того, в Таджикистане именно Россией была предложена эффективная модель постконфликтного урегулирования.

Другой вопрос, что в силу разных обстоятельств мирные соглашения и договорённости так и не смогли заработать в полную силу. Но российское доминирование на постсоветском пространстве в «проклятые 90-е» было практически официально признано американской и европейской дипломатией. При этом самой России в течение 90-х удавалось сохранять имидж страны, которая намного дальше других стран СНГ продвинулась в области демократических преобразований (личные свободы, федерализм) и реформировании экономики. Отсюда и взгляд на Россию как на ворота в Европу (и на Запад вообще). И наконец, у России тогда не было реальных политических конкурентов (и даже претендентов на подобную роль) среди постсоветских государств.

Украина в 1991 году отделилась от России, не очень поняв, зачем она это сделала (сознательно хотевшие независимости западенцы составляли незначительное меньшинство населения). И все 90-е на фоне России была жалкой неудачницей, отставая абсолютно во всём. Хотя объективно должна была сразу уйти от России в отрыв, имея гораздо более компактную, хотя и довольно большую территорию без Заполярья, Дальнего Востока и Кавказа, с хорошо развитой транспортной и промышленной инфраструктурой, отличным сельским хозяйством, образованным и относительно этнически однородным населением. Отсутствие нефти и газа никак не могло быть решающим фактором отставания (посмотрим на страны Балтии, где нет вообще ничего, а живут они на порядок лучше нас всех). Однако Украина полностью и оглушительно провалилась.

Таким образом, говорить о том, что ельцинская политика в СНГ была сплошной цепью отступлений, как минимум несправедливо. В то же время следует заметить, что тогда в российской политике на постсоветском пространстве были сформированы некоторые ущербные подходы и представления, которые после 2000 года получили гипертрофированное развитие. Прежде всего следует упомянуть складывание «комплекса распада Советского Союза». Россия и в 90-е годы, и после 2000 года воспринималась собственной элитой как непризнанное государство, не являющееся самодостаточным. Отсюда конъюнктурный характер российских действий в СНГ, а также широкое использование постсоветской политики на внутриполитическом рынке. Российская политика в СНГ с конца 90-х стала восприниматься как исправление «беловежской вины». Вместо размежевания советской и российской политики руководство новой России в нулевые годы взяло на себя советское бремя. Отсюда же и ставка на советский запас прочности во взаимоотношениях с новыми национальными государствами, а также взгляд на СНГ как на неотчуждаемую геополитическую собственность России, за которую не надо бороться каждый день.

В первой половине 90-х не было никаких сомнений в том, что всё СНГ является сферой влияния России, это относилось даже к такой мощной (по крайней мере потенциально) и амбициозной стране, как Украина. Начиная со второй половины 90-х внутри СНГ начал формироваться антироссийский блок ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия), но всё-таки даже его члены приличия в отношении Москвы соблюдали.

И сегодня советский дискурс с каждым днём становится всё более популярным не только в России, но и на Западе. В случае с Россией апелляция к советскому прошлому является мощным ресурсом легитимации режима. Нынешняя российская элита предпочитает рассматривать себя не как наследницу мрачных 90-х, а как продолжателей политики великой державы СССР. Сегодня уже невозможно представить себе выступление ведущих политиков страны без положительного упоминания советского периода истории.

Надо понять, что программа «Время», газета «Известия» и прочие подобного рода СМИ, рассказывающие о нашем «подъёме с колен», за пределами бывшего СССР популярностью не пользуются. Поэтому взгляд на происходящее у нас там несколько объективнее, чем внутри России. Конечно, ещё не всегда и не везде. Например, восточные европейцы пока заходятся в ритуальной истерике по поводу «русской угрозы». Что ж, на этих людях лежит слишком сильная печать «совка», да и от исторических комплексов никуда, видимо, не уйдёшь.

Однако советские ценности актуализируются не только внутри России. Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, политические лидеры и «творцы смыслов» в США и государствах Европейского союза ежедневно демонстрируют готовность преодолеть наследие эпохи холодной войны и окончательно похоронить «империю зла». С другой стороны, именно на Западе сформировался миф о возрождающемся советском колоссе. Интересно то, что базовые элементы западного неосоветского мифа совпадают с кремлёвской политической пропагандой. Сегодня прогнозами о возможном воссоздании Советского Союза (как вариант - более либерального и модернизированного СССР-2) наполнены газеты, журналы, интернет-сайты Европы и США.

«Рост влияния России в мире», «укрепление наших позиций на международной арене» являются любимыми штампами кремлёвского агитпропа. При этом всё время подчёркивается, что «рост влияния» и «укрепление позиций» произошли на фоне «провала и позора» 90-х, когда Россия «стояла на коленях». Одновременно тот же агитпроп представляет Россию окружённой врагами, коими оказываются страны типа Грузии и Латвии. Тут удивительны сразу две вещи: что ж это за рост и укрепление, если у России всё больше врагов, причём прямо на её границах? И почему враги у нас такого масштаба? Может быть, масштаб Грузии и Латвии как раз соответствует нынешнему масштабу «укрепившейся» России?

Конечно, советский миф - это весьма удобный инструмент в руках политиканов. Он выгоден, во-первых, новой российской элите. С его помощью обеспечивается «подморозка» страны и минимальная степень автаркии. Несмотря на резкие заявления, на максимальное «закрытие страны» у нынешних хозяев Кремля вряд ли хватит сил и воли. Всё же очень хочется пользоваться пластиковыми карточками системы Visa, ездить VIP-туристами по миру, заседать в «Большой восьмёрке». Во-вторых, советский миф интересен и выгоден определённым кругам США и Европы для того, чтобы оправдывать собственные провалы, завышенные и неоправдавшиеся ожидания в Восточной и Центральной Европе, просчёты в деле «демократизации» Балкан и Ближнего Востока. И здесь «ястребы»-антисоветчики из Вашингтона и Брюсселя косвенно выступают «стратегическими партнёрами» российских поборников возрождения великой державы. Причём с позиции как российских, так и западных мракобесов, современная Россия - непризнанное государство. Она остаётся заложницей прошлого и не может прагматично оценить собственные (не советские) ресурсы, реалистично понять свои национальные интересы, определить своих геополитических союзников, партнёров и оппонентов. Для этого нужно сделать то, на что так и не решились за последние 18 лет, - сбросить с себя неподъёмный советский груз и определить собственную российскую национально-государственную идентичность.


Летом 1980 г. в Польше начались выступления рабочих, поводом для которых послужило очередное повышение цен. Постепенно они охватили города северного побережья страны. В Гданьске на базе межзаводского забастовочного комитета сложилось профсоюзное объединение «Солидарность».

Под знаменем «Солидарности»

Его участники предъявили властям «21 требование». В этом документе содержались как экономические, так и политические требования, в том числе: признать свободные, независимые от государства профсоюзы и право рабочих на забастовки, прекратить преследования за убеждения, расширить доступ общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др. Руководителем Всепольской комиссии профобъединения «Солидарность» был избран рабочий-электрик Л. Валенса.

Расширявшееся влияние профобъединения, начавшееся перерастание его в политическое движение подтолкнули правительство к введению в декабре 1981 г. военного положения в стране. Деятельность «Солидарности» запретили, её лидеров интернировали (подвергли домашнему аресту). Но власть не могла устранить назревший кризис.

В июне 1989 г. в Польше состоялись парламентские выборы на многопартийной основе. На них победила «Солидарность». Новое коалиционное правительство возглавил представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий. В декабре 1990 г. президентом страны был избран Л. Валенса.

Лех Валенса родился в 1943 г. в крестьянской семье. Окончил школу механизации сельского хозяйства, начал работать электромехаником. В 1967 г. поступил электриком на судоверфь им. Ленина в Гданьске. В 1970 и 1979-1980 гг. - член забастовочного комитета верфи. Один из организаторов и руководителей профсоюза «Солидарность». В декабре 1981 г. интернирован, в 1983 г. вернулся на верфь в качестве электрика. В 1990-1995 гг. - президент Республики Польша. Неординарная политическая судьба Л. Валенсы порождена и временем, и личными качествами этого человека. Публицисты отмечали, что он «типичный поляк», глубоко верующий католик, семьянин. Вместе с тем его неслучайно назвали «гибким человеком из железа». Он отличался не только ярко выраженными способностями политического борца и оратора, но и умением избирать собственный путь, совершать поступки, которых не ожидали от него ни противники, ни соратники.

1989-1990-е годы: большие перемены

Панорама событий

  • Август 1989 г. - сформировано первое правительство «Солидарности» в Польше.
  • Ноябрь - декабрь 1989 г. - массовые выступления населения и смещение коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии.
  • К июню 1990 г. в результате многопартийных выборов во всех странах Восточной Европы (кроме Албании) пришли к власти новые правительства и лидеры.
  • Март - апрель 1991 г. - первые парламентские выборы на многопартийной основе в Албании, с июня у власти коалиционное правительство.

В течение менее чем двух лет сменилась власть в восьми странах Восточной Европы. Почему так случилось? Этот вопрос можно задать относительно каждой страны в отдельности. Можно также спросить: почему это произошло во всех странах практически одновременно?

Рассмотрим конкретные ситуации.

Германская Демократическая Республика

Даты и события

1989 г.

  • Октябрь - массовые антиправительственные демонстрации в разных городах, их разгон, аресты участников, подъём общественного движения за обновление существовавшего строя.
  • 9 ноября - пала Берлинская стена.
  • К концу ноября в стране возникло свыше 100 политических партий и общественных движений.
  • 1 декабря - отменена 1-я статья Конституции ГДР (о руководящей роли Социалистической единой партии Германии).
  • Декабрь - массовый выход членов СЕПГ из партии, к январю 1990 г. из прежних 2,3 млн в партии осталось 1,1 млн человек.
  • 10-11 и 16-17 декабря - чрезвычайный съезд СЕПГ, преобразование её в Партию демократического социализма.


Падение берлинской стены

1990 г.

  • Март - выборы в парламент, победа консервативного блока «Альянс за Германию» во главе с Христианско-демократическим союзом.
  • Апрель - сформировано правительство «большой коалиции», половину постов в котором заняли представители ХДС.
  • 1 июля - договор между ГДР и ФРГ об экономическом, валютном и социальном союзе вступил в силу.
  • 3 октября - вступил в силу Договор об объединении Германии.

Чехословакия

События, названные впоследствии «бархатной революцией» , начались 17 ноября 1989 г.В этот день студенты организовали в Праге демонстрацию в связи с 50-летием антинацистского выступления чешских студентов в годы немецкой оккупации. Во время демонстрации зазвучали требования демократизации общества, отставки правительства. Силы правопорядка разогнали демонстрацию, задержали некоторых участников, несколько человек были ранены.


19 ноября состоялась демонстрация протеста в Праге с антиправительственными лозунгами, призывами к забастовке. В этот же день был учреждён Гражданский форум - общественное движение, выдвинувшее требования сместить ряд руководителей страны с их постов, а также восстановлена Социалистическая партия (распущенная в 1948 г.). Поддерживая общественный протест, пражские театры, в том числе Национальный театр, отменили представления.

20 ноября в Праге прошла 150-тысячная демонстрация под лозунгами «Конец правлению одной партии!», начались манифестации в разных городах Чехии и Словакии.

Правительству пришлось вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий. Некоторое время спустя председателем Федерального собрания (парламента) стал А. Дубчек. Президентом страны был избран В. Гавел.


Вацлав Гавел родился в 1936 г. Получил экономическое образование. В 1960-е годы начал работать в театре, стал известен как драматург, писатель. Участник «пражской весны» 1968 г. После 1969 г. был лишён возможности заниматься своей профессией, работал разнорабочим. В период с 1970 по 1989 г. трижды находился в заключении по политическим мотивам. С ноября 1989 г. - один из лидеров Гражданского форума. В 1989-1992 гг. - президент Чехословацкой Республики. С 1993 г. - первый президент вновь образованной Чешской Республики (занимал этот пост в 1993-2003 гг.).

Румыния

В то время как в соседних странах уже произошли серьёзные перемены, в Румынии 20-24 ноября 1989 г. проводился XIV съезд коммунистической партии. Пятичасовой доклад Генерального секретаря партии Николае Чаушеску о достигнутых успехах шёл под нескончаемые овации. В зале звучали лозунги «Чаушеску и народ!», «Чаушеску - коммунизм!». С бурной радостью съезд встретил сообщение об избрании Чаушеску на занимаемый им пост на новый срок.

Из публикаций в румынских газетах того времени:

«Империалистическим силам, которые наращивают усилия по подрыву и дестабилизации социализма, говоря о его «кризисе», мы отвечаем делами: вся страна превратилась в огромную стройку и цветущий сад. И это потому, что румынский социализм - это социализм свободного труда, а не “рынка”, он не оставляет кардинальные проблемы развития на волю случая и не понимает совершенствование, обновление, перестройку как реставрацию капиталистических форм».

«Единодушная приверженность решению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост Генерального сокретаря РКП является политическим голосованием за продолжение проверенного, подтверждённого жизнью созидательного курса, а также признанием героического примера революционера и патриота, руководителя нашей партии и государства. Вместе со всем румынским народом писатели с чувством полной ответственности присоединяются к предложению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост главы нашей партии».

Спустя месяц, 21 декабря, на официальном митинге в центре Бухареста из толпы вместо здравиц раздались крики «Долой Чаушеску!». Действия армейских частей, направленных против демонстрантов, вскоре приостановились. Поняв, что ситуация вышла из-под контроля, Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску (известный партийный деятель) бежали из Бухареста. На следующий день их арестовали и предали суду трибунала, проводившемуся в условиях строгой секретности. 26 декабря 1989 г. румынские средства массовой информации сообщили о суде, приговорившем чету Чаушеску к смерти (их расстреляли через 15 минут после объявления приговора).

Уже 23 декабря по румынскому телевидению было объявлено о создании Совета Фронта национального спасения, который взял на себя всю полноту власти. Председателем Совета ФНС стал Ион Илиеску, некогда деятель компартии, неоднократно смещавшийся в 1970-е годы с партийных постов за оппозиционные настроения. В мае 1990 г. И. Илиеску был избран президентом страны.

Общим результатом событий 1989-1990 гг. стало падение коммунистических режимов во всех странах Восточной Европы. Коммунистические партии распались, некоторые из них преобразовались в партии социал-демократического типа. К власти пришли новые политические силы и лидеры.

На новом этапе

«Новые люди» у власти являлись чаще всего политиками либерального толка (в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехии). В некоторых случаях, например в Румынии, это были перешедшие на социал-демократические позиции бывшие деятели компартий. Основные мероприятия новых правительств в экономической сфере предусматривали переход к рыночному хозяйству. Началась приватизация (передача в частные руки) государственной собственности, отменялся контроль за ценами. Значительно сокращались социальные расходы, «замораживалась» зарплата. Ломка существовавшей ранее системы проводилась в ряде случаев самыми жёсткими методами в кратчайшие сроки, за что получила название «шоковая терапия» (такой вариант был осуществлён в Польше).

К середине 1990-х годов проявились экономические и социальные издержки реформ: спад производства и разорение сотен предприятий, массовая безработица, рост цен, расслоение общества на немногих богатых и тысячи людей, живущих за чертой бедности, и др. Правительства, ответственные за реформы и их последствия, стали терять поддержку населения. На выборах 1995-1996 гг. в Польше, Венгрии, Болгарии победили представители социалистов. Усилились позиции социал-демократов в Чехии. В Польше в результате изменения общественных настроений проиграл президентские выборы популярнейший в начале 1990-х годов политик Л. Валенса. В 1995 г. президентом страны стал социал-демократ А. Квасьневский.

Перемены в основах общественного строя не могли не сказаться на национальных отношениях. Прежде жёсткие централизованные системы связывали каждое государство в единое целое. С их падением открылась дорога не только для национального самоопределения, но и для действий националистических и сепаратистских сил. В 1991 -1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик - Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Боснийский кризис. Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты - к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита - кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992-1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи жителей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии военные действия в Боснии были остановлены.

В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора - НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба.

Иной путь урегулирования национальных проблем избрали народы Чехословакии . В 1992 г. в результате референдума было принято решение о разделе страны. Процедуру раздела основательно обсудили и подготовили, за что публицисты назвали это событие «развод с человеческим лицом». 1 января 1993 г. на карте мира появились два новых государства - Чешская Республика и Словацкая Республика.


Перемены, произошедшие в восточноевропейских странах, имели значительные внешнеполитические последствия. В начале 1990-х годов перестали существовать Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В 1991 г. из Венгрии, Восточной Германии, Польши, Чехословакии были выведены советские войска. Центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран - прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. - ещё 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. - Румыния и Болгария.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы (так стали называть регион) у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005-2010). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.


В 20 веке политическую карту мира навсегда изменили две мировые войны и множество локальных конфликтов. Десятки стран появлялись и исчезали в пламени войны.

Достоин внимания и тот факт, что к началу 20 века на планете находилось всего несколько десятков независимых государств. К концу же богатого на события мирового значения века, их уже стало чуть меньше двухсот. Тем не менее, некоторые из новообразовавшихся стран не дожили до наших дней и сгинули в жерновах истории вместе со своими флагами, правительством и всем остальным.

Нейтральный Мореснет (1816-1920)



После падения империи, созданной Наполеоном, Европе пришлось пересмотреть свои границы. Этот небольшой участок земли площадью около 3,5 км², расположенный между современными Германией и Бельгией, остался ничейным при перерисовке границ. Получившаяся нейтральная зона совместно управлялась Нидерландами и Пруссией.
Государство, жители которого считались лицами без гражданства, но которое имело свой флаг и герб, просуществовало вплоть до 1920 года. Тогда после Первой мировой войны по Версальскому договору Мореснет отошел к Бельгии.

Республика Сало (1943-1945)



Также известна как итальянская социалистическая республика. Сало было марионеточным государством в Италии, управляемым Муссолини. Липовую страну признавали только Германия, Япония и другие государства из нацистского блока и для сохранения контроля над ней требовалась значительная поддержка немецких войск. Правительство республики утверждало, что им принадлежит вся северная часть Италии и Рим, но, по сути, управление ею осуществлялось из маленького города Сало, расположенного возле озера Гарда к востоку от Милана. ИСР прекратило свое существование в 1945 году, когда силами союзников из страны были выдворены последние фашистские оккупанты.

Объединенная Арабская Республика (1958-1971)



Это был краткосрочный политический союз между Египтом и Сирией, державшийся на общей ненависти к Израилю. Сирия вышла из состава республики спустя 3 года, так как не смогла уладить свои разногласия с союзником. Египет вплоть до 1971 года продолжал именоваться ОАР.

Сикким (1642-1975)



Сикким был небольшим самостоятельным княжеством под управлением династии Намгьял с 1642 года (первым королем стал Пхунцог Намгьял). В 1975 году Сикким был поглощен Индией и вошел в ее состав в качестве 22-го штата. В период независимости Сиккима, через него проходил знаменитый Шелковый путь в Китай.

Цейлон (1505-1972)



Эта страна, расположенная в Южной Азии, ныне известна как Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Цейлон имел богатую историю международных отношений, будучи с 7 века торговым центром для арабов, а после для европейцев. Цейлоном поочередно правили португальцы, затем голландцы и, наконец, британцы, от которых Цейлон обрел полную независимость в 1948 году. В 1972 году Цейлон сменил название на Шри-Ланка.

Чехословакия



Чехословакия была образована на осколках Австро-Венгерской империи и мирно существовала вплоть до 1938 года, пока сюда не вторгся вермахт. В 1945 году советские войска освободили страну и поставили в ее главе лояльных к СССР политиков. При развале Советского Союза Чехословакия покинула союз социалистических республик. В 1992 году чехи и словаки, имевшие серьезные различия в культуре, решили разделиться на два отдельных государства.

Восточная Германия (1949-1990)



Стена, разделившая Берлин на две части и отделившая Восточную Германию от Западной была построена после Второй мировой войны. Тогда, в ответ на создание Федеративной Республики Германия под управлением США, Великобритании и Франции, Советский Союз основал Германскую Демократическую Республику. В 1990 году стена была разбита, и народ, разделенный на две части снова стал единым целым.

Югославия (1918-1992)



Как и Чехословакия, Югославия была основана на обломках Австро-Венгерской империи путем объединения частей разных стран, в основном Венгрии и Сербии. По сути, Югославия была большим бурлящим котлом, в котором варились свыше 20 этнических групп, имевших разную культуру и традиции. Королевство Югославия было оккупировано Германией во время Великой Отечественной войны. После ее окончания Иосип Тито, лидер партизанских отрядов, создал социалистическую Югославию и стал ее диктатором. В 1992 году социалистическая Югославия была разделена на Хорватию, Боснию, Словению, Сербию, Македонию и Черногорию.

Тибет (1912-1951)



В истории Тибета, насчитывающей несколько тысяч лет, 1912 год – дата знаменательная. Именно тогда Далай-Лама XIII объявил о независимости Тибета от Китая и провозгласил независимое Тибетское государство. В 1951 году китайские войска вторглись в Тибет и оккупировали его. В 1959 году вспыхнуло восстание, направленное против китайских захватчиков, но оно было быстро подавлено. Тибетцы призывают к независимости по сей день, и у них имеется множество сторонников среди мировых политиков и известных деятелей науки и искусства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»